Методические рекомендации тренерам - преподавателям групп начального обучения плаванию
методическая разработка
Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды. Ведь купание и плавание поднимают настроение, закаляют организм, укрепляют веру в свои силы у всех, кто чувствует себя уверенно в воде.
Многие врачи, наблюдающие за развитием детей, а также опытные педагоги рассматривают и уверенно рекомендуют плавание как вид спорта, который может оказать существенное влияние на состояние здоровья и физическое развитие подрастающего поколения.
На чем же основывается эта уверенность?
- Плавание закаливает детей.
- Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность организма ребенка.
- Плавание развивает органы дыхания.
- Плавание исправляет недостатки осанки.
- Плавание повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей.
- Плавание - средство воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации тренерам - преподавателям групп начального обучения плаванию
Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды. Ведь купание и плавание поднимают настроение, закаляют организм, укрепляют веру в свои силы у всех, кто чувствует себя уверенно в воде.
Многие врачи, наблюдающие за развитием детей, а также опытные педагоги рассматривают и уверенно рекомендуют плавание как вид спорта, который может оказать существенное влияние на состояние здоровья и физическое развитие подрастающего поколения.
На чем же основывается эта уверенность?
- Плавание закаливает детей.
- Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность организма ребенка.
- Плавание развивает органы дыхания.
- Плавание исправляет недостатки осанки.
- Плавание повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей.
- Плавание - средство воспитания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.
Группа по возможности должна состоять не более 6-8 новичков. Такое число детей облегчает тренеру-преподавателю (инструктору) наблюдение и руководство.
В практике оправдала себя система, при которой тренеры-преподаватели (инструкторы) имеют помощников. Помощниками могут стать воспитатели детских садов или родители. Они должны помогать детям при раздевании и одевании, следить, чтобы ребята тщательно мылись в душевых, наблюдать за установленным порядком во время проведения занятий и за выполнением ими указаний тренеров-преподавателей (инструкторов), следят, чтобы дети занимались прилежно.
Тренер-преподаватель (инструктор) должен обсудить с помощниками содержание занятий и методические рекомендации, а также объяснить, где необходима их помощь.
Для слабоподготовленных детей необходимо разработать особые методики, учитывая пропуски занятий по болезни или какие-либо другие причины, поручить помощникам заниматься с отстающими детьми индивидуально.
Для ускорения прохождения учебного материала следует пользоваться методом домашних заданий - выполнения ребенком отдельных индивидуальных заданий. Родители, занимающиеся с начинающими
пловцами, должны иметь представление об основных средствах обучения, применяющихся в бассейне.
ПОДДЕЖИВАЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Задача первого этапа начального обучения плаванию заключается прежде всего в том, чтобы ребенок научился чувствовать себя в воде как "рыба" - для этого нужны вспомогательные снаряды. Именно они должны помочь малышам почувствовать особенности воды. Интерес и внимание ребенка при этом вызывает только такой снаряд, который в значительной мере помогает ему преодолеть трудности, связанные с выполнением упражнений в воде.
К таким апробированным поддерживающим средствам относятся:
- обручи из пластика или алюминия;
- плавательные шесты;
- плавающие фигурки из пластмассы небольшого размера;
- вспомогательные снаряды при нырянии, например, полые резиновые круги, мячи, пластмассовые тарелки;
- плавательные доски.
Большая часть упомянутых снарядов продается в магазинах, в качестве вспомогательных средств можно применять имеющиеся в бассейне ограничительные приспособления, ступени для спуска в воду.
Важно, чтобы тренер использовал эти средства целенаправленно и методически правильно.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И РАСПОРЯДОК В БАССЕЙНЕ.
