Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалиста адаптивной физической культуры
статья по физкультуре ( класс) на тему
Здоровьесбережение главных участников педагогического процесса за счет насыщения режима дня двигательной активностью в стенах ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_rabote_spetsialista_afk.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермилова А.Ю., специалист АФК, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 892
Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалиста адаптивной физической культуры
Уровень физического здоровья в детском возрасте является определяющим в формировании гармонично развитого организма и всей личности в целом.
Физическое здоровье в свою очередь формируется из двух компонентов: физического развития и соматического здоровья. Судить о физическом развитии мы можем, изучая:
- антропометрические данные: рост, вес, сила мышц, ЖЕЛ;
- результаты функциональных проб: отражение реакции организма на определенную физическую нагрузку, в первую очередь реакция СС и Д систем.
Соматическое здоровье обеспечено полноценным функционированием органов и систем организма. В нашей практике – это заключение врача на основе проведенной диспансеризации.
В основе работы специалиста лежат несколько этапов: 1)диагностика, 2)коррекция, 3) профилактика.
С целью диагностики физического развития учащихся мы используем метод-экспресс оценки физического состояния школьников, предложенный С.В. Хрущевым, С. Д. Поляковым (1995г.). Этот метод позволяет в первую очередь выявить функциональный резерв СС и Д систем.
Широкий резерв этих систем коррелирует с высокой устойчивостью нервных процессов, резистентностью защитных сил организма и хорошей психологической устойчивостью к влиянию разнообразных нагрузок, в частности учебной. Все перечисленные критерии обуславливают такое качество организма как общую выносливость, определяющую степень жизнеспособности организма в целом.
Данный диагностический метод позволяет
- организовать мониторинг физического состояния;
- оценить эффективность всей программы двигательного развития учащихся в целом;
- обеспечить индивидуально-личностный подход, т.е. на основе выявленных показателей учащихся дать рекомендации реабилитационно-оздоровительных мероприятий родителям, учителям;
- расширить представление всех специалистов, работающих с ребенком, об адаптивном ресурсе его организма с 10- 20
В школе существует целая программа двигательного развития учащихся. Она подразумевает правильно организованную двигательную активность, учитывающую психо-возрастные особенности учащихся на данном этапе развития, их режим дня и индивидуальные особенности.
Остановлюсь на 2-х формах двигательной активности, которые наиболее явно иллюстрируют применение адаптивных здоровьесберегающих технологий:
- Урок АФК
АФК - комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. В нашем случае мы имеем ввиду ребенка, который должен уметь адаптироваться к данной учебной и социальной среде.
В нашей школе урок АФК
- это( урок для учащихся, имеющих текущее освобождение от урока фк)
функциональные резервы здоровья, которых снижены предшествующим заболеванием или травмой, но уже достаточны для начала активной учебной деятельности и использования физической нагрузки с целью укрепления их здоровья, и подготовки к школьной деятельности)
Цель урока:
- обеспечить физиологическую норму движений
- ускорить период адаптации ребёнка к школьной деятельности,
- восстановить диапазон функциональных возможностей основных физиологических систем организма, обеспечивающих эту адаптацию.
Задачи
программа курса предусматривает практическую часть –
- выполнение учащимися физических упражнений, элементов аутотренинга и самомассажа, направленных на укрепление органов дыхания и кровообращения, снятие напряжения с глазных мышц, улучшающих определённые функции головного мозга, регуляцию психоэмоционального тонуса (восстановление физиологической базы, обеспечивающей эффективную умственную деятельность).
- выполнение учащимися индивидуальных комплексов специальных физических упражнений, направленных на устранение последствий болезни и восстановление функций ослабленных болезнью функциональных систем
- блок теоретических знаний о влиянии физической культуры на здоровье и работоспособность человека, о современных оздоровительных методиках, правилах составления индивидуальной «программы здоровья».
Главной особенностью организации курса адаптивной физкультуры является индивидуализация обучения, что само по себе составляет суть адаптивной здоровьесберегающей технологии.
Длительность курса в условиях школы позволяет полноценно пройти периоды срочной и долговременной адаптации.
На наш взгляд, отсутствие освобождения от урока физической культуры побуждает ребенка рассматривать физическую культуру не как прерогативу здоровых людей, а как основное средство и способ формирования собственного здорового жизненного стиля.
Личностно-ориентированный подход к организации двигательной активности учащихся, имеющих разный уровень физического развития и соматического здоровья имеет продолжение и при организации АФК во второй половине дня.
2. АФК во второй половине дня представлена следующими формами:
1)группы адаптивной физической культуры
2)группы выравнивания
3)группа оздоровительной физической культуры
Деление по группам осуществляется в зависимости от причины, обуславливающей отклонения в состоянии здоровья.
Группа АФК - состояние после перенесенного ОРВИ, обострения хронического заболевания; низкий уровень физической подготовки
Группа выравнивания - сниженный уровень физического развития
Группа Оздоровительной физической культуры - сниженный уровень соматического здоровья; психосоматические особенности.
Занятия в группах отличаются длительностью курса, продолжительностью занятия, характером нагрузки.
Насыщение программы двигательного развития различными видами активности ребенка: подвижными переменами, физкультминутками, физкультпаузами, уроками здоровья, спортивными часами и секциями позволяет расширить двигательный режим школьника, способствует формированию специфической устойчивости (адаптации) к физической нагрузке. А как следствие и полноценному физическому здоровью.
Литература:
- Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физичексого здоровья школьников//метод.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Богомолова Е.С. Оценка физического развития детей и подростков//учебное пособие.- Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006.
- Сухарев А.Г. Осанка детей и профилактика её нарушений// метод.пособие. – М.: МИОО, 2007
- Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.- Л.: Медицина, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры
Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".
Статья содержит рекомендации для учителей , по использованию современных образовательных и здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры
Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.
Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»
Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...