Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.
статья по математике
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического развития.
Что нужно знать учителю для успешной организации учебной деятельности с такими детьми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_raboty_s_detmi_s_narusheniyami_oda.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического развития.
Особенно задержаны в развитии те вышие функции, которые тесно связаны с двигательными анализаторами: пространственные представления, способность узнавать предмет на ощупь, соотносить размеры и форму предметов.
Неустойчивое внимание, недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний. Особенности учебной деятельности учащегося с НОДА определяются различными нарушениями речи. Отдельные звуки не непроизносятся, речь не выразительна, голос монотоннен. Детям трудно сразу ответить, им требуется время на подготовку к ответу, настройка речевого аппарата.
Отмечается также, что учащиеся с ДЦП характеризуются высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой. Но это зависит от тех условий, в которых живут дети. Дети, которых любят, несмотря на недуг, доброжелательны, открыты для общения и даже умеют похвалить себя. Без сомнения они обладают повышенной чувствительностью, остро реагируют на неудачи.
Для успешной организации учебной деятельности учителю важно:
- быть готовым работать с особенными детьми (внутренне, психологически);
- быть способным к такой работе.
Но даже, если ты прочтёшь всё книги по данной теме, не узнаешь готов ли ты к работе с такими учениками, пока не столкнёшься с подобным.
Эффективность твоей работы зависит от жизненного опыта, от педагогического опыта, от специальных знаний по данной проблеме, но и от уровня адаптации всех участников образовательного процесса – родителей, детей, учителей.
Если ты принял детей и дети, и родители приняли тебя, можно смело разбираться с теми трудностями, которые возникают в процессе обучения математики.
Итак, моторные нарушения ограничивают способность к освоению практической деятельности.
Всё это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются.
Использование практических методов позволяют ученикам усваивать знания, вырабатывать умения и навыки. К таковым относятся упражнения.
Упражнение – повторное, многократное выполнение правильного практического или умственного действия с целью овладения им.
Так, например, при изучении темы «Натуральные числа» выполнением задания, включая в них и наших тьюторов – мам:
- Продолжите счёт чисел с 28 до 56, называя числа через одно.
- Посчитайте «пятёрками» начиная с 75 до 115.
Устный счёт обязателен! На каждом уроке. Повторяем приёмы устного счёта.
Упражнение: Найдите значение выражения; считайте устно, называйте промежуточные результаты.
Дорофеев Учебник математики «5 класс» (№ 27) 35:7*6 80*6:1
Еще один практический метод- это непосредственно практическая работа.
Практическая работа. Тема «Числа и точки на прямой».
Изучив пункт учебника, оговорили алгоритм построения самой числовой оси и откладывание точек на ней. Закрепляем полученные знания. Ученик даёт команды учителю по построению:
- Начерти горизонтальную прямую
- Отметить на ней т.О
- Справа от неё, т.Е и т.д.
№104, 107
Работа в тетрадях на печатной основе с помощью мам, занимаются с помощью интерактивной рабочей тетради Skysmart.
Для совершенсвования умения необходимо повышения степени самостоятельности выполнения действий. Поэтому обязательно выделено время для самостоятельной работы на вычисление. Работают ученики на ноутбуке и плашете. Время на это требуется гораздо больше, но это необходимо для качественных и прочных знаний.
Лабораторная работа.
Изучение явлений с помощью специального оборудования.(для начала с логопедом было выучено слово «параллепипед»)
Из бумаги изготовили развёртки параллелепипеда, куба. Изучали свойства фигур. Получали правило вычисления объёма параллелепипеда, куба.
Задание№1
- Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллепипеда.
Задание№2.
- Возьмите 6 одинаковых кубиков и сложите из них разные прямоугольные параллелепипеды. Сколько П. можно сложить. Для каждого из них определите длину, ширину и высоту? (стр.238)
Задание№3.
- Можно ли выпить 1 дм3 воды?
- Сможете ли вы налить 1 м3 сока в стакан?
-№ 964(а).
Есть различные виртуальные лабораторные работы, но благодаря заинтересованности родителей, мы это делаем на уроке в живую, оставляя детям возможность обсуждать результаты, сформулировать выводы, дать оценку выполненной работы.
Одним из условий успешности обучения детей с НОДА является увеличение времени изучения тем. К сожелению этой озможности нет, поэтому уровень сложности учебного материала приходится снижать и подбирать такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности.
Помогают отработке базовых тем различные алгоритмы, схемы, образцы выполненных заданий, для конкретизации действий при самостоятельной работе.
№1 Решите уравнение
25*Z +49=149
- Определи порядок действий
- Назови компоненты по последнему действию.
- Как найти неизвестный компонент?
- Выполни всевозможные действия (посчитай)
- Получи простейшее уравнение.
- Как найти неизвестный компонент
- Запиши ответ.
Математика на базовом уровне, не слишком увлекательна и не может вызывать большого интереса, необходимо расскрасить серые будни, разбавить однообразие вычислительных упражнений. Заинтересовать учащихся, дать повод к ожиданию очередного урока-задача учителя.
Это может быть сообщение темы занятия в игровой форме, проблемной форме. Так, например, учащимся 6 классов было задано найти дома решето Эратосфена, которое использовали для просеивания. И уже на уроке с помощью замечательных авторов В.Левшина и Э.Александровой и их книги Путешествие по Карликании и Аль-Джебре начался разговор о простых числах. С удовольствием слушали дети пародоксы Льюиса Керолла из Алисы в зазеркалье, путешествовали с героями русских сказок, решая математические головоломки.
«Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» Б.Паскаль.
Поэтому игровые моменты обязательно включаю в урок, это и ребусы, и анограммы, игра «червёртый лишний»- всё это компенсирует слаборазвитые свойства познавательной сферы и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.
Неожиданно найденный ответ на вопрос логической задачи – это успех, а успех – это эмоциональное благополучие. Одним из любимых дел особенных учеников является поиск ошибок .Они бывают очень рады, если им удается найти и исправить ошибку в решении другого или увидеть подвох в вопросе. Этим можно пользовать для закрепления полученных навыков.Например,
Ведь мы помним о повышенной чувствительности учеников. Создание благоприятного климата на уроках обязательнная задача учителя.
Что нужно для благоприятной обстановки:
- Улыбнуться каждому ребёнку
-использовать ободряющие интонации
-говорить не слишком громко и не очень быстро
-внимательно относиться к высказываниям учеников
-прибегать к сенсорным контактам (подержать руку, дотронуться до плеча) только после того, как вы подружились
-не совершать резких движений около ребёнка
-отказаться на уроке от окрика
Работая с детьми в течение года, изучая специальную литературу, мы получили ответы далеко не на все вопросы и их стало даже больше, чем в начале нашего пути. Мы понимаем, что у таких детей особые образовательные потребности:
- задаются спецификой двигательных нарушений, определяют особую логику построения учебного процесса;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения;
- нелбходимо техническое обеспечение;
- индивидуализация обучения, организация особой пространственной и временной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...
Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...
Презентация «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Доклад «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Применение канистерапии в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья...
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержку психического развития.Особенно задержаны в ...