Интеллектуально- духовные идеалы cовременного обучения
материал по физкультуре (10, 11 класс) на тему

Филатова Виктория Александровна

        Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualno-_duhovnye_idealy_sovremennogo_obucheniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально- духовные идеалы современного обучения

        Государство и общество сегодня называют школу, образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству. Образование призвано  стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и должно решить сверхзадачу – эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности, которая реальностью еще не стала.

        Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».(1)

        В качестве одной из важных целей образования определена популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция.(2)

        Решение этих аксиологических задач является целью  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

          «Не хлебом единым жив человек». Эта старинная русская пословица, созданная самим  народом, как нельзя лучше показывает важность духовной составляющей в жизни каждого  человека. Эта духовная составляющая не появляется в человеке в одночасье. Она  воспитывается  посредством  воздействия на него нравственных идеалов и ценностей, представляющих собой основу  культуры общества.

 Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно –нравственного становления его личности, являются,  семья, Церковь и школа. Именно здесь закладываются основы морально-нравственных ценностей, которыми ребенок будет руководствоваться в своей жизни. Как правило, говоря словами Себастьяна Брандта, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители в пример ему». Семья – это отражение общества, тех процессов, которые в нем протекают.

В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно- нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Причиной этих противоречий, характерных для современной системы образования, является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно- нравственного становлении личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности. Требуемое обоснование становится возможным при рассмотрении этого процесса как системы, с вычислением элементов этой системы. Исследования позволяют утверждать, что системо –образующей основой духовно- нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Это дает нам основание считать православную педагогику системой духовно- нравственного становления личности. (3)

Другим социальным институтом, формирующим ценностный мир ребенка является школа, где проходит процесс овладения опытом предшествующих поколений, приобретаются навыки, необходимые для успешной социализации личности.

Известные события 90х годов ХХ века деформировали систему духовных ценностей, разрушили привычные идеалы российского общества, а место идеалов духовных занял культ материальных ценностей, культ денег. За 20 лет бездуховности, прямой пропаганды легкой жизни, наживы и насилия, идущей из средств массовой информации, сформировалось общество потребителей, для которых их личные интересы превыше всего.  А понятия «Родина»,  «Отечество», «патриотизм» заняли далеко не лидирующие позиции в их иерархии ценностей.

         Не случайно основополагающим документом новых Федеральных Государственных образовательных стандартов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой говорится:

«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

        Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».(4)

        Исходя из данного документа, задача школы сегодня - вернуть истинные ценности в российское общество, руководствуясь национальными идеалами, традициями, примерами беззаветного служения Родине граждан России на протяжении ее многовековой истории.  Воспитание любви к своей Родине начинается с воспитания любви к своему родному городу, родной школе, своей семье.

        Иногда нам кажется, что современный ребенок знает все: с легкостью работает на компьютере, решает задачи повышенной сложности, рассуждает о философии…Год от года усложняются учебные программы, увеличивается толщина учебников… Но школа по- прежнему не всегда умеет решить одну задачу- создать условия для развития Личности Ребенка. Формирование социально- активной личности- все боле актуальная задача современной школы. Решить ее без комплекса знаний о человеческих особенностях, личностных проявлений практически невозможно. Роль и главная задача классного руководителя в этой программе- организация специальной деятельности на занятиях курса «Как стать личностью» и консультирование самостоятельной работы детей в рамках дневника развития. (5)

        Новые Федеральные государственные стандарты заставляют учителя изменить подходы к процессу овладения знаниями и изменить позицию учащихся на уроке, сделав их субъектами  образовательного процесса благодаря  деятельностному подходу и  усилению исследовательской составляющей.

В связи с требованиями времени, проектно-исследовательская деятельность является одной из ведущих технологий современного образования. Это тот вид деятельности, где ребенок может проявить свое творчество, самостоятельность, организованность, коммуникабельность. Что-то вставить про проектную деятельность

Ведь как сказал Ш.Монтескье: «…лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».(6)

Список литературы:

1.Статья А.С.Аникеева, Т.В.Болотиной и др. «О развитии гражданского образования в России».//Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №7, 2003 с.18

2.Концепция модернизации российского образования до 2020г.// http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm

3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 256 с.

4. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // М., Просвещение, 2009г.

5. М.А. Тыртышная. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.- 160 с.

6. Военно- патриотическое воспитание в школе. //В.М. Видякин, Волгоград: «Учитель»,  2006 -280с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуально-духовное воспитание учащихся на уроках технологии

В презентации показана творческая работа учащихся в швейном, кулинарном цехах и на уроках ИЗО....

Интеллектуальная карта- универсальный инструмент обучения

Интеллектуальная карта -это инструмент для внедрения, закрепления, запоминания и применения полученных знаний...

О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики

Учебно-методические материалы для использования на уроках физики и ОПК или интегрированных уроков...

Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащи...