Тематическое планирование по шахматам
рабочая программа по физкультуре на тему

Мингазов Финат Ягфарович

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_shahmatam.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование программного материала

№ п/п

Дата

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная доска.    4 ч.

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.

Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».

2

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

3

Линии на шахматной доске. Диагонали.

Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).

Дидактические задания и игры «Диагональ».

4

Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры.     4 ч.

5-6

Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».  Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

7-8

Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.

Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

III. Начальная расстановка фигур.     2 ч.

9-10

Начальная позиция.   Расстановка фигур перед шахматной партией.

Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Не зевай!».  Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

IV. Ходы и взятие фигур.     24ч.

11

Ладья.   Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

 Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

12

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).

13

Слон.   Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие.

 Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

14

Слон.  Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

15

Ладья против слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

16

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

17-18

Ферзь. Ферзь – тяжелая фигура.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

19

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

20-21

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

22

Конь.  Конь – легкая фигура.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

23-24

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

25-26

Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

27-28

Пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

29-30

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

31-32

Король.  Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».  Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга».

33-34

Король против других фигур.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

V. Цель шахматной партии.     6 ч.

35

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

36

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

37

Мат.   Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

38

Мат. Мат в один ход.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

39

Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.

40

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактическое задание «Рокировка».

VI. Шахматная комбинация.     12ч.

41

Понятие о шахматной комбинации.

   Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.

42

Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации.

   Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».

43

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

   Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

   Игровая практика.

44

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

   Матовые комбинации. Тема завлечения.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

45

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

   Матовые комбинации. Тема блокировки.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

   Игровая практика.

46

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

   Матовые комбинации. Тема связки.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

47

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

   Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

48

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

   Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

49

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

   Матовые комбинации. Тема перекрытия.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

50

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

   Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

51

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».

   Матовые комбинации. Тема «рентгена».

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

51

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

   Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

VII. Игра всеми фигурами из начального положения.     8 ч.

52-53

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

Дидактическая игра «Два хода».

54-55

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

56-57

Шахматная партия.   Представления о том, как начинать шахматную партию.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

58-59

Шахматная партия. Короткие шахматные партии.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

VIII. Обобщение.     10ч.

60-70

Повторение основных вопросов курса.

Повторение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по шахматам и шашкам в 5-х классах.

по новым стандартам ФГОС в 5-х классах по внеклассным занятиям наши учащиеся изучают шахматы....

Календарно-тематическое планирование по курсу "Шахматы"

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развива...

Учебно-тематическое планирование ( 5 КЛ., творческое объединение « Удивительный мир шахмат»)

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения ( 5 КЛ., творческое объединение « Удивительный мир шахмат»)...

Учебно-тематическое планирование ( 6 кл., творческое объединение « Удивительный мир шахмат»)

Учебно-тематическое планирование 4 года обучения ( 6 КЛ., творческое объединение « Удивительный мир шахмат»)...

Комплексно - тематическое планирование "Шахматы"

Данная методическая разработка используется воспитателями групп общеобразовательной направленности , начиная второй младшей группы , для знакомства с игрой шахматы в режимных моментах....