Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Плавание» На уровень основного общего образования 3 года реализации
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочке(физкультура).  Плавание 3 года реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_plavaniyu_5-7_klass.docx89.99 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение№

к ООП ООО

5-7 классы

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Плавание»

На уровень основного общего образования

3 года реализации

I . Пояснительная записка

Программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, М.Я. Виленский (М.: Просвещение, 2013.Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)

Возраст детей: программа составлена для учащихся 5-7 класс (возраст учащихся 12-14 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа,  всего – 102 часов).

Цель программы– создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучениеплаванию.

Актуальность занятий плаванием со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения.

Новизна  данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых  и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся  на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в среднем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

II Общая характеристика курса внеурочной деятельности                                                                   «Плавание» основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки, построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости.

Этапы:

первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта (5 класс);

второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков(6-7 класс);

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 45 минут

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  • образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов плавания;
  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Основными формами подведения итогов программы являются:

  • тестирование;
  • умение осуществлять скольжение на заданной дистанции, осуществлять работу ног-рук различными спообами, выполнять старты в воду и развороты, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
  • знание основ техникиплавательных упражнений и способность применения их на практике:
  • способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по плаванию.

Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями  выполнения программных требований являются:

  • выполнение контрольных нормативов;
  • овладение теоретическими знаниями;
  • знание и выполнение правил плавательных упражнений;
  • способность применять основные приёмы самоконтроля;
  • знание правил поведения в зале по подготовке «сухому плаванию» и в бассейне;
  • знание основ истории развития плавания

III. Описание места факультативного курса в плане внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления

Особенностью представленной программы «Плавание»- является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 34 недели

Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа по плаванию является одним из«механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях плаванием.

Программа рассчитана на три года и состоит из трёх разделов: «Знания о плавании» (информационный компонент); «Способы плавательной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела «Знания о плавании» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека; знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы плавательной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях плавание, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и плавательной подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр на воде и двигательных действий из программы, а так же общеразвивающих упражнений с координационной направленностью.

Освоение учебного материала практического раздела программы сочетается с усвоением основ знаний и способов плавательной деятельности.

Теоретический материал тесно связан с практическим материалом. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.

Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания доврачебной помощи при лёгких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний

IV. Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса внеурочной деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

  • формирование стойкого интереса к занятиям плаванием;
  • формирование специальных знаний, умений и навыков.
  • развитие физических способностей;
  • раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • развития морально-волевых качеств;
  • развития внимания, мышления.
  • воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
  • культуру поведения, уважение к людям,
  • взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений в плавании;
  • обучение физическим упражнениям в таком виде спота как плавание;
  • развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, координации движений;
  • формирование общих представлений о плавании, его значение в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям плаванием;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о плавании его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

-потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

-умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

-стремление индивида вовлечь в занятия плаванию свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:

В результате изучения раздела «Плавание»  во внеурочной деятельностиучащиеся должны

Характеризовать

  • значение плавания в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • прикладное значение плавательных упражнений;
  • правила безопасного поведения во время занятий плаванием;
  • названия разучиваемых способах плавания;
  • технику выполнения плавательных упражнений, предусмотренных учебной программой;
  • типичные ошибки при выполнении плавательных упражнений;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценкифизической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований заплывах на короткие и средние дистанции, прыжках в воду;
  • игровые упражнения, эстафеты с элементами изучаемых упражнений.

Уметь

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях плаванием;
  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой плавательные и контрольные упражнения(двигательные тесты);
  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятияхплаванием;
  • выполнять обязанности судьи по старту, хронометриста, в подведении итогов.

Демонстрировать:

5 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий       средний низкий

Вход в воду

Спад в воду

Прыжком, ногами вниз

По лестнице

Проплывание дистанции на руках с досточкой между колен (м)

10

7

5

Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску (м)

10

7

5

Проплывшие дистанции облегчённым способом (м)

25

15

10

6 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Спад в воду из положения сидя

Уверенно, без ошибок

Без фазы полёта

Прыжок ногами вниз

Проплывай не дистанции на руках с досточкой между колен (м)

25

20

15

Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску (м)

25

20

15

Проплывание облегчённым способом (м)

25

20

15

7 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Стартовый прыжок

Уверенно,без ошибок

Спад из положения сидя

Ногами вниз

Проплывание дистанции избранным способом (м)

50

25

15

Владение стилями плавания (т 4)

4

2

1

Проплывание максимально возможного расстояния со сменой стилей  (м)

100

50

25

VI.Содержание факультативного курса внеурочной деятельности

п/п

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1 год

2 год

3 год

1.

