Модифицированная программа секции открытый скалодром
рабочая программа по физкультуре на тему
Модифицированная программа
секции открытый скалодром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_skalolazanie_na_kruzhok.docx | 62.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа
секции открытый скалодром
направление: спортивно- оздоровительное
Срок реализации программы: 1 года
Ф.И. О. автора программы:
Кныш Елена Владимировна,
учитель физической культуры.
Ильинка- 2015
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского скалолазания в стране, необходимостью создания стройной системы подготовки спортсменов в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки.
Программа содержит рекомендации по организации тренировочного процесса скалолазов на различных этапах многолетней подготовки, по построению годичного цикла, по содержанию типовых тренировочных занятий, по контрольным и переводным нормативам и системе медико-биологического обеспечения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
- воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
- организация и обеспечение безопасности на тренировках и различных мероприятиях по скалолазанию;
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся в группах начальной подготовки являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке.
Основными направлениями деятельности являются:
- спортивно-оздоровительное: работа со спортивно-оздоровительными группами и группами начальной подготовки в течение учебного года;
- массовый спорт: организация и проведение соревнований, учебно-тренировочных сборов, работа с учебно-тренировочными группами в течение года;
- выявление в процессе занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом и достижения высоких спортивных результатов;
- взаимодействие с семьей и школой: оказание всесторонней помощи в организации учебно-методической и спортивно-массовой работы;
- обеспечение приобретения учащимися знаний в области техники безопасности, личной гигиены, первой медицинской помощи и экологической грамотности.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль;
- проведение соревнований и участие в соревнованиях;
- открытые уроки.
1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На протяжении периода обучения в спортивной школе скалолазы проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки учащихся от этапа к этапу следующая:
• постепенный переход от обучения приемам скалолазания и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
• переход от обще подготовительных средств к специализированным средствам подготовки скалолазов;
планомерное прибавление вариативности приемов лазанья;
• увеличение соревновательной нагрузки и опыта;
• постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
повышение интенсивности тренировок и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности сохранения здоровья юных скалолазов.
1.2. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ
Спортивно-оздоровительные группы (СОГ). Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса: привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям скалолазанием;
- утверждение здорового образа жизни;
всестороннее гармоническое развитие физических способностей организма, укрепление здоровья, закаливание организма;
- овладение базовыми навыками скалолазания.
1.3. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ДО ДВУХ ЛЕТ
Этап начальной спортивной специализации.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники в скалолазании; совершенствование специальной физической подготовленности;
- овладение основами тактики в скалолазании;
- приобретение соревновательного опыта.
На первом и втором годах обучения в учебно-тренировочных группах главное место в годичном цикле занимает подготовительный период. Контрольные соревнования проводятся по общему плану учебно-тренировочных занятий, без особой подготовки к ним.
Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой и физической подготовкой занимающихся.
В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной выносливости. Однако стремление чрезмерно увеличить объем специальных средств подготовки приводит к относительно быстрому росту спортивных результатов, что в дальнейшем отрицательно отражается на становлении спортивного мастерства.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировок.
Таблица 1
Учебный план.
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов |
1. | Теоретическая подготовка | |
1. Физическая культура и спорт в России. Краткий обзор развития скалолазания в России | 1 | |
2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь | 1 | |
3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена | 1 | |
4. Краткая характеристика техники лазанья. Виды соревнований в скалолазании | 1 | |
Всего | 4 | |
2. | Практическая подготовка | |
1. ОФП | 9 | |
2. СФП | 6 | |
3. Техника безопасности и техника страховки | 2 | |
4. Техническая подготовка | 8 | |
5. Тактическая подготовка | 2 | |
6. Психологическая подготовка | 2 | |
7. Выполнение контрольных нормативов | 3 | |
Всего | 32 |
1.4 . ТЕМЫ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
• Физическая культура и спорт в России. Краткий обзор развития скалолазания в России. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития, подготовки к труду и обороне Родины.
Скалолазание как вид спорта. История возникновения и развития скалолазания. Связь скалолазания с альпинизмом.
Краткий исторический обзор развития скалолазания в нашей стране и за рубежом. Международные турниры по скалолазанию. Чемпионаты мира, Европы.
Краткий обзор развития скалолазания в области, городе, регионе.
• Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь
Организация страховки, обеспечение безопасности во время тренировки и при занятиях на скалах. Организация и требования, предъявляемые к страховке. Виды и приемы страховки. Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках. Требования, предъявляемые к организации страховки на скалах. Значение самостраховки.
Знакомство со специальным снаряжением скалолаза. Гигиенические требования к одежде занимающихся. Особенности подбора обуви. Особенности подбора страховочной системы.
• Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режимов труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена занимающихся скалолазанием: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, растирание, парная баня, душ, купание). Гигиена одежды, обуви, сна, жилища, гигиена мест занятий скалолазанием.
Закаливание, сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания, методика их применения. Закаливание солнцем, водой, воздухом.
• Краткая характеристика техники лазанья. Виды соревнований в скалолазании
Виды лазанья. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазанья. Формы скального и искусственного рельефа. Крутизна рельефа. Зависимость техники лазанья от крутизны рельефа. Понятие траверса - особенности движения траверсом. Спуск. Способы спуска.
Виды соревнований. Порядок проведения соревнований. Определение результатов.
1.5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Программный материал представляется в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности. Ниже приведены примерные перечни блоков заданий и даны методические рекомендации по применению их в практике учебно-тренировочного процесса.
Методические рекомендации к блоку тренировочных заданий для проведения разминки
Цель разминки - подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного тренировочного задания.
Разминка может делиться на две части - общую и специальную.
В общую разминку может входить легкий разминочный бег с выполнением таких упражнений, как скрестный шаг, приставной шаг, захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками, вращениями вокруг собственной оси, ускорениями, выполнение общеразвивающих циклических упражнений невысокой интенсивности, эстафеты с элементами лазанья или различных имитаций лазанья.
В специальную разминку должны входить упражнения на растягивание всех мышц, участвующих в процессе лазанья, лазанье по несложному разнообразному рельефу, упражнения на координацию движений.
Методические рекомендации к блоку заданий для развития силы
Уровнем силовых возможностей скалолаза определяется его способность к преодолению отвесных участков трасс, карнизов, стенок с мелкими зацепками.
Пути развития максимального силового напряжения:
• преодоление предельного сопротивления (очень сложный силовой выход);
• предельное число повторений (прохождение сложного участка несколько раз, до отказа);
• выполнение силовых упражнений с максимальной скоростью.
Методические рекомендации к блоку заданий для развития быстроты и скоростных качеств
Основными двигательными характеристиками при лазанье являются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути совершенствования каждой из этих составляющих.
Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:
-технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью;
-трасса (или упражнение) должна быть настолько освоена, чтобы во время лазанья (выполнения упражнения) все усилия спортсмена были направлены на развитие максимальной скорости, а не на способ выполнения;
продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость не снижалась из-за утомления.
Методические рекомендации к блоку заданий для развития гибкости, ловкости, координации движений
Сложность двигательной задачи скалолаза определяется требованиями согласованности движений, точности пространственных, временных и силовых характеристик, выполнения технических приемов, включая способность к поддержанию равновесия.
Ловкость обусловлена:
- предрасположенностью к быстрому освоению новых элементов техники на разнообразном рельефе;
- умением быстро перестраиваться в условиях постоянно сменяющегося рельефа при прохождении трассы. В основе развития лежат разнообразные упражнения, но главное - это тренировка равновесия и элементов техники лазанья.
Методические рекомендации к блоку тренировочных заданий для развития скоростно-силовых качеств
Известно, что чем большее усилие требуется приложить, тем медленнее выполняется движение.
Почти все движения скалолаза предполагают значительные усилия, следовательно, увеличить быстроту можно двумя путями: развивая максимальную скорость; развивая максимальную силу.
Обычно отдают предпочтение второму пути, так как он более эффективен. В ходе силовой подготовки, направленной на увеличение скорости отдельных движений, решаются задачи повышения максимального уровня силы и формирования способности совершать значительные усилия в условиях быстрых движений.
Методические рекомендации к блоку тренировочных заданий для развития общей, силовой и специальной выносливости
Способность скалолаза проходить трассу без заметного снижения средней скорости, несмотря на возрастающее утомление, характеризует уровень его выносливости. Особенность двигательной деятельности скалолаза заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за их выполнением. Это требует высокой степени концентрации внимания и напряжения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодолении комплексного утомления - физического, умственного, сенсорного, эмоционального.
В зависимости от продолжительности и скорости лазанья в действие вступают различные механизмы утомления. Преодолевая соревновательные трассы, скалолаз совершает работу либо большой, либо субмаксимальной интенсивности. Пульс при этом может достигать 190-200 уд./мин. Скалолаз должен обладать высоким уровнем специальной силовой и скоростной выносливости, а также локальной выносливости отдельных групп мышц (кистей рук, ступней ног и т.д.). Выполнение большого объема тренировочной работы, повышающей уровень выносливости спортсмена, позволяет ему легче преодолевать утомление при нагрузке, быстрее восстанавливаться в паузы отдыха.
Методические рекомендации к блоку тренировочных заданий для совершенствования спортивно-технического мастерства
Этот блок тренировочных заданий предназначается для повышения уровня мастерства. Развитие всех физических качеств скалолаза должно быть неразрывно связано с совершенствованием техники лазанья и выполнения специальных приемов, которые отрабатываются как на скалодромах (искусственный рельеф), так и на скалах.
Также в качестве специальных тренажеров могут быть применены гимнастические снаряды, столбы, деревья, каменные и кирпичные стенки, детали интерьера помещений. К этой группе упражнений следует отнести различные виды ходьбы «на трении» по наклонной плоскости, передвижение по наклонным щитам без помощи рук, перешагивания (перелезанья) через гимнастическое бревно или коня, а также отдельные лазательные движения.
Методические рекомендации к блоку тренировочных заданий, адекватных нагрузке собственного соревновательного упражнения
Этот блок тренировочных заданий предназначается для повышения уровня специальной подготовленности юного спортсмена. Он должен включать разнообразные тренировочные упражнения, близкие по интенсивности и структуре выполнения движений к нагрузкам соревновательного упражнения.
Каждый блок содержит серию тренировочных заданий определенной преимущественной направленности. Каждое тренировочное задание должно иметь конкретные педагогические и воспитательные задачи, отражать место комплекса упражнений в многолетнем тренировочном процессе (год обучения, этап подготовки). Для групп начальной подготовки тренировочные задания могут быть сгруппированы по видам. При составлении блоков тренировочных заданий, особенно для ГНП, следует широко использовать спортивные и подвижные игры, круговую тренировку, эстафеты, различные виды спорта.
Методические рекомендации к блоку тренировочных заданий для освоения техники страховки
Этот блок тренировочных заданий предназначается для сознательного освоения учащимися техники страховки и самостраховки юными спортсменами. Страховке и самостраховке необходимо уделять внимание на каждой тренировке и проводить раз в год зачет по проверке знаний учащимися техники страховки, самостраховки и безопасности в скалолазании.
Виды страховки - гимнастическая, верхняя, нижняя. Применение каждого вида страховки. Особенности гимнастической страховки. Области применения. Действия страховщика в зависимости от движений страхуемого скалолаза. Предупреждение травматизма. Сдача зачета.
Особенности верхней страховки. Принцип действия и применение верхней страховки. Узлы, разрешенные Правилами для применения в верхней страховке. Страховочные системы, страховочные веревки. Страховочные карабины. Требования к страховочному карабину. Страховочная «восьмерка», другие страховочные тестированные устройства. Отработка взаимодействия (устные команды) спортсмена и страховщика. Отработка действий страховщика в зависимости от момента лазанья. Предупреждение опасных ситуаций.
Спуск. Приземление. Требования к площадке приземления. Отработка действий страховщика во время соревнований на скорость. Сдача зачета.
Особенности нижней страховки. Принцип действия и применение нижней страховки. Промежуточные точки страховки, расстояние между ними. Страховочные оттяжки и карабины. Требования к страховочным оттяжкам и карабинам. Отработка техники вщелкивания веревки в карабин оттяжки. Ошибки вщелкивания и последствия (отработка). Требования к страховочной веревке для нижней страховки. Действия страховщика в зависимости от движений спортсмена. Отработка. Особенности расположения веревки на трассе, ошибки (полиспаст и т.п.). Особенности страховки в нижней части трассы, комбинированная страховка. Отработка. Требования к площадке старта и к площадке приземления. Отработка взаимодействия (устные команды) спортсмена и страховщика. Сдача зачета. Особенности организации страховки на естественном рельефе. Опасности и предупреждение травматизма.
1.6. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка по скалолазанию. Их соотношение в многолетней подготовке спортсмена в зависимости от вида спорта. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Методические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям: ознакомление, первоначальное разучивание, достижение двигательного мастерства, двигательного навыка. Основы развития и совершенствования физических качеств: быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).
Понятие - быстрота, форма ее проявления и методы развития.
Понятие - выносливость. Виды и показатели выносливости. Методика развития выносливости.
Понятие о гибкости и ловкости. Их виды, методика развития. Особенности воспитания выносливости и скоростно-силовых возможностей. Использование тренажеров и технических средств для развития физических качеств спортсмена.
Возрастные требования (тесты) в оценке развития физических качеств и двигательных способностей учащихся школы на этапах многолетней подготовки. Величина физической работоспособности Р\УС17[). Модельные характеристики подготовленности учащихся по скалолазанию на этапах многолетней подготовки.
1.7. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ СКАЛОЛАЗАНИЯ
Определение понятия «спортивная техника». Техника - основа спортивного мастерства. Развитие техники, ее особенности в различных видах спорта. Основы и элементы (фазы) техники выполнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат и ее изменение в процессе многолетней тренировки, в период улучшения или ухудшения условий занятий и соревнований.
Структура двигательного акта и взаимодействие элементов (фаз) целостного действия. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена.
Овладение техникой - знание законов физиологических и психологических процессов: движением управляет мозг, движение осуществляют мышцы, управление движением невозможно без участия органов чувств, энергию для движения поставляет система внутренних органов.
Обучение технике - педагогический процесс: рассказ, показ, наглядная демонстрация, фотографии, видеосъемка, и само выполнение. Методы обучения - целостный и расчлененный. Важнейшее правило обучения спортивной технике - не допускать закрепления ошибок. Подводящие, настроенные, специальные упражнения, тренажеры и технические устройства, используемые в овладении спортивной техникой скалолазания. Тестирование технической подготовки. Особенности спортивной техники ведущих спортсменов страны и мира.
Тактическая подготовка, ее содержание, приемы. Основные тактические положения при составлении планов на соревнования по скалолазанию. Тактика спортсмена - его поведение в процессе соревнований для достижения поставленной цели (задачи). Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Взаимосвязь техники и тактики при обучении скалолазанию. Проявление тактического мастерства на примере ведущих спортсменов школы, страны, мира.
1.8. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские спортивные школы. Высокий профессионализм тренера-педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Организация учебно-тренировочных занятий, воспитательная и культурно-массовая работа с учащимися ДЮСШ осуществляется директором школы, заведующим учебной частью, преподавательским составом и родительским комитетом в соответствии с требованиями Типового положения о детско-юношеской спортивной школе.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том. что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у юных спортсменов прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), серьезное, грамотное отношение к безопасности собственной и товарищей, экологическую грамотность, бережное отношение и любовь к природе (во время занятий на естественном скальном рельефе), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства: атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования; личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия:
торжественное посвящение в скалолазы; проводы выпускников;
проведение тематических праздников, веселых стартов, фестивалей;
- совместный просмотр соревнований (видео-, теле-); встречи со знаменитыми спортсменами;
- трудовые сборы и субботники;
привлечение младших учащихся к посильной помощи в проведении соревнований;
- совместные экскурсии, культпоходы на выставки, театры и кино;
- оформление стендов и газет;
создание галереи спортивных достижений школы. Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьезно обратить внимание на пике спортивной борьбы во время стартов и вне их. Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление во время соревнований морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения, высказываниями и оценками соперников учащимися во время соревнований, тренер может сделать выводы о формировании у них необходимых качеств.
1.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в тренировочной и соревновательной деятельности.
Психологическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений, что позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый - свойство личности.
Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.
Психологическая подготовка к соревнованию направлена на формирование готовности к эффективной деятельности в экстремальных условиях и создание условий для полноценной реализации такой готовности.
Специфика скалолазания способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации цели, принятии решений, воспитании воли.
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:
• Вербальные (словесные средства) - лекции, беседы, видеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка.
• Комплексные средства - всевозможные спортивные и психологические упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные.
• Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы. Методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.
• Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлении, методы внушения и убеждения, психологические тренинги.
В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение.
Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Потому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.
