РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ В НЕСКОЛЬКО РАЗ.
методическая разработка по математике по теме

Способствовать развитию умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; создать условия для формирования умений находить симметричные фигуры, строить оси симметрии; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и сравнивать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodi_razrabotka_1.docx110.58 КБ

Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Цели деятельности учителя

Способствовать развитию умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; создать условия для формирования умений находить симметричные фигуры, строить оси симметрии; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и сравнивать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать отношения «больше в…»

и «больше на…», «меньше в…» и «меньше на…»; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; конструировать тексты несложных арифметических задач; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

совзаимодей-
ствия

Универсальные
учебные действия

Форма конт-

роля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Считайте, ребята, скорее считайте,

Хорошее дело смелей умножайте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Скорее работу свою начинайте!

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Уст-ный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– По какому признаку можно разбить ряды чисел на две группы?

8, 16, 24, 32, 40, 48, …

7, 14, 21, 28, 35, 42, …

4, 12, 20, 28, 36, 44, …

2, 10, 18, 26, 34, 42, …

4, 11, 18, 25, 32, 39, …

5, 13, 21, 29, 37, 45, …

Отвечают на вопросы учителя

по материалу прошлого урока.

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Уст-ные ответы

– Решите задачу.

В спортивный лагерь приехали школьники, тренеры и воспитатели, всего 96 человек. Тренеров было 4 человека, воспитателей столько же. Сколько было школьников?

Решают задачу

Фронтальная

Уст-ные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Уберите две палочки так, чтобы квадратов не осталось. Какие остались многоугольники? Сколько их?

б) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Какие еще остались многоугольники? Сколько их?

в) Переложите три палочки так, чтобы в получившейся фигуре оказался 1 квадрат. Найдите разные решения. Какие еще получились многоугольники?

г) Переложите три палочки так, чтобы получилась другая фигура из четырех квадратов

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Уст-ные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Решите задачи.

Тетрадь в 6 раз дешевле книги, а ручка в 3 раза дороже тетради.

Выберите схему, которая соответствует данному условию и ответьте на следующие вопросы.

Во сколько раз:

а) тетрадь дешевле ручки?

б) ручка дешевле книги?

а)

б)

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем решать задачи с соотношениями «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше»

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы

учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Уст-ные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание
(с. 74)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Решите задачи (с. 74).

– Прочитайте самостоятельно первую задачу.

– Что известно? Что надо узнать?

– Рассмотрите рисунок к этой задаче. Объясните ее решение.

– Прочитайте вторую задачу.

– Объясните решение этой задачи, данное в учебнике.

(10 : 5 = 2).

Далее учитель предлагает учащимся другой способ решения задачи, основанный на использовании «машины»; может быть, для некоторых слабоуспевающих детей он окажется более понятным.

Итак, по условию, яблок в 5 раз меньше, чем слив. Это значит, что слив в 5 раз больше, чем яблок. Нужно найти число яблок. Слив – 10. Число 10 в 5 раз больше неизвестного числа яблок. Поэтому если неизвестное число яблок умножить на 5, то получится 10.

Дальнейшее решение ясно

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Объясняют решение задачи.

Моделируют условие задачи с помо-

щью фишек

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха

или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела,

а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленном правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют

в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций

Уст-ные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 75)

– Решите задачу.

– Сколько помидоров лежит на столе? (Четыре.)

– Выложите перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько помидоров лежит на столе.

– Что нам известно об огурцах? (Их в 2 раза больше, чем помидоров.)

– Что это значит? (Огурцов 2 раза по столько, сколько помидоров.)

– Выложим столько красных фишек, сколько огурцов на столе. Как это сделать? (Надо выложить 2 раза по столько красных фишек, сколько желтых фишек на столе.)

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти число огурцов на столе? (Надо 4 умножить на 2.)

– Запишем решение задачи в тетрадь.

Решение:

4 · 2 = 8 (ог.).

Ответ: 8 огурцов

Решают задачу

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 75)

– Решите задачу.

– Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок.

– Сколько стаканов смородины набрал брат? (Двенадцать.) Выложим перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько стаканов ягод набрал брат.

– Что нам известно о том, сколько стаканов ягод набрала сестра? (Она набрала в 3 раза меньше стаканов, чем брат.)

– Что это значит? (На каждые три стакана ягод брата приходится один стакан сестры.)

– Разложенные желтые фишки разбейте на группы по 3 штуки в каждой.

– Сколько получилось групп? (Четыре.)

– Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы получить этот результат? (12 разделить на 3.)

– Значит, сколько стаканов смородины набрала сестра?

(Четыре.)

– Выложите красных фишек столько, сколько стаканов смородины набрала сестра.

– Запишите решение задачи в тетрадь.

Решение:

12 : 3 = 4 (ст.).

Ответ: 4 стакана

Решают

задачу,

используя фишки

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 3
(с. 75)

– Решите задачу.

– Прочитайте условие.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Что называют ценой?

– Используя цветные фишки, покажите решение этой задачи.

Решение:

3 · 4 = 12 (р.) – цена блокнота.

Ответ: 12 рублей.

– Что можно сказать о цене блокнота, если тетрадь дешевле, чем блокнот? (Блокнот дороже, чем тетрадь.)

Показывают решение задачи, ис-пользуя цветные фишки

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 9
(с. 77)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Рассмотрите выражения. Чем они похожи? (Одинаковые числа и арифметические действия.)

– Чем отличаются? (По-разному стоят скобки, поэтому разный порядок действий.)

– Выполните действия.

38 – (6 · 5) = 8

(48 : 6) · 8 = 64

(3 · 2) · 4 = 24

3 · (2 · 4) = 24

(32 : 8) : 2 = 2

32 : (8 : 2) = 8

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выполняют вычисления

Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи-

теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – срав-

нивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно

продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Задание 10 (с. 77)

– Работаем с геометрическим материалом.

– Какие фигуры изображены? (Круг, многоугольники.)

– Назовите признаки круга.

– Как называются данные многоугольники? (Четырехугольники.)

– Назовите признаки четырехугольника.

– Что называют осью симметрии?

– Правильно ли проведены оси симметрии каждой фигуры?

– Выполните проверку с помощью зеркала.

– Сколько осей симметрии имеет круг?

– Сколько осей симметрии имеет второй четырехугольник?

Проводят оси симметрии

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания

в рабочей тетради

Задание 12 (с. 77)

– Назовите признаки луча.

– Начертите луч ОХ и отметьте на нем точки А (3), В (9), если длина единичного отрезка равна 1 см.

Чертеж:

– На каком расстоянии находятся эти точки одна от другой? (9 – 3 = 6 (см).)

– Какая из этих точек находится дальше от начала луча и во сколько раз? (9 : 3 = 3 (раза).)

Чертят луч и отмечают на нем точки по условию

Индивидуальная, фронтальная

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Практическая работа

– Постройте оси симметрии.

– Проведите ось симметрии в каждой фигуре, если она проходит через точку А.

– Обозначьте буквой Е точку, симметричную Т относительно этой оси.

Выполняют практическую работу

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 2

– Постройте четырехугольник, площадь которого в 5 раз больше площади желтого четырехугольника.

– Можно построить различные фигуры, площадь которых в 5 раз больше площади желтой фигуры. Но нам надо изобразить четырехугольник, поэтому возможно лишь единственное решение.

Строят
четырехугольник

Индивидуальная

Выполнение задания

в тетради

Задание 5

Заполняют таблицу по условию.

12

32

16

24

36

4

8

3

8

4

6

9

1

2

Заполняют таблицу

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания

в тетради

Работа по карточкам

– Составьте задачи, используя данные условия и вопросы. Соедините линией карточки с условием и вопросом. Устно решите полученные задачи. В каждый кружок запишите знак действия, с помощью которого решается задача.

Предлагает подобрать к условиям задач соответствующие вопросы.

Работают самостоятельно по карточкам

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие фигуры называют симметричными?

– Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

– Продолжите предложения:

– Меня удивило…

– Мне пришлось по душе…

– Меня поразило…

– Мне кажется, что…

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

«12» – тот, кто усердно работал на уроке, отвечал на вопросы, не допустил вычислительных ошибок;

«10» – на вопросы отвечал, но допустил вычислительные ошибки;

«• » – не очень понравилась ваша работа на уроке: на вопросы не отвечал, много ошибок.

– Встаньте те, кто поставил «12»и «10». Вы заслуживаете аплодисментов. Поаплодируйте друг другу

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-оценку, рефлексию.

Проговаривают цель урока, достигнут

или нет результат

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 1, 3 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 1-й класс

Открытый урок по математике в 1-м классе по УМК "Школа России"....

Урок. Решение составных задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Решение задач в коррекционной школе  вызывает огромные затруднения у детей обучающихся в ней .У этих учащихся не сформированны или сформированны частично  все психические процессы .Учащиеся ...

Урок. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз

Урок направлен на то ,чтобы учить детей коррекционных школ работать с текстом задачи :уметь анализировать задачу и видеть зависимость между данными задачи .Учащиеся, работая  с опорными схемами ,...

Конспект урока математики в 5 классе «Решение задач на увеличение или уменьшение величин «на» и «в несколько раз».

Конспект урока разработан для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, но может быть использован и учителями общеобразовательных школ....

Технологическая карта урока «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз»

Технологическая карта урока «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз» математика)...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ ВЕЛИЧИН «НА» И «В НЕСКОЛЬКО РАЗ»

Цель урока:ü формирование общего представления о решении задач на увеличение или уменьшение  величин «на» и «в несколько раз.Задачи урока:Образовательные:ü закреплять умения и н...