Методическая разработка «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом»
методическая разработка
Факторы, влияющие на здоровье человека, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Систематические занятия физической культурой и спортом являются основой в укреплении здоровья человека и профилактики различных видов заболеваний. В данной статье рассмотрены различные направления, с помощью которых можно улучшить качество жизни, психологическое и физическое состояние человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа «Содружество»
Методическая разработка
«Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом»
Автор: педагог дополнительного образования Седун О.В.
Москва
2017
Вступление:
Факторы, влияющие на здоровье человека, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Систематические занятия физической культурой и спортом являются основой в укреплении здоровья человека и профилактики различных видов заболеваний. В данной статье рассмотрены различные направления, с помощью которых можно улучшить качество жизни, психологическое и физическое состояние человека.
Введение.
Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни как здорового человека, так и человека с физическими недостатками. На сегодняшний день уже невозможно представить нашу жизнь без спорта и физкультуры. Однако большинство из нас просто привыкло наблюдать за спортивными соревнованиями, болеть за спортсменов, радоваться их победам и вместе с ними переживать поражения. Но, только очень малое количество людей самостоятельно систематически занимается физической культурой и спортом. Люди понимают необходимость занятий физической культурой, однако занятость на работе и просто лень являются той причиной, по которой из повседневной жизни практически полностью исключаются любые физические нагрузки что негативно влияет на состояние здоровья не только физического, но и психологического. Однако лишь после физических нагрузок значительно понижается уровень стресса, что благотворно влияет на здоровье человека в целом. Наше здоровье это полное физическое, психологическое благополучие и уравновешенность.
Актуальность.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке. Население, включенное в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющее в них достаточно высокую активность, вырабатывает определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус». Человек становится коммуникабелен, выражает готовность к сотрудничеству, радуется социальному признанию, меньше боится критики, наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость человека, в большей степени свойствен оптимизм, энергия. Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности человека. Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда). Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в детском саду, школе. Самостоятельные занятия физической культурой, спортом, туризмом позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья, повышении долголетия. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 - 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение спорта, физической культуры, двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль. Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Представьте себе крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел земли. Инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему приходилось кормить десяток детей. Многие к тому же отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо дня в день и всю жизнь. Предки человека испытывали не меньшие нагрузки. Постоянные погони за добычей, бегство от врага и т.п. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Истина как всегда лежит где-то посредине. Трудно даже перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь. Обратим внимание лишь на основные моменты. В первую очередь следует сказать о сердце. У обычного человека сердце работает с частотой 60 - 70 ударов в минуту. При этом оно потребляет определённое количество питательных веществ и с определённой скоростью изнашивается (как и организм в целом). У человека совершенно нетренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, также больше потребляет питательных веществ и, конечно же, быстрее стареет. Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту может равняться 50, 40 и менее. Экономичность сердечной мышцы существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце гораздо медленнее. Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё - начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. Повседневные нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные, физические .При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (притом, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях, проведённых на человеке, показано, что физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям.
Заключение
Физическое воспитание, обеспечивая сочетание знаний; производительного существования (физкультурно-оздоровительной деятельности); человеческих ценностей (эмоции); мира культуры (культурные символы и знаки), способствует «расширению сознания» человека, физический спортивный организм мышечный
Физические упражнения направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности населения.
В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает.
Причины недооценки роли физической культуры носят не столько объективный, сколько субъективный характер. К ним можно отнести убаюкивающее ощущение благополучия и физического здоровья, поскольку последствия гиподинамии и других факторов риска проявляются не сразу, а отдалены значительными промежутками времени. Человек в своем сознании с трудом связывает эти явления.
Список литературы
1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - М., 1987. - 230с.
2. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья / В. И. Белов. - М., 1993. - 412 с.
3. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - М., 1990. - 510 с.
4. Муравов, И. В. Физическая культура и активное долголетие / И. В. Муравов. - М., 1979. - 396 с.
5. Волчанская Н.Ф. Здоровый образ жизни как фактор развития волевых качеств подрастающего поколения [Электронный ресурс] / Н.Ф. Волчанская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10. – С. 66–70.
6. Физическая культура и спорт в жизни современного человека как феномен повседневности [Электронный ресурс] / Т.Н. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 38. – С. 8–13..
7. Ляшенко А.А., Цой В.Г. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов Оренбургского государственного медицинского университета [Электронный ресурс] / А.А. Ляшенко, В.Г. Цой // Молодой учёный. – 2018. – № 1. – С. 34–36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного, игрового и соревновательного методов.
Статья содержит рекомендации и возможные варианты использования предложенных методов....
Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.
Обобщение опыта работы по теме: Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий....
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....
Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.
Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...
Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии,...
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового ...