Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»
методическая разработка по физкультуре на тему
Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»
Пискунова Тамара Степановна
преподаватель физической культуры
Важной педагогической задачей образовательного учреждения является учет в обучении индивидуальных особенностей студентов.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части студентов, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних студентов является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Одно и тот же физическое упражнение одни студенты понимают после первого объяснения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленности заданий, уровень развития студента зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей студентов, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого студента индивидуальной-дифференцированной форме обучения.
Требование учета индивидуальных особенностей студентов находит свое отражение в индивидуализации и дифференциации обучения, которые являются осуществлением в обучении дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов. В настоящее время не существует единых общепринятых определений понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие используют один из них, но в достаточно широком смысле. В частности, по их мнению, индивидуализация обучения может проявляться в варьировании темпа учения, целей, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости и т.п. К этому добавляется и формирование групп на основании общих признаков.
Вспомним, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте. Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, физических способностей и т.д. Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности. Индивидуальная самостоятельная работа осуществляется преимущественно с помощью дифференцированных заданий, которые учитывают особенности индивидуальности студента. С этой целью в образовательных учреждениях на уроках физической культуры внедряется уровневая индивидуализация обучения, когда студенты, обучающиеся по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных уровнях, но не ниже обязательного базового уровня. Как правило, в учебных программах выделяют три уровня сложности и материала: базовый, средний и высокий.
Индивидуальное обучение в системе общего среднего образования организуется с целью создания оптимальных условий для получения гражданами определенного образовательного уровня или полного общего среднего образования в соответствии с личностных потребностей, индивидуальных способностей, возможностей, состояния здоровья, развития, наклонов, талантов. Как правило, это обучение осуществляется учебным заведением, в котором студент учится. Индивидуальное обучение может проводиться в помещении образовательного учреждения, в домашних условиях. Оно осуществляется по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому с учетом индивидуальных особенностей студентов, их способностей и потребностей.
Индивидуализация обучения - это система средств, способствует осознанию студентом своих сильных и слабых возможностей обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.
Педагогическая поддержка заключается в совместном со студентом определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении.
Индивидуализация предполагает:
1) индивидуально - ориентированную помощь студентам в осознании собственных потребностей, интересов, целей обучения;
2) создание условий для свободной реализации причиненных природой способностей и возможностей;
3) поддержание студента в физическом развитии.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучаемого не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Начиная любое дело, каждый из нас ставит перед собой одни и те же вопросы: что это? Зачем я это делаю? Как я делаю? С помощью чего? Каков результат?
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают работать традиционно.
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Казалось бы, всё так. Однако, жаль «сильных» студентов, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
Очень важным правилом стимулирования является умение педагога сделать работу на уроке привлекательной
Идея проведения занятий, используя активные методы обучения не нова. Она возникла в результате необходимости реализации практического овладения студентами физических умений и навыков. Их преимущество состоит в том, что личный интерес студентов в успешном выполнении стоящих перед ними задач, повышает уровень физической активности. Задача преподавателя - самостоятельное овладение студентами умений и навыков в процессе активной физкультурно-оздоровительной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо задач, возможность применения студентами полученных умений и навыков.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение умениями и навыками.
2 этап – контроль знаний (закрепление).
3 этап – формирование профессиональных умений и навыков, на основе знаний и развитие физических способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы.
Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. (Психологический словарь).
Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 11).
«Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели».
Учебный процесс обучения с использованием активных методов (от лат. aktivus - деятельный) опирается на совокупность общедидактических принципов обучения, каждый метод активным делает тот, кто его применяет и включает свои специфические принципы:
1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия.
2. Принцип моделирования. Модель - учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, формулируются вопросы и задания, которые решают студенты в ходе обучения. Но преподавателю необходимо смоделировать конечный результат. А именно: какими знаниями и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в какой конкретно форме должна проявляться его образованность, т.е. студент + среда, в которой ему придется жить.
3. Принцип входного контроля. Он предусматривает подготовку учебного процесса в соответствии с реальным уровнем подготовленности студентов, их интересов, потребности в повышении знаний, дает возможность эффективно определить содержание учебного курса, методы обучения, характер и объем индивидуальной работы студентов.
4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения, т.е. выбирать такие виды учебной деятельности студентов, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.
5. Принцип «негативного опыта». Каждый человек имеет право на ошибки, и надо учить человека избегать ошибок. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся:
- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях;
- предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Анализ последовательности действий студента помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно студент убеждается в необходимости знаний по данной проблеме.
6. Принцип «от простого к сложному» - учет нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении (индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.)
7. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса привлекает и обостряет внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. И вот здесь преподавателю необходимо постоянно обновлять методику обучения. Это не даст погаснуть интересу и активности студентов.
8. Принцип организации коллективной деятельности. В реальной жизни студенту придётся сталкиваться с необходимостью принятия решений в группе, коллективно. И наша задача научить его это делать. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах студентов к самой задаче и ее решению. На втором формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях спортивной игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач и т.п. При этом преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.
9. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у студента уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.
10. Принцип диагностирования. Он предполагает проверку эффективности умений и навыков. Например, анализ самостоятельной работы студентов покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли студенты ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.
11. Принцип экономии учебного времени. Усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале студенты усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.
12. Принцип выходного контроля. Это экзамен, зачет, собеседование, выполнение контрольных работ или рефератов с последующей их защитой. Но не в каждом случае они могут установить количество, а, главное, качество приобретенных умений и навыков. При активных методах обучения - серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми.
К активным методам обучения относятся:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных методов организации активной познавательной деятельности. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нестандартных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Этот опыт незаменим в последующей производственной деятельности.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Это обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы. В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
задействовать на уроке всех (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
учитывала бы личностные особенности самого преподавателя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Разумеется, не сразу и не все студенты становятся активными участниками активной деятельности на занятии. Необходимо время, чтобы они осознавали и принимали этот метод и его преимущества. Наиболее значимые этапы урока с использованием интерактивных форм:
разминка;
объединение в группы;
организация учебной деятельности в группе;
подведение итогов; презентация групповых решений;
рефлексия.
Активные и интерактивные методы обучения отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
развивают партнерские отношения в процессе совместной деятельности;
повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
дают возможность приобретения опыта решения ситуативных и производственных задач.
Новые государственные образовательные стандарты РФ могут быть реализованы, и их содержание подчёркивает это, используя инновационные методы. Такие, как:
- индивидуализация обучения, когда время диктует необходимость создания системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования;
- элективность — предоставление студентам максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ;
- контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности;
- креативное обучение, базирующееся на следующих принципах:
· принцип соответствия внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям (непрерывная диагностика личного образовательного приращения);
· принцип индивидуальной образовательной траектории студента в образовательном пространстве;
- принцип интерактивности занятий, осуществляемых при помощи телекоммуникаций;
- обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп студентов. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным студентам или группе. Вместе с тем, в нужный момент он может объединить всех студентов группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу Cooperative Learning становится как бы исходной частицей самостоятельной коллективной работы. Результат работы этой группы , с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Это связано с тем, что каждый студент пользуется результатами, как самостоятельной групповой работы, так и коллективной. На следующем этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, или уже при работе над следующим, новым проектом, задачей или проблемой, студенты используют знания, полученные и обработанные усилиями всей команды или группы, членом которой они являлись.
Источники и литература:
Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.
Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва, 2003.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991
Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва, 2003.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.
Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2002, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...
Методическая разработка: "Занятия физической культурой как средство коррекции физических и психических качеств ребенка"
У детей со сложной структурой дефекта низкий уровень сформированности не только мыслительных операций, но и двигательных. Для этих детей по любому предмету учитель должен...
Методическая разработка урока физической культуры по теме: «Спортивные игры. Баскетбол»
Данная методическая разработка поможет провести урок физической культуры в 6 классе....
Методическая разработка по физической культуре: "нормативы оценки уровня физической подготовленности".
виды номативов...
Методическая разработка урока физической культуры по теме "Кувырок вперед, кувырок назад"
Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе по теме "Кувырок вперед, кувырок назад"...
Методическая разработка урока физической культуры по теме: "Нападающий (атакующий) удар в волейболе".
Данный урок проводится в 10 классе. Цель урока - овладение техникой атакующего удара в волейболе. Тип урока: обучающий....
Методическая разработка урока физической культуры на тему "Метание теннисного мяча на дальность с места и с разбега на результат" 9 класс
Методическая разработка урока физической культуры на тему "Метание теннисного мяча на дальность с места и с разбега на результат" 9 класс...