Знания о плавании

4

4

4

2.

Способы плавательной деятельности

8

8

8

3.

Физическое совершенствование

22

22

22

Итого:

34

34

34

Всего часов:

102

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год (5 класс)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

Практика

1.

Правила поведения в бассейне. Обучение специальным упражнениям

4

1

3

1.1

Гигиенические  требования.

1

1

-

1.2

Упражнения на суше.

3

В процессе обучения

3

2

Обучение 2-м вариантам дыхания.

4

1

3

3

Обучение технике «кроль на груди»

18

2

16

3.1

Обучение технике работы ног

6

1

5

3.2

Обучение технике работы скольжения с сочетанием вдоха и выдоха, поворота головы-и корпуса

6

1

5

3.3

Обучение технике работы рук с сочетанием дыхания. Комплексное плавание

6

1

5

4.

Обучение технике плавания «Кроль на спине»

8

2

6

4.1

Обучение технике с работой ног и различным положением рук.

5

1

4

4.2

Обучение технике работы рук с сочетанием дыхания. Комплексное плавание

3

1

2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения (6 класс)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

Практика

1.

Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Личная гигиена пловца. Общеразвивающие и  специальные упражнения на суше.

4

В процессе обучения

1

1.2

Обучение «вдох» с  поворотом головы в  сторону (стоя на      месте, в ходьбе, в  скольжении).

3

1

2

2

Разучивание общего  согласование  движений, ног и  дыхания, рук и  дыхания. Специально плавательные упражнения «кролем на груди»

10

3

7

3

Совершенствование техники «кроль на спине»  (ноги, упр.). Специальные  дыхательные упражнения  в зале и в воде.

10

3

7

4

Упражнения для изучения старта с бортика вперед руками, повороты  Игры в воде

10

2

8

4.1

Развитие общей выносливости.  Развитие скорости. Плавание с лопатками.

5

1

4

4.2

Развитие скорости. Контрольные задания: 25м кроль на время. 25м на спине на время. 50-200м на спине на технику.

5

1

4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год (7 класс)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

Практика

1.

Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Личная гигиена пловца.

2

1

1

2

Совершенствование техники плавания «кроль на груди»

4

1

3

3

Совершенствование техники плавания на «кроль на спине»

4

1

3

4

Обучение техники плавания способом «брасс»: ноги, руки по элементам. , в полной координации.

10

1

4

4.1

Совершенствование техники плавания «брасс»(ноги, упражнения в координации).

1

4

5

Обучение техники работы ног способом «баттерфляй». (руки,ноги), в полной координации

10

2

8

Эстафеты с элементами изученных способов плавания, игры на воде.

4

1

3


Ттематический план 1-го года обучения

дата

№п/п

По плану

фактически

содержание

1 четверть 9часов

1.

Правила поведения в бассейне. упражнения на суше.

2.

Гигиенические  требования.

3.

Общеразвивающие и специальные

4.

Подготовительные

упражнения в воде:

• погружение,

• скольжение. 

5.

Обучение 2-м вариантам дыхания.

6.

специально плавательные упражнения кролем на груди

7.

специально плавательные

упражнения кролем на груди

8.

Игры в воде.

9.

Игры в воде.

2 четверть  7 часов

10

Обучение техники работы ног способом кроль на груди (в

скольжении и доской).

11

Обучение техники работы ног способом на спине.

12

Обучение техники  способом на груди и на спине с работой ног и различным положением рук.

13

Упражнения способом кроль на спине

14

Упражнения способом на груди

15

Контрольные уроки.

16

Игры в воде.

3 четверть 10 часов

17

Обучение техники плавания на спине (ноги, упр., в корд.)

18

Обучение техники кроль на груди (ноги.упр.).

19

Обучение техники плавания на спине (ноги, упр., в корд.)

20

Обучение техники кроль на груди (ноги.упр.).

21

Обучение техники плавания на спине (ноги, упр., в корд.)

22

Обучение техники кроль на груди (ноги.упр.).

23

У и р.для изучения стартов, поворотов.

24

Игры в воде.

25

Контрольные задания:•способом  на груди-25м

•на задержание дыхания.

26

Контрольные задания: •способом на спине- 25м.

4 четверть  8 часов

27

Совершенствование техники плавания кроль на груди на задержание дыхания. 

28

Совершенствование техники плавания кроль на груди на задержание дыхания

29

Совершенствование техники плавания на спине.

30

Совершенствование техники плавания на спине.

31

Совершенствование прыжка в воду с низкого бортика.

