Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Скогорева Лариса Леонидовна

Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоровье и повышать работоспособность школьников можно с помощью средств физической культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Общеизвестно, что обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки, неоправданного начала дошкольного систематического обучения, несоответствия программ обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, а также из-за недостаточной эффективности уроков физической культуры, способствует отрицательному влиянию на здоровье учащихся. Все это предъявляет определенные требования к организму учащихся, находящемуся в постоянном росте и развитии.

Такая ситуация ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся в процессе обучения в школе: очень важно научить детей определять свои состояние и ощущения и сформировать активную позицию в отношении здоровья, укреплять и сохранять его, понимать необходимость и роль двигательной активности; обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности и оказанию элементарной помощи при травмах, формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

В сложившихся условиях также необходимы мероприятия, которые помогли бы справиться с возросшей учебной нагрузкой и малоподвижным образом жизни современного школьника. Наиболее важными, на наш взгляд является рационализация организации учебных занятий и всего режима дня школьника, основанная на чередовании различных видов деятельности - умственной нагрузки и активных физических занятий на свежем воздухе.

Наиболее эффективно укреплять здоровье и повышать работоспособность школьников, конечно же, можно с помощью средств физической культуры. Для этого, кроме уроков физкультуры, системой физического воспитания предусмотрены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня - гимнастика до занятий, подвижные игры во время перемен, физкультурные паузы на уроках, ежемесячные дни активного отдыха и спорта, спортивный час в группе продленного дня, занятия в спортивных секциях.

Для детей школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребёнка и обусловливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей организма детей. Однако все традиционные формы занятий физической культурой не компенсируют полностью дефицита двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьником высокой работоспособности в течение дня, недели, учебного года необходимы дополнительные формы занятий оздоровительной физической культурой. [1].

Одной из форм такой работы являются физкультурно - оздоровительные занятия. Такая форма занятий позволяет снять функциональное напряжение и утомление, возникающие у большинства школьников к концу третьего часа занятий; создать положительный эмоциональный настрой; переключить детей на новый вид деятельности. Она обеспечивает не только релаксационный эффект, но и способствует сохранению высокой продуктивности и последующей учебной работы [2].

Помимо этого, физкультурно-оздоровительное занятие содействует воспитанию интереса и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, формирует навыки общения в коллективе сверстников.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные традиции школы являются ключевыми в системе физического развития школьника.

В школе проводятся следующие формы физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика;  физкультминутки во время уроков; физические упражнения на удлинённых переменах; дни здоровья, час здоровья, утренняя гимнастика, физкультминутки и др.

Физкультминутки проводятся во время уроков учителями, ведущими урок. Включает 5-6 упражнений, направленных на снятия напряжения и усталости, с целью профилактики искривления позвоночника детей.

Проводятся внутришкольные соревнования: по баскетболу, волейболу, мини - футболу, хоккею, настольный теннис и др.

Более половины учащихся занимаются в секциях: баскетбол, волейбол, карате, ориентирование, настольный теннис, шахматы, в тренажерном зале. Каждый учащийся может выбрать тот ли иной вид спорта по душе.

Чтобы увеличить количество занимающихся физической культурой, повысить спортивное мастерство юных спортсменов, мы организуем соревнования по принципу круглогодичной спартакиады. Соревнования проводятся по группам: младшее звено 5-7 классы, среднее 8-9 классы, старшие 10-11 классы. В программу спартакиады входят следующие виды соревнований: баскетбол, волейбол, мини-футбол, лапта, хоккей, настольный теннис, веселые старты, пионербол.

Большим праздником для школы являются «Дни здоровья» которые проходят в начале и конце учебного года. В любое время года мы проводим его на свежем воздухе.

Одним из основных направлений в  работе учителя физической культуры является укрепление здоровья учащихся. С каждым классом используем различные формы и методы работы. Урок физкультуры стараемся проводить на свежем воздухе, но в зависимости от погодных условий. Также, опираемся на помощь инструкторов из числа учителей школы (классных руководителей), физкультурного актива и медицинского работника школы. Обсуждаем на педагогическом совете организацию и содержание занятий в каждой параллели классов. Обязанности инструкторов следить за порядком, указывать школьникам на возможные ошибки при выполнении упражнений, следить за точным началом и окончанием мероприятия.

Проведение физкультурно-оздоровительного занятия должно строится с соблюдением основных требований к занятиям физическими упражнениями: организационный момент, подготовительные упражнения, постепенное нарастание нагрузки к середине занятия и ее снижение до полного восстановления в конце занятия [2].

Здоровьесбережение учащихся в системе школьной подготовки характеризуется созданием максимально возможных условий сохранения, укрепления и развития их физического, психического, духовно-нравственного и социального здоровья для успешного обучения на основе рациональной организации учебного процесса для адаптации и обучения ребенка в школе, соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, сохранения и повышения резервов здоровья и работоспособности, создания благоприятного эмоционально-психологического климата.

Адаптация учащихся в школьный период к школьной жизни определяется следующими факторами риска: медико-биологическими (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.); социально-экономическими (материальные проблемы семьи, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т. п.); психологическими (неприятие себя, невротические реакции, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); педагогическими (перегрузка учебных программ и чрезмерная интенсификация учебного процесса; использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным; неправильное питание учащихся; недостаточная компетентность педагогов и родителей в вопросах здоровья; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; неблагополучное состояние здоровья учителей и др.).

Критерии и показатели здоровьесбережения учащихся определяются основными компонентами здоровья: физический (отсутствие болезней, высокий функциональный резерв организма, хорошее самочувствие, обеспечивающее успешность в учёбе); психический (внутренний комфорт, отсутствие высокого уровня тревожности, способность контролировать свои эмоции и поведение); духовно-нравственный (качество приспособления организма к условиям внешней среды), социальный (устойчивое отрицательное отношение личности к социально значимым заболеваниям и асоциальному поведению, удовлетворённость основных возрастных потребностей, способность к общению), - показывающими уровни адаптации ученика к окружающей среде - удовлетворительный, напряжённый, неудовлетворительный, срыв.

Эффективность процесса здоровьесбережения обеспечивается соблюдением следующих условий:

- созданием здоровьесберегающей среды (школьной и внешкольной), мотивирующей учащихся к здоровому образу жизни;

 - социальным взаимодействием родителей, учителей, медицинских работников, психолога на консультативно-просветительной основе;

- регулярным проведением мониторинга здоровья школьников.

Здоровый образ жизни занимает  одно из важных мест в иерархии потребностей и ценностей человека в современном обществе. Надо научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и личным примером учитель физкультуры должен демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то сейчас это высказывание приобрело еще большую актуальность. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся сохранить здоровье, более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю, помимо всего прочего, эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Список литературы

1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

"Современные подходы к профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры".

В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако все это многообразие форм движений станов...

«Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры»

Формирования положительного отношения к здоровью...

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

      Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры...

Методическая разработка «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом»

Факторы, влияющие на здоровье человека, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Систематические занятия физической культурой и спортом являются основой в укреплении здоровья че...