Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Кононова Татьяна Владимировна

Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://school296.ru/images/296_lg.jpg

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры

Кононова Татьяна Владимировна,

учитель физической культуры

Санкт-Петербург

2018 год


«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) 

«Надо быть ясным умственно,

чистым нравственно и опрятным физически»

 Антон Павлович Чехов

Введение

Основная цель уроков физкультуры - развитие двигательной активности и различных физических качеств у детей, обучение школьников основам здорового образа жизни, а также приобщение учеников к самостоятельным занятиям спортом и физическими упражнениями.

 Занятия физической культурой положительно сказываются на формировании, таких важных для современного общества ценностей, как стремление к достижению успеха, желание побеждать, умение противостоять не только своим соперниками, но и собственным слабостям. Понимая всю важность физической культуры в становлении успешного, здорового гражданина своей страны, важно представлять какая ответственность ложится на плечи учителей физической культуры. От того, как учитель преподает свой предмет, как ему удается заинтересовать учащихся, без преувеличения, зависит здоровье и успешность современного общества.

В своей работе я стараюсь всегда идти «в ногу со временем». Учитель должен не только учить, но и сам постоянно учиться. В настоящее время появляются все новые технологии обучения, различные методы и приемы работы. По моему мнению, традиционные, проверенные годами формы работы остаются лучшими, но я стараюсь привнести в учебный процесс и  современные педагогические технологии. Так, в мою работу уже достаточно прочно вошло применение информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из способов разнообразить уроки физической культуры, сделать их более наглядными, интересными для современных детей. Не секрет, что уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение различных средств ИКТ позволяет эффективно решать эту проблему.

Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Формы использования ИКТ на уроках физкультуры

  • Наглядные пособия

В школе закладываются основы техники различных двигательных действий (метание мяча, нападающий удар в волейболе, бросок баскетбольного мяча в кольцо, прыжок в длину с разбега в легкой атлетике, акробатические элементы и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. Не всегда учитель физически и методически готов к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у школьника, чтобы впоследствии его не надо было переучивать. Во многих школах отсутствуют или устарели наглядные пособия (карты, рисунки, таблицы)  Все эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания. Можно найти или сделать самим схемы, рисунки, которые подробно покажут технику упражнения. Можно подобрать видеоматериалы, в том числе с покадровым изображением или в замедленном действии. Особенно это актуально при изучении элементов, которые выполняется быстро, динамично. К тому же, можно обратить внимание на типичные ошибки, дать рекомендации по выполнению того или иного действия.

 

  • Электронные презентации

Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти изучаемый материал. Также создание презентаций по различным темам могут быть заданием для учащихся, желающих получить дополнительную оценку или для учащихся, освобожденных по состоянию здоровья от практической части урока.

  • Электронное тестирование

Одним из способов проверить уровень освоения знаний, является тестирование. В настоящее время в сети Интернет можно найти много готовых вариантов тестирования. Можно найти тесты по всем темам программы. А можно воспользоваться программами для создания тестов и сделать свой собственный вариант. Использование тестов  при подготовке к Всероссийской Олимпиаде школьников по физической культуре или теоретическому конкурсу в рамках соревнований «Президентские состязания», позволяет наилучшим образов подготовить учащихся к подобным испытаниям и объективно оценить теоретические знания учащихся.

  • Мультимедийные интерактивные упражнения

С помощью различных приложений, таких как learningApps.org, рисунки-google, сетевые презентации google, можно создавать красочные, интересные задания для учащихся или воспользоваться готовыми вариантами. Задания с помощью этих программ, можно сделать в виде кроссвордов, паззлов, ребусов, рисунков, что особенно нравится детям. Учащиеся воспринимают такие упражнения, как игру, но в то же время эти упражнения помогают усвоить или проверить теоретический материал или общую эрудицию по различным разделам программного материала.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил при использовании ИКТ на уроках физической культуры:

  • Целесообразность

Компьютеры в обучении следует использовать лишь тогда, когда они обеспечивают получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформулировать при использовании традиционных технологий. Ведь компьютерные технологии, хоть и прочно входят в нашу жизнь, все же  не могут заменить непосредственного общения ученика с живым человеком, учителем, тренером

  • Систематичность

Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним

  • Индивидуальный подход

Учащиеся должны усвоить необходимый минимум знаний, предложенный программой по физической культуре. Кто-то это сделает в процессе урока, а кому то требуется больше времени и источников информации. Есть учащиеся, кому этого минимума окажется достаточно, а есть те, кому будет этого мало. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей при составлении заданий и выбора объема информации.

Многие, наверняка используют в своей практике презентации, различные варианты наглядных пособий, электронное тестирование, фото и видео съемку, поэтому подробнее хочу остановиться на создании мультмедийных интерактивных упражнений, так как этот вариант использования ИКТ не так распространен среди учителей физкультуры. Хотя, он, по моему мнению, является одним из самых удобных и интересных для детей способов подачи теоретического материала и проверки их знаний.

Сервис learningsApp.org позволяет непрофессионалам в области информатики удобно и легко создавать электронные интерактивные  упражнения. При желании, любой учитель, имеющий самые  минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне.

Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Существующие модули LearningApps могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. На сервисе имеется галерея общедоступных интерактивных заданий, которая ежедневно пополняется новыми материалами, созданными преподавателями разных стран. Сервис LearningApps имеет понятный пользовательский интерфейс на 5 языках мира, для выбора нужного языка необходимо в правом верхнем углу выбрать соответствующий флажок. В данной среде можно быстро создать интерактивные задания по образцам галереи LearningApps. Важно отметить, что правильность выполнения заданий проверяется мгновенно. Сервис LearningApps предоставляет возможность получения кода для того, чтобы интерактивные задания были помещены при желании на страницы сайтов или блогов преподавателей и учащихся.

Для того чтобы начать работу с сервисом необходимо зарегистрироваться на сайте.

После регистрации вы получаете доступ к копилке заданий и возможность самостоятельно создавать упражнения.

Для создания варианта упражнения нужно выбрать форму задания. Например: кроссворд, викторина, «Кто хочет стать миллионером?», «Найди пару», сортировка картинок, паззлы и масса других вариантов на любой вкус. Все упражнения создаются по шаблонам, так что сложностей с составлением заданий быть не должно. К тому же сервис предлагает возможность, не только создавать упражнения «с нуля», но и взять готовое и на его подобие сделать свое.

Ценность и интерактивность данных игр заключается в возможности воплощения любых ваших идей, отражающих потребности детей, и реализации их посредством мультимедийного инструментария LearningApps.org.
Такие задания можно давать учащимся в качестве домашнего задания, при дистанционном обучении, для подготовки к теоретической части ВОШ, к районному этапу Президентских состязаний (теоретический конкурс). Также это большое подспорье в работе с  учащимися, освобожденными от практической части урока. И в то же время одним из требований ФГОС является использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

Заключение

Одним из приоритетных направлений работы школы является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Литература

  1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  2. Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. ИТО – Ростов -2010.
  3. Попов Г.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта. Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - №1(2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры.

В современнох условиях школа должна отвечать на множество запросов. Для обеспечения эффективного образоввательного процесса учитель должен использовать современные технологии. ...

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках физической культуры

Государство предъявляет требование к учебному предмету «Физическая культура» и другим формам физического воспитания в общеобразовательной школе - целенаправленно формировать гармонично развитого...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры

Как можно использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) на уроках физической культуры....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры.

Современный педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой, управленческими способностями, навыками организации воспитательной работы, уметь активизировать учащихся к работе.Современн...

Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры.

К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как:•коллективные способы обучения;• технологии личностно - ориентированного образования;• игровые технологии;• активные м...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры.

Современный педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой, управленческими способностями, навыками организации воспитательной работы, уметь активизировать учащихся к работе.Современн...

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....