МЕТОДИЧЕСКОЯ РАЗРАБОТКА К УРОКУ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
методическая разработка по физкультуре на тему

Петрова Марина Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_smg.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Марина Николаевна,

Учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 2088 «Грайвороново»

Методическая разработка к уроку гимнастики с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Введение

Физическая активность – одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

        Лечебная физическая культура – метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и в частности режима движений, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

Средства ЛФК

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью и естественные факторы природы.    Физические упражнения, применяемые в ЛФК, бывают:

• гимнастические

• спортивно-прикладные

• игры

        Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и др.)

        Все упражнения  подразделяются на общеразвивающие  (общеукрепляющие) и специальные.

Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма.

Задача специальных упражнений – избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата.

Упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека. Для больного, например, с заболеванием позвоночника, эти физические упражнения составляют группу специальный упражнений, так как они способствуют решению непосредственной лечебной задачи – увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его, коррекции позвоночника и др.

Нарушение осанки

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбы, сидении, формируются в процессе роста, развития и воспитания.

        Нередко даже у школьников выше среднего и с высоким уровнем здоровья определяется нарушение осанки. Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для сохранения здоровья. При её ухудшении нарушаются функция дыхания и кровообращения, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности, могут возникнуть близорукость, функциональные изменения в позвоночнике.

        В норме у человека равномерно выражены четыре изгиба в сагиттальной плоскости:

• шейный лордоз

• грудной кифоз

• поясничный лордоз

• крестцовый кифоз

Нарушение осанки имеют следующие разновидности:

А) Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника.  

Поясничный лордоз едва намечается,  иногда он смещается кверху, наклон   таза тогда уменьшен. Поскольку при  плоской спине физиологические  изгибы  особенно в поясничной области  стерты, рессорная функция позвоночника снижена, что отрицательно   сказывается на состоянии спинного и  головного мозга при беге, прыжках и   ряде других упражнений. Грудная   клетка узкая, живот в нижней части  выдаётся вперед. Мышцы спины  ослаблены, лопатки чаще всего отстают от позвоночника. Плоская   спина, как правило, результат  функциональной неполноценности                       мускулатуры. Именно недостаточная   мышечная тяга не обеспечивает                       нормальный наклон таза и  формирование физиологических   изгибов позвоночника.

Б) Круглая спина характеризуется   дугообразно увеличенным грудным                            кифозом на фоне сглаживания  поясничного и шейных изгибов  позвоночника.

При этом голова  наклонена вперед, плечи опущены и приведены, крыловидные лопатки, выпяченный живот, запавшая грудная клетка, уплощенные ягодицы,  уменьшенный угол наклона таза. В начальной стадии это состояние называется сутулостью. У детей с круглой спиной связки и мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому подростки  с круглой спиной часто не могут поднять руки вверх до отказа.

В) При кругло вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов позвоночника.

Угол наклона таза при этом выше физиологической нормы. Вследствие

увеличения угла наклона таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная область вялая, растянутая. Из-за дряблости и функциональной несостоятельности брюшного

пресса и связанной с этим недостаточностью связочного  аппарата органов брюшной полости может возникнуть опущение внутренних органов.

Голова, шея, плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает.

Г) Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны.

   При такой осанке спина круглая, а живот сильно выпячен вперед.

Д) При боковом искривлении позвоночника нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, одно предплечье выше другого, лопатки на разных уровнях – на стороне вогнутости ниже, ассиметричны и треугольники талии.

Боковое искривление позвоночника довольно трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза – тяжелого, трудно поддающегося лечению ортопедического заболевания. Для сколиоза характерен разворот позвонков в сторону выпуклости позвоночника. Это приводит к реберному выбуханию и реберному горбу на выпуклой стороне искривления, отклонению остистых отростков в сторону вогнутости, с соответствующим западением ребер.

В поясничном отделе появляется на выпуклой стороне мышечный валик, а с вогнутой стороны – западение мышц.

Виды сколиоза

Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов. Чрезмерная сутулость сжимает грудную клетку и затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объёме.

Изменение погнутости в поясничном отделе вызывает растягивание и ослабление мышц живота, нарушение пищеварения, опускание внутренностей брюшной полости.

У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и что особенно важно, позвоночника.

Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

2. Профилактика и формирование правильной осанки

В сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более 300 мышц одновременно. Для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют физические упражнения: укрепления мышц брюшного пресса, груди и спины (при обязательном сохранении правильного положения тела) без предметов и с различными предметами (гимнастической палкой, набивным мячом, мешочком с песком и др.), упражнения в равновесии, на координацию, а также игры и игровые задания, при которых важно соблюдение правильной осанки. На занятиях гимнастикой при любой форме нарушения осанки специальные упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечные группы.

При нарушении осанки во фронтальной плоскости, т.е. при боковом искривлении, коррекционные мероприятия имеют свои особенности.

Так, значительное место занимает разгрузка позвоночника, имеющая целью предупреждение перегрузок мышц поддерживающих позвоночник. Другая задача состоит в том, чтобы восстановить и сохранить нормальную гибкость и подвижность позвоночника, как в пострадавшем участке, так и во всем позвоночнике в целом.

