Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья на тему
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нарушение осанки и другие диагнозы всё чаще встречаются в амбулаторных картах.
Коррекционно-логопедическая работа является одной из частей лечебной педагогики и направлена на коррекцию речевой патологии, которая выявляется у детей с нарушением ОДА. Подтверждение данному высказыванию мы находим в работах Рубцовой А.Д. (1955г.), Спагиной Н.Г. (1978г.), Страковской В.Л. (1987г.), Левченко И.Ю., Приходько О.П. (2001г) и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_naruusheniem_oda.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательная работа с детьми,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Макарова Т.В., г. Астрахани
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нарушение осанки и другие диагнозы всё чаще встречаются в амбулаторных картах.
Коррекционно-логопедическая работа является одной из частей лечебной педагогики и направлена на коррекцию речевой патологии, которая выявляется у детей с нарушением ОДА. Подтверждение данному высказыванию мы находим в работах Рубцовой А.Д. (1955г.), Спагиной Н.Г. (1978г.), Страковской В.Л. (1987г.), Левченко И.Ю., Приходько О.П. (2001г) и др.
Обследование речи таких детей, проведенное по методике Захаровской А.Г. (критерии: артикуляторная моторика, двигательная активность, темп, ритм речи), Кузминой Ю.И. (интонационные особенности детской речи) свидетельствуют о том, что у детей с ортопедической патологией редко встречается бедность лексических единиц (исключение дети с тяжёлой формой ДЦП и ЗПР), но всегда присутствуют нарушения темпа, ритма, неумение контролировать силу голоса, полторны (запинки), которые при чрезмерно интенсивной работе над звуковой стороной речи переходят в заикание. Звуковая сторона речи нарушена за счёт звуков полного онтогенеза (ж, ш, ч, л, р) и произношения слов сложной слоговой структуры. Поэтому коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением ОДА направлена на решение следующих задач:
- формирование речевого дыхания и работа над темпом и ритмом речи;
- развитие артикуляционного аппарата, совершенствование чёткого звукопроизношения;
- увеличение лексических единиц, совершенствование лексических конструкций;
- развитие связной, интонационно обогащенной, логически-грамотной речи.
Результатом решения оздоровительных задач на занятиях логопеда и воспитателя с детьми с нарушением ОДА должны стать:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания;
- моторных, сенсорных функций;
- воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений.
Всему этому может способствовать использование технологии согласования слова с движением. В практику работы логопедов этот приём вошёл под названием «речь с движением».
Одной и первых задач является развитие правильного дыхания.
Обучение дыхательным упражнениям следует начинать в покое. Статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их проводить лёжа, затем стоя и сидя. Желательно включить упражнения, улучшающие осанку ребенка, способствующие релаксации мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка.
Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длительным выдохом. Для каждого человека свойственен индивидуальный тип дыхания (считается, что в среднем: 1 - вдох, 1-2 – задержка воздуха, 1-2-3 - выдох), но вариаций может быть больше. Дошкольник не может управлять работой дыхательных мышц. Научить малыша вбирать большое количество воздуха и длительно выдыхать его – одна из задач логопедических занятий. Некоторые авторы не настаивают на диафрагмальном дыхании, так как при речи человек в основном пользуется комбинированным носоротовым дыханием.
Результатом работы по развитию речевого дыхания должно стать естественное дыхание при говорении – вдох ртом (короткий и бесшумный без подъема плеч), выдох длинный и плавный. Чтобы не вызвать отрицательных реакций в процессе выполнения упражнений необходимы паузы.
Проводя ежедневно дыхательные упражнения необходимо помнить, что у трёхлетнего ребенка выдох короткий и слабый, длящийся 1 или 1,5с., в четыре года - 3-5с. (ребёнок может произнести 2-3 согласных звука). С 5 лет выдох удлиняется до 7с. (3-4 гласных звука), с 6 лет выдох длится 4-8с., что даёт возможность произносить любые звукосочетания и фразы.
