ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. по проведению третьего часа физической культуры в 1-4 классах в целях обучения основным техническим приёмам баскетбола в соответствии с программным материалом и с учетом возрастных особенностей занимающихся
методическая разработка по физкультуре на тему

Шишова Светлана Федоровна

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Акмолинская область

 ГУ Средняя школа №4

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

 

 

по проведению третьего часа физической культуры в 1-4 классах в целях обучения

основным техническим приёмам баскетбола

в соответствии с программным материалом и

с учетом возрастных особенностей занимающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Шишова Светлана Федоровна,

учитель физического воспитания,

 второй категории,

 СШ №4, г. Щучинск

 

 

 

 

 

 

    

 

        

 

     Для организации общеигровой физкультурно-спортивной работы с учащимися начальной школы целесообразно использовать третий час урока физической культуры и представлять его в модульно-блочном виде.

     Учебно-тренировочные блоки обучающе-воспитательной деятельности, куда входят общая двигательная, физическая, игровая подготовка, и контрольно-игровой направленности, чередуясь между собой, логически вписываются в учебный план по физической культуре.

     В первый год занятий формируется «школа движений», изучается «азбука мяча». Такая работа создает хорошие предпосылки для изучения основ техники игровых видов спорта .

     Обучение элементам спортивных игр в урочное время, разучивание техники различных движений (например, в рамках «школы мяча») могут составлять от 10 до 15 мин. основной части урока, входя в структуру обучающе-воспитательных блоков. В контрольно-игровых блоках проведение различных подвижных игр и эстафет с элементами разученных упражнений может занимать всю основную часть урока и позволяет оценить уровень их освоенности, тем самым определяя направленность и последовательность дальнейшей работы с детьми.

     Подвижные игры и эстафеты должны содержать комплекс всевозможных движений из сочетаний различных видов перемещений (ходьбы и бега с остановками, кувырков, лазаний и перелезаний, подтягиваний и висов) и метаний (в цель и на дальность), владение тем или иным соревновательным предметом (мячом, ракеткой, клюшкой).

     Общая двигательная подготовка  включает в себя выполнение различных физических упражнений, существенно расширяющих двигательную сферу младших школьников и имеющих положительный перенос на формирорвание умений, связанных с овладением элементами техники спортивных игр. К ним относятся различные упражнения с предметами, в равновесии, различные прыжки.

     Общая игровая подготовка состоит в выполнении различных движений, направленных на овладение основами техники различных игровых видов спорта. К ним относятся ведение мяча одной рукой и попеременно на месте и в движении шагом, бегом, со сменой направления, левым и правым боком, лицом и спиной вперёд; различные виды передач мяча на месте и в движении, индивидуально, парами и группами; различные виды метаний, бросков и завершающих ударов; различные виды национальных игр и забав.

     Общая физическая подготовка, направленная на развитие физических качеств младших школьников, преимущественно осуществляется с помощью подвижных игр и эстафет определённой направленности.

 

     Для правильного и целенаправленного обучения технике игры в баскетбол необходимо последовательное обучение основным техническим приёмам. В соответствии с программным материалом можно подобрать упражнения-задания с учётом предложенной последовательности.

     Последовательность обучения технике передвижения в защитной стойке.

1.     Передвижение в защитной стойке правым и левым боком.

2.     Передвижение в защитной стойке приставными шагами вперёд и назад.

3.     Передвижение в защитной стойке по заданию.

4.     Передвижение в защитной стойке с повторением действий партнёра      («зеркальное выполнение»).

5.     Выполнение передвижений в защитной стойке с применением комбинации из изученных передвижений.

6.     Выполнение других защитных действии игроков до и после передвижений в защитной стойке.

 

     Последовательность обучения технике остановки в два шага.

1. Изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением направления).

2.     Внезапная остановка по сигналу.

3.     Остановка после ловли мяча.

4.     Остановка после ведения мяча.

 

     Последовательность обучения технике поворотов.

1.     Выполнение поворотов, стоя на месте без мяча.

2.     То же, но с мячом.

3.     Выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником.

4.     То же, но  против активно действующего защитника.

5.     Выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным способом.

 

     Последовательность обучения технике передачи мяча.

1.     Передач и ловля мяча, стоя на месте.

2.     То же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи и на сзади стоящую ногу в момент ловли.

3.     Передача в сторону на месте.

4.     То же, только с шагом вперёд и в сторону выполняемой передачи; ловить мяч с шагом вперёд и с шагом назад.

5.     Передача мяча с последующим движением игрока в ту же сторону.

6.     Передача мяча с последующим движением игрока в противоположную сторону, затем - в других направлениях.

7.     Передача мяча стоящим на месте игроком партнёру, двигающемуся навстречу по прямой.

8.     То же, но партнёру, двигающемуся под углом.

9.     Передача мяча между игроками, двигающимися навстречу друг другу по прямой, под углом.

10.                        Передача мяча между игроками, двигающимися параллельно.

11.                        Передача мяча в движении без сопротивления, затем с активным и пассивным противодействием.

12.                        То же, но уже в игровой обстановке и в соревнованиях.

 

 

1 - 2 классы

     Приступать к обучению некоторым техническим приёмам баскетбола можно начиная с первого класса. Учитель может научить учащихся реагировать на мяч и выполнять некоторые команды. Так, при прохождении раздела программы «Элементы строя и строевые упражнения» следует познакомить учащихся с разметкой баскетбольной площадки, давая задания «Ходьба по указанным линиям».

     Для гармоничного развития необходимо выполнять упражнения как правой, так и левой рукой, прыгать на правой и на левой ноге и т.п. когда упражнение освоено, усложнить его, давая задание прыгать на одной ноге, поднимать разноимённую руку вверх и т.п., контролируя правильность выполнения.

     При метаниях малых мячей, камешков, снежков и т.п. на дальность или в цель (щит) чередовать броски правой и левой рукой или задавать одинаковое количество бросков для каждой руки. При выполнении упражнения необходимо выставить вперёд разноимённую ногу, на которую перенести вес тела в момент окончания броска.

 

     Стойка игрока.

     Стойка должна обеспечить передвижение игрока в любую сторону, вперёд или назад. Стартовать в любом направлении игрок может, если он находится на полусогнутых ногах и сохраняет равновесие. Базовым элементом является положение: ноги полусогнуты, руки перед грудью.

1.     Построение в две шеренги. Присесть , выпрыгнуть, приземлиться на полусогнутые ноги. Ноги на ширине плеч, одна несколько выставлена вперёд.

2.     В шеренгах поочередно присесть, выпрыгнуть приземлиться в стоку. Сразу после приземления на полусогнутых ногах перебежать на противоположную боковую линию площадки.

3.     В шеренгах поочерёдно присесть, выпрыгнуть, приземлиться на полусогнутые ноги с касанием руками пола, как на старте. Сразу после приземления стартовать на противоположную сторону площадки, активно работая руками.  

 

Передвижения.

     Из многообразных способов и разновидностей передвижений в начале

разучивается бег лицом вперёд, по прямой и по дугам. Затем разучивается бег с изменением скорости, направления. После этого бег боком, спиной и их разновидности. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах и равновесие, которое обеспечивается за счёт полусогнутых ног и рук перед грудью.

1.     Построение в 4-6 колонн. Бег по длине зала на полусогнутых ногах со скользящим касанием одной, затем двумя руками поперечных линий разметки волейбольной и баскетбольной площадки.

2.     Встречные эстафеты с касанием предметов и линий на полу.

3.     Построение в три встречные колонны напротив кругов баскетбольной разметки, на боковых линиях. Обегание кругов с перебеганием на противоположную сторону зала во встречную колонну. Бег выполнять укороченными шагами, наклоняясь к центру круга. Одновременно стартуют 1-2 игрока из каждой встречной колонны, так что круг одновременно обегают 2-4 игрока.

4.     Обегание кругов с касанием рукой линии круга. Касание выполнять ближней к центру рукой. Эстафеты с обеганием круга.

     Для проведения упражнений и игр с мячом надо стараться использовать большие резиновые мячи. Учитывая особенности детей 6-9 лет, подвижные игры и упражнения с мячом технического характера проводить с более лёгкими мячами, а мячи потяжелее использовать в общеразвивающих упражнениях.

     При ходьбе в среднем темпе, а затем и при беге в среднем темпе можно иногда практиковать выполнение команды «Стой» по сигналу (желательно свистком), по которому учащиеся должны остановиться в положении широкого шага.

     При выполнении некоторых строевых упражнений практиковать размыкание в колоннах в среднем темпе на 5-6 шагов в сторону и обратно на слегка согнутых ногах, не отрывая ступней ног от пола (скольжение по полу).

 

          Комплексы упражнений для обучения  учащихся владению мячом.

     Эти упражнения являются средством развития двигательных качеств учащихся 1-2 классов.

 

     Комплекс №1 (с малыми мячами).

          1.И.п.- о.с., мяч в правой руке.

             1-2- руки в стороны, вверх, переложить мяч в левую руку;

             3-4- руки вниз;

             5-8- то же, мяч в левой руке (6-8 раз).

          2.И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке.

             1-2- наклон вперёд, руки вниз, положить мяч на пол между стопами;

             3-4- выпрямиться в и.п.;

             5-6-наклон вперёд, руки вниз, взять мяч левой рукой;

             7-8-выпрямиться  в и.п. (6-8 раз).

          То же быстро на каждый счёт (по 3-4 раза).

          3.И.п.- стойка на коленях ,руки подняты, мяч в правой руке.

             1-руки в стороны;

             2-руки вниз, наклон вправо, коснуться мячом пола;

             3-4-выпрямиться, руки вверх, переложить мяч в левую руку над                           головой;

             5-8-то же влево (6-8 раз).

 4.И.п.- сед, согнув ноги, руки в стороны, мяч в правой руке.

   1-опуская руки вниз, перекат мяча под ногами, взять его в левую  руку;

   2-руки в стороны, посмотреть на мяч;

   3-4-то же левой рукой (6-8 раз).

  5.И.п. – о.с., мяч в руках.

   1-слегка приседая, ударить мячом о пол;

   2-выпрямляя ноги, поймать мяч двумя руками (6-8 раз).

  То же, ловя одной рукой.

  6.И.п.- о.с., руки на поясе, мяч на полу справа.

    1-прыжок через мяч вправо;

    2-прыжок на месте;

    3-4-то же влево (10-12 раз).

  7.Ходьба на месте (30 сек).

 

  Комплекс №2 (с большими мячами).

  1.И.п.-о.с., мяч в руках, руки опущены.

    1-2-поднять мяч вверх;

    3-4-и.п. (4-6 раз).

  2.И.п.-о.с., ноги на ширине плеч.

    1-2-поворот туловища вправо, мяч вперёд;

    3-4-вернуться в и.п.;

    5-8-то же в левую сторону (6-8 раз).

  3.И.п.-ноги на ширине плеч.

    1-наклон вперёд, коснуться мячом пола;

    2-и.п. (6-8 раз).

  4.И.п.-лёжа на спине, мяч вверх.

    1-2-поднять согнутую в колене ногу, опустить руки, мячом   коснуться колена;

    3-4-и.п.;

    5-8-то же другой ногой (6-8 раз).

  5.И.п.-сед на пятках, мяч на полу справа.

    1-2-перекатить мяч правой рукой влево;

    3-4-то же левой рукой вправо (6-8 раз).

  6.И.п.-руки на поясе, мяч на полу.

    Прыжки на двух ногах вокруг мяча вправо и влево (по 10-12 раз).

  7.Ходьба в колонне по одному, мяч руках, руки опущены.

 

 

Комплекс №3 (с малыми мячами).

  1.И.п.-стоя ноги врозь, мяч в правой руке.

    1-2-руки в стороны;

    3-4-руки за спину, переложить мяч в левую руку;

    5-8-то же левой рукой (6-8 раз).

  2.И.п.-стоя на коленях, мяч в правой руке.

    1-руки в стороны;

    2- поворот вправо, коснуться мячом правой пятки;

    3-и.п., руки в стороны;

    4-руки вниз, переложить мяч в левую руку;

    5-8-то же влево (6-8 раз).

  3.И.п.-сидя на полу, мяч в правой руке.

    1-руки в стороны;

    2-поднять согнутую правую ногу, переложить мяч под ногой в левую руку;

  3-руки в стороны;

  4-и.п.;

  5-8-то же в правую руку (4-6 раз).

4.И.п.-о.с., мяч в правой руке.

  1-ударить мячом об пол;

  2-поймать мяч двумя руками после отскока;

  3-переложить мяч в левую руку (6-8 раз).

 То же левой рукой.

5.И.п.-о.с.,мяч в правой руке.

  1-бросить мяч вверх;

  2-поймать мяч в левую руку (6-8 раз).

  То же левой рукой.

6.И.п.-о.с., мяч на полу справа.

  4 раза перепрыгнуть мяч, 4 раза перешагнуть (3раза).

 

             Комплекс №4 (с большими мячами).

1.И.п.-о.с., мяч внизу.

