Модульное планирование. Школа внимания
учебно-методический материал по физкультуре на тему
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты развития внимания у воспитанников отделения волейбол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_dlya_trenerov.po_psih.docx | 77.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы для тренеров-преподавателей по волейболу.
Модульное планирование психологической подготовки. Школа внимания.
Содержание
Введение
О содержании и методике развития внимания
Конспектучебно- тренировочного занятия для группы начальной подготовки первого года обучения под девизом «Школа внимания» №1
Тема: Обучение техническим элементам волейбола
Дидактический раздаточный пакет
Конспект учебно- тренировочного занятия для группы начальной подготовки первого года обучения под девизом «Школа внимания» №2.
Тема: Обучение техническим элементам волейбола
Дидактический раздаточный пакет
Дополнительные источники
Приложения:
Рабочие материалы для тренера
Введение
Анализ Типовой программы по волейболу, федеральных требований к спортивной подготовкепо этому виду спорта свидельствует о декларативности целевых установок по психологической подготовке волейболистов, отсутствии конкретизации теоретических и практических оснований данного процесса.
Некоторые аспекты развития свойств внимания у спортсменов,в частности у волейболистов, рассмотрены в ряде статей, диссертаций, монографий. Но они,как правило,носят методологический,а не практический характер. Поэтому и возникает вопрос «приблизить» науку к практике,показать на конкретных учебно-тренировочных занятиях,как можно проводить психологическую подготовку. Нашинаработки в данном направлении показали,что во многом вопросы развития свойств внимания,усвоения некоторых психологических знаний достаточно эффективно решаются уже в группах начальной подготовки.
Психологическая подготовка спортсмена обязательно включается в учебно-тренировочный процесс. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи,решение которых требует комплексного подхода, в который войдут и психологические знания спортсмена. На тренерском совете были определены основные направления методической работы в рамках тренировочного занятия по реализации требований программы по психологической подготовке, а также рассмотрен процесс выполнения недельных и месячных домашних заданий.Тренер разрабатывает модуль «Развитие внимания у спортсменов первого года обучения», через который спортсмены получат азы знаний по вниманию, и проводит цикл тренировок под девизом «Школа внимания». Предполагается,что в начале тренировки спортсмены получают небольшой объем информации в течение 3-х месяцев, домашние задания по самосовершенствованию внимания, в тренировку вводятся специальные упражнения и систематически проводится педагогический контроль.
Педагогический контроль осуществляется с помощью тестов. Определяются изменения состояния свойств внимания спортсмена под влиянием относительно длительного периода тренировочных воздействий и разрабатывается стратегия на последующий период занятий. Необходимо отслеживать результативность работы спортсмена с домашними заданиями, вносить соответствующие коррективы, проводить консультации по выполнению домашних заданий. Этапы оценивания и коррекции результатов деятельности связаны с овладением операции сравнения. При систематическом целенаправленном обучении спортсменов сравниванию тренируются навыки своевременной активации внимания и его включения в регуляцию соответствующих действий. Здесь можно посоветовать использовать книгу психолога С.Бондаренко «Учите детей сравнивать».
Задачи модуля:сформировать у спортсменов понимание важности и значимости внимания в спортивной деятельности, активно включиться в самосовершенствование внимания, целенаправленно формировать у спортсменов такие качества внимания, как активность, направленность, устойчивость, переключение, широта и др.
В содержание модуля были введены следующие темы:
1.Исходное тестирование свойств внимания(привлекается для проведения тестирования психолог).
2.Итоги тестирования.Роль внимания в спортивной деятельности
3.Физиологическая основа внимания
4.Функции внимания
5.Свойства внимания.
6.Виды внимания. Разновидности непроизвольного внимания.
7.Внимательность,невнимательность,рассеянность.
8.Волевое внимание.
9.Управление вниманием.
10.Приемы,которые позволяют научиться концентрировать внимание.
Реализация модуля зависит от психологических знаний тренера-преподавателя, его настойчивости в достижении цели, заинтересованности спортсменов в психологической подготовке, привлечения родителей в качестве помощников.
О содержании и методике развития внимания
Предлагаемые методические материалы призваны помочь тренерам в системе проводить работу по развитию свойств внимания у волейболистов.
Упражнения по развитию внимания необходимо включать в каждое тренировочное занятие,используя дидактические принципы компетентностного подхода:
-принцип активной включенности спортсменов в освоение предлагаемой информации;
-принцип доступности;
-принцип системности;
-принцип рефлексивности;
-принцип мотивации;
-принцип открытости содержания образования.
Принцип активной включенности спортсмена в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию спортсмена в образовательном процессе,обращение тренера к личностному опыту спортсмена и обогащение его в процессе деятельности на тренировке. Важной составляющей в этом случае является создание для спортсмена условий транслирования информации,полученной в ходе занятий, в принципы собственной жизнедеятельности.
Принцип доступностипредполагает адекватность предлагаемых упражнений и информации возрастным и психологическим особенностям спортсменов,уровню физической подготовки
Принцип системности.Соблюдение данного принципа позволит выполнить требования вида спорта к психологической подготовке спортсмена, развить свойства внимания
Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной деятельности спортсменов по развитию свойств внимания, осмысление полученных результатов, соотнесение их с результатами других и включение приобретенных свойств и способов деятельности в собственную практику.
Принцип мотивации. Упражнения в предложенных занятиях спроектированы таким образом, чтобы мотивировать спортсменов на самостоятельные занятия по развитию свойств внимания. В предложенных занятиях использованы средства побуждающего и формирующего воздействия.Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения, и за счет стимулирующего влияния учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения и за счет сочетания различных видов деятельности.
Все это в совокупности обеспечит динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний спортсменов со структурой мотивационной основы деятельности.
Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование тренером предложенной конструкции,не допуская при этом искажения логики,содержательной точности и достоверности информации.
Материалы включают в себя:
Обоснование актуальности занятий по развитию внимания
Конспекты учебно-тренировочных занятий под девизом «Школа внимания»Источники дополнительного содержания
Приложение:
Рабочие материалы для тренера
В рекомендациях к проведению занятий даны принципиальные подходы к их организации. Тренер, опираясь на предложенные материалы и учитывая следующие составляющие:
возрастные особенности,уровень физической подготовки, предполагаемую дальнейшую деятельность в данной группе по развитию внимания, уровень собственной психологической подготовки- может варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия
Таким образом, предложенные материалы выступают в роли содержательного технологического ресурса, на основе которого тренер, располагая собственным профессиональным методическим инструментарием, создает свое занятие, дополняя и развивая его.
Методические материалы прошли апробацию на тренировочных занятиях в группах первого года обучения, проводимых тренерами–преподавателями Поздеевой Т.С., Григоровым Д.А. в течение 2013-2014 учебного года.
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу под девизом «Школа внимания» №1.
Тема: Обучение техническим элементам волейбола
Задачи:
1.Совершенствовать технику выполнения приема мяча снизу и сверху:своевременный выход игрока под мяч и выбор исходного положения;
прием мяча сверху на уровне верхней части лица в 15-20 см от него;
техника приема мяча с подачи
2.Повторить технику выполнения верхней прямой подачи.
3.Предупредить травматизм при приеме мяча
4.Актуализировать информацию о внимании, имеющейся у спортсменов, расширить представление о значении внимания в спортивной деятельности, включение в активное развитие свойств внимания.
Дата проведения: 22 декабря 2013г.
Место проведения: спортзал ДЮСШ
Инвентарь:волейбольные мячи, видеофайл «Обучение подаче»
Продолжительность 90 мин.
Структура занятия
1.Актуализация имеющейся у спортсменов информации о внимании.
2.Мотивация спортсменов к активному освоению новой информации.
3.Проведение тренировочного занятия.
4.Обобщение полученной информации.
5.Стимулирование спортсменов к самостоятельным занятиям по развитию внимания.
Содержание занятия.
1.Построение,сообщение задач-2 мин.
.2.Актуализация имеющейся информации о внимании.Примерные вопросытренера:- Кто из вас помнит строчки: «…вместо шапки на ходу он надел сковороду?» - Как по-другому называют рассеянного человека? -Кто из вас считает себя внимательным?
3.Мотивация спортсменов к освоению новой информации.
Тренер:
Внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными.Где нет внимания,там нет и сознательного отношения человека к тому,что он делает.Особое значение для достижения успеха имеетустойчивость внимания. Именно это свойство отличает людей,увлеченных своим делом,умеющих ради основногоотключиться от побочных раздражителей.В одной из индийских сказок рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объявил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали молоко. «Это не министры»,-говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Это министр»,-сказал магараджа.
-Какое свойство внимания проявил новый министр?
-Какие свойства внимания необходимы, чтобы заниматься спортом?
Проведение тренировочного занятия.
Разминка-15мин.
Упражнения,способствующие развитию скоростных качеств,внимания:
бег с остановками и изменениями скорости и направления (зигзагами);
во время бега по одному сигналу(подбрасывание мяча вверх) ускорение 3-5м,по другому сигналу(опускание мяча вниз)-остановка;
во время перемещения по сигналам-ускорение,имитация нападающего удара,остановка и передвижение в противоположном направлении;
упражнение с изменениемнаправления и способа передвижения,например,при подбрасывании мяча-ускорение вперед,при опускании-остановка и ускорение назад,то есть спиной в направлении движения.Упражнение можно усложнить изменением характера сигналов.Например,если ускорение вперед выполнятьна поднимание мяча вверх,а ускорение в обратном направлении на подбрасывание,то такое усложнение будет представлять определенную трудность для занимающихся.Постепенно можно использовать отвлекающие действия,например,имитируя подбрасывание мяча вверх,бросить его вниз.
прыжки на месте с поворотом влево-вправо на 180-360 градусов; пружинящие приседания в выпаде со сменой ног в прыжке.
