Комплексная программа "Сохраним своё здоровье"
рабочая программа по физкультуре на тему

Бобрешова Валентина Сергеевна

Комплексная программа "Сохраним своё здоровье" - одно из направлений Перспективной программы МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского на 2014-2019 годы. Целью программы является снижение роста заболеваемости школьников посредством укрепления и сохранения здоровья в процессе учебной и внеурочной деятельности, формирование у детей потребности быть здоровыми, а также устойчивого интереса к физической культуре и спорту; установки на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий. В данной программе рассматриваются основные задачи и план реализации самой программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 пос. Приэтокского»

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №14

пос. Приэтокского

__________ Е.В.Покровская

Комплексная программа

«Сохраним своё здоровье»

Направление «Здоровье»

Перспективной программы

МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского

на 2014-2019 годы

Актуальность направления «Здоровье»

Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера ( к освоению будущей профессии, к учебе в школе, к занятиям любимым делом).

Цель программы: снижение роста заболеваемости школьников посредством укрепления и сохранения здоровья в процессе учебной и внеурочной деятельности, формирование у детей потребности быть здоровыми, а также устойчивого интереса к физической культуре и спорту; установки на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий.

Задачи программы:

  сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

  научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

План реализации  направления  «Здоровье»

№ п/п

Основные направления деятельности/мероприятия

Сроки

Ответственность

Ожидаемые результаты

ННШ

«Разработка и реализация мероприятий по улучшению здоровья школьников с учетом применения к каждому ученику индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения»

5.1.

Разработка комплексной программы "Сохраним своё здоровье" (по ступеням обучения)

2014

директор, заместитель

Формирование ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; сохранение показателей состояния здоровья школьников и педагогов

5.2.

Организация индивидуального мониторинга состояния здоровья учащихся (в т.ч. и психологического)

в течение всего периода

зам. директора по УВР,  медработник

Обновление образовательных программ, предполагающих практику индивидуального обучения, изучения предметов по выбору, общего снижения аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий

5.3.

Внедрение технологий и методик здоровьесберегаю-щего обучения

2014-2016

зам. директора по УВР, руководители ШМО

Обеспечение формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, организация просветительно-воспитательной работы, в том числе по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.

5.4.

Организация постоянно действующего лектория "За здоровый образ жизни" в т.ч. в дистанционной форме (школьные газета, сайт)

в течение всего периода

зам. директора по УВР, социальный педагог, медработник

5.5.

Организация систематических медосмотров учащихся

в течение всего периода

директор, медработник

Проведение профилактического обслуживания обучающихся и сотрудников

5.6.

Обеспечение учащихся сбалансированным горячим питанием. Витаминизация питания.

в течение всего периода

директор, повар

5.7.

Реконструкция, оснащение и эстетическое оформление помещений школьной столовой

2014-2015

директор

5.8.

Организация групп лечебной физкультуры

2016

зам. директора по УВР

Индивидуализация работы с обучающимися, имеющими заболевания. Развитие новых форм получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования.

5.9.

Организация социально-педагогической помощи

2014

Социальные педагоги

5.10.

Работа спортивных секций по направлениям, соревнования, массовые мероприятия, акции, дни здоровья и др.)

в течение всего периода

Учитель физкультуры, зам. директора по УВР

Увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, участвующих в акциях, соревнованиях, спартакиадах. Вовлечение семей обучающихся в совместные мероприятия. Развитие ученического самоуправления.

5.11.

Организация летних оздоровительных площадок на базе школы

ежегодно в летний период

зам. директора по УВР

Оздоровление и организация активного организованного отдыха обучающихся

5.12.

Комплектование кабинетов спортивным и игровым оборудованием для проведения динамических пауз

2014

директор

Организация мест активного отдыха между учебными занятиями

5.13.

Проведение вакцинации школьников и педработников

ежегодно

директор, медработник

Комфортные и безопасные условия обучения

5.14.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм в образовательном процессе

в течение всего периода

директор

Общая характеристика комплексной программы

«Сохраним своё здоровье»

        В данной программе здоровье школьников рассматривается как комплексный интегральный показатель, выражающий состояние экологических, социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения. Тем самым состояние здоровья определяется как показатель зрелости, благополучия и гармонии общества и государства, их способности объединенными усилиями и средствами обеспечить социальную безопасность и социальное развитие, достойную жизнь человека и семьи, трудоспособность и способность к воспроизводству здоровых поколений.

