Туризм – как одна из форм проведения третьего часа физической культуры
материал по физкультуре на тему

Токарева Вера Викторовна

 

Технология опыта включает в себя систему разработанных уроков и мероприятий по спортивному туризму. Представлена одна из технологий обучения детей ориентироваться на местности, владеть собой в нестандартной ситуации, принимать самостоятельные решения в случае возникновения проблемы. Ведь только то, что человек сам успешно выполняет, вызывает у него желание повторить, закрепить результат, а, это значит , изменить себя с психологической, физической стороны. Поэтому цель моей работы направлена на раскрытие личности ребенка, её творческого потенциала, одарённости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx153.63 КБ

Предварительный просмотр:


Методическое пособие для учителей физической культуры


Туризм – как одна из форм проведения третьего часа физической культуры

Автор: Токарева Вера Викторовна,

учитель физической культуры МБОУ СОШ №28,

первой квалификационной категории

Муром-2012

Работая учителем физической культуры с учащимися начальной школы и проводя занятия в кружке по технике пеше - горного туризма, я отметила тенденцию, что ежегодно в школу поступают всё больше и больше детей с недостаточным уровнем физического

развития и слабым здоровьем. Это приблизительно 25-35% от класса (смотри приложение № 1).

Детям с ослабленным здоровьем противопоказаны занятия профессиональными видами спорта, а они очень хотят заниматься физической культурой. Тогда мною было принято решение ввести уроки туризма, а именно техники пеше- горного туризма, в вариативную часть комплексной программы по физической культуре с 1-4 класс. Адаптировав и скорректировав раздел начальной подготовки программы для ДЮСШ по технике пеше-горного туризма, включила его в комплексную программу по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов.

Мне эта тема близка так же потому, что я много лет сама занималась туризмом, была неоднократным участником туристических слетов. Занятия туризмом позволяет детям с ослабленным здоровьем (по согласованию с медицинскими специалистами) и разным уровнем физического развития и подготовленности заниматься спортивной деятельностью. Ослабленные дети, по наблюдению школьных специалистов (психологов, учителей начальных классов), имеют низкую работоспособность, быстро утомляются. На занятия приходят дети по своему желанию и допущенные школьным врачом. На тренировках школьники получают дифференцированную физическую нагрузку, исходя из их уровня физического развития.

Работая с детьми, я отметила, что у них возрастает интерес к этой деятельности, и занятия приносят им удовольствие. Физическая активность на уроках соответствует допустимому уровню, и учащиеся справляются с нагрузками, не замечая их трудности.

Уроки физической культуры включены в расписание с первого класса. Для учеников начальной школы работают кружки, в том числе и кружок по туризму, на занятиях которого детям в игровой форме даются элементы спортивного туризма

Актуальность

Физическая культура как предмет играет немаловажную роль в реализации и решении данных задач. Анализируя работу в данном направлении, я пришла к выводу, что формирование компетенций возможно лишь в том случае, если ребёнок будет физически подготовленным, развитым и здоровым. Поэтому свою деятельность направляю на создание условий для успешной адаптации ребёнка в школьном образовательном пространстве, воспитывая у школьника физическую культуру, культуру здоровья,

В ходе изучения школьной образовательной среды были выявлены следующие противоречия между:

  1. необходимостью усвоить учениками большой объём учебной информации и невозможностью многих из них сохранять работоспособность в течение всего учебного дня.
  2. необходимостью решать проблемную ситуацию, применять творческий подход и недостаточной готовностью ученика к этому.

Кроме того, перед учителями физической культуры также встают определенные проблемы, а именно:

  1. необходимо участвовать в соревнованиях по туризму, а ученики недостаточно подготовлены,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                так как у них отсутствуют навыки по данному виду спорта (туризм не включен в комплексную программу по физической культуре).
  2. желание ребёнка достигнуть избранной цели (успешно пробежать дистанцию, прыгнуть в длину, в высоту и т.д.), но оно не всегда может реализоваться, так как недостаточно сформированы все физические навыки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Ликвидировать эти противоречия или свести их к минимуму, чтобы укреплять                                                                                                                                здоровье школьников, воспитывать самостоятельную активную личность,                                                                                                                                            способно введение спортивного туризма в курс физической культуры. Занятия на уроках спортивным туризмом успешно решают                                                                                                                                                                                                                                                                                                    задачу получения учащимися разносторонней физической подготовки и, конечно, способствуют развитию и совершенствованию у школьников навыков по технике пеше-горного туризма как одному из интереснейших видов спорта.

