Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей «Одуванчик»
рабочая программа на тему

Арван Евгения Юрьевна

Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей   «Одуванчик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_oduvanchik.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ «Клюевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено:

____________

Директор:

Абрамова М.К.

Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей

«Одуванчик»

/девиз смены: «Держаться вместе, чтоб не сдуло!»/

2010 год

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  1. Название оздоровительного учреждения – МОУ «Клюевская СОШ»
  2. Тип ДОУ – лагерь дневного пребывания
  3. Директор школы – Абрамова М.К.
  4. Руководитель летнего отдыха – Арван Е.Ю.
  5. Количество детей –  59 человек
  6. Период работы – 18 дней
  7. Стоимость одного дня -  86, 60, стоимость путевки -  1558,8 рублей                      

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной сред, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование у учащихся:
  • положительной Я – концепции;
  • умения ориентироваться в социальной среде;
  • коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
  • Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.
  • Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.
  • Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
  • Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
  • Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
  • формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности

Пояснительная записка

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

В условиях современного общества наиболее успешными являются коммуникативные самостоятельно мыслящие личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения и социальной адаптации детей. Но существует и необходимость научить ребенка сопереживать и уметь анализировать чувства и эмоции окружающих.

На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями — гневом, страхом, обидой.

Чтобы школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. В младшем переходном школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности, положительной самооценки и социальной адаптации детей направлена на решение этих задач.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Таким образом, это подходящее время для получения навыков социализации и социальной адаптации ребенка в условиях меняющихся возможностей личностной реализации.

Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:

  • принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
  • принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности  выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
  • возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
  • распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
  • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
  • моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности

  • Художественно - творческое направление
  • Трудовая деятельность
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • Эстетическое направление
  • Образовательное направление
  • Досуговая деятельность
  • Кружковая деятельность

Приоритетные ценностные ориентиры 

  1. обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
  2. организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
  3. обеспечение безопасности жизнедеятельности участников летнего оздоровительного лагеря;
  4. поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
  5. развитие самостоятельности, самоуправленческих умений  воспитанников.

Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков  в летний период являются:

  1. физическое оздоровление школьников
  2. сохранение и укрепление эмоционально-психологического  здоровья воспитанников
  3. развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
  4. содействие социализации учеников через организацию и проведение социальных проб.

Предполагаемые результаты:

  1. сохранение и увеличение количества школьников охваченных летней оздоровительной компанией;
  2. обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
  3. увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
  4. участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
  5. обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы;
  6. улучшение состояния здоровья детей, восстановление психологических сил, уровня адаптации детей;
  7. повышение мотивации к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
  8. повышение уровня коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умения работать в коллективе;
  9. будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности

Методы диагностики:

  1. Анкетирование, тестирование (входная, выходная диагностика)
  2. Антропометрические исследования детей

Главная идея программы – космическое путешествие всего коллектива смены лагеря.

В течение смены планируется реализация программы по блокам:

  • Организационный;
  • Интеллектуальный;
  • Спортивно-оздоровительный;
  • Творческий;
  • Экологический.

Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием:

  1. Планета встреч
  2. Планета трудоголиков
  3. Планета подвижных игр
  4. Планета интеллектуалов
  5. Планета романтиков
  6. Планета сказок
  7. Планета спорта
  8. Планета юмора
  9. Планета неболейка
  10. Планета юный эколог
  11. Планета рекордов
  12. Планета «Мульти-пультия»
  13. Планета танца
  14. Планета «очумелые ручки»
  15. Планета талантов
  16. Планета этикета
  17. Планета героев
  18. Планета неожиданностей.

Структура самоуправления в лагере:

Экипаж корабля:

Капитан – начальник лагерной смены.

Бортпроводники – воспитатели.

Космонавты – дети.

Задача капитана, бортпроводников – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.