32

Совершенствование прыжка в воду с низкого бортика

33

Контрольные задания:  •25м на спине в полной    координации.

34

Контрольные задания: •2,5м кроль в координации на задержание дыхания

Содержание учебно-тематического плана по плаванию.

Теоретические сведения.

Тема №1 Правила поведения в бассейне.

Порядок прибытия на занятия, первоначальное построение, порядок в раздевалке, в душе и в бассейне. Требования к порядку и дисциплине детей в раздевалке, душе, бассейне.

Тема №2 Меры безопасности в бассейне.

Передвижение в бассейне шагом. Поведение в бассейне до начало занятий по плаванию и после окончания занятий. Пользование электрофенами для сушки волос.

Тема №З Личная гигиена пловца.

Требования к одежде пловца. Наличие принадлежностей и порядок помывки в душе до начало и после окончания занятий. Гигиенические требования к пловцам в бассейне.

Тема №4 Плавание-важное средство закаливания и укрепления здоровья детей.

Требования к закаливанию организма на занятиях по плаванию. Элементы закаливания в домашних условиях. Совершенствование иммунной системы человека важный фактор предупреждения простудных заболеваний. Влияние плавания на развитие и совершенствование сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Практические занятия.

Общеразвивающие и специальные физические упражнения.

Комплекс №1

        1.Ходьба и бег на месте с высоким подниманием колен.

        2. Круговые вращения руками вперед, назад.

3. Упр. "Стрела" фиксировать у стены 4сек., повторить 5-6 раз.

4. И.п. сидя на бортике, упор руками сзади, ноги вытянуты, носки "внутрь". Движение ногами кролем.

5. И.п. - ноги врозь, руки за голову. Наклоны туловища вперед с доставанием пола руками.

6. Бег на месте с высоким подниманием колен, ходьба.

7. Упражнения на дыхание.

Комплекс №2

1. Ходьба и бег с высоким подниманием колен.

2. И.п. - стоя ноги врозь, правая рука вверх, левая прижата к бедру. Имитация гребковых движений руками при плавании кролем к/с.

3. И.п. - стоя ноги врозь руки за голову. Повороты туловища в сторону, руки в сторону.

4. И.п. - стоя в наклоне, выполнение гребковых движений руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди.

5. Бег н/м с высоким подниманием колен.

6. Упражнения на дыхание

Комплекс №3

1. Ходьба и бег с высоким подниманием колен.

2. Круговые движения вперед, назад (иммитация).

3. Ноги врозь, руки за головой - круговые движения туловищем.

4. Сидя на полу - работа ног кролем, то же - лежа.

5. Выпрыгивания вверх, с переходом в ускорение, л/б и ходьбу.

6. Упражнения на дыхание.

Подготовитаьные упражнения для освоения с водой.

Упражнения для освоения в воде выполняются в течение  10-12 занятий. Выполняя их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и принимать правильное положение пловца на воде ("Стрела"), делать выдох в воду, скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела. Большинство упражнений выполняется с задержкой дыхания на вдохе.

Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды.

1. Передвижение в воде по дну шагом, бегом, грудью, спиной, левым и правым боком вперед, передвижение в воде с выполнением руками гребковых движений.

2. Упражнение "Полоскание белья".

3. И.п. - стоя на дне, делать поочередные движения ногами способом кроль, при плавании брассом, отталкиваясь от воды передней, внутренней поверхностью голени и стопы.

4. И.п. - присесть в воду до уровня подбородка, руки вытянуты в стороны, лежать на воде. Повороты туловища налево и направо, удерживая прямые руки на воде и меняя положение кистей рук на воде.

5. Игры и игровые упражнения: "веселые дельфины", "Переправа". "Кто быстрее", "Рыбы и сеть", "Караси и карпы", "Байдарки".

Погружение в воду с головой и открывание глаз

1. "Умывание". И.п. - стоя на дне, наклониться вперед, побрызгать себе в лицо водой, не вытирая глаза руками. Затем сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду на 3 сек.

2. И.п. - стоя лицом к бортику, руками держаться за край бортика. Погружаться с головой в воду и открыть глаза на 5 сек., затеи 7 -10...

3. И.п. - стоя в наклоне на дне, руки на коленях. Сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, открыть глаза, сосчитать до 5.

4. И.п. - сидя на бортике бассейна. По команде спрыгнуть в воду ногами вниз, затем погрузиться с головой под воду.

5. Игры и игровые: "Веселые брызги", "Сядь на дно","Хоровод"."Поезд идет в тоннель", "Охотники и утки", "Смотри в глаза друг другу", "Искатели жемчуга", "Сосчитай пальцы на руке".

Всплывание и лежание на поверхности воды.

Эти упражнения позволяют детям почувствовать состояние невесомости и научиться лежать в горизонтальном положении на поверхности воды.

1. "Поплавок". И.п. - стоя в воде, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и приседая погрузиться в воду с головой, принять группировку, всплыть на поверхность. В этом положении лежать на воде 10-15 сек., затем вернуться в исходное положение.

2. "Медуза". Сделав вдох, задержать дыхание, лечь на воду, опустить лицо и руки в воду. Чуть согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги, "повиснуть" в воде на 10 - 12 сек. Затем встать ногами на дно.

3. "Звезда'. Сначала выполнить "поплавок", затем на счет 4-5 выпрямить руки и ноги, лечь на воду горизонтально, голова опушена в воду, руки и ноги слегка развести в стороны - держать 10 сек.

4. "Звезда" выполнить в положении н/с.

5. "Стрела"(положение пловца на воде). Стоя спиной к бортику, присесть так, чтобы подбородок лежал на воде, руки вытянуты вперед, положить на воду. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, отталкиваясь ногами от дна, лечь на воду строго горизонтально, спина прямая, ноги вытянуты, руки впереди - держать 10 сек.

6. "Стрела" выполнить в положении н/с.

7. И; ты и игровые упражнения: "Поплавок")кто дальше), "Пятнашки с поплавком", "Чья стрела лучше".

Освоение дыхания в воде

Умение задерживать дыхание в воде и выполнять выдох в воду является основой для постановки различного дыхания при плавании.

1. "Умывание". Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох".

2. И.п. - стоя лицом к бортику, приседая в воду с головой, постепенно погружаясь все ниже и ниже под воду, сделать под водой продолжительный выдох.

3. И.п. - то же, руки на коленях. Погружаясь в воду с головой, сделать продолжительный выдох под водой.

4. И.п. - стоя на дне в наклоне, руки на коленях, лицо левой щекой лежит на воде. Вдох и выдох с поворотом головы в воду.

5. Игры и игровые упражнения: "У кого вода закипит сильнее", "Поезд идет в тоннель", "Насос".

Скольжения

Скольжения на груди и на спине с различным положением рук, помогают освоить рабочую позу пловца - равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально "проскальзывать" вперед после каждого гребка, что является основой и показателем хорошей техники плавания.

Тематический план 2-го года обучения

дата

№п/п

По плану

фактически

содержание

1 четверть 9часов

1.

Правила поведения и меры безопасности в бассейне.

2.

Личная гигиена пловца.

3.

Общеразвивающие и  специальные упражнения на суше.

4.

Обучение «вдох» с  поворотом головы в  сторону (стоя на      месте, в ходьбе, в  скольжении).

5.

Разучивание общего  согласование  движений, ног и  дыхания, рук и  дыхания.

6.

специально плавательные упражнения кролем на груди

7.

Совершенствование техники на спине (ноги, упр.).

8.

Контрольные задания.

9.

Игры  воде

2 четверть  7 часов

10

 Специальные  дыхательные упражнения  в зале и в воде.

11

Контрольные задания ,игры в воде.

12

Обучение техники  кроль в согласовании  движений рук, ног и    дыхания.

13

Обучение техники   кроль в согласовании  движений рук, ног и

дыхания.

14

Совершенствование  техники кроль на  груди в полной  координации на задержание  дыхания.

15

Обучение техники  кроль в согласовании  движений рук, ног и

    дыхания.

16

Упр. для изучения  старта с бортика из положения стоя

3 четверть 10 часов

17

Совершенствование умений в плавании кролем на груди и на пине  

18

Совершенствование умений плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений и правильным дыханием.

19

Упражнения для изучения старта с бортика вперед руками, повороты

20

Совершенствование  умений в плавании кролем на груди и на спине по элементам и с освоенными уже связками элементов.

21

Совершенствование умений плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений и правильным дыханием.

22

Упражнения для изучения старта с бортика вперед руками, повороты                  

23

Упражнения для изучения старта с бортика вперед руками, повороты                  

24

Контрольные задания.

25

Упражнения для изучения старта с бортика вперед руками, повороты                  

26

Игры в воде

4 четверть  8 часов

27

Совершенствование умений плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений и правильным дыханием. 25-50м кроль в полной координации. Комбинированное плавание кроль-спина-100м.

28

Развитие общей выносливости.  Развитие скорости.

29

Совершенствование умений плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений и правильным дыханием.

30

Развитие общей выносливости.

31

Развитие скорости

32

Плавание с лопатками.

33

Контрольные задания: 25м кроль на время. 25м на спине на время. 50-200м на спине на технику.

34

Учебные старты, повороты.

I. "Буксир". Лечь на воду с плавательной доской и поплавком в ногах, и принять положение "Стрела". Партнер берет за доску и везет по воде выполняя роль буксира. После этого упражнение выполняется с поплавком, затем без поддерживающих предметов.

  • гребки руками с дыханием.
  • Движение ногами и гребки руками в плавании с дыханием
  • Плавание с полной координацией движений руками, ногами и дыханием.

2. Широкое применение игр на воде, игровых и соревновательных упражнений - обязательное методическое требование к учебно-тренировочному занятию по плаванию. При помощи игр решаются задачи повторения и закрепления разученных упражнений на воде, воспитание самостоятельности, инициативы, развитие творческих способностей детей, улучшение эмоционального фона занятий.

3. Скольжение "Стрелы" без предметов.

4. Скольжение на груди с различным и.п. рук с выдохом в воду.

5. Скольжение на спине с доской.

6. Скольжение на спине без предметов и с различных и.п. рук.

7. Скольжение на груди с элементарными гребками руками.

8. Скольжение на спине с элементарными гребками руками.

9. Игры "Буксир", "Скользящие стрелы", "Кто лучше","Кто дальше","Кто быстрее".

Учебные прыжки и соскоки в воду

Прыжки в воду развивают у человека решительность, ловкость, смелость. Прыжки и соскоки в воду выполняются вниз ногами и вниз головой.

1. Из и.п. - сидя на бортике бассейна, опираясь на руку, спрыгнуть в воду ногами вниз с поворотом на 90° в сторону опорной руки, коснувшись дна ногами, присесть с головой под воду.

2. Этот же прыжок, но из и.п. упор присев.

3. Из упора присев махом рук вперед соскок в воду ногами вниз с последующим приседанием с головой под воду.

4. И.п. -осн.стойка, приседая отвести руки вниз-назад, махом рук вперед -прыжок в воду ногами вниз с последующим погружением с головой под воду.

5. И.п. - осн.стойка. Шагом вперед, прыжок в воду ногами вниз"солдатиком".

6. И.п,- сидя на бортике руки вытянуты вверх и зажать голову. Наклоняясь вперед, выполнить спад-вход в воду руками

7. И.п.- упор присев на бортике бассейна. Спад вперед с последующим скольжением в положении "Стрела".

8. И.п.- осн.стойка, руки вытянуты вверх, за голову. Приседая и наклоняясь вперед, выполнить спад и скольжение на груди в положении "Стрела".

9. Стартовый прыжок в воду с бортика бассейна.

Техника плавания Кроль на груди Упражнения на суше.

1. И.п. - сидя на полу, упор руками сзади на предплечья, ноги выпрямить, носки оттянуты, слегка повернуты внутрь. Движения ногами кролем.

2. Имитация положения пловца на воде ("Стрела"). Вначале выполнить стоя у стены, затем стоя в одном шаге от стены с фиксацией правильного положения тела в течении 4-6 сек., затем "Стрела" в положении лежа.

3. И.п.- лежа на груди на гимнастической скамейке в положении "Стрела", ноги свободно свешены, движение ногами кролем.

4. И.п.- то же, но левую руку вперед, правую прижать к бедру. Имитация дыхания в воде с поворотом головы.

5. То же, но в сочетании с движениями ногами.

6. Разучить элементарные гребки руками.

7. Движение руками кролем в положении стоя с наклоном вперед. Вначале разучивается движение одной правой, затем левой рукой, затем правой рукой в сочетании с дыханием, наконец, гребковые движения руками в согласовании с дыханием.

8. И.п. - лежа на гимнастической скамейке на груди в положении "Стрела".Гребковые движения руками кролем. Сначала разучивается движение одной правой рукой, затем левой, затем гребок правой (левой) В сочетании с дыханием.

И.п. - лежа на гимнастической скамейке, руки вперед, ноги свободно свисают. Согласование движений ногами кролем, гребка правой(левой) рукой и дыхания с поворотом головы в сторону.

Упражнения в воде

1. Скольжение на груди с различным исходным положением рук, а также в сочетании с элементарными гребками руками.

2. Движения ногами кролем в положении лежа н/с, руки за головой прямые.

3. Скольжение на груди с движением ногами кролем и различным исходным положением рук.

4. Упражнения для изучения дыхания в воде, начиная с простейших и заканчивая упражнениями"вдох и выдох" в воду с поворотом головы.

5. Плавание с доской при помощи движений нотами кролем, левая рука лежит на доске, правая к бедру. Вдох и выдох в воду с поворотом головы, затем это же упражнение, но уже без доски.

6. Движения руками кролем. Вначале упражнения выполняются стоя на дне бассейна, затем с продвижением по дну.

7. Гребковые движения руками в скольжении на груди с задержкой дыхания.

8. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания.

9. Гребок правой (левой) рукой - вдох. Вначале упражнение выполняется намести, затем с продвижением по дну вперед,

затем в скольжении на груди.

10.Плавание при помощи ногами кролем, одна рука вытянута вперед, другая прижата к бедру (вдох в сторону).

11. Согласование гребковых движений руками с дыханием. Вначале упражнение выполняется намести, затем с продвижением ногами по дну бассейна, затем в скольжении.

12. Согласование движений руками, ногами и дыхания. Плавание кролем на груди с полной координацией движений с постепенным увеличением расстояния.

Кроль на спине.  Упражнения на суше

1. И.П. - лежа на гимнастической скамейке, принять положение "Стрела".

2. Лежа н/с на гимнастической скамейке, ноги свободно свисают, движения ногами кролем.

3. Выполнять движения руками "мельница" назад.

4. Разучить гребки руками по очереди, стоя в одном шаге от стены.

5. Лежа на гимнастической скамейке, движения ногами кролем в сочетании поочередными гребками руками.

6. Стоя в одном шаге от стены, гребковые движения руками "Мельница" назад в согласовании с движением ног.

7. Лежа на гимнастической скамейке, одну руку вытянуть вперед, другая прижата к бедру. Движения ногами кролем и согласовании с гребковыми движениями руками "Мельница". Вначале выполнить упражнение на сцепление, затем движения ногами, руками и дыханием в полной координации.

Упражнения на воде

1. Скольжение н/с с различным и.п. рук.

2. Скольжение н/с с элементарными гребками руками.

3. Сидя на бортике бассейна, опустить прямые нош в воду, носки оттянуть и слегка повернуть внутрь. Движения ногами кролем.

4. Плавание с доской н/с - ноги кролем.

5. Плавание н/с - ноги кролем, с различным и.п. -рук.

6. Плавание н/с -ноги кролем, поочередные гребки руками.

7. Плавание н/с - при помощи движений ногами кролем и гребковыми движениями руками "Мельница" на сцепление.

8. Плавание н/с с полной координацией движений, постепенно увеличивая дистанцию.

Техника стартов и поворотов

Кроль на груди Старт

В детских бассейнах изучается простейший старт. Из положения основная стойка, большими пальцами ног зацепиться за край бортика бассейна, руки вверх, "зажать" голову. Приседая наклониться вперед - вниз , грудью лечь на колени и потеряв равновесие, выполнить спад вперед, вход в воду с прямыми руками и следующими скольжением вперед в положении "Стрела".

Поворот

С детьми группы начальной подготовки, разучивают простейший поворот -"маятником". Подплывая к бортику бассейна, коснуться его рукой, в момент касания повернуться на бок в сторону этой руки, затем опираясь рукой о бортик, приподнять голову и плечевой пояс над водой, подтянуть согнутые ноги к животу и поставить их под водой на стенку. Сделать вдох, оттолкнуться рукой от бортика, перевалиться на другой бок, пронести руку по воздуху вперед, опустить ее в воду и вытянуть вперед одновременно с другой рукой. Голова и плечи в это время полностью погружаются в воду. Оттолкнуться ногами от стенки бассейна, вытянуться и после непродолжительного скольжения под водой в положении "Стрела", начинать плыть кролем на груди.

Кроль на спине

При плавании на спине старт выполняется из воды. По команде "занять места" пловцы прыгают в воду по своим дорожкам, поворачиваются лицом к стартовым тумбочкам и по команде "На старт!" пловцы руками берутся за ручку тумбочки, согнутыми ногами упираются в стенку бассейна. По команде "Марш!" - выполняют мах руками через стороны вверх и назад, одновременно отталкиваясь ногами от стенки и прогибаясь. После отталкивания вытягивают руки за голову прямые, входят в воду. После скольжения ногами под водой, подключаются руки и плывут и/с в полной координации.

Поворот

С детьми групп начальной подготовки разучивают наиболее простой поворот - "плоский". Подплывая к стенке бассейна н/с, повернуться на грудь, лицом к стенке, взяться руками за бортик, приподнять голову и плечи, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди и поставить на стенку - сделать вдох. Затем выполнить мах руками назад, оттолкнуться ногами от стенки, проскользить в положении "стрела" на спине 3 - 4м, начать движения ногами и руками.

Тематический план 3-го обучения  

дата

содержание

№п/п

По плану

фактически

1 четверть 9часов

1.

Правила поведения и меры безопасности в бассейне.

2.

Личная гигиена пловца.

3.

Совершенствование техники плавания кроль на груди.

4.

Совершенствование техники плавания на спине

5.

Обучение техники плавания способом дельфин: ноги, руки по элементам.

6.

Беседы о правилах безопасности при нырянии.

7.

Обучение нырянию в длину, глубину, старты.

8.

Плавание с лопатками.

9.

Развитие обшей выносливости плавание в с доской до 500м

2 четверть  7 часов

10

Совершенствование техники плавания способом дельфин: ноги, руки по элементам, в полной координации. 

11

Совершенствование техники плавания способами кроль на груди и на спине.

12

Плавание с лопатками

13

Развитие обшей выносливости.

14

Плавание отрезков : 8x25м, 4x50м,  2x100м. 200м.

15

Контрольное задание:

12.5м дельфин в полной координации

  •  Старты с бортика Повороты «маятник».

16

Игры в воде.

3 четверть 10 часов

17

 Совершенствование техники плавания дельфин (ноги, упражнения в координации).

18

Развитие обшей выносливости  (плавание способом  кроль) серии:

     8-10х25м. 4-5х50м.      2x100м. 200м и т.д.

19

Плавание с лопатками

20

Плавание способом на спине от 50м-до400м.

21

Обучение техники работы ног способом брасс.

22

Обучение  техники брасс (руки).

23

Плавание брасс в координации.

24

Игры, эстафеты на скорость все способы.  

25

Старты, повороты.

26

Контрольные нормативы:  плавание ноги брасс с доской до 25м,

дельфин в координации25м.

4 четверть  8 часов

27

 Совершенствование техники способа брасс (ноги, руки, упражнения).

28

Совершенствование техники способа дельфин (ноги. упражнения в координации)

29

Совершенствован не техники способа кроль на груди, на спине

30

Плавание с лопатками до. 300м.

31

Плавание на спине до300м.

32

Плавание брасс 100-300м.

33

Плавание кроль 50-200м.

34

Контрольные нормативы:

  • На спине 100-300м. Брасс 100-300м.

Дельфин.  Упражнения на суше

1. И.п. - стоя в упоре на коленях, выгибание и прогибание спины с максимальной амплитудой ("злая кошка").

2. Ил. - лежа в упоре сзади, упругие движения тазом вверх-вниз.

3. И.п. - стоя на одной ноге к стенке опираясь на руку, другая вверху, волнообразные движения туловищем и свободной ногой, как при плавании дельфином.

4. Волнообразные движения туловищем, руки у бедра.

Упражнения на воде

1. В скольжении на груди, руки у бедер, волнообразные движения ногами и туловищем.

2. То же, но скольжение на спине.

3. Плавание с помощью работы ног дельфином, руки вытянуты вперед.

4. Предыдущее упражнение, но с доской в руках.

5. Ныряние с помощью движений ногами дельфином, на отрезках не более 5м.

Разучивание движений  руками и дыхания (на суше)

1. И.п.- стоя в наклоне, руки вперед на ширине плеч, ладони вниз, голова слегка приподнята, смотреть на кисти рук. Круговые движения руками вперед.

2. Предыдущее упражнение, но лицо опущено вниз.

При разучивании разрешается немного задерживать руки у бедер к моменту вдоха. Вначале вдох можно выполнять через 3 -4 цикла, а затем на каждый цикл движений руками.

Упражнения в воде

1. Стоя в воде в наклоне, круговые движения руками вперед, лицо опушено вниз.

2. Плавание с помощью движений руками дельфин, с поплавком между ног и с задержкой дыхания.

3. Предыдущее упражнение, но в согласовании с дыханием (вдох через 2 -3 цикла движений руками, затем на каждый цикл).

4. Плавание руками дельфином, но без поплавка.

5. Плавание дельфином на задержке дыхания, с помощью движений рук и легких поддерживающих движений ног.

6. Плавание двух ударным дельфином на задержке дыхания.

7. Предыдущее упражнение, но с дыханием через два, три цикла движений рук, затем на каждый цикл движений.

Брасс Упражнения на суше

1. И.п. - стоя боком к стенке и опираясь на нее рукой (другая на поясе), ноги на ширине плеч, носки развернуты в стороны "до отказа". Приседания, разводя колени в стороны, и не отрывая пяток от пола.

