Программа дополнительного образования"Корригирующая гимнастика".
методическая разработка по физкультуре на тему
Наши дети…Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая к лекарствам, а используя оздоровительную физкультуру, здоровый образ жизни. Ведь многие дети сейчас имеют отклонения в состоянии здоровья.
Как правило, существующие программы физического воспитания, направлены на развитие определенных физических качеств, навыков, умений. Например, для формирования правильной осанки рекомендуются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, дыхательные мышцы. И, к сожалению, почти не учитывается функциональная зрелость всех остальных систем и органов ребенка, уровень его развития на сегодняшний день, прежде всего его психомоторные возможности. Конечно, многократно повторяя и разучивая определенные движения, мы можем обучить им ребенка, и даже получить развитие так необходимых по программе физических качеств. Но какой ценой? И так ли уж обязательно ребенку правильно выполнять замах рукой, бросая в цель мяч, если у него это не получается в силу того, что есть определенные трудности с координацией движений рук, глаз, тела?
На наш взгляд, следует создать прежде всего условия для оптимального психофизиологического развития, для восстановления координации перечисленных систем, и затем, уже с меньшими моральными и физическими затратами, ребенок овладеет необходимой техникой метания мяча и т. д.
Предлагаемая программа оздоровительно-коррекционной работы с детьми направлена на создание условий для сенсо- и психомоторного развития ребенка, на формирование оптимального двигательного стереотипа, на формирование правильной осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 227.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по физической культуре.
Корригирующая гимнастика
г.Нижний Новгород 2012 год
Пояснительная записка
Наши дети…Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми. Весь вопрос в том, как этого добиться, не прибегая к лекарствам, а используя оздоровительную физкультуру, здоровый образ жизни. Ведь многие дети сейчас имеют отклонения в состоянии здоровья.
Как правило, существующие программы физического воспитания, направлены на развитие определенных физических качеств, навыков, умений. Например, для формирования правильной осанки рекомендуются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, дыхательные мышцы. И, к сожалению, почти не учитывается функциональная зрелость всех остальных систем и органов ребенка, уровень его развития на сегодняшний день, прежде всего его психомоторные возможности. Конечно, многократно повторяя и разучивая определенные движения, мы можем обучить им ребенка, и даже получить развитие так необходимых по программе физических качеств. Но какой ценой? И так ли уж обязательно ребенку правильно выполнять замах рукой, бросая в цель мяч, если у него это не получается в силу того, что есть определенные трудности с координацией движений рук, глаз, тела?
На наш взгляд, следует создать прежде всего условия для оптимального психофизиологического развития, для восстановления координации перечисленных систем, и затем, уже с меньшими моральными и физическими затратами, ребенок овладеет необходимой техникой метания мяча и т. д.
Предлагаемая программа оздоровительно-коррекционной работы с детьми направлена на создание условий для сенсо- и психомоторного развития ребенка, на формирование оптимального двигательного стереотипа, на формирование правильной осанки.
Основной целью этой программы является- улучшение здоровья детей, улучшение защитных функций организма, воспитание привычки к здоровому образу жизни, сохранение и улучшение психического здоровья.
- Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач
- Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма
- Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
- Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
- Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; улучшение координацию движений; активизация обменных процессов;.
- Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон.
Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность.
На основе программного материала параллели отводится 1 час в неделю, всего 36 часов в год.
Занятия по корригирующей гимнастике включают следующие виды упражнений:
1-упражнения без предметов(это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме.);
2- игровые упражнения( Через игру ребенок общается с внешним миром, появляется воображение, творческий подход.
В процессе игр решаются разнообразные задачи: гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные);
3-упражнения с гимнастическими мячами( которые дают возможность развития основных биологических факторов: способность к точности движения, координации, зрительное и пространственное восприятие);
4- ортопедические мячи(комплекс упражнений на мячах способствует правильной осанки и мышечного корсета, формированию оптимального стереотипа статика);
5-с гимнастической палкой( дает возможность более эффективно включить в работу мышцы_разгибатели спины, укрепить мышцы боковых поверхностей тела);
6-со скакалкой(дает хорошую нагрузку на мышцы- разгибатели тела, а также на мышцы рук и ног.)