У детей с нарушением ОДА часто встречаются нарушения голоса – носовое звучание, крикливость. Для устранения дефектов, для естественного звучания голоса необходимы дыхательные упражнения, которые хорошо начинаются с гласных звуков У-О-И-Ы, затем согласных Ф-М-В-Ж–З, затем слоги, однослоговые слова и заканчивать всё использованием стихов, что подчёркивает в своих работах Вансовская Л.И («Практикум по технике речи», 1999г.)
Требования к выполнению дыхательных упражнений:
- во время упражнения не должно быть никакого напряжения;
- фиксировать внимание на вдохе и выдохе только на первом этапе;
- добиваться непроизвольного вдоха и выдоха;
- после выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно на 2-3с.;
- каждое упражнение выполнять 1-2 раза;
- продолжительность упражнения 1-2 мин;
- дыхательные упражнения проводить ежедневно.
№ | Цели и задачи | Игры и упражнения |
1 | Выработать диафрагмально-ребёрный тип дыхания. Отработать вдох носом – выдох носом, вход носом – выдох ртом (при этом плечи не поднимать) | Лёжа на спине (на ровной твёрдой поверхности) контролировать движение живота помещенной на него игрушкой. Нельзя паузой отделять вдох от выдоха. Необходимо, чтобы вдох сразу переходил в выдох |
2 | Отработать диафрагмально-ребёрный тип дыхания. Учить делать вдох и выдох плавно, не поднимая плеч, бесшумно | Сидя на стульчике повторять упражнение вдох носом – выдох носом, вход носом – выдох ртом. Контролировать вдох ладонью руки, помещенной на область диафрагмы |
3 | Развивать умение произносить один гласный звук на выдохе. Произносить его спокойно, ровно, без изменения силы голоса | Вдох носом. Выдох – А ……………………….О ……………………….У ……………………….Э ………………………..И |
№ | Цели и задачи | Игры и упражнения |
4 | Развивать умение направлять выдыхаемую струю воздуха вперёд, вверх, вниз, изменяя положение губ. Подготавливать к паузе между вдохом и выдохом | Игры: 1. «Чей пароход лучше гудит?» (Дуть в горлышко пузырька. Пузырёк – 7 см. Ширина горлышка – 1,5 см. Дуть вниз) 2. «Одуванчики» (дуть перед собой) 3. «Сдуй ватку с носа» (Дуть вверх) |
5 | Вырабатывать умение направлять выдыхаемую струю воздуха по средней линии языка. Отрабатывать дыхание сидя и стоя (подготовительный этап к упражнению фараона) | 1. Вдох носом. Выдох – Ф …….."…………"……….С ……."………….."…...….Ш ……."………….."……….Х ……."………….."….…..Ж 2. Сидя на стульчиках или стоя делать вдох-паузу-выдох при счёте 2:1:2 |
6 | Вырабатывать умение слитно произносить 2 гласных звука, при этом делать лёгкий переход от одного звука к другому | Вдох носом. Выдох – А_О………….. .. "……..А_У…………… .. "……..А_Э…………… .. "……..А_И…………… Повторить упражнение фараона (3:1:3) |
7 | Отрабатывать умение направлять выдыхаемую струю воздуха по средней линии языка, а также учить детей контролировать силу выдыхаемой струи воздуха (щеки не надувать) и делать добрый вдох | Игры: «Птички летят», «Подул ветер», « Повторить упражнение Фараона |
8 | Учить слитно произносить три гласных звука, делая плавный переход от первого звука ко второму и второго к третьему. Третий звук произносить протяжно | Вдох носом. Выдох – А_О_У….. ……………………….А_У_О….. ……………………….А_О_И….. ……………………….О_А_У….. ………………………..У_И_А….. |
9 | Вырабатывать умение произносить на одном выдохе четыре гласных звука (три звука мягко переходят один в другой и произносятся не длительно, а четвёртый звук произносить, используя остаток воздуха). Фиксировать внимание детей на положении губ при произнесении гласных звуков | Повторить упражнение фараона (2:1:2), (3:1:3) Вдох носом. Выдох – АОУЭ….. ……………………….ОАУИ….. ……………………….УОАЭ….. ………………………..ЭАУИ….. ………………………..ИОАУ….. |
№ | Цели и задачи | Игры и упражнения |