Основная часть-65 минут
Задачи: совершенствовать технику приема мяча сверху и снизу,
обучать приему мяча с подачи, напомнить технику безопасности при приеме мяча
Инструктаж по предупреждению травматизма при приеме мяча сверху.
Упражнения для совершенствования приема мяча сверху-20мин.
Своевременный выход игрока под мяч и выбор исходного положения;
прием мяча сверху на уровне верхней части лица в 15-20 см от него.
1.Передача мяча в парах.
2.Передача мяча над собой,затем партнеру.
3.Высокая передача мяча в парах.
4.Упражнение в парах. Первый номер выполняет 4-8 передач над собой с продвижением до середины площадки и последующей передачей партнеру, затем бежит на исходную позицию. Второй номер выполняет то же задание, но в другом направлении.
5.Игра. Точность реагирования на движущийся предмет.
5 занимающихся становятся по кругу диаметром 3-4 метра примерно на равном расстоянии друг от друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый поочередно выполняет передачу над собой и делает ускорение вперед;
следующий за ним партнер занимает его место и осуществляет прием мяча.
Второй вариант : способ перемещения приставным шагом.
Упражнения для совершенствования приема мяча снизу-20мин.
1.Передача мяча двумя руками снизу перед собой, руки в локтевых суставах не сгибать, кисти оттянуть вниз.
То же с одним, двумя, тремя, четырьмя хлопками перед собой и за спиной между передачами.
2.Занимающиеся делятся на две команды. Игроки одной с мячами располагаются на боковой линии волейбольной площадки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга лицом к площадке, другой выстраиваются в колонну по одному за лицевой линией по середине от боковых линий. По сигналу первая команда поочередно набрасывает мяч первому номеру второй, который выполняет передачу мяча двумя руками снизу, возвращая мяч партнеру, и передвигается приставным шагом к следующему, набрасывающему ему мяч для передачи. Затем то же задание выполняет второй номер, третий и т.д. Повторив задание 5-6 раз, команды меняются ролями.
3.Упражнение «Веер». Выполняется в четверках. Трое с мячами встают полукругом на расстоянии 1,5 м друг от друга, лицом к ним на расстоянии 3-5 м в центре круга -4-й без мяча. Игроки с мячами по очереди набрасывают их ему, а он делает ответные передачи двумя руками снизу. После 6-8 кругов игрок в центре меняется.
Повторить технику выполнения прямой подачи-8мин.
Просмотр видеофайла «Обучение прямой подаче»
Выполнение по 10 подач в пределы площадки.
Прием мяча с подачи-15мин.
3-4 игрока становятся на прием мяча, остальные выполняют верхнюю подачу.
Затем игроки по очереди меняются.
Подведение итогов.
Заключительная часть-10 минут.
Игра на внимание «К своим мячам»
Играющие делятся на группы по 5-6 человек и становятся в круг в разных местах зала. В центре каждого круга водящий с поднятым мячом (мячи имеют разный цвет или это разные мячи: волейбольный, баскетбольный, футбольный и т.д.)По первому сигналу все,кроме держащих мячи,разбегаются по залу. По второму сигналу приседают и отворачиваются к стене. Те, кто с мячами, меняются местами. По команде тренера: «Все к своим мячам!» играющие ищут свой мяч, бегут и строятся вокруг него. Побеждает группа быстрее других образовавшая круг. Повторить несколько раз.
Поражение засчитывается, когда игроки подглядывали во время смены места.
Построение. Подведение итогов занятия. Обобщение полученной информации:-Внимание-основа всех познавательных процессов.Внимание можно развить. Успешность игровых действий волейболиста определяется высоким уровнем развития у него таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.Поощрение самых внимательных.Домашнее задание: выполнять упражнения на развитие внимания
Рекомендации к проведению занятия. Команды подавать только спокойным голосом. Зрительные сигналы совершенно условны. Перед началом тренировки спортсменам напоминают о том или ином сигнале тренера. Сначала сигналы проверяются ввводной части занятия, а затем по мере необходимости.Ввводной части занятия тренер,быстро подавая зрительные сигналы,сосредоточивает внимание спортсменов. В основной части для того, чтобы остановить, перестроить; в заключительной части-чтобы построить для подведения итогов.
Обязательное условие при формировании внимания-ни при каких условиях не позволять выполнять работу небрежно.
Дидактический раздаточный пакет
Предлагая упражнения, из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты.
Дидактический пакет выдается в конверте каждому спортсмену для выполнения упражнений в домашних условиях.
Упражнение «Пальцы»
Сядьте удобно в кресле или на стуле. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.
Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, а мысли заняты совершенно другим.
Упражнение «Муха»
Упражнение выполняется вдвоем с товарищем по обучению. Для упражнения потребуется доска (30Х30 см) с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально. Суть упражнения заключается в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд: вверх, вниз, вправо, влево — «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Ее исходное положение — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по очереди.
Играющие должны, постоянно следя за перемещением «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После предварительной тренировки на доске игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет на своем экране мысленного взора. Если вы или ваш товарищ теряете нить игры- или видите, что «муха» покинула поле, дается команда «Стоп!». Вернув «муху» на центральную клетку, начинаете игру сначала.
Упражнение «Муха» требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-либо из участников хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, как он тут же потеряет нить игры и вынужден будет остановиться.
Упражнение «Стрелка»
Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.
Упражнение«Читать неинтересную книгу
Что мы обычно читаем? То, что нам нужно, интересно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас неинтересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение «втягиваться» в любую работу, сделать ее любимой — огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.
Примечание. Как уже отмечалось ранее, упражнения для тренировки внимания нужно выполнять в течение 3 месяцев. Рекомендуется в этот период ежедневно выполнять упражнения «Стрелка». Кроме того, попеременно через день следует выполнять упражнения «Пальцы» и «Муха»; упражнение «Читать неинтересную книгу выполнять» 1–2 раза в неделю.
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу под девизом «Школа внимания» №2.
Тема: Обучение техническим элементам волейбола
Задачи:
1.Закрепить навык приема и передачи мяча сверху двумя руками.
2. Закрепить навык приема и передачи мяча снизу двумя руками
3.Развивать физические качества быстроту и ловкость
4.Учить умению и терпению работать в парах.
4.Учить быть внимательным при выполнении упражнений
5. Вовлечь в конкурс «Самый внимательный»
Дата проведения: 24декабря 2013г.
Место проведения: спортзал ДЮСШ
Инвентарь: волейбольные мячи.
Продолжительность 90 мин.
Структура занятия
1.Актуализация имеющейся у спортсменов информации о внимании.
2.Мотивация спортсменов к активному освоению новой информации.
3.Проведение тренировочного занятия.
4.Обобщение полученной информации.
5. Вовлечение в конкурс «Самый внимательный»
Содержание занятия.
1.Построение, сообщение задач-2 мин.
2.Актуализация имеющейся информации о внимании.
Примерные вопросы тренера:- Что мешает человеку стать таким, каким бы он хотел быть?
-В ваших ответах часто повторяется слово лень.
-Что вы называете ленью?
Обобщение ответов:- Многие из вас ленью назвали свое неумение. Неумение слушать, проявить терпение, удержать внимание. Внимание нужно воспитывать. Спортсмен должен осилить лень, заставить себя выполнять трудные упражнения. Быть терпеливым. Это первый шаг в науке управлять собой. В конце занятия я объявлю самых внимательных.
Проведение тренировочного занятия.
Разминка-13 мин.
Ходьба с выполнением общеразвивающих упражнений(ОРУ) и запрещенным движением.По команде выполняются упражнения за исключением заранее установленного запрещенного.Тот, кто ошибется и выполнит запрещенное движение, получает штрафное очко. По окончании отмечаются самые невнимательные.
Бег с выполнением ОРУ и изменением направления. Обратить внимание на мягкую постановку ног.
Упражнения на развитие быстроты,ловкости(упражнения на развитие ловкости требуют концентрации внимания).
1.Бег с касанием рукой линий(лицевой-стартовой,а также двух линий,проведенных между лицевой линией и сеткой;у сетки имитация выполнения блока. Выполнить5 раз. Быть внимательным. Касание линий обязательно. Подведение итогов.
2.По сигналу бег до сетки, три прыжка, имитирующих постановку блока, а затем возврат спиной вперед. Обратить внимание на технику бега спиной вперед- чаще шаг,смотреть через плечо. Подведение итогов с указанием типичных ошибок и способов их исправления.
Совершенствование навыков перемещения
Бег на волейбольной площадке от лицевой линии к средней, остановка, поворот кругом - бег до линии нападения, остановка, поворот, перемещение приставными шагами левым боком вперед до линии нападения на противоположной площадке, остановка, перемещение приставными шагами правым боком вперед снова к линии нападения ,после этого бег до лицевой линии противоположной площадки и обратно к линии старта .На последнем отрезке выполнить поворот на 360градусов во время бега.
Упражнения на восстановление дыхания.
Основная часть-65 минут
1.Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками-15 минут.
Передачи в парах на месте всредней и низкой стойках, в выпаде, после перемещения. Передача над собой и наблюдение за партнером, по сигналу(взмах рукой) передать ему мяч. Упражнение выполняется при таком расположении игроков-один у сетки, другой у лицевой линии, или же партнеры находятся по обе стороны сетки.
2.Совершенствование точности движений-10 минут.
С собственного подбрасывания выполнить передачу мяча в обруч из зоны 6 в зону 3,2 (Обруч крепится к стойке для прыжков в высоту).
3.Эстафета у стены с поворотами-10 минут.
Игроки располагаются в колонны по одному у стены. По сигналу первые номера выполняют передачу над собой, затем в стену, поворачиваются на 360 градусов, принимают мяч и, направив его в стену, уходят в конец колонны. Вторые номера принимают мяч, выполняют передачу над собой ,второй передачей направляют мяч в стену, выполняют поворот на 360 градусов, принимают мяч и так далее. Выигравшей считается та команда, у которой последний игрок первым поймал мяч от стены после поворота на 360 градусов и которая меньше допустила падений мяча на площадку.
