Формирование пространственной ориентировки у младших школьников на уроках физической культуры.
статья на тему

Дудинов Алексей Леонидович

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека,

охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. 

Пространственную ориентировку трудно сформировать без основ знаний, потому, что основы знаний влияют

на формирование двигательных умений и навыков обучающихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_prostranstvennoy_orientirovki.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственной

ориентировки у обучающихся младших классов

с нарушением интеллекта

на уроках физической культуры

        Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью.   Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

        В норме ребенок уже в средней группе детского сада должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. Обучающиеся с нарушением интеллекта не могут этого сделать, интеллектуальные дефекты осложняют процесс формирования этих представлений и навыков.

        Пространственную ориентировку трудно сформировать без основ знаний, потому, что основы знаний влияют на формирование двигательных умений и навыков обучающихся. Чтобы проделать правильно комплекс упражнений на разминке, выполнить поворот, наклон необходимо знать части тела, названия основных видов движений, и так далее.

Все это обусловливает постановку вопроса о приемах, методах работы с данной категорией детей по развитию пространственной ориентировки, о разработке содержания и программы коррекционно-педагогической работы с ними. Пространственную ориентировку формируют поэтапно:

1. Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела, Формирование умения ориентироваться в пространстве относительно себя.

2. Формирование пространственной ориентировки в ограниченном пространстве

3. Формирование пространственной ориентировки в занятом пространстве

4. Формирование пространственной ориентировки в открытом пространстве

Работа по формированию пространственной ориентировки проводится на каждом уроке.  уроки с использованием различных игр на формирование пространственной ориентировки различные построения, упражнения на определение и закрепление правой и левой стороны на собственном теле, общеразвивающие упражнения На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию ребенка, становлению и определению ведущей руки, согласованности действий обоих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения уроков у детей отрабатываются навыки определения правой и левой стороны собственного тела, что способствует формированию пространства в определении сторон относительно себя и противоположного.

Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и починять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в пространстве и участвовать в совместных действиях со сверстниками.

Ходьба и бег направлены на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно дышать, держать корпус, соблюдать ритм, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование зрительно-двигательной координации.  

        Коррекционно-развивающая  работа, основанная на комплексном подходе к формированию пространственных представлений в младший школьный период, положительно отражается на развитии детей в целом и способствует их успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

Формирование положительной мотивации у младших школьников к урокам физической культуры

Я всегда в своей практике задавалась следующим  вопросом: "Как сделать свои уроки еще интереснее, доступнее для понимания моим маленьким ученикам?" Работая в школе третий год я пришла к простым в...

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура.

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках  физической культуры. Выносливость и физическая культура....

Формирование пространственных представлений у младших школьников на уроках математики.

В настоящее время одной из наибо­лее актуальных проблем является проблема построения системы обуче­ния, которая была бы эффективна как в плане формирования у школьников определенных знаний и н...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...

Средства и методы формирования правильной осанки у младших школьников на уроках физической культуры"

Данный материал содержит полезную информацию, которую можно использовать при проведении уроков. Также указаны средства и методы  для формирования  правильной осанки....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выносливость и физическая культура

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВыносливость и физическая культура...