Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности
рабочая программа (5, 6 класс)

Топилина Светлана Анатольевна

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревнование с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЮНОСТЬ» г. Белгорода

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУДО

«Юность»

______________ Колупаева Т.А.

Приказ №___ от _________2016 г.

   

Рабочая программа

по обучению интеллектуальным играм

первого года обучения

социально-педагогической направленности

возраст учащихся 7 – 15 лет

срок реализации 1 год

                                                                  Педагог дополнительного образования

Топилина Светлана Анатольевна

г. Белгород, 2016 год

Образовательная программа: «Интеллектуальные игры»

Вид: модифицированная

Уровень: стартовый

Направленность: социально-педагогическая

Авторы-составители: Слюняев А.А., Гордеев А.А.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

 от «30» 08. 2016 г., протокол № 1

Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «30» 08. 2016 г., протокол № 1

Председатель _________        _________

                      подпись              Ф.И.О


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по обучению интеллектуальным играм первого года обучения составлена на основе модифицированной образовательной программы «Интеллектуальные игры» социально-педагогической направленности.

Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа в год.

        Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа.

        Основной формой организации учебного процесса является групповое занятие.

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревнование с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

Цель программы: создание условий для творческого и интеллектуального развития личности обучающихся через формирование познавательной активности, посредством обучения игре в шашки и нарды,   овладения  базовыми навыками стратегии, тактики и техники игровой  борьбы, расширения общего кругозора и развития интеллекта в игровой деятельности. 

Задачи программы: 

Обучающие:

- познакомить детей с историей появления настольных игр (нарды, шашки);

- обучить детей игре в нарды и шашки, правилам игр;

- формировать навыки творческого мышления и умения решать нестандартные задачи;

- способствовать овладению обучающимися всеми элементами игровой тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

- обучить стратегическим элементам шашечной позиции и основным стратегическим приёмам в типовых положениях;

Развивающие:

- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- способствовать умственному и творческому развитию учащихся, развивать познавательные и интеллектуальные способности, логическое мышление, конструктивные умения, внимание, память;

- развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

- способствовать привитию самоорганизации, познавательных интересов;

- формировать основы игровой культуры;

- формировать коммуникативную культуру;

 В процессе обучения интеллектуальным играм используется  богатейший потенциал шашек и нард, применяются  занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, лото и  домино различной тематики в целях обогащения и развития духовного мира детей.

Отличительные особенности рабочей программы: для обучения выбраны 2 основных раздела «Нарды» и «Шашки», помимо этого программа предусматривает  раздел «Игровая программа», включающая изучение малых форм интеллектуальных игр (логические игры), а также домино, лото и различные конкурсы, викторины, входящие в досуговые программы.

В программе отражены методы работы по расширению возможностей учащихся. Например, переключение внимания учащегося с собственных успехов на интерес к игре и, после успешного завершения этого этапа, на интересы всего детского коллектива.

Программа предусматривает следующие формы занятий:

Занятия делятся на теоретические (в форме бесед, лекций) и практические (отработка на практике теоретических знаний, проходящая в коллективной, групповой и индивидуальной форме в виде игр и соревнований). Теоретические занятия помогают лучше разобраться в особенностях ведения игр, а практические занятия, игры и турниры позволяют на практике реализовать поставленные задачи.

  • беседа;
  • турнир;
  • конкурс;
  • интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Поле чудес», «Что? Где? Когда? Почему?»);
  • викторины;

1  Групповые занятия:

  • лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;
  • диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение дебюта, который, с точки зрения теории Стейница, является неправильным и некорректным, а с точки зрения гипермодернистов − совершенно обоснованным. Учащиеся заранее получают материал к занятию и готовятся к полемике.

2. Индивидуальная работа:

  • работа с заданиями по тактике (на карточках);
  • работа с дебютной картотекой;
  • работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);
  • тренировочные партии с педагогом;
  • разбор сыгранной партии.

3. Игра на турнире.

- Обычные турнирные партии с контролем времени.

- Тематические турниры по определенным дебютам, позициям в шашках, нардах.

- Тематические сеансы одновременной игры против педагога или других более сильных игроков.

- Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.

- Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими коллективами.

- Турнирные  партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.

- Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные игроки против своих менее опытных противников.

4.Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента − соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной партией.

Форма  обучения и условия реализации программы.

Форма  обучения – групповая; Наполняемость учебной группы  первого года обучения – 15 обучающихся.  Режим работы для  первого года обучения  - 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся 1 года обучения должны:

Знать:

- Историю и теорию шашечной и игры в нарды;

- Игровые стили выдающихся мастеров игр в шашки и нарды.

- Основы комбинационной и позиционной игры.

- Основные приемы эндшпильной техники.

- Дебютную теорию.

Уметь:

- Решать сложные позиции с большим числом разветвлений;

- Разбирать дебютные ловушки;

- Применять в тактике игры различные  стили.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

1.Основы шашечной игры.

74

30

44

1.1 Исторический обзор развития шашек. Правила игры. Тактика и техника.

34

22

12

 1.2 Понятия о дебютах. Окончания.

20

6

14

1.3 Практическая игра в шашки.Проведение турниров.

20

2

18

2.

2. Теория игры в классические нарды (длинные).

28

8

20

2.1 Общие положения. Устройство игровой доски, шашки, кости.

4

2

2

2.2Розыгрыш партии. Начальная позиция

8

2

6

2.3Расчет в игре. Движение шашек. Выброс шашек.

