Формирование осанки у младших школьников
план-конспект урока (физкультура и спорт) по теме

Катерина Сергеевна Коршунова

Внимание младших школьников на осанку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

введение  

Глава 1. Теоретический обзор исследуемой проблемы.

1.1 Факторы влияющие на формирование осанки человека.              

      Характеристика осанки детей школьного возраста.

1.2 Влияние физических упражнений на организм человека и

      формирование осанки школьника.

1.3 Использование методов оздоровительной физической культуры для

       коррекции осанки школьников.

Глава 2. Цель, задачи и методы исследования.        \

Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение.

   1.        Влияние физических упражнений на организм человека.

1.2.        Характеристика методов ЛФК.

1.3.        Медико-социальный анализ

1.4.        Оценка физического развития.

1.5.        Факторы, влияющие на формирование осанки.

1.6.        Отклонения в структуре осанки.

1.7.        Двигательный режим для детей с нарушениями осанки.

2.        Практическая часть.

Приложения.

Список используемой литературы.

3

4

4

7

9

10

16

25

28

30


ВВЕДЕНИЕ.

Значение физкультуры в жизни человека возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту.

Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе при помощи физических упражнений.

Необходимо повысить уровень знаний людей о здоровом образе жизни, приблизить занятия физкультурой и спортом к месту жительства, сделать более доступными для населения спортивные товары и научно-популярную литературу о сохранении и укреплении здоровья при помощи физических упражнений и закаливания.

Важной задачей  и неотъемлемой частью физического воспитания является научный подход к организации занятий.


Глава 1 теоретический обзор исследуемой проблемы

1.1.  Влияние физических упражнений на организм человека.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы.

При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло. На что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При  движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют – ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям человека.

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными, наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38 0С во время физических напряжений.

Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.

Всякое заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими (“строительными”) материалами, что ускоряет выздоровление.

При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма.

Существует теснейшая связь между деятельностью мышц и внутренних органов. Ученые установили, что это объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.

При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр.

При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

1.2.  Характеристика методов ЛФК.

ЛФК – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Действующим фактором ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, т.к. в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму – функция движения.

ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма,  в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного.

Физические упражнения являются основным средством ЛФК. С лечебной целью используют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и аппаратах (тренажерах, идеомоторные упражнения и т.д.)

Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, числа повторений и вовлечения в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнения – диафрагмальные, грудные и пр.)

Одной из характерных особенностей ЛФК является ее дозирование. В ЛФК различают тренировку общую и специальную.

Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма больного, при ее проведении используют все виды организации физических упражнений.

Специальная тренировка направлена на восстановление нарушенных функций, в результате травмы или заболевания, при этом используют виды упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на травмированный участок или функциональную систему.

При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки:

  • индивидуализация (учет возраста, пола пациента, характера течения заболевания);
  • системность (подбор упражнений и последовательность их применения);
  • регулярность (ежедневно);
  • длительность;
  • постепенное нарастание физической нагрузки в процессе курсового лечения.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические, ОРУ и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах, спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.

Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки.

Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены).

Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брасом и др. включают корригирующие упражнения в сочетании с ОРУ и массажем.

1.3.  Медико-социальный анализ.

Материал государственного доклада “Положение детей в РФ (1994 г.)” свидетельствует о том, что уже в дошкольном возрасте 15 – 25 % детей имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте  7 – 14лет заболевания диагностируются 40 – 45 % детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси считаются здоровыми. За период школьного обучения усиливаются примерно в 2 раза миопия (заболевания органов зрения) и дефекты опорно-двигательного аппарата. Так к моменту окончания школы близорукость, нарушение осанки и стопы отмечаются у каждого 3-го ученика. В структуре патологической пораженности детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие болезни позвоночника).

Большая доля вины возлагается на систему образования, которая не отвечает требованиям гигиены, естественно - научным основам возрастной физиологии (сидячий образ жизни, замена парт с наклонной рабочей поверхностью, преобладание одномерной мебели.

Согласно статистике 85 % времени своего бодрствования школьник вынужден проводить сидя за столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю, компьютерные игры усугубили гиподинамию у подростков. 2 урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности.