        Снижение показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков способно критически ухудшить здоровье школьников. Уже сейчас прослеживается рост различного рода заболеваний среди обучающихся образовательных организаций. Отмечается тенденция к росту болезней нервной системы и органов чувств, органов дыхания и травм, нарушение обмена веществ. Дети сегодня становятся менее защищенными от наркотических и психотропных веществ, курения, алкоголизма и средств массовой информации (СМИ), пропагандирующих культ насилия и жестокости, мотивацию на «легкую жизнь» любой ценой. Это, в свою очередь, является одной из причин роста подростковой преступности, которая по характеру становится все более жестокой.

        Отсюда видно: общество, семья и вместе с ними образование должны принять мобилизационные меры по спасению здоровья детей, представляющих в своей сущности будущее государства, его демографические, трудовые и интеллектуальные ресурсы.

        Предлагаемая комплексная программа – мера такого плана. Разработка и внедрение положений и основных направлений деятельности программы позволят реализовать имеющиеся ресурсы школы и системы образования в интересах сохранения и укрепления здоровья школьников.

Основные понятия, используемые в комплексной программе

«Сохраним своё здоровье»

3доровье  - «динамическое состояние  (процесс)  сохранения и развития  биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной  активности при максимальной  продолжительности  жизни»  (академик  В.  П. Казначеев).

            В рамках  предлагаемой     программы    здоровье  рассматривается  и в более  широком контексте, в соответствии с классификацией ВОЗ. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного  и социального благополучия, а не только  отсутствие  заболеваний  и дефектов  развития.

             Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах  общественной жизни.

            3доровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной  жизнедеятельности людей, обеспечивающих  их  действенное развитие,  работоспособность  и активное  долголетие.

            Культура здорового образа жuзни лuчносmu  - это социально детерминированная  область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное,  динамическое ее состояние,  характеризующееся  определенным  уровнем  знаний  и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентаций, физической  культуры,  приобретенных  в результате  воспитания  и самовоспитания и интегрированных в практической  жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье  (Г.М.Соловьев).

            Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа  жизни человека  и социума.

            Здоровьесберегающие  технологии  в образовании  - способ  организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации    образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья  учеников,  особенностей   их возрастного,  психофизического,  духовно-нравственного        состояния  и развития.

            В данной программе здоровье рассматривается как важнейший резерв жизни,  жизнеспособности человека  -  целостного существа, представляющего единство его физиолого-биологических, социальных, психических и духовно-нравственных основ. Все эти резервы формируются и развиваются  в процессе  всех видов деятельности людей, в том числе в обучении  и воспитании. Тем самым,  здоровье, а также здоровьесберегающие технологии  пpaвомepнo  рассматриваются и как педагогическая    проблема.

Образовательно-педагогический аспект здоровьесберегающих технологий

Сущность образовательно-педагогическою аспекта проявляется в целом комплексе     проблем и противоречий, которые существуют в современной школе и обусловлены рядом типичных  факторов, негативно отражающихся на здоровье  учащихся. К ним относятся:  

     - значительные информационные перегрузки детей, обусловленные содержанием    базисного  учебного плaна  и образовательных программ;

     - несоблюдение    элементарных  физиолого-гигиенических требований к организации  учебного  процесса;

     - недостаточная   подготовка  педагогов  в вопросах pазвития  и охраны здоровья детей;

     -  отсутствие  научно-целостного многогранного,  многоаспектного, многофакторного,        многофункционального представления о культуре здорового образа жизни личности и технологии  ее формирования как сложной образовательно-воспитательной системе;

     - отсутствие преемственности во взаимодействии учреждений общего и дополнительного      образования  в вопросах оздоровления детей;

     - отсутствие  системы внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс и разработки  на междисциплинарной основе;

     - недостатки в существующей системе физического воспитания;

     - снижение жизненного уровня в семьях, не позволяющее в целом ряде случаев  обеспечить  детей необходимыми материальными и духовными условиями для нормальной учебы и развития  личности.

             С yчетoм вышеизложенного,  цель  комплексной программы «Сохраним своё здоровье»      - разработать концептуальные подходы и направления реализации здоровьесберегающих технологий в школе как целостной социально-педагогической системы, направленной на улучшение  качества здоровья  детей,  духовно-нравственное возвышение смысла здорового  образа жизни и культуры личности в данной области.

            В логике достижения цели программы предлагается решить следующие теоретико-практические задачи.

-  Разработать  и осуществить  комплекс  мер по совершенствованию системы оздоровления     детей, охране  и укреплению  здоровья  школьников;

- Построить взаимодействие школы с поселковым фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) по вопросам  детского здоровья;

-  Укрепить материально-техническую базу по физической культуре;

-  Создать оптимальные условия для обучения и воспитания детей и подростков с нарушением здоровья и ограниченными возможностями с учетом  личностных  особенностей  и адаптивной среды;

-  Создать комплексную систему содействия физическому, психосоциальному и духовному   развитию, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений здоровья дeтей,  подростков,  молодежи;    

- Создать систему  и условия  психолого-медико-педагогической социальной  помощи  детям.

- Создать систему профилактики нарушений здоровья детей и снижения детской  инвалидности.

- Усовершенствовать и расширить систему подготовки и переподготовки  кадров по вопросам  комплексного оздоровления  детей;

- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, туризма, краеведения;

- Сформировать у родителей, учителей, детей мотивационно-ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Принципы разработки и реализации программы

  1. Принцип целостного подхода к личности.
  2. Принцип признания уникальности личности, жизни и здоровья ребенка.
  3. Принцип научности.
  4. Принцип взаимосвязи культурологического природосообразного в развитии и воспитании.
  5. Принцип комплексного системного воздействия на здоровье.
  6. Принцип развивающей направленности деятельности, обеспечивающий повышение резервных адаптационных возможностей организма детей средствами естественного оздоровления и физической культуры, а также интеллектуального и духовно-нравственного потенциала личности ребенка.

Концепция программы основывается на следующих положениях:

- Фундаментальными основами всестороннего гармоничного развития ребенка и его полноценной самореализации в жизни являются образование и здоровье.

- Обеспечение здоровья детей необходимо рассматривать в контексте проблем питания, физической активности, предупреждения факторов риска (алкоголь, наркомания, курение, пр.), с учетом экологической составляющей.

- Вся работа по сохранения и формированию психофизического здоровья детей в учебном процессе, повседневной жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности должна носить комплексный превентивный характер на основе объективной оценки и прогноза состояния здоровья и факторов, влияющих на него.

- Сохранение психофизического здоровья современных детей, подростков, молодежи невозможно без формирования их нравственного здоровья.

- Перспективной и конечной целью данной программы является направленность на развитие и совершенствование  резервных возможностей каждого ребенка, формирование умений управлять своим здоровьем.

Условия и основные направления обеспечения реализации программы

        Воспитание в целом рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития личности, на оказание помощи в подрастающим поколениям в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; на создание условия для самоопределения личности. Соответственно, комплексная программа «Сохраним своё здоровье» рассматривается как одно из средств в решении общих стратегических задач повышения уровня и качества здоровья людей.

        Эффективность разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования здорового образа жизни зависит от выполнения ряда условий. К ним относятся:

- обеспечение комплексного подхода к решению проблемы здоровья детей, состояния полного телесного благополучия;

- формирование критериев и подходов к управлению здоровьем человека на основе качественных и количественных оценок адаптационных возможностей человека;

- обеспечение превентивного (предупредительного, предохранительного) психолого-педагогического и социального воздействия на ребенка, недопущение снижения уровня его здоровья на грань с болезнью;

- организация педагогического процесса в соответствии с современными представлениями о здоровье человека, оптимизации (оздоровлении) его образа жизни, с учетом состояния здоровья

        

Оценка результатов реализации направления «Сохраним своё здоровье»

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Рост числа учащихся, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную деятельность

70%

90%

95%

100%

100%

100%

Уменьшение количества дней, пропущенных учащимися по болезни

2%

5%

7%

7%

7%

5%

Увеличение количества кружков спортивно-оздоровительной направленности, в том числе туристических

5%

8%

10%

12%

15%

20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Береги своё здоровье».

Цели: 1.  Пропагандировать здоровый образ жизни;2.  Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;3.  Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;4....

План-конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса "Формирование ответственности за своё здоровье".

Организация условий для осознания личной ответственности каждого учащегося за своё здоровье....

Презентация к уроку здоровья "Своё здоровье ты строишь сам"

Иллюстративные материалы к одноимённому уроку здоровья....

Коррекционно-развивающее занятие "Сохраним своё здоровье сами"

Цель: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося; воспитание потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;Пов...

Ты в ответе за своё здоровье

Цель: формирование понятия ценности своего здоровья, разъяснять необходимость закаливания.Задачи: расширить знания обучающихся о здоровье человека, мерах по сохранению и укреплению здоровья;развивать ...

Внеклассное мероприятие "Береги своё здоровье"

Внеклассное мероприятие "Береги своё здоровье" ориентировано на учеников 5-6 классов.  Цель мероприятия: охрана жизни и здоровья учащихся, создание необходимых условий для развития и воспитания у...

программа по внеурочной деятельности " Сотвори своё здоровье"

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...