«Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры»
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Формирования положительного отношения к здоровью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_pimenovoy_v.a.docx | 112.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ
« Организационно - методические аспекты физкультурно - оздоровительной работы»
на тему: «Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры»
Выполнила:
Пименова Вера Александровна,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ с.Мусорка
Ставропольского района
Самарской области
- Введение 3-4
- Формирования положительного отношения к здоровью 4-6
- Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры 6-8
- Укрепление здоровья учащихся достигается путем использования игр, забав, развлечений в различных погодных условиях 8
- Анкетирование на тему: «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни» 8-14
- И чтобы решить проблему о формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры необходимы 14-15
- Мои профессиональные планы. 15-16
- Заключение 16-17
- Список источников и литературы 18
- Приложение 19-23
Введение.
1. “Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано, что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. В реформе также нашли отражение итоги научных исследований в области гигиены детей и подростков. Так, увеличение продолжительности учебы в начальной школе на один год – важная мера по предупреждению перегрузки учащихся и улучшению адаптации к школьной жизни. Уменьшение наполняемости классов поможет учителю более внимательно, индивидуально подходить к каждому ученику, создавать благоприятный психологический климат в классе, раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии здоровья детей. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Строительство новых школьных зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры учащихся, проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое привело к значительному улучшению состояния здоровья школьников, их физического развития.
Таким образом выявляется противоречие с одной стороны общество нуждается в здоровых, выносливых, способных принести пользу обществу граждан, с другой стороны опыт работы в школе показывает ежегодное снижения мотивации обучающихся к физической подготовке.
Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распростроненные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, трамвы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.
Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от них самих, а следовательно от учителя и родителей. Педагог, а также родители должны внушать детям не только, что это нужно, надо заниматься своим здоровьем, но и раскрывать цель, называть причину “зачем это нужно делать?”, “для чего?” В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогда ребенок будет ответственно подходить к своему здоровью.
Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональное общественное питание школьников. В нашей стране расходуются огромные средства на строительство новых школьных зданий, стадионов, детских лечебных и профилактических учреждений, невиданными темпами идет жилищное строительство, разбиваются новые сады и парки. Все это в целом создает благоприятные условия для воспитания здорового подрастающего поколения. Но, к сожалению, не всегда эти благоприятные условия в достаточной степени используются.
В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя.” Учителя начальной школы – именно им доверены дети того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика.
2. Разработка проблемы формирования положительного отношения к здоровью осуществлялось и осуществляется под руководством таких педагогов и ученых как Н.Б.Коростелев, А.Г.Хрипкова, М.В.Атропова, Р.Г.Сапожников, С.Е.Далецкий и многими другими. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано, что “повышение эффективности воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов”. Наша задача состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки… Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное отношение к здоровью ребенка обернется куда большей затратой времени – хождение к врачам, лечение, а потом “догнать” пропущенные занятия. Во время обучения в школе основным средством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания.
Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности. У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.
Физическая культура. Во всех классах начальной школы учащиеся получают сведения об оздоровительном значении тех или иных элементов физического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же дается материал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классе учащиеся получают понятия о двигательном режиме. Собранные в программе воедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройную систему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной школы.
Задача учителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений, навыков дать детям и только тогда можно ожидать значительного оздоровительного эффекта роли школьной мебели. Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.
Физическая нагрузка будет способствовать не только развитию здорового организма, но и повысит успеваемость в школе. Это происходит вот почему.
- Активный образ жизни усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха учеников и повышения их работоспособности. Физкультурные паузы благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают положительные эмоции у обучающихся, снижают статические нагрузки.
Итак, физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры человека. Изучив теоретическую литературу по интересующей меня проблеме, я пришла к следующим выводам:
1. Регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.
2. Даже несложные приемы самоконтроля перед началом регулярных занятий физкультурой и спортом позволяют выявить степень адаптации организма к физическим нагрузкам.
3. Представления о природе здоровья - это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье – отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом – здоровье как сохраняющийся баланс, как "инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем".