Исследования А. А. Гужаловского, А. Г. Сухарева (1989 г.) показали, что спонтанная двигательная активность и организованные занятия физической культурой в школе не могут обеспечить суточный объем движений, необходимый нормально развивающемуся школьнику.                  Г. П. Сальникова (1998) считает, что урок физического воспитания компенсирует в среднем только 11 % необходимого суточного объема движений. Р. В. Силла пришел к выводу, что для сохранения здоровья и нормального развития девочек младшего школьного возраста достаточно 4 – 6 часов в неделю интенсивной физической нагрузки, а для мальчиков – того же возраста – 6 – 7 часов в неделю. По мнению исследователей, оптимальной нормой неорганизованной двигательной активности школьников является уровень – 176 минут в день.

1.4.  Оценка физического развития.

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические  факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения – антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр (соматоскопия).

При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Чтобы определить, есть ли у обследуемого нарушения осанки, его осматривают, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой (рис . 1).

Рис.1  Нормальная осанка (а) сколиоз (б)

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) – оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

Позвоночник – выполняет основную опорную и двигательную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника.

Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза.

При кругло вогнутой спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз.

При плосковогнутой – увеличен только поясничный лордоз.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную (рис. 2).

Рис.2   Виды осанки:  а – нормальная; б –сутуловатая; в – лордотическая;

г – кифотическая; д – выпрямленная (плоская)

Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы (прилож. 1) Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

  1. расположением  остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
  1. расположением наплечий на одном уровне;
  1. расположением обеих лопаток на одном уровне;
  1. равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
  1. правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном и до 2 см – в шейном).

При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки. Нередко занятия соответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.

При  определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при :

О-образной форме коленные суставы не касаются, при

Х-образной – одни коленный сустав заходит за другой.

Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре стопы опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография). Степень уплощения стопы рассчитывают по методу Штритер.

Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.

Форма грудной клетки, соответственно конституциональным типам, бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. Чаще грудная клетка бывает смешанной формы.

Нормостеническая форма грудной клетки характеризуется пропорциональностью соотношения между переднезадними и поперечными ее размерами, над- и подключичные пространства умеренно выражены, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены не резко. Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90 0С

Астеническая форма грудной клетки – достаточно плоская, потому что переднезадний размер уменьшен по отношению к поперечному. Над – и подключичные пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. Край Х ребра свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный угол острый – меньше 90 0С.

Гиперстеническая форма грудной клетки. Переднезадний диаметр ее более нормостенической, и поэтому поперечный разрез приближается к кругу. Межреберные  промежутки узкие, над- и подключичные пространства слабо выражены. Надчревный угол тупой – больше 90 0С.

Патологические формы грудной клетки развиваются под влиянием болезненных процессов в органах грудной полости или при деформации скелета. У физкультурников нередко встречается воронкообразная грудная клетка, рахитическая, ладьевидная и др.

На форму грудной клетки могут влиять также различные виды искривления позвоночника. Так, кифозное искривление позвоночника нередко сочетается с одновременным сколиозом и носит название кифосколиоза, а грудная клетка кифосколиотической.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его чистоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и др. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Конституция – это особенности телосложения человека. М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции: гиперстенический, астенический и нормостенический (рис.3).

Автор учитывает как морфологические, так и функциональные особенности индивидуума.

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.

Нормостенический тип телосложения характеризуется пропорциональным телосложением.

Замечена зависимость конституционального типа человека и подверженного его тем или иным заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта, у гиперстеников – болезнь обмена веществ, печени, гипертоническая болезнь и др.

Следует заметить, что четко выраженные типы телосложения у спортсменов встречаются редко. Чаще бывают различные комбинированные формы с преобладанием признаков того или иного типа телосложения. Однако существуют характерные типы телосложения для отдельных видов спорта. Так, баскетболисты – высокорослые; тяжелоатлеты, метатели – массивные; в спортивной гимнастике преобладают низкорослые и т.д.

Антропометрия (соматометрия)

Уровень физического развития определяют совокупность методов, основных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения “активных” и “пассивных” тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и других показателей состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.


