Информационно-коммуникационные технологии на уроках физической культуры.
опыты и эксперименты по физкультуре (6 класс) на тему

Самусенко Ирина Григорьевна

Интеллектуальная и двигательная сферы физкультурного образования предполагают использование в педагогическом процессе совершенно разных средств, методов и форм организации учебных занятий.

Физическая подготовка должна осуществляться в соответствии с закономерностями физической тренировки и развития процессов адаптации к физическим нагрузкам. Формирование же интеллектуального компонента физической культуры связано с воздействием на психику, интеллект и должно осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями усвоения знаний. Попытки одновременного следования тем и другим закономерностям не могут привести к положительным результатам из-за практической несовместимости, так как усвоение сколько-нибудь серьезной информации вряд ли возможно на бегу, скаку и вприпрыжку].

В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использованием информационно-коммуникационных технологий: теоретические, практико-методические, практические.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физической культуры

И.Г. Самусенко,

учитель физической культуры высшей категории

МБОУ «СОШ № 3» г. Майкопа

Введение. Несмотря на весьма значительное по общему объему количество времени, отводимого на преподавание учебного предмета «физическая культура», подавляющее большинство выпускников общеобразовательных учебных заведений совершенно безграмотны в этой области. Даже многие финалисты областных, краевых и республиканских олимпиад по предмету «физическая культура» демонстрируют дремучее невежество, не способны сформулировать хотя бы два-три членораздельных предложения, отвечая на вопросы о роли физической культуры в жизни современного общества или о сущности понятия «физическая культура личности»[11].

По моему глубокому убеждению, именно в этом кроются главные причины недопустимо низкого уровня физической культуры народа. Неизбежным и одним из самых тяжелых следствий этого является низкий уровень здоровья и физической подготовленности учеников и всего населения страны в целом.

Актуальность. Интеллектуальная и двигательная сферы физкультурного образования предполагают использование в педагогическом процессе совершенно разных средств, методов и форм организации учебных занятий [1].

Физическая подготовка должна осуществляться в соответствии с закономерностями физической тренировки и развития процессов адаптации к физическим нагрузкам. Формирование же интеллектуального компонента физической культуры связано с воздействием на психику, интеллект и должно осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями усвоения знаний. Попытки одновременного следования тем и другим закономерностям не могут привести к положительным результатам из-за практической несовместимости, так как усвоение сколько-нибудь серьезной информации вряд ли возможно на бегу, скаку и вприпрыжку [11].

В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использованием информационно-коммуникационных технологий: теоретические, практико-методические, практические.

Цель исследования: выявить наиболее важные психолого-педагогические и практические аспекты использования ИКТ в преподавании физической культуры.

Объект исследования: процесс использования ИКТ в преподавании физической культуры.

Предмет исследования: различные формы использования ИКТ в преподавании физической культуры.

Для реализации цели исследования нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить формы и методы  использования ИКТ в преподавании физической культуры.

3. Разработать методические рекомендации по использованию ИКТ в преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- диагностические методы (тестирование, беседа, наблюдение, самоанализ).

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось в МОУ СОШ № 3 г. Майкопа с 11 января по 28 мая 2011 года. В эксперименте приняли участие 86 учащихся 6 классов. Уроки физической культуры в данных параллелях были разделены на теоретические, практико-методические и практические с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Занятия проводились согласно учебному плану три раза в неделю по 40 минут. Занимались по рабочей программе, разработанной учителем физической культуры МОУ СОШ № 3 г. Майкопа Самусенко И.Г., на основании программы по физической культуре для учащихся основной школы (под общей редакцией А.П. Матвеева, М.: Просвещение, 2005 г.) [Приложение 1].

Разработанная на основе концепции образования Государственного стандарта общего среднего образования по физической культуре предлагаемая программа характеризуется следующей отличительной особенностью - структурированностью учебного материала в соответствии с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операциональный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые создают возможность использования в учебном процессе разнообразных активных форм обучения, содействующих развитию самостоятельности и творчества.

На теоретических уроках учащиеся изучали материал из раздела «Основы знаний»: Олимпийские игры, роль Пьера де Кубертена в их возрождении; история развития олимпийского движения; физическая подготовка как процесс регулярных занятий физическими упражнениями; понятие о физической нагрузке (объем, продолжительность, интенсивность); общая характеристика занятий оздоровительной гимнастикой, их построение и содержание, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки. Было проведено 5 уроков-презентаций, что составило 9% от общего количества занятий [Приложение 2]. Были разработаны тесты для оценки качества знаний с использованием электронных и информационных ресурсов интернета [Приложение 3].

На практико-методических уроках изучался материал из раздела «Способы деятельности»: общеразвивающие упражнения, активизирующие основные функции организма; комплексы упражнений для основной части занятий, направленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, гибкости, координации и т. д.), формирование телосложения и профилактику нарушения осанки;  измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения упражнений в восстановительный период после занятия; оздоровительная и корригирующая гимнастика.

Системы мультимедиа обеспечивали целый арсенал средств более выразительных, чем текст. Программы мультимедиа предоставляли информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации, что способствовало более высокому уровню восприятия, запоминания и выявления наиболее значимых характеристик изучаемого материала [Приложение 4]. Ученики использовали ИКТ при подготовке домашних заданий: составление комплексов индивидуальных упражнений; подбор упражнений для развития гибкости, силы, выносливости, скорости, координации и других физических способностей; комплексы упражнений для правильного формирования осанки; лечебная физическая культура. Было проведено 12 уроков (22% от общего количества занятий).

 Основу практических уроков составило содержания программного материала из раздела «Физическое совершенствование». Это упражнения, технические и тактические действия из базовых видов спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры). Общее количество таких уроков – 37 (69%). При объяснении нового программного  материала использовались презентации: «Баскетбол – коротко о главном», «Жесты судей», «Техника выполнения кувырка вперед» [Приложение 5].

Результаты. По результатам исследования:

  1. Повысилась познавательная активность и мотивация учащихся [Приложение 6].
  2. Разнообразие учебного материала способствовало 100% включенности учащихся в деятельность.
  3.  Повысилось качество знаний по предмету [Приложение 7].

Вывод. Исходя из опыта эксперимента, мы считаем, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением [Приложение 8].

Литература:

  1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры//Теория и практика физической культуры, 1991, № 7
  2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.
  3.  Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
  4.  Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс  http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm
  5.  Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37
  6. Галанов, А.Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения./ А.Б.Галанов – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-4.htm
  7.  Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования/ Б.С. Гершунский – М.: АПК и ПРО, – 1987. – 263 с.
  8.  Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.
  9.  Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы: материалы сообщества. – Интернет-ресурс   http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
  10.  Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
  11. Лукьяненко В. В поисках нити Ариадны,- Спорт в школе, № 18, 2010 г.
  12.  Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Сетевой журнал "Интернет и образование",  Июль, Том 2009, № 10/ И.В.Мазилкина–Интернет-ресурс http://www.openclass.ru/io/10/mazilkina
  13.   Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи./ С. Пейперт – М.: Педагогика, – 1989.  – 234 с.
  14.   Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.
  15.  Сидорова, В. В.  Современные образовательные технологии и их роль в обучении./В.В.Сидорова. Интернет-ресурс http://www.muh.ru/.Docs/071016_conf/071025_sidorova.htm?user=57738563605cfbccef62b1d4106ae860

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Современные педагогические технологии, в частности, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении таких задач, как:...

«Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры».

     Сегодня  много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задач...

Статья "Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС"

Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры

Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры"...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры

Основная цель уроков физкультуры - развитие двигательной активности и различных физических качеств у детей, обучение школьников основам здорового образа жизни, а также приобщение учеников к самостояте...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Использование информационно-коммуникационных технологий диктует современные требования ФГОС по преподаванию предмета физическая культура.Когда слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры&rdquo...