Рабочая программа по лечебной физкультуре 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
данная раброчая программа расчитана на 1год занятий лечебной физкультурой во внурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №39»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей________________ ____________________________________ протокол №____ от «_____» ______________20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Школа-гимназия №39» ________________В.П. Дюличев приказ №____ от «_____» ____________ 20___ г. |
Рабочая программа
курса дополнительного образования
«Лечебная физкультура»
(________________ уровень)
для __5__ «___» класса
на 2015 – 2016 учебный год
количество часов в неделю:___2____
количество часов в год:_______
Составила: учитель по физической культуре
Ерёмина О.В.
г. Симферополь
2015 г.
Пояснительная записка
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 8 до 13 лет – 43 % от всех осмотренных детей.
В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.
Учитывая потребности детей, их родителей в нашей гимназии создана программа «Лечебная физическая культура».
Цель программы:
овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
- Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).
Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости.
У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Организационно - методические рекомендации.
Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Новизной программы являются элементы хатха-йоги, массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).
ЛФК, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном зале, бассейне, стадионе при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.
Занятия ЛФК должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 13 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
Общее количество учебных часов – 272.
К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Оздоровительное плавание можно проводить в любую из четвертей или в течение всего года.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.
1 период – вводный (1-ый год обучения):
Задачи:
- Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
- Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
- Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.
2 период – основной (2-ой и 3-ий года обучения)
Задачи:
- Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
- Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
- Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный (4-ый год обучения)
Задачи:
- Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
- Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
- Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
- Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
Формы контроля.
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении учащимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся, родителям. Данные осмотра заносятся в ф. 26.
Учебно – тематический план
на четыре года обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | В | процессе | занятий | ||
2. | Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки | 4 | 3,5 | 4 | 3 | 14,5 |
3. | Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника | 8 | 7 | 7 | 5 | 27 |
4. | Дыхательные упражнения: 1)обучение правильному дыханию 2)гимнастика Стрельниковой 3)упражнения для укрепления мышц диафрагмы 4)упражнения для восстановления дыхания при физических нагрузках 5)очистительное дыхание |
7,5
В - | В 5,5 1 процессе - | процессе занятий В процессе | занятий занятий | 5,5 1 |
5. | Развитие выносливости: 1)общая выносливость 2)специальная выносливость | 4,5
| 4 1,5 | 6 6 | 3 6 | 31
|
6. | Развитие силы: 1)динамическая сила 2)статическая сила 3)упражнения в парах, оказывая помощь и сопротивление друг другу | 8
| 7 2 В | 4,5 4 процессе | 4,5 5,5 занятий | 34,5 |
7. | Развитие координации движений: 1)упражнения с предметами и без них 2)ритмическая гимнастика | 7 - | 7 - | На каждом 4 | уроке - | 18 |
8. | Игры: 1)подвижные игры целенаправленного характера 2)подвижные игры тренирующего характера 3)спортивные игры | 4 5 - | На каждом На - | уроке каждом - | 3 уроке 5 | 17 |
9. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 8 | 7 | + | 1,5 | 16,5 |
10. | Аутогенная тренировка | - | - | - | 1,5 | 1,5 |
11. | Оздоровительное плавание | - | 16 | 16 | 16 | 48 |
12. | Упражнения Хатха – йоги: 1)элементы Хатха-йоги 2)оздоровительная Хатха-йога | - - | + - | 7 - | + 9 | 16 |
13. | Профилактика плоскостопия | 6 | 2,5 | 2 | - | 10,5 |
14. | Элементы самомассажа | - | - | 3,5 | - | 3,5 |
15. | Массаж мышц спины | - | - | - | 2 | 2 |
16. | Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2)медицинский контроль 3)педагогический контроль 4)самоконтроль | 6 + В В | 4 + течение процессе | 4 + всего каждого | 4 + курса урока | 18 |
