Особенности занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
статья по физкультуре
Если в образовательном учреждении нет специально подобранных методик адаптивной физической культуры (АФК) или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то преподаватель физической культуры должен правильно подобрать физическую нагрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_zanyatiy_s_detmi_imeyushchimi_otkloneniya_v_sostoyanii_zdorovya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
С.С.Жуйков − учитель МБОУ Школы № 51 г.о.Самара
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинских группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная).
Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров заносится в медицинскую карту (форма 026/у-2000) ребёнка и включает диагноз (основное и сопутствующее заболевания), оценку физического и нервно-психического развития, резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию.
Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой. Проба проводится перед определением уровня физической подготовленности (далее - ФП) детям основной медицинской группы (по данным медицинского заключения предыдущего учебного года у детей 2-11 классов и медицинского заключения перед поступлением в школу для первоклассников). В конце учебного года перед итоговым определением уровня ФП проба с дозированной физической нагрузкой проводится всем детям, не имеющим медицинских противопоказаний к её выполнению. В случае заболевания (травмы) ребёнка, возникшего в течение учебного года и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии его здоровья, для решения вопроса о назначении медицинской группы необходимо до возобновления занятий физической культурой повторно провести пробу с дозированной физической нагрузкой для оценки функциональных возможностей организма.
Уровень ФП определяется ежегодно преподавателем физической культуры в начале и конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача. При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы детского организма на дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП запрещается.
К основной медицинской группе для занятия физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012г. N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культуры обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"
Если в образовательном учреждении нет специально подобранных методик адаптивной физической культуры (АФК) или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то преподаватель физической культуры должен правильно подобрать физическую нагрузку.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Физические упражнения | Потенциально опасное |
Кувырки через голову вперед и | Избыточное давление на шейный отдел озвоночника: компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления. |
Упражнение "мостик" | Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления. |
Стойка на голове, на руках. | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение артериального и внутричерепного давления. |
Высокоамплитудные и (или) | Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов. |
Высокоамплитудные и (или) | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне вперед с выпрямленными ногами. |
Глубокий прогиб туловища | Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков спинномозговых нервов. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических и сосудистых нарушений. |
Висы без опоры, подтягивание | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный |
Высокоамплитудные и (или) | Избыточная нагрузка на поясничный отдел |
Многократно повторяющееся в | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный |
Многократно повторяющийся в | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный |
Высокоамплитудные и (или) | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный |
Упражнения: | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный |
Глубокий выпад с сильным | Риск повреждения связок в паховой области. |
Бег в быстром темпе, особенно | Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. |
Прыжки в быстром темпе | Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления. |
Прыжки через спортивные | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный |
Формы занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20–22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3–5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Посещение занятий учащимися СМГ является обязательным. Ответственность за их посещаемость возлагается на администрацию и учителя, проводящего эти занятия.
Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
– формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
– обучение рациональному дыханию;
– освоение основных двигательных умений и навыков;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности обучающихся.
Наблюдения показывают, что физические упражнения имеют большое значение для развития костной системы. Под их влиянием костные клетки лучше снабжаются кровью, что сказывается на их росте. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушения осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.
Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно-сосудистых.
Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, гибкости, быстроты а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.
Итак, движения, применяемые в любой форме, пока она соответствует физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.
В случае невозможности проведения занятий с детьми СМГ отдельно рекомендуется привлекать таких детей к занятиям со всем классом. В ряде школ занятия физической культурой с обучающимся СМГ проводятся совместно с основной и подготовительной группами – это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированны, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. При этом необходимо строго индивидуально регламентировать физическую нагрузку, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях. В этом случае одной из основных задач в работе учителя является улучшение всех показателей здоровья больных учащихся с последующим переводом их в подготовительную или основную медицинские группы.
Исходя из собственного опыта, в классе обычно 1 или 2 ученика СМГ. Со всеми вместе они выполняют подготовительную часть урока, но со своими ограничениями. Так, например: учащаяся 9 класса Дана П., с диагнозом бронхиальная астма не может выполнить бег в быстром темпе, она подбирает свой собственный. Другая девочка, ученица 7 класса Анна Р., диагноз: парез правой руки, не выполняет резких движений поврежденной рукой во время ОРУ, но плавно помогает больной руке здоровой, увеличивая амплитуду движения. Или Дима П., учащийся 8 класса, имеющий отклонения в сердечно-сосудистой системе, с удовольствием показывает ОРУ. Необходимо объяснять учащимся основной группы об особенностях развития таких учеников. Стараться чтобы «здоровые» дети приходили на выручку, проявляли активное участие в работе с детьми СМГ. С каждым таким учеником требуется индивидуальная работа. Во время проведения основной части урока, если программный материал ученик СМГ выполнить не может, он привлекается преподавателем к судейству, осуществлению страховки, теоретической подготовке с последующим выступлением перед классом в конце урока. Необходимо чтобы такой ребенок был вовлечен в процесс урока и не чувствовал себя «особенным».
Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физкультурой.
Думается, что обучающиеся, отнесенные к СМГ, должны присутствовать во время сдачи зачетов другими учениками, помогать тем или иным образом комиссии, проводящей тест. Кроме того, по разрешению врача они могут получить задания и выполнять (с учетом соответствующих дозировок) отдельные посильные и не противоказанные им упражнения, предусмотренные программой для занятий с данной категорией школьников. Тем самым они не окажутся вне коллектива своих сверстников, не будут считать себя оторванными от физических занятий, а выполнение доступных физических упражнений будет стимулировать их к дальнейшему укреплению здоровья средствами физкультуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация занятий и итоговая аттестация учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья"
В данной разработке представлена система работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ. Предлагаю вам рабочую документацию учителя, специальные комплексы упражнений, ОРУ, формы работы в ...
Комплексы упражнений для занятий с детьми имеющими отклонения в здоровье
Урок-презентация для учителей физкультуры работающих в СМГ. Тема "Комплексы упражнений для занятий с детьми имеющими отклонения в здоровье ...
«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАОУ СОШ №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.
Содержание:1.Введение. 2.Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп.3.Медицинский контроль за организацией занятий ...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ маоу сош №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ физическое воспитание детей, имеющих откл...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ маоу сош №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ физическое воспитание детей, имеющих откл...