3. Физическую культуру в школе я преподаю 8 лет. Люблю свою работу и главным в ней считаю, образовывать учащихся в области физической культуры и направить их деятельность на укрепление здоровья, увеличение своего двигательного опыта. Одной из возможностей сохранения здоровья ребенка является приобщение его к систематическим занятиям физической культурой. Последние исследования показали, что лишь 10% населения нашей страны систематически занимаются физической культурой. Поэтому в течение трех последних лет в процессе своей профессиональной деятельности я работаю над педагогической проблемой:
«Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры»
На мой взгляд, для решения проблемы необходимо создание содержательных и организационных условий для обеспечения физического и психологического здоровья учащихся, направленных на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Формирование потребности в здоровом образе жизни я осуществляю в своей работе через уроки физической культуры и внеклассную работу. Занятия строятся с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей учащихся.
При подготовке урока я выделяю четыре основные задачи:
- Образовательные: формирование у обучающихся теоретических и методических знаний, овладение способами (умениями и навыками) собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- Развивающие: задачи состоят в обеспечении высокого уровня разностороннего развития, прежде всего, координационных и кондиционных способностей (выносливость, сила, гибкость, быстрота
- Воспитательные: на занятиях физической культурой надо усилить акцент на воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности; на формирование у обучающихся адекватной оценки и самооценки собственных физических возможностей
- Оздоровительные: задачи состоят в том, чтобы: содействовать гармоничному физическому развитию обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
В построении урока выделяю три части: подготовительную, основную, заключительную.
1.Подготовительная часть – подготовить организм к напряженной физической работе (строевые упражнения, различные виды ходьбы, беговые упражнения, общеразвивающие упражнения).
2. Основная часть – обучение и развитие двигательных умений и навыков, воспитание морально-волевых качеств школьников (упражнения в лазанье, равновесии, метание, прыжки, акробатические упражнения, подвижные игры).
3. Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок основной части (дыхательные упражнения, малоинтенсивные упражнения, игры малой подвижности.)
Методы организации урока:
1.Фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися (игры, упражнения на осанку, построения перестроения).
2. Поточный - учащиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим, беспрерывным потоком (лазанья по гимнастической стенке, скамейке, прыжки в длину, бег ).
3. Посменный – учащиеся распределятся на смены, на очереди для выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье).
4. Индивидуальный – используются в учетных уроках.
5. Групповой - каждая группа учащихся по заданию учителя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды упражнений.
Методы организации урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Применение различных методов разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.
4. Укрепление здоровья учащихся достигается путем использования игр, забав, развлечений в различных погодных условиях, а также применения игр и упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, осанку. Особое внимание уделяю проведению теоретических уроков. Уроки проходят в форме просмотра презентаций, бесед, дискуссий, тестировании по вопросам. Использование в работе ИКТ помогает узнать о своем организме миру движений, познают себя, тем самым начинают понимать суть здорового образа, о значениях физических упражнений. Мною разработаны электронные приложения к урокам по темам: «Личная гигиена», «Режим дня школьника», «Олимпийская символика», «Основные двигательные качества», «Баскетбол», «Органы чувств», «Закаляйтесь», «ЗОЖ», «Опорно-двигательный аппарат», «Первая помощь при травмах», «Самоконтроль», «Спортивная гимнастика», «Наш организм», «Физическое развитие».
В процессе обучения с учащимися, освобождёнными от занятий физической культурой я провожу индивидуальную работу. Моя позиция сводится к следующему: учащийся получает задание по учебнику (Матвеев А.П. , «Физическая культура» 5 класс, Просвещение; Матвеев А.П. , «Физическая культура» 6-7 класс, Просвещение; Матвеев А.П. , «Физическая культура» 8-9 класс, Просвещение; Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура (базовый уровень), 10-11 класс, Просвещение) и отвечает перед классом, либо беседа с учителем. Так же освобождённые учащиеся старших классов работают над созданием презентаций и часто выступают с ними перед своими одноклассниками. В накопительной базе имеются работы на темы: «Великие гимнастки», «Гигиена», «Закаливание», «История Олимпийского движения», «Массаж и самомассаж», «Олимпийская чемпионка Л.Латынина», «Олимпийские игры в Москве», «Осанка», «Современные Олимпийские игры», «Физические качества человека», «Фитнес», «Осанка», «Физическое развитие человека».
5. Анализируя результаты педагогической деятельности за 2012-2013 учебный год по четвертям и ступеням обучения можно сделать вывод, что средний уровень качества знаний в начальной школе составил 98%, в среднем звене 94%, в старшем звене 91%.
Из диаграммы можно сделать вывод, что интерес к занятиям физической культурой снижается с взрослением учащихся. Хотя по моим представлениям должно быть наоборот, учащиеся старших классов более мотивированны на обучение.
Результаты итоговой аттестации 9 класса в 2012-2013 учебном году показал, что качество знаний составило 82%.
О
1. Развитие физических качеств учащихся.
При внедрении в процесс обучения такого подхода, ежегодно увеличивается количество учащихся имеющих высокий уровень развития физических качеств: в 2010-2011 уч. г. -51%, 2011-2012 уч. г. – 64%, 2012-2013 уч. г. – 72%
2. Отношение учащихся к собственному здоровью и здоровому образу жизни
Проведенное анкетирование на тему: «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни», предложенное С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным. выявило, что ежегодно увеличивается количество учащихся, которые ведут или стараются вести ЗОЖ, главным компонентом которого являются средства физической культуры. Количество учащихся по данному критерию за последние три года выросло с 53 до 76%.
Моя задача, как учителя физкультуры, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только в школе на уроках, но и дома, привлекая к этому родителей. Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.
Трудоёмкость опыта заключается в том, что ученик усваивает нечто в
форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения, которое я стараюсь формировать у ребёнка на уроках физической культуры. Это усвоение должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности. Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.
На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует
у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.
Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.
Формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.
Внутришкольные соревнования | ||
2012-2013 учебный год | ||
Соревнование | Класс | Количество уч-ся |
Осенний кросс «Золотая осень» | 5-11 | 90 чел. |
Мини-футбол | 5-11 | 32 чел. |
Богатырские забавы | 9-11 | 30 чел. |
Баскетбол | 5-11 | 40 чел. |
Гонки за лидером | 5-11 | 60 чел. |
Волейбол | 8-11 | 38чел |
Пионербол | 3-7 | 52чел |
1 четверть 2012-2013 уч. г. | ||
Осенний кросс «Золотая осень» | 5-11 | 83чел |
Мини-футбол | 5-11 | 28чел |
Районные соревнования | ||
2012-2013 учебный год | ||
Легкоатлетический кросс | Сборная команда школы | 18чел. |
Баскетбол | Сборная команда школы | 7 чел. |
Лыжные гонки | Сборная команда школы | 17 чел. |
Олимпийские надежды | Сборная команда школы | 10 чел. |
Первенство района по легкой атлетике | Сборная команда школы | 12 чел. |
Волейбол | Сборная команда школы | 7 чел. |
Теннис | Сборная команда школы | 6 чел. |
Мини-футбол | Сборная команда школы | 6 чел. |
Окружные соревнования | ||
2012-2013 учебный год | ||
Легкоатлетический кросс | Сборная команда школы | 18чел. |
Олимпийские надежды | Сборная команда школы | 4 чел. |
Волейбол | Сборная команда школы | 7 чел. |
Теннис | Сборная команда школы | 6 чел. |
Мини-футбол | Сборная команда школы | 6 чел. |
Достижения учащихся в районных соревнованиях отмечены грамотами
За 2010-2011 учебный год учащиеся нашей школы приняли участие в 7 районных и окружных соревнованиях и показали следующие результаты:
II место по футболу, IIIместо по мини-футболу, II место в осеннем кроссе (Жигалов Н. 2 км.;),
II место в лыжных гонках (Семенов С.) II место волейбол.
За 2011-2012 учебный год учащиеся нашей школы приняли участие в 9 районных и окружных соревнованиях и показали следующие результаты:
II место по футболу, IIместо по мини-футболу, II место в осеннем кроссе (Козлова Д.;),
III место в осеннем кроссе (Бокарев С.;), II место в лыжных гонках (Рот Л.)
II место волейбол.(мальчика) II место волейбол.(девочки)
За 2012-2013 учебный год учащиеся нашей школы приняли участие в 13 районных и окружных соревнованиях и показали следующие результаты:
I место по футболу, III место по мини-футболу, II место в осеннем кроссе (Китаев А.;),
I место в осеннем кроссе (Пашина В.;), II место в лыжных гонках (Вахтерова Л.)