Для создания представления о некоторых направлениях психологической подготовки приводим рекомендации известного американского психолога доктора А. Голдберга, который рекомендует разбивать средства психологической подготовки на цепь последовательных шагов, выполняя которые спортсмен постепенно учится максимализировать свой психофизиологический потенциал, а тренер повышает эффективность своей деятельности.
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Предлагаемый настоящей программой учебный план предусматривает ежегодное увеличение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок на основе общих закономерностей развития физических качеств и спортивного совершенствования и является многолетним планом подготовки спортсмена от новичка до мастера спорта.
Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Кроме того, учащиеся выполняют индивидуальные задания тренера по совершенствованию техники лазанья и развитию необходимых физических качеств.
Наполняемость групп определена в связи с необходимостью обеспечения безопасности во время проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
Учебно-тренировочная работа ведется на основе настоящей программы и расписания занятий. Главным критерием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. При зачислении дети проходят тестирование (табл. 2).
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств представлены в табл. 3.
Таблица 2
Критерии оценки для приема контрольных нормативов по ОФП и СФП в баллах
Баллы | Бег 30 м (с) | 6 мин. бег (м) | Прыжок в длину с места (см) | Подтягивание на перекладине (раз) | Сгибание рук в упоре лежа (раз) | Приседания на одной ноге (раз) | Подъем ног в висе на перекладине (раз) | Наклон вперед согнувшись (см) | Челночный бег 3x10 м (с) |
1 | 6,6 | 650 | 120 | 1 | 8 | 3 | 1 | -1 | 10,4 |
2 | 6,4 | 750 | 130 | 2 | 10 | 4 | 2 | -2 | 10,2 |
3 | 6,2 | 850 | 140 | 4 | 12 | 6 | 3 | -3 | 10 |
4 | 6,0 | 900 | 150 | 6 | 16 | 8 | 4 | -4 | 9,8 |
5 | 5,8 | 950 | 160 | 8 | 20 | 10 | 5 | -5 | 9,6 |
6 | 5,7 | 1000 | 170 | 10 | 24 | 12 | 6 | -6 | 9,4 |
7 | 5,6 | 1050 | 180 | 12 | 28 | 14 | 8 | -7 | 9,2 |
8 | 5,5 | 1100 | 190 | 14 | 32 | 16 | 10 | -8 | 9,0 |
9 | 5,4 | 1150 | 200 | 16 | 36 | 18 | 12 | -9 | 8,8 |
10 | 5,3 | 1200 | 210 | 18 | 40 | 20 | 15 | -10 | 8,6 |
11 | 5,2 | 1250 | 215 | 20 | 44 | 23 | 18 | -11 | 8,4 |
12 | 5,1 | 1300 | 220 | 22 | 48 | 26 | 21 | -12 | 8,2 |
13 | 5,0 | 1350 | 225 | 24 | 52 | 29 | 24 | -13 | 8 |
14 | 4,9 | 1400 | 230 | 26 | 56 | 32 | 27 | -14 | 7,8 |
15 | 4,8 | 1450 | 235 | 28 | 60 | 35 | 30 | -15 | 7,7 |
16 | 4,7 | 1500 | 240 | 30 | 64 | 38 | 33 | -16 | 7,6 |
17 | 4,6 | 1550 | 245 | 32 | 68 | 41 | 36 | -17 | 7,5 |
18 | 4,5 | 1600 | 250 | 33 | 72 | 44 | 39 | -18 | 7,4 |
19 | 4,4 | 1650 | 255 | 34 | 76 | 47 | 42 | -19 | 7,3 |
20 | 4,3 | 1700 | 260 | 35 | 80 | 50 | 45 | -20 | 7,2 |
Таблица 3
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели и физические качества | Возраст (лет) | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Сила | + | + | + | ||||||||
Быстрота | + | + | + | + | + | + | |||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | ||||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | + | |||||
Скоростная выносливость | + | + | + | ||||||||
Анаэробные возможности | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Гибкость | + | + | + | + | |||||||
Координационныеспособности | + | + | + | + | + | ||||||
Равновесие | + | + | + | + | + |
Список литературы
Основная
1. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. - М.: ФиС, 1987.
2. Подгорбунских З.С., Пиратинский А.Е. Техника спортивного скалолазания. - Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2000.
3. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. - М.: ФиС, 1978.
4. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (альпинизм, скалолазание, горный туризм). - М.: Вилад, 1996.
5. Спортивное скалолазание: правила соревнований. Требования и методические указания / Под ред. А.Е. Пиратинского. - М.: ФСР, 2002.
6. Спортивное скалолазание - http://www.rusclimbing.ru.
7. Федотенкова Т.П., Федотенков А.Г., Чистякова С.Г., Чистяков С.А. Юные скалолазы/ Авторская программа. - М., 2003.
Дополнительная
10. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: ФиС, 1977.
11. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.
12. Готовцев П.Я., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. - М., 1981.
13. Гуревич Н.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск: Высшая школа, 1995.
14. Комков Б. С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. -Новосибирск: 3-сиб. кн. изд., 1985.
15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.
16. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. На- батниковой М.Я. - М.: ФиС, 1992.
17. Платонов В.Я. Теория и методика спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физкультуры. - Киев: Высшая шко¬ла, 1984.
18. Психология и современный спорт. Сост. JLB. Родионов, В.П. Ху- дадов. - М.: ФиС, 1982.
19. Романенко В.А., Максимович В.Д. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: ФиС, 1981.
20. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под ред. Ю.Д. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: ФиС, 1981.
21. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физкультуры. - М.: ФиС, 1987.
22. Филин В.П., Фомин В.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.
23. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980.
24. Мищенко B.C.Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровье, 1990.
25. Система подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. В.Г. Никитушкина. - М.: МГФСО, ВНИИФК, 1994.
26. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995.
27. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки вы¬пускников основной школы по физической культуре / Министерство образования РФ. - М.: Дрофа, 2000.
28. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.
29. Колчанова В.П. Совершенствование подготовки начинающих скалолазов 9-12 лет. Магистерская диссертация: АФК им. П.Ф. Лес- гафта. - Санкт-Петербург, 2001.
30. Гусева А.А. Вегетативный статус и функциональное состоя¬ние сердца юных скалолазов. - М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 10 ЛЕТ
Упражнения предназначены для начинающих лазать детей. Они направлены на развитие координации, цепкости, умения держаться на тренажере, на привыкание к зацепкам, и, главное, на заинтересованность детей в занятиях скалолазанием. Упражнения рекомендуются для проведения в болдеринговом зале, где есть возможность безопасного спрыгивания на маты.
1. «НАРИСУЙ-КА»
Наверху траверса прикрепляется ручка на веревочке и чистый альбомный лист. Дети залазят и рисуют каждый по одному штриху (предположим, портрет, тогда один рисует голову, другой нос и т.д.). Можно провести в виде эстафеты.
2. «ОБРУЧ»
Для этого упражнения нужен обруч. Дети свободно лазят по тренажеру (для начинающих можно просто стоять на зацепках, держась руками и ногами) и передают друг другу обруч. У кого обруч оказывается в руках, тот перелезает через него, не сходя с зацепок и передает другому. Лазанье легкое от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста.
3. «ПОДАРОЧЕК»
Дети стоят на тренажере (или лазят). Они передают друг другу цветочек (предмет), беря его одной рукой и передавая другой рукой своему соседу.
4. «ОБЛЕЗЬ МЕНЯ»
Дети лазят по траверсу, одни в одну сторону, другие навстречу. Нужно, не слезая с тренажера, облезть друг друга разными способами, как удобнее (снизу, сверху, со спины).
5. «НАЙДИ КОНФЕТКУ»
В разных местах траверса тренер прячет конфеты. Участники игры выстраиваются в линию за несколько метров от тренажера. Тренер дает команду «старт», участники, подбежав к тренажеру, найдя и взяв конфетку, возвращаются к черте, кладут ее и только тогда могут бежать и лезть за следующей.
6. « ПОТАНЦУЕМ»
Лазанье под музыку, выполнение движений под музыкальный ритм.
7. «МЕШОЧНИК»
С одного бока у ребенка привязан мешочек с чем-то крупным, но легким. Нужно пролезть траверс, не задев пакетом-мешком тренажер. Затем перевесить мешок и пролезть обратно.
8. «РЫВОК»
Дети лезут по траверсу свободно, но по команде тренера (хлопок, свисток и др.) должны коснуться ногой пола либо рукой потолка. Не разрешается спрыгивать на пол или выпрыгивать к потолку.