Весь экипаж корабля будет разделен на отдельные службы по определенному виду деятельности (в зависимости от интересов детей):

  • Пресс-служба;
  • Экологическая служба;
  • Служба «Здоровье»;
  • Служба «Культура»

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде звездного неба (вселенной), где центром является космический корабль «Детство». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты  (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.  За долгие 18 дней наш космический корабль «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд.

  Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

  • Закон точного времени.
  • Закон доброты.
  • Закон порядочности.
  • Закон дружбы.
  • Закон безопасности.
  • Закон взаимовыручки.

Заповеди:

  • Экипаж – одна семья.
  • Один за всех и все за одного.
  • Порядок, прежде всего.
  • Каждое дело вместе
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

Условия реализации программы.

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

  • Заместитель директора по воспитательной работе;
  • Педагоги школы;
  • Учитель Физической культуры;
  • Работники Дома культуры;
  • Библиотекарь;
  • Работники участковой больницы.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Информационные материалы.
  5. Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности

программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, участковая больница, детский сад.

Литература:

  1. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
  2. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.
  3. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
  4. Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
  5. Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
  6. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
  7. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.

Режим дня.

Элементы режима дня

«Рябинушка»

«Школа успеха»

Сбор космонавтов

9.00 – 9.10

9.00 – 9.10

Сбор экипажа корабля (организационная линейка)

9.10 – 9.20

9.10 – 9.20

Утренняя зарядка  «Встреча с гуманоидом»

9.20 – 9.30

9.20 – 9.30

Завтрак землянина

9.30 – 10.00

9.30 – 10.00

«Космостарты» (спортивно-оздоровительный час)

10.00 – 11.00

10.00 – 11.00

Час в экипаже (в отряде) – работа по плану отрядов, занятия, общественно-полезный труд  

11.00 – 12.00

11.00 – 12.00

Обед марсианина

12.00 – 13.00

12.00 – 13.00

Отдых  

13.00 – 14.00

13.00 – 14.00

«Экипаж одна семья» (общелагерное дело).

14.00 – 15.30

14.00 – 15.30

«Приведи в порядок себя и свою планету» (уборка территории)

15.30 – 16.00

15.30 – 16.00

Полдник землянина

16.00 – 16.20

16.00 – 16.20

Свободный полет в космосе (свободное время)

16.20 – 16.45

16.20 – 16.45

Вечерний сбор экипажа

16.45 – 17.00

16.45 – 17.00

Режим дня

Элементы режима дня

«Байкал»

Сбор космонавтов

8.30 – 8.40

Сбор экипажа корабля (организационная линейка)

8.40 – 8.50

Утренняя зарядка  «Встреча с гуманоидом»

8.50 – 9.00

Завтрак землянина

9.00 - 9.30

Час в экипаже (в отряде) – работа по плану отрядов, занятия, общественно-полезный труд  

9.30 – 12.30

Свободное время

12.30 – 13.00  

Обед марсианина

13.00 – 13.30

Отдых  

13.30 – 14.00

«Экипаж одна семья» (общелагерное дело).

14.00 – 15.00

Полдник землянина

15.00 – 15.30

Свободный полет в космосе (свободное время)

15.30 – 16.00

Вечерний сбор экипажа

16.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря «Звездный» с дневным пребыванием детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа летнего оздоровительного лагеря «Патриот» с дневным пребыванием детей ( гражданско-патриотическое направление)

Программа  универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.Основная идея программы ЛДП «Патр...

ПРОГРАММА "ПРАВНУКИ ПОБЕДЫ" ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "РАДУГА" С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

ПРОГРАММА "ПРАВНУКИ ПОБЕДЫ" ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "РАДУГА" С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА РАСЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 7-10ЛЕТ...

Досуговая программа деятельности летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей «Лето – это маленькая жизнь»

Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей«Лето – это маленькая жизнь»Возраст детей: 6 – 10 летСоставитель: Чакалова Оксана Иван...

ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей

Увлекательная программа ««Каникулы в Гравити Фолз. Приключения каждый день» написана по мотивам одноименного мультсериала. Мистические загадки, собрания тайного общества, е...

ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей экологческой направленности

Программа «Приключения планет» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нрав...