Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалиста адаптивной физической культуры
статья по физкультуре ( класс) на тему

Ермилова Александра Юрьевна

Здоровьесбережение главных участников педагогического процесса за счет насыщения режима дня двигательной активностью в стенах ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермилова А.Ю., специалист АФК, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 892

        Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалиста  адаптивной физической культуры

Уровень физического здоровья  в детском возрасте является определяющим в формировании гармонично развитого организма и всей личности в целом.

Физическое здоровье в свою очередь формируется из двух компонентов: физического развития и соматического здоровья. Судить о физическом развитии мы можем, изучая:

-   антропометрические данные: рост, вес, сила мышц, ЖЕЛ;

- результаты функциональных проб: отражение реакции организма на определенную физическую нагрузку, в первую очередь реакция СС и Д систем.

Соматическое здоровье обеспечено  полноценным функционированием органов и систем организма.  В нашей практике – это заключение врача на основе  проведенной диспансеризации.

В основе работы специалиста лежат несколько этапов: 1)диагностика, 2)коррекция, 3) профилактика.

С целью диагностики физического развития учащихся мы используем метод-экспресс оценки физического состояния школьников, предложенный С.В. Хрущевым, С. Д. Поляковым (1995г.). Этот метод позволяет в первую очередь выявить функциональный резерв СС и Д систем.

Широкий резерв этих систем коррелирует с высокой устойчивостью нервных процессов, резистентностью защитных сил организма и хорошей психологической устойчивостью к влиянию разнообразных нагрузок, в частности учебной. Все перечисленные критерии обуславливают такое качество организма как общую выносливость, определяющую степень жизнеспособности организма в целом.

Данный диагностический метод позволяет

- организовать мониторинг физического состояния;

- оценить эффективность всей программы двигательного развития учащихся  в целом;

- обеспечить индивидуально-личностный подход, т.е. на основе выявленных показателей учащихся дать рекомендации реабилитационно-оздоровительных мероприятий родителям, учителям;

- расширить представление всех специалистов, работающих с ребенком, об адаптивном ресурсе его организма   с 10- 20

В школе существует целая программа двигательного развития учащихся. Она подразумевает правильно организованную двигательную активность, учитывающую психо-возрастные особенности учащихся на данном этапе развития, их режим дня и индивидуальные особенности.

Остановлюсь на 2-х формах двигательной активности, которые наиболее явно иллюстрируют применение адаптивных здоровьесберегающих технологий:

  1. Урок АФК

АФК - комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. В нашем случае мы имеем ввиду ребенка, который должен уметь адаптироваться к данной учебной и социальной среде.

В нашей школе урок АФК

- это( урок для учащихся, имеющих текущее освобождение от урока фк)

функциональные резервы здоровья, которых снижены предшествующим заболеванием или травмой, но уже достаточны для начала активной учебной деятельности и использования физической нагрузки с целью укрепления их здоровья, и подготовки к школьной деятельности)

Цель урока:

-   обеспечить физиологическую норму движений

- ускорить период адаптации ребёнка к школьной деятельности,  

- восстановить  диапазон функциональных возможностей основных физиологических систем организма, обеспечивающих эту адаптацию.

Задачи

программа курса предусматривает практическую часть –

  - выполнение учащимися физических упражнений, элементов аутотренинга и самомассажа, направленных на укрепление органов дыхания и кровообращения, снятие напряжения с глазных мышц, улучшающих определённые функции головного мозга,  регуляцию психоэмоционального тонуса (восстановление физиологической базы, обеспечивающей эффективную умственную деятельность).

- выполнение учащимися индивидуальных комплексов  специальных физических упражнений, направленных на устранение последствий болезни и восстановление функций ослабленных болезнью функциональных систем

- блок теоретических знаний о влиянии физической культуры  на здоровье и работоспособность человека, о современных оздоровительных методиках, правилах составления индивидуальной «программы здоровья».

Главной особенностью организации курса адаптивной физкультуры является индивидуализация обучения, что само по себе составляет суть адаптивной здоровьесберегающей технологии.

Длительность курса в условиях школы позволяет полноценно пройти периоды срочной и долговременной адаптации.

На наш взгляд, отсутствие освобождения от урока физической культуры побуждает ребенка рассматривать физическую культуру не как прерогативу здоровых людей, а как основное средство и способ формирования собственного здорового жизненного стиля.

Личностно-ориентированный подход к организации  двигательной активности учащихся, имеющих разный уровень физического развития и соматического здоровья имеет продолжение и при организации АФК во второй половине дня.

2. АФК во второй половине дня представлена следующими формами:

1)группы адаптивной физической культуры

2)группы выравнивания

3)группа оздоровительной физической культуры

Деление по группам осуществляется в зависимости от причины, обуславливающей отклонения в состоянии здоровья.

Группа АФК - состояние после перенесенного ОРВИ, обострения хронического заболевания; низкий уровень физической подготовки

Группа выравнивания - сниженный уровень физического развития

Группа Оздоровительной физической культуры - сниженный уровень соматического здоровья; психосоматические особенности.

Занятия в группах отличаются длительностью курса, продолжительностью занятия, характером нагрузки.

Насыщение программы двигательного развития различными видами активности ребенка: подвижными переменами, физкультминутками, физкультпаузами, уроками здоровья, спортивными часами и секциями позволяет расширить двигательный режим школьника, способствует формированию специфической устойчивости (адаптации) к физической нагрузке. А как следствие и полноценному физическому здоровью.

Литература:

  1. Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физичексого здоровья школьников//метод.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Богомолова Е.С. Оценка физического развития детей и подростков//учебное пособие.- Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006.
  3. Сухарев А.Г. Осанка детей и профилактика её нарушений// метод.пособие. – М.: МИОО, 2007
  4. Ловейко И.Д.  Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.- Л.: Медицина, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".

Статья содержит  рекомендации для учителей  , по использованию современных  образовательных и здоровьесберегающих технологий  на уроках по физической культуре в школе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.

Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»

Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...