Начальное обучение плаванию
статья по физкультуре на тему
Плавание - жизнено важный наввык. Плавание совершенствует ценые физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность суставов, координацию движения. Упражнения выполняемые на суше и воде, укрепляю не только ышцы рук и ног, а так же мышцы туловища, что формирует правильную осанку у детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
начальное обучение | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Содержание
- Введение
- Общая методика начального обучения и психологическая подготовка
- Требования к техническому оснащению бассейн
4. Проведение занятий
5. Изучение способов и техники плавания
5.1 Кроль на груди
5.2 Изучение стартов и поворотов. Простые старты и поворот
5.3 Облегченный способ плавания баттерфляй (дельфин)
5.4 Изучение техники плавания брассом
5.5 Кроль на спине
6. Воспитательная работа
7. Заключение
8. Список литературы
Введение
Плавание — один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет.
В задачи обучения плаванию в ДЮСШ входит:
1) начальное обучение плаванию;
2) обучение современной технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов;
3) совершенствование техники спортивных способов плавания и овладение ее вариантами.
В процессе обучения тренер-преподаватель руководствуется общими принципами советской системы физического воспитания, в том числе и принципами обучения.
Упражнения, применяемые для обучения плаванию, должны быть доступными для обучающихся, благотворно влиять на их здоровье, физическое развитие и психику.
На каждом уроке последовательно решаются оздоровительные задачи. Преподаватель должен обучить детей гигиеническим навыкам, вооружить умениями и навыками, необходимыми для дальнейших регулярных занятий плаванием или другими видами спорта. Следует предусмотреть мероприятия по профилактике простудных заболеваний (закаливание, контроль за температурой воды и воздуха в бассейне, оборудование специальных сушилок в зимнее время и др.).
2. Общая методика начального обучения и психологическая подготовка
Требования, предъявляемые ученику в процессе обучения, должны возрастать постепенно и соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Наиболее доступными являются упражнения, разучить которые возможно правильнее могут дети младшего возраста за 2—3 занятия. Ребят, усвоивших неправильные движения, очень трудно переучить. Поэтому в плавании применяется прием целостно-раздельного обучения. Для него характерно:
1) применение несложных подготовительных упражнений в воде, включающих основные элементы плавания (умение скользить по поверхности воды в горизонтальном положении, дышать и выполнять простейшие гребковые движения);
2) разучивание элементов техники плавания и объединение их по мере освоения в целостный способ,
3) освоение, как только это становится доступным, облегченного варианта техники плавания, сохраняющего в основе элементы спортивного способа.
Наиболее распространенной при изучении спортивных способов плавания является следующая схема движений: положение и движения тела в скольжении, движения руками; дыхание; согласование движений рук и дыхания; движения ногами; согласование движений ног и дыхания; согласование движений рук и ног; согласование движений рук, ног и дыхания.
Допускаются отступления от схемы. Например, при начальном обучении движения ногами могут разучиваться раньше, чем движения руками. Это более доступно новичкам, особенно если обучение ведется на глубоком месте. Углубленное же изучение современной техники плавания начинается с движений руками во всех способах, за исключением способа брасс. Движения руками создают основную движущую силу в плавании. Необходимо такое естественное согласование движений, при котором движения ногами подчинялись бы движениям руками.
При разучивании элементов техники движений следует помнить, что детям неинтересно выполнять однообразные упражнения. Поэтому к плаванию целостным способом следует переходить тотчас, как только дети смогут проплыть этим способом короткие отрезки. Первые попытки преодоления отрезка выполняются в несколько упрощенной форме (например, с произвольным дыханием или в замедленном темпе).
Обычное повторение упражнения может быстро надоесть детям. Поэтому полезно изменять темп, исходные положения и саму структуру движений. Это не только повысит их интерес к повторениям упражнений, но и поможет освоить наиболее удобные с точки зрения индивидуальных двигательных возможностей ученика плавательные движения.
Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре благодаря положительным эмоциям они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее.
Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно назвать. Например, погружения в воду с выдохом — «водолазы», скольжения—«торпеды» или «стрелы» и т.п. Образные названия, игровые, соревновательные упражнения необходимо дополнять подвижными играми, в которые включаются изучаемые движения.
Дети младшего возраста отличаются предметным, образным мышлением. Они лучше воспринимают не словесные объяснения (хотя и они
должны иметь место в краткой и образной форме), а демонстрацию, показ. При разучивании движений дети склонны к подражанию.
Наглядность в обучении используется и на занятиях с пловцами старших групп. Преподаватель применяет приемы, направленные на создание у занимающихся двигательных представлений о сложном движении или его отдельных фазах.
Используются:
— образцовая демонстрация упражнения преподавателем, его помощником или пловцом старшей группы;
— показ разучиваемого движения наиболее подготовленным учеником данной группы;
— зрительные и звуковые ориентиры, задания предметного характера, образные «ограничители» движений (например, ученик начинает поворот головы для вдоха при плавании кролем лишь после того, как увидит под водой вход руки в воду, разноименной стороне поворота; или выполняет стартовый прыжок через шест, удерживаемый у поверхности воды, и старается не задеть его; или держит голову при плавании на спине неподвижно, как будто на лбу у него стоит стакан с водой;
— просмотр и анализ наглядных пособий: рисунков, плакатов, кинокольцовок, кинограмм, подвижных макетов-муляжей пловца и т. д. На этапе совершенствования техники большую пользу приносит просмотр движений лучших пловцов через подводное окно, регулярный просмотр кинофильмов, в которых показываются различные варианты техники. «Замедленный» кинопоказ, применение стоп-кадра позволяют детально разобрать отдельные моменты движений;
— имитационные упражнения на суше, в том числе статические упражнения, имитирующие отдельные моменты движений пловца в воде;
— непосредственная помощь, оказываемая ученику, которая позволяет ему ощутить правильное положение частей тела в воде или самодвижение.
Следовать принципу наглядности — это не значит сводить обучение к механическому копированию движений. Опираясь на конкретное мышление детей, преподаватель не должен забывать о сознательности и активности учеников. В доступной форме им необходимо объяснять, с какой целью разучивается упражнение, для чего нужно выполнить движения в воде так, а не иначе. С первых же уроков преподаватель должен на примерах из разучиваемого материала знакомить занимающихся с основными закономерностями плавания.