1.5.  Факторы, влияющие на формирование осанки.

Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствует росту и пропорциям тела ребенка (прилож. 2). Поэтому нужно регулярно проводить с детьми физические упражнения. Подвижные игры – все это укрепляет здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Нельзя допускать того, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или легкой прогибающейся под тяжестью их тела кровати.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста (прилож. 3) и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает  неблагоприятные условия  для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий), если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8 – 9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдайте за  детьми, постоянно напоминайте им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу.

1.6.  Отклонения в структуре осанки.

Необходимо различать три степени нарушения осанки. При нарушении только первой степени нарушается лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастической мышечной системы.

При второй же степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при дополнительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством медиков.

Третья степень нарушения осанки характеризуется изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются. Нормальной и правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводками стоп (прилож. 4). Взрослые люди, дети с хорошей осанкой отличаются стройностью, голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие. Признаками неправильной осанки служат: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, т.е. боковое искривление позвоночника (прилож. 5).

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены к тому, что живот несколько  выпучен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц  наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, от чего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д.

Самостоятельной группой идут заболевания – сколиозы (боковые искривления позвоночного столба):

  1. степень сколиоза – характеризуется простой дугой искривления позвоночного столба, напоминающей букву “С”. Эти деформации не стойкие.
  1. степень сколиоз – угол сколиотической дуги от 11 до 30 градусов вследствие чего позвоночник принимает форму латинской буквы S, сопровождается асимметрией лопаток и ключиц. Больные 2 степенью сколиоза должны наблюдаться врачом.
  1. степень сколиоза – сколиотическая дуга больше 30 градусов вследствие чего позвоночник имеет не менее двух дуг искривления. Все изменения носят стойкий характер.

Нарушения осанки бывают двух типов.

  1. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном лордозе и грудном кифозе (плосковогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов (кругло-вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость).
  1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистые отростки позвоночника как бы образуют букву “С” (рис. 4).

Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часты нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно дифференцировать от сколиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки, или наоборот – сколиоз 1 степени относят к нарушению осанки. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и появление мышечного валика в поясничной области (симптомы Чаклина).

Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходимо показать ребенка врачу-ортопеду, который сможет поставить точный диагноз с помощью рентгенологического обследования.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.

Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измерив “треугольник” на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 1) 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) – нижний угол лопатки (расстояние А); 2) 7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки (расстояние В); 3) расстояние между нижними углами лопаток (С). При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2 – 3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки (“крыловидные лопатки”, кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний Аи В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:

ширина плеч (см)

_______________ Х 100 %.

плечевая дуга (см)

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 %   и ниже – сутулость, от 90 до 100 %  – нормальная осанка. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушение осанки и сколиоз.

Выделяют следующие изменения в позвоночнике: нарушение осанки (функциональные изменения, то есть мышечный дисбаланс); сколиоз (структурные изменения в позвонках, межпозвоночных дисках, связочном аппарате и др.)

Привычное положение тела стоящего человека называется осанкой. Нормальная осанка предусматривает гармоничное строение тела, симметрию отдельных его частей, что является важным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.

Наиболее часто встречаются искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть сколиоз, который нередко сочетается с искривлением в сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдается левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Сколиозы разделяются по форме и степени проявления деформации. По форме различают сколиоз частичный и тотальный, а также S-образный (двойной), тройной и односторонний. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке. Типично боковое искривление позвоночника влево или вправо от его средней линии, причем наибольший изгиб обычно соответствует 9 – 10 грудному позвонкам.

Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. По стадии изменения позвоночника выделяют четыре степени сколиоза:

  1. степень – незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заметна асимметрия мышц;
  1. степень – отчетливо заметно боковое искривление позвоночника, намечается реберный горб;
  1. степень – сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб высотой до 3 см, отклонение корпуса в сторону основной дуги;
  1. резко выраженный фиксированный кифосколиоз. значительное отклонение корпуса в сторону, сильно выраженный реберный горб сзади.

