Спортивно-оздоровительная программа
учебно-методическое пособие по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Для учителей и учащихся 1-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Спортивно-оздоровительная программа

Рекомендована:

Для учителей и учащихся 1-11 классов

Автор: учитель физической культуры

высшей квалификационной

категории

Муталупова Лариса Юрьевна

         Человечество вступает в третье тысячелетие, испытывая глобальный цивилизованный кризис, который выражается в экологическом, социально-экономическом, политическом и нравственно-духовном кризисе. И в этом кризисе больше всего страдают дети. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы,       50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболева -

ния.

         Данные мед. осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4 – 5 раз, и в 2 раза возросло число хронических больных детей. Такая же «картина» наблюдается и в нашей школе. Дети, которые поступают, в первый класс имеют низкий исход

ный уровень здоровья. Что самым неблагоприятным образом сказывается на процессе и адаптации к школьным нагрузкам, режиму школы, являясь причи-    

ной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

         Наблюдения за здоровьем учащихся за несколько лет показывает, что в 4  - 5 классах здоровье снижается в 5 раз, когда совпадают периоды полового созревания. В 8 классах в 5 раз возрастает частота нарушений со стороны органов зрения, в 4 раза – пищеварительной и мочевыводящей системе.                    

        Среди факторов, влияющих на ухудшение здоровья можно отнести: образ жизни, курение несбалансированное питание, употребление алкоголя, гиподинамия, потребление наркотиков, плохие материально – бытовые усло - вия, непрочность семьи.

        Программа, предложенная мной, позволит решать задачи улучшения здоровья, физического развития, повышения работоспособности учащихся, приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и творческих сведений по физической культуре и спорту, развитие основных двигательных качеств.

        Программа рассчитана на 2 года, в основном на учащихся начальной школы и среднего звена. Почему? Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в младшем школьном возрасте, когда начали и продолжают формироваться все основные системы и функции организма.

        Гигиенисты и врачи также утверждают, что именно детям младшего возраста необходимы лечебные движения.

       Психологи считают, что маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях, именно через движения глаз, рук, перемещения в пространстве ребёнок получает представление о мире, его вещах. В реализации программы должен быть задействован весь коллектив школы, а также помощь медиков, психологов родителей.

Л И Ч Н А Я    Г И Г И Е Н А

        Гигиена (в переводе с греческого означает «приносящий здоровье», «содействующий здоровью») – это одна из наук о здоровье человека, средствами методах его сохранения и укрепления.

        Личная гигиена – это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.

           Наряду с термином «гигиена» часто употребляют и термин «санитария», которая в переводе с латинского означает «здоровье». Однако следует помнить, что в содержании этих понятий имеются существенные различия. Гигиена дает знания о здоровье, о том, как его сохранить и укрепить, а санитария занимается практической реализацией требований гигиены, контролем над соблюдением установленных ею правил.

           Следование правилам личной гигиены предусматривает, прежде всего, рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви.

           Соблюдение рационального суточного режима представляет собой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие ее элементы. Его соблюдение создает оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности.         Объясняется это тем, что при соблюдение режима вырабатывается  определенный ритм функционирования организма, благодаря чему человек оказывается способен выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. Оздоровительное воздействие правильного режима дня обусловлено тем, что организм быстрее приспосабливаться к относительно постоянным условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, способствует повышению качества работы и учебы, нормальному пищеварению, повышению качества работы и учебы, повышению качества сна, который становится более глубоким и спокойным.

        Основа рационального суточного режима, правильное распределение времени для различных видов деятельности и отдыха, питания и сна в течение суток. При установлении суточного режима необходимо иметь в виду, что условия жизни каждого человека существенно отличаются, к тому же каждый человек характеризуется своими индивидуальными особенностями. По этим причинам нецелесообразно устанавливать жесткий и единый для всех суточный режим. Однако основные гигиенические положения в суточном режиме любого человека должны быть едины и незыблемы. К ним, прежде всего, относятся следующие положения:

а) выполнение различных видов деятельности  в определенное  время;

б) правильное чередование трудовой, учебной деятельности и отдыха;

в) регулярное, в одни и те же часы, питание;

г) регулярные занятия физическими упражнениями;

д) полезный досуг, полноценный сон.

           Режим для школьников устанавливается с учетом  возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, а также особенностей условий, в которых они живут и  учатся. При его составлении и, особенно при выполнении необходимо всегда помнить, что помимо уже отмеченного выше, положительного влияния на здоровье, физическое  развитие и работоспособность постоянное соблюдение режима оказывает большое воспитательное значение. Особенно  его соблюдение, имеет в воспитании силы воли. По этому поводу известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский писал: « Поставь над собой сто учителей, они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать с себя».По этой причине рациональный суточный режим должен восприниматься не как нечто извне, а как глубоко осознанное, личностно необходимое условие нормальной повседневной деятельности. Для этого очень важно, что каждый учащийся сам принимал активное участие в его составлении и контроле за его соблюдением,  руководствуясь при этом указанными выше незыбленными требованиями. На основе этих требований, а также учета индивидуальных особенностей и конкретных условий  жизнедеятельности для каждого школьника и должен быть составлен точный распорядок дня с указанием времени, начала и окончания всех основных режимных моментов. В качестве возможных, наиболее удобных, могут быть предложены следующие примерные варианты режимов для старшеклассников, обучающихся в разных сменах.

                   Примерный режим дня учащихся  старших классов

Первая смена

время

Вторая смена

время

Подъём, утренняя гимнастика уборка постели, водные проце

дуры

7.00

Подъём, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели

7.00

Завтрак

7.30

Завтрак

7.30

Дорога в школу

7.50

Пребывание на воздухе

7.50

Начало занятий  в школе

8.30

Подготовка уроков

8.20

Дорога из школы

14.30

Свободные занятия

11.30

Обед

15.00

Пребывание на воздухе

12.00

Пребывание на воздухе

(прогулка, активный отдых)

15.30

Обед

13.00

Приготовление уроков

17.00

Дорога в школу

13.30

Ужин и свободные занятия

21.00

Начало занятий в школе

14.00

Приготовления ко сну

22.30

Дорога из школы

20.00

Сон

23.00

Ужин и свободные занятия

20.30

Приготовление ко сну

22.30

Сон

23.00

        Уход за телом включает в себя уход за кожным покровом, волосами, и полостью рта.

        Кожа имеет исключительно важное значение для нормального состояния организма, являясь наружным покровом тела человека, представляет собой сложный орган, выполняющий множество важных функций, главными  из которых являются  защита внутренней среды организма: выделение из организма продуктов обмена веществ; участие в деятельности теплорегуляционных механизмов организма.

          Кожа  представляет собой тонкий и сложный чувствительный прибор. В ней расположено большое количество нервных окончаний. Подсчитано, что на  1 см поверхности тела приходится около 100 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 холодовых и около 25 точек, которых сосредоточены окончания рецепторов, воспринимающих атмосферное давление. Такая мощная  рецепторная оснащенность позволяет коже обеспечивать постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях.