Работа по изучению спортивного туризма начинается в начальной школе в ходе кружковой работы и продолжает реализовываться в вариативной части комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классы.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что оптимальная физическая подготовка учащихся 1-4 классов достигается, если повысить интерес школьников к занятиям физической культурой и создать условия для развития творческих способностей через занятия спортивным туризмом.

На этих занятиях учащиеся изучают топографические знаки, осваивают навыки работы с картой, учатся правильно собирать рюкзак, изучать виды костров и навыки похода. Работа с учащимися на уроках строится с учетом дифференцированного, индивидуального подхода к каждому ребенку. Весь теоретический материал пропускается через каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

Учащиеся с успехом используют в учебной деятельности двигательные навыки и физические качества, развитые на уроках по спортивному туризму. Занятия проходят на улице, и это способствует закаливанию организма и укреплению здоровья.

Дети и я работаем в атмосфере сотрудничества, положительных, созидательных эмоций, направленных на раскрытие и формирование креативной компетенции ученика. Благодаря оптимизации творческих способностей учащихся в учебной деятельности, происходит формирование ребенка как личности.

На занятиях по спортивному туризму моя задача как учителя - научить детей ориентироваться на местности, владеть собой в нестандартной ситуации, принимать самостоятельные решения в случае возникновения проблемы. Ведь только то, что человек сам успешно выполняет, вызывает у него желание повторить, закрепить результат, а, это значит , изменить себя с психологической, физической стороны. Поэтому цель моей работы направлена на раскрытие личности ребенка, её творческого потенциала, одарённости.

На занятиях по спортивному туризму школьник получает часть информации от учителя, другую необходимую часть считывает со спортивной карты. Это позволяет создать ему образ местности с выделенными опорными ориентирами. Ученик принимает решение и в соответствии с ним реализует путь движения на контрольный пункт. После прохождения дистанции учащийся рисует путь движения, а, самое главное, обсуждает успехи и ошибки с товарищами, делится впечатлениями. Это совместное творчество позволяет формировать образное мышление, тренировать память, так как нужно запомнить « образы карты» и затем мыслить готовыми «голограммами местности».

Педагогический процесс, проходящий в игровой форме, позволяет учитывать разный уровень физической, технической и возрастной подготовленности учащихся и, конечно, укрепить их здоровье.

Я начинаю заниматься со школьниками с 1 класса в рамках секционной работы, а с 4-го преподавание поэтапным и непрерывным.

Этот вид спорта позволяет объединять школьников разного уровня подготовленности в один сплоченный коллектив. Дети, имеющие ограничения по состоянию здоровья для занятий физической культурой, могут пройти дистанцию по самочувствию и в соответствии с состоянием своего здоровья (делается это, конечно, с разрешения школьного врача). Для школьников это очень важно и значимо, потому что позволяет им реализовать свои « амбиции», кроме того, занятие спортивным туризмом в какой-то степени предотвращают негативное влияние улицы.


Предлагаемый мною педагогический опыт нацелен на создание условий для формирования потребности у учащихся заниматься физическими упражнениями через уроки спортивного туризма.

Для учащихся 4-го класса мной была скорректирована комплексная программа по физической культуре, и в её вариативную часть был внесён раздел «спортивный  туризм», который разработан на основе программы по туризму для ДЮСШ. В программу по физической культуре для 4-х классов введено 34 урока по навыкам туризма;

Данный раздел интегрирован с разделами по лёгкой атлетике и кроссовой подготовке, он удачно их дополняет. Обучение туризму начинаю с 8-9- летнего возраста. Выполняя различные задания на уроке, учащиеся увеличивают свою копилку двигательных навыков и комплексно развивают двигательные качества. Это помогает школьникам рационально решать разнообразные двигательные задачи, а, значит, способствовать сокращению времени на формирование двигательного навыка.

