Деятельностный метод на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_metod_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании методического совета учителей физической культуры
Учителя ГБОУ гимназии № 652 Горелик М.Л
Деятельностный метод на уроках физической культуры
Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В решении этих задач нам помогает деятельностный метод обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. К.Д. Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: "Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей".
Известно, что структура деятельности включает в себя шесть компонентов,
и если отсутствует, хотя бы один из них, это явление нельзя назвать деятельностью.
Действие - один из компонентов деятельности. В массовой школьной практике мы чаще всего наблюдаем, что обучающимся предписано выполнение действий по заданному образцу вне связи с другими компонентами деятельности. Учитель на уроке сам ставит цель, организует действия детей, при этом цель и мотивы часто остаются неосознанными школьниками, В этом случае можно говорить лишь о том, что организовано действие репродуктивного характера, а не деятельность школьников.
Из анализа литературы можно сделать вывод, что на уроках физкультуры заслуживает внимания значимость самоконтроля при деятельностном подходе ,как для спортивной деятельности, так и для любой другой, в том числе и учебной. Это положение проявляется в том, что, формируя самоконтроль, а на его основе и самооценку, мы тем самым повышаем успешность учеников в двигательных действиях, так как известно, что чем выше квалификация спортсмена, тем в большей степени он контролирует свои действия. В то же время, работая над формированием самооценки двигательного действия, мы воспитываем школьников как истинных субъектов деятельности. .
Рассмотрим основные элементы данной методики при обучении пр. в высоту способом «ножницы»
1- создание первоначального образа двигательного действия; (рассказ и показ )
2- исполнение вариативных действий по образцу;
3- словесная инструкция;
4-выделение элементов двигательного действия; (разбор элементов техники прыжка: разбег, отталкивание, фаза полёта, приземление)
5-определение точек контроля в каждом элементе (разбег - кол-во, частота шагов; отталкивание- место, нога, положение туловища относительно планки, фаза полёта - положение туловища, положение рук, смена ног, приземление - положение туловища относительно планки, нога)
(как известно, контроль может быть визуальным, аудиальным, кинестетическим), которые далее становятся критериями контроля правильности выполнения двигательного действия (критерии контроля определяют ученики вместе с учителем);
- оценка действий другого, а потом и себя.
Работа учителя и учащихся над самооценкой двигательных действий не только приведет к формированию умений, свойственных субъекту деятельности, но и будет способствовать более прочному усвоению знаний об изучаемом движении.
Исследованием было доказано ,что ученики ЭГ где применялась данная методика более успешны в оценивании своей техники двигательного действия, чем ребята контрольной группы и знания об изучаемом движении у них более прочные и не снижаются через 4 месяца после прохождения учебного материала.
Следовательно, создание на уроках физической культуры условий для поиска наилучших вариантов решения двигательной задачи, сравнение этих вариантов, нахождение отличий и сходств в выполнении элементов целостного действия, постановка учащегося в положение оценивающего другого, а потом и себя, приводит к формированию самооценки и более прочному усвоению знаний об изученном движении.
Также принцип деятельностного подхода может быть применён и к освоению физкультурно-оздоровительной практики (включение учащихся в процесс физического самообразования и самосовершенствования). В основу данного принципа положена идея непрерывного физкультурного оздоровления ребенка, задача которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования (комплекс самостоятельных домашних заданий).
Вывод - данная методика поможет учителю в решении современных образовательных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры
В материале раскрываются ключевые моменты организации деятельностного подхода на уроках физической культуры....
Педагогический опыт учителя физической культуры "Использование соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры".
В презентации представляется значение игрового метода...
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В Законе «Об образовании в Российской федерации» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать г...
Компетентностно - деятельностный подход на уроках физической культуры
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся....
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ...
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...