17. | Задания на дом | По | выбору | учителя | ЛФК | |
Итого: | 68 | 68 | 68 | 68 | 272 |
Примечание: при 3-разовых (и более) занятиях в неделю время на развитие отдельных двигательных способностей пропорционально увеличивается
Учебно – тематический план
на первый год обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | В | процессе | занятий | ||
2. | Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3. | Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника | 3 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4. | Обучение правильному дыханию: 1)брюшному 2)грудному (среднему и верхнему) 3)полному 4)упражнения для тренировки дыхательных мышц 5)упражнения на восстановление дыхания | 1,5 | 1 |
2,5 | 1 1,5 | 7,5 |
5. | Развитие выносливости | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 4,5 |
6. | Развитие силы мышц | 1 | 2 | 3 | 2 | 8 |
7. | Развитие координации движений | 3 | 1 | 2 | 1 | 7 |
8. | Профилактика плоскостопия | - | 2 | 3 | 1 | 6 |
9. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
10. | Подвижные игры | 1,5 | 2 | 3 | 2,5 | 9 |
11. | Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2)медицинский контроль 3)педагогический контроль | 3 + В | - + процессе | - + каждого | 3 + урока |
6 |
12. | Задания на дом | По | выбору | учителя | ЛФК | |
Итого часов: | 18 | 14 | 20 | 18 | 68 |
Учебно – тематический план
на второй год обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | В | процессе | занятий | ||
2. | Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 4,5 |
3. | Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника | 3 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4. | Повторение полного дыхания | + | + | + | + | |
5. | Развитие выносливости: 1)общая 2)специальная |
1 - |
1 0,5 |
2 - |
2 1 | 7,5 |
6. | Развитие силы мышц 1)динамическая сила 2)статическая сила |
2 - |
2 1 |
3 1 |
3 1 | 13 |
7. | Развитие координации движений, в том числе подвижные игры | 2 На | 2 каждом | 3 уроке | 3 | 10 |
8. | Профилактика плоскостопия | 1,5 | - | 1 | 1 | 3,5 |
9. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
10. | Оздоровительная гимнастика Хатха-йога | 1,5 | 2 | 2 | 2 | 7,5 |
11. | Упражнения для укрепления диафрагмы | |||||
12. | Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2)медицинский контроль 3)педагогический контроль | 2 + В | - + процессе | - + каждого | 2 + урока |
4 |
13. | Задания на дом | По | выбору | учителя | ЛФК | |
Итого часов: | 16 | 14 | 20 | 18 | 68 |
Учебно – тематический план
на третий год обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | В | процессе | занятий | ||
2. | Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
3. | Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника | 3 | 2 | 2 | 2 | 8 |
4. | Самоконтроль | В | процессе | занятий | ||
5. | Развитие выносливости: 1)общая выносливость 2)специальная выносливость |
1,5 1,5 |
2 2 |
2,5 2,5 |
2 1,5 | 12,5 |
6. | Развитие силы мышц: 1)динамическая сила 2)статическая сила |
1,5 1,5 |
1,5 1,5 |
1,5 1 |
1,5 1 | 11 |
7. | Развитие координации движений, в том числе подвижные игры: 1)игры тренирующего и целенаправленного характера 2)упражнения с предметами и без них 3)ритмическая гимнастика | 1 На | 1 каждом | 1 уроке | 1 | 4 |
8. | Профилактика плоскостопия | 1 | - | 1 | 1 | 3 |
9. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы |
|
На |
каждом |
уроке |
|
10. | Элементы Хатха-йоги | 1 | 3 | 3 | 3 | 10 |
11. | Элементы самомассажа | 2 | - | 1,5 | 1 | 4,5 |
12. | Очистительное дыхание | На |
каждом |
уроке | ||
13. | Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2)медицинский контроль 3)педагогический контроль | 2 + В | + + процессе | + + каждого | 2 + урока |
4
|
14. | Задания на дом | По | выбору | учителя | ЛФК | |
Итого часов: | 16 | 14 | 20 | 18 | 68 |
Учебно – тематический план
на четвертый год обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | В | процессе | занятий | ||
2. | Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки | 1/1 | 1/1 | 1 |
| 3 |
3. | Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 |
4. | Самоконтроль | В | процессе | занятий | ||
5. | Развитие выносливости: 1)общая выносливость 2)специальная выносливость |
1 1 |
1/1 2/1 |
1 3 |
1 3 | 13 |
6. | Развитие силы мышц: 1)динамическая сила 2)статическая сила |
1,5 1,5 |
1/1 2/1 |
1 2 |
1 1 | 9 |
7. | Развитие координации движений, в том числе подвижные игры: 1)игры тренирующего и целенаправленного характера 2)спортивные игры 3)аутогенная тренировка |
2
На |
1/1 каждом |
5 1,5 уроке |
2 2 | 13,5 |
8. | Массаж мышц спины | - | 2 | - | - | 2 |
9. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы |
|
На | 1,5 каждом |
уроке | 1,5 |
10. | Оздоровительная Хатха-йога, дыхательная гимнастика | 3 | 3/2 | 3 | 3 | 12 |
11. | Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2)медицинский контроль 3)педагогический контроль | 2 + В | + + процессе | + + каждого | 2 + урока |
4
|
12. | Задания на дом | По | выбору | учителя | ЛФК | |
Итого часов: | 16 | 14 | 10/20 | 18 | 68 |
Содержание курса «Лечебная физическая культура»
- год обучения.
- Основы знаний.
Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).
- Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.
- Обучение правильному дыханию.
Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).
- Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.
Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.
- Развитие силы.
Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.
- Развитие координации движений.
Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.
- Профилактика плоскостопия.
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.
- Упражнения для расслабления мышц.
Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.
- Подвижные игры.
Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.
Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а). Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.
Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др. (см. Методические разработки).
б). Медицинский контроль по плану.
в). Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.
- Задания на дом.
Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей).
- год обучения.
- Основы знаний.
Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики.
- Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха – йоги: «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см. Методические разработки)
- Повторение полного дыхания.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические разработки).
- Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя», «Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя». (см. Методические разработки).
- Развитие выносливости.
Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании статических поз Хатха – йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг», «Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени; оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.
- Развитие силы.
Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде. Развитие статической силы в удержании поз Хатха – йоги: «Поза лодки», «Плуг», «Мост», «Натянутый лук». ( см. Методические разработки). Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.
- Развитие координации движений. Подвижные игры.
Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений с гантелями, с гимнастической палкой, гимнастика А.Н. Стрельниковой; элементы Хатха – йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка», «Лодочка» и др.
Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в кругу», «Змейка на четвереньках».
- Профилактика плоскостопия.
Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.
10. Упражнения для расслабления мышц.
Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга). Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.
11. Упражнения для укрепления диафрагмы.
Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.
- Оздоровительное плавание.
Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой – ходьба, бег, прыжки, погружение под воду, упражнения с надувными плотиками. Подвижные игры в воде с мячом, с обручем, без предметов: «Кто первый», «Морской бой», «Пятнашки в кругу» и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а). Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.
б). Медицинский контроль – по плану.
в). Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.
- Задания на дом.
Ежедневное выполнение 4 – 8 упражнений по выбору учителя и под контролем родителей.
- год обучения.
- Основы знаний.
Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.
- Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы Хатха – йоги. Повторение ранее изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.
- Самоконтроль.
Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.
- Развитие выносливости.
Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.
- Развитие силы.
Длительная статическая задержка поз Хатха –йоги: «Мост», «Березка», «Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в воде, плавание.
- Элементы Хатха – йоги.
Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу: «Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча», «Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические разработки).
- Элементы самомассажа.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.
- Профилактика плоскостопия.
Совершенствование ранее изученных упражнений.
- Развитие координации движений.
Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.
- Очистительное дыхание.
Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).
- Оздоровительное плавание.
