Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему
Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность работы
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество – коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов:
- требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме;
- необходимостью формирования гармонично развитой личности в рамках образовательного процесса МОУ;
- необходимостью повышения качества организации учебной деятельности младших школьников на основе коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса.
Степень научной разработанности проблемы
При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.
Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь». Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».
Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.
С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
А. А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т. п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Определение цели, формулировка задач достижения поставленной цели
Цель работы:
Теоретически изучить проблему формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры используя подвижные игры и выявить методические условия её решения.
Задачи: 1. Проанализировать характеристику формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с ФГОС.
2. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках физической культуры.
3. Раскрыть содержательные аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках физической культуры используя подвижные игры.
4. Выявить методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках физической культуры используя подвижные игры.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД в соответствии с ФГОС
1.1 Характеристика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с ФГОС
Стандарт второго поколения разработан в 2009 году. Под стандартом понимается совокупность требований к результатам освоения программы начального образования, к её структуре и условиям её реализации. В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни.
Особенность нового стандарта в том, что основной целью образования ставится развитие личности учащегося. Исходя из этой приоритетной цели образования особое внимание уделяется универсальным учебным действиям.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.
В стандарте второго поколения заложены следующие УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные УУД. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
В соответствии с ФГОС к коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации.
Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
1.2 Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников
Коммуникативные умения необходимо формировать в младшем школьном возрасте потому, что этот возраст является самым благоприятнейшим для ребенка. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений обучающихся ведёт к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Потребность в общении складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и к взрослому. У детей наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого, появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться. Особое место в таком взаимодействии занимает — подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.
В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Они взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
К 10-ти годам значительно возрастает число вне ситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает вне ситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей.
Таким образом, развитие вне ситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число вне ситуативных, речевых контактов, а с другой - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.
К 10-ти годам значительно возрастает способность школьников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями – улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения.
В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, интерес к сверстнику становится очень высоким. Вокруг учебной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. Приобретение навыков социального взаимодействия является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно и в более широком спектре. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи; умение высказывать и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Глава 2 Содержательные и методические аспекты формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры с помощью подвижных игр
2.1 Содержание работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры с помощью подвижных игр.
Одним из методов современной педагогики является игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Как известно, для ребят младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.
Игры отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенное в педагогике деление игр на сюжетные (творческие игры) и бессюжетные игры.
Рассмотрим виды игр для развития коммуникативных умений:
1. Сюжетные игры – направлены на раскрепощение обучающихся, которые выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Игры этого вида строятся с учётом опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Основой для развёртывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных (хитрой лисицы, повадки хищников-волка, щуки, быстрота движений зайцев, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных машин.
Сюжет и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае учащиеся, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых играх действия играющих определяются текстом (У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волки»).
Сюжетные игры коллективны, количество играющих может быть различным, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Основная масса детей в таких играх изображает птичек, зайчиков, а один ребёнок или учитель становится исполнителем роли-волка, лисы, совы. Действия всех персонажей игры взаимосвязаны. Действия волка заставляют быстрей двигаться зайцев. Однако каждый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определённых условиях, учатся изменять характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.
2. Бессюжетные игры. К ним относятся подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности используют различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Каждый играющий, выполняя задание, действует самостоятельно и в то же время вместе со всеми. В играх, таких как «Береги предмет», «Не опоздай» развивается взаимопомощь, взаимовыручка. Дети играют в бессюжетные игры с удовольствием. Это объясняется тем, что с ними играет учитель, который объясняет правила, показывает детям, как надо выполнять задания, сам выполняет ответственную роль, направляет ход игры, эмоционально настраивает детей: одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать, показывает своим примером в ходе игры как надо взаимодействовать внутри своей группы и командой противника, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы (как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четвёрках, договариваются спокойно, на равных или утверждают своё превосходство), тем самым развиваются коммуникативные умения между учителем – детьми и детьми – детьми.
Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
2. 2 Обобщение опыта по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры с помощью подвижных игр.
На уроках физической культуры в процессе обучения для формирования коммуникативных УУД младших школьников я применяю подвижные игры, которые позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся, развивать коммуникативные умения, их творческие способности, стимулировать умственную деятельность.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр на уроках физической культуры, я считаю, всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, я пробуждаю у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делает краткие замечания, указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры я вместе с детьми оцениваем поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку и указываем на ошибки действиях некоторых ребят.
При проведении сюжетной игры вначале рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, даю прослушать диалог, если он имеется («Гуси – лебеди», «Два мороза», «Ястреб и утки»), затем перехожу к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного и включиться в игру самой с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков). Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среде, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
С помощью подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников я формирую следующие коммуникативные УУД:
Умение слушать и слышать друг друга:
- Игра «Словесный волейбол»
Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться:
- Игра «Нос к носу», «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху»
- Игра «Паровозик»
- Игра «Дотянуться до…»
- Игра«Дружба начинается с улыбки»
- Игра «Змея»
- Игра«Поварята»
Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма:
- «Гонка мячей по кругу»
- «Передал - садись»
- «Вороны и воробьи»
- «Перемена мест»
- «Защищай ворота»
Заключение
ФГОС второго поколения выдвигает требования сформировать коммуникативные умения младшего школьника: научить принимать решения быть коммуникабельным, мобильным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь систему значимых социальных и межличностных отношений.
Включение подвижных игр в процесс обучения способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Участие учащихся в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 2007.
- Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников Начальная школа плюс до и после. – 2012. № 2.
- Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда – СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1999.
- Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
- 11. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС Начальная школа плюс до и после. – 2011. № 10.
- Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение». 2009.
- Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 2004. .
- Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. М.: Педагогика, 2001.
- Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М.: Просвещение, 2004.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 2004.
- .Яковлев, В.Г., Ратников, В.П. Подвижные игры.- М.,1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная эстафета.Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры
Спортивные конкурсы для всей семьи.Для чего необходимо применение подвижных игр на уроках физической культуры....
Формирование положительной мотивации у младших школьников к урокам физической культуры
Я всегда в своей практике задавалась следующим вопросом: "Как сделать свои уроки еще интереснее, доступнее для понимания моим маленьким ученикам?" Работая в школе третий год я пришла к простым в...
Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Актуальность опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;- повыш...
Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола
Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопас...
Подвижные игры - эффективное средство формирования коммуникативных способностей
описание игры.Содержание игр для детей 7-9 лет. Игры применяемые на уроках физкультуры. Дозировка в в процессе игры. Группировка игр по проявлению физичческих качеств....
Средства и методы формирования правильной осанки у младших школьников на уроках физической культуры"
Данный материал содержит полезную информацию, которую можно использовать при проведении уроков. Также указаны средства и методы для формирования правильной осанки....
Формирование пространственной ориентировки у младших школьников на уроках физической культуры.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, о...