Комплексная программа "Сохраним своё здоровье"
рабочая программа по физкультуре на тему
Комплексная программа "Сохраним своё здоровье" - одно из направлений Перспективной программы МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского на 2014-2019 годы. Целью программы является снижение роста заболеваемости школьников посредством укрепления и сохранения здоровья в процессе учебной и внеурочной деятельности, формирование у детей потребности быть здоровыми, а также устойчивого интереса к физической культуре и спорту; установки на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий. В данной программе рассматриваются основные задачи и план реализации самой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 пос. Приэтокского»
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №14
пос. Приэтокского
__________ Е.В.Покровская
Комплексная программа
«Сохраним своё здоровье»
Направление «Здоровье»
Перспективной программы
МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского
на 2014-2019 годы
Актуальность направления «Здоровье»
Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера ( к освоению будущей профессии, к учебе в школе, к занятиям любимым делом).
Цель программы: снижение роста заболеваемости школьников посредством укрепления и сохранения здоровья в процессе учебной и внеурочной деятельности, формирование у детей потребности быть здоровыми, а также устойчивого интереса к физической культуре и спорту; установки на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий.
Задачи программы:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
План реализации направления «Здоровье»
№ п/п | Основные направления деятельности/мероприятия | Сроки | Ответственность | Ожидаемые результаты | |||||||||||
ННШ | «Разработка и реализация мероприятий по улучшению здоровья школьников с учетом применения к каждому ученику индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения» | ||||||||||||||
5.1. | Разработка комплексной программы "Сохраним своё здоровье" (по ступеням обучения) | 2014 | директор, заместитель | Формирование ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; сохранение показателей состояния здоровья школьников и педагогов | |||||||||||
5.2. | Организация индивидуального мониторинга состояния здоровья учащихся (в т.ч. и психологического) | в течение всего периода | зам. директора по УВР, медработник | Обновление образовательных программ, предполагающих практику индивидуального обучения, изучения предметов по выбору, общего снижения аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий | |||||||||||
5.3. | Внедрение технологий и методик здоровьесберегаю-щего обучения | 2014-2016 | зам. директора по УВР, руководители ШМО | Обеспечение формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, организация просветительно-воспитательной работы, в том числе по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения. | |||||||||||
5.4. | Организация постоянно действующего лектория "За здоровый образ жизни" в т.ч. в дистанционной форме (школьные газета, сайт) | в течение всего периода | зам. директора по УВР, социальный педагог, медработник | ||||||||||||
5.5. | Организация систематических медосмотров учащихся | в течение всего периода | директор, медработник | Проведение профилактического обслуживания обучающихся и сотрудников | |||||||||||
5.6. | Обеспечение учащихся сбалансированным горячим питанием. Витаминизация питания. | в течение всего периода | директор, повар | ||||||||||||
5.7. | Реконструкция, оснащение и эстетическое оформление помещений школьной столовой | 2014-2015 | директор | ||||||||||||
5.8. | Организация групп лечебной физкультуры | 2016 | зам. директора по УВР | Индивидуализация работы с обучающимися, имеющими заболевания. Развитие новых форм получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования. | |||||||||||
5.9. | Организация социально-педагогической помощи | 2014 | Социальные педагоги | ||||||||||||
5.10. | Работа спортивных секций по направлениям, соревнования, массовые мероприятия, акции, дни здоровья и др.) | в течение всего периода | Учитель физкультуры, зам. директора по УВР | Увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, участвующих в акциях, соревнованиях, спартакиадах. Вовлечение семей обучающихся в совместные мероприятия. Развитие ученического самоуправления. | |||||||||||
5.11. | Организация летних оздоровительных площадок на базе школы | ежегодно в летний период | зам. директора по УВР | Оздоровление и организация активного организованного отдыха обучающихся | |||||||||||
5.12. | Комплектование кабинетов спортивным и игровым оборудованием для проведения динамических пауз | 2014 | директор | Организация мест активного отдыха между учебными занятиями | |||||||||||
5.13. | Проведение вакцинации школьников и педработников | ежегодно | директор, медработник | Комфортные и безопасные условия обучения | |||||||||||
5.14. | Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм в образовательном процессе | в течение всего периода | директор | ||||||||||||
Общая характеристика комплексной программы
«Сохраним своё здоровье»
В данной программе здоровье школьников рассматривается как комплексный интегральный показатель, выражающий состояние экологических, социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения. Тем самым состояние здоровья определяется как показатель зрелости, благополучия и гармонии общества и государства, их способности объединенными усилиями и средствами обеспечить социальную безопасность и социальное развитие, достойную жизнь человека и семьи, трудоспособность и способность к воспроизводству здоровых поколений.
Снижение показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков способно критически ухудшить здоровье школьников. Уже сейчас прослеживается рост различного рода заболеваний среди обучающихся образовательных организаций. Отмечается тенденция к росту болезней нервной системы и органов чувств, органов дыхания и травм, нарушение обмена веществ. Дети сегодня становятся менее защищенными от наркотических и психотропных веществ, курения, алкоголизма и средств массовой информации (СМИ), пропагандирующих культ насилия и жестокости, мотивацию на «легкую жизнь» любой ценой. Это, в свою очередь, является одной из причин роста подростковой преступности, которая по характеру становится все более жестокой.
Отсюда видно: общество, семья и вместе с ними образование должны принять мобилизационные меры по спасению здоровья детей, представляющих в своей сущности будущее государства, его демографические, трудовые и интеллектуальные ресурсы.
Предлагаемая комплексная программа – мера такого плана. Разработка и внедрение положений и основных направлений деятельности программы позволят реализовать имеющиеся ресурсы школы и системы образования в интересах сохранения и укрепления здоровья школьников.
Основные понятия, используемые в комплексной программе
«Сохраним своё здоровье»
3доровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В. П. Казначеев).
В рамках предлагаемой программы здоровье рассматривается и в более широком контексте, в соответствии с классификацией ВОЗ. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
3доровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
Культура здорового образа жuзни лuчносmu - это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентаций, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье (Г.М.Соловьев).
Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья учеников, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития.
В данной программе здоровье рассматривается как важнейший резерв жизни, жизнеспособности человека - целостного существа, представляющего единство его физиолого-биологических, социальных, психических и духовно-нравственных основ. Все эти резервы формируются и развиваются в процессе всех видов деятельности людей, в том числе в обучении и воспитании. Тем самым, здоровье, а также здоровьесберегающие технологии пpaвомepнo рассматриваются и как педагогическая проблема.
Образовательно-педагогический аспект здоровьесберегающих технологий
Сущность образовательно-педагогическою аспекта проявляется в целом комплексе проблем и противоречий, которые существуют в современной школе и обусловлены рядом типичных факторов, негативно отражающихся на здоровье учащихся. К ним относятся:
- значительные информационные перегрузки детей, обусловленные содержанием базисного учебного плaна и образовательных программ;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная подготовка педагогов в вопросах pазвития и охраны здоровья детей;
- отсутствие научно-целостного многогранного, многоаспектного, многофакторного, многофункционального представления о культуре здорового образа жизни личности и технологии ее формирования как сложной образовательно-воспитательной системе;
- отсутствие преемственности во взаимодействии учреждений общего и дополнительного образования в вопросах оздоровления детей;
- отсутствие системы внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс и разработки на междисциплинарной основе;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- снижение жизненного уровня в семьях, не позволяющее в целом ряде случаев обеспечить детей необходимыми материальными и духовными условиями для нормальной учебы и развития личности.
С yчетoм вышеизложенного, цель комплексной программы «Сохраним своё здоровье» - разработать концептуальные подходы и направления реализации здоровьесберегающих технологий в школе как целостной социально-педагогической системы, направленной на улучшение качества здоровья детей, духовно-нравственное возвышение смысла здорового образа жизни и культуры личности в данной области.
В логике достижения цели программы предлагается решить следующие теоретико-практические задачи.
- Разработать и осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оздоровления детей, охране и укреплению здоровья школьников;
- Построить взаимодействие школы с поселковым фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) по вопросам детского здоровья;
- Укрепить материально-техническую базу по физической культуре;
- Создать оптимальные условия для обучения и воспитания детей и подростков с нарушением здоровья и ограниченными возможностями с учетом личностных особенностей и адаптивной среды;
- Создать комплексную систему содействия физическому, психосоциальному и духовному развитию, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений здоровья дeтей, подростков, молодежи;
- Создать систему и условия психолого-медико-педагогической социальной помощи детям.
