Конспект открытого занятия "Совершенствование техники владения баскетбольным мячом"
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) по теме

Андрущенко Анатолий Никифорович

Тема занятия: «Совершенствование техники владения баскетбольным мячом» (Формирование общекультурных компетенций).
Цель занятия: Формирование двигательных умений и навыков посредством выполнения баскетбольных упражнений»
Задачи занятия:


  • Обучающие – совершенствовать навыки владения баскетбольным мячом со зрительным и без зрительного контроля; передачу и ловлю мяча на месте и при встречном движении; игровые способности в учебной игре «Баскетбол».

  • Развивающие - развивать скоростно-силовые качества посредством специальных упражнений, ловкость, точность, быстроту реакции, координацию движения, прыгучесть.

  • Воспитательные - воспитывать коммуникативную культуру, умение играть в команде, правильно реагировать на замечания, целеустремленность, решительность; способствовать развитию чувства честного соперничества; прививать интерес к занятиям физической культурой.

  • Оздоровительные - способствовать формированию здорового образа жизни средствами игры в баскетбол; содействовать укреплению костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки.


Место проведения: МАОУ СОШ №7 г. Когалым
Дата и время проведения: 13.02.2015г.; в 18-00

Подготовил: Педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №7  Андрущенко Анатолий Никифорович.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: «Совершенствование техники владения баскетбольным мячом» (Формирование общекультурных компетенций).
Цель занятия: Формирование двигательных умений и навыков посредством выполнения баскетбольных упражнений»
Задачи занятия:


  • Обучающие – совершенствовать навыки владения баскетбольным мячом со зрительным и без зрительного контроля; передачу и ловлю мяча на месте и при встречном движении; игровые способности в учебной игре «Баскетбол».

  • Развивающие - развивать скоростно-силовые качества посредством специальных упражнений, ловкость, точность, быстроту реакции, координацию движения, прыгучесть.

  • Воспитательные - воспитывать коммуникативную культуру, умение играть в команде, правильно реагировать на замечания, целеустремленность, решительность; способствовать развитию чувства честного соперничества; прививать интерес к занятиям физической культурой.

  • Оздоровительные - способствовать формированию здорового образа жизни средствами игры в баскетбол; содействовать укреплению костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки.


Место проведения: МАОУ СОШ №7 г. Когалым
Дата и время проведения: 13.02.2015г.; в 18-00

Подготовил: Педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №7  Андрущенко Анатолий Никифорович.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТИЯ

Уровень образования: дополнительное образование

Целевая аудитория:  учащиеся 3-5 класс (девочки и мальчики).

Предмет: Баскетбол.

Цель занятия: Совершенствование двигательных умений и навыков посредством выполнения баскетбольных упражнений.

Тип занятия: комбинированный.

Метод организации: фронтальный, индивидуальный.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авт. В.И. Лях, А.А. Зданевич; М. Просвещение 2011г)
  2. Физическая культура 5,6,7 классы (под ред. М.Я. Виленского; М. Просвещение 2009г)

Методическая литература:

  1. Настольная книга учителя физкультуры (авт. Б.И. Мишин; М. АТС, Астрель)
  2. Настольная книга учителя физкультуры (авт. Ю.Я. Янсон; Ростов-на-Дону)
  3. "Особенности обучения и тренировки баскетболистов", (Москва, 1999г., Л.В. Костиков, А.А. Шерстюк, И.Н. Григорович. )
  4. "Стрейтчинг и тейпирование в баскетболе" (Москва, 1996 г., Ю.М. Портнов, С.А. Полиевский, А. Альмаданат.)
  5. Юный баскетболист. (Пособие для тренеров под ред. Яхонтова Е.Р. Москва. «Физкультура и спорт», 1987 г)
  6. Специальные упражнения баскетболистов.( Грасис А., Москва, «Физкультура и спорт», 1967 г)
  • Используемое оборудование: баскетбольный мяч –22шт.; свисток – 1шт.;

    баскетбольный щит – 2шт.; цветные футболки – 11 шт., макет баскетболиста -1шт.


Часть урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Частные задачи

I.

Подготовительная часть.

25 мин.

