Программа по ЛФК для детей с ДЦП
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме
Эта программа разработана для детей с ДЦП с которыми учитель занимаеться на дому. Я подобрала комплекс упражнений для ребёнка который самостоятельно не сидит и не стойт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dtsp.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Принято» на педагогическом совете школы Протокол № 148-К от 29.09. 2016 г. | “Согласовано” зам. директора по УВР _________Шевлякова Е.В.
«29» 09 2016 г | «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей физической культуры, ОБЖ,музыки. протокол №148-К от «29» 09 2016 г. _______________ Т.С.Караблина (подпись руководителя МО | “Утверждаю” Директор МБОУ СОШ №84
_______________ С.С.Горлов
«29» 09 2016 г. |
средняя общеобразовательная школа №84
Рабочая программа
по адаптивной физической культуре
для детей с ДЦП 1-4класс
на 2016/2017 уч. год
Программа разработана учителем физической культуры высшей категории НебывайлоГ.Н
Количество часов в неделю 2 , всего в год 70
Пояснительная записка
к рабочей программе по адаптивной физической культуре
Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Для оказания тренирующего и лечебного действия движение должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор физических упражнений в соответствии с задачами лечения больного, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.
Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.
Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:
· Обучение ребенка бытовым умениям;
· Познание больным элементарной трудовой деятельности;
· Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.
Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.
Принципы методик
ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:
1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
2. Отсутствие длительных перерывов;
3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.
Роль занятий
ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:
· Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
· Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
· Активизирование ослабленных мышц;
· Борьба с искривлением позвоночного столба;
· Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
· Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.
Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.
Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:
1. Для расслабления;
2. Для улучшения динамики;
3. Для стимуляции действий;
4. Упражнения в положении лежа, сидя;
5. Занятия игрового типа и др.
Продолжительность занятий составляет от 20-35 мин основной части, 15-20 заключительной упражнения на расслабление и игровые. Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.
Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!
Комплексы упражнений которые будут использованы в программе:
Занятия для развития движений в суставах
1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
3. Ребёнок ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.
Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота:
1. Ребенок садится на стул с мягкой поверхностью. Его спинку необходимо прижать к спинке стула, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, оказываете ему помощь;
2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.
Занятия, необходимые для растяжки
Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:
1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу. Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!
Все эти упражнения на растяжку направлены на:
1. Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
2. Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
3. Укрепление мышц рук и ног.
Занятия для расслабления
Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется учителем. Инструктор удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).
Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Учитель удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.
Занятия для корректировки дыхания
Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):
1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
2. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.
Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно.
Литература:
1. Программа по физической культуре для детей с ДЦП 1-4 классы.- Ротапринтный участок Ученого методического совета при МП СССР,1986.
2.Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.
N | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
1 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
2 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
3 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
4 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
5 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
6 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
7 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
8 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
9 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
10 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
11 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
12 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
13 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
14 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
15 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
16 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
17 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
18 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
19 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
20 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
21 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
22 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
23 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
24 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
25 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
26 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
27 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
28 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
29 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
30 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
31 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
32 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
33 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
34 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
35 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
36 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
37 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
38 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
39 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
40 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
41 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
42 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
43 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
44 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
45 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
46 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
47 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
48 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
49 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
50 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
51 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
52 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
53 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
54 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
55 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
56 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
57 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
58 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
59 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
60 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
61 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
62 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
63 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
64 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
65 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
66 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
67 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
68 | 1. Занятия для корректировки дыхания 2. И гра с мячом. | ||
69 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
70 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для мам. «Нерожденные дети хотят жить»
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наш жизненный опыт, позиции, складывает характер. Нередко нам кажется, что необходимо сейчас пе...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей «Одуванчик»
Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей «Одуванчик»...
Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...