6

2

4

2.4 Практическая игра в нарды. Проведение турниров.

10

2

8

3.

3. Игровая программа.

42

1

41

3.1 Введение в программу

2

1

1

3.2Малые формы интеллектуальных игр (логические игры)

8

-

8

3.3 Домино, лото

12

-

12

3.Досуговые программы, конкурсы, викторины

20

-

20

 

ИТОГО

144

43

101


Календарно-тематический план объединения «Интеллектуальные игры»

1 год обучения

№ п/п

Календарные

сроки

Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Количество часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы, техническое обеспечение

Теоретическая часть/форма организации деятельности

Практическая часть/форма организации деятельности

Предполагаемые

Фактические

1 раздел. Шашки. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности -2 часа.

Сентябрь

1.1 Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности.

2

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности.

2 раздел. Исторический обзор развития шашек-2 часа.

Сентябрь

2.1 Исторический обзор развития шашек.

2

Исторический обзор развития шашек.

3 раздел.  Правила игры – 6 часов.

Сентябрь

3.1 Доска. Строение доски. Шашки. Первоначальная расстановка сил. Шашечная нотация.

2

Доска. Строение доски. Шашки. Первоначальная расстановка сил. Шашечная нотация.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Сентябрь

3.2  Ходы шашек. Примеры турецкого удара.

2

Ходы шашек. Примеры турецкого удара.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Сентябрь

3.3 Цель игры. Уничтожение сил соперника. Заключение сил соперника как способ достижения выигрыша.

2

3.3 Цель игры. Уничтожение сил соперника. Заключение сил соперника как способ достижения выигрыша.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

4 раздел. Основы шашечной игры -14 часов.

Сентябрь

4.1  Общие вопросы шашечной игры. Расчет ходов.

2

Общие вопросы шашечной игры. Расчет ходов.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Сентябрь

4.2 Три стадии партии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Потеря простой шашки в большинстве случаев - поражение.

2

Три стадии партии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Потеря простой шашки в большинстве случаев - поражение.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Сентябрь

4.3 Размен, темп, оппозиция.

2

Размен, темп, оппозиция.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

4.4 Центр. Понятие о центре. Столбняк, распутье. Определение.

2

Центр. Понятие о центре. Столбняк, распутье. Определение.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

4.5 Активные бортовые шашки, связка, зажим.

2

Активные бортовые шашки, связка, зажим.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

4.6 Простейшие схемы связок на флангах и в центре. Взаимная связка. Зажим.

2

Простейшие схемы связок на флангах и в центре. Взаимная связка. Зажим. Примеры.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

4.7 Самоограничение (самообложение). Важнейший стратегический прием. «Любки» - отдай любую.

2

Самоограничение (самообложение). Важнейший стратегический прием. «Любки» - отдай любую.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

5 раздел. Тактика и техника – 14 часов.

Октябрь

5.1Тактические цели: мобилизация сил, захват важных опорных пунктов, атака или защита.

2

Тактические цели: мобилизация сил, захват важных опорных пунктов, атака или защита.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

5.2 Подготовка комбинаций, создание угроз и ловушек, прорыв в дамки.

2

Подготовка комбинаций, создание угроз и ловушек, прорыв в дамки.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

5.3 Комбинации. Основные законы комбинации. Идея и механизм комбинации.

2

2 Комбинации. Основные законы комбинации. Идея и механизм комбинации.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Октябрь

5.4Комбинационное «зрение». Комбинации на выигрыш шашки.

2

Комбинационное «зрение». Комбинации на выигрыш шашки.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

5.5 Комбинации на выигрыш шашки в позициях «решето».

2

Комбинации на выигрыш шашки в позициях «решето».

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

5.6 Комбинации на тему – прорыв в дамки.

2

Комбинации на тему – прорыв в дамки.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

5.7 Комбинации типа «роздыха» ( кратковременная передышка)

2

Комбинации типа «роздыха» ( кратковременная передышка)

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

6 раздел. Окончания – 12 часов.

Ноябрь

6.1. Три дамки против одной. Треугольник А.Д. Петрова.

2

Три дамки против одной. Треугольник А.Д. Петрова.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

6 2 Ловушки в случае владения Ноябрь большаком одинокой дамкой.

2

Ловушки в случае владения большаком одинокой дамкой.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

6.3 Три дамки против дамки и простой

2

Три дамки против дамки и простой.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

6.4  Борьба простых шашек. Окончания – позиции с небольшим количеством шашек. Одна шашка против двух и трех шашек. Две шашки против двух, трех и четырех. Три шашки против трех и четырех. Типичные позиции.

2

Борьба простых шашек. Окончания – позиции с небольшим количеством шашек.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Ноябрь

6.5  Четыре дамки против двух. Борьба дамок против простых. Дамка против двух простых.

2

Четыре дамки против двух. Борьба дамок против простых. Дамка против двух простых.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Декабрь

6.6  Решение шашечных задач, этюдов.

2

Решение шашечных задач, этюдов.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

7 раздел. Понятие о дебютах – 4 часа.

Декабрь

7.1 Определение дебюта. Основные цели – мобилизация и наилучшая расстановка их для грядущего боя.

2

Определение дебюта. Основные цели – мобилизация и наилучшая расстановка их для грядущего боя.

Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

Декабрь

7.2 Ловушки в дебютах.

2

Ловушки в дебютах.