1.Построение, рапорт, сообщение задач занятия.

2мин.

Дежурный сдает рапорт о готовности секции к проведению занятий.

Сформировать осмысленное отнощение к учебной деятельности занятия.

Педагог сообщает задачи занятия и объясняет технику безопасности.

Также объясняет, что за выполнение учебных заданий несколько учащихся будут оценены в конце урока.

Задание трем учащимся проанализировать и оценить в конце занятия деятельность партнеров по команде.

2.Спортивная хотьба с баскетбольным мячом в руках.

6мин.

Занимающиеся двигаются в обход по залу, разбирая мячи (мяч в правой руке).

Добиваться быстрого. четкого выполнения команд

1)на носках -  мяч вверху.

1мин.

Руки вытянуты вверх.

2)на пятках  - мяч за спиной.

1мин.

Спина выпрямлена.

3)на пятке левой ноги и носке правой ноги - мяч вращать вокруг толовища..

1мин.

Не сутулица.

4)на пятке правой ноги и носке левой ноги – мяч вращать вокруг толовища.

1мин.

Не сутулица.

5)выпады правой, левой ногой, перекладывая мяч из руки в руку под ногой.

2мин.

Смотреть на корзину, спину выпрямить.

3.Равномерный бег с баскетбольным мячом в руках (противоположное направление, противоход, по диагонали зала, «змейкой».

7мин.

Учащиеся бегут в колонне по одному, перекладывая мяч из руки в руку. Следить за соблюдением дистанции.

Развивать быстроту, двигательной реакции, координацию движений в беге.

1)по сигналу - подбросить мяч вверх двумя руками от груди на 1.0-2.0м., поймать двумя руками.

1мин.

При ловле сопровождать мяч.

2)по сигналу – подбросить мяч вверх на 1.0-2.0м. левой рукой и поймать его правой рукой.

1мин.

Соблюдать дистанцию.

3)по сигналу – подбросить мяч вверх на 1.0-2.0м. правой рукой и поймать его левой  рукой.

1мин.

При ловле сопровождать мяч (амортизировать).

4)по сигналу – подбросить мяч вверх на 1.0-2.0м. левой рукой, сделав хлопок за спиной, поймать его правой  рукой.

1мин.

Контролировать мяч, дистанцию.

5)по сигналу – подбросить мяч вверх на 1.0-2.0м. правой рукой, сделав хлопок за спиной,  поймать его левой  рукой.

1мин.

Контролировать мяч, дистанцию.

6)по сигналу – подбросить мяч вверх на 1.0-2.0м. левой рукой на правую сторону и после отскока от пола вести мяч правой рукой.

1мин.

Ноги полусогнутые.

7)по сигналу – подбросить мяч вверх на 1.0-2.0м. правой рукой на левую сторону и после отскока от пола вести мяч левой рукой.

1мин.

После отскока низкое ведение

8) по сигналу – менять направления.

1мин.

Остановка прыжком.

4.ОРУ

5мин.

1) И.п. – ноги врозь, руки на поясе.

0.5мин.

Корпус не наклонять.

1-2-3-4 – круговые движения головой в правую сторону.

1-2-3-4 – тоже в левую сторону.

Дыхание равномерное.

2) И.п. – ноги врозь, руки на поясе.

0.5мин.

1-2-3-4 – круговые движения руками вперед и назад, меняя направление после каждых четырех кругов.

Дыхание равномерное.

3) И.п. – ноги врозь, руки на поясе.

0.5мин.

1-  поворот туловища направо, правую руку в сторону (ладонью  кверху).

2 – вернуться в исходное положение.

3-4 – то же в другую сторону.

Ноги с места не сдвигать. Дыхание равномерное. При каждом повороте смотреть на ладонь.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.

0.5мин.

1-2-3-4 - круговое движение туловищем в правую сторону, а затем на 1-2-3-4 в левую.

Мышцы плечевого пояса и шеи закрепить. Дыхание равномерное.

5) И.п. – широкая стойка.

0.5мин.

1-2-3 – три пружинистых наклона (поочередно к левой ноге, прямо и к правой ноге), касаясь пальцами пола (выдох).

