рабочая программа ФГОС 5 класс
материал по физкультуре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №65
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано». Зам директора по УВ «Утверждено»
Зам директора по УВР Директор школы:
учителей технологического цикла (Катагарова О.А.) (Трунова С.А.)
руководитель ШМО (Баканова Е.А.)
Протокол № от августа 2015г. Приказ №
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ 5 КЛАССА (3 часа в неделю, 105 часов в год)
Составитель:
Шумейко Е.А.учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
г. Тула
2015 год
Содержание:
Введение стр.1 | ||||
Пояснительная записка (цели и задачи) стр.2-3 | ||||
Общая характеристика учебного предмета стр.3 | ||||
Структура и содержание учебного предмета в учебном плане стр3-4 | ||||
Формы организации и планирования образовательного процесса стр.5 | ||||
Место предмета в учебном плане стр.6 | ||||
Результаты освоения учебной программы стр. 6-13 Планируемые результаты выпускника 5 класса стр.14-16 Тематическое планирование учебной программы стр.17 Содержание учебного материала: стр.16-25 | ||||
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по физической культуре стр.25-29
|
Рабочая учебная программа по физической культуре
5 класс.
Введение
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного образования (федерального образовательного стандарта основного общего образования, М., «Просвещение», 2011г.
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре 5-9 классов (программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию. М., «Просвещение», 2011г.)
- в соответствии с авторской программой по физической культуре, разработанной В.И. Ляхом в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного (общего) образования(Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /В.И.Лях-4 изд. – М.,Просвещение, 2014 с. – ISBN 978-5-09-032837-1).
Рабочая программа составлена с учётом следующих нормативных документов:
-Федерального закона о физической культуре и спорту в РФ от 04.12.2007г. №329 ФЗ
-Национальной стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009г. №1101-р
-о продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г.№06-499
-о Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г.№163-р.
-Национальной доктрины образования в РФ, Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. №751
-базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г (ред. от 30.08.2011г.)
-Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р
Пояснительная записка.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель:формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном от ношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- закрепление навыков правильной осанки.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движения) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
- содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, закрепление навыков правильной осанки.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности ;
- воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
Общая характеристика учебного предмета
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности(планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного освоения, перевода учебных знаний в практические умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей для формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Структура и содержание программы
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая связана с совершенствованием физической природы человека (совершенствование физических качеств, укрепление здоровья, осваивание физических упражнений и двигательных действий, развитие психических процессов и нравственных качеств, формирование сознания и мышления, творческого подхода и самостоятельности). В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программа включает в себя 3 основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной ) деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре»
Соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как »История физической культуры и её развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».
Раздел «Способы двигательной(физкультурной )деятельности»
Содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре»и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических умений и навыков.
Раздел «Физическое совершенствование»
Наиболее значительный по объёму учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьника. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся (комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья».
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки (гимнастика с основами акробатики, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжные гонки). Овладение упражнениями действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учётом их использования в организации активного отдыха и массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьника к качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения жизненно важным навыкам и умениям различными способами в вариативно изменяющихся внешних условиях.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения, направленные на развитие основных физических качеств.
Формы организации и планирования образовательного процесса
Основные формы образовательного процесса в основной школе – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных кружках и секциях. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Уроки физической культуры подразделяются на:
-уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю;
-уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование». На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (название упражнений, описание техники их выполнения и т.д.)
Отличительные особенности планирования этих уроков:
-планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление. Совершенствование;
-планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки – с закономерностями постепенного нарастания утомления;
-планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач в определённой последовательности: 1)гибкость, координация движений, быстрота; 2)сила (скоростно-силовые и собственно-силовые качества); 3)выносливость (общая и специальная);
-уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объёмов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объёма и интенсивности нагрузки ; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков;
Отличительные особенности целевых уроков:
-постепенное нарастание величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
-относительно продолжительная заключительная часть урока (7-9 мин.)
-основной режим нагрузки развивающий (пульс до 160 уд в мин.) и тренирующего (пульс свыше 160 уд.в мин.) режимов;
-обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ч.с.с. и самочувствия.
