Групповые технологии на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Цель использования технологии.
1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_tehnologii.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Групповые технологии на уроках физкультуры»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Новые образовательные технологии применяются во всех сферах педагогической деятельности, по всем предметам, по всем группам классов. Но в научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая технология», «образовательная технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Авторы: В.К. Дьяченко, И. Б. Первин.
По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно – урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов и др.
И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию;
- взаимопонимание;
- рефлексию.
Особенности организации групповой работы являются:
- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
• Создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (математические викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.)
• Создание небольших групп (как правило, парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конференциях (создание проектов, написание доклада или реферата и т.д.)
• Работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д.
Основными достижениями в применении данной технологии являются:
1) Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли)
2) Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах
3) Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка
4)Обмен способами учебной деятельности
5) Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников
6) Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач.
Что понимают под современной образовательной технологией? Определений довольно много, но наиболее удачным является следующее (О.Ю. Шамаева): образовательная технология (educationaltechnology) – система средств, форм и способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих эффективное управление и реализацию образовательного процесса на основе комплекса целей и определенным образом сконструированных информационных моделей осваиваемой реальности – содержания образования. Переход к компетентностно - ориентированному образованию усиливает роль образовательных технологий в реализации образовательных программ. Привычные знания-умения-навыки не отрицаются, но акцент переносится на знание – понимание - навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, универсальные и профессиональные.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются следующие утверждения:
- диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
- экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
- алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
- корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной вязи, последовательно ориентированной на четко определенные цели.
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, а на уроках физической культуры особенно, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры, а при обучении игры в баскетбол особенно, дают возможность повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответсвенности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, гандбол, пионербол, футбол и т.д.) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.
Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Ее последствием является повышение уровня заболеваний. Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Чтобы изменить положение необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям в спортивном зале, к подвижным играм. Бесспорно, было бы хорошо, если этим активно занимались родители, но, к сожалению, они уделяют этому вопросу мало внимания или наоборот слишком активно берутся записывать любимое чадо в спортивные секции, что часто приводит к обратному результату: дети начинают ненавидеть физкультуру и занятия спортом. В одиночку заставить себя активно заниматься физической культурой очень сложно, в группе же сделать это гораздо интереснее и полезнее.
Групповые технологии нашли сегодня еще одно необычное решение на уроках физической культуры, где теперь в содержание образования включен большой объём теоретического материала, на изучение которого выделяется минимальное количество часов, поэтому в своей практике я часто делю класс на группы для составления на теоретическую часть урока электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет эффективно решить и визуальные и содержательные и коллективные проблемы. Ребятам нравится готовить такие занятия в группах и соревноваться в технике исполнения презентации, ее эстетичности, содержательности материала, возможности использования потом для обучения других школьников. Уроки становятся более интересными, наглядными и динамичными. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические сведения, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно, вот в решении этих задач на помощь учителю и приходят новые информационные технологии, которыми некоторые дети уже владеют даже больше учителя. Они могут создавать и мини-фильмы о разных видах спорта, ролики о спортивных учреждения города, репортажи с соревнований, фото-экспозиции, слайд-шоу и т.д.
Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры в нашей гимназии стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данных технологий на уроках стали высокие результаты в районных командных соревнованиях по баскетболу.
Литература:
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
- Поливанова Н. И., Ревина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. - №2.
- Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. – 1997. - №12.
- Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....
Презентация по физической культуре на тему: "Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры"
Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры? Очень странно. Физкультура и компьютер. И каким образом педагогу по физической культуре использовать компьютерные технологии ...
Групповой метод на уроках физической культуры.
КОНСПЕКТурока по баскетболу для учащихся 7 класса Цель: Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола.Задачи:1.Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, бро...
Технологии групповой деятельности на уроках физической культуры
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) на уроках физической культуры....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина
ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...
Организация групповой работы на уроке физической культуры
Организация групповой работы на уроке физической культуры...