7- гимнастическая стенка( способствует укреплению мышц рук, ног, туловища. При выполнении висов, перемещений, лазания различными способами у детей развивается пространственная ориентация, они избавляются от чувства страха, становятся более уверенными в своих силах);
8 – гимнастические скамейки ( используется для укрепления мышц всего тела, а также для развития у детей равновесия, координации движений).
Формы и методы оздоровительно- коррекционной работы
Основная форма этой работы это занятия в группе. Структура занятия та же, что и на обычном занятии по физической культуре:
вводная часть - ( где особое внимание предлагается привлечь внимание детей к предстоящей деятельности, используются сюжетные занятия)
подготовительная часть –это уже начало коррекционной работы, здесь даются упражнения- тесты. Упражнения- тесты это статические растягивающие позы, мягко воздействующие на мышечно- связочный аппарат.
основная часть- решаются конкретные проблемы оздоровительно-коррекционной работы:
-укрепления мышц тела, рук и ног;
-развитие координации движений;
-обучение основным формам движения.
заключительная часть- решает задачу укрепления мышц стопы, поскольку и этот процесс нуждается в помощи. Релаксация.
Тематическое планирование
№ занятия | Содержание |
1-2 сентябрь | Знание и представление правильной осанки. Пульсометрия. Чувство фитбольного мяча. |
3-4 | Разучивание упражнений на фитболах для укрепления мышц шеи. Дыхательная гимнастика. |
5-6 октябрь | Разучивание упражнений на фитболах для укрепления мышц плечевого пояса и рук. Упражнения на снятия мышечного напряжения. Проверка осанки. |
7-8 | Разучивание упражнений на фитболах для укрепление мышц брюшного пресса. Комплекс упражнений на гимнастической стенке. Дыхательная гимнастика. |
9-10 ноябрь | Разучивание упражнений для укрепления мышц тазового дна и спины. Упражнения формирующие рефлекс правильной осанки. |
11-12 | Комплекс упражнений на гимнастической стенке. Лазание и ползание. Упражнения на снятия мышечного напряжения. |
13-14 декабрь | Разучивание упражнений для укрепления мышц сводов стопы и увеличения подвижности позвоночника и суставов. Упражнения со скакалкой. Релаксация. |
15-16 | Комплекс упражнений игрового характера. Комплекс упражнений на фитболах. Дыхательная гимнастика |
17-18 январь | Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке. Релаксация. |
19-20 | Комплекс упражнений с мячом. Комплекс упражнений игрового характера. Дыхательная гимнастика. |
21-22 февраль | Комплекс упражнений на фитболах. Упражнения со скакалкой. Проверка осанки. Лазание.Ползание. |
23-24 | Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке. Релаксация |
25-26 март | Комплекс упражнений с мячом. Комплекс упражнений игрового характера. Дыхательная гимнастика. |
27-28 | Комплекс упражнений для формирование осанки. Упражнение на гимнастической скамейке. |
29-30 апрель | Комплекс упражнений на фитболах. Упражнения со скакалкой. Проверка осанки. Лазание.Ползание. |
31-32 | Комплекс упражнений для формирование осанки.Упражнения на гимнастической скамейке. |
33-34 май | Комплекс упражнений на фитболах. Упражнения снятие зон мышечного напряжения.Дыхательная гимнастика. |
35-36 | Комплекс упражнений с мячом. Комплекс упражнений игрового характера. Релаксация. |
Требования к освоению программного материала
Выпускники начальной школы, занимающиеся корригирующей гимнастикой должны знать/понимать:
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья;
- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхательной гимнастики;
- гигиенические правила и правила безопасности при выполнении физических упражнений, правила закаливания и его значение;
уметь:
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
- выполнять упражнения на формирование правильной осанки
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в оздоровительно-профилактических подвижных играх;
- наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Литература:
- Как сформировать правильную осанку у ребенка. А.А. Потапчук, -СПб.:Речь;М.:Сфера, 2009.
- Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми школьного возраста с нарушениями в опорно-двигательного аппарата(осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры в образовательных учреждениях.Ф.И.Молостова, Ю.А. Лебедев, А.С.Большев.,г. Н.Новгород, 2009.