  1-2-правую ногу назад на носок, мяч вверх, прогнуться-вдох;

  3-4-и.п.;

  5-8-то же, отставляя левую ногу (6-7 раз).

2.И.п.-стоя на коленях, мяч внизу.

  1-2-сесть вправо на бедро, туловище повернуть влево, коснуться мячом пола слева;

  3-4-и.п.;

  5-8-то же в другую сторону (6-8 раз).

3.И.п.-стойка ноги врозь, мяч внизу.

  Подбросить мяч вверх, хлопок перед собой, поймать мяч после отскока от пола (6-8 раз).

4.И.п.-присед, мяч на полу.

  Перекатить мяч по полу партнёру (6-8 раз).

5.И.п.-стойка ноги врозь, мяч на полу.

  1-согнуть ноги и наклониться вперёд;

  2-бросить мяч партнёру;

  3-4-то же выполняет партнёр (6-8 раз).

Расстояние между партнёрами 3-5м.

6.И.п.-стока ноги врозь, мяч над головой в полусогнутых руках.

  Бросок мяча из-за головы двумя руками партнёру (6-8 раз).

7.Передача мяча в шеренге (вправо и влево) (3 раза).

8.И.п.-о.с., руки на поясе, мяч на полу справа.

  Прыжки на двух ногах вокруг мяча: 8 прыжков вправо, 8-влево.

 

Комплекс №5 (с большими мячами).

1.И.п.-о.с., мяч внизу.

  1-мяч вперёд, левую ногу на носок;

  2-мяч вверх, ногу в сторону;

  3-мяч за голову, ногу назад;

  4-и.п.;

  5-8-то же правой ногой (6-8 раз).

2.И.п.-стоя, мяч внизу.

  1-2-присед, мячом коснуться пола слева;

  3-4-и.п.;

  5-8-то же в другую сторону (6-8 раз).

3.И.п.-о.с., мяч вверху.

  1-поднять правую ногу, руки вперёд, мячом коснуться ноги;

  2-и.п.;

  3-4-то же левой ногой (6-8 раз).

4.И.п.-стойка ноги врозь, мяч вверх.

  1-2-наклон назад, прогнуться;

  3-4-и.п.;

  5-6-наклон вперёд;

  7-8-и.п. (6-8 раз).

5.И.п.-о.с., мяч внизу.

  Подбросить мяч вверх, хлопок перед собой, поймать мяч (6-8 раз).

6.И.п.-о.с, мяч внизу.

  Подбросить мяч вверх, хлопок за спиной, поймать мяч (6-8 раз).

7.И.п.-мяч на полу.

  Прыжки через мяч вперёд и назад. Пауза отдыха 20-30сек (3 повтора по 10-12 прыжков).

          

     Упражнения в жонглировании.

 

     1. О.с., руки опущены, мяч на ладони правой руки. Правую прямую руку  отвести в сторону, вверх, вперёд, опустить вниз. То же другой рукой. Исходные положения могут быть различные (о.с., сидя на полу, стоя на коленях и т.д.)

     2. Удерживая мяч в правой руке над головой, выполнять круговые движения. Руки не сгибать. То же другой рукой. Исходные положения могут быть различные (сидя, стоя на одной ноге, на носках и т.д.).

     3. Удерживая мяч в правой руке, выполнять круговые движения прямой рукой сбоку, спереди, сзади. То же другой рукой.

     4. Удерживать мяч на ребре ладони вытянутой вперёд правой рукой. Мяч на ребро ладони укладывать левой. То же другой рукой. Исходные положения могут меняться.

   5. Удерживать мяч на кончиках пальцев вытянутой вверх правой руки. Перевод мяча с ладони на кончики пальцев осуществляется подбрасывающим движением руки и кисти. То же другой рукой.

   6. И.п.-мяч над головой на вытянутой руке. Опустить его вниз с вращением кисти в сторону туловища, завести за спину, вернуть в и.п. То же другой рукой.

   7. И.п.-мяч над головой на вытянутой правой руке. Опустить его вниз с вращением кисти в сторону туловища, завести за спину, переложить в левую руку, вернуть в и.п. то же в другую сторону.

   8. Подбрасывать и ловить мяч одной рукой перед собой, справа, слева, над головой. То же другой рукой.

   9. Перебрасывать мяч одной рукой на другую перед собой.

  10. Руки в стороны. Перебрасывать мяч с одной руки на другую над головой.

  11. Перебрасывать мяч с одной руки в другую, контролируя его кончиками пальцев. Упражнения выполнять на различной высоте (руки над головой, на уровне головы, на уровне груди, пояса, коленей),в различных и.п. (стоя, сидя, в полуприседе, лёжа).

     12. Подбросить мяч вверх правой рукой, поймать левой, переложить в правую и вновь подбросить вверх и т.д. То же в другую руку.

     13. Вращать мяч вокруг шеи вправо, перекладывая его с одной руки в другую. То же влево.

     14. То же на уровне пояса.

     15. То же на уровне коленей.

     16. В положении выпада правой (ле6вой) ногой вперёд перебрасывать мяч из одной руки в другую под ногами.

     17. В стойке баскетболиста (ступни на одной линии) передавать мяч с руки на руку по восьмёрке вправо вокруг ног. То же влево.

     18. О.с., руки опущены, мяч в правой. Мах правой ногой вперёд, одновременно перекладывая мяч под ногой в левую руку. Мах правой ногой и переложить мяч из левой руки  в правую и т.д. То же, но мах левой  ногой.

     19. То же, но чередуя махи ногами (мах правой - переложить мяч в левую руку, мах левой – переложить мяч в правую руку).

     20. Удерживая мяч перед собой двумя руками на уровне головы, отпустить его, сделать хлопок в ладоши, успеть поймать мяч, прежде чем он коснётся пола. По мере освоения упражнения менять высоту полёта мяча из рук и количество хлопков. Хлопки можно выполнять за головой, за спиной и т.д.

     21. Удерживая мяч двумя руками за головой, отпустить его, завести руки за спину и поймать мяч.

     22. То же, но выпустив мяч из рук, сделать хлопок перед собой.

     23. Удерживая мяч в правой руке перед собой, завести руку за спину и подбросить мяч вверх таким образом, чтобы его можно его было поймать левой рукой слева. То же левой рукой и т.д.

     24. В стойке баскетболиста (ступни на одной линии), мяч между ног, правя рука спереди, левая сзади. Отпустив мяч, поменять положение рук и успеть поймать мяч, прежде чем он коснётся пола.