Важно развить у детей способность осмысливать свои движения, судить о правильном и неправильном их выполнении. Для этого иногда можно на примерах учеников данной группы демонстрировать не только образцовое,
но и неправильно выполненное движение. Правда, делать это следует в тактичной форме, чтобы не обидеть недостаточно подготовленного ученика и не поколебать у него уверенности в своих силах. Не следует резко критиковать детей, особенно на первых занятиях, за неправильно выполненное упражнение. Важно, указав на неправильное движение при плавании с помощью движений ученику повторить упражнение, а затем, если он исправил свои ошибки, похвалить его. Ошибки надо исправлять постепенно и последовательно, начиная с самых существенных — одной-двух.
При обучении соблюдается принцип повторности и систематичности. Продолжительные перерывы в занятиях, недостаточное число повторений упражнений отрицательно сказываются на изучении техники плавания. Но и простое многократное повторение упражнений не решает задачи полностью. Упражнения должны изучаться по следующей схеме: от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.
Движения, представляющие основу навыка плавания или наиболее трудно усваиваемые, необходимо повторять на многих занятиях. Подводящие упражнения осваиваются в общих чертах и исключаются из уроков, как только надобность в них отпадает.
Выбор средств обучения, их объем, последовательность в применении определяются задачами обучения, подготовленностью учеников и количеством уроков, предусмотренных учебным планом.
На этапе начального обучения число уроков, как правило, ограничено. Поэтому приходится отбирать минимум наиболее эффективных и доступных упражнений.
^ 3. Требования к техническому оснащению бассейна
Наиболее успешно вести начальное обучение можно в специальных учебных бассейнах, где уровень воды регулируется от 50 до 100 см, или на мелкой части спортивного бассейна, если глубина ее не превышает 80—90 см. Температура воды в бассейне должна быть не ниже 26—29°.
Если в спортивной школе имеется только глубокий бассейн, то и его можно использовать для начального обучения. С помощью портативных разборных сооружений уменьшают глубину бассейна. Если этого сделать нельзя, то на первых 9—12 уроках применяются поддерживающие средства (поплавки, ласты и др.).
Эффективность обучения заметно повышается, если на уроках используется специальный инвентарь: детские плавательные доски из пенопласта размером 35 X 25 X 4 см, поплавки для поддержания ног при
плавании с помощью рук, надувные круги, гимнастические обручи, обычные шесты, сделанные из дюралевых или пластмассовых трубок длиной от 2 до 4 м и диаметром 3—4 см, плавающие шесты, резиновые шайбы, пластикатовые мячи и др.
Инвентарь, который не выпускается промышленностью, изготовляется своими силами. Упрощенный вариант поплавков для ног можно сделать из пенопластовых поплавков, разграничивающих бассейн па дорожки. Их нанизывают на капроновый шнур по 4—5 штук и туго затягивают концы шнура узлами. Два таких поплавка соединяют затем другим шнуром.
Плавающий шест изготовляется из двух пенопластовых дощечек толщиной 8—10 см, просверленных сбоку посередине. Дощечки отверстиями плотно насаживаются на концы дюралевого или пластмассового шеста длиной 2 м. Концы шеста заделываются наглухо, чтобы в них не попала вода. В каждом мелком учебном бассейне должно быть не менее 5—6 таких шестов.
В основу курса начального обучения положено освоение подготовительных упражнений в воде и последовательное комплексное изучение облегченного способа плавания кроль на спине, способа кроль на груди, облегченных способов брасс и дельфин. На каждом занятии предусматривается применение упражнений на суше, подготавливающих детей к освоению учебного материала в воде.
^ 4. Проведение занятий.
Урок — основная форма учебных занятий. На уроках преподаватель учитывает индивидуальные возможности каждого ученика. Одновременно с общими заданиями и указаниями для всей группы он дает объяснения и делает замечания отдельным ученикам. Урок условно делят на три части: подготовительную, основную й заключительную.
Подготовительная часть урока включает в себя построение и расчет занимающихся, рапорт, перекличку (если необходимо), краткое объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение гимнастических и имитационных упражнений, подготовку инвентаря для занятий в воде.
Основная часть урока посвящается изучению новых упражнений в воде, закреплению приобретенных на предыдущих занятиях умений и навыков. От четкости и грамотности проведения данной части урока зависит успех в решении основной задачи обучения.
В заключительной части урока планируется постепенное снижение нагрузки и активный отдых. Разученные упражнения закрепляются во время игры. Когда ученики овладеют основными движениями в воде, уместно
несколько минут в конце урока выделить для «свободного купания» — позволить детям выполнять их любимые упражнения. Часто преподаватель использует эти минуты для индивидуальной работы с отстающими учениками.
Заканчивать занятие в воде желательно упражнениями, которые у детей хорошо получаются. Это создает благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес учеников к очередному уроку.
На суше происходит организационное завершение урока: построение, расчет, подведение итогов, задание на дом. При подведении итогов отмечаются успехи и недостатки группы в целом, а также успехи отдельных учеников. Задание на дом включает комплекс специальных гимнастических и имитационных упражнений, выполняемых на суше.
На первом уроке преподаватель разъясняет ученикам правила внутреннего распорядка в бассейне, знакомит с гигиеническими требованиями, объясняет команды и жесты, которыми он будет пользоваться во время урока.
Для обеспечения безопасности на занятиях в бассейне преподаватель обязан:
— не допускать к уроку детей, не прошедших медицинский осмотр;
— выводить новичков на борт бассейна и уводить их в душевые строем;
— на первом занятии научить детей правильному и безопасному входу в воду;
— не допускать прыжков в воду вниз головой на мелком месте;
— поддерживать строгую дисциплину на занятиях; вести непрерывное наблюдение за всеми занимающимися, особенно когда урок проводится в глубоком бассейне;
— при переводе группы для занятий в глубокий бассейн проверить умение каждого занимающегося плыть на глубоком месте, даже если он уверенно держался на воде в мелком бассейне. Каждый занимающийся должен проплыть вдоль бортика бассейна. Преподаватель сопровождает ребенка с шестом в руках;
— урок в воде начинать только после того, как предыдущая группа занимающихся полностью выйдет из воды.
Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:
Начальное обучение
Курс начального обучения в программе ДЮСШ плавания рассчитан на 36 занятий, каждое продолжительностью не менее 45 мин. В основу курса пополнено освоение подготовительных упражнений в воде и комплексное
изучение способа плавания кроль на груди и облегченных способов плавания — на спине, брасс, дельфин.
Курс начального обучения условно разбивается на три этапа, каждый из которых имеет частные задачи, специфические средства и контрольные упражнения.
