Рабочая программа по внеурочным групповым занятиям "Мы за здоровый образ жизни"
рабочая программа по теме
Я являюсь руководителем кружка "Мы за здоровый образ жизни". Форма работы в кружке построена таким образом: сначала я провожу лекцию по определенной теме для кружковцев - агитбригады, состоящей из старшеклассников. Затем мы с ними готовим мероприятие по этой же теме для учащихся начальной школы, после чего приглашаем их на готовое мероприятие или даже праздник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_za_zozh.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Поэтому проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части:
1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма.
2. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Врачи регулярно проводят осмотры детей в школах. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней. Такие медицинские осмотры показывают, что здоровье учащихся стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти.
Ученые утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определенным заболеваниям, экология или медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это означает, что основную ответственность за свое здоровье человек несет сам. Но для того чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни.
Как ни странно, в наш информационный век школьники мало знают о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек. А это не совсем так.
Здоровый образ жизни — это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Незнание его составляющих — главная причина невнимательного отношения учащихся к своему здоровью. А следствие — низкий уровень здоровья подростков.
Какой образ жизни нужно считать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать:
– настрой на здоровый образ жизни;
– достаточную двигательную активность;
– умение регулировать свое психическое состояние;
– правильное питание;
– четкий режим жизни;
– отказ от вредных привычек;
– выполнение гигиенических требований;
– умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей человека, снижению его работоспособности и в итоге – к преждевременной смерти. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если и не позволяет полностью вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека.
Формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека — это его психологическая (система мотивов, валеологических ценностных ориентации), теоретическая (система валеологических знаний) и практическая (система валеологических умений) готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.
Цель реализации программы кружка: формирование культуры здорового образа жизни учащихся как компонента базовой культуры личности.
Задачи: - осознание учащимися здоровья как ведущей жизненной ценности;
- развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;
- формирование у учащихся системы валеологических знаний, умений и навыков;
- формирование навыков личной гигиены;
- профилактика и преодоление вредных привычек у детей;
- развитие у учащихся потребности самосовершенствования своих физических способностей.
- формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
- формирование знаний в области здоровья и здорового образа жизни;
- формирование умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья.
Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, дискуссия, игровые методы, демонстрации видеофильмов, прогулки на природе, проведение физ. минуток и спортивных мероприятий, праздники с участием сказочных героев и др.
Программа разработана для учащихся начальной школы и среднего звена (5 классы). Дети данной возрастной группы подвижны, эмоциональны, не умеют долго концентрировать внимание на одном объекте. Ведущей потребностью является ещё игра. Наиболее привлекательными являются разнообразные и эмоциональные виды деятельности, создающие возможность для усвоения новых знаний. Учитывая это необходимо применять методики направленные на развитие интереса к программе, умение слушать и слышать, делать выводы: это связь с повседневной жизнью, их знаниями, наглядность, достаточно быстрая смена видов деятельности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат
Программа ориентирована на учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Программа кружка «Мы – за здоровый образ жизни» рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — один раз в неделю.
К концу учебного года дети должны узнать:
• понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «гигиена», «валеология»;
• значение здорового образа жизни для качества жизни человека;
• факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье;
• основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха;
• причины основных заболеваний и их профилактику;
• основные правила рационального питания;
• влияние физических нагрузок на организм человека;
• способы сохранения и укрепления иммунной системы человека.
Кроме того, дети научатся:
• выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище;
• соблюдать режим дня;
• применять на практике полученные знания и навыки;
• пропагандировать здоровый образ жизни.
Используемые технические средства обеспечения.
В работе будут использоваться такие технические средства, как компьютер, принтер, CD/DVD проигрыватель, музыкальный центр, слайд-проектор, мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, микрофон.
Содержание программы кружка
«Мы за здоровый образ жизни»
№ п.п. | Тема занятия | Кол. часов | Дата проведения |
1
| Здоровый образ жизни – что это? – лекция для кружковцев. | 2 ч. | 03.09.2015 |
2 | Здоровый образ жизни – что это? – подготовка материала агит. группой. Репетиция. | 2 ч.
| 10.09.2015 |
3 | Здоровый образ жизни – что это? – репетиция. Проведение занятия в первых классах. | 2 ч.
| 17.09.2015 |
4 | Здоровый образ жизни – что это? – репетиция. Проведение занятия во вторых классах. | 2 ч. | 24.09.2015 |
5 | Здоровье человека. Значение здорового образа жизни для человека – проведение занятия в третьих и четвертых классах. | 2 ч. | 01.10.2015 |
6 | Здоровье человека. Значение здорового образа жизни для человека – проведение занятия в пятых классах. | 2 ч. | 08.10.2015 |
7 | Красивая осанка – здоровый ребенок. Лекция для кружковцев. | 2 ч.
| 15.10.2015 |
8 | Красивая осанка – здоровый ребенок – подготовка материала агит. группой. Репетиция. | 2 ч. | 22.10.2015 |
9 | Красивая осанка – здоровый ребенок – репетиция. Проведение занятия во вторых классах. | 2 ч. | 29.10.2015 |
10 | Красивая осанка – здоровый ребенок – репетиция. Проведение занятия в третьих и четвертых классах. | 2 ч.
| 05.11.2015 |
11 | Красивая осанка – здоровый ребенок - проведение занятия в пятых классах. | 2 ч. | 12.11.2015 |
12 | Вредные привычки и их профилактика – лекция для кружковцев. | 2 ч. | 19.11.2015 |
13 | Вредные привычки и их профилактика - подготовка материала агит. группой. Репетиция | 2 ч. | 26.11.2015 |
14 | Вредные привычки и их профилактика - репетиция. Проведение занятия во вторых классах. | 2 ч. | 03.12.2015 |
15 | Вредные привычки и их профилактика - репетиция. Проведение занятия в третьих и четвертых классах. | 2 ч. | 10.12.2015 |
16 | Вредные привычки и их профилактика - проведение занятия в пятых классах. | 2 ч.
| 17.12.2015 |
17 | Вредные привычки и их профилактика проведение занятия в шестых классах. | 2 ч. | 24.12.2015 |
18 | Питание и здоровье. Лекция для кружковцев. | 2 ч. | 07.01.2016 |
19 | Питание и здоровье - подготовка материала агит. группой. Репетиция. | 2 ч. | 14.01.2016 |
20 | Питание и здоровье - репетиция. Проведение занятия в первых классах. | 2 ч.
| 21.01.2016 |
21 | Питание и здоровье - репетиция. Проведение занятия во вторых классах. | 2 ч. | 28.01.2016 |
22
| - проведение занятия в третьих и четвертых классах. | 2 ч. | 04.02.2016 |
23 | Питание и здоровье - проведение занятия в пятых классах. | 2 ч. | 11.02.2016 |
24 | Телевизор, компьютер, телефон – «За» и «Против». Лекция для кружковцев. | 2 ч. | 18.02.2016 |
25 | Телевизор, компьютер, телефон – «За» и «Против» - подготовка материала агит. группой. Репетиция. | 2 ч. | 25.02.2016 |
26 | Телевизор, компьютер, телефон – «За» и «Против» - репетиция. Проведение занятия во вторых классах. | 2 ч. | 03.03.2016 |
27 | Телевизор, компьютер, телефон – «За» и «Против» - проведение занятия в третьих и четвертых классах. | 2 ч. | 10.03.2016 |
28 | Телевизор, компьютер, телефон – «За» и «Против» - проведение занятия в пятых классах. | 2 ч. | 17.03.2016 |
29 | Курение – коварная ловушка – лекция для кружковцев. | 2 ч. | 24.03.2016 |
30 | Курение – коварная ловушка - подготовка материала агит. группой. Репетиция | 2 ч. | 31.03.2016 |
31 | Курение – коварная ловушка. Проведение занятия в 6 классах. | 2 ч. | 07.04.2016 |
32 | Курение – коварная ловушка. Проведение занятия в 7 классах. | 2 ч. | 14.04.2016 |
33 | Спорт – наш друг и товарищ. Игры – не только забава, но и здоровье. Лекция для кружковцев. | 2 ч. | 21.04.2016 |
34 | Спорт – наш друг и товарищ. Игры – не только забава, но и здоровье - подготовка материала агит. группой. Репетиция. | 2 ч. | 28.04.2016 |
35 | Спорт – наш друг и товарищ. Игры – не только забава, но и здоровье – репетиция. Проведение занятия в первых классах. | 2 ч. | 05.05.2016 |
36 | Спорт – наш друг и товарищ. Игры – не только забава, но и здоровье - репетиция. Проведение занятия во вторых классах. | 2 ч. | 12.05.2016 |
37 | Спорт – наш друг и товарищ. Игры – не только забава, но и здоровье - проведение занятия в третьих и четвертых классах. | 2 ч. | 19.05.2016 |
38 | Подготовка и проведение спортивно- игрового мероприятия «День здоровья» для пятых классов. | 2 ч. | 26.05.2016 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамов С.А., Бруднов А.К. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 2009. – 288 с.
- Генкова Л. Л., Славков Н. Б. Почему это опасно.- М.: Просвещение. 2009.- 96 с.
- Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. Пособие для образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 79 с.
- Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя. – Просвещение, 2008. – 176 с.
- Коростылев Н.Б. От А до Я.- 2-е изд.- М.: Медицина, 2001. – 288 с.
- Козлова Т.В., Рябухина Т.А. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 463 с.
- Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.: Просвещение, 2001. – 223 с.
- Прокофьева С.Л. Румяные щеки. – Изд. 3-е. – М.: Физкультура и спорт. 2007. – 192 с.
- Семенова И. П. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 2009. – 176 с.
- Скурихин И.М., Шатерников В.А.. Как правильно питаться. – М.: ВО «Агропромиздат», 2007. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Мы за здоровый образ жизни"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...
Рабочая программа по внеурочным групповым занятиям «Мы с пожарными друзья"
Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной шко...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровья"
Цель: способствование формированию представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «эмоциональное здоровье».2. ...
Воспитательское занятие по пропаганде здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана на учеников 7-х классов. Она базируется на обя...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста Тема: «Здоровье в порядке? »
Цель: сформировать у детей представлений о ценности здорового образа жизни.Задачи: - продолжать формировать представления о личной гигиене;- развивать умение заботиться о чистоте своего тела (умы...