Каждый из этих типов урока носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные виды самостоятельной деятельности. При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет изучается из расчёта 3 часа в неделю: в 5 классе 105 часов. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура был введён приказом Минобрнауки от 30.08.2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации творческих программ и инновационных разработок. Индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определённого объёма учебного времени – 20% от объёма времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершению обучения в 5 классе. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются в положительном отношении учащимся к занятиям двигательной(физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты отражаются в готовности учащихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составления содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении4
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом познавательных интересов4
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам , ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов деятельности;
- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и т.д.) различными способами, в различных меняющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре4
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физической нагрузки, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты:
характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
Предметные результаты, также как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умения отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу, самостоятельность и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объёме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культуры разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- умение организовывать самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, при выполнении упражнений разной направленности (подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, силовые, скоростные, на развитие выносливости, гибкости), режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность сформулировать цели и задачи занятий физическим упражнениями, включёнными в школьную программу, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики, закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- способность составлять планы занятий физической культурой с использованием физических упражнений различной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. В единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявления доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде, соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общей цели при совместной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
- приобретение умения рационально планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия;
- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг) и их опасных последствий.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведения диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования, наполнения содержанием;
- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Знания о физической культуре
Выпускник 5 класса научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник 5 класса научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить закаливающие мероприятия с использованием воздушных и солнечных ванн и водных процедур .
Физическое совершенствование
Выпускник 5 класса научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге, прыжках (в высоту и длину) и метаниях;
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | Уровень | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | ||
| Мальчики | Девочки | |||||
Бег 30 метров с высокого старта | 5.4 | 5.5 - 6.2 | 6.3 | 6.2 | 5.4-6.1 | 6.2 | |
Прыжки в длину с места (см) | 179 | 178-135 | 134 | 164 | 123-163 | 124 | |
Прыжки через скакалку за 30 сек. мин | 50 | 40-30 | Менее 30 | 60 | 50-40 | Менее 40 | |
Поднимание туловища из положения лёжа за 30 сек | 22 | 12-21 | 11 | 16 | 10-15 | 9 | |
Наклон вперёд (см.) | 7 | 4-6 | 3 | 11 | 7-10 | 6 | |
Подтягивание(девочки из положения лёжа) | 8 | 7-4 | 3 | 14 | 13-6 | 5 | |
Бег 1000 м. | 4.45 | 4.46-6.45 | 6.46 | 5.20 | 5.21-7.20 | 7.21 | |
Бег на лыжах 1км | 6.30 | 6.31-7.39 | 7.40 | 7.00 | 7.01-8.00 | 8.01 | |
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа | 19 | 10 | 7 | 16 | 8 | 4 | |
Метание мяча | 34 | 27 | 20 | 21 | 17 | 14 | |
Прыжки в длину с разбега | 340 | 300 | 260 | 300 | 260 | 220 | |
Прыжки в высоту с разбега | 110 | 100 | 85 | 105 | 95 | 80 | |
Тематический план:
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Количество регионального компонента |
1. | Легкая атлетика | 27 | 3 |
2. | Баскетбол | 15 | 2 |
3. | Волейбол | 15 | 1 |
4. | Футбол | 9 | 1 |
5. | Гимнастика | 18 | 2 |
6. | Лыжная подготовка | 21 | 2 |
Всего: | 105 | 11 |
Основы знаний о физической культуре – в процессе уроков.
Содержание учебного материала.
1.Основы знаний.
-история физической культуры: Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр(виды состязаний, правила из проведения, известные участники и победители).Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Цели и задачи современного олимпийского движения.
-физическая культура человека: Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения
Понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей. Росто –весовые показатели. Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки с предметом на голове. Упражнениями для укрепления мышц стопы. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств: понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств. Понятие прикладно-ориентированной подготовки. Зрение. Гимнастика для глаз. Психологические особенности возрастного развития. Влияние физических упражнений на основные системы организма.