По своему течению  сколиозы могут быть не прогрессирующие, медленно прогрессирующие и быстропрогрессирующие. Определение степени сколиоза позволяет разработать наиболее рациональную систему лечения и профилактики. Чем младше заболевший ребенок, тем тяжелее прогноз: сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет. При прогрессировании сколиоза происходят изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, страдает физическое развитие

.

1.7.  Двигательный режим  для детей с нарушениями осанки.

Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают “симметричные”  и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку. “Симметричные” нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем “брасс” и на спин, гребля; смешанные нагрузки – волейбол, баскетбол, футбол,  художественная гимнастика и др. Регулярные занятия перечисленными видами спорта способствуют гармоничному физическому развитию, на фоне общефизической подготовки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Совершенно очевидно, что российский школьник сегодня – не самый здоровый ребенок в мире. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 3-4 раза возрастает заболеваемость опорно-двигательного аппарата. Почему это происходит?

  1. На ухудшение здоровья школьников серьезно влияют внутришкольные факторы: загрязнение воздуха, недостаточная освещенность, несоответствие мебели, оборудования, компьютерной техники, учебников, одежды гигиеническим нормам.
  1. Негативную роль играют учебные перегрузки, гиподинамия.
  1. Недостаточная работа по профилактике и коррекции дефектов опорно-двигательной системы.

Поэтому выбрав тему курсовой работы я на педагогической практике, используя полученные знания по врачебному контролю, я провела соматометрию и антропометрию среди учащихся четвертых классов. Исследования показали, что 40% учащихся имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате. Поэтому при планировании уроков я большое внимание уделяла включению в число общеразвивающих упражнений в подготовительной части урока коррегирующих упражнений на позвоночник и стопу. Проводила воспитатательные беседы о необходимости занятий физическими упражнениями, о их влиянии на осанку.

Ниже приведены комплексы упражнений направленные  на коррекцию осанки при различных её нарушениях.

шагом.

 УПРАЖНЕНИЯ У СТЕНЫ.

Попросите ребенка стать спиной к стене (без плинтуса!) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб долж на плотно проходить его ладонь.

Пусть ребенок, не меняя этого положения:

  • сделает несколько ша гов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;
  • присядет с прямой спи ной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повто рит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исход ное положение;
  • стоя у стены, поднима ет руки вперед, вверх, в стороны;
  • поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполнен ный солью или песком.

Стоя у стены, мешочек на голове:

  • пройти до противопо ложной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;
  • отойдя от стены, но, сохраняя правильное поло жение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исход ное положение;
  • стать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз (рису нок 2).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ.

Они помогают вы работать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

  • стать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;
  • положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове.
  • то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.

УПРАЖНЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ МЫШЦЫ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА.

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

Стать прямо, ноги врозь:

  • положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;
  • сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

  • наклониться вправо и влево;
  • повернуться в одну, затем в другую сторону;
  • перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред Достаточно включать в комплекс ут ренней гимнастики или физ культминутку по одному уп ражнению из каждой группы.

Число повторений упраж нений для школьников 7 – 9 лет поначалу не должно пре вышать 6 – 8 раз, 10 – 14 лет – 8 – 10 раз. Подросток старше 14 лет может трени роваться до появления чув ства усталости. Постепенно нагрузка увеличивается за счет повторения каждого уп ражнения по 20 – 30 раз.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ БОКОВОГО ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА (7 – 8 ЛЕТ)  (прилож. 6) 