Специальные плавательные упражнения: погружение под воду, лежать на воде, скользить на груди и спине, задержка дыхания, дыхательные упражнения в воде. Игры на воде: «Плавучие стрелы», «Пятнашки с мячом», «Ныряльщики», «Водолазы» и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а) тесты – по плану учителя.
б) медицинский контроль – по плану.
в) педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК).
- Задания на дом.
Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под постоянным контролем учителя и родителей.
- год обучения.
- Основы знаний.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха – йоги.
- Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.
- Оздоровительная Хатха – йога.
Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).
- Развитие выносливости.
Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.
- Развитие силы.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.
- Массаж мышц спины.
Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание.
- Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.
- Подвижные и спортивные игры.
Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя на коленях…), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.
- Аутогенная тренировка.
Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление.
- Оздоровительное плавание.
Кроль на груди, на спине; повторение навыков дыхания в воде; плавание способом брасс. Игры на воде: «Карась и щука», «Салки», «Водное поло и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а) тесты – по плану учителя.
б) медицинский контроль – по плану.
в) педагогический контроль – знания, умения и навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль.
- Задания на дом.
Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 – го года обучения:
Знания:
параметры правильной осанки ( подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.
Умения:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.
Навыки:
Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.
К концу 2 – го года обучения:
Знания:
Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила ортопедического режима ( не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой, оздоровительного плавания.
Умения:
Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения», «Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»); упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики», «Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; упражнения с гантелями; выполнять упражнения для развития координации движений (комбинация специальных упражнений различной координационной сложности:»Крестики», «Брасс руками», «Брасс ногами»; комплекс с гимнастической палкой; подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь правильно дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в подвижные игры целенаправленного ( 2 – 3 игры) и общего характера ( 4 – 5 игр); не бояться воды, выполнять упражнения в воде, играть на воде. Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 – 8 упражнений ЛФК под контролем взрослого. Произвольно расслаблять мышцы.
Навыки:
Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены, осуществлять подготовку рабочего места.
Личностные качества:
Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.
К концу 3 – го года обучения:
Знания:
Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля ( сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.
Умения:
Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги («Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.); длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож», «Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой. Выполнять специальные плавательные упражнения, погружаться в воду, лежать, скользить на груди и спине, выполнять элементы плавания способом «Кроль». Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой», «Вышибалы на четвереньках» и др.
Навыки:
Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослых.
Личностные качества:
Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические качества, коммуникативные качества; память.
К концу 4 – го года обучения:
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, классического массажа, аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук», «Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец», «Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать любым способом или держаться на воде.
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.
Учебно – методическое обеспечение.
1 –ый год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* обручи на всех детей;
* коврики для всех детей;
* скамейка;
* мяч;
* мешочки с песком на всех детей;
* булавы – 4 -6 штук;
* гантели – по 2 штуки на каждого;
* ребристая доска, дорожка с песком, с камешками.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа, методические разработки;
* литература по курсу.
2 –ой год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* коврики на всех детей;
* груз – мешочки или гантели на каждого ребенка;
* наличие гимнастической стенки, перекладины;
* гимнастические палки на каждого ребенка;
* скамейка;
* гантели по 2 шт. на каждого.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа, методические разработки;
* литература по курсу.
3 – ий год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение :
* гимнастические палки на всех детей;
* гимнастическая стенка;
* пиалы – по 2 штуки на каждого ребенка;
* коврики на каждого ребенка;
* музыкальное сопровождение.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа, методические разработки;
* литература по курсу.
4 – ый год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* коврики на всех;
* гимнастические маты;
* гимнастические скамейки;
* волейбольная сетка, волейбольный мяч и воздушные шары.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа, методические разработки;
* литература по курсу.
Список литературы.
- Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
- Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
- Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
- Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
- Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.
- Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
- Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.
- Латохина Л.И. «Хатха – йога для детей», Москва, Просвещение, 1993.
- Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
- Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.
11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
12. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской детской поликлиники).
13. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
14. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.
15. Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Под ред. И.Д. Романовой / “Просвещение”. – М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...