Ещё одна важная задача - это укрепление мышечно-связочного аппарата позвоночника и всех мышц туловища, создание «мышечного корсета». Далее воспитание рефлекса правильной осанки. Все это осуществляется на фоне общего оздоровления и укрепления организма ребенка (правильный режим, рациональное питание, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, закаливание, занятия показанными видами спорта), а также организация благоприятной внешней среды (одежда, мебель, рабочее место, освещенность, гигиенические условия труда и отпуска)

Упражнения для формирования правильной осанки

Число повторений упражнений для школьников 7-9 лет  в   начале  не должно превышать 6-8 раз, 10-14 лет – 8-10 раз.

 Дети старше 14 лет могут выполнять упражнения до появления чувства усталости. Постепенно нагрузка увеличивается за счет повторения каждого упражнения до 20-30 раз.

1.Встать спиной к стене, касаясь её затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течении  5 секунд. Запомнить его и стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

2.Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

3.Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя

касания со стеной.

4.Стоя лицом к стене поднять руки вверх, отводить ноги (поочередно) назад-вверх.

5.Стоя у стены, прижаться к ней. Руки вперед, приседать и выпрямляться, касаясь стены затылком и туловищем.

6.Стоя с мешочком на голове и сохраняя правильную осанку, подняться на носочки, вернуться в и.п.

7.Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук: вверх, вперед, за головой, на поясе.

Упражнения для профилактики и исправления сутуловатой и кифотической осанки

1.Лежа на спине, руки согнуть в локтях за головой. Опираясь головой на руки и тазом о пол, прогнуться так, чтобы лопатки не касались пола.

2. Лежа на спине, руки в стороны. Опираясь о пол затылком, пятками и руками, приподнять туловище, держать 3-5 с.

3.Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, свести лопатки, держать так 5-10 с.

4.Лежа на животе, руки вытянуты вперед. Прогнуться, отрывая от пола руки и ноги. Держать 3-5с.

5.Лежа на спине, руками упираться о пол возле головы, ноги на ширине плеч

согнуты в коленях. Выполнить «Мостик» и вернуться в и.п.

Упражнение для профилактики и исправления сутуловатой и кифотической осанки

1.И.п. – основная стойка. Не сгибая колени наклониться вперед, коснуться руками пола, вернуться в и.п.

2.И.п. – упор присев, выпрямить ноги, опираясь руками о пол.

3. И.п. – упор сидя, ноги врозь. Не сгибая колени наклониться вперед,

достать руками стоны, вернуться в и.п.

Упражнения для профилактики и исправления выпрямленной осанки (плоская спина)

1.Упор, стоя на коленях. Выгнув спину, держать 5-7с; прогнуться в пояснице, держать 3-5 с.

2. Стоя на коленях, упор прямыми руками о пол, отведения прямых ног и головы назад, прогибаясь в пояснице.

3. Сидя на полу, ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками, прогнуться, как можно выше поднять таз, держать 3-5 с, вернуться в и.п.

Упражнения для профилактики и исправления нарушений осанки во фронтальной плоскости (при сколиозе)

1.И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх.  Наклоны вправо и влево.

2. Вис на гимнастической стенке или перекладине.

3. В висе на перекладине повороты туловища вправо и влево как можно

больше. Ноги прямые.  

3аключение

Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения в последние десятилетия вызывают особую озабоченность специалистов по физическому воспитанию и родителей.

Приобретенные в школьном возрасте нарушения в физическом и психическом здоровье существенно влияют на будущую жизнь и работоспособность человека.

Физическая культура располагает воспитательными и оздоровительными возможностями. Однако эти возможности не осознаются в полной мере обществом и личностью. Они остаются невостребованными педагогической практикой из-за недооценки обществом значения занятий физической культурой для сохранения, укрепления здоровья человека и в профилактике различных заболеваний. Отсутствие должной мотивации личности на здоровый образ жизни и осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, не позволяет широко использовать средства физической культуры для формирования и укрепления физического и психического здоровья.

Преподавания предмета «физическая культура» предполагает компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников, сообщение им знаний по физической культуре, формирование у них двигательных умений и навыков, поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения. Формирования убеждения, что забота человека о  своём здоровье, физической подготовленности является не только его личным делом, но и общественным долгом.

.Литература

  1. «Лечебная физическая культура». Справочник.      Под редакцией проф. В.А.Епифанова.

Москва «медицина» 1987г.

  1. «Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях г. Москвы»

Москва. МИОО ОАО «Московские учебники»       2008-2010г.

  1. «Скрининг – обследование детей при медицинских осмотрах в общеобразовательных учреждениях»

Москва. МИОО ОАО «Московские учебники» 2009г.

  1. «Оздоровительная физическая культура для учащихся»

Москва. МИОО ОАО «Московские учебники» 2010г.

  1. «Физическая культура» Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. авторы-составители: А.П.Матвеем, Т.В Петрова, Л.В.Каверкина.

Москва. Дрофа 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...

Особенности занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Если в образовательном учреждении нет специально подобранных методик адаптивной физической культуры (АФК) или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то преподаватель физичес...

"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического ра...

"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.

Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...