          При этом надо помнить, что все эти важные функции могут выполняться в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Но такое ее состояние поддерживать не просто. Дело в том, что кожа  человека постоянно обновляется, постепенно отмирает и слущивается ее верхний слой. Омертвевшие чешуйки кожи вместе с потом, жиром и попадающий на нее пылью образуют грязь, которая закупоривает поры, затрудняя обмен веществ. Все это влечет за собой возникновение кожных заболеваний и не благоприятно отражается на здоровье человека.

           У тех,  кто не выполняет гигиенические требования, кожа быстро грубеет, в ней образуются болезненные трещины, через которые в организм проникают болезнетворные микробы, для предотвращения этого необходимо повседневно следить за чистотой своего тела и обеспечивать тем самым процессы самоочищения организма и его защиту.

           Главным средством ухода за кожей является регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой. Это надо  делать не реже одного раза в 4-5 дней, меняя каждый раз при этом нательное белье. Наиболее загрязненные участки тела: лицо, шею, подмышечные и паховую области, стопы ног: необходимо мыть дважды в день, утром и вечером.

        Особого внимания требуют кисти рук. Их всегда следует тщательно мыть с мылом перед едой, после возвращения с улицы, посещения туалета, обращая особое внимание на полости под ногтями.

           Подчеркивая исключительную важность систематического выполнения этого гигиенического требования, выдающий русский хирург Н.И.Пирогов говорил, что есть истины, которые нужно повторять без конца, и обязательное мытье рук - именно такая истина.

           Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье, предохранение от чрезмерного загрязнения во время физкультурно-спортивных занятий и активного отдыха. Нельзя использовать для мытья волос хозяйственное мыло и синтетические порошки, предназначенные для стирки белья. Каждый человек должен индивидуально иметь расческу или специальную массажную расческу.

        Нередко на голове появляется перхоть. Причиной ее возникновения может быть нарушение обменных процессов в организме, которое наблюдается при заболеваниях желудка и кишечника, почек, почек,  желчного пузыря. Причиной  появления перхоти могут быть и некоторые кожные заболевания, например псориаз, себорейная экзема. Но чаще всего она возникает из-за частого загрязнения головы, окраски сухих волос химическими красителями, химической завивки и  т.д.

           Избежать перхоти позволяет правильный уход за волосами. Жирные волосы моют мылом типа «Банное», « Лесное», ополаскивают отваром ромашки, крапивы, тысячелистника, мяты. Сухие волосы рекомендуется мыть один раз в 10-12 дней мылом  « Косметическое», «Детское», « Бархатное», в которых содержатся специальные жировые добавки, и ополаскивать водой, подкисленной лимоном, уксусом.

        Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет от множества инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное питание с достаточным количеством в пище кальция и витаминов  D и B. Очень полезны свежие овощи, лук, чеснок.

           Заболевание зубов легче предупредить, чем вылечить. Для своевременного обнаружения порчи зубов необходимо 2-3 раза в год проходить профилактический осмотр у врача – стоматолога.

           Утром, перед сном и по возможности после каждого приема пищи необходимо в течение 2-3 мин. Тщательно чистить зубы щеткой и пастой с наружной и внутренней стороны, как по горизонтали, так и по вертикали. Полезно полоскать рот слабым раствором поваренной соли. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд.

            Соблюдение правил личной гигиены, одно из непременных условий, которыми характеризуется  поведение культурного человека

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКИМИ   УПРАЖНЕНИЯМИ.

Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запыленных площадках, вблизи загрязненных территорий. Специальные физкультурно-спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными. Полы в них после каждого занятия следует протирать влажными тряпками. Температура в таких помещениях должна соответствовать гигиеническим требованиям.

        Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать правила личной гигиены. На занятия или соревнования следует приходить с хорошо вымытым телом и ногами. Особенно строгие требования в этом отношении предъявляются при организации занятий спортивными единоборствами и плаванием.

          В физкультурных залах следует заниматься в трусах и майках. В такой форме наиболее удобно заниматься и на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях и температуре не ниже + 17». В прохладную погоду необходимо надевать спортивный костюм, для занятий зимними видами спорта нужно использовать специальную одежду и обувь (лыжный костюм, лыжные, конькобежные ботинки т.п.) И летнюю и зимнюю специальную спортивную обувь обязательно надевают на носки: летом желательно, чтобы они были простыми, хлопчатобумажными, а зимой шерстяными.

        Спортивная одежда и обувь всегда должны содержаться в чистом и опрятном виде. Их необходимо регулярно, значительно чаще, чем повседневную одежду и обувь, стирать и чистить. Надевать их следует только для проведения занятий физическими упражнениями  и участия в соревнованиях. Недопустимо спортивную одежду и обувь использовать в качестве повседневной.

          Заниматься можно только на исправных спортивных снарядах, спортивном оборудовании, используя исправный спортивный инвентарь. Размер спортивных снарядов, инвентаря,  принадлежностей (лыжи, коньки, скакалки, набивные мячи и др.),  а также их вес должны соответствовать росту, возрасту, индивидуальным возможностям занимающихся. Все занимающие должны принимать активное участие в ремонте спортивного инвентаря и оборудования, создании условий для его хранения в чистом, опрятном виде,  как в школе, так и дома.

   

ИГРЫ И ФИЗКУЛЬМИНУТКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ.

ИГРЫ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Игры могут быть такими.

        "Флюгер"  На площадке устанавливают 4 кегли, обозначающие стороны света. Игрок встает в центре. Для каждой стороны обуславливают свое действие: север-руки за голову, восток- руки на поясе, юг- руки в сторону, запад- руки к плечам, ладони вниз. Игрок вместе с водящим говорит: «Флюгер строится у нас, превращаемся сейчас. Ветер справа, ветер слева-Флюгер вертится умело» Затем водящий называет сторону света, например: «юг». Игрок выполняет поворот в сторону кегли, обозначающий юг, и ставит руки в стороны.

             Методические указания. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Родители объясняют условия  игры, показывают, как делать повороты, какие делать движения руками, следят за тем,  чтобы дети правильно принимали положение рациональной осанки. Повороты должны выполняться четко, под счет. Выполнив поворот,  ребенок принимает обусловленное положение с правильной осанкой: голова – прямо, плечи разведены, живот подтянут. Темп - сначала медленный, потом средний. Продолжительность-3-5 мин. В интервалах между повторениями отмечаются ошибки, поощряют правильное выполнение. Поворот выполняют в положении основной стойки. Ребенок должен научиться принимать правильную осанку и ориентироваться в сторонах света.

        «Рак и мухи». Участники игры – «мухи». Они выбирают водящего- «рака». На месте игры чертят (обозначают) две параллельные линии. Расстояние между ними 80-100 см. Это – «река», где живет  «рак». Водящий-«рак» - становится посередине  «реки». «Мухи» с интервалом 2-3 м располагается на одном из «берегов». По команде взрослого дети произносят: « Под камнями рак живет, рыбий хвостик он жует, рыбий хвостик очень сух, рак, рак не знает вкуса мух». Затем с разбега перепрыгивают через «реку», тот кто угодит в «реку», считается пойманным. Водящий уводит его в свою «нору» в (начерченный, обозначенный, в «реке» квадрат, круг).  Игра продолжается. После 3-4 перебежек игру останавливают, пойманные выполняют одно из упражнений на осанку и их отпускают. Выигрывает тот, кто ни разу не угодил в « реку» и во время игры сохранял правильную осанку.

