Рабочая программа кружка по физкультуре для 2 класса
рабочая программа по физкультуре на тему
Материал содержит пояснительную записку и и планирование для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/_______/ ФИО Протокол №____от «___»___________2011г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ» _____________/_______/ ФИО «___»___________2011г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ» _____________/_______/ ФИО Приказ №____от «___»___________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Давыдовой Н.К.
учителя высшей категории,
по спортивному кружку
«Подвижные игры народов России»
для 2 класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №___от
«___»___________2011г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
- Весь материал разделяется на отдельные разделы:
- раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й класс.
- раздел - «Игры народов России», изучается в 3-4-х классах.
- раздел - «Подвижные игры», изучается в 1 -х и 2-х классах.
- раздел - «Эстафеты», изучается в 1-3-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
- Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В первых классах начальной школы занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 10-ти.
.
Ожидаемый результат:
-у выпускника 1 класса выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание тем учебного курса.
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Штандр.
2 раздел (3 часа)
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
Игры-эстафеты.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (9 часов)
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
6 раздел (4часа)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
7 раздел (4часа)
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
8 раздел (5 часов)
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
9 раздел (1 час)
Итоговое занятие
-Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол – во часов | Темы занятий | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1 | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 1 | Знакомство с историей народной подвижной игры. | ||
2 | 1 | Выработка правил. - Пятнашки. - Фанты. - Горелки. - Лапта. - Штандр. | |||
3 | Игры на свежем воздухе. | 1 | Русские народные игры. «Ловушка». | ||
4 | 1 | Групповые игры. «Охотник и сторож». | |||
5 | 1 | Групповые игры. «Карусель», «Совушка». | |||
6 | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | Народные подвижные игры | ||
7 | Игры-эстафеты. | 1 | Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» | ||
8 | 1 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» | |||
9 | 1 | Эстафеты с бегом и прыжками | |||
10 | 1 | Эстафеты с преодолением препятствий | |||
11 | Подвижные игры разных народов. | 1 | Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки» | ||
12 | 1 | Игры мордовского народа. «Котел» «Салки» | |||
13 | 1 | Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». | |||
14 | 1 | Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | |||
15 | 1 | Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». | |||
16 | 1 | Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». | |||
17 | 1 | Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». | |||
18 | 1 | Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | |||
19 | 1 | Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» | |||
20 | ОРУ на развитие основных физических качеств. | 1 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | ||
21 | 1 | Упражнения со скакалками | |||
22 | 1 | Специальные беговые упражнения | |||
23 | 1 | Упражнения со скакалками | |||
24 | Подвижные игры, основанные на элементах. | 1 | «У медведя во бору», «Совушка» | ||
25 | 1 | «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву» | |||
26 | 1 | «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота» | |||
27 | 1 | «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | |||
28 | Зимние забавы | 1 | Зимой на воздухе. «Городки» | ||
29 | 1 | Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» | |||
30 | 1 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». | |||
31 | 1 | Эстафета на санках. | |||
32 | 1 | Лыжные гонки. | |||
33 | Итоговое занятие | 1 | Праздник здоровья и подвижной народной игры. |
Список литературы
- Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
- Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
- Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
- Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
- Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
- Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
- Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
- Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
- Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
- Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
Кружок «Народные игры»
Пояснительная записка
Программа обучения в спортивном кружке «Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.
В старые времена существовало около трех тысяч игр. Сохранились только те, которые были самыми интересными и увлекательными. В большинстве в народные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.
Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой передоложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому веселому и радостному занятию – народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников.
Цель занятия в спортивном кружке:
Обучение младших школьником забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;
- Воспитание любви к Родине, ее традициям и обычаям;
- Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорство и достижении цели, дружелюбия и коммуникативности.
Задачи:
- Обучение основам народных игр;
- Развитие двигательной активности;
- Возбудить у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Условия проведения.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 35 минут на проведения одного занятия, 34 занятия в год.
Формы и методы оценки.
Результатом работы кружка является организация подвижных перемен и динамических пауз на уроках.
Ожидаемые результаты.
Знать:
- Не менее 10 считалок для использования их игре;
- Правила 15 народных игр;
- Правила безопасного поведения во время проведения игры.
Уметь:
- Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;
- Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.
№ | Тема | Формы проведений занятий | Кол – во часов | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Разучивание народных считалок, использование их в игре. | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Подвижная игра «Совушка». | Игра | 1 | ||
3 | Подвижная игра «Жмурки». Повторение считалок. | Игра | 1 | ||
4 | Народная игра «Хромая лиса». | Игра | 1 | ||
5 | Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси – лебеди». | Игра | 1 | ||
6 | Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля | Эстафета | 1 | ||
7 | Подвижные игры с мячом. Эстафета. | Эстафета | 1 | ||
8 | Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место». | Игра | 1 | ||
9 | Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре. | Игра | 1 | ||
10 | Народная игра «Овцы и волки». | Игра | 1 | ||
11 | Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованые». | Игра | 1 | ||
12 | Упражнения на развитие ловкости. Народная игра «Из круга вышибало». | Игра | 1 | ||
13 | Упражнения на развитие скоростных качеств. Народная игра «Горелки». | Игра | 1 | ||
14 | Повторение изученных игр. | Эстафета | 1 | ||
15 | Повторение изученных игр. | Эстафета | 1 | ||
16 | Игры на свежем воздухе. | Прогулка на св. воздухе. | 1 | ||
17 | Подвижные игры. Эстафета с мячом. | Эстафета | 1 | ||
18 | Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями. | Эстафета | 1 | ||
19 | Упражнения на развитие скоростных качеств. Игра «Белые медведи». | Игра | 1 | ||
20 | Игра с мячом. Народная игра «Яблоки». | Игра | 1 | ||
21 | Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний». | Игра | 1 | ||
22 | Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр. | Соревнование | 1 | ||
23 | Развитие ловкости. Народная игра «Змейка». | Игра | 1 | ||
24 | Упражнения на ловкость. Народная игра «Удочка». | Игра | 1 | ||
25 | Разучивание народной игры «Каравай». | Игра | 1 | ||
26 | Повторение изученных игр. | Игра | 1 | ||
27 | Соревнования «Веселые старты». | Игра | 1 | ||
28 | Упражнение на ловкость. Народная игра «Дракон». | Игра | 1 | ||
29 | Старинная народная игра «Кошки – мышки». | Игра | 1 | ||
30 | Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках. | Соревнование | 1 | ||
31 | Соревнование лучший бегун. Эстафета. | Соревнование | 1 | ||
32 | Игры на свежем воздухе. | Эстафета | 1 | ||
33 | Соревнование «Веселые старты» | Соревнование | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. | Игры, эстафета. | 1 |
Литература.
- Бесова М.А., «Шутки, игры, песни соберут нас вместе». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г.
- Кондакова О.Н., «Детские считалки». – М: Детская литература, 1999 г.
- Якуб Н.К., «Вспомни забытые игры». - М: Детская литература, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...
рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа по лечебной физкультуре 5 класс
данная раброчая программа расчитана на 1год занятий лечебной физкультурой во внурочное время...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...