Подвижные игры - эффективное средство формирования коммуникативных способностей
методическая разработка по физкультуре на тему
описание игры.Содержание игр для детей 7-9 лет. Игры применяемые на уроках физкультуры. Дозировка в в процессе игры. Группировка игр по проявлению физичческих качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры – эффективное средство формирования коммуникативных способностей
учащихся»
Чернова Алла Владимировна
учитель высшей квалификационной
категории МОУ «СОШ № 11с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Железногорск 2015
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Игра есть форма деятельности, при которой формируется мировоззрение человека ( личностные УУД), отношение его к коллективу. Как никакой другой вид деятельности игра способна воспитывать навыки коллективных действий (коммуникативные УУД). Она дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг друга (регулятивные УУД).
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проводить на уровне непроизвольного запоминания (в частности в игре), чем произвольно. Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости. Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры - перебежки, например, "Октябрята", "Волк во рву" в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например "К своим флажкам", "Пустое место". В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Надо учесть, что дети этого возраста уже умеют читать и писать, что значительно расширяет их умственный кругозор. Например, игры, "Гуси-лебеди", "Два мороза", "Совушка". В этот период в играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения. Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.
Игра может быть включена во все части урока
Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба («Запрещённое движение», «Карлики великаны»- формируют регулятивные УУД).
Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений («Салки», «Белые медведи», «Невод» -формируют коммуникативные УУД).
Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части («Фигуры», «Класс, смирно!» формируют регулятивные УУД) .
Я воспитываю у детей серьезное отношение к подвижным играм. Объясняю, что та или другая игра имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания, младшие школьники занимаются подвижными играми с повышенным интересом и лучшей дисциплиной.
Рассматривая подвижные игры и эстафеты по признаку организации играющих, можно выделить следующие:
а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);
б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).
Игры могут протекать в различных сочетаниях:
а) игры, где имеет место активное единоборство («Воробьи и вороны», «Бой петухов» - формируют коммуникативные УУД);
б) игры, без соприкосновение с соперником ( «Перестрелка», «Салки с мячом», «Охотники и утки» - формируют регулятивные УУД);
в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.
Одной из главных задач физического воспитания является развитие и совершенствование физических качеств возникает необходимость оценки применяемых игр с точки зрения двигательной активности участников, интенсивности их игровой деятельности
Группировка игр по проявлению у занимающихся физических качеств
Качества, проявленные в играх | Характеристика игровых действий | Игры | |
Ловкость | Игры, пробуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием) | Выбивалы, Круговая лапта, Перестрелка, Борьба за мяч,Передача мяча в колонне | |
Быстрота | Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях | Сумей догнать, Наступление, Круговая эстафета, Встречная эстафета, Кто быстрее | |
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера | Эстафета с обручем и скакалкой, Скакалка в парах, Эстафета слазанием и перелазанием, Перемена мест | |
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим | Борьба за мяч, Встречная Волейбольная пасовка на сеткой, Волейбол с двумя мячами | |
Педагогические требования к проведению игр
Подбирая ту или иную игру, я учитываю подготовленность класса и задачи, которые решаю в процессе игры. Так же учитываю такие факторы, как состав класса, место проведения и наличие инвентаря.
Каждая игра начинается с организации участников - распределения на команды, назначения капитанов. При проведении командных игр, а они являются наиболее эффективным средством закрепления навыков, слежу за тем, чтобы все команды были равны по силам.
Распределение на команды
При проведении сложных игр играющих распределяю:.
Путём расчёта: стоят в шеренгу, рассчитываются на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Это наиболее быстрый способ, им чаще всего пользуются на уроках физической культуры. Но при данном способе разделения команды не всегда равны по силам.
Путём фигурной маршировки или расчёта движущей колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько требуется команд для игры. Состав команд при этом способе бывает случайным и часто не равным по силе.
По сговору. Дети выбирают капитана, разделившись на пары, сговариваются, кто кем будет, и капитаны выбирают их по названиям. При таком распределении команды почти всегда равны по силам. Его применяю только в тех случаях, когда игра не ограничена по времени.
По назначению капитанов. Дети выбирают 2-х капитанов, которые по очереди выбирают игроков себе в команду. Этот способ довольно быстрый, и команды по силам бывают равны. Отрицательной стороной является то, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам.
Постоянные команды могут быть не только для спортивных игр, но и для сложных подвижных игр и игр-эстафет.
Назначение капитанов команд
Желательно, чтобы в роли капитана побывало как можно больше участников. Выделяю капитанов разными способами:
Назначаю капитана, учитывая его роль в игре. Плюс этого способа заключается в том, что быстро выбран наиболее подходящий капитан. Но при этом подавляется инициатива играющих.
По жребию. Путём расчёта, метания и другими способами. Часто использую способ считалки, метания - водит тот, кто дальше бросит палку, камень, мяч и пр. Этот способ требует много времени.
По выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить наиболее достойных капитанов. Устанавливаю очерёдность в выборе капитана, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организационных навыков и активности.
По результатам предыдущих игр. Об этом сообщаю участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в игре необходимые качества.
Перечисленные способы выбора капитанов чередую в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера и количества играющих и их настроения.
Объяснение игры
Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Рассказ должен быть кратким и логичным. Придерживаюсь следующего плана изложения:
название игры;
роль играющих и их места расположения;
ход игры;
цель игры;
правила игры.
Для лучшего усвоения игры рассказ сопровождаю показом. Содержание игры подробно объясняю только тогда, когда участники играют в неё впервые, при повторениях игры напоминаю только основное содержание.
Дозировка в процессе игры
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Интенсивные нагрузки чередую с отдыхом.
Приступая к проведению, учитываю характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий - игры с меньшей интенсивностью).
Устраиваю кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращаю дистанцию, уменьшаю число повторений. Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции.
Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удаляю из игры проигравших только на очень короткое время. Подвижные игры с младшими школьниками провожу на свежем воздухе.
Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе дети интенсивно выполняют движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.
Выводы:
1. Подвижные игры совершенствуют активность школьников: ловкость, быстроту, координацию, выносливость, силу
2. Влияют на тонус всего организма, вызывают эмоциональный подъём (радость, удовольствие, воодушевление)
3. Тренируют нервную систему , делают детей сильнее не только физически, но и духовно, придают уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Технология сотрудничества на внеклассных занятиях в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников" (доклад на МО).
Познакомить с основными приёмами укрепления сотрудничества....
Научно - методическая статья Подвижные игры как средство формирования личности.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр...
Преподавание литературы с элементами риторики как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
Материал по поточно-групповому методу обучения литературе: статья представляет краткий анализ опыта работы в рамках муниципальной модели "Основная школа - пространство выбора" по направлению "ли...
Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры
Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...
Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистовС...
Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.
Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возмо...
Подвижные игры - эффективное средство физического воспитания
Использование подвижных игр на уроках и внеурочной деятельности...