-режим дня и его основное содержание. Всестороннее и гармоничное физическое развитие
Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. Утренняя гимнастика. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Основные правила для проведения самостоятельных занятий. Адаптивная физическая культура. Подбор спортивного инвентаря для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Личная гигиена. Закаливание организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания.
-оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль
Субъективные и объективные показатели самочувствия. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
-первая помощь и самопомощь во время занятий физической культурой и спортом
Правила безопасности на занятиях физической культурой. Характеристика типовых травм и причины их возникновения. Оказание доврачебной помощи при травмах.
2.Способы двигательной (физкультурной) деятельности
-организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий. Составление индивидуальных планов занятий физической подготовкой. Выделение основных частей занятий, определение их направленности и содержания. Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности. Составление совместно с учителем плана занятий спортивной подготовкой с учётом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.
- оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по основным показателям. Самоконтроль за изменением частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями. Ведение дневника самонаблюдения. Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения с эталонным образцом. 3. 3.Физическое совершенствование.
-физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели: комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, дыхательной, зрительной гимнастики. Комплексы упражнений для развития физических способностей с учётом индивидуальных особенностей физического развития.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры: индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями.
-спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:
Лёгкая атлетика:
Беговые упражнения:
Овладение техникой спринтерского бега:
Высокий старт от 10 до 15 м
Бег с ускорением от 30 до 40 м
Бег на результат 60 м
Овладение техникой длительного бега:
Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин.
Бег на 1000м
Прыжковые упражнения:
Овладение техникой прыжка в длину:
Прыжки в длину с 7-8 шагов разбега
Овладение техникой прыжка в высоту:
Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега
Метание малого мяча:
Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность:
Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6 м, в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 6-8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние
Бросок набивного мяча (2кг) 2 руками из-за головы, от груди, снизу вперёд-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту
Ловля набивного мяча 2 руками после броска партнёра, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания
Развитие выносливости: Кросс до 15 мин., бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка
Развитие скоростно-силовых способностей: Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и.п., толчки и броски набивных мячей весом до (2кг) из разных исходных положений.
Развитие скоростных способностей: Эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью
Развитие координационных способностей: Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и.п. в цель и на дальность
Знания о физической культуре. Влияние лёгкоатлетических упр. на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упр. и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках, метаниях; разминка для выполнения л/а упр.; представление о темпе, скорости и объёме л/а упр, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях л/а.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой: Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе л/а упр. Правила самоконтроля и гигиены.
Овладение организаторскими умениями: Измерение результатов; подача команд; демонстрация упр.; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке мест проведения занятий.
Баскетбол
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности: История баскетбола. Правила и организация игры ( цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите), терминология и судейские жесты. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности при занятиях баскетболом.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка 2 шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений ( перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).
Освоение ловли и передач мяча: Ловля и передача мяча 2 руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).
Освоение техники ведения мяча: Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.
Овладение техникой бросков мяча: Броски одной и 2 руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,6 м.
Освоение индивидуальной техники защиты: Вырывание и выбивание мяча.
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей: Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей: Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Освоение тактики игры: Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие 2 игроков «Отдай мяч и выйди».
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3
Проведение самостоятельных занятий: Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Правила самоконтроля.
Овладение организаторскими умениями: Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.
Волейбол
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности: История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Терминология в волейболе, судейские жесты. Правила техники безопасности в волейболе.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений ( перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Освоение техники приёма и передач мяча: Передача мяча сверху 2 руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой.
Освоение техники прямого нападающего удара: Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром
Освоение техники нижней прямой подачи: Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки.
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей: Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар.
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей: Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Развитие координационных способностей: Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владению мячом (бег с изменением направления с ведением и без ведения мяча, скорости, челночный бег. Игровые упражнения типа 261, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.
Развитие выносливости: Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 12 до 20 мин.
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей: Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упр, с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Приём мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд.
Освоение тактики игры: Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемой игры. Подводящие игры. Игра в «Пионербол» с элементами волейбола.
Проведение самостоятельных занятий: упр. по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемой игры. Правила самоконтроля. Овладение организаторскими умениями: Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.
Футбол
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности: История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Правила техники безопасности.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Освоение ударов по мячу и остановок мяча: Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.
Овладение техникой ударов по воротам: Удары по воротам указанным способом на точность (меткость) попадания мячом в цель.
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей: Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам.
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей: Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Освоение тактики игры: Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: Игра по упрощённым правилам на укороченной площадке. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Проведение самостоятельных занятий: упр. по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемой игры. Правила самоконтроля. Овладение организаторскими умениями: Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.
Гимнастика с элементами акробатики
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности: История гимнастики. Виды гимнастики (основная, спортивная, художественная, аэробика, спортивная акробатика). Значение гимн.упр. для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка во время занятий; обеспечение техники безопасности; упр. для разогревания; основы выполнения гимн. упр.
Организующие команды и приёмы:
Освоение строевых упражнений: Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.
Упражнения общеразвивающей направленности (без предметов):
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении: Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. О.Р.У. в парах.
Упражнения общеразвивающей направленности (с предметами):
Освоение общеразвивающих упражнений с предметами: Мальчики: с набивными мячами и гантелями, палками, скакалками. Девочки: с обручами, палками, скакалками.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях:
Освоение висов и упоров: Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись, подтягивания в висе, поднимание ног в висе. Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лёжа. Опорные прыжки:
Освоение опорных прыжков: Вскок в упор присев, соскок прогнувшись ( козёл в ширину, высота 80-100см)
Акробатические упражнения и комбинации:
Освоение акробатических упражнений: Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках
Развитие координационных способностей: О.Р.У. без предметов и с предметами, то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упр. с гимн. скамейкой, на гимн. бревне, на гимн. стенке, брусьях, перекладине, гимн. козле . Акробатические упр. Прыжки с пружинного мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимн.упр. и инвентаря.
Развитие силовых способностей и силовой выносливости: Лазанье по канату, гимн.лестнице. Подтягивания, упр. в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами.
Развитие скоростно-силовых способностей: Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча.
Развитие гибкости: О.Р.У. с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упр. с партнёром, акробатические, на гимн., стенке. Упр. с предметами.
Проведение самостоятельных занятий: Упр. и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без, акробатические, с использованием гимн.снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки.
Овладение организаторскими умениями: Помощь и страховка, демонстрация упражнений, выполнение обязанностей командира отделения, установка и уборка снарядов. Составление с учителем простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований.
Лыжная подготовка
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности: История лыжного спорта. Правила самостоятельного выполнения упр. и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требование к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах. Правила лыжных гонок.
Освоение техники лыжных ходов: Попеременный 2 шажный и одновременный бесшажный ходы. Подъём «полуёлочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км.
Знакомство с тактикой лыжных гонок.
Развитие выносливости: Прохождение длинных дистанций, эстафеты, подвижные игры на лыжах.
Развитие скоростно-силовых качеств: Комплексы упражнений скоростно-силовой направленности. Подвижные игры.
Развитие координационных способностей: Спуски, повороты, торможения .Эстафеты и подвижные игры.
Проведение самостоятельных занятий: Правила самостоятельного выполнения упр. и домашних заданий по лыжной подготовке. Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе л/а упр. Правила самоконтроля и гигиены.
Овладение организаторскими умениями: Демонстрация упр.; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке мест проведения занятий. Региональный компонент.
Лёгкая атлетика: Тульские лёгкоатлеты – участники Олимпийских игр.
Тульская лёгкоатлетическая школа олимпийского резерва.
Лёгкоатлетический манеж Тулы.
Баскетбол: Тульские ДЮСШ, развивающие баскетбол.
Известные тульские баскетболисты.
Гимнастика: Спортивные школы художественной и спортивной гимнастики в г. Туле.
Юные тульские гимнасты – участники Олимпийских игр.
Лыжная подготовка: Виды зимнего спорта, популярные в г.Туле и области.
Туляки – герои зимних Олимпийских игр.
Волейбол: Тульские ДЮСШ ,развивающие волейбол.
Футбол: Тульские ДЮСШ ,развивающие футбол.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса по предмету «Физическая культура»
№п\п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала). |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И.Ляха. Физическая культура 5-7 классы /под редакцией М.Я Виленского. Учебник для общеобразовательных организаций. В.И.Лях Физическая культура 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. В.И.Лях Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы | К | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, входят в библиотечный фонд. Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5 | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению. | Д | В составе библиотечного фонда. |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе». |
1.7 | Федеральный закон «О физической культуре и спорту» | Д | В составе библиотечного фонда. |
2. | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
3. | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) | Д | |
3.2 | Аудиозаписи | Д | Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников. |
4. | Технические средства обучения | ||
4.1 | Ноутбук | Д | |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
5.1 | Стенка гимнастическая | 6 | |
5.2 | Бревно гимнастическое высокое | 1 | |
5.3 | Козёл гимнастический | 2 | |
5.3 | Конь гимнастический | 1 | |
5.4 | Канат для лазанья с механизмом креплением | 2 | |
5.5 | Мост гимнастический подкидной | 2 | |
5.6 | Скамейка гимнастическая жёсткая | 6 | |
5.7 | Гантели | 6 | |
5.8 | Маты гимнастические | 12 | |
5.9 | Мяч набивной | 10 | |
5.10 | Мяч малый (теннисный) | 20 | |
5.11 | Скакалка гимнастическая | 20 | |
5.12 | Палка гимнастическая | 20 | |
5.13 | Обруч гимнастический | 10 | |
5.14 | Секундомер механический | 2 | |
Лёгкая атлетика | |||
5.15 | Планка для прыжков в высоту | 1 | |
5.16 | Стойки для прыжков в высоту | 1 | |
5.17 | Флажки разметочные на опоре | 10 | |
5.18 | Рулетка измерительная | 1 | |
5.19 | Номера нагрудные | 25 | |
5.20 | Эстафетные палочки | 5 | |
5.21 | Стартовый флажок | 2 | |
Подвижные и спортивные игры | |||
5.22 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | 2 | |
5.23 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | 5 | |
5.24 | Мячи баскетбольные для мини-игры | 10 | |
5.25 | Стойки волейбольные | 1 | |
5.26 | Сетка волейбольная | 2 | |
5.27 | Мячи волейбольные | 10 | |
5.28 | Ворота для мини-футбола | 1 | |
5.29 | Сетка доля ворот мини-футбола | 1 | |
5.30 | Мячи футбольные | 10 | |
5.31 | Насос для накачивания мячей | 1 | |
Лыжная подготовка | |||
5.32 | Лыжный комплект | 20 | Включает в себя лыжи, ботинки с креплениями и лыжные палки |
Туризм | |||
5.33 | Палатки туристские | 10 | |
5.34 | Рюкзаки туристские | 10 | |
5.35 | Комплект туристский бивуачный | 1 | |
Средства первой помощи | |||
5.36. | Аптечка медицинская | 1 | |
6. | Спортивные залы (кабинеты) | ||
6.1 | Спортивный зал игровой | 1 | С раздевалками для девочек и мальчиков |
6.2 | Зоны рекреации | Школьные коридоры | Для проведения динамических пауз (перемен) |
6.3 | Актовый зал | 1 | Для проведения ритмики и занятий начальной школы |
6.4 | Кабинет учителя | 1 | Включает в себя рабочий стол, стулья, книжный шкаф и книжные полки, шкаф для одежды |
6.5 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | 1 | Включает в себя стеллажи, контейнеры |
7. | Пришкольный стадион (площадка) | ||
7.1 | Лёгкоатлетическая дорожка | 1 | |
7.2 | Сектор для метания | 1 | |
7.3 | Полоса препятствий | 1 | |
7.4 | Гимнастический городок | 1 | |
Комбинированная спортивная площадка | |||
7.5 | Футбольная площадка | 1 | Включает в себя ворота с сеткой |
7.6 | Баскетбольная площадка | 2 | Включает баскетбольные стойки со щитами и кольцами с сеткой. |
Лыжная трасса пролегает в близлежащем парке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа 2 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 2 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса
Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...
Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса
Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...
Рабочая программа ФГОС по технологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.
Цели программы:-формирование представлений о технологической культуре производства;- овладение специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения до...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...