Начало занятий плаванием - большое событие в жизни ребенка. Он получает множество новых впечатлений, а для большинства детей обучение плаванию является и первой формой планомерных занятий. Такие занятия требуют определенной подготовки каждого обучающегося. Кроме того, нельзя забывать и о внешних условиях, которые оказывают определенное влияние на планирование и проведение занятий но обучению плаванию. Все приведенные факторы играют весьма существенную роль в подготовке квалифицированного тренера(инструктора). Он должен быть хорошо знаком с бассейном и уметь быстро реагировать на возникшие неполадки; кроме того, он полностью ответственен за выполнение всех гигиенических предписаний, а также за здоровье и безопасность доверенных ему детей. Кроме того, тренер-преподаватель (инструктор) должен наблюдать за тем, чтобы дети с момента, когда входят в бассейн и до момента,когда они выходят из него, соблюдались все установленные правила.
В частности, это касается пути в раздевалку и пребывание в ней, в туалетных комнатах и душевых.
Прежде чем приступишь к занятиям с группой, необходимо провести собрание родителей, на котором разобрать вопросы поведения и гигиены в бассейне, рассказать о последовательности обучения и обсудить возможности участия родителей в занятиях. Здесь же целесообразно выявить помощников (родительский актив) и заранее уточнить с ними их обязанности. Родительские собрания не раз помогали преодолеть трудности, связанные с организационным периодом.
Как же подготовить ребенка к занятиям? Прежде всего дети должны самостоятельно раздеваться и одеваться, а также тщательно мыться с головы до ног и вытираться. Дети должны научиться пользоваться душем. Дети должны с радостью и без всякой боязни приступить к обучению плаванию. С помощью интересных рассказов о пловцах детей можно подготовить к занятиям и эмоционально.
Каждый ученик для занятий по плаванию должен иметь;
1. Сумочку (целофановый пакет) с мылом и мочалкой.
2. Махровое полотенце.
3. Купальные принадлежности и резиновую шапочку.
4. Соответствующую обувь (купальные шлепанцы).
5. При необходимости одно из поддерживающих средств.
Все эти купальные принадлежности желательно помещать в небольшую спортивную сумку. Необходимо обязательно научить детей самих укладывать свои вещи в сумку и пользоваться ими -это способствует воспитанию самостоятельности.
ПОВЕДЕНИЕ В БАССЕЙНЕ.
Необходимо следить за тем, чтобы дети перед началом занятий в воде достаточно охладились после горячего душа и не входили в воду разгоряченными.
Перед началом занятий в воде дети должны тщательно вымыться теплой водой с мылом и мочалкой. Запрещается приносить в бассейн мыло и шампуни в стеклянной посуде во избежании опасности травмирования.
Не следует принимать пищу позже, чем за 2-3 часа до начала занятий. Плавать с полным желудком опасно. Если ребенок не совсем здоров, то плавать ему в этот день не следует.
В воде ребенок должен непрерывно двигаться, иначе он начинает мерзнуть. Если появятся признаки переохлаждения (сильный озноб, «гусиная кожа», посинение губ), ребенка следует немедленно удалить из воды. Теплый душ, энергичные движения быстро его согреют.
Во время занятий следует предупреждать чрезмерное напряжение, которое может привести к переутомлению ребенка.
Какую бы радость ни доставляли занятия плаванием детям, они не должны слишком громко кричать и шуметь. Нельзя разрешать детям сталкиваться в воде или нырять навстречу друг другу.
Ни один ребенок не должен выходить за пределы установленного места занятий. Если ребенку нужно выйти из воды, он должен попросить разрешения у тренера (инструктора). Группа собирается в вестибюле за 15-20 минут до начала занятий. Тренер (инструктор) или помощник ведут детей в раздевалку. Здесь помощник заботится о том, чтобы дети быстро разделись и аккуратно сложили или повесили свою одежду в шкафчики. Перед занятием нужно проверить имеет ли каждый ребенок принадлежности для мытья в душе.