Задача первого этапа — освоение подготовительных упражнений в воде. На ее решение отводится 9 уроков. Контрольные упражнения:
1) погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10—15 погружений подряд);
2) скольжение на груди (руки вытянуты вперед) и на спине, (руки у бедер) с помощью толчка от стенки бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
3) соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Задача второго этапа — изучение четырех способов плавания, простейших спадов и прыжков в воду. За основу принято параллельно-последовательное изучение способов плавания. Уроки с 10-го по 21-й включительно отводятся на изучение облегченного способа плавания кроль на спине и способа кроль на груди. Затем с 22-го по 30-й урок изучаются облегченные способы плавания брасс и дельфин. В это же время обучающиеся овладевают простейшими прыжками и спадами в воду и простыми поворотами. Продолжается совершенствование таких подготовительных упражнений в воде, как скольжение и дыхание.
Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):
1) проплыть 6—8 м облегченным способом на спине (на 15-м уроке);
2) проплыть 6—8 м облегченным способом кроль на груди (на 21-м уроке);
3) проплыть 6—8 м облегченным способом брасс (на 29-м уроке);
4) проплыть б—8 м облегченным способом дельфин (на 30-м уроке);
5) соскок в воду ногами вниз с высокого бортика или метрового трамплина; спад в воду головой вперед с низкого бортика (на 30-м уроке).
Задача третьего этапа — закрепление навыка одного-двух способов плавания, выбранных с учетом двигательной одаренности занимающегося. К началу третьего этапа преподаватель узнает, какие движения в воде даются отдельным ученикам легче, какие координации соответствуют их индивидуальным возможностям. С учетом этого выбирается один или два способа, совершенствование которых продолжается на уроках с 31-го по 36-й.
Применяются упражнения в плавании избранным способом с полной координацией движений. Чаще всего это кроль на груди или брасс. Обучающихся знакомят также с упрощенным стартом и простыми поворотами. На уроках с более подготовленными пловцами в качестве дополнительного материала могут быть использованы упражнения для изучения и совершенствования техники плавания спортивными способами.
Контрольные упражнения и нормативы:
1) проплыть 8—10 м каждым из четырех изученных способов плавания на технику (35-й урок);
2) проплыть 25 м одним из способов по выбору (36-й урок);
3) выполнить прыжок в воду головой вперед с низкого бортика или тумбочки (35-й урок).
Начиная с 22-го урока отдельные занятия или заключительную часть занятия, а с 31-го урока все оставшиеся занятия полностью рекомендуется проводить в глубоком бассейне. Это необходимо для изучения простейших прыжков в воду, воспитания уверенности и умения ориентироваться на глубокой воде.
Рассмотренный вариант планирования рассчитан на детей 8—9 лет, учащихся 2—3-го классов общеобразовательной школы, не умеющих плавать. При обучении плаванию детей 1-го класса из программы исключается облегченный способ плавания дельфин. При слабой физической подготовленности школьников первый этап обучения — освоение подготовительных упражнений — можно продлить до 12 занятий. Если группа начального обучения укомплектована школьниками 3—4-го классов, умеющими держаться на воде, продолжительность первого этапа обучения сокращается до 6 уроков. Соответственно увеличивается последний этап. Возможным становится подготовка к выполнению норматива «преодоление дистанции 50 м способом кроль или брасс».
По-иному планируется курс начального обучения, если группа с самого начала занимается в глубоком бассейне.
Этап освоения подготовительных упражнений в этом случае увеличивается до 12—15 уроков, а занятия проводятся с использованием поддерживающих средств. К ним можно отнести поплавки из пенопласта. Общий вид поплавка и его размеры приведены на рис. 68. Объем около 4 литров. Рассчитан на детей 5—9 лет.
Поплавок надежно крепится на спине юного пловца при помощи капронового пояска с металлическим кольцом и карабином. Поясок проходит под мышками и плотно застегивается на груди. Его длину можно изменить от 60 до 85 см, в зависимости от окружности грудной клетки. Поплавок вполне можно изготовить силами предприятий местной промышленности и даже отдельных бассейнов.
Достоинства поплавка в сравнении с другими поддерживающими средствами заключается в том, что при погружении новичка в воду поплавок не только поддерживает его на воде, но и создает вращательный момент, заваливающий ребенка на грудь. Это на первых порах заставляет новичка непроизвольно выполнять гребковые движения руками вниз - назад, чтобы сохранить устойчивое положение.
На последующих занятиях поплавок помогает новичку вначале принять наклонное, а затем и горизонтальное положение на груди. По мере того как ребенок осваивает это положение, поплавок перестает оказывать поддержку и становится ненужным.
Основные упражнения на первом этапе обучения выполняются в следующей последовательности:
1. Погружение в воду, держась за бортик двумя руками; одной рукой; погружение лица в воду; выдох на воду; выдох в воду с открытыми глазами; гребок одной рукой, как в кроле без выноса рук из воды, другая — опирается о бортик; передвижение вдоль бортика с помощью гребковых движений одной руки и с опорой другой о бортик; ознакомление с движением ногами, как при плавании кролем на груди с опорой руками о бортик.
2. Освоение гребковых движений обеими руками, как при плавании кролем, дельфином и брассом без выноса рук из воды; передвижение в воде в положении наклона (подбородок на поверхности воды) с помощью гребковых движений рук, ноги расслаблены.
3. Лежание и скольжение на груди в горизонтальном положении с различным исходным положением рук и с лицом, опущенным в воду, с задержкой дыхания;
4. Передвижение в воде в горизонтальном положении с помощью гребковых движений рук, ноги расслаблены и удерживаются у поверхности воды, подбородок на поверхности воды; то же, но лицо опущено в воду (для вдоха голова приподнимается лицом вперед, а на последующих занятиях — поворачивается в сторону).
5. Движения ногами как при плавании кролем на груди.
6. Плавание кролем без выноса рук из воды с задержкой дыхания, а на последующих занятиях — с дыханием при повороте головы в сторону. В этом упражнении поплавок практически уже не оказывает ребенку никакой поддержки.
На этом заканчивается первый этап обучения. Следующие уроки посвящаются изучению способа плавания кроль на груди, облегченных способов плавания брасс и дельфин, закреплению навыка плавания избранным способом.
Если новичок к этому времени сможет проплыть без поплавка бассейн в ширину, то в дальнейшем его обучают без поддерживающих средств. Если ему это не удается, то поплавок применяют еще на нескольких занятиях. Несомненно, поплавок облегчает обучение новичка различным движениям в способах плавания на груди. И все же основное методическое правило предусматривает: научил новичка уверенно преодолевать глубокий бассейн от стенки до стенки — дальше обучай без поплавка.