     25. Удерживая мяч двумя руками перед грудью, подбросить его вверх чуть выше уровня головы, сделать шаг вперёд, завести руки за спину и поймать мяч за спиной на уровне пояса. Затем подбросить его двумя руками из-за спины вверх, сделать шаг назад и поймать мяч перед грудью.

     26. Ноги на ширине плеч, мяч удерживать на вытянутых вперёд руках на уровне груди. Ударить мяч в пол между ног таким образом, чтобы он отскочил вверх за спину, поймать его двумя руками и направить ударом в пол в обратном направлении и т.д.

     27. Руки вытянуть перед собой, в каждой по мячу. Одновременно подбросить оба мяча вверх и поймать. По мере освоения упражнения увеличить высоту полёта мяча и выполнять дополнительные движения (хлопок в ладоши, приседания, поворот на 180 и 360 градусов и т.д.).

     28. Подбрасывать и ловить мяч одновременно два мяча над головой.

     29. Подбрасывать одновременно два мяча перед грудью и ловить их. Каждый мяч ловить другой рукой.

     30. Подбросить одновременно два мяча в направлении вверх – назад, сделать поворот на 180 градусов, поймать мяч.

     31. Подбросить одновременно два мяча перед собой, скрестить руки и поймать мячи, подбросить их вверх, развести руки, поймать мячи.

 

       Подводящие упражнения для овладения техническими приёмами игры.

 

     1. Большой мяч на уровне груди или над головой. Бросить мяч вверх, поймать его, не давя коснуться пола, с добавочными движениями: хлопнуть в ладоши за спиной в положении полуприседа, повернуться на 90и 180 градусов.

     2. То же, но после отскока мяча от пола ловить его на разной высоте: на уровне колена, на уровне пояса и т.д.

 

     3. Мяч лежит на полу. Наклониться и положить руки на мяч ( кисти образуют как бы воронку). Повторить движения несколько раз.

     4. То же, только, положив руки на мяч, захватить его пальцами и прижать к груди, выпрямиться, наклониться и т.д.

5. Два игрока стоят лицом друг к другу в стойке баскетболиста. Первый удерживает мяч согнутыми в локтях руками на уровне груди. Второй удерживает этот же мяч прямыми руками. Первый выпрямляет руки, второй сгибает и т.д.

6.     Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук.

Первый держит мяч на уровне груди согнутыми в локтях руками. Второй вытягивает вперёд прямые руки как при ловле мяча. Первый кладёт мяч в руки второму, который захватывает мяч, сгибает руки к груди, вновь выпрямляет их и вкладывает мяч в руки первому, и т.д.

     7. Игрок подбрасывает мяч перед собой, выпрямляя руки, и ловит его, подтягивая руки к груди.

8. Игроки стоят по кругу в затылок друг другу в положении высокого шага. Передача одного или нескольких мячей.

 

 Подвижные игры.

    

     «Пятнашки» - наиболее универсальная игра для баскетболиста. Применяя различные варианты, можно решать разнообразные задачи. Ниже даётся несколько вариантов «Пятнашек» на перемещение.

     1. В руках у водящего набивной мяч. Он старается осалить одного из убегающих игроков, коснувшись его рукой. Осаленный игрок получает мяч и становиться водящим. В зависимости от количества играющих водящих может быть несколько.

     2. То же, но игроки перемещаются спиной вперёд, приставными шагами, прыжками и т.д.

     3. То же, но преследуемый может освободиться от водящего, если другой игрок пробежит между ними. Тогда водящий обязан бежать за игроком, пересекшим ему путь.

     4. То же, но преследуемый выполняет различные действия (приседания, прыжки и т.п.), а водящий должен их повторять.

     5. Вариант «Пятнашек» без мяча. Игрок, которого настигли, берёт водящего за руку и бежит с ним дальше. Следующий осаленный присоединяется к ним и т.д. К концу игры водящие образуют цепь, стараясь захватить в круг оставшихся игроков.

 

     «Мяч соседу». Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого в руках был мяч, когда его коснулся водящий, сам становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить соответственно столько же водящих. Выигрывают игроки, которые не были водящими.

 

     «Передача мячей в колоннах». Играющие делятся на несколько групп-команд. Они выстраиваются параллельно в колонну по одному на ширине рук. Впереди стоящий получает мяч. По команде учителя команды начинают передавать мячи в колоннах. Последний игрок команды, получив мяч , бежит в начало колонны и передаёт мяч сзади стоящему. Игра продолжается до тех пор, пока впереди стоящий не займёт своё место и не поднимет мяч над головой. Учитель сам определяет способ передачи мяча и следит, чтобы игроки передавали мяч только определённым способом. За нарушение правил снимается очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

 

     «Мяч на полу». Все  играющие становятся по кругу. Двоя водящих встают в середину круга. У стоящих по кругу один  волейбольный мяч. По сигналу преподавателя играющие  начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Тот, кто попадает в ноги водящего, становится на его место, и игра продолжается. Если водящие долго находятся в кругу, то преподаватель сам может заменить водящих. Но надо обязательно катать мяч по полу. Побеждает тот водящий, который больше все был в кругу. 

 

     «Чей отскок дальше». Играют возле глухой стены или баскетбольного щита. Играющие поочерёдно бросают теннисный мяч в стену (щит). Чей мяч отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

     В другом варианте мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого мяч дольше продержится в воздухе, тот и побеждает.

 

     «Бег командами (поезда)». Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15-20 метров ставят стоку или другой предмет.

     По сигналу игроки в колоннах бегут вперёд до стойки, огибая её, и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

     Можно условиться, что игроки присоединяются друг другу по очереди, т.е. сначала стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоём, затем – третий и т.д. поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при её повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.

 

     «Вызов». На дух противоположных сторонах площадки на расстоянии 10-30м чертятся линии городов. Играющие делятся на две равные команды, в каждой из которых выбирают капитана. Одна команда выстраивается шеренгой за линию одного города, другая – за линией противоположного. Капитаны бросают жребий, какой команде начинать игру.

     Капитан команды, начинающей игру, посылает любого игрока в город другой команды, участники которой вытягивают правые руки вперёд, ладонями вверх, согнув руки в локтях. Посланный игрок вызывает помериться силами любого участника противоположной команды: он дотрагивается до ладоней играющих, тот, кого он коснётся в третий раз, вызван им. После третьего прикосновения игрок бежит к себе домой, а вызванный догонят его, стараясь поймать его до линии городка. Пойманный игрок идёт в плен. Если игрока не поймают, то, наоборот, вызванный играющий становится пленником.

     Затем капитан другой команды посылает игрока на вызов, и тот поступает так же, как и первый, и т.д.

