Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"
статья по физкультуре на тему
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:
- пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
- развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- формирование установок на использование здорового питания;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лейбова Е.В., учитель физической культуры ГБНОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС
В настоящее время растёт число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Особую озабоченность общества вызывает детский травматизм, табакокурение. В связи с этой тревожной тенденцией к снижению качества здоровья обучающихся, особую актуальность приобрела проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
Известно, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщает к здоровому образу жизни.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:
- пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
- развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- формирование установок на использование здорового питания;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.
Для решении перечисленных выше задач, в школе должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда (например, комплектация физкультурного зала всем необходимым оборудованием), выделено пространство для проведения в школе внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления, должен быть организован режим, соответствующий ФГОС.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе включает в себя:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
- рациональную организацию уроков физической культуры;
- регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий.
Важно также вести просветительскую работу с родителями учащихся. Проводить консультации по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье, по вопросам повышения экологической культуры учащихся. Педагогам и родителям совместно участвовать в проведении спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, а сохранение и укрепление здоровья учащихся станет приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
В заключении, хочу сказать, что известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей - важнейший труд», а «…во главе педагогических мероприятий, проникая через воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...
Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Из опыта работы...
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры...
Спортивные игры на уроке физической культуры: аспекты требований ФГОС
В методическую разработку включены подвижные игры для учащихся 1-4 классов, используемых на уроках физической культуры....
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)...
Укрепление здоровья детей средствами музыкально-игровой деятельности
Укрепление здоровья детей средствами музыкально-игровой деятельности...