- Учебно-методическое пособие по методике применения мячей большого диаметра.И.В.Волкова, Ю.А Лебедев, А.С.Большев, Ю.Р.Силкин,г.Н.Новгород, 2009.
- Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Науч.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
Приложение к программе дополнительного образования по физической культуре "Корригирующая гимнастика" Примерный комплекс упражнений без предметов
Примерный комплекс упражнений с набивным мячом Примерный комплекс упражнений с малым (теннисным) мячом
Примерный комплекс упражнений с гимнастической палкой
Примерный комплекс упражнений со скакалкой
Примерный комплекс упражнений в парах
Примерный комплекс упражнений с использованием гимнастических скамеек
Примерный комплекс упражнений сидя и лежа на полу
Примерный комплекс упражнений со стулом
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ФИТНЕС МЯЧАХ |
Обратное скручивание на мяче
Исходная позиция: лягте на спину, согните ноги в коленях так, чтобы бедра оказались под углом в 90 градусов по отношению к телу, лодыжками зажмите фитбол. Руки положите за спину ладонями вниз. Потянитесь пятками к потолку, поднимая вверх бедра и корпус. Вернитесь в исходную позицию. Помните, следует стараться не раскачивать ногами, чтобы не повредить мышцы во время выполнения упражнения.
Целевая область: нижние брюшные мышцы.
Нижняя часть пресса
Сядьте на пол и зафиксируйте фитбол между ног. Выпрямите ноги, а затем поднимите мяч с пола ногами. Вернитесь в исходную позицию.
Целевая область: нижние брюшные мышцы.
Скручивание позвоночника
Исходная позиция: лягте на спину и положите фитбол под колени. Опустите одну ногу в сторону, а вторую держите на мяче. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны.
Целевая область: косые мышцы живота.
Скручивания и изгибы на мяче
Исходная позиция: лягте на пол или скамейку, зажмите ногами мяч и зафиксируйте для устойчивости тела руки за головой. Держите локти направленными назад, голова не должна быть прижата к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс и оторвите плечи от пола. Правым локтем тянитесь к полу в сторону левого плеча. Вернитесь в начальную позицию и повторите с другим плечом.
Целевая область: нижние и косые мышцы брюшного пресса.
Прокатывание мяча
Исходная позиция: опуститесь на колени, положите одну руку на фитбол. Напрягите пресс и рукой прокатите мяч вперед, позволив телу продвинуться за ним. Когда вы достигните точки, в которой станет трудно сохранять устойчивое положение, вернитесь в исходную позицию, подтянув мяч к телу и при этом стараясь опираться только на руки. Это отличное упражнение для пресса, но помните, что при его выполнении очень важно держать бедра постоянно параллельно телу и прокручивать мяч вперед и назад только с помощью рук.
Целевая область: мышцы брюшного пресса.
Скручивание на неподвижном мяче
Сядьте сверху на фитбол, опустив ноги на пол. Перемещайте ноги вперед, прокручивая мяч под плечи и как бы «ложась» на него. Бедра и туловище должны быть параллельны полу. Держите руки на груди. Голова должна находиться прямо, подбородок не стоит притягивать к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс и аккуратно поднимите плечи. Вернитесь в исходное положение. Помните, что очень важно держать голову прямо, в ином случае, это упражнение может привести к травмам.
Целевая область: мыщцы брюшного пресса.
Прямое скручивание в стороны
Сядьте сверху на фитбол, опустив ноги на пол. Перемещайте ноги вперед, прокручивая мяч под плечи и как бы «ложась» на него. Бедра и туловище должны быть параллельны полу. Держите руки на груди. Голова должна находиться прямо, подбородок не стоит притягивать к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс, аккуратно поднимите плечи и потянитесь правым плечом влево. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны. Помните, что очень важно держать голову прямо, в ином случае, это упражнение может привести к травмам.
Боковые изгибы
Для начала, зафиксируйте фитбол, обопритесь на него боком, чтобы он оказался под вашими бедрами. Напрягите боковые мышцы и потяните верхнюю часть туловища вверх, чтобы мяч «скатился» от бедер к груди. Держите тело все время прямо, не сгибайтесь. Вернитесь в исходное положение, а затем повторите с другой стороны.
Целевая область: косые мышцы, боковые мышцы живота.
Прямое скручивание в стороны с мячом
Сядьте на фитбол сверху, опустив ноги на пол. Двигайте ноги вперед, передвигая мяч под плечи, как бы «ложась» на него. Бедра и туловище должны быть параллельны полу. Держите руки на груди, напрягая их и удерживая второй маленький мяч. Голова должна находиться прямо, подбородок не стоит притягивать к грудной клетке. Потянитесь грудью и подбородком вверх, напрягите пресс, аккуратно поднимите плечи и потянитесь правым плечом влево. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой стороны. Помните, что очень важно держать голову прямо, в ином случае, это упражнение может привести к травмам.
Целевая область: прямые и косые мышцы пресса.
Отжимания на мяче
Исходное положение: положите голени на мяч, повернитесь лицом к полу. Верхняя часть корпуса должна держаться на вытянутых руках. Сгибайте локти, опуская корпус к полу, ногами можно немного подкатить мяч по направлению к груди. Вернитесь в исходное положение.
Целевая область: трицепсы, грудь, пресс.
Попеременный подъем рук (вар. 1)
Для начала опустите ноги на верхнюю часть фитбола, повернитесь лицом к полу и выполните позицию «бревно», упираясь обеими руками в пол. Как только ваше тело стабилизируется в этой позиции, медленно оторвите одну руку от пола. Вытяните руку вперед, а затем опуститесь в исходное положение. Повторите упражнение с другой рукой.
Целевая область: пресс, спина, плечи.
Мостик на локтях
Исходное положение: опуститесь на колени и упритесь локтями в мяч, ложась на него. Колени не должны касаться пола. Тело должно образовывать «мостик» между полом и мячом. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Вы должны почувствовать работу мышц брюшного пресса в течение этого упражнения.
Целевая область: пресс.
Мостик с чередованием ног
Сделайте «мостик», опустив ноги на фитбол и упираясь руками в пол. Поднимите одну ногу от мяча и задержитесь в этом положении на 1-2 секунды. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение с другой ногой.
Целевая область: пресс, спина, ноги
Балансирование на коленях
Исходная позиция: поставьте ноги на верхнюю часть шара, вытяните руки в стороны и сбалансируйте свое тело, чтобы встать на шаре на колени. Контролируйте движение мяча стопами. Задержитесь в позиции на несколько секунд. Это трудное упражнение. Для начала, можно опираться на скамейку или стол.
Целевая область: пресс, спина, плечи.
Мостик на спине
Исходная позиция: лягте спиной на неподвижный мяч, упор на плечи. Вытяните туловище в прямую линию, руки разведите в стороны. Колени должны быть согнуты под углом в 90 градусов, а туловище параллельно полу. Зафиксируйте это положение, почувствовав напряжение в мышцах живота и ягодиц. Приподнимите одну ногу от пола, сохраняя прямое положение, и распрямите ее в колене. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой ногой.
Целевая область: пресс, спина, ноги.
Растяжка брюшных мышц
Лягте спиной на мяч, опираясь на лопатки. Вытяните руки за голову и попытайтесь дотянуться до пола. Почувствуйте, как растянулся ваш пресс, и зафиксируйте позицию. Повторите несколько раз.
Целевая область: Это хорошее упражнение для растяжки и расслабления после тренировки мышц живота
Растяжка нижней части спины
Лягте животом на фитбол, опираясь на колени и пальцы ног. Мяч должен быть расположен сразу под грудной клеткой. Держа руки на груди, поднимите туловище на 10 – 20 см. Опуститесь в исходную позицию. Чтобы усложнить упражнение, переместите мяч ближе к бедрам, а колени оторвите от пола. Руки при этом можно убрать за голову. Для повышения устойчивости, ногами стоит упереться в стену или в какой-нибудь неподвижный объект.
Целевая область: Это упражнение поможет укрепить нижнюю часть спины. Напряжение сбалансированно распределяется между поясницей и прессом, поэтому многократное выполнение дает ощутимый результат.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ШВЕДСКОЙ СТЕНКЕ С ПЕРЕКЛАДИНОЙ
Упражнения этого комплекса окажут положительное воздействие на здоровье всех категорий занимающихся. Эти упражнения желательно, также, использовать в качестве разминочных, перед упражнениями других комплексов. В то же время они имеют важное самостоятельное значение для больных с искривлением позвоночника (в том числе и детей) и будут особенно полезны людям среднего и старшего возраста (после 40 - 50 лет), поскольку препятствуют тем возрастным изменениям организма, что ведут к уменьшению роста человека.
- Упражнение 1. Исходное положение (и.п.): Повиснув на турнике (желательно с деревянной перекладиной), лицом к залу, руки на ширине плеч, пятки ног тянуть к полу, носки вверх, при этом одновременно подбородок притягивается к груди. Висеть до 4 мин. Если вы делаете этот комплекс на шведской стенке с турником-карнизом, то по мере усталости отдыхайте, ставя ноги на удобную ступеньку и прогибаясь, продолжая вытягивать позвоночник, так, чтобы растяжка его не прерывалась. Эффект от этого упражнения подобен эффекту от растяжения пружины; даже от многих кратких растяжений он будет не велик, тогда как если тело удерживать в растянутом положении более четырех минут, то растяжка "зафиксируется" и будет достигнут желаемый результат. Для детей страдающих искривлением позвоночника полезно между пятками ног и опорой (пол, табуретка) оставлять пространство 3-5 см, чтобы ребенок стремился достать пятками до опоры. По достижении цели, увеличьте расстояние еще на 3-5 см и т.д. Так вы наглядно увидите изменения, успехи в растяжке позвоночника.
- Упражнение 2. И.п. упражнения 1. На счёт 1 махом развести ноги в стороны,
на 2, скрещивая, свести ноги, что приведет к развороту таза, и повернуть голову в противоположную сторону,
на 3 махом развести ноги в стороны, на 4 тоже, что на 2, но в другую сторону.
- Упражнение 3. И.п. упражнения 1. Пружинящие парные повороты тазом влево - вправо с одновременным разворотом головы в противоположную сторону; 4-8 пар движений в каждую сторону.
Если руки устали, поставьте ноги на опору - ступеньку и выгибайтесь, не прерывая растяжку позвоночника. Отдохнув, продолжайте выполнять упражнение.
- Упражнение 4 - "Маятник". И.п. упражнения 1. Раскачивание ног в стороны строго параллельно стенке при фиксированном положении рук и корпуса; выполнить упражнение 8-16 раз.
- Упражнение 5 - "Русалочка". И.п. упражнения 1. Круги ногами 8-12 раз в каждую сторону. Можно с отдыхом при смене направления. Закончив это упражнение плавно (не прыгая! – касается всех упражнений) слезть с турника или стенки.
- Упражнение 6. И.п.: захват шведской стенки руками на уровне груди и упор ногами во вторую от пола ступеньку.
Плавные парные покачивания вперёд-назад с постепенным сближением рук и ног до минимально возможного расстояния.
- Упражнение 7. И.п.: вис лицом к шведской стенке, руки на ширине плеч, ноги вместе, носки вытянуты вниз. На счет 1 прогибаясь, одновременно отвести ноги и затылок назад,
на 2 вернуться в и.п. На 3 повторить, разводя ноги в стороны,
на 4 – и.п. Следите, чтобы ноги при прогибе, были продолжением спины. Упражнение желательно выполнить 8-12 раз. При избытке массы тела упражнение достаточно повторить трижды, в интервалах ставить ноги на опору и приседать (фото 2 из упражнения 6); при выпрямлении ног лоб тянуть к коленям.
После 3-5 минут отдыха, предпоследнее упражнение комплекса.
- Упражнение 8. И.п.: Встать спиной к шведской стенке, наклонится вниз и взяться руками за нижнюю перекладину.
На счет 1, сгибая руки в локтях, притягивая грудь к коленям одновременно тянуть затылок назад, на 2 и. п., голова опускается вниз. Повторить от 8 до 12 раз.
- Упражнение 9. И.п. упражнения 1. На счет 1 подтягивание коленей к груди, округляя - растягивая позвоночник, одновременно голова опускается вниз, пытаясь соединить лоб с коленями.
На 2 - и.п. На 3 подъем прямых ног до горизонтали. На 4 - и.п. При большом животе выполнять только счет 1 и 2, до 16-18 раз, в 3 подхода.
Упражнения 1 - 9: каждое движение должно завершаться резким выдохом.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1.«Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее»
И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.
2. «Обхвачу себя руками,
Очень крепко, очень сильно,
И потопаю ногами,
Согревайся, Чипполино»
И.п.- руки в стороны, ладони вперед – вдох,
Обхватить себя руками за плечи – выдох, при выдохе сказать «Ух» 3.Упражнение «Трубач»
И.п. – о.с. Глубокий вдох, на выдохе произнести:
«Ту-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу!»
5. Упражнение «Жук»
И.п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. На 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо – вдох, произнося «жжж» - выдох.
«ЖЖ-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу».
6. И.п. – о.с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох.
«Подуем на плечо, подуем на другое.
Нас солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка станет рот.
Ну, а теперь на облака и остановимся пока.
Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ КОРРЕГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ
Игра "Кто устойчивее".
На расстоянии 50 см друг от друга на полу рисуют два круга
диаметром 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.
Игра "Пройди - не ошибись".
Дети сидят на скамье, на полу начерчена линия. Игра имеет несколько вариантов:
1.Каждый ив играющих должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку, впереди стоящей ноги. И обратно пройти по черте спиной назад, ставя носок к пятке.
2.Играющий должен пройти по гимнастической доске, перешагивая через положенные на пути предметы (большой мяч, коробка).
Все упражнения проводятся сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто четко проделал все упражнения с закрытыми глазами. При этом детей поддерживает преподаватель.
Игра "Удержись".
Двое детей в положении приседа. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие -сесть. Кто первым сядет, выбывает из игры, а в игру включается другое и снова играют на "победителя".
Игра " Тачки".
Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги -вторая - лицом в затылок первой. Дети из первой - становятся на четвереньки (руки выпрямлены, кистями опираются об пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй - захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу учителя каждая пара начинает передвигаться вперед, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроте выполнения задания.
ЭСТАФЕТА
Группа делится на две команды, стоящих колоннами на расстоянии: 3-4 шага друг от друга. Напротив каждой команды ставится гимнастическая скамейка, кладется два гимнастических мата, расположенных в длину и далее ставятся на пол два обруча. По центру ближних матов той и другой команды устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу учителя первые в колоннах ложатся животом на скамейку и подтягивая себя при помощи рук преодолевают ее, ложатся на мат, перелезают через скамейку, далее мальчики - ползут на животе при помощи рук и ног по матам, девочки на четвереньках. Пролезают в обручи, касаются рукой стены и бегом возвращаются в свои команды. И так повторяют каждый участник. Выигрывает команда, чей игрок пришел раньше к финишной черте.
В рамках школы количество занятий обычно не превышает более трех раз в неделю. Этого, конечно, недостаточно, поэтому с учащимися нужно проводить разъяснительную работу, стараться убедить их в необходимости ежедневных занятий корригирующими упражнениями. Посильную помощь для этого могут оказать родители, создавая необходимые условия дома, наблюдая за своими детьми, проводя воспитательную работу. Только в тесном контакте родителей, учителей физкультуры и классных руководителей можно добиться эффекта в работе над исправлением дефектов осанки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике дефектов осанки, сколиозов и плоскостопия
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение тела во время сна.
Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см., чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища Для детей с искривлением позвоночника матрац (волосяной, травяной, ватный) кладется на щит из досок или фанеры. Перина, мягкие подушки, пуховики подкладывать вместо жестокого матраца не рекомендуется.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. Во время занятия за столом или партой надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины, рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. В положении сидя дети также нередко принимают неправильную позу. Когда парта, стол или стул не соответствует росту, они вынуждены сидеть согнувшись. Если стол высок, то голова и левое плечо наклонены сильно влево, а если низок, то наоборот, левое плечо поднято, правое опущено.Иногда дети сидят, значительно переместив плечи и все туловище по отношению к тазу в сторону. В этом случае позвоночник наклонен как к тазу, так и к линии плеч.
Многие дети сидят в кресле, поджав под себя ноги, сильно наклонившись в сторону. Это положение также может привести к искривлению позвоночника. А как же нужно сидеть?
Обратите внимание на основные ориентиры правильности посадки. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до локтевого сустава лежат на столе, ноги - на перекладине или подставке, должны быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен для занятий, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, сидящего за этим столом.
Правильное расстояние от глаз ребенке до книги (тетради) проверить нетрудно: поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска„Между грудью и столом должна свободно проходить ладонь. Книга при чтении должна быть наклонена под углом 45° и расположена на расстоянии не менее 30-40 см от ребенка.
Настольная лампа должна быть достаточной мощности (40-50 ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь в крайнем случае перед ним. Целесообразно также оставить включенным общий источник света комнаты.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге. Очень часто можно видеть, как подружки долго стоят, разговаривая, отставив ногу в сторону. Если отставляется постоянно одна и та же нога и позвоночник соответственно часто принимает изогнутую форму, появляется привычка стоять неправильно и может образоваться сколиоз. Поэтому стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги или же, если хочется отставить ногу, поочередно делать это левой и правой ногой.
Мальчики нередко стоят, опустив грудную клетку. В этом положении таз выдвинут вперед, живот выпячен. Эта поза очень некрасива и способствует нарушению осанки. Постоянно надо следить за тем, чтобы мышцы спины были несколько напряжены, грудная клетка поднята, живот уплощен.
К сожалению многие дети ходят опустив голову. Такая походка не только некрасива, но и способствует увеличению грудного кифоза - появлению сутулости.
Одежда и обувь школьника долины быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными и хорошо проницаемыми для тепла.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Для предупреждения развития плоскостопия надо своевременно выявить и принять следующие меры:
1. Не носить слишком тесную обувь и обувь на высоком каблуке.
- Необходимо ограничить нагрузку на нижние конечности Для уменьшения де формации свода стопы полезно пользоваться супинаторами, постоянно делать корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени,
3.Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей ( дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющих свод стопы, дополнительно - специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику).
Для ношения книг рекомендуется как для мальчиков, так и для девочек школьный ранец с широким ремнем.
Старшие школьники могут пользоваться портфелем, но носить его попеременно в правой и левом руке.
Важнейшее условие нормального физического развития детей - питание. Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и включать продукты содержащие соли кальция, железа, магния(мясо, молоко, сливочное масло, каши, горох, фасоль).Ежедневно и в достаточном количестве дети должны получать фрукты, овощи, а если врач сочтет нужным , то и поливитамины.
Главным и действенны средством профилактики дефектов осанки является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание(гимнастика, массаж, закаливание, игры) должно войти составным компонентом в его воспитание.
Родителям необходимо освоить технику рекомендованных упражнений следить за правильностью их выполнения ребенком.
Неправильный выбор упражнений, неправильное их исполнение не способствуют выздоровлению и могут даже нанести серьезный ущерб здоровью ребенка.
Заниматься надо регулярно, так как физические упражнения и другие двигательные навыки могут быть хорошо усвоены ребенком и окажут благоприятное влияние на его физическое развитие и состояние здоровья только тогда, когда повторяется изо дня в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей 9-14 лет "Оздоровительная гимнастика с элементами хореографии
Цель обучения по данному курсу: Создать условия направленные на сохранение и укрепление здоровья, подержание высокой работоспособности и улучшение физических возможностей учащихся с учетом конституцио...
Программа дополнительного образования по гимнастике 4-6 лет итоговая
Программа дополнительного образования по гимнастике...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Гимнастика"
Образовательная программа “ГИМНАСТИКА” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных фи...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ
Рабочая программа составлена для детей первого года обучения в возрасте с 8 лет на основе авторской программы «Спортивная гимнастика» (составитель Ширманова С.И., МБДОУ д/с «Ласточка» 2009г.).Цель про...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Гимнастика ума» математика.(3год обучения)
Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы курса математики, приобрести опыт в решении более сложных задач. Поможет учащим...
Программа дополнительного образования "Спортивная гимнастика".
Программа дополнительного образования "Спортивная гимнастика". Срок реализации программы 1 год, обучающиеся в возрасте 10-15 лет. 2 Занятия в неделю по 1,5 часа. Количество часов в год - 111...