Разбор ловушек. Учебная игра.

Шашечная доска. Шашки.

8 раздел. Практическая игра в шашки –20 часов.

Декабрь

8.1 Игра в шашки.

2

Игра в шашки.

Шашечная доска. Шашки.

Декабрь

8.2 Игра в шашки.

2

Игра в шашки.

Шашечная доска. Шашки.

Декабрь

8.3 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Декабрь

8.4 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Декабрь

8.5 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Январь

8.6 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Январь

8.7 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Январь

8.8 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Январь

8.9 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

Январь

8.10 Игра в шашки.

2

Игра в шашки

Шашечная доска. Шашки.

1 раздел. Нарды. Вводное занятие – 2 часа.

Январь

1.1 Вводное занятие. Цели и задачи игры в нарды.

2

Вводное занятие. Цели и задачи игры в нарды.

2 раздел. Теория игры в классические  (длинные) нарды – 6 часов.

Январь

2.1 Общие положения: устройство игровой доски. Шашки. Кости.

2

Общие положения: устройство игровой доски. Шашки. Кости.

Игровая доска, шашки, кости.

Январь

2.2 Розыгрыш партии. Начальная позиция.

2

Розыгрыш партии. Начальная позиция.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

2.3 Расчет в игре. Движение шашек. Выброс шашек.

2

Расчет в игре. Движение шашек. Выброс шашек.

Игровая доска, шашки, кости.

3 раздел. Практическая игра в нарды – 20 часов.

Февраль

3.1 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

3.2 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

3.3 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

3.4 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

3.5 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

3.6 Игра в нарды

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Февраль

3.7 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Март

3.8 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Март

3.9 Игра в нарды.

2

Игра в нарды.

Игровая доска, шашки, кости.

Март

3.10 Игра в нарды. Проведение турнира.

2

Игра в нарды.

1 раздел. Игровая программа. Вводное занятие – 2 часа.

Март

1.1 Вводное занятие. Знакомство с понятием «интеллектуальные игры» (в виде практических заданий и упражнений).

2

1.1 Вводное занятие.

Знакомство с понятием «интеллектуальные игры» (в виде практических заданий и упражнений).

2 раздел. Малые формы интеллектуальных игр (логические игры) –8 часов.

Март

2.1 Пазлы  «38 попугаев».

2

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Коробки с пазлами разного размера, на разные темы.

Март

2.2 Пазлы «Любимые герои мультфильмов», «Животные».

2

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Коробки с пазлами разного размера, на разные темы.

Март

2.3 Кроссворд на тему «Профессии».

2

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Игра «Кроссворд» (коробка с частями одной картинки)

Март

2.4 Кроссворд на тему ПДД

2

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Игра «Кроссворд» (коробка с частями одной картинки)

3 раздел. Домино, лото - 12 часов.

Апрель

3.1 Лото «Русское».

2

Правила игры. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Подведение итогов.

Лото классическое (карточки, бочонки с числами)

Апрель

3.2 Лото «Кем быть».

2

Правила игры. Игра. Описание сюжетных картинок. Подведение итогов.

Лото обучающее «Живой мир» (карточки, предметные картинки).

Апрель

3.3 Лото «Транспорт».

2

Правила игры. Игра. Описание сюжетных картинок. Подведение итогов.

Лото обучающее «Живой мир» (карточки, предметные картинки).

Апрель

3.4 Домино классическое.

2

Знакомство с правилами игры. Проведение игры. Подведение итогов.

Коробка домино классическое (костяшки с точками).

Апрель

3.5 Домино «Сафари».

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

Домино детское (карточки, фишки с картинками по тематике).

Апрель

3.6 Домино «Бытовая техника».

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

Домино детское (карточки, фишки с картинками по тематике).

4 раздел. Досуговые программы, конкурсы, викторины- 20 часов.

Апрель

4.1 Игра «Поле чудес» по теме «Животные»

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

круг с цифрами, с секциями банкрот, приз.

Апрель

4.2 Игра «Что? Где? Когда? Почему?»

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз.

Май

4.3 Викторина «Эрудит»

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами.

Май

4.4 Брейн-ринг «Знай! Не знаешь - познай!»

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

табло с цифрами от 0 до 6, красные карточки; 4 карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; записи мелодий; 4 свистка; 3 таблицы с римскими цифрами; изображение натюрморта; 4 бумажные совы.

Май

4.5 "Счастливый случай"

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

Карточки со словами, разноцветные карточки

Май

4.6 Сценарий игры: "Что? Где? Когда?"

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

игровой стол, игровой круг, вопросы для каждого сектора.

Май

4.7 Литературная викторина по сказкам Пушкина

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами.

Май

4.8 Сказочная викторина для младших школьников «Права детей».

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами.

Май

4.9 Литературная викторина к 9 мая с ответами «Я помню! Я горжусь!»

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами.

Май

4.10 Викторина «Полезные ягоды»

2

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Подведение итогов.

2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами.


Содержание программы.

1 раздел. Шашки. История. Правила. Шашки возникли в Египте за 2700 лет до н.э. В России шашки появились в 3-6 вв. н.э. Высоко ценил шашки и хорошо играл в них Петр Первый.

1.1 Шашечная доска. Горизонтали, вертикали, диагонали. Название диагоналей – большак, тройник, двойник, косяки. Центральные и бортовые поля. Шашки. Первоначальная расстановка сил. Нотация доски. Способ записи отдельных положений.

1.2 Ходы шашек. Тихие ходы. Ударные ходы (взятие). Правила взятия. Выбор взятия. Взятие через дамочные поля. Превращение в дамку.

1.3 Сложное взятие. Примеры «Турецкого удара».  Цель игры. Уничтожение сил соперника. Заключение сил соперника (пленение). Ничья. Иллюстрация красивых примеров ничьей. Правило «Тронул – ходи!». Поправление шашки. Запись партий.

1.4 Основы шашечной игры. Общие вопросы шашечной партии. Расчет ходов. Три стадии партии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Принцип соблюдения равновесия сил и стремление к приобретению материального превосходства. Потеря простой шашки в большинстве случаев равносильно поражению. Сила дамки. Вопрос о прорыве.

1.5 Размен, темп, оппозиция. Понятие об оппозиции. Усиленная оппозиция. Наивыгоднейшая оппозиция. Простой размен. Изменение оппозиции при простом размене. Скользящий размен. Понятие о темпе. Способы подсчетов темпов. Соотношение темпов. Застава. Застава по большаку. Застава по тройнику. Застава по двойнику. Мнимая застава. Принцип стеснения.

1.6 Центр. Понятие о позиции. Центральная шашка, как правило, сильнее бортовой. Множество исключений. Понятие о позиционном превосходстве. Позиционное преимущество – важнейший путь к достижению победы. Столбняк, распутье. Определение.

1.7Активные бортовые шашки, связка, зажим. Активные бортовые шашки и их использование для борьбы с центральными группировками. Простейшие схемы связок на флангах и в центре. Взаимная связка. Зажим. Примеры связок. Пример связки в дебютах («перекресток», «обратный перекресток»). Экономичные и неэкономичные связки.

1.8 Тактика и техника. Комбинации на выигрыш шашки. Тактические цели: мобилизация сил, захват важных опорных пунктов, атака или защита, подготовка или осуществление комбинационных взрывов позиции соперника, создание угроз и ловушек, прорыв в дамки. Отыскание наилучшего положения.

1.9 Комбинация – серия ходов, объединенных общим замыслом, связанная с жертвами и форсировано приводящая к разгрому позиции соперника. Комбинации – результат фантазии, находчивости и выдумки играющих. Основные законы комбинации. Идея и механизм комбинации.

1.10 Комбинации на выигрыш шашки. Комбинация – прорыв в дамки.

Комбинация типа: «роздыха» (кратковременная передышка).

1.11 Окончания. Три дамки против одной. Владение большаком, сильнейшей стороной – необходимое условие для достижения выигрыша. Ловушки в случае владения большаком одинокой дамкой. Способ достижения выигрыша  - «Треугольник А.Д. Петрова». Овладение двумя двойниками. Построение невидимой петли для овладения тройниками. Построение решающей позиции. Три дамки против дамки и простой.

Борьба простых. Окончания – позиции с небольшим количеством шашек (не более шести шашек с каждой стороны). Расчет ходов. Одна шашка против двух и трех шашек. Две шашки против двух, трех и четырех. Типичные позиции.

Четыре дамки против двух. Борьба дамок против простых. Дамка против двух простых. Типичные позиции.

Решение шашечных задач, этюдов.

1.12 Понятие о дебютах. Определение дебюта. Основные цели – мобилизация сил и наилучшая расстановка их для грядущего боя.

Ловушки в дебютах. 

1.13 Практические занятия.

2. Нарды. Цели и задачи игры в классические нарды (длинные). История развития нард в России. Теория игры в классические нарды (длинные). Практическая игра. Проведение турниров.

2.1 Правила игры в классические нарды (длинные)

Ход игрока –  бросок зар, а также движение шашек после броска. Белые шашки идут из зоны 13-18 в зону 7-12, а черные из зоны 1-6 в зону 19-24.

Розыгрыш. Расчет в игре.

 2.2 Содержание игры. Правила игры. Начальная позиция. Цель игры. Розыгрыш первого хода. Движение шашек. Запрещенные действия. Расчет выигрыша. Устройство игровой доски, шашки, кости для игры в нарды. Доска состоит из 24 полей, которые сгруппированы по 6 пунктам. У каждого игрока имеется по 15 шашек. Также имеется 2 игровые кости «зары». Провести все свои шашки в «дом» и снять их с доски раньше, чем это сделает соперник. У черных шашек «дом» находится на пунктах 1-6; у белых – на пунктах 13-18.    

3. Игровая программа. 

3.1.  Введение в программу.

Предполагает знакомство с понятием «интеллектуальные игры» (в виде практических заданий и упражнений).

3.2. Малые формы интеллектуальных игр.

Занятия представляют собой знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, кроссворды, ребусы, пазлы и т. д.), что позволяет уже с первых занятий привить интерес к знаниям, учитывая постоянное желание ребенка играть.

3.3. Досуговые программы также в большей степени состоят из элементов коммуникативных, сплочающих игр, предполагающих большую подвижность и эмоциональность учащихся. Например: «Поле чудес», «Что? Где? Когда? Почему?».

4. Лото и домино.

4.1 Цели и задачи игры в лото.  Теория игры. Практическая игра. Правила игры в лото. Фишки поочередно достают из мешочка, а игроки раскладывают их на карточках. Содержание игры:  побеждает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле. Устройство игровой доски, включает в себя фишки и игровое поле.

