«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
статья
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_noda.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Е.А.Степанова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья.
Ключевые слова: нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА), информационно-компьютерные технологии, социализация, сбережение здоровья.
XX-XXI века - время компьютеризации человеческого общества. С момента появления компьютер успел занять особое место во многих сферах жизни человека: работа, учеба, досуг. Немало времени за компьютером проводят и современные подростки, использующие его не только для обучения, но и для развлечений.
Использование компьютера сопровождается воздействием на организм человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность, на физическое и психическое здоровье.
Особое влияние компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет оказывают на подростков с ограниченными возможностями здоровья (НОДА).
Использование компьютера в жизни детей с НОДА – необходимость.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с НОДА является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Также компьютер позволяет настраивать интерфейс программ под нужды учащихся с НОДА: крупный текст, большие кнопки, озвучивание фрагментов текста и другие элементы. Применение компьютера дает возможность реализовывать обратную связь с другими участниками общения.
Кроме того, может быть, самое главное, — это решение проблемы социализации учащихся с НОДА. Компьютер дает таким детям особые возможности, расширяет круг их общения. В силу двигательной ограниченности, речевых проблему детей с НОДА компьютер, зачастую, становится для них единственным способом общения с другими людьми. Дети получают возможность открыться и высказать собственные мысли и фантазии, поделиться чувствами и планами, чему в обычной жизни мешают проблемы со здоровьем. Для многих виртуальное общение становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым.
При этом общение переходит на другой уровень, - виртуальный, вытесняется непосредственное общение. Подростки с НОДА с готовностью проводят за компьютером все свое свободное время, неохотно переключаются на другие виды деятельности, выказывают недовольство, когда вынуждены отвлечься от компьютера. Результатом становится низкая мотивация к здоровому образу жизни.
Необходимость использования компьютера зачастую приводит к ненормированному времени работы за ПК и несоблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, рекомендуемых Минздравом РФ. Это обусловлено тем, что подросток работает за компьютером и в классе, и при выполнении домашней работы. Там, где обычный ребенок сможет написать в тетради ручкой, подросток с НОДА будет набирать задание на компьютере. Мало того, ему понадобится для этого больше времени, т.к. скорость набора букв у таких детей обычно невысока.
Учитывая несомненную пользу, а по отношению к некоторым подросткам с НОДА - необходимость, работы за компьютером, появляется потребность минимизировать отрицательные последствия работы за компьютером.
Достижению этой задачи способствует проведение физкультминуток, а также занятий, направленных на воспитание понимания важности здорового образа жизни, расширение и углубление понимания здоровьесберегающих технологий.
Целью становится - сохранение здоровья при использовании информационных технологий. Простой и эффективный способ привития необходимых знаний и представлений – игра.
При подборе игр для детей с двигательными нарушениями, в первую очередь, необходимо обращать внимание на их доступность. Часть подвижных игр оказывается невостребованной (это игры на скорость, ловкость, быстроту реакции). Некоторые игры требуется адаптировать: из них убирается активная составляющая, например, надо не бросить мяч, а передать его.
Актуальными являются игры на развитие мелкой и крупной моторики: движения руками, телом, которые возможно выполнять, находясь на одном месте, например, игры с мячом (игра «Съедобное-несъедобное», «Назови соседа» и т.д.). Кроме мяча для игр используются природные материалы, карандаши, мелки и т.д.
Наиболее же интересны в подростковом возрасте тематические интеллектуальные игры (викторины, игры в формате «Что? Где? Когда?», «Своя игра»)
Играть любят все дети, вне зависимости от возраста и состояния здоровья. В отличие от скучных нравоучений и лекций игра позволяет дать новые знания, закрепить известный материал в ненавязчивой, легкой форме. Дети активно участвуют в их создании, например, при помощи ресурсов сети Интернет придумывают вопросы для команды соперников. Во время игры подростки учатся не стесняться высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать свое мнение. Игра способствует сплочению детского коллектива, не дает возможности обособиться и остаться безучастным, что важно для детей с НОДА, которые часто не умеют выстраивать общение с другими людьми.
Еще одним вариантом занятий являются тематические клубные часы, для которых дети, используя ИКТ, подготавливают выступления, презентации по различным проблемным вопросам, например, секретам здорового питания, мифам о питании, правилам работы за компьютером и т.д.
С учетом этого становится важным проводить занятия не за партой в классе, а в другом помещении, помогающем детям чувствовать себя непринужденно, например, в библиотеке.
Малоподвижный образ жизни детей с НОДА придает особую важность здоровьесберегающим технологиям. Необходимо регулярно проветривать помещения, обращать внимание на правильную позу детей, проводить физкультминутки, которые также необходимо адаптировать под возможности детей. При подготовке и проведении физкультминуток используются возможности компьютера, например, анимация, звуковое сопровождение.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что успешной пропагандой здорового образа жизни является игровая форма проведения занятия с подростками. Она позволяет решить проблему отрицания здорового образа жизни, как ценности, прививаемой под давлением взрослых. В данном случае формирование основ ЗОЖ происходит на бессознательном уровне. А в результате новая информация позволяет ребятам задуматься над своим образом жизни, дает новую почву для осознания необходимости принятия ЗОЖ и включение его в повседневную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...
Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...
Презентация «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Доклад «Применение компьютерных технологий БОС в реабилитации и коррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Применение компьютерных технологий БОС...
Применение канистерапии в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья...
Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического ра...
"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.
Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...