Реализация третьего часа физической культуры через развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме
«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Избыток информации – одна из самых глубоких проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать?»
(профессор Сергея Петровича Капица)
Здесь добавляю, опираясь на Федеральные государственные стандарты начального, основного общего и среднего (полного) образования:
Сохраняя при этом личностное здоровье - духовное, психическое, физическое.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Герцог Л.В.
Реализация третьего часа физической культуры через развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.
Уважаемые коллеги !
Своё выступление я начну со слов профессора Сергея Петровича Капицы:
«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Избыток информации – одна из самых глубоких проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать?»
Здесь добавляю, опираясь на Федеральные государственные стандарты начального, основного общего и среднего (полного) образования:
Сохраняя при этом личностное здоровье - духовное, психическое, физическое.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
В настоящее время в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Практически делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
В настоящее время работодателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску.
Профессионализм человека, согласно Е.И. Рогову, - это совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.
Профессиональная компетентность - это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности обучающегося.
Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. Источником формирования такого подхода являются объективные требования современной «экономики знания», в которой более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий и др.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентности, более соответствующих пониманию современных целей образования. Компетентностный подход – это не дань моде, а основа «нового качества», требующего создание таких условий обучения, при которых ученики приобретут опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что на данном этапе общеобразовательной школы актуально и необходимо перейти от предметно- знаниевой модели обучения к практико- ориентированной, компетентностной.
Одной из первостепенных задач организации образовательного процесса является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных проблем, составляющих содержание образования, где практическая игровая деятельность, на уроках и занятиях физической культурой, лучше всего способствует её реализации.
За последние годы игровая деятельность все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие учителя стремятся широко и разносторонне вводить элементы спортивных игр в повседневную жизнь обучающихся (мини-футбол, дворовый футбол, стритбол, пляжный волейбол, пионербол и т.д.). Ценность игровых видов спорта заключается, прежде всего, в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к школьникам другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко переустраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений, но так же облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократных повторений в игровых условиях помогают развивать у школьников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.
С физиологической точки зрения игровая деятельность, содержащая в себе: творчество, фантазию, принятие нестандартных решений на базе ранее освоенных двигательных навыков - усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы в целом, что в свою очередь является положительным моментом в здоровьесбережении подрастающего поколения.
Спортивные игры так же способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально - волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у школьников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания коммуникативных и толерантных отношений в коллективе, умению работать как в микрогруппах, группах, так и в команде в целом.
Спортивные игры являются практико-ориентированной, компетентностной моделью обучения на уроках физической культуры и выступают как эффективное средство физической подготовленности обучающихся.
Играм, с элементами спорта как виду деятельности, присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением и развитием физических (двигательных) способностей.
В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий.
Быстрота - это способность выполнять двигательное действие с большой скоростью.
Выносливость - это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности.
Гибкость - это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.
Ловкость проявляется в способности школьников быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях.
При реализации компетентностного подхода удается включить в активную познавательную деятельность всех обучающихся независимо от их умственных способностей, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний, приучать к самооценке результатов своего труда, что является положительным и перспективным моментом в обучении. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Любая инновация связана с определенными проблемами. Данный подход требует много затрат времени при подготовке к урокам, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов при его реализации.
Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения обучающимися определенного уровня компетентности - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, установление причинно-следственных связей, нахождение, формулирование и решение проблемы.
На основании вышеизложенного, можно сформулировать ВЫВОД, что компетентностный подход на уроках физической культуры предусматривает, прежде всего, взаимосвязь ряда компетенций, где знания, умения, навыки, применяемые и используемые обучающимися непосредственно на своём практическом опыте, через развитие игровых видов спорта, является одним из важнейших условий получения качественных результатов общеобразовательной деятельности педагога учебно – воспитательного процесса современной общеобразовательной школы.
Уважаемые коллеги! Спасибо вам за внимание!
Приложение.
ПАМЯТКА
по созданию условий обучения в рамках компетентностного подхода
* Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
* Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
* Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
* Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
* Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
* Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
* Демонстрировать обучающимся, что осознание того, что я чего-то « не знаю », « не умею » или « не понимаю », не только не стыдно, но является первым шагом к « знаю », « умею », и « понимаю ».
Использованная литература:
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – 4. – С.19-27.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Перемены: пед. журн. - 2004. - N2. - С. 130-139.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – 5. – С.34-42.
4. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 393. – М., 2002. 5. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – 5. – С. 3-12.
Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. — М., 2002.
6. . Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», том 5.- М..2009.- 148 с.
7. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PIZA-2000/ А.Г.Каспржак, К.Г.Митрофанов, К.Н.Поливанова и др.–М.: «Университетская книга», 2005.
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.:: Когито- Центр, 2002.
9. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – 7. – С.4-6.
10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - 2. – С.58-64. 11. Интернет источники Статья в Википедии «Компетенция" И.А. Зимняя. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Бермус А.Г. 12. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
13. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972 (англ. 1965).
14. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005
Интернет- ресурсы:
http://www.openclass.ru - Сетевые образовательные сообщества Открытый класс
http://it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://bmsi.ru/doc/968 Организационно-методические аспекты компетентностного подхода
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki Активные формы повышения компетентности младших школьников в учебно-воспитательном процессе
http://fizkult-ura.ru/books/sports_game Спортивные игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туризм – как одна из форм проведения третьего часа физической культуры
Технология опыта включает в себя систему разработанных уроков и мероприятий по спортивному туризму. Представлена одна из технологий обучения детей ориентироваться на местности, владеть собой в н...
СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Плавание как одна из альтернативных форм введения третьего часа физической культуры в общеобразовательной школе.
Реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах....
О РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы гимназии продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их ...