4. 2 Цели и задачи игры в домино Теория игры. Практическая игра. В игре участвуют 2 и более человек, каждому участнику выдают по 6 фишек, остальные — в резерв (базар) картинками вниз.

Начинает тот, у кого есть фишка — дубль (2 одинаковые картинки на фишке), далее каждый участник по очереди по часовой стрелку выкладывает доминошки так, чтобы картинки совпадали, если доминошки с подходящей картинкой нет, участник идет на базар и берет фишки, пока не возьмет подходящую.
Содержание игры. Выигрывает тот, у кого закончатся фишки быстрее всех. В комплект домино входят фишки — «доминошки». На каждой доминошке по 2 картинки.

Методическое обеспечение программы.

1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии игр (заложенных в программу).

2. Дидактический материал по разделам «Поле чудес», «Что? Где? Когда? Почему?» «Викторины», «Кроссворды», «Сценарии», «Загадки», «Интеллектуальные игры».

3. Реквизит к игровой программе:

- игровые снаряды, игровой стол, фишки, барабан

4.  Настольные игры: «Лото», «Домино», шашки, нарды и т. д.

Методическое обеспечение

В рамках реализации программы применяются методики и технологии Методы работы. 

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАШЕЧНОЙ ТЕОРИИ Собственно обучение шашечной теории следует структуре объекта изучения. Основные компоненты теории: тактика, стратегия, дебют, эндшпиль. Уже на первых занятиях обучающиеся должны иметь тетради (в клетку - это удобнее).

1. Начальный период. С чего начинать: комбинаций, эндшпиля или позиционных правил? Начинать нужно с определения комбинации — это важно с методической точки зрения. Главное - добиться усвоения сущности комбинации, ее техники (как правило, часть обучающихся поначалу пытается вместо жертв делать тихие ходы), понимания эффективности (экономичности, т. е. соответствия цели затратам) комбинации. Для того, чтобы несколько упорядочить хаос детской «стратегии» обучающимся предлагаются четыре «главных» правила (они записываются в тетрадях): 1) шашки в центре сильней бортовых; 2) одной шашкой не следует далеко отрываться от остальных; 3) на обоих флангах должно быть поровну (примерно) шашек; 4) не следует уже в начале партии уводить шашки из первого ряда. Каждое из правил следует доступно обосновать и проиллюстрировать. Уже этот «кодекс новичка» у многих обучающихся дает заметное улучшение качества игры. Начинающие особенно беспомощны в завершающей стадии партии. В начальный период мы учим только строить четырьмя дамками против одной «квадрат», а также ловить четырьмя отрезанными единицами (на двойнике, тройнике, большой дороге) дамку с помощью петли.

2. Комбинационная техника. Для обучения  комбинационной техники у обучающихся педагог должен иметь картотеку комбинаций. Решать дети должны индивидуально: это позволяет дать каждому из них необходимую нагрузку. При решении карточек обязательна «обратная связь»: контроль педагога над качеством и добросовестностью выполняемой работы. На первых порах проверять надо всех обучающихся, позже педагог сам определит, кому можно доверить самоконтроль, а кому предлагать после каждой решенной карточки показать решение нескольких позиций (выборочно). В процессе совершенствования комбинационной техники следует обращать внимание обучающихся на характерные финальные удары, механизмы комбинаций. Наиболее полезные позиции они должны записывать в тетрадь. Обучающиеся решают комбинации на занятии в виде «разминки». Но этой нагрузки недостаточно. Следует приучить их работать дома. В зависимости от технической оснащенности педагога можно давать для домашнего решения карточки-дубликаты, подшивки листов с комбинациями — или заставлять обучающихся переписывать комбинации в тетрадь для домашних заданий. Как и все другие формы занятий, решение комбинаций не должно становиться однообразным, утомительным — об этом особенно следует помнить в начальный период, когда крайне важно сохранять у детей интерес к шашкам! Часто дети, казалось бы, научившиеся проводить комбинации на занятиях, плохо видят их за доской, часто попадаются на простейшие удары? Стимулирование комбинационного мышления, особенно тактической бдительности — труднейшая задача педагога. Тут требуется постоянное напоминание обучающимся о значении тактики.

3. Позиционная игра. Запас сведений о позиционной игре должен быть весьма ограничен. Главное — прочное усвоение информации, постоянное повторение, акцентирование пройденного материала при анализе партий.

4. Дебют. Главное на начальном этапе - объяснить обучающимся значение дебюта. Нет смысла сразу приучать детей к зазубриванию форсированных вариантов (такие методы применяют некоторые педагоги, спеша добиться «результата»). Останавливаемся только на первом ходе cd4. Объясняем принцип развития левого фланга первыми ходами cd4, bсЗ, сb4 для последующего захвата центра и высвобождения отсталой шашки а1. Показываем несколько примеров такой игры: несколько ходов из Ленинградской или Ново-ленинградской защиты. За черных обычно рекомендуем играть Отыгрыш (классическую систему и с разменом вперед - тут есть несколько простых, но полезных ловушек). Показываем 7 - 8 ходов, объясняя план игры за обе стороны. Показываем также вариант Городской партии, получающийся, если белые первыми двумя ходами занимают поля d4 и f4: 1. cd4 dc5 2. gf4 fg5 3. bс3 gh4 4. cb4 bа5 и т. д. Объясняем на этом примере, что в дебюте делать ход gf4 не следует, из-за этого возникают проблемы: вот и в этом варианте черные ставят рожон, избавиться от которого не так просто (для начинающих). Начинающим игрокам не надо препятствовать играть на 1. cd4 - bс5 и fe5. Считается, что «истину» они все равно усвоить не могут, а для них важнее учиться бороться за центр. Кол и Тычок и их обратные системы показывать только для того, чтобы обучающиеся запомнили, как захватить эти поля уже в начале партии. Для стимулирования тактического подхода к игре можно показать несколько дебютных ловушек.