Перед занятием, прежде чем дети войдут в душевую, их направляют в туалет для того, чтобы предупредить возможное загрязнение воды, кроме того, давление воды и ее температура раздражают мочевой пузырь и кишечник. Помощник наблюдает за детьми во время мытья и помогает им, а также учит их мыть друг другу спину. Перед тем как выйти из душевой, дети быстро становятся под прохладный душ, чтобы поры кожи, раскрывшиеся под действием теплой воды, снова закрылись. Затем дети аккуратно укладывают мыло и мочалку в мешочек из целлофана. Группа организованно направляется к месту занятий. Там дети выстраиваются в одну шеренгу. Тренер (инструктор) здоровается с ними, а дети должны ответить ему спортивным приветствием: «Физкульт-привет!» Это приветствие доставляет детям большое удовольствие.
Затем тренер (инструктор) кратко и доступно рассказывает группе о содержании предстоящего урока и дети начинают выполнять упражнения на суше, а затем в воде, в соответствии с программой занятий.
Все упражнения и форму занятий необходимо подбирать таким образом, чтобы они с самого начала постоянно приучали детей к дисциплине, позволяли контролировать и закреплять гигиенические навыки, были доступны детям.
Этим правилом не следует пренебрегать. Перед началом занятий помощника следует ознакомить с содержанием урока и заданием, к которым он должен быть готов. Инструктировать помощников нужно конкретно, чтобы они могли правильно ориентироваться. При этом важно так распределить задания помощника, чтобы он не занимался только собственным ребенком. Рекомендуется не допускать родителей или родственников, сопровождающие детей в бассейн, в помещение для занятий. Их присутствие затрудняет работу тренера (инструктора), отвлекает внимание детей от заданий. Родители должны это понимать и полностью доверять тренеру (инструктору) и его помощникам.
В течение всего урока инструктор должен держать в поле зрения всю группу.
Если во время занятий кто-нибудь из детей внезапно почувствует себя плохо, его немедленно надо удалить из воды и передать на попечение помощника, который отведет его в раздевалку, а при необходимости вызовет врача.
Все формы занятий должны обеспечивать дисциплину и контроль.
Если во время занятий детям нужно выйти из воды, они должны обязательно надеть шлепанцы и набросить полотенце. Как только занятие окончится, все дети должны быстро выйти из воды. Дети подходят к своим вещам, надевают шлепанцы, набрасывают полотенце и снова выстраиваются в шеренгу. Тренер (инструктор) дает краткую оценку прошедшего урока; хвалит и подбадривает ребят; порицание выносится только в случае крайней необходимости.
Затем дети организовано отправляются в сопровождении тренера (инструктора) или помощника в душевую. Под теплым душем маленькие пловцы согреваются, затем ненадолго становятся под прохладный душ, чтобы снова закрылись поры тела. В заключении дети насухо вытираются - очень важно, чтобы уже и волосы были сухими. Также тщательно необходимо вытирать кожу между пальцами ног, чтобы предупредить грибковые заболевания. Если все-таки появится грибковое заболевание, необходимо срочно прибегнуть к помощи соответствующих медикаментозных средств.
Каждый раз при выходе из закрытого бассейна в холодную или ветреную погоду дети должны надевать шапочку и тщательно закрывать уши. В холодное время детей задерживают не менее чем на 5 минут в вестибюле бассейна.
Следует подчеркнуть, что плавание само по себе не вызывает заболеваний или простуды.
Болезни ребенка связаны исключительно с легкомысленным поведением ребенка в бассейне. Если неукоснительно выполняются гигиенические и организационные рекомендации, то сопротивляемость детского организма повысится. Ребенок, занимающийся плаванием, меньше подвержен простудам чем ребенок, который не занимается систематически плаванием.
ЧТО СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ.
Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и педагогического мастерства тренера-преподавателя (инструктора), от уровня развития юных спортсменов и от внешних условий.
Тренер (инструктор) прежде всего должен подготовить такой комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных достижений.
Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок физической и психической точек зрения.
Все это нужно для того, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Интересные и разнообразные занятия помогут тренеру (инструктору) в деле обучения детей плаванию.
Все объяснения должны быть краткими, простыми и понятными для ребенка, а задания - четко сформулированными. При этом необходимо всегда использовать спортивную терминологию и воздерживаться жаргонных словечек, т.к. они будут затруднять последующую работу с детьми.
Имеются еще некоторые факторы, существенные с педагогической точки зрения. ЕСЛИ, например, разучивать новое движение или новый вариант уже знакомого движения, то в начале это движение ребенку должен правильно показать тренер (инструктор). Если в группе имеется один ребенок или несколько детей, которые уже усвоили это упражнение, то их нужно привлечь для показа.
Все упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют наиболее подготовленные дети. Однако тренеру (инструктору) не рекомендуется выдвигать одних и тех же детей и только их ставить в пример. Это может развить у них ненужное чувство превосходства, другие же могут утратить веру в свои силы, что нанесет вред всему коллективу.
Стоит ребенку преодолеть какую - либо трудность, как это тотчас скажется на его поведении. Тренер (инструктор) должен обязательно заметить успех ребенка, чтобы ребенок мог осознать свои достижения. Подбадривание необходимо также и отстающим детям. Похвала поможет им концентрировать свои усилия на выполнении задания тренера. Часто своевременная похвала помогает отстающим детям, заставляет их целеустремленнее заниматься и способствует развитию у них волевых качеств.
Специалистам до детской педагогике известно, что основной формой деятельности ребенка является игра. Это должен твердо усвоить тренер (инструктор). Поэтому ему необходимо так составить свой план занятий, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал, и занятия были интересными. Это в значительной степени поможет детям в усвоении заданных упражнений.
Различные игры, знакомые многим детям, можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит тренеру (инструктору) внести разнообразие в занятия, сделать интересным процесс обучения. Однако игры надо выбирать с таким расчетом, чтобы они требовали от ребят постоянного движения - тогда дети не будут мерзнуть. Кроме того, очень важно разъяснить детям задачу игры и выбрать ее соответственно их возрасту, если вводится новая игра, то необходимо ее сначала разучить на суше, чтобы облегчить детям запоминание правил.
Для того, чтобы достигнуть частной или общей задачи при начальном обучении плаванию, дети должны выполнить значительное количество тренировочных упражнений. При этом большую роль играет как продолжительность пребывания в воде, так и количество повторений отдельных упражнений.
При развитии двигательных навыков большое значение имеет и развитие двигательных качеств. Повышенные нагрузки на сердечнососудистую CИСтему и на двигательный аппарат помогают вырабатывать выносливость, силу и ловкость.
К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ.
Общим правилом при обучении всем спортивным способам плавания является методическая последовательность: «движения ногами - движения руками - полная координация движений –дыхание» Эта принципиальная последовательность не исключает, однако, одновременного изучения дыхания и движений рук и ног.
Изучение каждого движения начинается с его показа. Показ помогает маленькому пловцу лучше понять структуру и ритм разучиваемых движений. Ребенок получает первое зрительное представление о движении и стремится его воспроизвести. Однако полное представление о движении получит только после того, как сам выполнит его, ощутив влияние воды. Благодаря постоянному повторению упражнений закрепляется чередование напряжений и расслаблений мышц и в результате движения пловца становятся более экономичными.
К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ НА СПИНЕ.
Как показывает опыт, маленькие пловцы без особого труда овладевают навыком попеременно - ударных движений ногами и уже на первом этапе обучения добиваются сравнительно хороших результатов. Увеличение объема упражнений укрепляет этот навык и повышает общую выносливость.
Движения ногами разучивают сначала с помощью плавательной доски, а затем и без нее - после отталкивания от стенки бассейна. Вначале следует стремиться к тому, чтобы дети держали руки свободно опущенными вдоль туловища и не подгребали ладонями, т.к. при этом возникают вредные навыки.
В другом, более сложном упражнении - одна рука вытягивается вдоль тела, а вторая выносится вперед в направлении движения. Положения рук периодически меняются. Затем упражнение усложняют: пловец вытягивает вверх обе руки и при этом соединяет большие пальцы рук. Можно рекомендовать скрестное положение кистей; когда тыльная сторона правой кисти обращена влево, а тыльная сторона левой кисти - вправо (при этом оба мизинца направлены вниз).
При обучении новичка попеременным гребковым движениям рук при плавании на спине иногда применяются следующие упражнения: плавание на спине, партнер удерживает пловца за ноги. При этом важно, чтобы пловец правильно проводил руку в рабочих фазах гребка и энергично выносил руку из воды для очередного проноса.
Движения руками и ногами постепенно начинают выполняться с полной координацией. Чтобы помочь маленькому пловцу овладеть ритмом движений, применяется счет вслух и про себя. Упражнения сначала выполняются на коротких отрезках многократно, а по мере улучшения техники дистанция увеличивается. Однако ради увеличения дистанции не следует пренебрегать качеством движений, т.к. при этом могут закрепиться неправильные навыки.
Дыхание включается в общую координацию движений как последний элемент техники. При этом целесообразно ориентировать детей на движения одной руки: во время рабочего движения делать выдох, а во время движения над водой - вдох.
К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ.
Методика обучения плаванию кролем схожа с методикой обучения плаванию на спине.
Однако движения ногами при плавании кролем несколько сложнее, чем при плавании на спине. При разучивании движений ногами без плавательной доски нужно обратить внимание на то, чтобы руки были вытянуты вперед, а кисти наложены одна на другую. Тем самым облегчается вытянутое положение тела и создается поддержка для головы.
При отработке движений руками можно пользоваться указаниями, которые применяются при обучении на спине. Для повторения периодически включают более простые упражнения. Это целесообразно в тех случаях, когда ребенок не может понять характер приложения усилий в гребке или когда он вновь сталкивается с трудностями дыхания при полной координации движений.
При плавании с полной координацией движений следует обратить внимание на то, чтобы дети плавали вначале на коротких отрезках, где нет необходимости поворачивать голову в сторону для вдоха. Дети могут проплыть без дыхания до 8 метров.
При подключении дыхания к общей координации движений целесообразно вернуться к знакомым более простым упражнениям, в которых дыхание было связано с поворотом головы. Например, к упражнению, где дыхание согласуется с движениями рук, когда пловец стоит на дне бассейна. Поворачивается только голова и лишь настолько, чтобы рот для вдоха показался над поверхностью воды. Нужно напомнить детям, что поворот тела является серьезной ошибкой. Очень часто маленьким пловцам кажется удобным выполнять цикл дыхания (вдох-выдох). Это можно разрешить. Чтобы у детей не выработалась привычка поворачивать голову для вдоха только в одну сторону, необходимо регулярно менять сторону для вдоха. В дальнейшем маленькие пловцы должны изучить дыхание, выполняемое через три гребка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации тренеру-преподавателю по организации образовательного процесса с парами в синхронных прыжках на батуте.
Прыжки на батуте являются одним из самых сложно-координационных и зрелищных видов спорта. Популярность в мире прыжков на батуте за последние годы значительно возросла.в 2000 году они были включены в п...
Методические рекомендации тренерам. Автор-составитель Полухова О.А., тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ
Обучение плаванию в группах начальной подготовки, уроках физической культуры в начальной школе...
Создание детского коллектива-основа работы учителя (тренера-преподавателя) на начальном этапе.
Понятие коллектива. Психологические аспекты....
Автор Пахомова Е.В. Методические рекомендации тренерам-преподавателям СДЮСШОР №17 по созданию портфолио профессиональных достижений.
Методические разработки...
Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию
Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию...
Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей
Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...
Методические рекомендации тренерам-преподавателям при работе с обучающимися и их родителями
Современный спорт - это сложное явление социальной жизни общества. Спорт окружает нас практически с самого рождения, в детском саду, школе, институте. Многие выбирают его в качестве своей профессии....