Рабочая программа для учителя доп. образования :" Играйте на здоровье в баскетбол".
рабочая программа по физкультуре на тему
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ В БАСКЕТБОЛ»
Направленность деятельности – физкультурно-спортивная
Продолжительность освоения программы – 3 года
Возраст учащихся – 1 года обучения – 13 - 14 лет
2 года обучения – 14 - 15 лет
3 года обучения – 16 – 17 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_basketbolu.docx | 67.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №32»
Василеостровского района г. Санкт - Петербурга
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Директор ГБОУ Гимназия №32 | |
О. В. Коршунова |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ В БАСКЕТБОЛ»
Направленность деятельности – физкультурно-спортивная
Продолжительность освоения программы – 3 года
Возраст учащихся – 1 года обучения – 13 - 14 лет
2 года обучения – 14 - 15 лет
3 года обучения – 16 – 17 лет
Автор - составитель: Шелехов Алексей Анатольевич
Учитель ГБОУ Гимназии №32
Программа утверждена на заседании методического совета
ГБОУ Гимназия №3 20__ г. Протокол № от 20__ г.
Санкт-Петербург
2013 г.
Пояснительная записка
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. (. Матвеев Л.П, 1991)
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
Игровая деятельность априори является ситуативной. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а креативность– мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом.
Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирования в пространстве, быстроты реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастными и гендерными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион).
Так же в данной программе реализуется важнейший педагогический принцип сознательности и активности.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, богатой теоретической базы и педагогической смекалки. Именно поэтому данная программа призвана помогать учителю строить не только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий с целью физического самосовершенствования.
Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков 7-11 классов.
Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности.
Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников.
Новизна программы заключается в ее комплексном подходе к решению задач физического воспитания, а так же в постоянной реализации такого педагогического принципа, как связь теории с практикой, что в свою очередь способствует, формированию умений и навыков, усвоению теоретического материала, а так же создает представление о физиологических закономерностях и принципах физической тренировки.
Основной принцип работы кружка по баскетболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Основой подготовки занимающихся является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.
Основной деятельностью в учебно-тренировочных группах является технико-тактическая подготовка юных баскетболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков
Цель программы: включение детей в спортивную деятельность, развивающую их личностные качества, физическую активность, здоровье и выносливость, а так же физического совершенствования каждого ребенка путем его вовлечения в процесс непрерывного физического воспитания посредством игры в баскетбол.
Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям.
Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
- Способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
- Развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- Прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- Содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- Стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
- помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
- Способствовать профилактике заболеваний характерных для данного возраста
- Способствовать профилактике гиподинамии и гипокинезии
- Обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов.
Главной отличительной особенностью данной программы является то, что наряду со стандартным приоритетными задачами физического воспитания решается ряд задач направленных на формирование потребности у учащихся в систематических занятий физической культурой и спортом, а так же получения ими знаний достаточных для самоорганизации своего «физкультурно-оздоровительного, спортивного досуга, реализуя тем самым один из основных принципов педагогики-принцип непрерывности.
Важное место в программе отводится воспитательной работе с детьми. На протяжении всех лет обучения педагог формирует у занимающихся нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Кроме воспитание у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы на баскетбольной площадке и вне её. Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе, является выстраивание взаимоотношений с родителями обучающихся, с целью обеспечить единство действий педагога и родителей в воспитании учащихся спортивной секции.
Программа построена на принципах:
Общие принципы обучения:
Принцип научности, целью данного принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.
Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения.
Принцип доступности заключается в отражении принципов преемственности, постепенности и последовательности обучения. То есть сначала нужно выявить ранее сформированные знания, умения и навыки, а уже затем постепенно давать новые, не форсируя этот процесс и не перепрыгивая определенные стадии. При организации обучения нужно выбирать такие методы, средства и формы обучения, которые бы соответствовали уровню умственного, психологического и физического развития ученика.
Принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний. Учащийся должен не только сформировать свое двигательное представление об изучаемом действии, а прочувствовать все особенности выполнения этого действия.
Принцип сознательности и активности основывается на формировании у учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, систематическом возбуждении к изучаемому материалу. Если у ученика нет желания изучать тот или иной материал, то никакой пользы от занятий не будет.
Принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков невозможен без выделения в учебном материале главного и связи его с уже имеющимися у ученика знаниями. Чтобы знания и умения стали внутренним достоянием ученика, нужно включить их в систему убеждений и взглядов учащегося. Необходимо так же обеспечить постоянную связь учебного материала с практической деятельностью.
Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями
Принцип непрерывности является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их.
Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке.
Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий.
Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза.
Принцип регулярности педагогических воздействий. этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются, прежде всего, в процессе деятельности, связанной с проявлением данных способностей.
Принцип соразмерности в развитии способностей предполагает соблюдение оптимального соотношения (пропорциональности) в уровне развития способностей у человека на каждом этапе возрастного развития.
Принцип сопряженного воздействия. Основывается на органическом взаимодействии процессов развития физических способностей и формирования двигательных навыков и на возможности его регулирования. Согласно этому принципу тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения. Это достигается путем подбора специальных упражнений, направленных на одновременное развитие силы, выносливости и других способностей и на совершенствование отдельных элементов двигательного навыка или навыка в целом.
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);
- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
- исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал);
- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
- игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности учащихся:
- Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);
- Индивидуальная (индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся);
- Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Оценка результатов не должна быть традиционной. Для определения уровня овладения навыками и умениями, автор программы предлагает следующие формы: собеседование, защита реферата, тестирование и соревнования.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения. Объём программы 432 часа.
Наполняемость групп – 10-15 человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разную степень интеллектуальной и физической подготовки учеников.
Формы учебно-тренировочной работы
Формы организации занятий: лекции, работа с литературой, показ и отработка спортивных упражнений и техники игры; практические занятия – тренировки и соревнования, игра в волейбол; самостоятельная работа над презентацией, выступления воспитанников.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен привить навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
В кружок принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы обучающихся формируются по 12-15 человек для первого года обучения, 10-12 человек для второго и третьего года обучения.
Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Общее количество часов за год – 144 часа.
Занятия проводятся в спортивном зале, в теплую и сухую погоду на школьной спортивной площадке. В ходе занятий учащиеся приобретают знания, умения и навыки, способствующие формированию и развитию их общей физической подготовки.
Критериями успешности обучения детей и подростков служат зачеты, соревнования, выполнение нормативов, тесты, медицинская диагностика.
Прогнозируемый результат обучения
По окончании первого года обучения, учащийся должны:
- Знать общие основы баскетбола;
- Расширить представление о технических приемах в баскетболе;
- Научится правильно распределять свою физическую нагрузку;
- Уметь играть по правилам игры;
- Получить навыки технической подготовки баскетболиста;
- Освоить техники перемещений, стоек баскетболиста в нападении и в защите;
- Совершенствовать технику передач ;
- Совершенствовать технику приема мяча;
- Совершенствовать технику броска по корзине с 2-х шагов, со средней дистанции с дальней дистанции;
По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
- Уметь играть в баскетбол, стритбол; 21 ; -5 ; 33;
- Освоить технику ведения мяча с изменением скорости, сменой напраления;
- Уметь управлять своими эмоциями;
- Знать методы тестирования при занятиях баскетболом;
- Знать основные понятия и термины в теории и методике баскетбола;
- Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
По окончании третьего года обучения, учащиеся должны:
- Уметь играть в баскетбол по правилам;
- Освоить тактику командных действий в нападении и защите;
- Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
- Овладеть навыками судейства;
- Овладеть техникой заслона;
- Овладеть техникой обучения групповым тактическим действиям в защите и нападении.
- Знать методы тестирования при занятиях баскетболом;
- Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
Формы оценки результативности
а) Результаты анкетирования в начале и в конце учебного года;
б) Результаты контрольных тестов в начале и в конце учебного года;
в) Фотолетопись, видеоматериалы, рисунки, отзывы, стихи;
г) Соревнования среди участников программы, показательные выступления;
д)Таблицы и результаты соревнований.
После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать:
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
- историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта;
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиции;
- владеть навыками самоконтроля
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Итоги реализации программы подводятся по результатам проведенных итоговых соревнований, турниров и матчей, показательных выступлений. А также с помощью анкетных данных, соц. опросов и реальных показателей роста физической подготовленности детей и подростков.
Методическое обеспечение образовательной программы
Тема программы | Форма организации и проведения занятий. | Методы и приёмы организации учебно- воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата. |
Общие основы баскетбола и правила игры, методика судейства. | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. | Словесный, объяснение, рассказ, беседа. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. | Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу |
Общефизическая подготовка баскетболистов. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная. | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах. | Таблицы схемы, карточки, мячи на каждого. | Тестирование, протоколы. |
Специальная подготовка. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, в парах. | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, наглядный показ, учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнования. |
Техническая подготовка. | Индивидуальная, индивидуально- фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно- групповая, в парах. | Словесный, объяснение, беседа, практическое занятие, упражнения в парах, наглядный показ, учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнования. |
Игровая подготовка. | Групповая, подгрупповая | Практические занятия, упражнения в парах, учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого, видеозаписи. | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнования. |
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на разделы | теория | практика | |
Теоретические занятия | 12 ч. | ||||
1. | Техника безопасности на занятиях; | 4 ч. | |||
2. | Основные правила игры в баскетбол. | 1 ч. | |||
3. | Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. | 1 ч. | |||
4. | Что такое физкультурно-спортивная этика? | 1 ч | |||
5. | Общее и индивидуальное развитие. | 1 ч. | |||
6. | Значение физических упражнений для развития организма. | 1 ч. | |||
7. | Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. | 1 ч. | |||
8. | Цели физического воспитания. | 1 ч. | |||
9. | Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности. | 1 ч. | |||
Практические занятия | 132 ч. | ||||
Физическая подготовка | 32 ч. | ||||
а) | Упражнения для развития силы; | 5 ч. | |||
б) | Упражнения для развития быстроты; | 4 ч. | |||
в) | Упражнения для развития прыгучести; | 9 ч. | |||
г) | Упражнения на развитие координации; | 6 ч. | |||
д) | Упражнения для развития выносливости; | 8 ч. | |||
Техника игры в баскетбол | 50 ч. | ||||
а) | Перемещения баскетболиста; | 5 ч | |||
б) | Техника владения мячом: | ||||
- ловля мяча; | 9 ч. | ||||
- передача мяча; | 9 ч. | ||||
- броски в корзину; | 10 ч. | ||||
- ведение мяча; | 6 ч. | ||||
- финты; | 6 ч. | ||||
- техника овладения мячом. | 5 ч. | ||||
Тактика игры в баскетбол | 50 ч. | ||||
а) | Игра в нападении: | ||||
- индивидуальные действия; | 8 ч. | ||||
- групповые действия; | 9 ч. | ||||
- командные действия. | 9 ч. | ||||
б) | Игра в защите: | ||||
- индивидуальные действия; | 8 ч. | ||||
- групповые действия; | 8 ч. | ||||
- командные действия. | 8 ч. | ||||
ИТОГО: | 144 часа | 12 часов | 132 часа |
СОДЕРЖАНИЕ (144 часа)
(1 год обучения)
Основы знаний о физкультурной деятельности (12 часов)
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы занятия физическими упражнениями. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.
Способы физкультурной деятельности (132 часа)
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
Физическая подготовка (32 часа)
Развитие силовых способностей: комплексы Общеразвивающие и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Спортивные игры (баскетбол) (100 часов)
В разделе «Специальная подготовка представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
- Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге.
- Упражнения с мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение «штрафного» броска.
- Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
- Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.
Оценка уровня технико-тактической подготовленности обучающихся в физкультурно-спортивной группе (секция «Баскетбол»)
Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень технико-тактической подготовленности учащихся физкультурно-спортивных групп на данном этапе, выделить претендентов на перевод в тренировочную группу соответствующего возраста.
Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Каждое испытание учащиеся выполняют по очереди. При выполнении любого теста на всей площадке должен находиться только испытуемый. Каждое испытание вначале объясняется, а затем показывается испытуемым. Это делается для более точного воспроизведения предлагающегося задания.
В качестве контрольных испытаний на протяжении всех 3 лет обучения были использованы следующие тесты:
а) Перемещение 6х5.
Тест служит для оценки перемещения разными способами.
На площадке чертится квадрат со стороной 5м. На конце одной из сторон ставится отметка (чертится линия) – место старта и финиша. На противоположной линии ставится другая отметка, от которой движение начинается в обратном направлении.
Передвижение начинается с наружной стороны ограничительных линий. Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (квадрат остается впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5м.), затем по другой стороне квадрата приставными шагами левым боком в защитной стойке (5м.) и спиной вперед (5м.), заступает одной нагой за ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом вперед, приставным шагом правым боком, в защитной стойке и спиной вперед. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.
Каждый испытуемый выполняет по две попытки, лучший результат записывается, округляется с точностью до десятых секунд.
б) Комбинированное упражнение.
Тест позволяет определить у детей степень владения технико-тактическими приемами, точность бросков в движении и в прыжке; оценить быстроту передвижения, технику ведения правой и левой рукой.
В правой ближней половине площадки (если стоять на середине лицевой линии лицом к площадке) располагаются 4-е набивных мяча. Первый в середине площадки в трех метрах от средней линии, второй на боковой линии в 6-ти метрах от линии; третий в середине площадки в 6-ти метрах от первого мяча и четвертый – в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль боковой линии на расстоянии 2-х метров от нее, стоят три стойки. Одна стойка – на средней линии площадки, две другие – впереди и сзади от нее на расстоянии 2-х м. Игрок начинает движение с места пересечения боковой и средней линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его правой рукой, продолжает движение левым боком к третьему мячу, касается его рукой и правым боком направляется к 4-му мячу. Коснувшись его правой рукой, игрок делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч (расстояние от мяча до правой боковой линии 1м.), берет его и ведет его на противоположную половину площадки. Затем игрок входит в 3-х секундную зону и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и ведением левой рукой выводит его к области штрафного броска с правого края, если смотреть на кольцо. Далее игрок обходит зону штрафного броска слева на право, входит в область штрафного броска и выполняет бросок в движении уже левой рукой. Подобрав мяч после броска, игрок ведет его сильной рукой к стойкам, попеременно обводит их правой, затем левой; правой рукой ведет мяч к противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после остановки в области линии штрафного броска. Время останавливается при касании мячом кольца. Оценивается время выполнения упражнения с точностью до десятой доли секунды.
в) Броски с точек
Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания мяча в корзину с разного расстояния и под разным углом. Вокруг трехсекундной зоны (трапеции) с обеих сторон площадки расположены 4-е отметки для бросков. Первые две точки расположены на расстоянии 4-х метров по обе стороны от бокового края щита, перпендикулярно кольцу, две другие расположены на дальних от щита углах трапеции, в районе линии штрафных бросков. С каждой отметки выполняется по 5-ть бросков любым способом с места. Броски мяча в корзину выполняются в любой последовательности, с начала на одной стороне площадки, затем на другой. В общей сложности выполняется 40 бросков с точек. Учитывается количество попаданий мяча в корзину.
г) Штрафной бросок.
Тест позволяет определить точность попадания штрафных бросков. Штрафной бросок выполняется в 4-х метрах от баскетбольного щита с линии штрафных бросков. Оценивается количество попаданий в корзину из 30 бросков.
Оценочная таблица компонентов технико-тактической подготовленности
Оценка в баллах | Комбинированный тест | Перемещение 6х5 | Штрафной бросок | Броски с точек |
Время выполнения в сек. | Время выполнения в сек. | Кол-во попаданий (из 30) | Кол-во попаданий (из 40) | |
5 (высокая) | 34,8 | 9,3 | 20 | 19 |
4 (хорошая) | 36,2-34,9 | 9,8-9,4 | 18-19 | 16-18 |
3 (средняя) | 37,6-36,3 | 10,3-9,9 | 16-17 | 13-15 |
2 (низкая) | 37,7 | 10,4 | 15 | 12 |
нормативы | уровень | ||
Юноши | Девушки | ||
30 м (сек) | Н С В | 6,0 5,6 4,9 | 6,2 5,7 5,0 |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) | Н С В | 9,7 8,8 8,4 | 10,0 9,4 8,8 |
Прыжки в дл. С места (см) | Н С В | 143 170 197 | 133 163 188 |
Подтягивание На высокой перекладине | Н С В | 1 5 7 | |
Подтягивание - на низкой перекладине | Н С В | 4 12 20 |
Оценка уровня физической подготовленности
Учебно-тематический план
Второй год обучения
4 часа в неделю (144 часа в год)
№ п/п | ^ Раздел программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры | 8 | 8 | |
2 | Общефизическая подготовка | 9 | 24 | 33 |
3 | Специальная подготовка | 10 | 13 | 23 |
4 | Техническая подготовка | 10 | 15 | 25 |
5 | Тактическая подготовка | 8 | 15 | 23 |
6 | Игровая подготовка | 6 | 16 | 22 |
7 | Контрольные и календарные игры | 10 | 10 | |
Общее количество часов в год | 51 | 93 | 144 |
Содержание программы:
Теория
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
О бща я физическа я по дгот овка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для мышц кора
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести
- Упражнения для развития скоростной выносливости.
Специа льна я физическая по дгот о вка
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
Техни ческа я по дгот о вка
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
Та кт ическа я по дгот овка
Н ападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
Игр о ва я по дгот о вка
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Конт рольные и ка ленда рные игр ы
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини- баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры
Оценка уровня физической подготовленности
нормативы | уровень | ||
Юноши | Девушки | ||
30 м (сек) | Н С В | 5,5 5,3 5,4 | 6,0 5,6 4,9 |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) | Н С В | 9,2 8,4 8,1 | 9,9 9,3 8,7 |
Прыжки в дл. С места (см) | Н С В | 155 182 207 | 143 170 200 |
Подтягивание На высокой перекладине | Н С В | 2 6 8 | |
Подтягивание - на низкой перекладине | Н С В | 5 13 18 |
.
Учебно-тематический план
Третий год обучения
4 часа в неделю (144 часа в год)
чебно-тематический план изучения материала по баскетболу, 4 часа в неделю (144 часа в год)
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Всего |
1 | Теоретическая подготовка | 4 | 4 | |
2 | Общая физическая подготовка | 2 | 8 | 10 |
3 | Специальная физическая подготовка | 2 | 16 | 18 |
4 | Техническая подготовка | 2 | 22 | 24 |
5 | Тактическая подготовка | 8 | 20 | 28 |
6 | Игровая подготовка | 6 | 22 | 28 |
7 | Судейская практика | 4 | 10 | 14 |
8 | Контрольные, календарные игры | 2 | 16 | 18 |
ВСЕГО | 114 | 144 |
Содержание программы:
Теория :
1 Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена
2 Самоконтроль в процессе занятий спортом.
3 Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом
4 Оказание первой помощи при несчастных случаях.
5 Общая характеристика спортивной тренировки
6 Средства спортивной тренировки.
7 Методы спортивной тренировки
8 Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена.
9 Психологическая подготовка в процессе тренировки
10 Физическая подготовка юного спортсмена
11 Техническая подготовка юного спортсмена
12 Тактическая подготовка юного спортсмена
Содержание:
- общей физической подготовки;
- специальной физической подготовки;
- технической подготовки
Повторяет содержание первых 2-х лет обучения, изменения касаются объема нагрузки и интенсивности выполнения упражнений.
Тактическая подготовка:
Упражнения и средства используемые в первых 2-х годах обучения+
Углубленное изучение тактических командных действий в отборе, нападении и защите.
Оценка уровня физической подготовленности :
нормативы | уровень | Юноши | Девушки |
30 м (сек) | Н С В | 5,2 5,0 4,4 | 6,1 5,6 4,8 |
Челночный бег 3 х 10 м (сек) | Н С В | 8,1 7,7 7,2 | 9,6 9,0 8,4 |
Прыжки в дл. С места (см) | Н С В | 185 207 235 | 160 180 210 |
Подтягивание на высокой перекладине | Н С В | 5 9 12 | |
Подтягивание - на низкой перекладине | Н С В | 6 14 18 |
Об еспечение про гра ммы мето дической про ду кцией
- Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по баскетболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
- Правила игры в баскетбол.
- Правила судейства в баскетболе.
- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по баскетболу.
- Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.
- Инструкции по охране труда.
Материаль но -тех ническо е о беспечение.
- .Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
- .Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
Список литературы для педагога:
Список литературы:
- Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д:
«Феникс», 2000.-352 с.
- Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, 2006.- 100 с.
- Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам/ В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с.
- Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта.
«Олимпийская литература», 2002
- Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в Условиях Крайнего Севера и Сибири. Материалы межрегиональной научно- практической конференции. – Омск: СибГАФК, 1997, ч. – 184
- Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5- 11кл.; Метод. Пособие.-М.:Дрофа, 2003.-176 с.
- Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.- Изд.2- е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с.
- Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов с ссузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с.
- Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил.
- Проблемы развития физической культуры и спорта в Условиях Сибири и Крайнего Севера. Сборник научных статей.-Омск: СибГАФК, 1995.-176 с.
- Тристан В.Г., Черяпкина В.И. практикум по физиологии висцеральных систем. Часть 1. Кровь, кровообращение, дыхание: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1997.-72 с.
- Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.
- Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"
Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...
Рабочая программа по внеурочным групповым занятиям "Мы за здоровый образ жизни"
Я являюсь руководителем кружка "Мы за здоровый образ жизни". Форма работы в кружке построена таким образом: сначала я провожу лекцию по определенной теме для кружковцев - агитбригады, состоящей из ста...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".
Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.
Рабочая программа составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...
Рабочая программа наставничество " Учитель- учитель"
В программе указаны: цели, задачи и приоритетные направления в работе по наставничеству...
Методическая разработка Рабочая программа по курсу дополнительного образования "Подвижные игры".
Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность все...