Особой осторожности требует переход от упражнений с поплавком к упражнениям без него. Преподаватель обязан внимательно проверить подготовленность ученика на глубокой воде без поплавка.
При обучении в глубоком бассейне могут использоваться и другие поддерживающие средства, надежность и эффективность которых опробована в условиях данной спортивной школы. Такими средствами могут быть «плавающие шесты», ласты и др.
5. Изучение способов и техники плавания
5.1. Кроль на груди.
Подготовительные упражнения:
На суше:
1. Стоя в наклоне вперед прогнувшись: имитация одной рукой движений, как при плавании кролем на груди. То же, но другой рукой. То же, но двумя руками. Обратить внимание обучающихся на активное начало гребка ладонью и предплечьем («Захватывай воду ладонью — удерживай локоть высоко!»).
2. То же, но имитация рукой движений, как при плавании кролем, и дыхания, другая рука вытянута вперед. Голова для вдоха поворачивается в сторону руки, имитирующей движение «окончание гребка». При этом необходимо следить, чтобы голова не приподнималась. Она должна ухом касаться плеча руки, противоположной стороне вдоха. Вместе с движением руки, под которую делался вдох, в исходное положение возвращается и голова, поворачиваясь лицом вниз, — выдох.
3. Стоя в наклоне вперед прогнувшись, одна рука впереди, другая сзади, как при плавании кролем на груди. Обращают внимание на непрерывное
согласование движений рук: в то время как одна рука имитирует «окончание гребка и выход руки из воды», другая выполняет «захват воды» кистью.
4. То же, но имитация согласования движений обеих рук и дыхания.
В воде: 1. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, подбородок на поверхности воды: имитация движений рук, как при плавании кролем, дыхание произвольное.
2. То же, но лицо опущено в воду.
3. То же, но передвигаясь по дну бассейна шагом (в основном за счет гребков руками!).
4. Движения руками как при плавании кролем на груди с поддержкой партнера (только для детей старшего возраста). Партнер поддерживает занимающегося сбоку за бедра или сзади за голени, помогая сохранять горизонтальное пополнение тела у поверхности воды. Упражнение выполняется на месте и в движении — партнер передвигается шагом по дну бассейна. В случае необходимости во время занятий с детьми младшего возраста поддержку отдельным занимающимся может оказать преподаватель или его помощник, находящийся вместе с детьми в воде.
5. Плавание с помощью движений рук кролем и с поплавком между ногами. Упражнение выполняется на задержке дыхания и с произвольным дыханием.
6. То же, но без поплавка. Ноги пловца вытянуты у поверхности воды и расслаблены. Для сохранения равновесия допускаются легкие движения ногами вверх и вниз. Упражнения 5 и 6 являются основными при разучивании движений руками в кроле на груди.
7. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, лицо опущено в воду, одна рука упирается в бортик: движения другой рукой как при плавании кролем на груди в сочетании с дыханием. Вдох в сторону руки, заканчивающей гребок, выдох — в воду.
8. Повторить упражнения 2—6, но в согласовании с дыханием.
Чтобы занимающиеся могли лучше концентрировать внимание на дыхании, в первых попытках один вдох и выдох выполняется на два или три полных цикла движений рук. Затем дыхание производится на каждый цикл движений.
Занимающийся должен стремиться сохранять устойчивое горизонтальное положение тела. При этом плавать следует с открытыми глазами, чтобы иметь возможность контролировать движения руками.
Упражнения для изучения движений ногами.
На суше:
1. Сидя на скамейке с опорой руками сзади: имитация движений ног, как при плавании кролем.
2. Лежа на груди вдоль скамейки, руки вытянуты вперед, голова между руками, носки ног оттянуты: немного прогнув тело и оторвав колени от скамейки, имитация движений ног, как при плавании кролем, с небольшой амплитудой.
3. То же, но одна рука вытянута вперед, другая у бедра.
4. Лежа на боку вдоль скамейки, нижняя рука вперед и опирается ладонью о скамейку, верхняя — вдоль бедра: немного приподняв ноги от скамейки вверх за счет прогиба тела в сторону, имитация движений ног, как при плавании кролем. Упражнение выполняется с помощью партнера, который стоит сбоку занимающегося и помогает ему сохранить исходное положение тела на боку.
В воде:
1. Движения ногами как при плавании кролем, лежа на груди с опорой руками о бортик бассейна. При этом кисть одной руки захватывает сверху край сливного корытца, кисть другой — упирается ладонью (пальцы вниз) в стенку бассейна на глубине примерно 30 см; обе руки прямые. Лицо пловца направлено вперед, подбородок на поверхности воды, дыхание произвольное. При последующих повторениях упражнения при вдохе лицо необходимо приподнять и смотреть вперед или повернуть голову в сторону; при выдохе лицо следует опустить в воду.
На занятиях с детьми младшего возраста можно применить другое исходное положение — лежа на груди в воде с опорой руками о бортик бассейна: хват кистями сверху за край сливного корытца на ширине плеч, руки согнуты, локти упираются в стенку, подбородок между руками на поверхности воды, лицо направлено вперед.
Следить за вытянутым горизонтальным положением тела у поверхности воды, мягкими, с небольшой амплитудой движениями ногами. Упражнение является имитационным. Выполняется с небольшим числом повторений для создания у новичков общего представления о движениях ногами как при плавании кролем.
Толчком ног от бортика скользить на груди, а затем выполнять движения ногами, как при плавании кролем на груди, руки впереди.
3. То же, но с доской в руках.
4. Движения ногами как при плавании кролем на груди, руки у бедер.
5. То же, но одна рука впереди, другая — у бедра.
6. То же, но в положении на боку, нижняя рука впереди, верхняя — у бедра.
Упражнения выполняются сначала с задержкой дыхания, лицо опущено в воду; затем с дыханием путем приподнимания головы лицом вперед. После того как занимающийся сможет проплыть с помощью ног 8—10 м, вдох выполняется с помощью поворота головы в сторону. Дыхание осваивается в обе стороны, как при плавании кролем на груди.
Упражнения для изучения согласования движений рук, ног и дыхания
На суше:
1. Стоя в наклоне вперед прогнувшись лицом к стене, одна рука сзади, другая — впереди и касается стены кончиками пальцев: имитация согласования движений рук и ног, как при плавании кролем, во время ходьбы на месте (носки от пола не отрывать). Занимающихся знакомят с двух- и шести ударной координацией движений.
В первом случае занимающиеся выполняют шаги в ритме счета «раз-два». Каждый счет приходится на касание одной рукой стены и опускание пятки разноименной ноги; другая рука в это время «завершает гребок».
Во втором случае занимающиеся на один полный цикл движения рук выполняют шесть шагов в ритме счета «раз-два-три, раз-два-три». На счет «три» рука касается пальцами стены.
2. Во время движения шагом имитация согласования движений ног и рук, как при плавании двух ударным кролем; на шаг вперед левой — «завершение гребка левой рукой и вход в воду правой руки»; на шаг вперед правой — «завершение гребка правой рукой и вход в воду левой руки». Упражнение выполняется в ритме растянутого счета: «и р-а-а-з, и д-в-а-а».
На счет «и» занимающийся плавно переносит тяжесть тела вперед с одной ноги на другую и рукой, вытянутой вперед, начинает «гребок», а рукой, вытянутой назад, — «выход руки из воды и движение над водой».
3. То же, что упражнения 1 и 2, но в сочетании с дыханием. В упражнении, выполняемом у стены, голова для вдоха поворачивается сразу же после касания стены рукой, противоположной стороне вдоха. После вдоха голова должна возвратиться в исходное положение лицом вниз раньше, чем рука, под которую выполняется вдох, коснется стены.
В воде: 1. Стоя на дне в полу наклоне вперед прогнувшись, одна рука впереди, другая — сзади, лицо опущено в воду: повторить имитационные упражнения, что и на суше, для согласования движений ног, рук и дыхания, как при плавании кролем.
Плавание с помощью движений рук кролем короткого отрезка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды — прочувствовать
уравновешивающие движения ног вверх и вниз, а затем усилить их в ритме двух ударной координации.
Если двух ударная координация не получается, в качестве подводящего упражнения можно использовать следующее:
3. Лежа на груди, руки вдоль туловища: плавание с помощью попеременных захлестывающих движений ладонями и предплечьями назад (локти от туловища не отрывать), координируя каждое движение ладонью назад с небольшим захлестывающим движением одноименной стопой вниз.
4. Плавание на груди короткого отрезка с помощью ритмичных движений ногами кролем, одна рука вытянута вперед, другая — у бедра и с последующим присоединением движений руками кролем в ритме шести ударной координации.
5. Плавание коротких отрезков с помощью движений рук и ног с наиболее естественным (удобным) для обучающегося согласованием движений.
Первые повторения при плавании кролем на груди выполняются с задержкой дыхания. Осваивается ритм двух- или шести ударного кроля. Если обучающийся легко согласует движения в координации четырех ударного кроля, не следует считать это за ошибку.
Затем переходят к освоению согласования движений рук и ног с дыханием.
6. Плавание коротких отрезков кролем на груди, вдох в сторону на каждые 2 или 3 полных цикла движений рук.
7. То же, но вдох выполняется на каждый цикл движений рук.
Если у отдельных учеников появляются трудности в освоении дыхания при плавании кролем на груди, выполняются следующие упражнения.
8. Плавание на груди с помощью движений ног и одной руки кролем, другая рука вытянута вперед и опирается ладонью о резиновый круг или плавательную доску; вдох выполняется в первой половине движения руки над водой после гребка.
9. То же, но без опоры рукой о круг или доску.
Во время первых повторений упражнений 8 и 9 голова остается все время повернутой лицом в сторону гребущей руки, рот — над поверхностью воды. После того как занимающийся освоит момент вдоха, голова для выдоха поворачивается лицом в воду.
10. Плавание кролем на груди с дыханием, длину отрезков постепенно увеличивают.
5.2. Изучение стартов и поворотов
Простые повороты и старты.
Первые повороты в мелком учебном бассейне занимающиеся выполняют с остановкой. Коснувшись рукой стенки бассейна, они встают на дно, поворачиваются кругом, принимают исходное положение для скольжения и, оттолкнувшись от стенки, плывут дальше.
Затем переходят к изучению открытого плоского поворота с касанием стенки одной или двумя руками. Второй вариант поворота применяется в дальнейшем при плавании брассом и дельфином.
Чтобы выполнить открытый плоский поворот, пловец должен: подплыть к стенке и коснуться ее рукой (руками); если есть возможность, захватить край бортика и подтянуться к нему; сгруппироваться и выполнить поворот, помогая себе руками, опирающимися о стенку и воду; упереться стопами в стенку; сделать вдох; погрузиться под воду, вытянув одновременно руки вперед; оттолкнуться от стенки ногами и скользить на груди.
Вместо плоского поворота с касанием стенки одной рукой занимающиеся могут освоить поворот «маятником». В момент касания стенки рукой занимающийся несколько поворачивается на бок в сторону этой руки. Голова и плечи показываются из воды, таз опускается вниз, ноги сгибаются и устанавливаются стопами на стенку. Сделав вдох, занимающийся отталкивается рукой от стенки, поворачивается на другой бок, а затем на грудь и начинает погружаться под воду. Одновременно с этим он проносит руку по воздуху и кладет ее на воду. Вытянув под водой обе руки вперед, отталкивается ногами и скользит на груди.
Для изучения простого плоского поворота выполняют следующие упражнения:
На суше. Стоя у стены лицом к ней на расстоянии 1,5—2 м, имитация основных элементов поворота: подхода к поворотной стенке, касания ее рукой, вращения (стоя на одной йоге), постановки стоп на стенку, вдоха, отталкивания.
В воде:
1. Лежа на груди с помощью партнера или преподавателя, согнуть ноги, подтянуть колени к животу, выполнить плоский поворот, помогая себе движениями головой, плечами и руками, опирающимися о воду.
2. То же, но без помощи партнера в конце скольжения на груди после отталкивания от стенки или дна бассейна.
3. Стоя на дне бассейна в полу наклоне вперед прогнувшись (глубина по грудь) лицом к поворотной стенке, одна рука вытянута вперед на поверхности воды, другая — назад: подойти к стенке по дну, коснуться ее и выполнить поворот с последующим отталкиванием и скольжением.
4. То же, что упражнения 1 и 2, но с касанием стенки рукой и скольжением после поворота.
5. Выполнить поворот, наплывая на стенку с помощью движений ног, руки вытянуты вперед.
6. То же, но подплывать к стенке следует целостным способом.
По этой схеме осваивается и поворот на груди «маятником».
При изучении поворотов вначале добиваются качественного выполнения вращения, отталкивания и скольжения без движений: «кто лучше сделает вращение?», «кто дальше скользит после поворота?» Затем повороты выполняются с гребковыми движениями после скольжения.
Для того чтобы выполнить поворот, при плавании облегченным способом, на спине, ученик должен: перед поворотом вытянуть одну руку вперед под водой или над водой и коснуться стенки бассейна, одновременно повернуться на бок в сторону вытянутой руки; выполнить поворот «маятником», как это делается при плавании на груди, и перевернуться на спину во время отталкивания. При плавании спортивным способом кроль на спине осваивается открытый плоский поворот на спине. Поворот несложен и быстро разучивается обучающимися.
Во время игр, эстафет и первых контрольных упражнений занимающиеся выполняют старт из воды толчком ног от стенки или дна бассейна.
При плавании на спине начинающие пловцы легко усваивают старт из воды, взявшись руками за край пенного корытца или за специальные поручни стартовой тумбочки. Осваивается старт с плоским входом в воду и скольжением в положении руки у бедер. Старт с махом руками через стороны и скольжением на спине с руками, вытянутыми вперед, представляет для учеников групп начального обучения значительную трудность. Поэтому с этим вариантом старта группу следует лишь познакомить, не требуя выполнения его от всех учеников.
При плавании на груди старт толчком от стенки бассейна осуществляется из положения вис сзади или вис боком на одной руке, ноги согнуты в коленях и упираются стопами в стенку. Можно использовать старт
с низкого бортика соскоком в воду вниз ногами с последующим отталкиванием от дна и скольжением на груди.
По мере освоения обучающимися спадов головой вперед переходят к выполнению стартов с низкого бортика. Основными будут спады и прыжки головой вперед из положения стоя нагнувшись, руки вперед.
Внимание обращается на плоский вход в воду и хорошее скольжение, а в прыжках головой вперед — и на хорошо вытянутое положение тела в полете. Последний вид прыжка можно применять в качестве стартового на итоговых соревнованиях в группе начального обучения. Но лучше, если занимающиеся освоят старт пловца с тумбочки или низкого бортика.
На суше имитируют движения при прыжке вверх из исходного положения, занимаемого по команде «На старт!». В воде стартовый прыжок с махом руками выполняется вначале с низкого бортика, затем с высокого или тумбочки. Чтобы научить новичка хорошему отталкиванию и вылету, рекомендуется стартовый прыжок делать через шест или в гимнастический обруч, удерживаемые над поверхностью воды.
^ 5.3 Облегченный способ плавания баттерфляй (дельфин)
В основу облегченного способа плавания, дельфин, положены движения ногами и туловищем, как при плавании дельфином, в согласовании с движениями рук и дыханием, как при плавании облегченным способом брасс. На этапе начального обучения к облегченному способу плавания дельфин приступают лишь после того, как освоены три других способа плавания. Поэтому обучающиеся с движениями руками брассом в согласовании с дыханием бывают уже знакомы.
Основное внимание уделяется изучению движений ногами и туловищем, как при плавании дельфином.
Упражнения для изучения движений ногами и туловищем.
На суше:
1. Стоя руки вверх ладонями вперед, голова между руками: упругие движения тазом вперед и назад, как при плавании дельфином.
2. То же, но стоя на носках. При движении таза вперед ноги немного сгибаются в коленных суставах, при движении назад — выпрямляются. Плечевой пояс и руки остаются неподвижными.
3. Стоя на одной ноге боком к стенке, одна рука вверху, другая опирается о стенку: имитация волнообразных движений туловищем и свободной ногой, как при плавании дельфином.
4. То же, но руки у бедер.
В воде:
1. Стоя на дне бассейна, повторить упражнения, выполнявшиеся на суше.
2. Лежа на груди и опираясь о борт прямыми руками: волнообразные движения ногами и туловищем, как при плавании дельфином.
3. То же, но лежа у бортика на спине.
4. Упражнение «дельфины» (см. раздел «Подготовительные упражнения в воде»),
5. Скольжение на груди, руки впереди. Движения ногами и туловищем как при плавании дельфином.
6. То же, но руки у бедер.
7. То же, но лежа на спине, руки у бедер.
8. Движения ногами как при плавании дельфином с опорой руками о доску.
9. Упражнения 5, 6 и 8, но в сочетании с ритмичным дыханием (лицо все время обращено вперед).
Если отдельные ученики с трудом выполняют волнообразные движения ногами и туловищем, движения осваиваются по упрощенной схеме — с еще большим сгибанием ног в колейных суставах и с меньшей амплитудой движений тазом вверх и вниз.
Упражнения для изучения согласования движений рук, ног и дыхания
На суше:
1. Стоя на одной ноге в полу наклоне вперед прогнувшись, руки вытянуты вперед: имитация согласования движений рук, как при плавании брассом (с укороченным гребком), и движения ногой, как при плавании дельфином.
Вначале осваивается одноударная координация — согласование движений рук и ног, как при плавании слитным брассом. Затем обучающихся знакомят с двух ударной координацией, где второе волнообразное движение ногами следует тотчас за первым, когда руки вытянуты вперед.
2. То же, но в согласовании с дыханием.
В воде: 1. Стоя на одной ноге на дне бассейна в полу наклоне вперед прогнувшись, подбородок на воде, руки вытянуты вперед на поверхности воды: имитация согласований движений рук и ног, как при плавании
облегченным дельфином. Упражнение выполняется плавно, чтобы занимающиеся не теряли равновесия.
2. То же, но в согласовании с дыханием.
3. Плавание коротких отрезков облегченным способом дельфин с одноударной координацией движений и задержкой дыхания.
4. То же, но с двух ударной координацией движений.
5. То же, что упражнения 3 и 4, но в согласовании с дыханием.
6. Плавание облегченным способом дельфин с применением двух ударной координации движений, постепенным увеличением длины отрезков.
5.4. Изучение техники плавания брассом.
На этапе начального обучения изучается облегченный способ плавания брасс. От спортивного способа он отличается лишь укороченной амплитудой движений руками и приподнятой головой — рот не должен быть опущен ниже уровня воды.
Во время освоения подготовительных упражнений в воде новички знакомятся с элементарными движениями руками и ногами, как при плавании брассом. В занятиях, предшествующих изучению способа брасс, желательно разучить на суше приседания с исходными положениями стоп и коленей, характерными для брасса: это повысит подвижность суставов ног и создаст хорошие предпосылки для изучения движений ногами при плавании брассом.
Упражнения для изучения движений ногами.
На суше.
Сидя на краю скамейки с опорой руками сзади: имитация движений ногами брассом. Обращается внимание на плавное сгибание ног, быстрый разворот стоп носками в стороны, энергичное разгибание и сведение ног. Первые повторения выполняются медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и после сведения ног вместе; затем — в рабочем темпе и ритме, с небольшой паузой после сведения ног вместе.
