Внеурочная деятельность "Народы мира" 7 класс
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме

Чуева Валентина Владимировна

Внеурочная деятельность  реализует обще интеллектуальное направление во  внеурочной деятельности в 7 классе   в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Дает дополнительную возможность для расширенного изучения географии в 7 классе. Помогает развиивать интерес к предмету и окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии экскурсионно-туристической направленности «Народы мира» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказом от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 (далее - ФГОС НОО);
  • приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 (далее - ФГОС ООО);
  • письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • письмом Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 - приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 21.12.2011г. № 1154 «Об утверждении Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012 – 2015 гг.»

         - примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15;

 - примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15

- Уставом МБОУ СОШ № 92.

Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику  определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.

Идея данной внеурочной деятельности возникла не случайно, а на основе анализа данных о путешествиях россиян по разным странам и регионам мира. С развитием индустрии организованного туризма возник и так называемый самостоятельный («дикий») туризм.

  1. Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.
  2. Задачи программы:
  3. - формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  4. - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения;
  5. - формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
  6. - формирование умения решать творческие задачи;
  7. - формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Образовательные:

  • Расширить знания обучающихся о странах;
  • Обогатить представление обучающихся о жизни в разных странах;
  • Включить обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у обучающихся навыков организации самостоятельных путешествий;
  • Развивать познавательные возможности пятиклассников;
  • Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.
  • Развивать логическое и образное мышление;
  • Формировать социокультурную компетентность, умение общаться  и совместно решать творческие задачи;
  • Устанавливать межпредметные связи: с математикой, иностранным языком, историей, биологией и т.д.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
  • Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

        Вклад учебного предмета в общее образование:

Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;
  • умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность  реализует обще интеллектуальное направление во  внеурочной деятельности в 6 классе   в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Целесообразность обще интеллектуального направления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации  проектной деятельности.

Основными задачами являются:

-  формирование навыков научно-интеллектуального труда;

-  развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

-  формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

-  овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

По итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций,  защита проектов.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций,  предусмотренные стандартом и   основной образовательной программой ООО МБОУ СОШ № 92.

Внеурочная деятельность в области географии «Народы мира»  рассчитана на 74 часа (2 часа в неделю).

Раздел II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

 Метапредметные результаты обучающихся: 

Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление обучающихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты обучающихся:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Личностные результаты обучающихся;

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях.

Раздел III. Содержание курса внеурочной деятельности.

Тема 1. Введение (5 часов).

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

Тема 2. Путешествие по Африке (7 часов).

Население Африки. Этнический состав. Религия и культура. Языковой состав населения.

Тема 3. Путешествие по Австралии и Океании (11 часов).

Население. Культура и быт местного населения. Религиозные обычаи.

Тема 4. Путешествие по Южной Америке (9 часов).

Страны и народы Южной Америки. Языковой состав местных жителей. Этнический состав коренного населения. Культурные особенности стран Южной Америки.

Тема 5. Путешествие по Северной Америке (9 часов).

Страны и народы Северной Америки. Этнический состав коренного населения. Культура и быт коренных народов Северной Америки.

Тема 6. Путешествие по Евразии (24 часа).

Этнический и религиозный состав стран Европы. Культурные особенности Западной и Восточной Европы. Религиозные особенности Китая и Индии. Культура и быт Японии. Этнические и религиозные особенности России. Культура и быт народов России.

Тема 7. Заключение (9 часов).

Раздел IV. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Всего часов

Из них

теория

практика

1

Введение

5

Вводное занятие

1

Обсуждение предварительного плана работы кружка.

1

Обсуждение формата издания журнала: «Человек мира».

1

Оформление карты путешествий по странам и континентам.

1

Оформление карты путешествий по странам и континентам.

1

2

Путешествие по Африке

7

Просмотр короткометражного фильма о населении Африки

1

Составление картосхемы религиозного состава населения Африканских стран.

1

Составление картосхемы религиозного состава населения Африканских стран.

1

Сбор материала для первой статьи.

Тема: «Культура и традиции Африканских стран».

1

Выпуск первого номера журнала «Человек мира».

1

Выпуск первого номера журнала «Человек мира».

1

Виртуальное путешествие по странам Африки.

1

3

Путешествие по Австралии и Океании

11

Виртуальное путешествие по Австралии и Океании.

1

Составление фото коллажа народов Австралии и Океании.

1

Составление фото коллажа народов Австралии и Океании.

1

Составление картосхемы этнического состава населения Австралии и Океании.

1

Составление картосхемы этнического состава населения Австралии и Океании.

1

Выбор тем для докладов.

1

Чтение докладов подготовленных членами кружка и их обсуждение.

1

Чтение докладов подготовленных членами кружка и их обсуждение.