            Методические указания. Игру можно проводить с группой детей или с одним ребенком. Родители объясняют условия игры, показывают упражнения на осанку. Бег дети должны выполнять, сохраняя правильную осанку: голова - прямо, плечи разведены, живот подтянут. Роль водящего может взять на себя взрослый. Продолжительность 5-7 мин. Игру повторяют 2-3 раза. Произнесение речитатива дает детям возможность отдохнуть. При выполнении упражнений на осанку используют счет.

Упражнения на осанку.

1. И.п.- о.с..1-2- присест, руки за голову, локти отведены назад: 3-4 и. п. Повторить 4 раза. Темп медленный. Выполняя присест, спину держать прямой, вперед не наклоняться.

2. И.п.- 1- Поднять левую ногу, согнуть в колене, руки на поясе: 2-3- держать: 4- и.п.:5-8 –то же правой ногой. Повторить 4 раза. Темп медленный. Сохранять устойчивое положение.

            « Не урони мешок». Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними 4-5 м. У стартовой линии вытраиваются две колонны по 3-4 игрока в каждой. На  голове у всех мешочки с пеком весом 100-150 г. Нужно пройти  по коридору, обозначенному 4 палками или скакалками, не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора 30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и правильно.

            Методические указание. Игру проводят с группой ребят. Дети проходят по коридору разными способами, например, на носках, поставив руки на пояс с локтями, отведенными назад, полуприседе с прямой спиной, держа руки на поясе. Находясь в колоннах,  игроки начинают движение со старта после того, как впереди стоящие достигнут финиша. Мешочки с песком укладывают на теменную область. Выполняя движение, не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, выстроившись на линии старта в шеренгу, тогда выигрыш получает не команда, а игрок.

            « Кот и мыши». Водящий – взрослый, он предлагает детям построиться в круг. После того, как названы «мышка» и «кот», начинается игра. Взрослый говорит: «Становитесь в хоровод Оля, Света – мышка, Саша (Юра) – кот. Будем дружно мы играть, Кошку мышку не догнать «. После речитатива «мышка» убегает, а «кот» ловит ее. «Мышка «  выбегает из круга и вбегает в него через  «ворота» (между играющими). «Кот» пытается догнать «мышку», проскочив через  «ворота», но игроки закрывают их, приседая и ставя руки на пояс или на голову. Спастись от погони «мышка» может, заметив кого - нибудь из образующих круг. Для этого она слегка ударяет любого игрока по плечу, тот,  кто убегает, а «мышка» занимает его место. По окончанию игры отмечают самого ловкого «кота» и самую ловкую « мышку».

            Методические указания. Игра групповая, Продолжительность 5-10 мин. 3-4 повторения. Через 5 мин «кота» меняют. Можно усложнить игру, выбрать двух  «мышек и двух «котов». Надо следить, чтобы не было столкновений. Выполняя приседания, дети должны держать спину прямой, вперед не наклоняться, колени чуть разводить в стороны, сохранять устойчивое положение.

   

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

            «Котенок». Речитатив: «  У бабушки Алены зверь живет мудреный. Он на печке греется, без водички моется. Кто, ребята отгадает, что за зверь там проживает?»

Содержание. 1.И.п.- о.с.1.- подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед, 2-3- держать, 4- и.п.- 4 раза. Темп медленный. 2.И.п.- руки за голову,1-3- руки вверх, ладонями наружу - вдох,4-и.п.- выдох,4 раза. Темп медленный. 3. И.п.- ноги врозь,1-2- наклон вперед, руки за голову, локти назад, 3-4- и.п.. 4 раза. Темп средний. 4.И.п.- лежа на животе, руки в стороны. 1-3- прогнутся с подниманием рук и ног,4- и.п., расслабить мышцы спины, 4 раза. Темп средний. 5.И.п.- ноги врозь, руки на пояс.1- прыжок, ноги вместе, хлопок над головой,2- и.п., 6-8 прыжок. Темп средний. 6.И.п.- о.с. 1- руки вверх - вдох, 2- расслабить кисти, 3- расслабить предплечье, 4- небольшой наклон вперед - выход, 5-6-и.п. 2-4 раза. Темп медленный.

             Методические указания. Речитатив произносит один и родителей. Ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используют счет, например: «У бабушки Алены 1-2-3-4, 1-2-3-4 и т.д.»  Упражнение 1 выполняют с мышечным  напряжением. Поднимаясь на носки, живот подтянут, лопатки сближены. В упражнении 2 необходимо хорошо подтянуться, посмотреть на кисти рук. Выполняя наклоны, колени не сгибать. Выполняя упражнения 4, надо посмотреть вперед, ноги и руки держать выпрямленными, не отклоняясь от средней линии. Прыжки выполняют мягко, приземляясь на носки.

            «Дюймовочка». Речитатив: «Так мала она была, что под листиком жила. Голова с горошину, а сама хорошая. Девочка – малявочка, а  зовут Дюймовочка

            Содержание. 1.И.п.- руки на пояс. 1-прогнуться, локти отвести назад, 2-3-держать,4- и.п.. 4 раза. Темп медленный. 2.И.п.-о.с. 1- руки к плечам. 2- руки вверх, 3-руки к плечам, 4 и.п. 4раза. Темп медленный. 3.И.п.- лежа на спине, руки на пояс. Сгибание и разгибание в тазобедренных и голеностопных суставах, движения как при езде на велосипеде. Количество повторений - произвольное. Темп средний. 4.И.п.- лежа на животе, руки к плечам. 1- прогнуться, 2- руки вверх, 3 – руки в стороны, 4-и.п. Имитация плавания стилем «брасс», ноги в упоре. 4-6 раз. Темп средний . 5. Ходьба на месте. Руки через стороны вверх - вдох, и.п.- выдох. 10 сек. Темп средний, переходящий в медленный.

             Методические указания. Речитатив произносит один из родителей, ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используют счет. Упражнение 1 выполняют с мышечным напряжением. В упражнении 2 необходимо хорошо потянуться посмотреть на кисти рук. Имитируя движения как при езде на велосипеде, локти надо плотно прижимать к полу, вращения надо выполнять с большой амплитудой. Упражнение 4 выполнять с  мышечным напряжением, хорошо сближая лопатки. В упражнении 5 детей учат глубоко дышать и правильно расслабляться.

             « Жучок». Речитатив: » Божья коровка, черная головка, шесть быстрых ножек, гибких босоножек. На травинку ловко взобралась коровка, крыльями взмахнула, раз и упорхнула».