II место волейбол.(мальчика) I место волейбол.(девочки) III место теннис (Новичкова Е.)
Более 6 лет мы принимаем участие в окружной олимпиаде по предмету «Физическая культура».
Результаты участия в олимпиаде таковы:
2010-2011 Гаевская Е. III место
2011-2012 Новичкова М. II место
2912-2013 Рот Л. Iместо, Федотов И. II место
В) На сегодняшний день проходит много дискуссий о том, какой должна быть современная школа. Ответ на этот вопрос может быть кратким: это такая школа, где все построено и оборудовано во благо детям. Не малую роль в школе играют уроки физкультуры.
6. И чтобы решить нашу проблему о формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры необходимы многочисленные изменения:
а) Кадровые изменения: любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновление не только содержание образования, но и кадрового потенциала . На данном этапе работы в образовательном учреждении для повышения уровня мотивации обучающихся к занятиям физической культурой необходимо: изучить информационные потребности педагогических кадров (беседа, опрос, анкетирование) с целью оказания методической помощи по организации образовательного процесса; расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению обновления системы образования: семинары; создать эффективную систему курсовой подготовки.
б) Научно- методические изменения: Разработка сценариев спортивных мероприятий; разработка методичек и всевозможных буклетов в помощь обучающимся.
в) Материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется прежде всего на эффективное решение образовательных задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету «физическая культура. Современные спортивные площадки и спортивные залы. Оснащенные всем необходимым: инвентарем и снарядами, душевыми и конфортными раздевалками. Ребенок должен иметь неограниченный доступ к занятиям физкультурой. И в наше время было бы очень хорошо, если бы дети могли бы заниматься на уроках физкультуры в своих школьных бассейнах.
г) Нормативно-правовая база тоже строилась бы в пользу решения нашей проблемы. Рабочий план составлен был бы с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся. Мальчики и девочки занимались бы отдельно.
Заключение договоров с родителями на организацию экскурсий и поездок для обучающихся, спортивной направленности.
д) Еще один из критериев современной школы – это библиотеки. Дети, в связи с тем, что проводят много времени у компьютера, не очень тянутся к книге. Но задача взрослых – вернуть их к живому общению с книгой. Заинтересовать новыми изданиями, проводить встречи с писателями. Как один из вариантов, можно предложить электронные книги.
е) Организационные изменения: организация встреч со специалистами спорткомитета, известными спортсменами, организация поездок на соревнования.
7. Мои профессиональные планы.
Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм организации занятий физическими упражнениями. Особое место в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная форма организации физического воспитания.
На уроках физической культуры в той иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Важнейшей стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям, воспитание физических и духовных сил, их подготовки к жизни, развитие и становление личности в целом.
В связи с этим я планирую решить следующие задачи:
1. Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду общеобразовательных школьных дисциплин.
2. Заботиться о вовлечении учащихся в различные формы занятий физическими упражнениями, привлекать к этой работе школьный педагогический коллектив для проведения упражнений гимнастики и физкультминуток.
3. Привлекать учителей школы к спортивным мероприятиям для того, чтобы они личным примером влияли на учащихся, на формирование здорового образа жизни.
4. Организовать высокую подготовку школьников к районным спортивным мероприятиям.
5. Разнообразить формы проведения внутришкольных соревнований и физкультурных праздников.
6. Строить уроки физической культуры на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности материал программы. Опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения, создать условия для выбора занятий, которые ближе каждому школьнику.
7. Изучить и внедрить в практику методику игры хоккея с шайбой.
8. Заключение.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности.
Крепкое здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека.
Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния техногенной окружающей среды на организм человека.
Однако следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. По экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в организм генной программы – на 20%, экологии – на 20%, медицинского сервиса – на 10% и образа жизни – на 50%. Иными словами, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Большинство западных исследователей определяют образ жизни как широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу.
Именно поэтому для того чтобы поддерживать высокий уровень здоровья необходимо не только иметь общее представление о здоровье и болезнях, но и умело использовать совокупность факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладевать оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, иными словами сформировать установку на здоровый образ жизни.
