Этапы работы по технологии открытого образования "образовательное путешествие"
статья по физкультуре (6 класс) по теме
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств. Эта технология помогает отойти от традиционной классно-урочной системы и линейного расписания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_op.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 6 КЛАСС
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств. Эта технология помогает отойти от традиционной классно-урочной системы и линейного расписания.
Этимология слова путешествие – длительный и неторопливый процесс, путь, который раздвигает горизонты собственного «Я» и внешнего мира.
Главная цель образовательного путешествия – самопознание и самосовершенствование.
Основные принципы организации образовательного путешествия:
- создание условий для непосредственного взаимодействия учащихся с окружающими объектами, которые становятся основным средством получения информации;
- организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у учащихся будет происходить формирование новых представлений (такая деятельность не исключает помощи взрослых);
- организация активной самостоятельной деятельности участников образовательного путешествия;
- соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия (наблюдения, опыты, поиск и анализ информации и др.);
- предоставление учащимся возможности для формулировки ими собственного мнения, его корректировка в процессе группового обсуждения;
- создание ситуации выбора источников получения информации;
- сведение к минимуму посреднической деятельности педагога.
Один из вариантов образовательного путешествия – путешествие по спортивным играм.
1 этап – «Начало пути»
Основные виды работ: деятельность учащихся и учителя по выбору идеи путешествия, формулировке проблемы, определению темы, цели задач, времени ОП, созданию маршрутного листа.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Знакомит учащихся с технологией ОП, ориентирует их на освоение новых видов деятельности. Учитель проводит с учащимися беседу по теме: «Образовательное путешествие», знакомит их с технологией и этапами ОП, приводит примеры путешествий, делится результатами ОП учащихся 5 класса. Объясняет основную цель ОП, задачи, значение самостоятельной работы для дальнейшей успешной социализации. Предлагает «попутешествовать» по физической культуре. | Слушают информацию о технологии ОП, осмысливают её. Принимают участие в беседе, соглашаются приять участие в путешествии. |
2 | Организует беседу в рамках которой учащиеся выдвигают идеи ОП, формулируют проблему ОП, обсуждают варианты тем, предложенные учителем. Учитель организует беседу, помогает учащимся выбрать идею ОП, сформулировать проблему ОП, выбрать из предложенных тем ОП одну тему: «Спортивные игры», «Олимпийские игры», «Физкультура и спорт», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Трус не играет в хоккей», «Зимние виды спорта». | Совместно с педагогом выдвигают и обсуждают идею ОП, знакомятся с представленной информацией, участвуют в формулировке проблемы ОП, обсуждают варианты тем, предложенные учителем, предлагают собственные темы, выбирают наиболее интересные. В процессе беседы, учащиеся обсуждали темы ОП, предложенные учителем, предлагали свои варианты тем: «Спорт и виды спорта», «Плавание – для всех», «Футбол», «Весёлые игры», «На лыжню». В результате совместного обсуждения учащимися выбрана идея ОП – путешествие по спортивным играм и тема «Спортивные игры», так как этот раздел в данный момент учащиеся осваивали на уроках физической культуры. С помощью учителя поставили проблемный вопрос ОП: «Легко ли научиться играть в спортивные игры» |
3 | Организует работу учащихся, направленную на формулировку цели и задач ОП в рамках выбранной темы. Учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи ОП в соответствии с выбранной темой. | Формулируют цель и задачи ОП в рамках выбранной темы. Учащиеся с помощью учителя сформулировали цель ОП: расширить имеющиеся знания о спортивных играх, совершенствовать технику выполнения основных элементов спортивных игр. Поставили перед собой задачи, которые должны быть решены в результате ОП: совершенствовать технику основных элементов спортивных игр (волейбол, мини-футбол, настольный теннис), развивать физические способности, воспитывать интерес к самостоятельным занятиям спортивными играми. |
4 | Организует работу по формированию групп учащихся, помогает каждой группе поставить проблемный вопрос, определить цель и задачи ОП. Учитель помогает учащимся поделиться на группы. Предлагает поделиться на группы по желанию, объединиться по интересам и симпатиям. Предлагает каждой группе выбрать одну спортивную игру, по которой они будут «путешествовать». В результате образовалось три группы: «футболисты», «волейболисты» и «теннисисты». Каждой группе учитель помогает поставить проблемный вопрос, определить цель и задачи ОП. | Делятся на группы, ставят перед собой проблемный вопрос, определяют цель и задачи ОП в соответствии с выбранной групповой ролью. Учащиеся выбрали спортивные игры, которые им наиболее интересны, которые они осваивали в школе на уроках физической культуру, и о которых хотели бы узнать что-то новое и поделиться уже имеющимся опытом. В результате были выбраны три игры: волейбол, мини-футбол, настольный теннис. Учащиеся поделились соответственно на три группы: «волейболисты», «футболисты», «теннисисты». Самостоятельно выбрали руководителя своей группы и в процессе совместного обсуждения каждая группа поставила перед собой проблемный вопрос, на которой необходимо было ответить в процессе ОП, цель и задачи ОП в соответствии со своей групповой ролью. «Волейболисты» Проблемный вопрос: почему в волейбол очень любят играть ученики нашей школы? Цель: изучить историю возникновения и развития волейбола, правила игры в волейбол, изучить биографию известных волейболистов. Задачи: собрать необходимую информацию; узнать историю зарождения такого вида спорта, как волейбол; изучить правила игры в волейбол, систему судейства; изучить биографию знаменитых волейболистов; подготовить вопросы для интеллектуальной игры; подобрать задания для спортивного праздника; обобщить собранный материал; представить презентацию результатов работы. «Теннисисты» Проблемный вопрос – легко ли научить младших школьников играть в настольный теннис? Цель: изучить историю возникновения и развития настольного тенниса, правила игры в теннис, изучить биографию известных теннисистов. Задачи: собрать необходимую информацию; узнать историю зарождения такого вида спорта, как настольный теннис; изучить правила игры в настольный теннис, систему судейства; изучить биографию знаменитых теннисистов; подготовить вопросы для интеллектуальной игры; подобрать задания для спортивного праздника; обобщить собранный материал; представить презентацию результатов работы. «Футболисты» Проблемный вопрос: как стать хорошим футболистом? Цель: изучить историю возникновения и развития футбола, правила игры в футбол, изучить биографию известных футболистов. Задачи: собрать необходимую информацию; узнать историю зарождения такого вида спорта, как футбол; изучить правила игры в футбол, систему судейства; изучить биографию знаменитых футболистов; подготовить вопросы для интеллектуальной игры; подобрать задания для спортивного праздника; обобщить собранный материал; представить результаты работы. |
5 | Организует деятельность учащихся, направленную на определение времени ОП. В соответствии с объёмом работы для достижения поставленной цели и задач ОП и с учётом недельной нагрузки учащихся учитель предлагает продолжительность путешествия в течение 1 месяца. | Определяют время, необходимое для достижения цели и решения поставленных задач ОП. Учащиеся принимают предложение учителя и определяют время образовательного путешествия – 1 месяц. |
6 | Информирует учащихся о возможных формах предоставления результата ОП, организует беседу, в ходе которой учащиеся предлагают свои варианты. Учитель предлагает учащимся разные варианты форм предоставления результата ОП: КВН, викторина, спортивно-интеллектуальная игра, урок, соревнования. | Знакомятся с вариантами форм предоставления результатов ОП, предлагают и обсуждают свои варианты. Учащиеся активно обсуждают варианты форм предоставления результатов ОП, предложенные учителем, предлагают свои варианты: спортивный праздник, эстафеты, групповые турниры, мастер-классы. В результате совместного обсуждения учащиеся выбрали в качестве предоставления результата ОП следующие формы: спортивный праздник для учащихся начальной школы «Мой весёлый звонкий мяч», спортивно-интеллектуальную игру для 5, 6 и 7 классов «Знатоки спортивных игр», соревнование по пионерболу между 5 и 6 классами, соревнование по мини-футболу между 6 и 7 классами. |
7 | Составляет шаблоны маршрутных листов, знакомит учащихся с правилами их заполнения. Учитель демонстрирует учащимся составленные шаблоны маршрутных листов и объясняет правила их заполнения. Обращает внимание учащихся на то, что в маршрутном листе необходимо описывать работу группы на каждом этапе ОП и результаты проделанной работы, а также записывать вопросы и размышления, возникающие в процессе работы на маршруте. | Знакомятся с правилами заполнения маршрутных листов. Каждая группа получает шаблоны маршрутных листов и вместе с учителем, в соответствии с правилами, заполняют их. Каждая группа в своём маршрутном листе указывают: название группы, ФИО руководителя группы, вопрос путешествия (проблема), тему, цель и задачи ОП, время в пути. В процессе работы на маршруте учащиеся должны описывать свою работу и её результаты. |
Результат:
- выбрана идея ОП – путешествие по спортивным играм;
- сформулирована проблема – легко ли научиться играть в спортивные игры?
- определены тема ОП – «Спортивные игры»;
- определена цель ОП – расширить имеющиеся знания о спортивных играх, совершенствовать технику выполнения основных элементов спортивных игр;
- поставлены задачи ОП – совершенствовать технику основных элементов спортивных игр (волейбол, мини-футбол, настольный теннис), развивать физические способности, воспитывать интерес к самостоятельным занятиям спортивными играми;
- определено время прохождения по маршруту – 1 месяц;
- организованы группы для работы на маршруте – организовано 3 группы: «футболисты», «теннисисты», «волейболисты», выбраны руководители каждой группы;
- составлены маршрутные листы групп, участвующих в ОП.
2 этап «Работа на маршруте»
Основные виды работ: самостоятельная работа учащихся в соответствии с маршрутными листами.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Консультирует, помогает организовать поиск информации, корректирует время движения по маршруту. Учитель объясняет учащимся где можно находить необходимую информацию: библиотека, интернет ресурсы, телевизионные передачи. Обращает внимание детей на то, что при необходимости они могут обращаться за помощью к учителям, родителям, друзьям. В процессе самостоятельной работы учащихся учитель координирует и корректирует маршруты групп, при необходимости оказывает помощь, проводит консультации. | Работают с различными ресурсами в поиске необходимой информации, изучают и осмысливают полученную информацию, делают выводы. При необходимости обращаются за помощью к учителю, родителям, одноклассникам. Учащиеся самостоятельно работают в своих группах в соответствии с маршрутными листами. Во время прохождения маршрутов обращались за помощью к учителю, родителям, социальным партнёрам. С помощью инструкторов по спорту поселкового КСК, разработали систему тренировок и подобрали необходимые упражнения для совершенствования навыков владения разными видами мячей. Участники ОП подготовили график тренировок для занятий с учащимися начальной школы, с учащимися 5 и 7 классов. Разработали сценарий спортивного праздника, распределили роли, подобрали эстафеты и игры в соответствии с возрастными особенностями и физическими способностями учащихся. Подобрали вопросы для интеллектуальной игры и выполнили интерактивную презентацию игры. Подготовили презентации по своим видам спорта. |
Результат:
- учащимися осмыслены и пройдены маршруты к цели ОП,
- определены формы презентации итога ОП по своему маршруту каждой из групп:
- «Футболисты» - презентация своей спортивной игры; соревнование по мини-футболу с командой 7 класса; участие в интеллектуальной игре; эстафеты с элементами футбола для спортивного праздника.
- «Волейболисты» - презентация своей спортивной игры; соревнование по пионерболу с командой 5 класса, участие в интеллектуальной игре, эстафеты с элементами волейбола для спортивного праздника.
- «Теннисисты» - мастер-классы для учащихся начальной школы, участие в интеллектуальной игре, эстафеты с элементами тенниса для спортивного праздника.
3 этап «Подведение итогов путешествия»
Основные виды работ: обобщение полученного материала, подготовка презентаций и непосредственная презентация результатов ОП.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Даёт рекомендации по обобщению результатов работы, по подготовке презентации результатов работы. Учитель просматривает результаты работы всех групп, помогает «организаторам» обобщить полученные материалы и свести их в единый сценарий. Совместно с детьми определяют день проведения праздника, игры, соревнований. | Обобщают материалы, полученные в результате самостоятельной работы, готовятся к презентации результатов ОП. Каждая группа готовит свою презентацию результатов ОП, помогают друг другу в организации праздника, при необходимости обращаются к учителю за последними консультациями. |
2 | Организует процесс презентации результатов образовательного путешествия. Учитель принимает участие в празднике и в интеллектуальной игре в роли «судьи», на соревнованиях – в качестве зрителя и болельщика. | Презентуют результаты ОП. Самостоятельно проводят спортивный праздник, соревнования, интеллектуальную игру. |
3 | Организует обсуждение результатов ОП. Учитель проводит беседу по обсуждению результатов ОП, подводит учащихся к ответу на поставленный проблемный вопрос в начале путешествия: «Легко ли научиться играть с спортивные игры?» | Участвуют в обсуждении результатов ОП, отмечают, что получилось, а что нет, делятся своими впечатлениями. Учащиеся активно обсуждают результат путешествия, выявляют плюсы и минусы ОП, делятся своими впечатлениями, отмечают что было самым трудным во время путешествия, что на маршруте давалось легко. Ответили на проблемный вопрос ОП. |
4 | Сопровождает процесс рефлексии Учитель предлагает учащимся вырезанные шаблоны разных мячей, на которых надо нарисовать смайл: весёлый или грустный в зависимости от своего эмоционального состояния. | Участвуют в рефлексии, оценивают результаты своей работы. Учащиеся, в зависимости от своих ощущений и впечатлений от проведённого ОП, от степени участия в нём, от собственной оценки самостоятельной работы на маршруте оценивают результат проделанной работы по двум уровням: высокий и низкий. По итогам рефлексии большинство учащихся оценили свою работу на высоком уровне. Принято решение продолжить образовательное путешествие по физической культуре. |
Результат: организована презентация результатов ОП, осуществлена их самооценка.
Результаты деятельности в рамках образовательного путешествия
Личностные результаты:
- Учащиеся изучили значительное количество разнообразных информационных ресурсов. В процессе самостоятельной работы познакомились с историей становления и развития лёгкой атлетики.
- Учащиеся научились формулировать и аргументировать собственную точку зрения, корректировать её с учётом позиций других участников, выслушивать мнение других участников образовательного путешествия, участвовать в диалоге с ними, что способствует формированию уважительного отношения учащихся к иному мнению, развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
- Учащиеся выполняли различные социальные роли. Освоение учащимися разных социальных ролей естественным образом способствовало овладению ими начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, а также успешной социализации в целом.
- В процессе самостоятельной работы развиваются мотивы учебной деятельности учащихся, происходит формирование у них личностного смысла учения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты
- Научились использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета) – привести примеры.
- Овладели способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Научились выделять общую цель данного ОП и пути её достижения; учатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Освоили способы решения проблем творческого и поискового характера.
- Научились планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоили начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- Научились активно использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладели логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации полученной информации в процессе работы.
- Научились слышать и слушать друг друга; готовы признавать возможность существования различных точек зрения на одну проблему и права каждого иметь свою точку зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).
Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются следующие умения и навыки: необходимые мерки дл...
Открытый урок "Путешествие в осенний лес" с использованием ИКТ, Игровой и Здоровьесберегающей технологий.
Разработка занятия предназначена для детей среднего школьного возраста. Занятие проходит в форме игры - путешествия со сказочным персонажем Лесовичком, который приглашает всех к себе в гост...
Этапы работы по технологии открытого образования "образовательное путешествие"
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоение...
Открытый урок "Путешествие по технологии" 7 класс
Обобщение и систематизация по теме Ночная сорочка...
Интерактивная доска как средство реализации технологии открытого образования(образовательное путешествие) в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на РМО учителей химиии биологии...
Конспект открытого урока «Путешествие в страну геометрических фигур» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема занятия: «Путешествие в страну геометрических фигур».Цель занятия: закрепить, систематизировать элементарные представления о геометрических фигурах и обеспечить обучающимся возможност...