             Содержание. 1.И.п.- руки за голову. 1- подняться на носки, 2- руки вверх.3- руки за голову,4-и.п. раза. Темп медленный. 2.И.п.-о.с. 1- прогнуться, руки на пояс, локти назад, 2-3- держать, 4-и.п.- выдох. 4 раза. Темп медленный. 2.И.п.- о.с. 1- прогнуться, руки на пояс, локти назад, 2-3- держать, 4-и.п.-выдох. 4 раза. Темп средний.3.И.п.- ноги врозь. 1-3 пружинистые наклоны вперед, касаясь руками пола, 4- и.п. 4-6 раз. Темп средний.4.И.п.- лежа на животе, руки за голову. 1-прогнутьсяс подниманием рук и ног, 2-3- держать, 4- и.п. Темп средний. 5.И.п.-о.с. 1- руки вверх- вдох, 2-и.п.-выдох 4 раза. Темп медленный.

             Методические указания. Речитатив произносит один из родителей. Упражнение 2 выполняют с мышечным напряжением. При наклонах в упражнении 3 колени должны быть выпрямленными.  В упражнении 5 детей учат правильному расслаблению и глубокому дыханию.

            «Паровозик». Речитатив:»  Паровозик заболел, очень сильный перегрев. Пара нет, пришла беда, из котла течет вода. Паровозик весь дрожит, слесарь стал его лечить. Где зубилом, где ключом был он ласковым врачом».

             Содержание. 1.И.п.- о.с. 1-руки к плечам, ладони вперед, 2-3- держать, 4-и.п. 4 раза. Темп медленный. 2.И.п.- о.с. 1-руки вверх, левую ногу назад на носок, 2-и.п. 3-4- то же правой ногой. 4 раза. Темп средний.3.И.п.- лежа на спине, руки  на пояс. 1-2- поднять прямые ноги, 3-4-и.п. 4 раза. Темп медленный. 4.И.п.- лежа на животе, руки вверх. 1-прогнуться с подниманием рук. 2- руки в стороны, 3- руки вверх, 4- и.п. 4 раза. Темп средний.5 Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 10 сек. Темп средний, переходящий в медленный.

            Методические указания. Речитатив произносит один из родителей, ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используют счет. Упражнение 1 и 4 выполняют с мышечным напряжением. Выполняя упражнение 2, надо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. В упражнении 3 надо локти плотно прижать к полу, не откланяться от средней линии приподнимании ног.

            Все физкультминутки организуют в хорошо проветренном помещении. Упражнения, лежа на спине и животе выполняют на коврике.

ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА  «ЗАРНИЦА».

Содержание конкурсов, операций, соревнований.

1.  Операция  «Защита» (участвуют 8 человек) проводиться в соответствии с разделами программы учебного курса ОБЖ средней школы (в зависимости от возраста участников)  на местности, оборудованной элементами, имитирующими последствия стихийных бедствий, аварий, пожаров.                    2.  Медико-санитарная подготовка (участвуют 4 человека). Участники должны ответить на теоретические  вопросы и уметь оказывать медицинскую помощь при травмах, ожогах, ранениях, солнечном ударе, поражении радиоактивными отравляющими веществами (РВ и ОВ), накладывать жгут, различные повязки, шины, переносить пострадавших (на носилках, руках, подручных средствах), выполнять спасательные работы на воде, делать искусственное дыхание; уметь распознавать лекарственные, съедобные и ядовитые растения и грибы.                              3.  Туристическая полоса препятствий (участвуют 4 человека: в команде 1,2 и 3-й возрастных групп- 2 мальчика и 2 девочки). Проводятся по программе соревнований туристов: установка и сборка палатки, преодоление препятствий  по наклонному бревну и параллельным веревкам, «болота» по  « кочкам», преодоление завалов и кустарников, разжигание костра и т.д.                                4.  « Полоса выживания» участвуют 4 человека. В командах 1, 2, и 3-й возрастных групп- 3 мальчика и 1 девочка. Проводятся на пересеченной местности с преодолением естественных и искусственных препятствий.              5.  Операция « Следопыт» 1, 2, и 3–й возрастные группы. Участвуют 3 человека – 2 юноши, 1- девушка. 1-я возрастная  группа. Участники должны знать основные топографические знаки, уметь по масштабу карты определить  расстояние между указанными объектами, рассказать об особенностях проложенного по карте маршрута длиной до 1,5 км (чтение карты), определить на местности по компасу азимут и расстояние до указанных ориентиров, двигаться в закрытой местности по данным азимутам и расстояниям в поисках КП (ориентирование); уметь определять стороны горизонта по часам и местным природным признакам.

2 и 3-я возрастные группы, участники должны знать и уметь выполнять все указанное для 1-ой возрастной группы, а также определить высоту и ширину объекта на расстоянии, дальность объекта, время по солнцу, вести прокладку маршрута во время движения.

6.  Ориентирование (4-я возрастная группа – 3человека). Спортивное ориентирование по условиям, которые объявляются на финале.

7.  Пожарная эстафета (участвуют 5 человек). Проводится согласно Положению УГПС. Соревнование состоят из двух частей: а) теоретическая; б) практическая: каждый участник преодолевает один этап: «гладкий» бег со стволом, преодоление забора и бума, подсоединение и развертывание пожарных рукавов, использование 3-4 возрастной группы возможно использование огнетушителя для тушения огня.

8.  Операция  «Дорога без опасности» ( 1, 2, 3-я возрастные группы: а) зачет по правилам дорожного движения, обязанностям пешеходов, пассажиров и велосипедистов ( для 1-й возрастной группы - в объёме школьного курса ОБЖ, для 2 и 3-й возрастной группы - по экзаменационным картам категории «б»)- участвуют 8 человек; 6) эстафета по фигурному вождению велосипеда элементы соревнования « Безопасное колесо»)- участвуют 5 человек ; в) конкурс « Юных инспекторов движения» (3-я возрастная группа)- от каждой команды участвуют 3 человека.

9.  Операция « Один за всех и все за одного». Комбинированная полоса препятствий; участвуют 8 человек; команды 2, 3, 4-й возрастных групп. Соревнования проводятся на пересеченной  местности. Участники демонстрируют физическую выносливость, туристические  навыки и должны уметь преодолевать подъемы и спуски, препятствия (в том числе, водные, на лодках), устанавливать туристическую палатку. Разжигать костер, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться средствами индивидуальной защиты, преодолевать участки зараженной местности, использовать средства связи, стрелять из пневматической и малокалиберной винтовки, пользоваться миноискателям, использовать подручные средства для тушения очага возгорания

Протяженность трассы от 1800 до 5000 м, в зависимости от возраста участников.

Второй блок. « Сильные, ловкие».

  1. Лично-командные соревнования  участвуют 8 человек.
  1. 1. Элементы силовой гимнастики: подтягивание на перекладине (мальчики-юноши),  подъем туловища из положения, лежа за 30 сек. (девочки- девушки).
  1. 2.Бег (спринт): 1 и 2-я возрастная группы- 60 м: 3 и 4-я возрастные группы- 100м.
  1. 3.Бег (кросс) : 1 и 2-я возрастные группы -1000м; 3 и 4-я возрастные группы- девушки-2000м; юноши- 3000м. Примечание. Очки участника определяются по специальной  таблице в соответствии со школьными нормативами.
  2. Лично-командные соревнования «Троеборье полиатлона», могут участвовать 8 человек. Виды троеборья определяются пп. 1.1, 1.2, 1.3. Примечание. Очки участников определяются по таблице полиатлона; результаты в командном зачете определяются по 5 лучшим участникам, выступившим во всех видах троеборья в соответствии с таблицей полиатлона.
  3. Спортивные игры и эстафеты. Виды, их содержание и количественный состав команды объявляются на финале.