На состояние здоровья оказывают непосредственное влияние различные факторы: экологическая обстановка (особенно в крупных городах), сбалансированность питания, бешеный ритм жизни, стрессы, условия труда, гиподинамия (пониженная физическая активность), материально-бытовые условия и т.п.
Активная пропаганда здорового образа жизни среди подростков должна дать положительные результаты, и первостепенную роль в ней играют молодёжные общественные организации.
В нашей стране много внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, например 2008-ой год объявлен Годом Здоровья, регулярно проводятся спортивные мероприятия.
Формирование здорового образа жизни среди подростков – одна из первичных задач нашего общества. Здоровые дети – это гарантия светлого будущего нашего государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Апаненко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем.-Киев, 1989
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
- Бабенко Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. Пособие. – М., 2004.
- Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 2000, 160 с.
- Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 2001. 228 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1995. 193 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
- "Дошкольное воспитание" журнал 2006 г. № 6.
- Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников.//Физкультура в школе, № 1,2000.
- Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: Учебно-метод. пос. - М.: АПКиПРО, 2003. - 105 с.
- Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. - М.: АПКиПРО, 2002. - 185 с.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 224 с.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 272 с.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.11-17.
- Романенко В.А. Двигательные способности человека. - Донецк: УК Центр, 1999
- Смирнов Н.К. Вопросы здоровья в программах подготовки учителей и преподавателей физкультуры. – М., 2004
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2006.
- http://www.pedsovet.su
- http://it-researcher.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест на тему «Вредные привычки и твое здоровье».
КУРЕНИЕ
1. Ты когда – нибудь курил?
1.Никогда – сразу переходи к вопросу 6
2. Я пробовал курить, но сейчас не курю ,сразу переходи к вопросу 6
3.Я курю время от времени
4.Я курю регулярно
С какого возраста ты куришь? _____
3. Сколько сигарет ты выкуриваешь в день?
1. 1 сигарета не каждый день
2.1-2 сигареты в день
3.3-5 сигарет в день
4.6-10 сигарет в день
5.11-20 сигарет в день
6. Более 20 сигарет в день
4. Ты куришь (можно выбрать несколько ответов)
1.Один
2.С другом или подругой
3.С друзьями и товарищами
4.С семьей
5.С другими
5. Где ты чаще куришь?(Выбери только один ответ)
1.Дома
2.На вечеринках
3.В доме друзей
4.В баре, ресторане
.На улице
6.В школе
7. Где-либо еще?
6. Разрешено ли курить в твоем учебном заведении?
1.Полностью запрещено
2.Разрешено в специально отведенных местах
7. Кто из твоего окружения курит?
1.Никто
2.Отец
3.Мать
4.Брат
5.Сестра
6.Друг
7.Учитель
8.Другие
8. Сколько часов в день в среднем ты находишься в комнатах, где курят?
1.Не нахожусь совсем.
2.Нахожусь мене одного часа
3.Нахожусь от 1 до 5 часов
Нахожусь более 5 часов
9. Ты бы хотел бросить курить?
1.Да
2.Нет
УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ
10. Ты употребляешь алкоголь (пиво, вино, крепкие напитки)?
1.Да
2.Нет, переходи сразу к вопросу 15
11. .Какой алкоголь ты обычно пьешь?
1.Пиво
2.Вино
3.Водку и крепкие напитки
12. С кем ты обычно выпиваешь?
Один
2.Сподругой
3.С друзьями
4.Счленами семьи
5.С кем-нибудь еще
. Как много ты пил в прошлом месяце?
Пиво Вино
Не пил 1.Не пил
2.1-3 бутылки 2.1-3 стакана
3.4-9 бутылок 3.4-9 стаканов
10-20 бутылок 4. 10-20 стаканов
5. Более 20 бутылок 5.Более 20 стаканов
Водка и крепкие напитки
1.Не пил
2.1-3 рюмки
4-9 рюмок
4.10-20 рюмок
5.Более 20 рюмок
14. Как часто ты чувствуешь себя пьяным?
1. Один раз в неделю
2. 1-2 раза в месяц
3.Не очень часто
4.Никогда
ЗДОРОВЬЕ
15. Как ты оцениваешь состояние своего здоровья?
1.Очень хорошее
2.Достаточно хорошее
3.Нормальное
4.Удовлетворительное
очень плохое
16.Что ты думаешь о своем весе?
1.Слишком полный
немного полный
Нормальный
Немного худым
5.Слишком худым
.Есть ли у тебя хронические заболевания или физические недостатки, которые мешают вести активную жизнь?
Нет
2.Да (какие? Напиши) ______________
Сценарий соревнования
- «Папа, мам, я – спортивная семья»
Играет музыка (из мультфильма или спортивные марши). Выход участников. Построение участников праздника. Музыка смолкает.
Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости, участники праздника. Мы рады видеть вас в этом зале. Сегодня у нас праздник молодости и здоровья!
Звучит музыка. Идет 3-5 минутная разминка.
Ведущий: Мы у солнца и у ветра
Взяли пламенный задор
На секунды и на метры
Мы ведем друг с другом спор
Потому, что отличиться
Хочет в спорте каждый класс
Потому, что олимпийцы
Подрастают среди нас.
Ведущий: Когда идешь на штурм ты эстафеты,
Победа нам не очень-то видна.
Но все равно, - дойдем мы до победы!
Ни пуха вам, ребята, ни пера!
Идет разминка на музыку песни Вл.Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»
Представление команд классов (инсценировки, спортивные пирамиды, спортивные показательные номера и т.д.)
Начинаются спортивные эстафеты.
«Хоккей на траве».
Участвуют все.
Поочередное ведение гимнастической палкой большого мяча между цилиндрами, поставленными змейкой.
«Удержание мяча».
Папа и мама становятся лицом друг к другу, одновременно удерживая два больших мяча (можно надутые шары): один – животами, другой – вытянутыми вверх руками; передвигаются к линии финиша любым способом (приставными и т.д.). Ребята ведут мяч одной или двумя руками.
«Боулинг».
Сбивание фишек мячами (набивными или баскетбольными)
Комбинированная эстафета.
Папа – ползет «крабом», неся мяч на животе
Мама – ведет мяч
Дети – прыгают на мяче.
Конкурс родителей «Обручальное кольцо».
Разноименные ноги в обруче. В таком положении передвигаться до линии финиша.
Или «Болото» - переступая по кочкам перейти его (поочередно).
«Прохождение через болото».
Все члены с помощью двух обручей, перекидывая их вперед по линии движения и перепрыгивая из обруча в обруч, преодолевают заданное расстояние.
«Чехарда».
Дети пролезают между ног родителей, обегают впереди стоящую фишку (родители за ними) и возвращаются обратно.
«Каракатица» - конкурс детей
«Кузнечик» (обувь в мешке).
«Паровозик», или «Сороконожка» - бег змейкой (ручейком). Туда и обратно.
Подведение итогов (Построение. Награждение).
- «В здоровом теле, здоровый дух.»
Ведущий:
Призыв фанфар до нас доносит эхо.
И на душе светлее от того,
Что нам понятно формула успеха:
«Один за всех и все за одного!»
Болезни убегают без оглядки.
Нам дождь – не дождь,
Нам хмурый день – не хмур.
Любой балкон годится для зарядки
И кран любой – для водных процедур!
Мы крепко дружим, спорим откровенно,
И к доброте из нас никто не глух,
И, несомненно, можно без рентгена
Увидеть в каждом олимпийский дух!»
Мы на свете родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!
В конце праздника, после награждения победителей, приглашают всех желающих выйти, встать в два-три круга и принять участие в популярной среди ребят игре-песне «Если нравится тебе».
«Если нравится тебе, то делай так» - два щелчка пальцами над головой.
«Если нравится тебе, то делай так» - два щелчка пальцами над головой.
Далее все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения другие: сначала два хлопка в ладоши, затем два хлопка по коленям, два притопа ногами.
Затем все поют: «Если нравится тебе, то делай все». Участники подряд выполняют одно за другим все движения по 2 раза.
«Если нравится тебе, то и другим ты покажи. Если нравится тебе, то делай все.» Все движения повторяются снова.
В заключение исполняется заключительный куплет песни: «Если нравится тебе, то ты скажи: «Хо-ро-шо!». Если нравится тебе, то
и другим, ты покажи. Если нравится тебе – «Хо-ро-шо!», «Хо-ро-шо!».