Изучение спортивного туризма учащимися 4-х классов - это этап начальной подготовки, а с 5-9 класса – этап начальной специализации.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю формирование потребности в занятиях физическими упражнениями через уроки спортивного туризма для учащихся 4-го класса. Исходя из этой цели, ставлю задачи:

  1. Укрепление здоровья школьников
  2. Привитие интереса к занятиям спортивным ориентированием
  3. Получение разносторонней физической подготовки
  4. Формирование умения работы с картой
  5. Формирование навыков пользования компасом
  6. Воспитание самостоятельной, творческой, активной личности

Основной акцент в обучении я делаю на навыки туриста, постепенно усложняю от класса к классу варианты выполнения техники и дистанции. Предпочтение парковому ориентированию сделано потому, что:

  1. оно наиболее доступно и безопасно для школьников
  2. в нашем городе имеются условия для занятий (на уроках мы используем уже имеющиеся карты школы и парков города)

Исходя из общих задач для каждой параллели классов, выделяются более узкие задачи. Изучая навыки туризма на уроках физической культуры, у учеников формируются следующие навыки и умения:

  1. 4 класс:
  1.  Получение знаний о топографических знаках и основ составления схем
  2. Формирование навыка чтения карты
  3. Прохождение дистанции в заданном направлении с учителем
  1. 5 класс:
  1. Формирование умения держания карты, сопоставления карты с местностью
  2. Измерение расстояния визуально
  3. Прохождение дистанции в заданном направлении в зале (от 1 до 6 стартов)
  1. 6 класс:
  1. Формирование умения ориентироваться вдоль линейных ориентиров
  2. Чтение ориентиров с линейных ориентиров
  3. Прохождение дистанции в заданном направлении (карта школы)
  1. 7 класс:
  1. Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров
  2. Взятие контрольных пунктов расположенных в приделах видимости с линейных ориентиров
  3. Прохождение дистанции в заданном направлении (карта школы, карта парка )
  1. 8 класс:
  1. Измерение расстояния парами шагов
  2. Формирование навыка работы с компасом
  3. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами
  4. Выбор пути движения между контрольными пунктами, кратчайший путь, срезки
  5. Использование соперника при выходе на контрольный пункт, раскладка сил на дистанции

Тематика занятий по туризму для каждого класса предполагает реализацию данных задач . Все задачи фактически свожу к решению трёх основных задач:

  1. Свободное чтение карты.

Это значит, что ученик, глядя на местность вокруг себя, находит своё местоположения на карте (на небольшом, ограниченном участке местности) и наоборот, глядя на карту, он представляет местность в своём воображении.

  1. Приобретение чувства расстояния.

Определение размеров объектов на карте в масштабе и их размеров на местности.

  1. Владение компасом (для учащихся 6-9 классов).

Ориентирование карты по компасу и бег по азимуту.


Организационно- методические основы преподавания туризма на уроках физической культуры


Урок по туризму имеет традиционную структуру и включает в себя:

  1. Подготовительную
  2. Основную
  3. Заключительную часть.

Подготовительная часть обязательно предполагает выполнение специальных беговых упражнений , а для того, чтобы сформировать навык чтения карты на бегу, во время разминочного бега включается чтение с листа знаков и их дифференциация. При этом беговая нагрузка определяется индивидуально для каждого ученика.

Основная часть предусматривает формирование одного из навыков ориентирования с обязательной рефлексией и, по возможности, рисованием. Например, чтение карты, отслеживание пути движения, выход на контрольный пункт с линейного ориентира и т.д. Я использую в основной части урока методы стандартно-повторного упражнения, который затем переходит в вариативное упражнение, а по мере формирования двигательного навыка в игровой и соревновательный методы. Бег на отрезках дистанции в зале с отметкой на контрольном пункте – метод стандартно- повторного упражнения, а вариативный метод - про бегание отрезков дистанции с разными стартами 1-6 стартов.

На уроках туризма активно использую игровой метод. Он применяется как в начальной стадии обучения, когда навык только начинает сформировываться игра «Джек Воробей», «Спрячь найди», «Найди любимую игрушку», , так и когда навык доведён до автоматизма (бег по дистанции заданного направления с заданиями). Вершина формирования двигательного навыка - это соревнования, когда происходит бег по дистанции на результат. При прохождении дистанции в заданном направлении использую метод круговой тренировки, на контрольных пунктах учащиеся выполняют упражнения по развитию двигательных качеств, (карточки заданий висят на контрольных пунктах).

В уроки по туризму включаю кроссовую подготовку или темы лёгкой атлетики (спринтерский бег, бег на средние дистанции и т.д.) Это способствует комплексному развитию двигательных качеств учеников. На уроках использую метод рисования, учащиеся самостоятельно рисуют топографические знаки, схемы путей движения и выделяют основные ориентиры.

Рефлексия является обязательным условием основной части урока. Она предполагает обсуждение путей прохождения между контрольными пунктами и выделяет при этом место контрольного пункта и опорные ориентиры, используемые при взятии контрольного пункта. В результате рефлексии учащиеся формируют образ дистанции и навык прохождения дистанции в заданном направлении, разбираются ошибки.

Заключительная часть урока содержит упражнения на восстановление дыхания, растяжение и расслабление. В заключительной части учащиеся получают домашние задание по теме урока.

Необходимым условием работы является сотрудничество с родителями и другими специалистами (администрацией, психологом, классным руководителем, медицинскими работниками и д.р.). Подобная совместная деятельность даёт возможность оптимально реализовать поставленные цели и задачи по туризму.

Результативность.

О результативности комплексной программы по физической культуре, в которую включен раздел «Спортивный туризм», свидетельствуют количественные и качественные показатели, которые были определены в ходе мониторинговых исследований. Практически все школьники, изучавшие предмет физическая культура по данной программе, имеют оценки «хорошо» и «отлично». Это свидетельствует о стабильности результатов и отсутствии регресса. Учащиеся освоили технические и тактические навыки спортивного туризма, что позволило им более легко овладеть физическими навыками по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке. Диагностические обследования и наблюдения показали, что у учащихся повысился интерес к урокам спортивного туризма и урокам физкультуры.

Уровень мотивации:

2 класс: высокий – 20% ,средний – 60 %, низкий – 20%.

3 класс: высокий – 20% ,средний –70 %, низкий –10%.

4 класс: высокий –25% ,средний – 70 %, низкий – 5%.

5класс: высокий – 25% ,средний – 70 %, низкий – 5%.

Оценивая физическую подготовку учащихся в течение пяти лет, стоит отметить положительную динамику , несмотря на то что 28% школьников относятся по состоянию здоровья к подготовительной . Состояние здоровья не позволяют работать им на высокий результат, в том числе на уроках спортивного туризма, и я прошу их заниматься по самочувствию( результат фиксирую). Уроки спортивного туризма позволяют варьировать физическую нагрузку, и ребёнок может заниматься исходя из своих возможностей.

Занятия по туризму, включенные в урочную деятельность, способствовали тому, что учащиеся школы стали заниматься в секции пеше-горного туризма . Ежегодно учащиеся, входят в состав сборной команды школы и участвуют в соревнованиях на первенство города и области по туризму.

                  Адресная направленность опыта

Данный опыт работы можно использовать учителям физической культуры при планировании и организации педагогической деятельности.

Методы и приёмы могут использоваться тренером при проведении занятий в секции туризма. Опыт работы может быть интересен классным руководителям и воспитателям групп продлённого дня для организации досуговой деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС  для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...

Реализация третьего часа физической культуры через развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.

«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем м...

Плавание как одна из альтернативных форм введения третьего часа физической культуры в общеобразовательной школе.

Реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. по проведению третьего часа физической культуры в 1-4 классах в целях обучения основным техническим приёмам баскетбола в соответствии с программным материалом и с учетом возрастных особенностей занимающихся

Министерство образования и науки Республики КазахстанАкмолинская область ГУ Средняя школа №4       ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.  по проведению третьего часа...