Третий блок. «Оборотно-спортивное многоборье».

  1. Операция «Меткий стрелок», участвуют 8 человек. Стрельба из малокалиберной винтовки ТОЗ-8 с открытым прицелом, лежа с упора, расстояние -25м 1 и 2-я возрастные группы -3 пробных, 5зачетных выстрлов,3 и 4-я возрастные группы- 3-пробные,10 зачетных выстрелов.
  2. Стрельба из автомата Калашникова, 4-я возрастная группа, участвуют 8 человек. Лежа с упора, одиночными выстрелами, расстояние 100м, пробных, 5 зачетных выстрелов.
  3. Разборка и сборка автомата АКМ, 4-я возрастная группа - участвуют 8 человек. Условия объявляются в финале.
  4. Строевой смотр, участвуют 9 человек. Проводится для команд всех возрастных групп по программе уроков физической культуры и ОБЖ в соответствии со Строевым уставом Вооруженных сил Российской Федерации.
  5. Военизированная полоса препятствий, только для юношей 3 и 4 возрастной групп. Виды препятствий и количество участников определяются накануне  соревнования. Проводится в виде эстафете.
  6. Конкурс «Самозащита без  оружия», только для юношей 3 и 4-й возрастных групп. Проводится в виде соревнования согласно программе ОБЖ. Порядок проведения конкурса и количество участников объявляется в финале.

      Четвертый блок. " Во славу Отечества ".

  1. Конкурс "Страницы истории Отечества ". Проводится по теме: "Партизанское движение в годы Великой  Отечественной войны 1941-1945 гг.": военоначальники и народные герои; вооружение и народные герои; вооружение, техника и их изобретатели; сражения и битвы; ордена и медали.
  2. Конкурс «С песней по жизни», участвуют не менее 7 человек; кроме того, допускаются руководители команд. Тема конкурса- «Песни военно-патриотической направленности». Команда в выбранном жанре,  музыкально-художественная композиция или инсценированная песня, показывает знание и понимание темы, умение совместно петь.
  3. Конкурс «Наши добрые дела». Команда представляет альбом, стенгазеты, боевые листки, аудиокассеты и другие материалы, характеризующие патриотическую направленность, краеведческую работу, добрые дела в деятельности школы, клуба, класса, за последний год.  

ИГРЫ ЗИМОЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

На снеговой площадке.

Снежный ком. Ребята, взявшись за руки, образуют на площадке круг. Внутри круга в 20-30см перед каждым играющим кладут по заранее заготовленному снежному кому, число комьев соответствует количеству участников игры. По сигналу ребята идут по кругу влево или вправо. По второму сигналу движение прекращается и каждый старается подтолкнуть одного из своих соседей, чтобы тот наступил на снежный ком. Кто не сумеет удержаться и наступит на ком, получает одно штрафное очко. Игрок, набравший два очка, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда в кругу остается 4 игрока. Побеждают ребята, к концу игры не получившие штрафных очков. В ходе игры, если круг из игроков уменьшается, снежные комья можно переставить на большее расстояние внутрь круга. В ходе состязания не разрешается расцеплять руки. Игроки, дважды расцепившие руки, выбывают из игры.

Ловля игроков. Выбирается пара водящих, которые находятся за границами прямоугольной площадки (10*20м). Остальные ребята входят внутрь площадки и разбегаются в разные стороны. По сигналу водящие, взявшись за руки, выбегают ловить остальных игроков. Пойманным считается тот, вокруг которого водящим удалось сомкнуть  руки. Он отходит в сторону и ждет, когда таким же образом будет пойман второй игрок. После этого двое, пойманных, составляют новую пару и т.д. Игра заканчивается по сигналу, когда на площадке останутся два свободных игрока. Они, как победители, составляют пару новых водящих, и игра повторяется.

            Водящим не разрешается грубо хватать за одежду убегающих игроков. Выбежавший за границы площадки считается осаленным. Убегающим игрокам не разрешается сопротивляться после того, как вокруг них сомкнулись руки ловцов.

Шайбой в городки. Соревнуются две команды по 6-10 человек. Для игры нужны клюшки по количеству учеников, 6 городков и хоккейная шайба. На льду чертят два концентрических круга диаметром 1,5 и 4,5. В малый круг ставят 6 городков на равном расстоянии один от другого. Одна команда, защитники, располагается между кругами, а другая, нападающие, за пределами большого круга. Задача нападающих, имея шайбу, разыграть ее за кругом и, улучив момент, послать во внутренний круг, стараясь сбить городки. Защитники препятствуют этому, подставляя  клюшки, останавливая шайбу ногой, а затем перебрасывают ее внутрь своей зоны. Нападающие, не переходя ногами линии большого круга, могут отнимать шайбу клюшками, чтобы затем вновь метать ее в городки. За каждый сбитый городок команда нападающих получает одно очко. Затем городки ставят на место и судья (как и в начале игры) вбрасывает шайбу между нападающим и защитником. После 10мин. Состязаний команды меняются ролями, и игра продолжается еще 10мин. Выигрывает команда, набравшая за 20мин. больше очков, Запрещается покидать свою зону защитникам и заступать в нее нападающим. За это шайба передается команде соперника. Городок, сбитый самим защитником (ногой) или клюшкой, приносит сопернику очко, Если игра проводится на коньках, размеры обоих кругов несколько увеличиваются.

          Перенеси флажок. Две команды по 10-12 человек располагаются на своих половинах площадки. В тылу каждой команды за лицевыми линиями ставят по  10 флажков (цветных городков или булав). По сигналу игроки каждой команды стараются перейти среднюю линию, проникнуть на сторону противника, взять флажок и скорее вернуться к себе. На пути к флажкам и обратно игроки могут  быть осалены (на территории противника). Тогда они обязаны отдать флажок (его ставят на прежнее место) и оставаться на месте. Командам даётся право выручать своих игроков, коснувшись во время перебежки рукой. Вырученный игрок может бежать в любую сторону.

           В случае опасности разрешается передать флажок от игрока к игроку, чтобы не продолжали продвижение к  средней  линии, за которой салить уже нельзя. Доставленный на свою половину флажок соперника приносит команде 1 очко. Игра длится 20мин. Через каждые 10мин. игроки меняются сторонами. Побеждает команда, которая за 20мин. доставить на свою половину больше флажков. Игра может закончиться досрочно, если все флажки одной из команд будут перенесены на половину соперника. Игру судят два судьи, каждый из которых наблюдает за игрой на одной половине площадки

На санках.

Спуск на санках.

1. Попади в щит. На трассе спуска устанавливают три щита-мишени для метания снежков. Размеры мишени по окружности 40, 30, 20см. Игрок на санях спускается с тремя снежками в руках и метает снежки в любой из щитов. За попадания в большой щит дают  1 очко, в средний - 2 очка, в маленький -3 очка. Кто наберет больше очков - победитель.