В воде:
1. Повторить с разведением и сведением ног при скольжении на груди.
2. Лежа на груди и держась руками за бортик: имитация движений ногами брассом.
3. То же, но лежа на спине.
4. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед; движения ногами брассом. После каждого движения ногами — пауза, скольжение.
5. То же, но руки у бедер.
6. Скольжение на спине, руки у бедер: движения ногами брассом.
7. Плавание с помощью движений ног брассом, руки опираются о доску.
Обратить внимание на плавное подтягивание ног (пятки у поверхности воды); хороший разворот стоп носками в стороны; энергичное, но мягкое отталкивание ногами; устойчивое положение таза во время движений ногами, хорошее продвижение после толчка.
Упражнения для изучения движений руками.
На суше:
1. Стоя в полу наклоне вперед прогнувшись, лицо вперед, руки вытянуты вперед ладонями вниз: имитация движений рук, как при плавании брассом на груди. Руки разводятся в стороны примерно до угла 45° с поворотом ладоней наружу. Возвращение в исходное положение: руки сгибаются в локтевых суставах под небольшим углом и одновременно поворачиваются ладонями вниз; сведение кистей, предплечий и локтей вместе единым округлым движением так, чтобы локти оказались внизу и впереди подбородка; выведение рук вперед.
2. То же, но в согласовании с дыханием. Вдох выполняется после разведения рук в стороны, выдох — во время выведения рук вперед и паузы в исходном положении.
В воде:
1. Стоя на дне в полу наклоне вперед прогнувшись: имитация движений рук брассом с укороченной амплитудой.
2. То же, но в согласовании с дыханием (рот все время находится на уровне поверхности воды).
3. То же, но в передвижении по дну шагом.
4. Скольжение на груди с поплавком между ногами, движения руками как при плавании брассом.
5. То же, но без поплавка.
6. То же, что упражнения 4 и 5, но в согласовании с дыханием.
Упражнения для изучения согласования движений рук, ног и дыхания.
На суше:
1. Стоя на одной ноге, руки вытянуты вперед: имитация согласования движений рук и другой ноги, как при плавании брассом. Вначале занимающихся знакомят с раздельным согласованием (последовательно
выполняются движения руками, ногой — пауза), а затем со слитным (с началом разведения рук в стороны начинает плавно подтягиваться нога; в момент выведения рук вперед стопа разворачивается носком в сторону, и выполняется толчок назад).
2. То же, но в согласовании с дыханием.
В воде:
1. Плавание способом брасс с раздельной координацией движений руками и ногами и произвольным дыханием.
2. То же, но в согласовании с дыханием.
3. Плавание способом брасс со слитной координацией движений руками и ногами и произвольным дыханием.
4. То же, но в согласовании с дыханием.
5. Плавание способом брасс с укороченными гребками руками и постепенным увеличением длины отрезков.
5.5. Кроль на спине.
Упражнения для изучения движений руками.
На суше:
1. Стоя, одна рука вверх, другая у бедра: имитация движений рук, как при плавании кролем на спине («мельница назад»).
2. То же, но сгибая руки в локтевых суставах во время имитации гребка; при сгибании руки кисть должна двигаться ближе к телу. Локоть в это время остается сзади и направлен строго назад в сторону до тех пор, пока кисть не поравняется с ним.
3. То же, но стоя спиной к стенке на расстоянии 20—30 см от нее. Одна рука внизу, другая вверху и касается стенки ребром ладони. «Гребок» начинается со сгибания кисти ладонью к полу и ее движения вниз. Одновременно кисть отрывается от стенки, а рука сгибается в локте. Локоть, касаясь стенки, двигается вплотную к ней до конца «гребка». Ведущим в этом движении является кисть, она должна в первой трети гребка «догнать» локоть. («Не греби локтем — греби ладонью!»).
4. Имитация движений рук как при плавании кролем на спине, лежа на скамейке спиной вниз. Внимание обращается на отдельные моменты выполнения «гребка», а затем на непрерывность движений руками.
В воде:
1. Плавание на спине с помощью одновременных движений руками и с поплавком между ногами, дыхание произвольное.
2. То же, но с попеременными движениями руками.
3. То же, что упражнения 1 и 2, но без поплавка.
4. То же, что упражнения 1—3, но в сочетании с ритмичным дыханием.
При выполнении упражнений особое внимание обращается на движения руками над водой; вход прямой руки в воду мизинцем вниз на ширине плеча (занимающимся можно дать задание коснуться уха плечом, когда рука начинает входить в воду); хороший захват воды ладонью; выполнение гребка рукой, согнутой в локте. Если последний элемент техники труден для пловца, используют следующие подводящие упражнения:
5. Плавание с помощью рук на спине; гребок выполняется почти прямой рукой; ладонь проходит близко к поверхности воды, а в конце гребка выполняет захлестывающее движение ладонью и предплечьем вниз, несколько в стороне от бедра.
6. То же, но сгибая руку так, чтобы локоть в середине гребка двигался значительно ниже ладони.
7. То же, но сгибая руку до необходимой степени в локте и заканчивая гребок у самого бедра (касаясь его большим пальцем).
8. То же, но обращая внимание на непрерывность движений руками.
Если обучающемуся не удается захлестывающее движение кистью в конце гребка, повторяют упражнения 5—8, применяемые в воде при изучении облегченного способа плавания на спине.
Упражнения для изучения движений ногами.
Повторяются основные упражнения, применявшиеся для изучения движений ногами, как при плавании кролем на спине на этапе начального обучения. Затем выполняются следующие упражнения:
1. Движения ногами как при плавании кролем на спине, одна рука вытянута вперед, другая у бедра.
2. Лежа на боку, нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра: движения ногами как при плавании кролем. Обращается внимание на ровное положение тела и непрерывные попеременные движения ногами с небольшим размахом бедер.
3. То же, что упражнение 1, но обе руки вытянуты вперед, голова между руками, кисти соприкасаются. Следить, чтобы руки были полностью выпрямлены в локтевых суставах.
Последнее упражнение довольно трудное. Оно удается хорошо только тем занимающимся, которые освоили предыдущие упражнения — движения ногами как при плавании кролем.
Упражнения для изучения согласования движений рук, ног и дыхания.
На суше:
1. Имитация движений рук, как при плавании кролем на спине во время ходьбы па месте (носки от пола не отрывать). Осваивается шести ударная координация. На полный цикл движений рук занимающиеся выполняют шесть шагов в ритме счета «раз-два-три, раз-два-три».
2. То же, но стоя спиной к стенке на расстоянии 20—30 см от нее. Во время имитации гребка ладонь руки скользит по стене. На счет «три» ладонь «нижней» руки заканчивает «гребок», а ладонь «верхней» руки после ее движения над водой касается стены. При первых повторениях упражнения на счет «три» делается кратковременная остановка и фиксируется внимание на правильном согласовании движений. Затем внимание обращается на непрерывность движений.
Согласование движений рук и ног с дыханием не представляет трудности для занимающихся. Необходимо только, чтобы они сочетали дыхание с движением одной рукой (как правило, правой, сильнейшей). Во время гребка этой рукой выполняется продолжительный выдох через рот и нос, а во время движения ее над водой — быстрый полный вдох через рот.
В воде:
1. Плавание на спине с помощью ритмичных движений ногами кролем, подключая движения руками в ритме счета «раз-два-три, раз-два-три»; дыхание произвольное.
2. Плавание кролем на груди с шести ударной координацией движений с последующим переворотом на спину и продолжением плавания в ритме шести ударной координации движений рук и ног.
3. То же, что упражнение 1, но в согласовании с дыханием под одну руку.
4. Плавание па спине с постепенным увеличением длины отрезков.
6. Воспитательная работа
Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и педагогического мастерства тренера-преподавателя (инструктора), от уровня развития юных спортсменов и от внешних условий.
Тренер (инструктор) прежде всего должен подготовить такой комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали
развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных достижений.
Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок физической и психической точек зрения.
Все это нужно для того, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Интересные и разнообразные занятия помогут тренеру (инструктору) в деле обучения детей плаванию.
Все объяснения должны быть краткими, простыми и понятными для ребенка, а задания - четко сформулированными. При этом необходимо всегда использовать спортивную терминологию и воздерживаться жаргонных словечек, т.к. они будут затруднять последующую работу с детьми.
Имеются еще некоторые факторы, существенные с педагогической точки зрения. ЕСЛИ, например, разучивать новое движение или новый вариант уже знакомого движения, то в начале это движение ребенку должен правильно показать тренер (инструктор). Если в группе имеется один ребенок или несколько детей, которые уже усвоили это упражнение, то их нужно привлечь для показа.
Все упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют наиболее подготовленные дети. Однако тренеру (инструктору) не рекомендуется выдвигать одних и тех же детей и только их ставить в пример. Это может развить у них ненужное чувство превосходства, другие же могут утратить веру в свои силы, что нанесет вред всему коллективу.
Стоит ребенку преодолеть какую - либо трудность, как это тотчас скажется на его поведении. Тренер (инструктор) должен обязательно заметить успех ребенка, чтобы ребенок мог осознать свои достижения. Подбадривание необходимо также и отстающим детям. Похвала поможет им концентрировать свои усилия на выполнении задания тренера. Часто своевременная похвала помогает отстающим детям, заставляет их целеустремленнее заниматься и способствует развитию у них волевых качеств.
Специалистам до детской педагогике известно, что основной формой деятельности ребенка является игра. Это должен твердо усвоить тренер (инструктор). Поэтому ему необходимо так составить свой план занятий, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал, и занятия были интересными. Это в значительной степени поможет детям в усвоении заданных упражнений.
Различные игры, знакомые многим детям, можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит тренеру (инструктору)
внести разнообразие в занятия, сделать интересным процесс обучения. Однако игры надо выбирать с таким расчетом, чтобы они требовали от ребят постоянного движения - тогда дети не будут мерзнуть. Кроме того, очень важно разъяснить детям задачу игры и выбрать ее соответственно их возрасту, если вводится новая игра, то необходимо ее сначала разучить на суше, чтобы облегчить детям запоминание правил.
Для того, чтобы достигнуть частной или общей задачи при начальном обучении плаванию, дети должны выполнить значительное количество тренировочных упражнений. При этом большую роль играет как продолжительность пребывания в воде, так и количество повторений отдельных упражнений.
При развитии двигательных навыков большое значение имеет и развитие двигательных качеств. Повышенные нагрузки на сердечнососудистую систему и на двигательный аппарат помогают вырабатывать выносливость, силу и ловкость.
7. Заключение.
Упражнения в воде в начальный период обучения, впрочем, как и на более поздних этапах развития спортивного мастерства выполняются повторным, интервальным и переменным методами в малом, а позднее в умеренном темпе на небольших дистанциях от 5-10 до 25 метров. Во время плавания внимание следует обращать на обретение навыков и привитие правильной техники движений.
Длительное применение упражнений с отягощениями в воде с большим сопротивлением может привести к потере чувства гребка и навыку медленного плавания. Поэтому доля таких упражнений в объеме плавания не должна превышать 30—35%. По мере приближения соревновательного периода величина сопротивления уменьшается, а темп плавания возрастает. Основное место среди подобных упражнений начинает занимать плавание с лопаточками, плавание с помощью движений рук или ног без сопротивлений.
Силовую подготовку пловца рекомендуется проводить с одновременным развитием гибкости и мышечного расслабления.
8. Список литературы:
1. Методические рекомендации тренерам – преподавателям групп начального обучения плаванию. // Е.А. Иванов. ГУП г. Москвы. Московский Олимпийский Центр Водного Спорта .
2. Коновалов Е. Ты – сильнее воды. / М. Молодая гвардия, 1983, - 128 стр.
3. Маряничева Е. Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений. Канд. Дис. Краснодар, 1998. – 156 с.
4. Макаренко Л.П. Плавание / М: Физкультура и спорт, 1979.
5. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок начального обучения плаванию
Тема урока: Изучение техники плавания кроль на груди. Цель урока: 1.Обучение согласованию движения рук, ног и дыхания в плавании кролем на груди.2.Повторение согласование работ...
Методическая разработка по теме: «Обучение плаванию детей начальной школы» (1-4 классы)
Эти методические разработки, адресованны специалистам по плаванию, работающим в общеобразовательных начальных школах и больших бассейнах. Методика, представленная в пособии, успешно апробирована в теч...
Программа обучения плаванию учащихся начальной школы.
Програвмма по обучению плаванию учащихся начальной школы на третьем уроке физической культуры с поурочным планированием....
Начальное обучение плаванию
Начальное обучение плаванию...
Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию
Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию...
Методические рекомендации тренерам - преподавателям групп начального обучения плаванию
Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды. Ведь купание и...
Начальное обучение плаванию
Основныезадачи :1. Формировать понятие-«водная среда».2. Развивать координационные способности.3. Содействовать развитию внимания, зрительного восприятия применительно к выполнению упражне...