4.Совершенствование навыков подачи мяча-10 минут.
Подачи выполняются в парах
5.Отработка приема мяча с подачи-20 минут.
Прием мяча с подачи, вторые передачи и отбивание мяча через сетку в заданных направлениях.
Прием мяча сверху от тренера, который посылает мяч в площадку, применяя отвлекающие действия.
Заключительная часть-10 мин.
Упражнения на внимание.
Упражнение 1.Стоя лицом к стене на расстоянии 3-4 м, тренер бросает теннисный мяч, попадая в один из пяти нарисованных кругов диаметром 50 см с цифрами внутри: 1-2-3-4-5, в разном порядке, например: первый бросок - в круг 1, второй - в круг 3, третий - в круг 5, четвертый - в круг 2, пятый - в круг 4. Спортсмен должен повторить последовательность бросков в том же порядке.
Упражнение 2. Стоя на месте, отбивание баскетбольного мяча правой и левой рукой поочередно в течение 30 с. Количество ударов подсчитывается и оценивается по пятибалльной системе: 20 ударов - "отлично", 15 - "хорошо, 10 - "удовлетворительно" – это упражнение хорошо подходит для развития концентрации внимания.
Построение. Подведение итогов. Определение самого внимательного.
Обобщение полученной информации:-Успешность игровых действий волейболиста определяется высоким уровнем развития у него таких свойств внимания,какобъем,интенсивноть,устойчивость,распределение и переключение. Сегодня вы получите раздаточный пакет, в который положены материалы, поясняющие каждое свойство внимания. Вам нужно будет эти материалы прочитать.
Вовлечение в конкурс «Самый внимательный».Тренер сообщает, что в течение месяца будет проходить конкурс «Самый внимательный».Победиттот, кто получит от тренера за этот период больше всех похвалы,что он самый внимательный.
Рекомендации при проведении занятия.
При работе с юными спортсменами тренер должен равномерно использовать как произвольную, так и непроизвольную активизацию внимания. При преобладании активизации произвольного внимания деятельность игроков будет сопровождаться излишним психическим напряжением, что может привести к отрицательным последствиям (отказу от выполнения упражнений). Однако следует иметь в виду, что в этом случае при достижении спортсменами определенных результатов у них развиваются волевые качества. При преобладании активизации непроизвольного внимания на тренировках у спортсменов в меньшей степени будут развиваться упорство, устойчивость внимания. Для поддержания преднамеренного (произвольного) внимания спортсменов рекомендуется в течение занятия поддерживать дисциплину; четко ставить цели и задачи. Следует проверять, приняты ли задачи обучающимися.
При объяснении упражнений необходимо показывать логическую связь между отдельными заданиями; привлекать обучающихся к своему размышлению, задавая по ходу объяснения вопросы. Объяснение должно быть эмоциональным, бодрым, без монотонных многократных простых и понятных для данного возраста заданий.
При выполнении заданий обучающимися важным является: 1) выбор оптимальных темпа и объема работы на тренировке; 2) стимулирование внимания обучающихся в отдельные моменты, когда оно угасает (показ тренером упражнения, похвала, подсказка причины ошибок); 3) введение в занятие соревновательного метода.Важно помнить, что дети 9 лет оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.
Следовательно, тренер, работающий со спортсменами первого года обучения(9 лет), в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать юным спортсменам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.
Дидактический раздаточный пакет
Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.
Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.
Ознакомьтесь с четырьмя наиболее важными показателями внимания:
- концентрация
-устойчивость
-переключение
- объем
Концентрация внимания
Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.
Из курса физики вам знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.
Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум - 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим.. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.
Устойчивость внимания
Особое значение для достижения успеха, помимо концентрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
Задание. Проверка устойчивости внимания. Представьте себе, что перед вами изображение вашей комнаты, где вы сидите сейчас и которую необходимо обставить: расставить стол, стулья, повесить на потолок люстру, на пол постелить палас и т. п. Пока вы будете этим заняты, колебаний внимания не будет. Из этого простого упражнения следует важный вывод: для сохранения устойчивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи.
Распределение внимания
Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.
Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. О Николае Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:
нередко он писал статью для журнала «Современник», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной истории» Шлоссера».
Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов
Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.
Переключение внимания
В числе важнейших свойств внимания также следует выделить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств ситуации на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.
Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для другого необходимо время и затрата определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. К ним относятся, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности, а также отношение к ним: чем более значима и интересна для вас была предыдущая деятельность и менее значима /менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.Время его выполнения должно все время снижаться.
Объем внимания
На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. Иными, словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.