2. Предыдущее упражнение, но вместо приседаний выполнять выпрыгивания вверх из полуприседа.

3. И.п. - стоя на краю скамейки с опорой руками сзади, движения ногами как при плавании брассом, медленно подтянуть ноги, сгибая их разводить колени в стороны, волоча пятки по полу, развернуть носки в стороны, описывая стопами полукруг, соединить ноги и вытянуть их.

4. И.п. - лежа на груди, на скамейке. Движения ногами, как при плавании брассом с помощью преподавателя. Подтягивание ног ученик выполняет самостоятельного в момент разведения носков в стороны преподаватель берет руками стопы и помогает принять нужное и.п. перед отталкиванием, затем, не выпуская ног помогает ему правильно воспроизвести греб к о вое движение и соединить ноги вместе. Следить за плавным сгибанием ног и быстрым разворотом стоп носками в стороны, энергичным разгибанием и сведением ног.

5. И.п. - стоя в наклоне, руки вперед ладонями вниз, смотреть на кисти. Развести руки в стороны - вниз чуть больше ширины плеч, согнуть руки в локтевых суставах, направляя локти вниз - внутрь под подбородок, и соединяя кисти вновь вместе, выпрямить руки вперед в и.п. и выдержать в этом положении небольшую паузу.

6. Предыдущее упражнение, но растягивая резиновый амортизатор.

7. Упражнения 1,2 , но в сочетании с дыханием, во время захвата( вторая половина гребка) вдох, во время выведения рук вперед - выдох.

Упражнения в воде

1. И.п,- стоя на глубине по пояс. Упражнения 1,2, которые выполняются на суше.

2. 2. Передвижение по дну бассейна прыжками, пятки вместе, носки развернуты в стороны "пингвины".

3. И.п. - лежа на груди (на спине) с опорой рук о бортик. Движения ногами брассом. Следить за ровным пол оженим тела (таз у поверхности воды, четким разведением стоп носками в стороны, разведением колен в стороны, немного шире таза, энергичным отталкиванием стопами по дугам назад, паузой после отталкивания ногами).

4. В скольжении на груди, руки впереди - движения ногами брасс, выполнять 2,3 цикла движений.

5. Предыдущее упражнение, но в скольжении на спине, руки у бедер.

6. Плавание ноги- брасс, руки впереди, с плавательной доской в руках и без нее.

7. Плавание брассом с раздельным согласованием движений руками и ногами.

8. Плавание брассом в полной координации (от последовательного согласования движений руками и ногами к слитному их согласованию).

VII Материально-техническое обеспечение

В учебных группах первого и второго года обучения.

В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде комплекса общеразвивающих упражнений с элементами специальных двигательных действий направленных на освоение основных способов плавания

                      В учебных группах третьего года обучения.

Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражненийплавания, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной распределять  свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки. 

№ п/п

Наимекнование

Кол-во (шт)

Плавательные доски

15

Колобашки (грибки для плавания)

15

Лопатки

15

Литература.

1. Гочар И.Л.Плавание.- « Минск», « Экоперспектива», 1998

2. Каунселмен Д.Е. Спортивное плавание - М..: ФиС,1983

3. Семенов Ю.А. Навыки плавания - каждому. - М.: ФиС ,1983

4. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.; ФиС, 1984

5. Платонов В.П., Фесенко СЛ. М Сильнейшие пловцы мира.- М., ФиС, 1990

6. Макаренко П.П. Учитесь плавать баттрефляем. - М., ФиС, 1982

8. Зеков Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ.  Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М. ФиС, 1986

9. Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, М.Я. Виленский (М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8-9 классов на уровень основного общего образования

Пояснительная запискаРабочая программа по химии для 9 класса со­ставлена на основе федерального компонента госу­дарственного образовательного стандарта основного общего образо­вания,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)

Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6  классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...

Тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» (ФГОС, уровень основного общего образования) УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов 5 класс

Тематическое планированиек рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»(ФГОС, уровень основного общего образования)УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов5 класс...

Рабочая программа по французскому языку для обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования (9-ые классы)

Данная рабочая программа по французскому языку расчитана на 34 часа в неделю для начального освоения второго иностранного языка в девятом классе. Программа ставит целью в максимально сжатые сроки форм...

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии» (уровень: основное общее образование) 2019-2020

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии»(уровень: основное общее образование)...

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" для 6 класса основного общего образования

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...

Календарно - тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» (ФГОС-2021, уровень основного общего образования)

Календарно - тематическое планированиек рабочей программе по учебному предмету «Литература»(ФГОС-2021, уровень основного общего образования)5Б класс Базовый уровень5Б класс...