4 – выпрямиться (вдох).

1-2-3-4 - то же, начиная с наклона к правой ноге.

Все три наклона выполнять с постепенным увеличением амплитуды, не сгибая ноги в коленях. После наклонов выпрямиться, расправить плечи.

6) И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.

1- руки вперед.

2- достать носки.

3 – присесть (2-3раза).

4 – встать, руки на пояс.

0.5мин.

Приседать, сохраняя вертикальное положение туловища.

7) И.п. – основная стойка, руки на поясе.

1 – прыжком правую ногу вперед, левую назад.

2 – прыжком сменить положение ног.

3 – прыжком ноги врозь.

4 – прыжком ноги вместе.

1мин.

Прыгать мягко, на носках.

8) И.п. – основная стойка.

1-2-3-4 - прыжки на двух ногах по углам квадрата.

1мин

Слегка сгибать ноги в коленных суставах.

5. Стретчинг.

5мин.

Упражнения выполнять в медленном темпе и в таком же медленном темпе  должно быть дыхание. При наклонах вперед выполнять выдох, а потом медленный вдох, если тело не задерживается в определенном положении. Для лучшего расслабления рекомендуется умственный счет в определенной позе до 15сек. каждого упражнения.

Стретчинг способствует максимальной амплитуде движений в суставах, большой свободе маневра, низкой защитной стойке, т.е. улучшает технику игры, а также предупреждает травматизм и лучше переносятся нагрузки. Упражнения выполняются перед и после каждого тренировочного занятия. Таким образом будут уменьшатся болевые ощущения от крепотуры и от другого рода закрепощения мышц.

А) «ВЕРБЛЮД».

И.п. – стойка ноги врозь.

-пальцами коснуться носков стоп, фиксация позы.

1мин.

Б) «ЛОТОС».

И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед.

-согнуть в коленных суставах и соединить стопы, с помощью рук, надавливая предплечьями на голени, опустить колени на пол, на выдохе нагнуться, стараясь коснуться лбом пола, фиксация позы.

1мин.

В) «КУВЫРОК».

И.п. лежа на спине, руки в замке под коленями.

-согнуться, прижав руками колени прямых ног к груди, не поднимая таза, фиксация позы,

-коснуться носками пола за головой, фиксация позы.

1мин.

Г) «ПИСТОЛЕТ».

И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.

-колени левой ноги подтянуть к груди, усиливая сгибание руками, правая нога вытянута, фиксация позы.

- поменять ноги.

1мин.

Д) «АВТОМАТ».

И.п. – сидя на полу, ноги расставлены под углом.

-согнуть левую ногу, держась левой рукой за верхнюю треть голени, а правой за пятку снаружи с  усилием к себе, фиксация позы.

- тоже другой ногой.

1мин.

Е) «ЛУК».

И.п. – лежа на левом боку, рука согнута под головой.

-хватом правой кистью за правый голеностоп подтянуть пятку к ягодице, зафиксировать позу.

-выполнить упражнение в другую сторону.

1мин.

К) «КАЧАЛКА».

И.п.  – лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища.

-на выходе согнуть ноги в коленных суставах, взяться за пятки, грудь от пола не отрывать,  фиксация позы.

-прогнуться, хват за нижнюю треть голени, фиксация позы, покачиваясь на нижней части живота.

1мин.

II.

Основная часть.

50мин.

1.Совершенствование техники ведения мяча.

1.1.Специальные беговые упражнения с ведением мяча:

1) многоскоки.

2) с высоким подниманием бедра.

3) с захлестом голени.

4) спиной вперед.

5) в полуприсяди.

8мин.

1мин.

1мин.

2мин.

2мин.

2мин.

Занимающиеся продолжают бежать в колонне по одному, дистанция три шага.

Следить за правильностью выполнения упражнений.

Обратить внимание на работу кисти.

Выполнять с максимальной частотой, минимальным продвижением вперед.

1.2.Ведение мяча с изменением направления и без зрительного контроля:

1) ведение мяча «змейкой» левой, правой рукой обводя партнеров в колонне, которые стоят на месте и ведут мяч левой рукой. Для совершенствования ведения мяча без зрительного контроля педагог дает пас любому из учащихся, последний должен моментально возвратить педагогу свой мяч.