     Каждый раз пленный становится в затылок поймавшего его или убежавшего от него.

     Участники каждой команды стремятся не попасть в плен и выручить своего игрока из плена. С этой целью играющие стараются вызвать игрока противоположной команды, у которого находится пленник. Если вызванный игрок не сможет догнать своего противника, то он идёт в плен и пленник его возвращается на своё место. Если же вызванный его догонит, то у этого игрока будет два пленника. Таки образом, количество игроков в командах всё время меняется. Выигрывает команда, в которой по окончании установленного времени (7-15минут) будет больше пленных, или команда, забравшая всех «противников» в плен.

     Вызывающий игрок может коснуться ладоней одного, двух или трёх противников, по своему усмотрению, но всего3 раза, громко подсчитывая каждый раз. Касаться можно только правой рукой и вытягивать вперёд только правую (или только левую по договорённости) руку. Пленники должны стоять сзади игрока, взявшего их в плен. Пленного можно выручить. Для этого надо вызвать игрока, у которого находится пленник, и если вызванный будет взят в плен, то его пленник освобождается и возвращается к себе в город. Если у вызванного игрока несколько пленных, то все они освобождаются. Капитан посылает своих игроков на вызов по своему усмотрению. Можно установить очерёдность. Если капитан попал в плен, его заменяет кто-либо из игроков его команды.

 

     «Передал - садись». Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному, параллельно одна колонна другой. Каждая команда выбирает капитана – игрока, который хорошо умеет ловить и бросать мяч. Капитаны с мячом в руках становятся на против своих команд на расстоянии 4-6м от них. Место нахождения капитанов отчерчивается.

     По сигналу руководителя капитаны бросают мяч впереди стоящему игроку своей колонны. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится или приседает. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку своей колонны. Тот также, получив мяч, бросает обратно капитану и присаживается на своё место. Игра заканчивается когда все игроки команды будут сидеть, т.е. когда последний игрок, перебросив мяч капитану, сядет, а капитан поймав мяч, поднимет руки с мячом вверх. Побеждает команда, раньше закончившая переброску мячей.

     Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на своё место, а затем бросить его капитану. В противном случае команде засчитывается штрафное очко. Если команда закончила переброску мячей раньше, но имеет штрафные очки, победительницей она не считается. При переброске пропускать игроков нельзя. Каждый пропущенный игрок приносит штрафное очко команде. Можно заканчивать игру тогда, когда все побывают в роли капитанов. В этом случае последний игрок в команде, получив мяч, не садится, а бежит с мячом, ведя его ударами о землю, на место капитана, а капитан становится впереди колонны.  

 

     «Охотники и утки». Одна команда – охотники – за кругом, другая – утки – произвольно располагаются в кругу. По сигналу учителя охотники мячом убивают уток. Убитые утки выходят из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут выбиты. Команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая потратит меньше времени на то, чтобы убить всех уток.

     Можно победу присудить команде, которая меньше затратит бросков мяча для того, чтобы выбить всех уток. Охотникам нельзя переступать черту круга. Если мяч остался в круге, то утка бросает его любому охотнику. Попадание засчитывается, если мяч попал в утку с лета не выше плеча.

 

     «Попади в мяч». На площадке обозначается линия метания. В 4-5м от неё на скамейке лежит большой мяч. Играющие делятся на две команды. Игроки (сначала одной, а затем другой команды) поочерёдно бросают малый мяч, стараясь сбить большой. За каждое попадание засчитывается очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 

 

 

3-4 классы

     Основной задачей обучения баскетболу в 3-4 классах является изучение основ техники игры и закрепление их в подвижных играх и специальных упражнениях.

     Применяются различные виды ходьбы в положении приседа и полуприседа, на всей ступне, на носках и боковых сводах стопы. Прыжки толчком двух ног (в приседе и полуприседе), меняя направление движения

(прямо, назад, влево, вправо), чередуя их с обыкновенной медленной ходьбой.

     Бег начинать с различных исходных положений: из положения сидя, лёжа, стоя на коленях и т.д., чередуя медленный бег с ускорениями и остановками (по сигналу) в положении широкого шага, без отрыва сзади стоящей ноги. Остановкам в движении должны предшествовать упражнения, укрепляющие голеностопные и коленные суставы.

     Общеразвивающие упражнения с мячом можно выполнять с более тяжёлыми мячами (баскетбольными или набивными весом в 1 кг).

     При выполнении упражнении для рук следует давать дополнительные задания: сжимание и разжимание пальцев рук на каждый счёт.

     Прыжки толчком одной ноги и метания одной рукой должны одинаково развивать мышцы ног и рук, вырабатывая правильную координацию.

     Доставание предмета рукой после толчка одной ногой выполнять обязательно разноимённой рукой, каждый раз меняя толчковую ногу.

 

     Остановка прыжком.

     За счёт остановки учащийся должен погасить силу инерции и принять положение, из которого он может стартовать в любом направлении. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах и расположение веса тела на сзади стоящей ноге.

 

     1. Построение в две шеренги. Поочерёдно в шеренгах выполнить прыжком на месте стойку с выставленной вперёд ногой, присесть на сзади стоящей ноге и коснуться рукой пола возле неё. То же на другой ноге.

     2. В колоннах по 4-6 человек двигаться вдоль зала, выполняя остановки с приседом и касанием рукой пола на линиях разметки волейбольной и баскетбольной площадок.

3.     В колоннах по два двигаться вдоль зала, выполняя остановки

по звуковым и зрительным сигналам.  

     4. Игра  «Салочки» (в парах или группах). Водящий догоняет учеников своей группы, пытаясь осалить их. Если убегающий успел сесть и коснуться рукой пола, его не салят.

 

     Ловля и передача мяча двумя руками от груди стоя на месте.

     Базовым элементом во время ловли является положение рук, которое повторяет форму мяча. Все упражнения с передачами и ловлей мяча выполняются в стойке игрока.

 

     1. В шеренгах по 4-6 человек. Перед каждой шеренгой стоит водящий. Игроки принимают стойку, руки на уровне лица, кисти повторяют форму мяча. Водящий поочерёдно вкладывает мяч в кисти игрока. Получив мяч, игрок опускает руки к груди и держит в положении, из которого выполняется передача.

 

     2. Водящий поочерёдно набрасывает мяч игрокам своей шеренге. Набрасывание выполняется с 3-4м одной рукой снизу так, чтобы мяч летел на уровне лица. Игроки вытягивают руки и ловят мяч с шагом навстречу. Опустив мяч, игроки передают его водящему от груди.