- Создать систему профилактики нарушений здоровья детей и снижения детской инвалидности.
- Усовершенствовать и расширить систему подготовки и переподготовки кадров по вопросам комплексного оздоровления детей;
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, туризма, краеведения;
- Сформировать у родителей, учителей, детей мотивационно-ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Принципы разработки и реализации программы
- Принцип целостного подхода к личности.
- Принцип признания уникальности личности, жизни и здоровья ребенка.
- Принцип научности.
- Принцип взаимосвязи культурологического природосообразного в развитии и воспитании.
- Принцип комплексного системного воздействия на здоровье.
- Принцип развивающей направленности деятельности, обеспечивающий повышение резервных адаптационных возможностей организма детей средствами естественного оздоровления и физической культуры, а также интеллектуального и духовно-нравственного потенциала личности ребенка.
Концепция программы основывается на следующих положениях:
- Фундаментальными основами всестороннего гармоничного развития ребенка и его полноценной самореализации в жизни являются образование и здоровье.
- Обеспечение здоровья детей необходимо рассматривать в контексте проблем питания, физической активности, предупреждения факторов риска (алкоголь, наркомания, курение, пр.), с учетом экологической составляющей.
- Вся работа по сохранения и формированию психофизического здоровья детей в учебном процессе, повседневной жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности должна носить комплексный превентивный характер на основе объективной оценки и прогноза состояния здоровья и факторов, влияющих на него.
- Сохранение психофизического здоровья современных детей, подростков, молодежи невозможно без формирования их нравственного здоровья.
- Перспективной и конечной целью данной программы является направленность на развитие и совершенствование резервных возможностей каждого ребенка, формирование умений управлять своим здоровьем.
Условия и основные направления обеспечения реализации программы
Воспитание в целом рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития личности, на оказание помощи в подрастающим поколениям в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; на создание условия для самоопределения личности. Соответственно, комплексная программа «Сохраним своё здоровье» рассматривается как одно из средств в решении общих стратегических задач повышения уровня и качества здоровья людей.
Эффективность разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования здорового образа жизни зависит от выполнения ряда условий. К ним относятся:
- обеспечение комплексного подхода к решению проблемы здоровья детей, состояния полного телесного благополучия;
- формирование критериев и подходов к управлению здоровьем человека на основе качественных и количественных оценок адаптационных возможностей человека;
- обеспечение превентивного (предупредительного, предохранительного) психолого-педагогического и социального воздействия на ребенка, недопущение снижения уровня его здоровья на грань с болезнью;
- организация педагогического процесса в соответствии с современными представлениями о здоровье человека, оптимизации (оздоровлении) его образа жизни, с учетом состояния здоровья
Оценка результатов реализации направления «Сохраним своё здоровье»
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Рост числа учащихся, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную деятельность | 70% | 90% | 95% | 100% | 100% | 100% |
Уменьшение количества дней, пропущенных учащимися по болезни | 2% | 5% | 7% | 7% | 7% | 5% |
Увеличение количества кружков спортивно-оздоровительной направленности, в том числе туристических | 5% | 8% | 10% | 12% | 15% | 20% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Береги своё здоровье».
Цели: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни;2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;3. Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;4....
План-конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса "Формирование ответственности за своё здоровье".
Организация условий для осознания личной ответственности каждого учащегося за своё здоровье....
Презентация к уроку здоровья "Своё здоровье ты строишь сам"
Иллюстративные материалы к одноимённому уроку здоровья....
Коррекционно-развивающее занятие "Сохраним своё здоровье сами"
Цель: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося; воспитание потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;Пов...
Ты в ответе за своё здоровье
Цель: формирование понятия ценности своего здоровья, разъяснять необходимость закаливания.Задачи: расширить знания обучающихся о здоровье человека, мерах по сохранению и укреплению здоровья;развивать ...
Внеклассное мероприятие "Береги своё здоровье"
Внеклассное мероприятие "Береги своё здоровье" ориентировано на учеников 5-6 классов. Цель мероприятия: охрана жизни и здоровья учащихся, создание необходимых условий для развития и воспитания у...
программа по внеурочной деятельности " Сотвори своё здоровье"
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...