2) одновременное ведение двух мячей в колонне по одному – синхронно.

3) одновременное ведение двух мячей в колонне по одному – асинхронно.

6мин.

2мин.

2мин.

2мин.

Задание выполнять в колонне по одному, расстояние три шага.

Ведение мяча выполнять с максимальной скоростью и без зрительного контроля, передачу мяча выполнять  строго в руки педагогу или партнеру.

Ведение мяча выполнять не сутулясь и чередуя высокое и низкое ведение.

Смотреть на корзину.

Смотреть на корзину.

Довести уровень ведения мяча до автоматизма.

 Добиться чёткого и качественного выполнения задания.

2.Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

1.Передача в парах одновременно двух мячей одного с отскоком от пола, а второго на уровне груди.

2.Передача в четверках одновременно четырех мячей с отскоком от пола.

3.Передача мяча в тройках в движении с последующей атакой кольца (без смены мест с макетом и со сменой мест).

4.Нападение в парах двое против одного защитника и макета (видио,презентация повторение прежнего материала за педагогом).

6мин.

1мин.

1мин.

2мин.

4мин.

Ноги полусогнутые.

Мяч держать на уровни груди.

Прием мяча на руку.

Видение поля, скрытая передача.

Повторение упражнений за педагогом.

Добиваться мягкого получения мяча на руку (без звука).

3.Совершенствование игровых способностей в учебно-тренировочной игре «Баскетбол».

1)Инструктаж по Т.Б.

2)Учебно-тренировочная игра c заданием.

30мин.

2мин.

28мин.

Закрепление изученных баскетбольный элементов в учебно-тренировочной игре - «Баскетбол».

Развивать интерес к игре в баскетбол. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение играть в команде. Развивать чувство честного соперничества.

III.

Заключительная часть.

1.Штрафные броски до двух попаданий подряд на два кольца.

2.Построение. Подведение итогов. Организованный уход.

5мин.

3мин.

2мин.

Рассмотреть основные ошибки, допущенные на уроке. Отметить лучших учеников.

Рассмотреть основные ошибки, допущенные на уроке. Отметить лучших учащихся.

Развивать глазомер, точность, координацию.

Д/З: Повторить правила поведения игроков с судьями.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ  ЗАНЯТИЯ  ПО БАСКЕТБОЛУ УЧАЩИХСЯ 3-5 КЛАССОВ

Андрущенко Анатолия Никифоровича

Педагога дополнительного образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

Раздел: Баскетбол.

Тема занятия: Совершенствование техники владения баскетбольным мячом учащихся 3-5классов.

Цель занятия: Формирование двигательных умений и навыков посредством выполнения баскетбольных упражнений.

Задачи занятия: 

Обучающие - совершенствовать навыки владения баскетбольным мячом со зрительным и без зрительного контроля; передача и ловля мяча на месте и при встречном движении, бросок по корзине; игровые способности в учебной игре «Баскетбол».

Развивающие – развивать скоростно-силовые качества посредством специальных упражнений, ловкость, точность, быстроту реакции, координацию движений, прыгучесть.

Воспитательные - воспитывать коммуникативную культуру, уметь играть в команде, правильно реагировать на замечания, целеустремленность, решительность; способность развитию чувства честного соперничества; прививать интерес к занятиям физической культурой.

Оздоровительные - способствовать формированию здорового образа жизни средствами игры в баскетбол; содействовать укреплению костно – мышечного аппарата и формированию правильной осанки.

         Занятие проводилось в спортивном зале МАОУ СOШ №7, с 12 учащимися второго года обучения (3 – 5 классов).

Конспект занятия соответствует рабочему плану и программным требованиям данного возраста.

Обучающиеся к началу занятия были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого воспитанника.

Занятие началось с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи занятия, сделан акцент на то, как поставленные задачи связаны с предыдущим изученным материалом, сделана презентация №1 и повторение за мной предыдущего материала через имитационные упражнения всеми учащимися.

При организации учебной деятельности обучающихся основной целью ставилось осознанное выполнение поставленных учебных задач.

Подготовительная часть занятия длилась 25 минут. Объем и  физическая нагрузка были оптимальными. В данной части занятия использованы различная ходьба, беговые в различных направлениях, прыжковые упражнения, общеразвивающие  и  стретчинговые упражнения, в процессе выполнения которых были подготовлены все мышцы к специальным упражнениям.

Основная часть урока продолжалась 50 минут.  Занятие проводилось по принципу от простого к сложному и с достаточной плотностью и нагрузкой.

Мною при проведении занятия были использованы фронтальный и индивидуальный методы организации, а также использовались презентации и компютерные видио демонстрации для совершенствования сложных баскетбольных приемов игры в защите и нападении.

В процессе проведения основной части занятия мною были использованы основные принципы организации деятельности:

  • принцип опоры на индивидуальные особенности каждого учащегося,
  • принцип саморазвития,
  • принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные достижения каждого из учащихся,
  • принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие занимающимся в разрешении поставленной задачи.

На  протяжении всего занятия мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учащимися - доверительный, построенный на взаимном уважении. Учащиеся проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах, используя разговорную речь и имитацию корпусом.

В процессе занятия наблюдалась повышенная мотивация учащихся и положительная возбужденность: обучающимся  нравится баскетбол. При выполнении заданий прослеживалось удовлетворенность обучающихся  в своих личностно-ориентированных потребностях, которые были выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.

При организации обеспечения учебного занятия мною уделено внимание на:

  • целостность  использования форм организации занимающихся;
  • целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);
  • соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).

    Было уделено внимание функциональному состоянию учащихся, сочетанию нагрузки с активным отдыхом.

При решении воспитательной задачи  я обращала внимание на дисциплину, взаимодействие  в коллективе при выполнении групповых упражнений. Стараюсь  создать доверительную обстановку и развивать такие  качества, как уверенность в себе, способность общаться в не стандартной обстановке.

Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществляется контроль по предупреждению и исправлению ошибок.

Заключительной части занятия составила 5 минуты. В это время были использованы упражнения на восстановления - штрафные броски. Подведены итоги занятия с анализом выполнения поставленных задач и недостатков. Дано на дом задание учащимся.

Проведенное занятие соответствует поставленным задачам. Все обучающие, развивающие, воспитательные и оздоровительные задачи на занятии решены. Мною были использованы групповые, игровые, здоровье сберегающие педагогические технологии.

«Мы любим, заниматься баскетболом» - так говорят многие мои воспитанники,  эти слова я надеюсь слышать и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

 Вместе с этим, некоторыми учащимися не должным образом контролировалась зрительно вся площадка и соответственно задерживалась своевременная передача мяча партнерам по команде. Данный прием необходимо в дальнейшем совершенствовать.

Эта форма занятия позволяет компенсировать сложность в обучении, сохраняя при этом интерес к игре в баскетбол.

Изменений и отклонений от конспекта в ходе занятия не было. Поставленные задачи занятия успешно выполнены. Я считаю, что поставленные задачи урока удалось выполнить полностью.

Педагог дополнительного образования

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №7»  города Когалыма_______А.Н.Андрущенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча

Урок физкультуры в 8  классе общеобразовательной школы.1.Повторить  способы ведения мяча.  2.Формировать умение применять бросок мяча и ловли при  подвижных играх....

Совершенствование навыков владения телом, исполняя технические приемы владения баскетбольным мячом

Этот вид методического материала предназначен для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования. Презентация была иллюстративным материалом в рамках проведения открытого занятия...

Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча.

Цель урока: Создание условий для совершенствования техники ведения баскетбольного мяча. Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику ведения мяча на месте, с изменением высоты отск...

Учебно-тренировочное занятие на тему: " «Совершенствование техники владения баскетбольным мячом 6-7 класс, УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие на тему: " «Совершенствование техники владения баскетбольным мячом 6-7 класс, УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Технологическая карта к уроку «Техника ведения баскетбольного мяча. Подвижные игры с мячом».

данная разработка использовалась для совершенствование техники ведения баскетбольного мяча, изучение правил игры с мячом. Направленна на обучение учащихся 5 класса....