Рабочая программа внеурочной деятельности" Подвижные игры" 5 класс
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
Пояснительная записка, распределение материала, описание игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность "Подвижные игры" 5 класс | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочаяя программа внеурочной деятельности
« Подвижные игры» 5 класс
Программу разработала: Зуева И.А.
I. Пояснительная записка.
Направленность программы внеурочной деятельности «Подвижные игры ».
По направлению программа является физкультурно-оздоровительной; по функциональному
предназначению – оздоровительной и общекультурной; по форме организации – внеурочная деятельность; по времени реализации – годичной подготовки.
Программа разработана с учётом практических рекомендаций по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде (из информации по ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
2006-2015г.г.», ФГОС – II).
Концептуальные положения.
1. Игра – исторически сложившееся явление общественной жизни.
2. «Упражнение в радости» - возможность обретения личностью своего «Я».
3. Игры направлены на всестороннее физическое развитие учащихся и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни качеств, являются одним из наиболее действенных средств физического воспитания подрастающего поколения.
4. Ведущая роль практических занятий.
Актуальность.
Совместное постановление Министерства образования, Госкомспорта и Минздрава России
от 16 июля 2002 года о введении трёх обязательных уроков физической культуры в общеобразовательной школе – реальный шаг к решению проблемы повышения двигательной активности школьников, которые играют огромную роль в непрерывном образовании личности.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Данное направление соответствует требованиям и задачам государственного образовательного стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе, так как оно направлено на выполнение учебных нормативов школьной программы.
Педагогическая целесообразность.
Игры как модель современной жизни. Ибо сутью и особенностью игр является мгновенная
смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение игровых действий с мячом и без мяча.
Цель программы:
∙ формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе
осознания собственных возможностей;
∙ способствовать решению проблемы повышения двигательной активности школьников и развитию физических качеств, повышению функциональных возможностей организма;
∙ подготовка школьных команд к участию в Спартакиаде школьников по видам спорта;
∙ личностное развитие обучающихся в рамках образовательной программы школы «Языки мира - мир языков».
Задачи программы:
∙ понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
∙ овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий;
∙ приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
∙ расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
∙ формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма;
∙ приобретение необходимых теоретических и методических знаний в области подвижных и спортивных игр;
∙ овладение основными приёмами современной техники и тактики игры;
∙ воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества;
∙ привитие организаторских, судейских навыков.
Отличительной особенностью программы является то, что игры – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании ЗОЖ, в организации отдыха и досуга, в восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность подвижных и спортивных игр для личности и общества и её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). То есть в основе программы лежит идея саморазвивающего обучения, которое включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их особенностями:
- деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение двигательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности;
- в самоутверждении (самовоспитание, самоопределение амплуа (защитник или нападающий),
свобода выбора игровых действий);
- в самовыражении (творчество, поиск своих способностей и сил);
- в защищённости (саморегуляция, выполнение правил игры, коллективная деятельность, самоопределение);
- в самоактуализации (достижение личных спортивных результатов, адаптация в социуме).
Программа адресована обучающимся основной и средней школы.
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» общим объёмом 34 часа изучается в течение учебного года (1 час в неделю).
Режим занятий: одно занятие в неделю, продолжительность - 40 минут практического занятия в спортивном зале или на спортивной площадке.
Формы организации учебного процесса:
Занятие включают в себя теоретическую и практическую части.
Занятие может проходить в виде:
1) вводных занятий – первые уроки, где часть времени посвящается рассказу об игре, о предстоящих занятиях, о требованиях к учащимся, проводится инструктаж по Т.Б.
2) занятий по изучению нового материала, на которых основное внимание уделяется обучению новым движениям.
3) занятий по совершенствованию изученного материала – большая часть времени отводится технике выполнения движений в различных условиях.
4) игровых, соревновательных занятий – применение изученных технических и тактических приемов в игре.
В результате прохождения программного материала обучающиеся смогут:
1) Иметь представление:
∙ о роли подвижных и спортивных игр во всестороннем физическом развитии личности;
∙ об играх разных стран.
2) Знать:
∙ об истории возникновения игр;
∙ о правилах игры, техники безопасности;
∙ о развитии физических качеств.
3) Уметь:
∙ выполнять упражнения на овладение техникой игры;
∙ сочетать изученные приемы и применять их в игре;
∙ осуществлять судейство в игре.
4) Владеть:
∙ основными технико-тактическими приемами и действиями в игре;
∙ основными теоретическими и методическими знаниями в области спортивных игр.
Ожидаемые результаты программы внеурочной деятельности «Игры народов мира»:
.
Итоговый контроль:
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который
включает 22 вопроса после раздела программы «Баскетбол», выполнение практического задания по разделу «Волейбол», также в конце обучения каждого раздела программы»Пионербол», «Футбол» включены соревновательные, товарищеские, матчевые встречи для овладения изученными приемами непосредственно в игре.