3.     Построение в 4-6 колонн с водящими. Игроки из колонн выбегают,

одновременно с остановкой ловят мяч и, передав его водящему, уходят в конец колонны.   

 

     Базовым элементом в передаче двумя руками от груди является «выстреливающее» движение, которое выполняется за счёт сжимания мяча кистями. При этом кисти и пальцы направлены вперёд.

 

     1. Построение в две шеренги. Сжав руки перед грудью пальцами вперёд, выбросить кисти вперёд, как бы выстрелив ими.

     2. Игроки стоят в парах на расстоянии 2м и «стреляют» мячами друг другу. В движении участвуют только кисти. Использовать любые мячи.

     3. Построение в шеренгах. Игроки первой шеренги держат мяч на вытянутых руках перед грудью. Одновременно с приседанием ученики приводят мяч круговым движением к груди. Повторив это упражнение несколько раз, передают мяч игрокам другой шеренги.

     4. Построение в колоннах с водящими. Ученик выбегает из колонны и одновременно с остановкой ловит передачу от водящего. Выполнив передачу водящему, он возвращается в конец своей колонны.

 

     Ведение мяча правой и левой рукой по прямой.

     Базовым элементом является положение предплечья и локтя руки, ведущей мяч, которые, стремясь занять положение ниже кисти, опережают кисть. Это даёт возможность далеко сопровождать мяч вниз и рано встречать его кистью, управлять мячом.

 

     1. Построение в две шеренги. Из стойки на сильно согнутых ногах имитация ведения. Движение вниз начинать локтём и предплечьем и заканчивать кистью. Стойка игрока с одноимённой руке ногой впереди.

    2. Построение в шеренгах. Ведение на месте с изменением высоты отскока мяча. Стойка одноимённая, пальцы ведущей руки направлены вперёд. Ведение выполняют в шеренга поочерёдно, после ведения уходят назад.

     3. Построение в шеренгах. Ведение на месте правой и левой рукой. Ведение правой рукой выполнять в правосторонней стойке и наоборот. Ученики, выполнившие ведение, выполняют упражнение 1 и другие задания.

 

     В процессе учебных занятий по баскетболу целесообразно давать учащимся различные подготовительные упражнения с мячом, развивающие определённые двигательные качества.

     Упражнения для развития быстроты.

 

     1. Игроки стоят парами на расстоянии 4-5м друг от друга. Пары соревнуются между собой в количестве передач мяча друг другу двумя руками от груди за 10с.

     2. Баскетболисты перекладывают мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела (10-12 раз в каждую в сторону).

     3. Игрок стоит в углу зала на расстоянии 3-4м от обеих стен и бросает мяч любым способом то в одну, то в другую стену в течение 20с. Выигрывает баскетболист, который сделает больше бросков за указанное время.

     4. Игроки стоят спиной друг к другу на расстоянии 40-50см, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд, у одного в руках мяч. По сигналу оба наклоняются вперёд, и один из игроков передаёт мяч другому между ног, из рук в руки, после чего оба выпрямляются, прогибаются назад, и второй партнёр передаёт мяч из рук в руки первому. Пара, первая выполнившая 10 передач мяча, считается победительницей.

     5. Игроки ведут мяч от одной линии штрафного броска до другой. Фиксируется время прохождения дистанции.

     6. Занимающиеся выстраиваются в шеренгу за лицевой линией баскетбольной площадки. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу они устремляются вперёд, ведя мяч одной рукой до противоположной лицевой линии, поворачиваются и ведут его назад. Побеждает игрок, который первый пересечёт линию центрального круга.

     7. Построение в две колонны. Мяч у учителя, который стоит в 10м от колонн. Учитель подбрасывает мяч вверх, что является сигналом для выполнения упражнения: занимающиеся попарно выбегают и стараются овладеть мячом. Выигравший получает одно очко. Пары можно менять, тасовать, выявляя абсолютного победителя, проводя это упражнение несколько раз.

     8. С тоя на месте, вести мяч правой (левой) рукой: по первому сигналу учителя с продвижением вперёд, по второму сигналу - стоя на месте.

     9. Группы по три человека. Каждые две группы становятся в колонны по одному одна против другой, лицом друг к другу на расстоянии 4м. Стоящий первым в одной тройке передаёт мяч первому другой и перебегает в конец своей колонны. Поймав мяч, ученик передаёт его очередному номеру противоположной группы и становится в конец колонны и т.д. 

 

     Подвижные игры.

 

     «Круговая охота». Играют две команды. Каждая размещается по кругу – одна по внешнему, другая по внутреннему. По первому сигналу игроки передвигаются приставными шагами (или скачками) в указанном направлении. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а стоящие во внутреннем стараются осалить тех, кто стоял напротив, преследуя по всей площадке. Когда все игроки окажутся пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется. Выигрывает команда, которая быстрее осалит соперников.

 

     «Ловля парами». Выбирается пара ловцов, которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен попадают два игрока, они составляют новую пару и т.д. игра заканчивается, когда на площадке остаются 1-2 ученика, которые становятся новыми ловцами. Правилами разрешается «выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам разрешается хватать играющих руками и силой втягивать их в круг.  

 

     «Борьба за мяч». Класс делится на две команды. Игроки одной из команд надевают повязки. Капитаны команд выходят на середину площадки. Все остальные размещаются по всему полю, причём становятся парами: один игрок из одной команды, другой – из другой. Учитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются им овладеть или отбить кому-нибудь из партнёров. Завладев мячом, капитан стремится его перебросить своим игрокам. Игроки другой команды стремятся отбить, перехватить мяч у соперника и, завладев им, перебрасывают его между своими игроками. Необходимо сделать 10 передач подряд между игроками одной команды. Команда, которая сделает это, получает одно очко. Игра снова начинается между капитанами команд.

     Игра может проводится на время: кто больше выполнит передач, например за 10, 15 минут. Нельзя вырывать мяч из рук соперника; если мяч вышел за пределы площадки, его вводит в игру противоположная команда из-за боковой линии; если игрок сделает пробежку, мяч также передаётся противоположной команде.

 

     «Капитаны». В игре пятнают только капитанов противоположной команды, которые находятся на половине другой команды. Вместе с капитанами играют и два других игрока – его защитники. Любое попадание мячом в капитана даёт противоположной команде очко. Защитники имеют право отбить мяч и перехватывать его, передавая мяч затем на свою половину площадки. Владеющие мячом могут перемещаться с мячом (не более 3 шагов), выполнять ведение и броски (любым или обусловленным способом). В игре лучше использовать волейбольный мяч.