10 | Отрабатывать диафрагмальное дыхание, использовать звукосочетания губной звук + гласный. Учить детей размыкать губы струей выдыхаемого воздуха | Вдох носом. Выдох – ПА ……………………….МА ……………………….ПО ……………………….БО ………………………..ПУ ………………………..БУ Повторить упражнение фараона (4:2:4) |
11 | Отработать струю выдыхаемого воздуха, используя звукосочетания глухих согласных + гласные (слоговые упражнения) | Вдох носом. Выдох – Та-то-ту-ты-тэ Са-со-су-сы-сэ На-но-ну-ны-нэ Фа-фо-фу-фы-фэ Ша-шо-шу-ши-шэ |
12 | Учить детей озвончать согласные в словах упражнениях. Слитно, на одном выдохе произносить группу слогов | Вдох носом. Выдох – Да-до-ду-ды-дэ За-зо-зу-зы-зэ Ба-бо-бу-бы-бэ Ва-во-ву-вы-вэ Га-го-гу-гы-гэ |
13 | Произношение на одном выдохе предложений (наращивание слов от одного до 5-7 слов). Ребенок произносит фразы самостоятельно, с использованием наглядности по образцу логопеда | Вдох носом (картинка - роза) Выдох → пахнет! ………………….Ах,_как_пахнет! ………………….Ах,_как_пахнет_цветок! Выдох →Ах, как_пахнет_цветок_роза. И т.д. |
14 | Научить детей произносить слитно, плавно, спокойно сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Научить, сделав вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произнести на выдохе часть предложения, а после дополнительного вдоха, продолжить его. | Вдох носом. Выдох – произнести часть предложения, затем вдох → продолжение предложения. Вдох носом. Выдох – мы сегодня не пойдём гулять → дополнительный вдох → потому что на улице холодно. Упражнение Фараона (6:3:6) |
15 | Отработка речевого дыхания. Закрепить умение делать дробный вдох и выдох, согласовать слово с движением руки, отрабатывать речевое дыхание при ходьбе. Закрепить умение добавлять воздух (делать дополнительный вдох) во время произнесения сложных фраз | Вдох носом. На выдох произносить: 1. счёт до 10 и обратно с паузой после 5. 2. название месяцев: Вдох – январь______________ апрель Вдох – май_________________ август Вдох – сентябрь_____________ декабрь 3. дни недели: Вдох – пон…, вт…, ср…, чет. Вдох – пятн…, суб…, воскресенье Упражнение Фараона (7:3:7) |
Литература
- Аванесян Р.Д., Румянцева (Юнтунен) О.А., Сизова О.Б. "Программа первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи"/ Диагностика и коррекция речевых нарушений: методические материалы научно-практической конференции "Центральные механизмы речи", СПб, 1997.
- Анатомия человека Р.П. Самусев Ю.М. Селин М. : Медицина 1995.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" - М., 1998.
- Большая медицинская энциклопедия. 1981г. Москва.
- Гвоздев А.Н. / Вопросы изучение детской речи. - М. 1959.
- Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1966.
- Герела, Н.Ф.Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н.Стрельниковой,- Издательство: СПб: Петрополь
- Жолондза М. Я. Астма. От непонимания к излечению.-М., 2000
- Здоровье. Популярная энциклопедия. 1990.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте, пер. с чешек. М., Медгиз, 1962.
- Казьмин В.Дыхательная гимнастика при вашей болезни,- Бао, Баро-Пресс: Ростов-на-Дону, 2004
- Каменев Ю. Я. Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой (методические рекомендации) СПб.: "Изд-во KN",1996.
- Каменев Юрий Яковлевич - "Дыхательная гимнастика в системе натуротерапии»
- Каше Г. А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1962
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...
Презентация «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Доклад «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Применение канистерапии в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья...
"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.
Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...