9. «ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»
Упражнение выполняется поочередно по несложному траверсу:
- два раза пролезть просто;
- пролезть «руки вкрест»;
- лазанье «ноги вкрест»;
- лазанье «руки и ноги вкрест»;
- лазанье руки согнуты - ноги выпрямлены;
- ноги согнуты, руки выпрямлены, т.е. браться можно только выпрямленными руками и ни в коем случае не выпрямлять ноги;
- руки менять на зацепке - ноги свободно;
- ноги менять на зацепке - руки свободно;
- и руки и ноги менять на зацепке;
- лазанье - руки и ноги согнуты;
- лазанье - руки и ноги только выпрямлены;
- лазанье - глаза завязаны.
10. « ПОВТОРЮШКИ»
1 вариант. Двое детей на траверсе. Один показывает движение - другой повторяет.
2 вариант. Суть упражнения заключается в том, чтобы всем полностью повторять движения показывающего. Один ребенок пролазит трассу (показывает) другие точно за ним повторяют все движения.
11. «КТО БЫСТРЕЕ»
Посередине тренажера (траверса) висит шапка (платок...) двое участников становятся по разные стороны тренажера. По команде они лезут за шапкой. Кто первый ее возьмет - тот и победитель.
12. «ДОГОНЯЛКИ»
Игра проводится на траверсе. Количество участников не ограничено. Сзади системы у каждого участника платочек, который легко вытащить. Участники лезут по траверсу друг за другом по 2 человека и пытаются вытащить платочек у участника, который лезет перед ним. Старт второму дается через 1-2 с после первого.
13. «ОДЕНЬСЯ»
В различных местах траверса и на полу лежит одежда, шапки прикреплены к зацепкам и т.д., участники лезут по траверсу и одевают на себя вещи. Кто быстрее оденется. Участвовать можно по одному, засекая время каждому участнику. И по 2-4 человека, кто первым оденет больше вещей.
14. «САМЫЙ БЫСТРЫЙ»
Дети стоят поодаль от тренажера в линию. Тренер отворачивается и говорит: «Внимание - марш!» (дети бегут к траверсу и лезут вверх). Затем: «Стоп!» и поворачивается. Победитель тот, кто залез выше всех.
15. «САМЫЙ ШУСТРЫЙ»
Дети лезут свободно по траверсу. Тренер стоит спиной к ним, затем говорит «стоп!» и поворачивается. Дети должны замереть. Кто не успел - снимается с траверса.
16. ИГРЫ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ
Упражнения предназначены для развития у детей чувства трассы, чувствования тренажера, зацепов, умения запомнить трассу.
1. Одному ребенку завязывают глаза, другой идет рядом и дает команды: «правую руку вверх, правую ногу влево» и т.д., т.е. говорит, что делать и как лезть. Нужно пройти весь траверс, затем дети меняются ролями.
2. Все дети стоят на траверсе или рядом с ним. Тренер командует «левую ногу вверх, левую руку вверх». Все выполняют. Команды следуют не быстро, так как глаза у детей завязаны и им нужно еще найти удобную зацепку.
3. Посмотреть, запомнить и потрогать зацепку, которую укажет тренер. Затем участнику завязывают глаза, и он лезет, нащупывая необходимую зацепку, т.е. он лезет именно до нее.
4. Запомнить трассу, которую указал тренер. Пролезть 2-3 раза с открытыми глазами. Затем - с закрытыми. Можно на время. Лишние зацепки трогать можно, но нагружать нельзя.
17. ЛАЗАНЬЕ С УТЯЖЕЛИТЕЛЯМИ
Лазанье с утяжелителями на руках, на ногах, или на поясе. Лучше на чем-либо одном.
Цель этих упражнений - тренировка выносливости и силы. Рекомендуется детям старше 12 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая (модифицированная) программа по ИЗО для 2 класса
Модифицированная программа «Изобразительное искусство. 2 класс» составлена мною на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конк...
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Хоровой класс (модифицированная).
Образовательная программа музыкальной школы....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Английский в фокусе» (для младшего школьного возраста 9-10лет)
Программа для кружка в начальной школе по ангийскому языку...
Элективный курс "Ландшафтный дизайн" (модифицированный)
Данный элективный курс призван позволить ученику сориентироваться в выборе профиля и дает возможность проявить себя и добиться успеха....
Пояснительная записка к модифицированной рабочей программе "Хоровое академическое пение"
пояснительная записка работа с хором....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...