Заключение
Наряду с решением задач повышения уровня психологической подготовленности,занятия в группе были направлены на развитие свойств внимания. При этом основная цель такого обучения заключалась в самосовершенствовании внимания, развитии умения управлять им. В каждом занятии использовался игровой метод.В игры включали различные физические упражнения с большей или меньшей нагрузкой на организм. Они активизировали свойства внимания, заставляли проявлять волевые усилия. В отдельных случаях к работе подключались родители для контроля за выполнением домашних заданий. Об эффективности модульного планирования психологической подготовки можно судить по результатам итогового тестирования свойств внимания.
Дополнительные источники
1.Андреев, О.А.Учитесь быстро читать.-М.:Просвещение,1991.-160 с.
2.Багадирова,С.К.Материалы к курсу «Спортивная психология»:учебное пособие/С.К.Багадирова-Майкоп:Из-во «Магарин О.Г.»,2014.-243 с.
3.Гогунов,Е.Н.Психология физического воспитания и спорта/Е.Н.Гогунов,Б.И.Мартьянов.-М.,2004
4.Дихтярев,В.Я.Игры и эстафеты с элементами волейбола/Дихтярев В.Я.//Физическая культура в школе.-1998.-№1.-с.28-30
5.Игнатенко, Т.С.Развитие внимания в волейболе: метод.указания/Т.С.Игнатенко,Л.Р.Кравчук.-Ухта:УГТУ,2012.-19с.
6.Ильин,Е.П.Психология спорта/Е.П.Ильин-СПб.:Питер,2010
6.Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока « Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения»URL:www.Sochi2014.com(дата обращения 10 .05.14)
7.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.Психотехнические игры в спорте.-М.:ФиС,1985.-160с
Рабочие материалы
1.Упражнения для развития внимания при обучении игре в волейбол Упражнение 1.
Исходное положение: тренер располагается на середине лицевой линии волейбольной площадки; занимающиеся строятся в одну шеренгу на средней линии, лицом к тренеру (сетка не установлена).
Выполняется упражнение следующим образом. Если тренер поднимает правую руку вверх, то спортсмены разворачиваются на 180 градусов и бегут наперегонки до лицевой линии (от тренера). Если тренер поднимает левую руку, то бегут до лицевой линии, по направлению к тренеру. Прибежавший последним выполняет какое-нибудь задание (прыжки, отжимания и т.п.).
Другие варианты упражнения: когда в исходном положении спортсмены выполняют прыжки на месте (как вариант – максимальные прыжки на месте); когда тренер подает не зрительный, а звуковой сигнал (например, один или два свистка).
Упражнение 2.
Это упражнение имеет волейбольный характер и заключается в том, что занимающиеся выполняют волейбольные передачи стоя «в кругу», одновременно используя два или более мяча в зависимости от количества человек. Сложность упражнения в том, что мяч необходимо передавать свободному игроку, не участвующему в передаче.
Упражнение 3.
Оно основано на технике постановки блока уступом.
На одной стороне волейбольной площадки (см. рисунок) в зонах 4, 6 и 2 располагаются нападающие игроки, а также связующий игрок. На другой стороне – тренируемые блокирующие игроки (2, 3, 4). Порядок выполнения упражнения следующий.Из зоны 6, на стороне нападающих, мяч доводится связующему игроку, который выполняет (на свое усмотрение) один из четырех вариантов передачи:
а) на взлет в зону 3;б) пайп в зону 6;в) высокую передачу в зону 2;
г) высокую передачу в зону 4.
Нападающие игроки, в зависимости от передачи, выполняют один из четырех вариантов нападающих ударов.
Задача блокирующих игроков – нейтрализовать атаку.
Для этого игрок под номером 3 располагается непосредственно около сетки и ставит блок первому темпу. Другие игроки (2 и 4) располагаются несколько дальше от сетки, примерно в метре от нее. Делается это для того, чтобы дать возможность игроку под номером 3 свободно перемещаться вдоль сетки, с целью выбора лучшей позиции для постановки блока первому темпу. Кроме того, такое расположение игроков позволяет игрокам 2 и 4 беспрепятственно занимать нужное положение при блокировании атаки вторым темпом.
Таким образом, в задачи игроков 2 и 4 входит:
а) постановка двойного блока на краях сетки, при нападении из зон 2 и 4;
б) постановка двойного блока в центре сетки, при розыгрыше комбинации «пайп»; при этом игроки 2 и 4 прыгают вплотную к центральному блокирующему (3);
в) попытаться подстроиться к центральному блокирующему и участвовать в тройном блоке против первого темпа.
Задачи игрока под номером 3:
а) постановка блока игроку первого темпа;
б) попытаться подстроиться к игрокам 2 и 4 и участвовать в тройном блоке против нападения вторым темпом.
Надо отметить, что при нападении вторым темпом, в начале выполнения упражнения, связующему необходимо давать довольно высокие передачи, чтобы блокирующие успевали на мяч. В дальнейшем, по мере совершенствования блокирующих, высоту передач можно уменьшать.
Несмотря на то, что в современном волейболе блок уступом, в своем классическом варианте, встречается крайне редко, считаю, что представленное здесь упражнение целесообразно использовать в тренировочном процессе волейболистов для развития внимания и быстроты игрового мышления.
Упражнение 4.
Вращение мяча на шнуре на разной высоте-подныривание,перепрыгивание под шнуром и через шнур.
Упражнение 5.Выполнение нападающего удара по вызову пасующего.Игроки стоят в шеренге на линии нападения. Пасующий «вызывает»одного из группы, который выполняет нападающий удар. Упражнение можно усложнить заданием выполнить нападение из указанной зоны.
Упражнение 6.Одновременная игра 2-3 мячами.
Упражнение 7.Игра через сетку, закрытую тканью или другим подручным материалом.
2.Методика тренировки внимания (по Маркову Н.Н.)
Методика тренировки внимания состоит из индивидуальных упражнений, групповых упражнений общего назначения (психотехнические игры) и специальной тренировочной работы в тренировочном процессе индивидуально, в группах и в команде.
Индивидуальные упражнения для тренировки внимания
Упражнение 1
Безотрывное наблюдение основным, центральным зрением за одним неподвижным объектом («ничего не вижу по сторонам»).
Упражнение 2
Безотрывное наблюдение основным зрением за одним неподвижным объектом с контролем периферическим зрением за другим неподвижным объектом. Положение второго неподвижного объекта периодически меняется в пределах поля зрения, расширяя его границы.
Упражнение 3
Наблюдение основным зрением за неподвижным объектом с периодическим кратковременным (чем короче, тем лучше) переносом основного зрения на другой неподвижный объект, положение которого периодически меняется.
Упражнение 4
Безотрывное наблюдение основным зрением за подвижным объектом (самолет, автомобиль, птица, муха, секундная стрелка часов и т.д.) – «ничего не вижу по сторонам».
Упражнение 5
Безотрывное наблюдение основным зрением за подвижным объектом с одновременным контролем периферическим зрением неподвижного объекта и ситуации. Положение неподвижного объекта и ситуация иногда изменяются.
Упражнение 6
Безотрывное наблюдение основным зрением за подвижным объектом с периодическим кратковременным переносом основного зрения на неподвижный объект, положение которого время от времени изменяется.
Упражнение 7
Безотрывное наблюдение основным зрением за одним подвижным объектом с одновременным контролем периферическим зрением второго подвижного объекта (например, двое часов с секундными стрелками).
Упражнение 8
Наблюдение основным зрением за одним подвижным объектом с периодическим кратковременным переносом основного зрения на другой подвижный объект с оценкой его состояния (мысленно и словесно): перенос взгляда с секундной стрелки одних часов на секундную стрелку других с оценкой ее положения, быстро назвать положение второй стрелки. Положение подвижного объекта периодически меняется в пределах поля зрения игрока.
Практические рекомендации по применению указанных упражнений:
1. В каждой тренировке ежедневно выполняются 2 упражнения.
2. Каждое упражнение выполняется сериями по 1 мин каждая.
3. Каждая серия выполняется с чередованием фаз наблюдения прямым центральным зрением в течение 10 с либо с фазами пассивного отдыха по 5 с (упражнения 1, 2, 4, 5, 7), или с мгновенным переносом основного зрения на другой объект (упражнения 3, 6, 8).
4. Между сериями упражнений – пассивный отдых 30 с.
Методика тренировки внимания предполагает последовательное включение специальных упражнений по дням занятий.
Последовательность тренировки внимания
Дни занятий | Номера упражнений | Количество серий |
1 | 1, 5 | 1 |
2 | 2, 6 | 2 |
3 | 3, 7 | 3 |
4 | 4, 8 | 4 |
5 | 1, 5 | 5 |
6 | 2, 6 | 6 |
7 | 3, 7 | 7 |
8 | 4, 8 | 8 |
9 | 1, 5 | 9 |
3.Основные тенденции развития свойств внимания в школьном возрасте(по О.Ю.Ермолаеву)
Возрастной период | Ведущее свойство | Темп развития свойств | Наибольшие изменения | Связи между свойствами |
7-10 лет | Объем переключение избирательность | максимальный темп развития всех свойств | в целом - в 8-9 лет (наименьшие в 9-11лет) 7-10лет-объем внимания (в 2,1раза) 10лет-переключение и избирательность | 30%корреляционных зависимостей между отдельными свойствами внимания значима, в 10 лет полный распад связей |
10-14лет | объем | замедление темпа,13 лет-концентрация и объем | переключение и избирательность (наименьшие - в концентрации и объеме) | наибольшее количество корреляционных связей между основными свойствами внимания |
14-16лет | переключение и избирательность на более высоком уровне | ускорение темпа (но меньше, чем в 7-10 лет) | концентрация и объем | в 14 лет вновь распад структуры внимания, а в 15-16 лет образуются новые функциональные связи |
4.Подвижные игры для развития внимания
1.Группа, смирно!
Играющие стоят в строю в полушаге друг от друга, лицом к тренеру, который подает команды и одновременно выполняет несложные упражнения. Все должны выполнять за ним упражнения, если тренер перед командой произнесет слово «группа». Если же он этого слова не сказал, то занимающиеся стоят неподвижно. Нарушившие это правило или не выполнившие правильную команду делают небольшой шаг вперед из строя и продолжают играть. Игра длится 3—4 мин. После ее окончания лишь самые внимательные остаются в строю. Примерный набор команд для игры таков: «Равняйсь!», «Смирно!», «Руки вперед!», «Присесть!», «Встать!», «На месте шагом марш!», «Налево!», «Правую поднять!» и др.
Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Тренер находится перед ними. Он называет и выполняет ряд движений (типа зарядки), которые все играющие повторяют вслед за ним. Перед началом оговаривается одно или два «запрещенных движения», которые играющие делать не должны (например:«Руки на пояс», «Наклон вперед» и т. п.). Игрок, допустивший ошибку и выполнивший вслед за тренером «запрещенное движение», должен сделать шаг вперед.
Совершивший три ошибки выбывает из игры.
«Запрещенный элемент». Тренер во время тренировки называет один или несколько запрещенных элементов, которые в процессе работы с мячом выполнять нельзя. Отвлекая занимающихся различными заданиями, тренер время от времени предлагает выполнить «запрещенный элемент». Можно условиться, что если занимающийся ошибся, то выполняет в качестве «наказания» 10(20) отжиманий в упоре лежа на скорость.
4.Придумай сам
Группа делится на две команды, которые строятся в шеренги на разных концах зала лицом к его середине, рассчитываясь по порядку номеров. Тренер называет, любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать 3 разных упражнения. Затем выходит игрок другой команды и показывает 3 новых упражнения, не похожих на прежние. В том случае, если одно из упражнений будет повторено, команде начисляется 1 штрафное очко. Игра продолжается 5—6 мин., итог ее подводится по сумме штрафных очков.
Играющие сидят на скамейке или стоят в шеренге. В руках ведущего мяч. Он бросает мяч одному из игроков, называя при этом какой-либо волейбольный термин, например, «подача», «прием» и т. п. Он может назвать и другое, не относящееся к волейболу слово (например, «кроль», «шест», «гвоздь» и т. п.). Тот, кому адресован мяч, должен поймать его, если названный термин относится к волейболу и, наоборот, не реагировать на бросок, если слово к волейболу отношения не имеет. Победитель определяется по наименьшему количеству штрафных очков.
Тренер в процессе занятий называет слово — ключ, без которого ни одна из его команд не должна выполняться, Он подает команды, обязательно употребляя или умышленно упуская ключевое слово при подаче тех или иных распоряжений (например, обязательно должен сказать:«Внимание» или «Начинай», «Приступай», «Можно» и т. п.). Занимающиеся должны внимательно следить за речью и командами тренера. За неправильное выполнение команды занимающийся получает 1 штрафное очко. Победитель определяется после окончания занятий по наименьшей сумме штрафных очков.
7.Внимание, начинаем!
Спортсмены стоят в шеренгах или в двух-трех колоннах. Тренер показывает в определенной последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4 и 5. Затем дает команду: «Упражнение 3 (или любое другое) — начинай!» Спортсмены одновременно выполняют упражнение. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Если занимающиеся стоят в шеренге, можно условиться, что неверно выполнивший движение делает шаг вперед. Команда, в шеренге которой спустя 3—4 мин. сохранится больше игроков, объявляется победившей.
Игроки — мальчики рассчитываются на первый-второй и легким бегом движутся по залу, соблюдая дистанцию в 4—5 шагов. По команде учителя «Руки в стороны» первые номера останавливаются в положении ноги врозь, а вторые номера проползают у них между ногами. Если же педагог поднял руки вверх, вторые номера останавливаются и принимают положение упора стоя согнувшись с опорой о колени, а первые номера перепрыгивают через них с опорой на спину (чехарда), отталкиваясь двумя ногами. Затем первые и вторые номера меняются ролями. Игра-упражнение длится 2—3 мин., после чего отмечаются самые внимательные .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульное планирование уроков химии 10 класс (базовый уровень - авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
Планирование составлено на основе: 1) программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных учреждений (базовый...
презентация "Модульное планирование курса математики 5 класс"
В презентации рассказывается о технологии модульного планирования курса математики 5 класс....
Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...
Блочно- модульное планирование материала по физике.
Презентация о блочно- модульном обучении: отличие от других систем обучения....
Блочно-модульное планирование уроков истории
Материал по модульному планированию уроков истории для 6, 7. 8 классов по Всеобщей истории и истории Отечества. Данное планирование опробировано - есть положительный эффект...
Календарное (поурочное) и модульное планирование для 5 класса к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Английский язык 5", углубленный уровень
Данное планирование разработано для учащихся 5 класса к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Английский язык 5" из расчета 5 часов в неделю. Можно использовать при составлении рабочей программы ...
Модульное планирование уроков литературы в старшей школе
Планирование модульного обучения в старшей школе....