1

Выбор лучшего доклада для журнала «Человек мира».

1

Выпуск нового номера журнала «Человек мира».

1

Выпуск нового номера журнала «Человек мира».

1

4

Путешествие по Южной Америке

9

Выбор географической книги для внеклассного чтения и организация читательской конференции по книге.

1

Составление картосхемы языковых групп, стран Южной Америки.

1

Составление картосхемы языковых групп, стран Южной Америки.

1

Проверка готовности к читательской конференции.

1

Проведение читательской конференции по прочитанной книге.

1

Проведение читательской конференции по прочитанной книге.

1

Выпуск третьего номера журнала «Человек мира».

1

Выпуск третьего номера журнала «Человек мира».

1

Просмотр короткометражного фильма посвященного культуре и традициям стран Южной Америки.

1

5

Путешествие по Северной Америке

9

Виртуальная экскурсия по странам Северной Америки.

1

Организация конкурса рефератов.

1

Составление коллажа на тему быт народов Северной Америки.

1

Составление коллажа на тему быт народов Северной Америки.

1

Подготовка к конкурсу рефератов по географии.

1

Конкурс рефератов на тему: «Культура коренных народов стран Северной Америки».

1

Конкурс рефератов на тему: «Культура коренных народов стран Северной Америки».

1

Выпуск журнала «Человек мира».

1

Выпуск журнала «Человек мира».

1

6

Путешествие по Евразии

24

1

Европа

10

Составление картосхемы языковых групп стран Европы.

1

Составление картосхемы языковых групп стран Европы.

1

Организация диспута на тему: «Культурные различия стран Западной и Восточной Европы».

1

Подготовка к географическому диспуту.

1

Выпуск стенной газеты посвященной тематике диспута.

1

Выпуск стенной газеты посвященной тематике диспута.

1

Географический диспут на тему: «Культурные различия стран Западной и Восточной Европы.»

1

Географический диспут на тему: «Культурные различия стран Западной и Восточной Европы.»

1

Выпуск журнала «Человек мира».

1

Выпуск журнала «Человек мира».

1

2

Азия

6

Виртуальная экскурсия по странам Азии.

1

Подготовка виртуального религиозного путешествия по Индии и Китаю.

1

Виртуальное религиозное путешествие по Индии и Китаю.

1

Просмотр фильма о культурных особенностях Японии.

1

Подготовка к выпуску нового номера журнала «Человек мира».

1

Выпуск нового номера журнала «Человек мира» посвященного гастрономическим особенностям стран Азии.

1

3

Россия

8

Просмотр короткометражного фильма о России.

1

Подготовка виртуального путешествия по «Золотому кольцу России».

1

Виртуальное путешествие по «Золотому кольцу России».

1

Виртуальное путешествие по  столице России.

1

Составление коллажа этнических групп России.

1

Составление коллажа этнических групп России.

1

Подготовка к выпуску специального номера журнала «Человек мира» на тему: «Традиции народов России».

1

Выпуск журнала «Человек мира» на тему: «Традиции народов России».

1

7

Заключение

9

Оформление карты путешествий.

1

Оформление карты путешествий.

1

Подготовка к подведению итогов путешествия по странам и континентам.

1

Подведение итогов путешествия по странам и континентам.

1

Подготовка к выпуску последнего номера журнала «Человек мира» по итогам работы кружка.

1

Выпуск последнего номера журнала «Человек мира» по итогам работы кружка.

1

Выпуск последнего номера журнала «Человек мира» по итогам работы кружка.

1

Подведение итогов работы внеклассной деятельности.

1

Подведение итогов работы внеклассной деятельности.

1

Итого:

74

35

39

Раздел V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, библиотека, компьютерный класс. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • интерактивная доска,
  • Интернет,
  • комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
  • учебно-методическая, справочно-информационная литература:

Электронные издания:

  • Карта: Физическая карта мира
  • Карта: Физическая карта полушарий
  • План и карта
  • Планета Земля: аудиэндиклопедия, 2008. Современные чудеса света («Новый диск»)
  • Страны мира (справочные сведения + таблицы)
  • Чудеса света («ИДДК»)

Сайты в Интернете:

1.География RGO.ru http: / / www.rgo.ru / geo.php?k=fizgeo /global

2.Уголок географа http:/ / www.geograf-ru.narod.ru /

3.Всемирная география http: / / wgeo.ru /

4.Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http:// www.outdoors.ru / unesko / index.php

5.Географическая энциклопедия http: // geoman.ru./

6.География.ру. Страноведческая журналистика http: // www.geografia.ru /

7.Все о географии http: // geosite.com.ru./

8.Вокруг света.http: // www.vokrugsveta.ru /

9.Клуб GEO / http: // www.geo.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы

внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...