2. Аркан. Вдоль спуска с горы, на расстоянии 3м от трассы спуска в снег ставят несколько палок высотой 1-1,5м . Игрок спускается с горы с арканом в руках (к концу веревки длиной 4-5м, привязывается  металлическое или резиновое кольцо). Задача игрока - набросить кольцо на одну из палок. Места между игроками распределяются в зависимости от того, сколько раз за пять спусков каждый сумеет набросить кольцо.

ПАПА, МАМА И Я - СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ

В соревнованиях участвуют 4 команды  по 4 человека в каждой. Папа - ученик X - XI класса, мама - ученица X-XI  класса, я - ученик I-II класса.

        В жюри включаются  физорги, учителя и тренеры, они подсчитывают очки и объявляют результаты. Выпускается таблица, в которой указываются составы команд, названия конкурсов, количество набранных очков, занятые места. Командам в каждом конкурсе начисляются: за 1 место - 1 очко, за 2 место - 2 очка, 3-е место3, 4-е- 4 очка. Команда победительница определяется наименьшей сумме набранных очков.

Программа соревнований:

1. "Лихие гонщики". Мама едет на велосипеде до условной отметки, а обратно ведет велосипед бегом; папа везет сына, сидящего на велосипеде (взявшись за его руль), до отметки и обратно. Инвентарь: 4 велосипеда, 4 флажка.

2. "Акробаты". Папа добегает до гимнастического мата, выполняет кувырок назад и бежит обратно; мама бежит к мату, ложится на живот, сцепляет руки за спиной, встает на ноги без помощи рук, бежит обратно; дочь бежит к мату, выполняет кувырок вперед и бежит обратно. Инвентарь: 4 акробатических мата.

3."Наездник". Папа сажает сына себе на плечи, мама берется руками за папу, и все вместе бегут до условной отметки и обратно. Инвентарь 4 флажка.

4. Коварный обруч". Папа "зайчиком" прыгает через 3 обруча, разложенных на расстоянии 3м  один от другого, бежит до условной отметки и бегом возвращается обратно, минуя обручи, дочь бежит через 3 обруча до отметки и, минуя обручи, бегом возвращается; мама бежит на руках и ногах через 3 обруча до отметки, возвращается бегом, минуя обручи. Инвентарь 12 обручей, 4 флажка.

5. "Ловкие пальчики". По команде одновременно папа, мама и сын берут по одному надутому шарику и быстро привязывают его к обручу, папа поднимает обруч с шариком вверх. Инвентарь: 12 надувных шариков, 4 обруча.

6. Попрыгунчики". Прыжки  в длину с места. Прыгают папа, затем мама и дочь. Зачет по сумме результатов. Инвентарь: 4 мелка.

7. "Кот в мешке". На расстоянии 10м от старта лежат 4 мешка ( по одному мешку на команду) с игрушками. Папа, подбежав к своему мешку, берет из него, не глядя, шайбу и бежит обратно; то же делает мама и сын, но мама берет маленький мяч, а сын кеглю. Инвентарь 4 мешка с различными игрушками. В каждом по 2-3 шайбы, малых мяча, кегли.

8. "Быстроногие". Дочь,  надев галоши 45-46-го размера, бежит до отметки и обратно; папа в мешке прыгает до условной отметки и обратно; мама, прыгая через скакалку, бежит до отметки и обратно. Инвентарь: 4 мешка, 4 скакалки, 4 флажка.

9. "Ловкие руки". На расстоянии 10м от старта  стоят 4 ведра с водой, 4 кружки, 4 пустые пол-литровые бутылки. Папа бежит, наливает полностью в бутылки воду, бежит обратно, отдает бутылки сыну; сын бежит, выливает воду в ведро, возвращается обратно и отдает маме пустую бутылку; мама бежит, наливает воду в бутылку и возвращается обратно. Инвентарь: 4 ведра, 4 кружки, 4 бутылки.

10.Конкурс капитанов (дочек или сыновей).

Для дочек. К 4 детским машинкам привязаны нитки или веревочки длиной 3мин. на конце нитки - карандаш. По сигналу, дочери должны, перебирая пальцами за концы карандаша, намотать всю нитку на карандаш и подтянуть, таким образом, машинку к себе. Инвентарь: 4 машинки с нитками и карандашами.

Для сыновей. К карандашам привязаны веревочки длиной 60-70см с петлями на концах. Каждый сын надевает петлю на шею. Перед ним стоит пустая бутылка. По команде, сыновья, наклоняясь должны попасть карандашом на веревочке, не помогая себе руками, в горлышко бутылки. Инвентарь: 4 карандаша на веревке, 4 бутылки.

11."Веселые носильщики" . Папа и мама, скрестив руки и посадив на них дочку, бегут до условной отметки и обратно. Инвентарь: 4 флажка.

12."Быстрые лыжники".Поочередно папа, мама, сын, надев противогазы, маленькие деревянные лыжи с ремешками и взяв в руки лыжные палки ,бегут до условной отметки и обратно. Инвентарь: 4 противогаза, 4 пары лыж, 4 пары палок.

13."Десерт". По сигналу все папы, мамы, дочери съедают: папы - морковь или лимоны, мамы - апельсины, дочери-яблоки.

Жюри подводят итоги, заполняют таблицу результатов, благодарить всех конкурсантов за участие. Ведущий ,награждает команды призами.

СЮЖЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

"Цветочек"(1 класс). Дети выполняют упражнения ,сидя за партой. Учитель: "Каждый цветочек, прежде чем нас порадовать своей необычной красотой, представляет собой бутон. Покажите, на своих кулачках бутончик". Дети ставят на парту руки на локти, соединяя кулачки. Учитель: "Цветочек приготовился распускаться".

1. Цветочек распускается и закрывается. 1-4- дети  медленно разгибают пальцы, цветочек распускаются; 5-8- пальцы медленно, но с напряжением сгибаются - бутон закрывается. Выполнить  4-5 раз.

2, Ветерок подул, и цветочек закачался. Дети наклоняют голову влево, вправо, вперед, назад. Выполнить 3-4 раза.

3. Учитель: "Наш цветочек очень нежный и боится холода; солнышко спряталось за тучу, цветку стало холодно, он весь съежился ". Дети обхватывают себя руками (обнимают себя). Затем возвращаются в и.п.

Методическое указание.

1. Учитель просит проверить каждого ученика, правильно ли он сидит. Стопы ног должны быть сомкнутыми, пятки вместе; расстояние от края парты до туловища должно быть равно ширине ладони. Голову поднять, подбородок не опускать.

2. При выполнении упр. 1 пальцы должны быть напряжены.

3. При выполнении упр. 2 мышцы шеи расслаблены.

4. При выполнении упр. 3, когда дети обхватывают себя руками, мышцы рук и туловища должны быть напряжены. При возвращении в и. п. мышцы расслабить.

5. Для активизации внимания учащихся можно использовать рисунки не распустившего и распустившего цветка.

"Часики" (1 класс). Выполняют сидя за партой. Учитель показывает несколько рисунков настенных часов и говорит: "Наши часики тикают так". Дети выполняют упражнения.

1. Часики тикают. 1-наклон головы влево, дети произносят "Тик"; 2- наклон головы вправо, дети произносят "Так. Выполнить 6-8 раз.

2. Часики остановились, кончился завод. Заводит часики. И.П.- правая рука вперед, пальцы сжаты в кулак; 1-4- поворот кисти вправо, имитируя завод часов; 5-8- тоже левой рукой. Выполнить 4-5 раз.

3. Большая стрелка остановилась на цифре 12,слышим бой часов. И.п.- сидя, руки на пояс; 1- перенос массы тела на правую ягодицу; 2- перенос массы тела на левую ягодицу; 3-4- тоже. На каждый счет дети произносят "Бом", звуком изображая бой часов. Выполнить 12 раз.

Методические указания.

1. Перед игрой проверить посадку учащихся за партой, дать необходимые указания.

2. При выполнении упр. 2 плечи не поднимать, туловище не наклонять вперед, руки точно вперед.

3. При выполнении упр. 3 мышцы напряжены, голову  вперед, вправо не наклонять.

"Паучки" (2класс). Выполняют на уроках письма, сидя за партой. Учитель: "Жили два паучка Том и Гном. На доске в 1м руг от друга прикрепляют два рисунка, изображающих паучков. Ваша правая рука будет изображать паучка Тома, а левая - паучка Гнома".

1. Паучки идут навстречу  друг другу. И.п. - кисти пальцами упираются в парту. Дети переставляют пальцы вперед - паучки пошли. Выполнить  3-4 раза.

2. Паучки встретились и здороваются друг с другом". Здравствуйте, добрый день!"- говорит том. "Доброго тебе здоровья, Том!"- отвечает Гном. Дети сгибают указательные пальцы правой и левой руки, сцепляя их скрестно. Выполнить 3-4 раза. Тоже самое, они делают с большими и безымянными пальцами, а также с мизинцами. Время сцепления 10-12 сек.

3. Паучки побежали наперегонки. И.п.- кисти пальцами упираются на краю парты. По команде "Марш!" дети в быстром темпе переставляют пальцы вперед - паучки бегут вперед (в течение 10-12 сек).

4. Паучки борются. И.п. - руки согнуты в локтях, на краю парты, пальцы левой и правой рук расставлены и с усилием упираются  друг друга. Выполнить 4-5 раз.

5. Паучки устали бороться и упали, перевернулись при этом на спину. И.п.- кисти тыльной стороной  положить на парту. Дети свободно двигают пальцами, словно паучки лапами (в течение 10-12 сек).

Методические указания.

1. При выполнении упр. 1 расстоянии между кистями 50-60см.

2. При выполнении упр. 2 необходимо, чтобы каждый палец передвигался вперед, т.е. каждая лапка паучка должна участвовать в беге.

3. При выполнении упр. 3 во время рукопожатия пальцы держать напряженными.

4. Во время взаимного противодавления в упр. 4 пальцы то напрягаются, то расслабляются

5.При выполнении упр. 5 мышцы кистей расслабить, движения пальцев свободные.

"Робот" (2 класс). Выполняют стоя у парты. Учитель показывает рисунок робота или игрушку- робота и говорит: "В наш класс, с планеты Марс прилетел Робот, назовем его… (Дети хором предлагают кличку Робота).

1. Робот идет по коридору. Дети выполняют ходьбу на месте на пятках, перенося тяжесть тела то на левую, то на правую пятку. Выполнить 5-6 раз.

2. Робот двигает руками. И.п. - стойка ноги врозь; 1- правую руку вперед и согнуть; 2 - левую руку вперед и согнуть; 3-4 - тоже.

3. У Робота кончился завод, он сам себя заводит. И.п. - о. с.; 1-4 - круговые движения плечевыми суставами вперед; 5-8 круговые движения назад. Выполнить 4-5 раз.

Методические указания.

1. При выполнении упр. 1 пальцы ног напряжены.

2. При выполнении упр. 2 пальцы рук сомкнуты.

3. При выполнении упр. 3 мышцы, плечевого пояса должны быть расслаблены.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

        Все учителя отмечают, что первоклассники, привыкая к новой обстановке школьных уроков, быстро устают, внимание их притупляется, учебный материал усваивается с большим трудом. Уменьшить негативное влияние напряженной нагрузки помогают несложные физические упражнения - физкультминутки, которые дети выполняют во время урока на своих рабочих местах.

1. СОГРЕВАНИЕ ГЛАЗ. В положении стоя ноги вместе опустить руки вниз, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Туловище наклонить вперед, колени согнуть и сильно сжать кисти. Выполнять трущие движения ладонью о ладонь 8-10 раз. Во время трения ладони не отрывать друг от друга. При трении нужно прикладывать умеренную силу, добиваясь возникновения в них тепла. После того как ладони разогреются, сложить их лодочкой и наложить на глаза (левую руку на левый глаз, правый на правый) таким образом, чтобы центры ладоней не касались глазного яблока. Глаза закрыты. Держать ладони в таком положении около 10 сек, затем опустить руки. Повторить все элементы упражнения в указанной последовательности еще 2-3 раза. В заключение данного упражнения под ладонями смыкать и размыкать веки 8-10 раз.

2.ПОГЛАЖИВАНИЕ ШЕИ. И.п. - стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. После этого поменять руки и выполнить то же упражнение левой рукой.

3. МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК НА ЛИЦЕ. Энергично потереть ладони одна о другую, согреть их. Прижать ладони к щекам, пальцы при этом накладываются на закрытые глаза. Выполнить синхронное поглаживание двумя  ладонями от бровей вверх -  в стороны - к вискам - 5-7 раз.

4. КОМПЛЕКС ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ В МЫШЦАХ КИСТИ.

1. Разогревание ладоней. Стоя, руки внизу. Свободно, без напряжения наклониться вперед, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажать их между коленями. Сжимая колени, выполнить трущие движения ладони о ладонь. Необходимо следить, чтобы все движения выполнялись легко и без лишнего напряжения. В время выполнения трений ладоней руки выпрямлены, а плечи выпрямлены, а плечи поочередно двигаются вверх и вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины. Время выполнения упражнения - 30-40 сек.

2. Поглаживание рук. Встать свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладони одна о другую в течении 10 - 15 сек. После этого тёплой ладонью одной руки, от пальцев к запястью (5 - 7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого (другой рукой) предплечья   по 5 - 7 поглаживаний каждой руки.

3. Сплетение пальцев за спиной. Исходное положение, стоя, руки внизу.

Опущенную правую руку согнуть в локте, завести за спину и поднять правую кисть вверх, согнуть в локте и завести за спину над левым плечом. Сцепить  руки за спиной, соединив пальцы в замок. Оставаться в такой позе 10-15 сек., после чего принять исходное положение. Поменять руки и повторить упраж-

нение в другую сторону.

5. КОМПЛЕКС ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО МЫШЕЧНОГО УТОМЛЕНИЯ.

1."ПЛОВЕЦ". Исходное положение - ноги вместе, руки опущены вдоль туло-

вища, ноги в коленях полусогнуты. Поднять согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнять круговые движения руками перед грудью вперёд - в стороны - назад, имитируя движения рук при плава-

нии брассом. Выполнить 8-10 круговых движений в горизонтальной плоскос-

ти. Руки при движении не опускать. Все движения выполнять плавно,  не спеша, с максимальным расслаблением мышц.