  1. И. п. основная стойка. Принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его (рис. 1).
  1.  Ходьба с правильной осанкой (1 мин) (рис. 2).
  1. Ходьба с высоко поднятыми руками (30 – 40 с) (рис. 3).
  1. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 – 40 с) (рис. 4).
  1. Ходьба на наружных краях стопы, с согнутыми паль цами на носках, легкий бег на носках (рис. 5,6,7,8).
  1. И. п. стоя ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая – на животе. Дыхательные упражнения (3 – 4 раза) (рис. 9).
  1. И. п. стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движение боксера (6 – 8 раз) (рис. 10).
  1. И. п. стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позво ночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища (б – 8 раз) (рис. 11).
  1. И. п. стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и вытянув руки перед собой. Вернуться в и. п. (6 – 8 раз) (рис. 13).
  1. И. п. стоя ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу (рис. 12).
  1. Дыхательное упражнение. Поднять руки вверх, потя нуться, глубоко вздохнуть, опустить руки – выдох (рис. 14).
  1. И. п. ноги на ширине плеч, в опущенных руках гим настическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох (рис. 15).
  1. И. п. – основная стойка, кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх (рис. 16).
  1. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались. Вернуться в и.п. (6 – 8 раз).
  1. И.п. лежа на спине, руки под головой. приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. вернуться в и.п.    (8 – 10 раз).
  1. И.п. лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнить дыхательные упражнения  (3 – 4 раза).

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СУТУЛОЙ СПИНЕ  (КИФОТИЧЕСКОЙ ОСАНКЕ) (прилож. 7). 

  1. Свободная ходьба (20 –30 мин.) с выпрямленной спи ной, несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Под бородок поднять. Контроль с помощью зеркала.
  1. И. п. стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновре менно отставить ногу назад на носок – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3 раза каждой ногой.
  1. И. п. стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприсесть, одновременно поднимая руки вперед, вер нуться в и. п. Повторить 4 – 5 раз.
  1. И. п. стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх, вернуться в и. п. Повторить 5 – 6 раз. Дыхание произвольное.
  1. И. п. стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.
  1. И. п. лежа на спине, руки вдоль тела, ноги полусогну ты. Приподнять таз до положения “полумост” – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить  5 – 6 раз.
  1. И. п. лежа на спине, руки согнуты в локтевых суста вах. Прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе) с опорой на локти – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 4 раза.
  1. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суста вах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.
  1. И. п. лежа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.
  1. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, гимнастическая палка на лопатках. Прогнуться всем корпусом, вернуться в и. п. Повторить 5 – 6 раз. Дыха ние произвольное (рис. а).
  1. И. п. лежа на животе, в руках гантели. Слегка вытя нув шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в сторо ны, сблизить лопатки и приподнять выпрямленные ноги, вер нуться в и. п. и расслабить мышцы. Повторить 6 – 8 раз. Уп ражнение выполнять с большим напряжением, голову дер жать прямо, не откидывая назад. Дыхание не задерживать (рис.  в).
  1. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суста вах, в руках гантели, ноги вместе. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки, приподнять от пола прямые ноги, затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе, вернуться в и. п. Повторить 6 – 8 раз (рис. г).
  1. И. п. лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упоре на предплечьях. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки. Затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе позво ночника. Вернуться в и. п. Повторить 6 – 8 раз. При доста точной тренированности упражнение выполнять с гантеля ми. Следить за правильным дыханием.
  1. И. п. лежа на спине, руки с гантелями разведены в стороны, ноги вместе. Поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 15 – 20 раз. Следить, чтобы при выполнении упражнения пятки не касались пола, голени были параллельны полу.
  1. И. п. стоя на четвереньках. Попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в и. п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки – выдох. Повторить 2 – 3 раза каждой рукой.
  1. И. п. стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продви нуть корпус вперед, локти выпрямить, возвратиться в и. п. (“подлезание”). Повторить 3 – 4 раза. Дыхание произволь ное (рис. 6).
  1. И. п. стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за планку на уровне пояса. Наклониться вперед с прогибанием в грудном отделе – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
  1. И. п. стоя на 4-й планке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч. Глубоко присесть, выпрямляя руки. Повторить 3 – 4 раза. Дыхание произвольное.
  1. И. п. стоя прямо, спиной к гимнастической стенке (касаясь ее затылком, лопаточной областью и тазом). Шагнуть вперед, стремясь сохранить правильное положение корпуса, вернуться в и. п. Повторить 2 – 3 раза.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ  И  ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА

  1. 1 . И. п. – о. с. Проверка осанки, стоя у стены, 2 – 3 раза
  1. Ходьба по кругу с правильной осанкой в течение 1 мин.
  1. Ходьба с высоко поднятыми руками, немного сближая лопатки, в течение 30 – 40  сек.
  1. Ходьба на носках с разведенными руками, немного сближая лопатки, в течение 30 – 40 сек,
  1. Ходьба на пятках, с согнутыми пальцами стопы в течение 20 – 30  сек.
  1. Ходьба на носках , на прямых ногах в течение 20 – 30  сек.
  1. Ходьба на наружном крае стопы с согнутыми пальцами стоп в течение 20 – 30 сек.
  1. Быстрый шаг, переходящий в бег, замедление шага, спокойная ходьба по залу с дыхательными упражнениями в течение 2 – 3 мин.
  1. Ноги на ширине плеч,  стопы параллельны,     расслабиться.   Дыхательные упражнения 3 – 4 раза
  1. Стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны,   руки  согнуты, кисти в кулак сжаты. Поочередно выбрасывать вперед разогнутую руку – "бокс" 6 – 8 раз
  1. После упражнения расслабить мышцы рук 6 – 8  раз.
  1. Руки к плечам, плечи развернуты,   кисти   сжаты в кулаки. Поочередное выбрасывание прямых рук вверх..
  1. Стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вправо и влево 5 – 6  раз,
  1. Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Приседание 1 – руки вперед, присесть; 2 – и. п.  10 – 15  раз.
  1. Дыхательные упражнения 4 – 5  раз.
  1. Ноги на ширине плеч, в опущенных руках пажа. Поднять палку вверх с одновременным отведением прямой ноги назад – вдох, вернуться в  и. п.  – выдох 4 – 6 раз.
  1. И п. – о.с. кисти рук сжаты в кулак. Кисти рук поворачивать тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, подражая ввинчиванию двух буравов, головой тянуться вверх, вернуться в и. п. 4 – 6 раз.
  1. Лежа на спине, голова лежит ровно, плечи опущены, руки вдоль тела, ладони обращены вверх, ноги выпрямлены Одновременно сгибание и разгибание пальцев рук и ног 8 – 10 раз.
  1. Лежа на спине, руки за головой, локти прижаты к полу, ноги вместе. Одновременное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах 6 – 8 раз (медленно).
  1. Лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательные упражнения 4 – 5  раз. Следить за одновременным движением живота и груди.
  1. Лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Слегка потянуться головой вперед, одновременно выпрямить ноги, затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе, вернуться в и. п. "рыбка" 6 – 8 раз.
  1. Лежа на животе, поочередное поднимание прямых ног 4 – 6  раз,
  1. Лежа на спине, проделать дыхательное упражнение 3 – 4  раза
  1. Лежа на  спине дыхательные упражнения 4 – 5  раз.
  1. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони вниз,  лбом касаться пола, слегка потянуться головой вперед, прогнуться в грудном отделе, отвести плечи назад, сблизить локти, слегка приподнять прямые ноги, вернуться в и. п. и расслабить мышцы. Упражнение "железка" 4 – 6  раз голову держать прямо, не откидывать назад 4 – 6  раз (рис. 5).
  1. Лежа на спине, проделать дыхательные упражнения 3 – 4  раза
  1. Лежа на спине, руки за головой, ноги вместе. Поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах – "пистолетик" 6 – 8  раз.
  1. Лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться с упором на локти и пятки – "мостик" 3 – 4  раза
  1. Лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги выпрямлены, руки вытянуть вперед, немного приподнять прямые ноги, затем медленно развести прямые руки в стороны и одновременно развести прямые ноги, руки согнуть к плечам, ноги соединить вместе, вернуться в и п. 4 – 6  раз.
  1. Лежа на спине, дыхательные упражнения 4–6 раз.
  1. Лежа   на   спине,   ноги   выпрямлены,   руки   за   головой.    Поочередное приподнимание прямых ног 10 – 12  раз.
  1. Дыхательные упражнения  4 – 6 раз.
  1. Лежа на животе, в вытянутых руках медицинбол,   ноги на  ширине  плеч. Поднимание вытянутыми руками медицинбола 5 – 6 раз.
  1. Лежа дыхательные упражнения 3 – 4 раза
  1. Лежа на спине., согнуть правую руку в локтевом суставе и одновременно левую ноту в коленном и тазобедренном суставах, выпрямляя правую руку и левую ногу; одновременно сгибать левую руку и правую ногу. Имитация ходьбы лежа 10 – 12 раз.
  1. Дыхательные упражнения.
  1. Стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках мяч. Поднять мяч на вытянутых руках и бросить назад, руки через стороны опустить вниз 8 – 10 раз.
  1. Поднять мяч вверх, прогнуться и бросить его вперед, руки через стороны опустить вниз 6 – 8 раз.
  1. Стоя, в руках б/б мяч. Броски мяча в б/б кольцо 8 – 10 раз.
  1. Ходьба по залу в течение 2 – 3 мин. Энергично работать руками и высоко
  1. О.с. Поднять  руки вверх, через стороны, опустить вниз, выдох 4 – 5 раз.
  1. О.с. Проверка и закрепление  осанки 2 – 3 раза.
  1. Ходьба по залу с замедлением темпа в течение 1 – 2 мин.