- Основные понятия, обсуждаемые на классном часе: здоровье, здоровый образ жизни, пути сохранения здоровья.
- Сегодня мы с вами должны обсудить очень важное для всех людей на Земле понятие: здоровье человека. Каждый человек стремится стать счастливым. У настоящего счастья две стороны. Первая – счастье общения и взаимопонимания. Вторая – счастье творческого труда, в котором самоутверждается личность. Давайте вместе подумаем, что же может помешать нам достичь своих жизненных идеалов и целей?
Ученики отвечают на поставленный вопрос, называя разные причины, учитель должен подвести ребят к выводу, что реализация поставленных задач в достижении нравственного и материального благополучия зависит прежде всего от здоровья человека.
Учитель: Давайте ответим на вопрос: что такое здоровье?
Работа с понятиями. Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается сформулировать собственное определение понятия «здоровье». Группа письменно фиксирует выработанное за 4-5 минут решение, а затем предлагает его всему классу. Учитель на доске фиксирует во время обсуждения все предложения, чтобы потом дать обобщенное определение, которое должно состоять из конкретных фраз. Затем все вместе зачитывают выработанное понятие здоровья.
Учитель предлагает сравнить с определениями и оценить, насколько ученики дали точный и разносторонний ответ:
-По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия».
-«Здоровье – это состояние духа, эмоционально-психической и физиологических сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, ответственность за него» (Г.Н.Шаталова. Философия здоровья. М.: Елен и К.,1997).
- в русского языка С.И.Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма.
-«Здоровье – состояние животного тела или растения, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни».
Учитель: Здоровье – это самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Учеба и работа доставляют нам удовольствие. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. В состоянии здоровья все органы нашего тела прекрасно функционируют, организм легко справляется с различными неблагоприятными влияниями окружающей среды.
Далее учитель предлагает для обсуждения следующие вопросы:
- Почему именно здоровье лежит в основе благополучия любого человека?
-Что мешает людям быть здоровыми?
После обсуждения на доску заносятся доводы «Здоровье – основа благополучия» и «Что губит наше здоровье».
Для подкрепления доводов о необходимости каждому быть здоровым, учитель приводит изречения известных людей:
«Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному: здоровье» (И.Вильде)
«Здоровье всему голова»
«Здоровому все здорово!»
«Здоровье дороже денег!»
«Здоров будешь, всего добудешь!» (Русские пословицы)
Среди негативных факторов, оказывающих влияние на здоровье ребята должны несоблюдение режима дня, отсутствие постоянного движения, а также курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их определяют как пагубные привычки.
Для показа влияния пагубных привычек на жизнедеятельность ученикам предложена ролевая игра «Кадры из жизни».
Группам дается задание снять фильм «О будущей жизни нашего класса».Первый кадр через два года после окончания школы. Второй – через 5 лет, третий – через 15, четвертый – через 40 лет. В «фильме» ребята показывают межличностные отношения, профессия и работа, здоровье, семья.
«Девушка выбрала карьеру фотомодели. Очень привлекательная внешность уже через 5 лет была загублена постоянным курением: ранние морщины, желтые зубы, кашель, отдышка при физических нагрузках и большая утомляемость. Юношу, связавшего свою карьеру с футболом, после ежедневного расслабления с помощью алкоголя просто выгнали из команды, он так и не нашел применения своим силам и притязаниям спортсмена, стал пить, а через 40 лет о нем никто из одноклассников и не вспомнил! Средняя ученица, ничем не отличающаяся в школе среди одноклассников, закончила институт, постоянно занималась фитнесом следила за своей внешностью, не только сохранила красоту и здоровье через 40 лет. Но и достигла карьерного роста – из простого бухгалтера стала финансовым директором. У нее прекрасная семья».
Класс анализирует фильм.
Всем надо помнить, что здоровье – незаменимая ценность нашей жизни! Только здоровый человек может в полной мере стать счастливым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные подходы к профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры".
В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако все это многообразие форм движений станов...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....
"Степ - аэробика, как средство формирования здоровья на уроках физической культуры"
Обобщение опыта работы...
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...
Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры...