ОВИО «Наше наследие» как ресурс формирования духовно-личностных результатов обучения школьников
олимпиадные задания

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Материалы предназначены для учителей истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Конкурсное и олимпиадное движение в рамках сотрудничества РПЦ и ОУ как форма духовно-нравственного развития и воспитания»

ОВИО «Наше наследие» как ресурс формирования духовно-личностных результатов обучения школьников

Доклад

Автор:

Пшеничная Екатерина Сергеевна,

методист МБОУ СОШ №7,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Мичуринск-Наукоград

2022-2023

«Учение, лишенное всякого интереса  и взятое только силой принуждения,  убивает в ученике охоту к овладению знаниями.  Приохотить ребенка к учению  гораздо более достойная задача,  чем приневолить.»

 К.Д. Ушинский

В   докладе   Правительства   Российской   Федерации   о   реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» еще в 2010 году было сказано:   «Необходимо   развивать   творческую   среду   для   выявления   особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему   олимпиад   и   конкурсов   школьников…»   Многие   школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после   окончания   школы   в   реальной   жизни   готов   играть   только   роль исполнителя. Поэтому воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится   все   более   актуальной.   Неопределенность   современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.  Олимпиада   является   одной   из общепризнанных   форм   работы   с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании   личности   ребенка,   воспитывая   ответственность   за   начатое дело,   целеустремлённость,   трудолюбие.   Предметные   олимпиады   не   только поддерживают   и   развивают   интерес   к   предмету,   но   и   стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в   работе   с   дополнительной   литературой;   они   помогают   школьникам формировать  свой  творческий мир. С помощью олимпиады ученики  могут проверить   знания,   умения,   навыки   по   предмету   не   только   у   себя,   но   и сравнить свой уровень с другими.

В современном мире в связи с изменением социальных отношений, с обесцениванием многих жизненных идеалов и образованием идеологической пустоты проблема духовного становления наших детей является достаточно актуальной. Что же есть духовность? В «Словаре русского языка» читаем: «Духовный-ая,-ое.1.Относящийся к умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству». Определения слова «духовность» в словаре нет, возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению. Как сказал православный священник А. Мень: «Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами». В "Толковом словаре русского языка" под редакцией понятие «духовность» трактуется как устаревшее: « Духовность, и, мн. нет, ж. (книжн. устар.) Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.)».

К сожалению, для нового поколения молодежи, для которой такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость – всё, что делает человека Человеком, стали устаревшими или попросту незнакомы. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой. В этих условиях остро ощущается необходимость в воспитании высоконравственной, духовной личности, закладывание основ ценности гражданственности и патриотизма с раннего возраста. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

В настоящее время существует множество различных предметных олимпиад. Современное   образовательное   пространство   сети   Интернет предоставляет возможность нам, педагогам, организовать работу посредством участия  в  дистанционных   олимпиадах,  конкурсах   и   викторинах  по   разным предметам.  

На сайте pravolimp.ru ежегодно проводятся олимпиады не только по «Основам православной культуры», но и АКСИОС, ОВИО, ОРКСЭ (светская этика).   Организатором   является   Православный   Свято­Тихоновский гуманитарный   университет.  Основными целями Олимпиады являются: −  формирование устойчивого интереса к научным знаниям в гуманитарной сфере   учащихся   средних   учебных   заведений   на   всех   этапах   школьного обучения; −  вовлечение   учащихся   в   научно­исследовательскую   и   познавательную деятельность в области истории и культуры Православия; − создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; − содействие учащимся в их профессиональной ориентации; − духовно­нравственное и историко­патриотическое воспитание школьников; −  повышение   научно­методической   квалификации   учителей,   аспирантов, студентов,   научных   работников,   принимающих   участие   в   проведении Олимпиады. В   Олимпиаде   на   добровольной   основе   принимают   участие   учащиеся 1−11­х   классов   государственных,   муниципальных   и   негосударственных образовательных   организаций,   реализующих   общеобразовательные программы. Олимпиада проводится в Москве, других субъектах Российской Федерации,  странах  СНГ  и Балтии по  согласованию   с местными  органами управления   образованием,   при   взаимодействии   с   образовательными   и просветительскими структурами (школами, гимназиями, лицеями, дворцами творчества, епархиальными отделами религиозного образования и комитетами по работе с молодежью). Официальный портал Олимпиады размещен в сети Интернет по адресу: opk.pravolimp.ru  .   Каждый   учитель   может   зарегистрироваться   на   этом   сайте   и   вместе   со своими учениками принимать участие в любой из предложенных олимпиад на выбор: Открытая всероссийская олимпиада школьников «Наше наследие»; Общероссийская   олимпиада   школьников   «Основы   православной культуры»; олимпиада школьников «Основы светской этики»; олимпиада по истории Древней Греции; олимпиада «АКСИОС»; Международная интеллектуальная олимпиада «Hereditas Nostra».

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада (ОВИО) «Наше наследие» создавалась как межпредметная олимпиада, ориентированная на выявления одаренных детей независимо от сферы их особых предметных талантов. Задания, разбитые на различные блоки, позволяют детям продемонстрировать свои способности в скорости и качестве запоминания, эрудиции, скорости мышления при решении логических задач и анализе текстов.

Цели и задачи интеллектуальной олимпиады:

• изучение отечественной истории и культуры;

• развитие проектной работы и расширение методической и содержательной базы интеллектуальных соревнований;

• объединение молодежи в деле изучения и сохранения отечественного культурного наследия;

• знакомство с принципами честной игры;

• создание условий для поддержки одаренных детей;

• повышение педагогической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.

Основные характеристики олимпиады:

1. Главные составляющие олимпиады

1.1. Соревновательная

Олимпиада состоит из соревнований на память, эрудицию и скорость мышления.

1.2. Тематическая

Часть заданий олимпиады связана единой темой. По этой теме также предлагаются специальные исследовательские и проектные задания.

2. Индивидуальный и командный зачеты

Результаты всех участников олимпиады одновременно учитываются в командном и индивидуальном зачетах.

3. Доступность олимпиады для всех учащихся

В олимпиаде могут принять участие ребята разного возраста (с 3 по 11 класс) и уровня подготовки.

4. Олимпиада для учащихся начальной школы

За основу взяты адаптированные для младших школьников интеллектуальные задания старшеклассников, плюс дополнительные конкурсы.

Организаторы олимпиады:

• Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (http://pstgu.ru)

• Методическая группа всероссийской олимпиады по Основам православной культуры (http://www.pravolimp.ru)

• Фонд просвещения "МЕТА" (http://www.fpmeta.org)

• неформальное всероссийское содружество учеников, выпускников и учителей «Хранители истоков».

Краткое описание соревнований:

Соответствия (16 изображений, 1 минута на запоминание, 5 минут на запись)

Смысл задания: запомнить на схеме месторасположение изображений, а затем воспроизвести на соответствующем месте пустого бланка точное и правильно написанное его название.

Кроссворд (10-15 слов, 5 мин)

Смысл задания: решить кроссворд.

Тест на эрудицию (10-15 вопросов, 5 мин)

Смысл задания: выбрать один из четырех вариантов ответа на вопрос.

Логика (15 заданий на 15 мин)

Смысл задания: решить несложные разносторонние логические задачи. Слова (5 мин)

Смысл задания: составить из букв заданного слова максимальное количество слов.

Важно отметить, что для каждой олимпиады задания блока эрудиция и сопутствующих олимпиаде проектных заданий каждый год подбирается важная историческая тема. И все участники олимпиады после ее завершения оказываются обогащенными новыми знаниями. Тема объявляется заранее, и все участники имеют равные возможности для подготовки.

Темы прошедших интеллектуальных олимпиад «Наше наследие»:

2015-2016 - «Русские сказки»; «Сказки русских писателей XIX века»; «Былины»; «Басни русских писателей». «250-летие со дня рождения Н. М. Карамзина»

2014-2015 - «Великая Отечественная война. Города-Герои»

2013-2014 - «Олимпийские игры» (2-4, 5-7 классы), «Первая мировая война» (8-11 классы)

2012-201- «Россия в годы правления династии Романовых»

2011  — 2012 - «Отечественная война 1812»

2010–2011 - «300-летие со дня рождения М. В. Ломоносова»

2009–2010 - «65-летие Победы в Великой Отечественной войне: школа, ученики и учителя в годы ВОВ».

2008–2009 - 1. «История семьи – история России»

2. «Ратная и духовная слава России: Полтавская битва».

2007–2008 - «Музей и школа».

2006–2007 - 1. Школьные туры: «Монастыри в истории» или на усмотрении школ.

2. Региональные полуфиналы: «Монастыри в истории», «65-летие битвы под Москвой».

3. Открытый всероссийский финал: «Монастыри в истории».

2005–2006:

1. Школьные туры: «Ратная слава России: 625-летие Куликовской битвы».

2. Региональные полуфиналы: «Ратная и духовная слава России: на пути к единению (1598–1613)».

3. Открытый всероссийский финал: «150-летие Третьяковской галереи».

2004–2005:

«60-летие Победы в Великой Отечественной войне».

2003–2004 «Православные праздники», «Династия Романовых»

Помимо участия в олимпиаде, школьники могут создавать проектные работы, сопутствующие темам олимпиады. Это могут быть: компьютерные и настольные игры, видеофильмы, игровые путеводители по музею, альманахи и книги памяти, методические пособия.

Первая интеллектуальная олимпиада была проведена в 2003 г. только на уровне православной школы-пансиона «Плёсково» (Московская область), уже в следующем году к участию в олимпиаде присоединились общеобразовательные школы Подольского района, а с 2005 г. в олимпиаде регулярно принимают участие школьники из разных регионов РФ.

Качественный и количественные изменения в организации и проведении олимпиады произошли с 2009, когда главным организатором олимпиады стал Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В 2010-2011 в олимпиаде уже участвовали 600 школ из 40 регионов РФ и были после небольшого перерыва возрождены олимпиадные туры для учащихся начальной школы.

Отличительной особенностью 2010-2011 стало проведения финала впервые за пределами Московского региона. Итоговые соревнования проходили в гимназии № 67 г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургском государственным университете.

С 2010-2011 через сайт олимпиады принимаются результаты туров со всей страны и ведется общероссийский рейтинг.

ОВИО «Наше наследие» получила многочисленные положительные и даже похвальные отклики. И особенно важно отношение к олимпиаде учителей.

В 2022-2023 учебном году с использованием проверенного механизма Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» (ОВИО) будет проведена комплексная олимпиада по теме «Призвание учить» среди учащихся с по 1 по 11 классы.

Главная составляющая ОВИО – не проверка знаний и умений в узкой предметной области, а создание условий и стимулов по изучению выбранной темы.

Каждый год для олимпиады подбирается важная для духовно-нравственного и патриотического воспитания тема, которая раскрывается в заданиях блока на эрудицию, а также в сопутствующих олимпиаде проектных заданиях, дополнительных конкурсах. Фактически ОВИО – это не столько конкурсное мероприятие, сколько образовательно-просветительская программа для заинтересованных детей.

Тема «Призвание учить» включает в себя следующие разделы: знаменитые русские учителя и наставники (подробнее биография и труды К.Д. Ушинского), подвиги учителей и учащихся в годы Великой отечественной войны, история образования в России, современные педагогические и воспитательные практики.

Предложение об объявлении 2023 годом педагога, поддержал президент страны В.В. Путин, отметив: "Конечно, это содержательная, большая, глубокая, важнейшая работа для общества. Важнейшая. Потому что, ну что там, не хочется штампами говорить, но вы создаете будущее страны, укрепляете его, вашими руками, вашими талантами будущее создается ". Организация олимпиады поможет учащимся и их родителей еще раз обратить внимание на значимость работы учителей, не только в образовательном, но и воспитательном плане, повысит престиж работы учителя, а для кого-то поможет определиться с выбором профессии.

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада (ОВИО) «Наше наследие» проводится с 2003 года, нацелена на изучение истории и культуры, объединение молодежи в деле изучения и сохранения отечественного культурного наследия. Организатор олимпиады – Православная Свято-Петровская школа, при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

Сайт олимпиады: http://ovio.pravolimp.ru. На 01.03.2022 на сайте зарегистрированы более 145 тысяч пользователей. Ежегодно в соревнованиях олимпиады принимают участие свыше 150 тысяч школьников из почти всех регионов РФ. Даже в непростых для организации олимпиад 2020-2022 учебных годах в олимпиаде принимала участие больше 200 тысяч школьников из более чем 4000 школ 88 регионов РФ, Республики Беларусь, Казахстана, ряда посольских школ. Олимпиада проводится в четыре этапа: самый массовый – школьный; муниципальный (от 15 тысяч учащихся); региональный (от 2 тысяч учащихся); финальный (от 400 учащихся в разных возрастных категориях). В Перечне олимпиад, утвержденных Министерством просвещения РФ, олимпиада входит в высшую группу. В рейтинговом списке на сайте "olimpiada.ru" с 2020 г. олимпиада неизменно занимает первое место.

Организацию олимпиады по теме «Призвание учить" активно поддерживают руководители общеобразовательных учреждений, ассоциации учителей.

Цель: через проведение масштабного комплексного многоэтапного интеллектуального мероприятия стимулировать познание учащимися общеобразовательных школ и их семьями темы истории образования в России, значимости профессии учителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Задачи: привлечение к участию в олимпиаде максимального числа учащихся 1-11 классов.

Разработка комплектов олимпиадных заданий для школьного, муниципального, регионального и финального туров Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» среди различных возрастных групп: учащихся 1 классов, 2 классов, 3-4 классов, 5-6 классов, 7-11 классов

Дистанционная координация организации отборочных туров (школьный, муниципальный, региональный) интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» (с помощью сайта олимпиады)

Проведение школьных, муниципальных и региональных туров олимпиады среди 1 классов, 2 классов, 3-4 классов, 5-6 классов, 7-11 классов

Экспертиза и обработка результатов отборочного тура. Составление списков участников следующего этапа олимпиады

Дистанционная координация организации финальных туров интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» (с помощью сайта олимпиады)

Организация и проведение финальных туров олимпиады среди 1 классов, 2 классов, 3-4 классов, 5-6 классов, 7-11 классов

Экспертиза и обработка результатов финального тура

Организация и проведение кино-театрального турнира "Призвание учить"

Проведение благотворительной акции

Подведение итогов проведения интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»

Обоснование социальной значимости

В настоящее время в обществе теряется уважение к профессии учителя, педагога, образование стало рассматриваться как услуга, и это очень тревожная тенденция. Учитель, наряду с родителями, - самая важная фигура в воспитании гражданина страны, в его выборе профессии. Очень важно еще раз обратить внимание и родителей, и учащихся на значимость профессии учителя, показать через биографии великих учителей, как их труд влияет на жизнь в стране, как изменяет и воспитывает будущие поколения. И одновременно важно, чтобы талантливые учащиеся при выборе профессии понимали, насколько значимо, когда в обществе много хороших учителей.

Актуальность проблемы подтверждает и решение руководства страны объявить 2023 годом педагога. «В 2023 году мы будем отмечать 200-летие Ушинского – это один из основателей российской педагогики. Нужно так и сделать: 2023 год объявить Годом педагога», – сказал Президент России. По словам Владимира Путина, школьное образование, его качество, доступность – важные темы для общества и каждой российской семьи. Президент отметил, что в создании современной школы важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и родителей. И этому совместному участию учителя, ученика и родителей способствует олимпиада "Наше наследие", так как для подготовки к олимпиаде очень важно участие семьи. Кроме этого впервые в рамках олимпиады планируется организовать такую новую творческую форму, как кино-театральный турнир, где усилиями восьми школьных коллективов будет создана яркая презентация труда учителей. Эта форма может быть в дальнейшем расширена и повторена на олимпиадах по другим важным темам на уровне всей страны.

Для получения данных, которые позволили бы лучше оценить необходимость отдельной образовательно-просветительской программы по теме «Призвание - учить», оргкомитетом ОВИО «Наше наследие» был проведен опрос среди участников заключительных этапов олимпиады, в котором приняли участие более 200 учителей и родителей из более 32 регионов России.

Оргкомитет ОВИО «Наше наследие» с марта 2022 года начал вести подготовку к олимпиаде следующего года, направлены обращение об информационной поддержке в педагогические сообщества и специализированные издания. В ближайшее время будет осуществлена рассылка в региональные министерства образования, которые всегда активно поддерживают олимпиаду. От ряда площадок, где планируется проводить мероприятия олимпиады, уже получен официальный отклик, в большинстве других организациях принято положительное решение о участии в олимпиаде в той или иной форме, готовятся официальные письма.

География проекта

80 регионов РФ, Республика Беларусь, Казахстан, ряд посольских школ. Оргкомитет олимпиады находится в Москве, но благодаря более 15 лет действующему сайту олимпиады создана среда для успешного проведения школьных, муниципальных и региональных туров на указанной территории, что подтверждается ежегодной подробной статистикой участников олимпиады. Заключительные туры собирают участников не менее чем из 15 разных регионов РФ.

Целевые группы

Учащиеся общеобразовательных школ с 1 по 11 классы (7-17 лет)

Очень часто учителя задают вопрос: «Почему возникла такая острая необходимость участия в олимпиадном движении и введение ОВИО «Наше наследие» в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?» Ответ тут очень прост.  Во­первых:  у   нашей   молодежи   ощущается   нехватка   патриотизма, гордости   за   свою   школу,   город,   страну,   ответственности   перед   собой   и обществом.  Во­вторых: участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле   воспитания   молодых   людей.   Ответственность   за   начатое   дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками   учителя   во   всех   делах.   Это   опора   учителя,   проводники   его идей. ОВИО «Наше наследие», как показывает мой педагогический опыт, обладает огромным потенциалом   для   выявления   наиболее   талантливых,   увлеченных   наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то   есть   способствуют   достижению   основных   целей   обучения   в   школе, а также является ресурсом формирования духовно-личностных результатов обучения школьников.

Результаты   моей   работы   говорят   сами   за   себя.   Ежегодно   мои   ученики являются победителями и призёрами школьного, муниципального уровня.  И это высокий показатель! Я довольна им. Но это мы смогли достичь только благодаря труду, желанию и настойчивости. Используя   различные   формы   в   работе   с   обучающимися,   вовлекая   в олимпиадное движение, прививая и воспитывая  определенные качества  мы делаем одно общее дело, растим патриота, гражданина, личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»

Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. В данном докладе приведены  некоторые возможности при интегрированном ...

«Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников».

Тема: «Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников». Автор опыта: Баранова Анна Васильевна, учитель английского языка МКОУ СОШ №7 г. Св...

Мониторинг результатов обучения школьников по дополнительной образовательной программе

Мониторинг результатов обучения школьников по дополнительной образовательной программе Направление «Развитие творческих  способностей обучающихся». Учитель русского языка и литературы Андреева А....

Презентация «Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»

Презентация «Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации  в обучении школьников»...

Перспективный план формирования и диагностики результатов обучения по рус.яз.7 Б кл(2016-2017)

             Перспективный план формирования и диагностики результатов обучения по рус.яз.7 Б кл(2016-2017)...

Язык физической науки как средство достижения образовательных результатов обучения школьников

Язык физической науки как средство достижения образовательных результатов обучения школьников...