2. "ГРЕБЕЦ В ЛОДКЕ". Исходное положение, стоя, руки внизу. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки перед собой вверх. Затем одновременно с медленным выдохом наклониться вперёд, руки, не сги-

бая, опустить вниз и отвести назад по дуге. Повторить упражнение 4-6 раз.

        Предложенные комплексы рекомендуется предварительно разучить с учащимися на уроках физической культуры. При этом важно соблюдать следующие методические рекомендации. Комплекс для профилактики нарушений зрения целесообразно разучить со школьниками в начале урока, совмещая его с освоением общеразвивающих упражнений. Второй комплекс - для мышц кисти - рационально осваивать в основной части урока физической культуры, когда может наступить утомление после выполнения упражнений с мячом, с предметами, лазания. Третий - общевосстановительный комплекс - лучше всего осваивать в основной части урока физической культуры, когда может наступить утомление после выполнения упражнений с мячом, с предметами, лазания. Третий -  общевосстановительный  комплекс - лучше всего осваивать в конце основной части урока. Все приведенные комплексы физкультминуток можно использовать как на общеобразовательных уроках, так и на уроках физической культуры для снижения утомления разных систем организма первоклассников.

ЧЕРНАЯ "БЕЛАЯ ТУЧА"

        Что такое наркомания? " Нарке" на древнегреческом языке означает "ступор", неподвижность", " беспамятство". Лекарство - наркотики дают тяжело больным, чтобы облегчить их страдания, чтобы они не чувствовали боли. Но у этих лекарств коварное свойство, организм быстро привыкает к 6ним и начинает требовать новые дозы. При этом человек испытывает такое же мучение, как например, при сильной жажде, только страшнее.

        Вот как описывают наркомана: "Высохший человек метался по койке в больничной палате с зарешеченными окнами. Его тело билось и корчилось в конвульсиях. Покрывалось крупными каплями пота. Время от времени начинались позывы к рвоте. Больной плакал, ругался, умолял, грозил, кричал диким голосом: "Спасите! Умираю! Доктор, укол! Будьте прокляты! Черви, белые черви грызут меня! Уберите червей".

Это наркоман.

         Наркомания - болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Человек идет на все - на обман, воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотик. Наркотик, как безжалостный палач, который требует: "Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке".

Когда наркоман сделает укол или примет таблетку, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но за эти мгновения он лишается всех  других радостей жизни, приговаривает себя   ранней мучительной смерти.

Это как белая туча, невидимая на горизонте, но мгновение, к сожалению, уже попали под страшный и тяжелый дождь. Еще недавно вести  о ней  доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых.

Почему же это происходит, если наркомания несет такие страдания? Отчего люди становятся наркоманами? Тут кроется ужасный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. Но продавцам нужны покупатели, т.е. несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать за любые деньги за одну дозу. Поэтому новичкам предлагают наркотик почти даром, уговаривают: "Попробуй, это приятно, это интересно"0 провоцируют: "Наркотики - для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй".

 Но никакой смелости здесь нет. Наоборот, смелым может считать себя лишь тот,  кто не идет за другими, отказывается от яда. А кто поступает, как другие в его компании, лишь бы над ним не смеялись, тот и есть трус.

Продавцы наркотиков специально подсылают своего человека в компанию подростков, чтобы заразить этой болезнью. Они обещают, они заманивают, они прикидываются обыкновенными парнями и девчонками. Они пускаются на все, лишь бы кто-то хоть раз попробовал страшное зелье. Помните: когда протягивают наркотик, то очень может быть, что за это они  что-то получают. А вы отдаете жизнь ради чужой прибыли.

Даже одна, первая доза может оказаться гибельной.

Наркотик убивает и самых сильных, самых умных, самых волевых людей, с ним почти никто не может справиться….

        Наркотики ведут к беде. Это беда для здоровья, беда для совести - приходится вести тайную жизнь, идти  на преступление. Но есть и еще одна страшная беда: она может искалечить жизнь даже невинному человеку, ни разу, не пробовавшему наркотик.

        Чтобы спасти людей от наркомании, все государства мира идут на самые жесткие меры. Другого выхода нет. Каждого, у кого нашли наркотики, ждет несчастье. Подумайте, какое горе вы  можете принести матери, отцу и всем, кто любит вас.

        Не прикасайтесь к наркотикам, не берите их в руки, не кладите в карман или сумку, не приносите домой, нигде не прячьте, не посылайте, не передавайте, учтите, что болезнь наркоманов и жажда наживы сбытчиков делают их подлыми людьми. Они могут дать наркотики на сохранение и сами же донесут, чтобы отвести подозрения от себя. Там, где наркотики там нечего ждать честности и справедливости, там люди способны на все.

Берегитесь "белой тучи", берегитесь наркотиков. Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни для смелости, ни их чувства товарищества, ни в одиночку, нив группе не принимайте их, не пробуйте, не нюхайте. Если же случилась эта беда, то сегодня же надо отказаться от очередной дозы, пока есть еще немного разума в голове. Еще одной последней дозы не бывает. Мы отдельно обращаемся к мальчикам: дорогие ребята, берегите девочек. Наркотики на девочек действуют еще страшнее, чем на мальчиков, и лечить их почти невозможно. Если бы вы их видели, во что превращаются девушки и женщины, употребляющие наркотики!

        Старшие ребята ! Присматривайте за маленькими. Некоторые глупые мальчишки приучились травить себя ядами бытовой химии. Это маленькие токсикоманы - люди, пристрастившиеся к яду. Токсические вещества - значит ядовитые. Если увидите, выхватите у детей яд, а их самих отведите к родителям. Этим вы спасете им жизнь, потому, что от токсических веществ организм полностью разрушается.

        Вы знаете: курить - здоровью вредить. И знаете, как  опасен для человека алкоголь. В наркотике - смертельная опасность. Воздержитесь от курения и никогда не берите чужих сигарет - в них может быть наркотик. Воздержитесь от спиртного, в него может быть подмешан яд наркотика, такие случаи были. Помните, что наркомания не сладостное занятие, не баловство, не приятное времяпровождение в компании, а болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная болезнь, весь ужас которой в том и заключается, что поначалу она кажется не страшной. Но ведь человек, заразившийся чумой, тоже сначала ничего не чувствует…

        Всё это надо знать ребята, об этом надо помнить. Пусть число больных наркоманией не увеличивается ни на одного человека, и мы желаем всем заболевшим найти в себе силы и вылечиться. Если же вас уговаривают принять наркотик, заставляют, если вы чувствуете, что попали в такие сети,  что сами не можете вырваться, немедленно посоветуйтесь с теми из взрослых людей, кому вы доверяете.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивные игры» (баскетбол 1 час в неделю)

Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 4-5х  классов общеобразовательной  школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная...

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5 класса

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» составлена на основе следующих нормативных документов:...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления «Спортивные игры»

Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»

Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления  — формирование физической культуры личности школьника посред­ством освоения основ содержания физкультурной де­ятельности с общ...