Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
статья по физкультуре на тему
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey_sredstvami_fiz.kultury.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Салихзянов Сергей Сергеевич,
преподаватель физической культуры
ГБОУ СОШ № 491 Красногвардейского р-на СПб
с углубленным изучением математики
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры:
аспект требований ФГОС
«Здоровью научить нельзя —
надо воспитывать потребность
быть здоровым»
Широко известен постулат Аристотеля: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Многие модели социально-экономического развития общества направлены на улучшение качества жизни людей, которое выступает критерием и конечным результатом любых преобразований в обществе.
Качество жизни человека определяется во многом его внутренним ощущением радости бытия, которому нужно учить каждого человека, быть нужным своей индивидуальностью другим людям или общему делу. И неоспорима аксиома, что здоровье нации, ее мощь и сила, духовный и интеллектуальный потенциал формируется с детских лет ее маленьких граждан – наших детей, наших учеников, или, перефразировав, здоровье детей – это здоровье нации – физическое, духовное, интеллектуальное!
Искусство жить качественно и долго состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Отсюда проистекают важнейшие и глобальные задачи преподавания физической культуры в школе – задачи поистине государственного уровня и государственного масштаба:
- повышение уровня здоровья детей,
- формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,
- формирование навыков здорового образа жизни,
- а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Достижение этой цели включает в себя следующие организационные этапы:
- организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.
В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.
В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:
- спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
- экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья, включает в себя:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
- рациональную организацию уроков физической культуры;
- регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
- организацию:
- занятий лечебной физической культурой;
- часа активных движений (динамическая пауза) между 3-м и 4-м уроками;
- работы курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для их эффективного функционирования.
- динамических перемен, физкультурных минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:
внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:
- лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
- совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
И закончить свое выступление хотелось бы замечательными словами В.А.Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...
Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Из опыта работы...
Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...
Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»
От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....
Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».
Соершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здороья детей....