Профилактика нарушений осанки

Нарушение осанки – наиболее часто встречающееся заболевание у школьников. Под осанкой понимают привычное положение тела во время покоя и движения, которое формируется в процессе роста, развития и воспитания. Правильная физиологическая осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными, естественными изгибами, симметричным расположением плеч, лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами, без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование систем, правильное расположение внутренних органов и положение центра тяжести.

Неправильная осанка (патологическая) формируется в результате комплекса причин:

  • избыточный вес;
  • гиподинамия;
  • гипокинезия, что приводит к мышечной гипотрофии и ослаблению суставно-связочного аппарата;
  • нерациональное питание;
  • недостаточность иммунной системы организма;
  • частые простудные заболевания;

Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку,  происходит постепенно и длительно.

Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках, слишком рано минуя стадию ползанья, начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку, малая двигательная активность в сочетании с избыточным весом усугубляет формирование патологической осанки.

С начала обучения в школе у детей увеличивается статическая нагрузка, которая необходима для поддержания рабочей позы. Привычка сидеть, горбясь, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вперед головой, с опущенными и сведенными вперед плечами, поэтому большое значение имеет оптимальный подбор школьной мебели, а главное обучение школьника правильной посадке. Доказано, что во время занятий целесообразна прямая посадка. С легким наклоном корпуса вперед. Расстояние до тетради равняется примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами. Плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола. Туловище отодвинуто от края стола на 5-6 см. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание их состояние здоровья. При ослаблении слуха, зрения даже рослых детей необходимо сажать ближе к доске. Один раз в учебный год детей необходимо пересаживать для того, чтобы исключить одностороннюю ориентацию головы и туловища.


                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стол и стул                Высота стола должна соответствовать высоте сиденья стула



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у младшего школьника с помощью игровых технологий.

Методическая разработка содержит два раздела: конспект урока для учащихся 1 класса и презентацию. В конспекте представлены игры и игровые задания, которые помогают решать поставленные задачи урок...

Упражнения с мячом для коррекции нарушений осанки у младших школьников

План-конспект урока для учащихся первых классов. Ведущий диагноз: нарушение осанки....

Средства и методы формирования правильной осанки у младших школьников на уроках физической культуры"

Данный материал содержит полезную информацию, которую можно использовать при проведении уроков. Также указаны средства и методы  для формирования  правильной осанки....

Статья: Формирование навыка правильной осанки у младших школьников

Актуальность профилактики нарушений осанки у младших школьников, формирование навыка правильной осанки....

Формирования осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры.

Работа в ключает в себя эффективные средства лечебной физической культуры в процессе формирования правильной осанки у школьников. в работе также представлен эксперимент доказывающий это на практике....

Профилактика нарушений осанки у младших школьников (1-4 кл.)

Здесь вы, уважаемые родители, можете найти материалы и памятки с упражнениями для профилактики распространенных нарушений у младших школьников...

Памятка по профилактике нарушений осанки у младших школьников (Медников Николай, Вилесов Алексей, Соколова Елена)

Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки: 1. Упражнения у стены. Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб...