Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"
статья по физкультуре на тему

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
  • развивать чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лейбова Е.В., учитель физической культуры ГБНОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС

В настоящее время растёт число  детей, страдающих заболеваниями нервной  системы, органов чувств, опорно-двигательного  аппарата. Особую озабоченность общества вызывает детский травматизм, табакокурение. В связи с этой тревожной  тенденцией к снижению качества здоровья обучающихся,  особую актуальность приобрела проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.

Известно, что  физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных  средств развития моторной сферы  и повышения тренированности  организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщает к здоровому  образу жизни.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
  • развивать чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • формировать личность,  живущую по законам ЗОЖ.

Для решении перечисленных выше задач, в школе должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда (например, комплектация физкультурного зала всем необходимым оборудованием), выделено пространство для проведения в школе внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления,  должен быть организован режим, соответствующий ФГОС.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе включает в себя:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
  • рациональную организацию уроков физической культуры;
  • регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий.

Важно также вести просветительскую работу с родителями   учащихся.  Проводить консультации по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье, по вопросам повышения экологической культуры учащихся. Педагогам и родителям совместно участвовать в проведении спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, а сохранение и укрепление здоровья учащихся станет приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.

В заключении, хочу сказать, что известный отечественный  педагог В.А. Сухомлинский считал, что  «забота о здоровье детей - важнейший  труд», а «…во главе  педагогических мероприятий, проникая через воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

      Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры...

Спортивные игры на уроке физической культуры: аспекты требований ФГОС

В методическую разработку включены подвижные игры для учащихся 1-4 классов, используемых на уроках физической культуры....

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)...

Укрепление здоровья детей средствами музыкально-игровой деятельности

Укрепление здоровья детей средствами музыкально-игровой деятельности...