5. Эндшпиль. Усвоение элементарных принципов и примеров эндшпиля имеет огромное значение для воспитания шашечной культуры. Для начала следует усвоить важнейшие технические приемы: оппозиция, отрезание по большой дороге, двойнику, тройнику, петля, вилка, цепочка. Затем можно ознакомить с простейшими этюдными идеями: распутье, запирание, столбняк. Как только педагог сочтет, что обучающиеся достаточно уверенно владеют элементарными тактическими приемами в эндшпиле (размен, комбинация, петля), следует знакомить их с треугольником Петрова. Надо отметить, что к этому способу выигрыша, некоторым его нюансам необходимо не раз возвращаться для повторения и закрепления — опыт показывает, что редко вся группа с первого раза надолго удерживает в памяти все рекомендации. Если группа является достаточно сильной, то можно ознакомить обучающихся с «большим треугольником»— способом выигрыша тремя дамками против дамки и шашки. Очень важно при изучении эндшпиля акцентировать общие принципы. Дети должны усвоить разную оценку шашек в миттельшпиле и эндшпиле: в конце игры, при наличии дамок у противника шашки безопаснее стоят не в центре, а на бортах. При анализе партий надо обращать внимание обучающихся на роль плана: они должны понять, что есть позиции с конкретным (быстрым) выигрышем и технические, где надо достаточно долго играть по определенному плану. На начальном уровне у детей в эндшпиле - большое количество грубых просмотров. Если для квалифицированных шашистов проблемы тактики в эндшпиле практически не существует, то для начинающих возможности провести при скромных ресурсах эндшпиля удар в 1 - 2 хода огромны! Применяются наряду с карточками «обычных» комбинаций карточки с позициями, в которых комбинации создаются дамками и шашками. Это способствует повышению качества игры в окончаниях, сокращению количества грубых ошибок.

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ. Уже говорилось, что обучающиеся должны определенный объем работы по решению комбинаций выполнять дома. Важнейший вид домашней работы - решение заданий из тетради, повторение записанных в ней теоретических выводов. Содержание тетради ученика, ее оформление - отражение его шашечной культуры. АНАЛИЗ ПАРТИЙ. Уже на начальном уровне педагог должен стремиться анализировать с обучающимися почти все сыгранные партии. Важнейший принцип: не обрушивать на обучающихся при анализе отдельной партии слишком много информации. Главное: подчеркнуть, заострить два – три принципиальных момента. После партии заставить обучающихся обобщить: каковы были главные ошибки или неточности в ходе игры? Анализ может быть с одним обучающимся или всей группой. В обоих случаях различные моменты партии, в которых возникала возможность форсированной игры, можно использовать для тренировки расчета обучающихся. Отдельные интересные моменты можно не анализировать на занятии, а дать обучающемуся в качестве домашнего задания.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.  Формы занятий должны быть разнообразными. Главное, что помогает педагогу в подобной ситуации, - хорошая оснащенность карточками и другими заданиями. Это всегда позволяет применять индивидуальный подход, дать разный объем работы разным по возможностям обучающимся. (Кроме того, подобная организация самым благоприятным образом отражается на дисциплине во время занятий). Естественно, педагог должен изыскивать возможности для индивидуальной работы. Это можно сделать пока основная часть группы играет в турнире и т. п. Структуру занятий следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, турниры, конкурсы, анализ партий, переписывание позиций в тетрадь для домашних заданий и т. д. Конечно, главная задача — избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.

УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ. Участие в турнирах на первых порах, конечно, осуществляется внутри группы. В дальнейшем педагог должен стараться разнообразить, оживить игровую практику. Для этого годятся и визит в другую школу, и встреча с юными шашистами из другой организации (это возможно в условиях большого города).

 ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ. Неизбежный «негатив» педагогической работы - постепенная утрата части детей интереса к шашкам. Поэтому мотивации, механизм поддержания у детей устойчивого интереса к шашкам - пожалуй, главное для педагога. От него требуется хорошее понимание детской психологии, чуткое восприятие настроения обучающихся, постоянный поиск новых форм работы. Первые занятия - это реклама шашек. Педагог может избирать разные пути, а еще лучше использовать все виды аргументов. Очень важно уже на первых занятиях объяснить, что желающие достичь серьезных успехов в шашках должны настроиться на период в несколько лет. Обязательно следует внушить обучающимся, что качество игры, результаты в первые месяцы занятий не имеют значения — в принципе, пока все играют слабо. А вот от того, как они будут заниматься дальше, зависят их будущие серьезные успехи. Постоянное внимание педагога, ободряющее слово, утешение при неудаче — все это очень нужно детям. Но этого недостаточно. Группу надо разбить на несколько турнирных подгрупп — по силе игры. Лучше проводить сразу несколько турниров с достаточно ровным составом — это стимулирует активность детей, каждому дает шанс отличиться. Особого внимания, индивидуального подхода требуют девочки. Очень важно, чтобы в коллективе образовалась небольшая группа девочек. Опыт показывает, что одна девочка неуютно чувствует себя среди мальчиков и чаще всего «исчезает». Для поощрения детей можно найти множество способов - маленькие призы, шоколадные медали, дипломы.

ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.  Долг каждого педагога - воспитывать всесторонне развитых людей, заботиться об их идейно-нравственном уровне. Это нужно не только обществу, но и самим детям. Шашки требуют самодисциплины, самоанализа, принципиального, критического отношения к своим ошибкам, недостаткам. Опыт показывает, что люди с ограниченным негибким интеллектом ограничены и в своем шашечном росте. Педагог обязан прививать уже на первых шагах уважение к соперникам, внутреннюю потребность в честной, бескомпромиссной борьбе, иллюстрировать воспитательные беседы примерами из жизни и творчества выдающихся шашистов.

КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ИГРОВУЮ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЙ.  Играть хотят все. Педагогу порой приходится выдерживать целый бой, чтобы убедить своих воспитанников в том, что необходимо также решать комбинации, изучать дебютные ловушки, треугольник Петрова и другие премудрости шашечной игры. Но даже если обучающиеся  внутренне понимают, что играть все время нельзя, и иногда это приносит вред (к примеру, игра с явно слабым или с слишком сильным противником), игровую часть занятий ребята всегда ожидают как сладкое в конце обеда. Однако для того, чтобы этот интерес не пропадал, необходимо по возможности разнообразить проводимые турниры, менять условия турниров, использовать развлекательные моменты, предлагать игры по другим правилам. Благодаря этому, занятия становятся более интересными и увлекательными, позволяют привыкнуть к резким сменам ситуаций, повышают игровое мастерство.

 

Список литературы.

  1. Ахундов Н. Теория и практика игры. -2012.-136 с.
  2. В.Б. Городецкий. Книга о шашках. Москва, Детская литература, 1980.
  3. А.Я.Вирный. Немного о шашках, но по существу. Русский шахматный дом, 2013 г.
  4. Чеботарев Р. Длинные нарды Днепропетровск, 2010-256с




Предварительный просмотр:

«Победа в сердцах поколений»

 «ВСТРЕЧА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ»
Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию Победы в ВОВ и Дню вывода советских войск из Афганистана

«Великая честь – Родине служить»

Ход мероприятия:

ВЕДУЩАЯ:  Добрый день, дорогие друзья, добрый день уважаемые гости!! Сегодня в нашем клубе  тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. К нам в гости пришли люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы страшных сражений, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Вам мы посвящаем нашу встречу. Наша встреча – это встреча трех поколений: очевидцев  событий в Великой Отечественной войне, участников военных событий в Афганистане  и тех, кому лишь предстоит стать

защитниками  Отечества. 

Чтец Нихаев Дима:

Связь поколений, связь времён….

Её не вправе мы нарушить.

Уходит время день за днём,

Боль, оставляя в наших душах.

Уходят люди и с собой

Уносят всё, чем прежде жили,

Что было им дано судьбой,

И всё, чем в жизни дорожили.

Но забывать мы не должны

Из всех ушедших лет ни года.

Они – история страны,

Они – история народа.

ВЕДУЩАЯ:  Нашу встречу сегодня мы назвали “Встреча поколений ”.

ВЕДУЩАЯ:  Сегодня мы представляем главных героев нашей встречи. Представление гостей займет некоторое время и это очень отрадно, что наш клуб стал поистине афганским, со своими традициями и главный центр нашей вселенной  это Валентина Кузьминична Чеченева, наша вторая мама, наш друг, наш помощник, советчик, наше все. Поприветствуем (вручение цветов). Долгие вам лета.

Разрешите представить участников   боевых действий в Афганистане, дружбой с которыми мы гордимся.

У этих мужественных мужчин с большой буквы столько заслуг, регалий, что нам и не снилось, поэтому я с вашего позволения не буду перечислять их звания, должности, а  просто представлю вас всех по старшинству:

  • Попович Николай Семенович;
  • Миронюк Ярослав Дмитриевич;
  • Беседин Юрий Александрович;
  • Санин Николай Витальевич;
  • Башкатов Михаил Васильевич;
  • Колпаков Сергей Александрович.

На нашем мероприятие присутствуют почетные гости:

  • Генеральный директор РЭУ №5 Петрова Лилия Алексеевна;
  • Председатель молодежного совета территорий №27, помощник депутата Манышев Илья Владимирович. Хочется сказать несколько слов об этих людях. Наше сотрудничество длится уже несколько лет. Мы проводим с ними совместные мероприятия, я перечислю:
  • Соревнования по дворовому мини-футболу;
  • Соревнования по дартсу;
  • Городской фестиваль семейных команд по шашкам и шахматам;
  • Второй  год подряд в Доме офицеров проходит День Матери.

Эти люди не афишируют свои заслуги, они молча творят свои красивые дела. Спасибо вам за плодотворное сотрудничество.


К нам на встречу пришли учащиеся
10 лицея  вместе со своим педагогом. В этом  лицее  учился наш  Вадим Чеченев.

ВЕДУЩАЯ:  Всех наших гостей объединяет одно – это страшное слово ВОЙНА! Сегодня мы вспомним две из них, свидетели и участники  которых, присутствуют на сегодняшней встрече.

Чтец: 

Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло...
В Отечественной скольких покосило,
В войне афганской сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны,
И, не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь...
Какая вера, и какая сила
Их повела в последний смертный бой?..
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство, под названьем БОЛЬ.

Дорогие друзья! Давайте вместе перелистаем страницы истории.

На экране фото вечного огня. Торжественная мелодия

«Минута молчания», на фоне мелодии слова:

Ведущий: Двадцатый век – жестокий век! Таким он стал для российской истории. Три страшных войны пришлось пережить нашему народу, нашим солдатам, выстоять и победить: Великую Отечественную, Афганскую и Чеченскую.

ВЕДУЩАЯ:  Звучит мелодия песни «День Победы». 

9 мая по  всей нашей стране прогремят салюты  Победы — Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов: война со страшным противником – опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов. Во второй мировой войне Россия потеряла 27 миллионов сыновей и дочерей. 1418 дней войны. И в каждом из них — боль и горечь утрат, радость больших и малых побед. Каждый приближал Победу как мог. Наши отцы, деды и прадеды делали все, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли,  кто – то встал вместо отца к станку, кто – то заменил мужчин на работе в поле…А что-же героического,  скажите вы, кто не воевал и не трудился на благо страны, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти?.

И что слабые и несмышленые дети могли понять из того,  что происходило вокруг них? Что для них Родина?

Еще они помнят и могут рассказать нам о том трудном, страшном и голодном времени…

Слово предоставляется поколению «детей войны»,  ветерану  боевых действий в Афганистане, полковнику в отставке  Попович Николаю Семеновичу. Сегодня он расскажет о своих детских впечатлениях о войне и представит вашему вниманию свою книгу. Человеку, пережившему две войны, есть о чем рассказать и поделиться с вами. Вам слово,  Николай Семенович.

ВЕДУЩАЯ:  Кажется, всему миру пора одуматься, но снова и снова вспыхивают горячие точки на карте планеты.

Выступление Нихаева Дмитрия (звучит песня об афганской войне).

ВЕДУЩАЯ:  Афганистан… для молодого поколения это всего лишь название страны.

Для поколения 80–х – это война, это и сегодня живая боль, оставшаяся в истории нашей страны так до конца и непонятой и неосознанной большинством россиян. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. 15 февраля исполнился 31 год со дня вывод советских  войск из Афганистана.

Отголоски этой войны еще долго будут звучать в душах тех, кто в ней участвовал. Она долго будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие сыновей. Пока болят раны воинов. Она будет жить в памяти детей, оставшихся без отцов.

ВЕДУЩАЯ: Подвиги в Афганистане сродни подвигам воинов Великой Отечественной войны. Да разве могло быть иначе – одна армия, преемственность поколений, а главное – воинская дружба, где жизнь товарищей дороже своей. 

Воины  принесли с войны свои воспоминания. Они принесли с собой желание рассказать обществу правду о честно выполненном солдатском долге, об утерянных друзьях, о любви к жизни. Каждое время рождает свои книги, своих героев.

Сегодня у нас в гостях воин-интернационалист,  автор книги Афган «Это в сердце моем живет» Санин  Николай  Витальевич, который с честью прошел испытание войной и сегодня на своем примере и примере своих земляков воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане, помогает воспитывать у молодого поколения белгородцев чувство патриотизма и верности солдатскому долгу.

Стоит отметить, что одна из глав книги посвящена Вадиму Чеченеву и  в ней упоминается наш клуб. Вам слово,  Николай Витальевич.

ВЕДУЩАЯ:Для всех вас звучит песня в исполнении воина-интернационалиста Башкатова Михаила Васильевича.

ВЕДУЩАЯ: Будущие защитники Отечества, все присутствующие здесь мальчишки. Скоро предстоит и  Вам занимать место в боевом строю и значит становиться преемниками и продолжателями славных трудовых и боевых традиций нашей Родины. Готовьте себя уже сейчас к службе в армии. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость и, конечно же, хорошо учитесь.

А сегодня из рук мамы воина-интернационалиста  Вадима Чеченева Валентины Кузьминичны  получат  награды  активисты подросткового клуба имени воина-интернационалиста Вадима Чечернева:

За активное участие в жизни клуба награждаются:

  • Нихаев Дмитрий
  • Чибыкин Роман.

Так держать!

Слово предоставляется Валентине Кузьминичне Чеченевой

ЧТЕЦ: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Ведущий: Вечная память всем, кто погиб в этих войнах. Почтим их

Минутой молчания.

Звук метронома, Минута молчания.

ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы хотим сказать вам «Спасибо» за этот подвиг. Очень хочется, чтобы настоящее и будущее молодое поколение  чтили и уважали эти важные слова ПОБЕДА, РОССИЯ, РОДИНА и всё, что за ними стоит.

И сегодня в честь 75-летия Победы в ВОВ, в честь павших в войнах,  мы проводим турнир – турнир памяти.

Слово предоставляется главному судье соревнований Масловой Ирине Владимировне.

ЛИМОНАД (2 БУТЫЛКИ)

ЦВЕТЫ

КОЛБАСА

СЫР

БАГЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...

Рабочая программа группы 2-го года обучения

Рабочая программа группы 2-го года обучения к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АккСи+"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»

     Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)

Представленная рабочая программа предназначена  для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТН...

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития"

Рабочая пр ограмма социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития" предназначена для педагогов дополнительного образования....

Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»

Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...

Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.

Творческое объединение «Английский c увлечением» органично  входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...