II. Учебно – тематический план программы внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
№ Раздела, тем | Название раздела, тем | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | Подвижные игры | 9 | В процессе занятий | 9 |
2. | «Народный мяч» | 7 | В процессе занятий | 7 |
3. | Спортивные игры | 18 | В процессе занятий | 18 |
Всего: | 34 | 34 |
Учебно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Игры народов мира»
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы занятия |
1 | Подвижные игры (9 ч.) | Инструктаж по ТБ. «Мяч капитану». |
2 | «Перемена мест». | |
3 | «Бег по кругу». | |
4 | «Штандер – стоп». | |
5-6 | «Перестрелка» | |
7-9 | Эстафеты. | |
100000 | «Народный мяч» (7 ч.) | Подвижная игра «Народный мяч», правила игры. Эстафеты. |
11 | Тактика игры в нападении. Учебная игра. | |
12 | Индивидуальные действия в нападении. Учебная игра. | |
13 | Групповые действия в нападении. Учебная игра. | |
14 | Взаимодействия двух, трёх и четырёх игроков. Учебная игра. | |
15 | Командные действия в атаке. Учебная игра. | |
16 | Тактика игры в защите. Учебная игра. | |
17-20 | «Спортивные игры (18ч.) | Волейбол. Правила игры. Подводящие упражнения для ловли мяча. |
21-24 | Волейбол. Упражнения для передачи мяча. Учебная игра. | |
25-27 | Баскетбол Правила игры, ведение, передача мяча». Учебная игра. | |
27-28 | Баскетбол. Взаимодействие игроков, штрафной бросок. Учебная ииграигра. | |
29-30 | Футбол. Передача мяча, остановка, передача. Учебная игра. |
31 | Футбол Учебная игра . | |
32 | Пионербол, правила игры. Игра | |
33 | Пионербол Учебная игра | |
34 | Игра по выбору детей между классами |
III. Содержание программы внеурочной деятельности
№ | Название раздела | Теория: Основные теоретические понятия | Практика: Примерное содержание деятельности | Оборудование, оснащенность | Место проведения |
1. | Подвижные игры | - История возникновения игр. - Правила игр. - Организация и проведения подвижных игр. - Инструктаж по ТБ на занятиях подвижными играми. | -ОФП - СФП - Перемещения, остановки, повороты; - бег с изменением скорости, направления; - различные упражнения с мячами; - Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. | Различные мячи, гимнастические палки, скамейки, скакалки, кегли, свисток. | Спортзал школы, спортивная площадка. |
2. | Подвижная игра «Народный мяч». | - История возникновения подвижной игры. - Её роль в подготовке к занятиям спортом. - Правила игры, участники, состав команд. - Инструктаж по ТБ на занятиях. | - ОФП - СФП - Тактика игры в нападении: а) Индивидуальные действия; б) Групповые действия; в) Взаимодействие 2-х, 3-х, 4-х игроков; г) Командные действия. -Тактика игры в защите: а) Индивидуальные действия; б) Групповые действия; в) Взаимодействие 2-х, 3-х, 4-х игроков; г) Командные действия. - Товарищеские, учебные игры. | Гимнастические скамейки, гимнастические скакалки, волейбольные мячи, свисток, набивные мячи. | Спортзал школы, спортивная площадка. |
3. | Баскетбол | - История возникновения игры. - Правила игры Организация и | - ОФП - СФП - Обучение техники нападения: а) выполнять передачи в парах, тройках на | Баскетбольные мячи, набивные мячи, свисток. | Спортзал школы, спортивная площадка. |
проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях по баскетболу | месте и в движении; б) выполнять ведение, передачу мяча в) выполнять штрафной бросок. Подводящие и подготовительные упражнения. - Техника защиты и нападения а) выполнять передачи в движении, на дальность; б) выполнять Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра. | ||||
Волейбол | История возникновения игры. - Правила игры Организация и проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях по волейболу | - ОФП - СФП - Обучение техники выполнять передачи приема в парах, , выполнять подачу снизу, сверху, сбоку; Подводящие и подготовительные упражнения. а) выполнять подачи сверху, снизу, по зонам б)Игровые упражнения с включением основных приёмов | Волейбольные мячи на пару. | Спортзал школы, спортивная площадка. | |
пионербол | Правила игры Организация и проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях по пионерболу | Обучение техники выполнять подачи,тактике игр Подводящие и подготовительные упражнения.игра | Волейбольный мяч | Спортзал школы, | |
Футбол | Правила игры Организация и проведение соревнований. - Инструктаж по ТБ на занятиях по Футболу | - ОФП - СФП - Тактика игры, остановка мяча, передача мяча, пенальти | Футбольный мяч | спортивная площадка. |
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяется в соответствии с образовательной программой курса.
В результате работы по программе обучающиеся должны знать (в расчёте на один учебный год):
∙ История возникновения игр;
∙ Правила игр;
∙ Технику безопасности на занятиях спортивными играми;
∙ Упражнения для развития физических качеств.
Должны уметь (в расчёте на один учебный год):
∙ Сочетать изученные технико – тактические приёмы и применять их в игре;
∙ Организовывать соревнования и осуществлять их судейство.
IV. Методическое обеспечение
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физической культуре и ФГОС – II и зависит от региона, его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы. Предлагаемое тематическое планирование рассчитано на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортинвентаря.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие спортивного зала, спортивных площадок с разметкой волейбольной и баскетбольной площадок. Для практических занятий по программе необходимы: баскетбольные, волейбольные мячи, свистки, доска, гимнастические скамейки, подвесные мячи, волейбольная сетка, перекладины, гимнастические скакалки, секундомер, протоколы и др.
V. Список литературы:
1. Е.Л. Гордияш, «Физическое воспитание в школе». Волгоград: «Учитель», 2008г.
2. В.А. Красильникова, «Как составить учебную программу» (методические рекомендации) ГОУДПО (ПК)С, «Марийский институт образования», 2005г.
3. Е.И. Колусева, «Физическая культура: сборник материалов по реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области». Волгоград: «Учитель», 2006г.
4. В.В. Малкин, «Игра «Народный мяч»: «Физкультура в школе». 2008г., №8.
5. А.Ю. Костарев Русская лапта. Правила соревнований. М.Советский спорт. 2004г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Москва, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...