 

     «Защита стойки». В отличии от игры «Капитаны» надо поразить неподвижную цель – стойку (булаву, набивной мяч). Защищают её 6 человек. Применяются разученные способы передачи или один из них, заранее обусловленный.

 

     «Салки спиной к щиту». Водящий старается осалить игроков, которые передвигаются по всей площадке только приставными шагами спиной к тому щиту, на площадке которого они находятся. Осаленный становится водящим. Салить разрешается только по спине.

 

     «Рывок за мячом». Учитель с мячом в руках становится между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Подбрасывая мяч вверх, учитель называет какой-либо номер. Игроки под этим номером из разных команд выбегают с целью овладеть мячом. Кто первым овладеет им (вырывать или выбивать мяч из рук нельзя), тот приносит своей команде очко. Побеждает команда, которая наберёт больше очков. 

 

     «Гонка мячей по кругу». Занимающиеся становятся по кругу и рассчитываются по порядку. Мячи у третьего и восьмого номеров. По сигналу они передают мячи против часовой стрелки: команда чётных – между собой, нечётные также между собой.

     Передавая мяч как можно быстрее, игроки каждой из команд стараются, чтобы их мяч перегнал мяч противника. Как только это произойдет, игра останавливается и команде начисляется очко. Затем мячи передаются в исходное положение (третьему и восьмому номерам) и игра повторяется в ту же или другую сторону.

 

     «Не давай мяч водящему». Все играющие становятся по кругу, кроме 2-3 водящих, которые находятся в середине круга. Их задача – коснуться рукой мяча, который играющие перебрасывают между собой. На место водящего, который коснулся мяча, в середину идёт тот, кто сделал ошибку при передаче. Если мяч выкатился за пределы круга, подобрать его может любой игрок. Если завладеет мячом водящий, его в кругу занимает любой игрок, потерявший мяч. Игру можно усложнить, введя правило, что игрок может владеть мячом не более 5 или 3 секунд. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся игру можно усложнять, уменьшая диаметр круга и увеличивая количество водящих в кругу.

 

     «На перегонки с мячом». Игроки выстраиваются в две шеренги в двух шагах от боковых линий лицом к середине площадки. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку. Таким образом, одна команда стоит слева, а другая справа от учителя, который находится под щитом. Учитель бросает мяч в щит и одновременно называет номер. Оба игрока под этим номером пытаются овладеть мячом. Игрок, которому удалось это, предаёт мяч стоящему первым в его команде, тот – стоящему рядом, и так до конца. Соперник, не сумевший овладеть мячом, обегает снаружи  игроков своей команды, стараясь добежать до противоположного конца зала раньше, чем мяч окажется у последнего игрока противоположной команды. То есть игроки стараются обогнать мяч, который передают игроки противоположной команды. Если бегущий финиширует раньше, чем мяч окажется у последнего игрока соперника, его команда получает очко. Другая команда также получает очко, так как его игрок завладел мячом. Если мяч пришёл первым, команде начисляется 2 очка. Затем учитель вызывает другие номера и борьба повторяется.

 

     «Эстафета с ведением мяча и броском в корзину» класс делится на две команды, которые выстраиваются одна против другой на боковых линиях площадки, в правых её углах. Стартовой чертой является лицевая линия. У впереди стоящих – по мячу. По сигналу головные бегут вперёд, ведя мяч, добегают до щитов на противоположной стороне, выполняют бросок в корзину, затем ведут мяч в обратном направлении. Добежав до середины площадки, передают мяч определённым игрокам своей команды, а сами становятся в конец своей колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

 

     «Наседка и ястребы». Играют две команды. Одна команда – «ястребы» - образует круг, в руках у одного из игроков баскетбольный мяч. Вторая команда – «курица с цыплятами» - строится внутри круга по одному в колонну, каждый кладёт руки на пояс впереди стоящего. Игроки первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего «цыплёнка».

 

     «Защита укрепления». Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук или пошире. Перед их носками чертится окружность. В середине круга ставится укрепление из трёх палок, связанных вверху. Выбирают водящего, который становится в центре круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу – волейбольный мяч.

     По сигналу играющие перебрасывают мяч друг другу, а затем кто-либо из них метает мяч в центр, стараясь сбить треножник. Защитник закрывает цель, отбивая мяч руками и ногами. Тот, кому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

     Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше остальных защищали укрепление, а также самые меткие ребята, броски которых поражали цель.

     Правила запрещают, метая мяч, заходить за черту, а защитникам держать руками укрепление. Если в укрепление попал мяч и сдвинул его, но не свалил, игра продолжается. Если же защитник сам повалил укрепление, его место занимает другой водящий (у кого в руках в это время был мяч). Вариант игры- «Защита булав». Игра аналогична предыдущей. Вместо укреплений из трёх палок в середине круга устанавливают пять булав: четыре по углам и одна в середине четырёхугольника.

     Защитник охраняет булавы, а все играющие, не заходя за черту круга, пытаются сбить их мячом. Защитник имеет право ставить сбитую булаву на место, если она сбита не последняя. Когда все булавы сбиты, водящего сменяют. На его место идёт тот, кто сбил последнюю булаву.

     Остальные правила игры те же, что и в игре «Защита укрепления».      

 

     «Салка и мяч» .игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий

должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.        

     Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

 

     «Не промахнись». Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идёт водящий.

     Стоящий по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен всё время увёртываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идёт в центр круга, а водящий встаёт на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встаёт на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встаёт на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выбывает из игры.

     И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встаёт на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

     Игра длится 15-20 минут. Победителем считается тот, кто дольше других продержится внутри круга и проведёт всю игру стоя.

 

     «Наступление». Две команды становятся в шеренги лицом друг другу на противоположных сторонах площадки и выбирают себе название.

     Игроки одной из команд берутся за руки и по сигналу начинают маршировать в сторону другой команды. Когда игроки подходят на расстояние 3-4 шагов, руководитель даёт свисток. Игроки наступающей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и салить как можно больше ребят. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду.

     Затем по указанию ведущего наступают игроки другой команды, а стоящие напротив ловят их. Игра повторяется 4-8 раз. Выигрывает команда, на счету которой больше осаленных игроков.

     Важно соблюдать главное правило: без свистка не прекращать движение и  не выбегать в поле. Если это случилось, то команде нарушителя начисляется 3 штрафных очка (пойманных игроков). Один игрок может догнать и осалить до черты несколько человек.

     Можно давать игрокам разные исходные положения: наступающие кладут друг другу руки на плечи, берутся под руки, за руки, скрестно и т.д. ожидающие могут стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низкого старта.

 

     «Увёртывайся от мяча». Все играющие распределяются на три команды. Площадка делится по длина на три равные части. В каждой из частей произвольно располагаются игроки одной команды. У одного из игроков команды, занимающей среднюю площадку мяч.

     По сигналу учителя игроки средней команды бросают мяч в игроков крайних команд, стремясь осалить больше противников. Игроки крайних команд, получая мяч, стараются как можно больше осалить игроков средней команды. Попадания подсчитываются. Команды дважды меняются местами (по истечении 3-4 минут). Таким образом каждая команда побывает на все трёх площадках. Подсчитывается общий итог. Выигрывает команда, имеющая больше попаданий.

 

     «Бой петухов». Играющие делятся на пары и встают в круг диаметром 3-5м. пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются вытолкнуть соперника плечом из круга. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, тоже считается проигравшим и выходит из игры. играющие перед началом договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью. Победители из разных пар могут объединится и продолжать игру.

 

     «Город за городом». Для игры необходимы: площадка 10х30м, маленький мяч, лапта. По четырём сторонам или по углам площадки чертятся три «города» размером 1х1м и главный «город» размером 3х3м.

     Играющие делятся на две равные команды и каждая выбирает себе капитана. Бросается жребий, какой команде идти в главный «город» и какой разместиться произвольно на площадке, в «поле». Команда, находящаяся в главном «городе» - подающая. Она получает мяч и лапту. Команда, расположившаяся в «поле , называется полевой. Она водит. Капитан подающей команды устанавливает  ней очередь для отбивания мяча. Игрок, назначенный первым, берёт лапту и становится у передней черты главного «города», а капитан его же команды напротив него в 2м с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх, а игрок с лаптой отбивает его как можно дальше и выше в «поле». Если удар был хорошим и можно рассчитывать, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в первый город, а затем если успеет во второй, третий и обратно в главный. Если же игрок мяч отбил плохо или промахнулся, он может совсем не убегать из главного «города» или, если мяч полетел недалеко, добежать до первого «города» и там дождаться следующего удара очередного игрока и тогда уже обежать другие «города» и вернуться в главный. Полевые игроки стараются поймать мяч или схватить упавший мяч и попасть им в перебегающего из «города» в «город». Если им это удаётся, то команды меняются местами. Игроки команды, которая находилась в главном «городе», запомнив, кто в каком «городе» находился, идут в «поле». Все пробившие по мячу стараются обежать все «города» и возвратиться в главный не будучи осаленным мячом. Каждый возвратившийся в главный «город» приносит своей команде одно очко и имеет право пробить по мячу в порядке очереди. Играют установленное время или до определённого количества очков

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕТИЙ ЧАС  (1 КЛАСС)

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

                             

 НОМЕРА УРОКОВ

I четверть

2               4                   6                            8

1                   3               5                7                                  9               

II четверть

10               12              14              16

          11              13              15

I. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ:

- Основные линии спортивного зала   (б/б, в/б площадки).

 

 10       +       +

 

II.НАВЫКИ, УМЕНИЯ,

    РАЗВИТИЕ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:

1. Подготовительная часть:

 

- По линиям разметки б/б, в/б площадки с выполнением:

а) основных исходных положений для рук и ног в ходьбе;

б) приставных шагов правым и левым боком,

    спиной    вперёд в беге;

в) остановки в движении по звуковому сигналу .

 


- Комплексы упражнений для обучения владению мячом:

а) с малым мячом ( см. комплекс №1, №3);

б) с большим мячом ( см. комплекс №2, №2, №4, №5).

 


2.Подвижные игры, эстафеты и упражнения

    с элементам ( см. картотеку):

 

- перемещения;

- ловли и передач мяча;

- ведения мяча;

- бросков мяча в кольцо.

 


ДАТА:

 

 

 

 

 

  +        +       +        +        +       +        +       +       +    

 

  +        +       +        +        +       +        +       +        +    

                                          +       +        +       +        +      

 

 

  +       +                            +       +

                    +       +                           +        +       +    

 

 

 

 

  +                                     +                 +                 +

+                          +                            +   

                     +                            +       +

                               +                  +                  +      +            

 

 

 

 

 

  +        +       +        +       +        +        +

 

  +        +       +        +       +        +        +

  +        +       +        +       +        +        +

 

 

+                 +

  +                 +                  +       +

 

 

 

 

+                                    +

  +                 +                           +        +

  +                           +                            +

                                         +                  +

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕТИЙ ЧАС  (1 КЛАСС)

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

                             

 НОМЕРА УРОКОВ

III четверть

         18               20              22              24              26

17               19              21               23             25               

IY четверть

          28              30              32             34

  27             29              31              33

I. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ:

- Основные линии спортивного зала 

   (б/б, в/б площадки).

 

 

 5

 

II.НАВЫКИ, УМЕНИЯ,

    РАЗВИТИЕ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:

1. Подготовительная часть:

 

- По линиям разметки б/б, в/б площадки

   с    выполнением:

а) основных исходных положений для рук и ног

    в ходьбе;

б) приставных шагов правым и левым боком,

    спиной    вперёд в беге;

в) остановки в движении по звуковому сигналу .

 


- Упражнения для обучения стойке игрока

   (см. картотеку).

- Упражнения в жонглировании (см. картотеку)

 


2.Подвижные игры, эстафеты и упражнения

    с элементам ( см. картотеку):

 

- перемещения;

- ловли и передач мяча;

- ведения мяча;

- бросков мяча в кольцо.

 


ДАТА:

 

 

 

 

 

 

 

 +         +        +        +       +        +       +        +        +       +       

 

 +        +        +        +       +        +       +        +        +       +      

                                         +        +                           +

 

 

 +        +                                                         +    

                    +       +                                     +

 

 

 

 

                                +                 +                 +                 +       

+                                    +        +                 +               

                      +                 +                  +                          +

 +                                      +                 +                 +        +       

 

 

 

 

 

 

 

  +       +        +       +        +        +       +        + 

 

  +       +        +       +        +        +       +       +

  +                           +                           +

 

 

  +                                  +                 +

+                +                           +

 

 

 

 

                     +                  +       +                 +

  +       +        +                           +                 +

            +                 +                 +                 +

                     +                  +                  +

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм – как одна из форм проведения третьего часа физической культуры

Технология опыта включает в себя систему разработанных уроков и мероприятий по спортивному туризму. Представлена одна из технологий обучения детей ориентироваться на местности, владеть собой в н...

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС  для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...

Реализация третьего часа физической культуры через развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.

«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем м...

Нестандартные технологии на третьем часе физической культуры, 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в  2010 г. было направлено ПИСЬМО с методическими рекомендациями О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГР...