Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодей- ствия | Универсальные учебные действия | Форма конт- роля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Считайте, ребята, скорее считайте, Хорошее дело смелей умножайте, Плохие дела поскорей вычитайте. Скорее работу свою начинайте! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Уст-ный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – По какому признаку можно разбить ряды чисел на две группы? 8, 16, 24, 32, 40, 48, … 7, 14, 21, 28, 35, 42, … 4, 12, 20, 28, 36, 44, … 2, 10, 18, 26, 34, 42, … 4, 11, 18, 25, 32, 39, … 5, 13, 21, 29, 37, 45, … | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Уст-ные ответы |
– Решите задачу. В спортивный лагерь приехали школьники, тренеры и воспитатели, всего 96 человек. Тренеров было 4 человека, воспитателей столько же. Сколько было школьников? | Решают задачу | Фронтальная | Уст-ные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом. а) Уберите две палочки так, чтобы квадратов не осталось. Какие остались многоугольники? Сколько их? б) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Какие еще остались многоугольники? Сколько их? в) Переложите три палочки так, чтобы в получившейся фигуре оказался 1 квадрат. Найдите разные решения. Какие еще получились многоугольники? г) Переложите три палочки так, чтобы получилась другая фигура из четырех квадратов | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Уст-ные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Решите задачи. Тетрадь в 6 раз дешевле книги, а ручка в 3 раза дороже тетради. Выберите схему, которая соответствует данному условию и ответьте на следующие вопросы. Во сколько раз: а) тетрадь дешевле ручки? б) ручка дешевле книги? а) б) – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем решать задачи с соотношениями «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше» | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Уст-ные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание (с. 74) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Решите задачи (с. 74). – Прочитайте самостоятельно первую задачу. – Что известно? Что надо узнать? – Рассмотрите рисунок к этой задаче. Объясните ее решение. – Прочитайте вторую задачу.
– Объясните решение этой задачи, данное в учебнике. (10 : 5 = 2). Далее учитель предлагает учащимся другой способ решения задачи, основанный на использовании «машины»; может быть, для некоторых слабоуспевающих детей он окажется более понятным. Итак, по условию, яблок в 5 раз меньше, чем слив. Это значит, что слив в 5 раз больше, чем яблок. Нужно найти число яблок. Слив – 10. Число 10 в 5 раз больше неизвестного числа яблок. Поэтому если неизвестное число яблок умножить на 5, то получится 10. Дальнейшее решение ясно | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Объясняют решение задачи. Моделируют условие задачи с помо- щью фишек | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленном правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций | Уст-ные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 1 (с. 75) | – Решите задачу. – Сколько помидоров лежит на столе? (Четыре.) – Выложите перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько помидоров лежит на столе.
– Что нам известно об огурцах? (Их в 2 раза больше, чем помидоров.) – Что это значит? (Огурцов 2 раза по столько, сколько помидоров.) – Выложим столько красных фишек, сколько огурцов на столе. Как это сделать? (Надо выложить 2 раза по столько красных фишек, сколько желтых фишек на столе.)
– Какое действие надо выполнить, чтобы найти число огурцов на столе? (Надо 4 умножить на 2.) – Запишем решение задачи в тетрадь. Решение: 4 · 2 = 8 (ог.). Ответ: 8 огурцов | Решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 75) | – Решите задачу. – Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок. – Сколько стаканов смородины набрал брат? (Двенадцать.) Выложим перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько стаканов ягод набрал брат.
– Что нам известно о том, сколько стаканов ягод набрала сестра? (Она набрала в 3 раза меньше стаканов, чем брат.) – Что это значит? (На каждые три стакана ягод брата приходится один стакан сестры.) – Разложенные желтые фишки разбейте на группы по 3 штуки в каждой.
– Сколько получилось групп? (Четыре.) – Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы получить этот результат? (12 разделить на 3.) – Значит, сколько стаканов смородины набрала сестра? (Четыре.) – Выложите красных фишек столько, сколько стаканов смородины набрала сестра.
– Запишите решение задачи в тетрадь. Решение: 12 : 3 = 4 (ст.). Ответ: 4 стакана | Решают задачу, используя фишки | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 3 (с. 75) | – Решите задачу. – Прочитайте условие. – Что известно? Что требуется узнать? – Что называют ценой? – Используя цветные фишки, покажите решение этой задачи.
Решение: 3 · 4 = 12 (р.) – цена блокнота. Ответ: 12 рублей. – Что можно сказать о цене блокнота, если тетрадь дешевле, чем блокнот? (Блокнот дороже, чем тетрадь.) | Показывают решение задачи, ис-пользуя цветные фишки | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 9 (с. 77) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Рассмотрите выражения. Чем они похожи? (Одинаковые числа и арифметические действия.) – Чем отличаются? (По-разному стоят скобки, поэтому разный порядок действий.) – Выполните действия. 38 – (6 · 5) = 8 (48 : 6) · 8 = 64 | (3 · 2) · 4 = 24 3 · (2 · 4) = 24 | (32 : 8) : 2 = 2 32 : (8 : 2) = 8 |
| Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выполняют вычисления | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – срав- нивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 10 (с. 77) | – Работаем с геометрическим материалом. – Какие фигуры изображены? (Круг, многоугольники.) – Назовите признаки круга. – Как называются данные многоугольники? (Четырехугольники.) – Назовите признаки четырехугольника. – Что называют осью симметрии? – Правильно ли проведены оси симметрии каждой фигуры? – Выполните проверку с помощью зеркала. – Сколько осей симметрии имеет круг? – Сколько осей симметрии имеет второй четырехугольник?
| Проводят оси симметрии | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 12 (с. 77) | – Назовите признаки луча. – Начертите луч ОХ и отметьте на нем точки А (3), В (9), если длина единичного отрезка равна 1 см. Чертеж:
– На каком расстоянии находятся эти точки одна от другой? (9 – 3 = 6 (см).) – Какая из этих точек находится дальше от начала луча и во сколько раз? (9 : 3 = 3 (раза).) | Чертят луч и отмечают на нем точки по условию | Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Практическая работа | – Постройте оси симметрии. – Проведите ось симметрии в каждой фигуре, если она проходит через точку А. – Обозначьте буквой Е точку, симметричную Т относительно этой оси.
| Выполняют практическую работу | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 2 | – Постройте четырехугольник, площадь которого в 5 раз больше площади желтого четырехугольника. – Можно построить различные фигуры, площадь которых в 5 раз больше площади желтой фигуры. Но нам надо изобразить четырехугольник, поэтому возможно лишь единственное решение.
| Строят четырехугольник | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 5 | Заполняют таблицу по условию.
| Заполняют таблицу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в тетради |
Работа по карточкам | – Составьте задачи, используя данные условия и вопросы. Соедините линией карточки с условием и вопросом. Устно решите полученные задачи. В каждый кружок запишите знак действия, с помощью которого решается задача. Предлагает подобрать к условиям задач соответствующие вопросы.
| Работают самостоятельно по карточкам | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какие фигуры называют симметричными? – Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? – Продолжите предложения: – Меня удивило… – Мне пришлось по душе… – Меня поразило… – Мне кажется, что… – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. «12» – тот, кто усердно работал на уроке, отвечал на вопросы, не допустил вычислительных ошибок; «10» – на вопросы отвечал, но допустил вычислительные ошибки; «• » – не очень понравилась ваша работа на уроке: на вопросы не отвечал, много ошибок. – Встаньте те, кто поставил «12»и «10». Вы заслуживаете аплодисментов. Поаплодируйте друг другу | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-оценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 1, 3 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |