Урок физической культуры с элементами фольклора
план-конспект урока по физкультуре на тему
Надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В игре формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, чтобы играть и, играя, творить жизнь. Это уникальное средоточие развивающейся духовной жизни ребенка с его неуемной фантазией, изначально присущей внутренней свободой, потребностью изменять мир силой своего воображения. Детский фольклор – это неповторимый, оригинальный компонент детства, многоязычный и многонациональный.
«По русскому обычаю проводы зимы и встреча весны отмечается широкой Масленицей. Пекут вкусные блины, катаются на каруселях, санях, ведут кулачные бои, и, как кульминация праздника – взятие снежного городка! Строят крепость изо льда или снега, а потом её надо взять штурмом верхом на лошадях. Кто быстрее перескочил, тот и победил. Остальные участники игры всячески препятствуют, мешая всаднику проскочить в городок. Для этого в ход идут хворостины, снежки, крик и шум, чтобы кони пугались и останавливались. Участники улюлюкают, хохочут, восторгаются, подбадривают, или просто глазеют… Накал игры, весь сгусток эмоций, движений и порывов, ликований – это живая, горячая, заводная, искрометная Масленица!»
Гармоничное соединение в фольклоре пения, танца, игры открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества на другой. Тем самым, фольклор можно рассматривать как один из видов психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzyatie_snezhnogo_gorodka.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного урока по физической культуре с элементами фольклора
в 4 классе
Тема: «Взятие снежного городка»
Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью, воспитание потребности в увеличении физкультурно-оздоровительной активности.
Задачи:
- Ознакомить детей с народными играми, считалками, потешками, стишками, песенками, русской народной музыкой;
- развивать физические качества учащихся (силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость, координацию);
- совершенствовать ранее усвоенные двигательные умения и навыки в базовых двигательных действиях, их вариативное использование в подвижных играх;
- развивать творческую инициативу и способности каждого ребенка, включение в массовое действие на основе русских народных традиций (костюмирование участников, коллективная импровизация, спортивное состязание);
- воспитывать у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга, честности, выдержки, положительные эмоции.
Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка, эстафетные палочки, санки, кубы для постройки крепости, самодельные «снежки» в корзине, цветные ленты, два шарфа, музыкальный центр, диск с русской народной музыкой.
Части урока | Основное содержание | Дозировка | Организационно- методические указания |
I. | ВВОДНАЯ | 4-6' | |
Звучит ритмичная народная музыка. Приветствие 1-ая девочка: «Батюшки, никак кума Федосья! Не мало ли вас, не надо ли нас?» 2-ая девочка: «Здорово, Настасьюшка! Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайте!» Ведущая: Чем хвастать-то будете? Силой? Ловкостью? Учитель приветствует игроков команд: «Деревня Простоквашино» «Деревня Буренкино». ♦ Игра «Плетень» Играющие строятся в две шеренги, ♦ Игра «Воробьи и Вороны» Первый: «Разохочусь петь, плясать «Может, там робят поболе, Дети стоят в шеренгах напротив команды - соперницы, по сигналу | 1-2’ 1-2’ 3-4’ | Дети вбегают в зал с разных сторон и останавливаются на средней линии зала. Форма одежды – спортивная короткая, с элементами фольклора (у девочек ленты на голове, у мальчиков – кушаки на поясе). Учащиеся разделены на две команды, этим составом они участвуют во всех играх. «Застрельщики» - две девочки из команд-соперниц становятся друг против друга, руки в бока. Произносят слова приветствия. В подготовительной части урока - игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников на предстоящей работе. Проследить, чтобы плетень была правильной, и никто из детей не выпал из неё. Кто вперёд построит плетень, тот докажет сплоченность команды. Подведение итогов игры. Команды называются: «Воробьи» и «Вороны». Выполнить комплекс ОРУ общеразвивающих упражнений, направленных на формирование правильной Можно варьировать И.П. (исходное положение)- сидя на полу лицом и спиной друг к другу, лёжа на спине, в упоре лёжа, взявшись за руки и др. Побеждает та команда, которая больше игроков осалит. | |
п. | ОСНОВНАЯ | 25-30' | |
Учитель: «Да, какой же поединок без ♦ Игра «Ловкачи» Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук вдоль линии. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочерёдно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням противника. Можно уклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает. ♦ Игра «Толкачи» Играющие садятся на линию спиной друг к другу, сцепляются руками. По сигналу каждый, упираясь пятками в пол, старается как можно дальше отодвинуть соперника от линии. ♦ Игра «Горелки» (старинные названия игры: «Столб», «Огарники», «Разбежки», «Разлуки»,«Парочки», Расколушки») Учитель: «Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!» ♦ Игра «Зоря» (Старинное название игры «Палочка-выручалочка», «Палочка-стукалка», «Выручалки», «Краденая палочка», «Чур, у палочки», «Застукалки») ♦ Игра «Лиса в норку» Девочка: «Говорили мне подружки: - Не пляши, а только пой. Не могу стоять на месте, Темперамент не такой» Девочка выбирает водящего, накладывает лисий воротник на шею. Кого лиса осалит, передаёт воротник лисы, и другой водит. ♦ Игра «Жмурки Маша и Яша» Девочка: «Сидит, сидит Яша В ореховой чаще. Грызёт, грызёт Яша Кедровые орехи. Яша, Яша, Яша, Хочешь ли жениться? Выбирай невесту Из любых любую, И ту, молодую». Учитель: - Какое гуляние без прибауток? Первый: - Федул, что губы надул? Второй: - Кафтан прожёг. Первый: - Можно Зашить? Второй: - Да иглы нет. Первый: - А велика ли дыра-то? Второй: - Да один ворот остался! Учитель: А какие поговорки вы знаете про зиму? ♦ Игра «Вестовые» Ведущая: Какое прекрасное время года – зима! И как должно быть трудно доставлялась почта. По сигналу трогаются с места. Им надо без помощи рук добраться до санок. Где лежит конверт с поздравлением. ♦ Игра «Взятие снежного городка» | 2’ 2’ 3-4’ 3-4’ 2-3’ 3’ 2-3’ 2’ 4-5’ | Учитель приглашает всех поучаствовать в единоборствах. В основной части урока - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры должны оказывать содействие изучению и совершенствованию техники выполнение тех или других движений. Игра проводится до тех пор, пока все пары не решат, кто ловчее. На чьей стороне больше выбывших, та команда и проиграла. Варьировать или заменить схожими играми-поединками («Подсечки», «Бой на одной ноге»). Подведение итогов игры. «На эпическом языке народных песен... поется: Не огонь горит, не смола кипит, А горит-кипит ретиво сердце По красной девице... Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Все играющие делятся парами по желанию и становятся друг за другом. Голящий становится спиной к общему строю, держа высоко в руке шапку или ленту. По сигналу последняя пара разъединяется и бежит наперегонки. Кто первый выхватит ленту или шапку, тот и победил. Игра продолжается пока не пройдут все пары. Подведение итогов игры. Выбрать водящего. По сигналу дети разбегаются по залу, водящий догоняет и касается палочкой, игрок замирает. Подведение итогов игры. Лиса находится в домике за скамейкой, это её логово. Все игроки дразнят лису, близко подходя к дому. Лиса пускается вдогонку за ними. Расколдовать игрока можно любым выбранным способом. - пролезть под ногами - обхватить за плечи - хлопнуть в ладоши и др. способом Подведение итогов игры. Если один коснулся другого рукой, то считается, что пара встретилась. Выбирается другая пара. Круг делают дети, взявшись за руки, не выпуская пару наружу. Водящие становятся в круг, им завязывают глаза. Их раскручивают, чтобы было труднее искать. Яша ловит невесту Машу. Игра продолжается до тех пор, пока пара не встретится. Подведение итогов игры. Дети садятся в круг как у костра, это перерыв на отдых. Называют пословицы и поговорки русского народа о зиме. В заключительной части урока - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершении его с добрым расположением духа. Игра-эстафета. Команды садятся «паровозиком» на линии старта. По сигналу трогаются с места. Им надо без помощи рук добраться до санок. Где лежит конверт с поздравлением. Подведение итогов игры. Две команды становятся по обе стороны городка, сделанного из кубов. Каждая команда получает «снежки», равное количество. По сигналу команды атакуют сторону соперников. По сигналу «Стоп!», подсчитывается количество снежков. Та команда, на чьей стороне их больше – проигравшая. И так три раза. Подведение итогов игры. | |
III. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ | 3-4' | |
Учитель: - Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди. Каких только песен, сказок, преданий, былин не создали они. Но главное в народной жизни – лад! Это стремление к физическому совершенству, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях. - А у нас есть лад?! Дети: - Да, есть! Ведущая: - Вам - сказки, а нам - пироги да сласти! Подведение итогов урока. | Построить учащихся в одну шеренгу на боковой линии площадки. Приготовить угощение и раздать всем детям баранки и конфеты. Домашнее задание: - подготовить другие русские народные игры и забавы, - катание на санках, коньках, лыжах; - пословицы и поговорки о весне. Пожелание крепкого здоровья, бодрости духа и счастья. Звучит народная музыка. Организованный уход с урока. |
Учитель физической культуры Карелина Л.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок физической культуры в 11 классе по теме "Гимнастика" с элементами акробатики
Одним из средств воспитания здорового и крепкого тела являются акробатические упражнения....
Применение элементов коми национальных игр и состязаний на уроках физической культуры в школе
Коми национальные игры предоставляют широкие возможности для развития физических качеств (так как способствует развитию быстроты, силы, ловкости); волевых качеств (помогают целенаправленно...
Влияние уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет на овладение техническими элементами игры в волейбол на уроках физической культуры.
Методическая разработка может помочь в написании курсовой или дипломной работы по предмету - физическая культура....
План–конспект урока физической культуры «Низкий старт. Прыжки в длину с места. Эстафеты с элементами легкой атлетики» 5 класс
План–конспект урока физической культуры «Низкий старт. Прыжки в длину с места. Эстафеты с элементами легкой атлетики» 5 классЗадачи урока: Познавательная деятельность: 1. Обучить технике низкого ...
Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "
Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...
Методическая разработка урока " Использование элементов фитнес-аэробики и стрейчинга на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся"
Данная разработка представляет собой конспект урока физкультуры с применением элементов фитнес-аэробики и стрейчинга, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическ...
Элементы фитнеса на уроках физической культуры как новый взгляд на культуру здорового образа жизни среди подростков.
Как сделать свои уроки интересными и полезными - об этом задумывается каждый педагог. Часто на уроки физической культуры дети и подростки ходят без особого желания, а иногда и вовсе пропускают их без ...