Инновационный опыт: «Развитие двигательных качеств учащихся»
опыты и эксперименты по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Описание собственного педагогического опыта по проблеме
«Развитие двигательных качеств учащихся» учителя физической культуры Муниципального общеобразовательного учреждения "Мордовскопошатская средняя общеобразовательная школа имени В.В. Кирдяшкина» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
Цыбизовой Натальи Ивановны
Опыт формировался в условиях МОУ "Мордовскопошатская средняя общеобразовательная школа" в течение последних 6 лет с 2006 г. в 5 - 11 классах по физической культуре с использованием программ для общеобразовательных школ, спортивной тренировки в спортивных секциях.
В данной программе большое внимание уделено таким компонентам физической культуры:
- уровень здоровья (по тестам);
- умению выполнять программные упражнения (то, что называют техникой движений);
- уровень физической подготовленности; знания теоретических основ физической культуры.
Широко показано практическое применение игровой рационализации.
При формировании опыта автор опирался на теоретические и практические исследования отечественных педагогов, психологов отбирая те из них, которые соответствуют взглядам на приоритетные направления образования на современном этапе.
Большое внимание уделяется наглядной, практической информационной формами работы.
Актуальность и перспективность опыта
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. К сожалению, сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодёжи, оставляет желать лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна.
Уровень физической подготовленности молодежи не соответствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности.
В наши дни, во всех жизненных сферах произошли существенные изменения, связанные с использованием компьютера, увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, требующих от человека большого внимания, умения выполнять сложные и точные движения, быстро ориентироваться и переключатся от одних действий к другим.
Овладение сложнейшей бытовой техникой, осуществление двигательных операций во время армейской службы также требуют от человека прежде всего развития координационных способностей-умений точно управлять двигательными действиями, зачастую в условиях дефицита времени, сохранения статической устойчивости и работоспособности. Иначе говоря, увеличилось значение уровня координации – двигательных (психомоторных) способностей человека.
Наряду с этим, во многих современных профессиях требуется проявление таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, а так же концентрация и распределение внимания, оперативная память и мышление, скорость приема и переработки информации, развитие волевых качеств. Не зря многие рассматривают спортивную игру, как модель современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодежи и взрослых.
Многие взрослые, приобщившись к спортивным играм в подростковом и юношеском возрасте, с удовольствием отдают свой досуг и отдых этим наиболее эмоциональным, пожалуй, видам двигательной активности человека.
В процессе занятий спортивной игрой баскетбол, развивается так же другие двигательные (физические) способности:
- скоростные;
- скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи и т. д.) ;
- выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто с высокой скоростью).
А так же всевозможные сочетания двигательных способностей:
- «взрывная сила»
- силовая и скоростная выносливость.
Поэтому считаю эту тему актуальной. Исходя из актуальности проблемы, определил цель работы:
Развитие двигательных (физических) способностей учащихся по средствам игры баскетбол.
Вышеназванные физические и психические качества и способности можно успешно развивать и совершенствовать, используя приведенные в этой работе физические упражнения и занимаясь адекватными видами спорта баскетбол. По своему воздействию спортивная игра баскетбол является наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека.
Специально подобранные игровые упражнения выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации).И это понятно. Особенностью спортивной игры баскетбол является мгновенная смена ситуаций, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Новизна опыта
Изложенный опыт по сравнению с традиционными методиками обучения и управления познавательной деятельностью учащихся требует от учителя индивидуализации в обучении, умения организовать и управлять учебной деятельностью каждого учащегося.
Сущность этой работы состоит в том чтобы, содействовать формированию у учащихся индивидуального двигательного опыта и развитию разносторонней физической подготовленности с учетом их возрастных возможностей.
Для этого решаются задачи расширения двигательного опыта за счёт овладения двигательными действиями избранного вида спорта (баскетбол) и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни. А также путём изменения и коррекции форм и методов обучения, дифференцированности образовательного процесса.
Автором разработаны контрольные упражнения по разделу баскетбол, карточки-задания для решения тактических задач и методические рекомендации по данному опыту.
Теоретическая база опыта
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания ( Джон.Р., Вуден. 1997 ).
Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)
При проведении уроков физической культуры в 5-11 классах, индивидуализация обучения и развития школьников имеет огромное значение. (Матвеев. Л.П. 1991 ). Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому ученику , конкретизацию задач учебно-воспитательной работы, варьирование ее методов с учетом как общего, так и индивидуального, особенного в личности каждого ученика. Такой подход не требует исключительно индивидуальных занятий с каждым учеником, он предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Для его осуществления на основе наблюдений, тестов физической подготовленности, данных врачебного контроля составляют характеристику ученика; затем разделить учащихся на группы по уровню развития двигательных качеств, учитывая состояние их физического развития. Так же необходимо учитывать не только физические, но и психические особенности каждого из них. В дальнейшем продолжается уточнение личностных характеристик учеников и поиск наиболее адекватных приемов работы с каждым, при этом главное внимание должно быть обращено на активизацию самостоятельной деятельности школьников. Периодически надо анализировать ход занятий и достигнутые результаты, вносить те или иные коррективы.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения, являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры. (В.А. Данилов. 1996. ,А.А. Шерстюк. 1991 )
Оптимальность и эффективность средств
К двигательными (физическими) качествами относятся сила, быстрота, координация, выносливость, ловкость, гибкость которые проявляются при выполнении конкретных двигательных действий. Очень важно развивать двигательные качества своевременно и правильно. Самые существенные изменения в развитии двигательных качеств происходит у учащихся 5-11 кл. В процессе развития организма прирост физических качеств происходит неравномерно. Существуют возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития определенных физических качеств. Возраст 12-14 лет наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств, 12-13 лет - координационных. В 11-12 лет благодаря подвижности нервной системы молодой организм быстро осваивает скоростные упражнения. На уроках физической культуры в любом возрасте решаю одновременно задачу освоения разученных ранее двигательных действий и развития двигательных качеств. Я считаю, что основа разучивания двигательного действия - многократное повторение отдельных движений и двигательного действия в целом. Если новое двигательное действие похоже на то, что ученик уже умеет делать, то для его разучивания ему потребуется меньше времени. Другими словами, чем больше у ученика двигательных умений, тем быстрее он освоит новые движения. Таким образом, не допустимо изучать технику движений без достаточного развития двигательных качеств. А уровень их развития может быть оценен только при выполнении двигательных действий, контрольных упражнений, тестов. Уровень владения техникой выполнения тех или иных упражнений в определенной мере способствует проявлению того или иного двигательного качества. Поэтому развитие двигательных качеств теснейшим образом связано с формированием двигательных навыков, закреплением и совершенствованием двигательных умений.
Опыт работы заставил искать новые формы оптимизации усвоения учебного материала на уроке. С этой целью я включаю знакомство с техническими приёмами и закрепление их в каждую часть урока - в водную, основную и заключительную не подменяя задач одной части урока задачами другой. На примере уроков по баскетболу (см. Приложение №6).
В водная часть. После объявления задачи урока, проводится разминка в движении в колонне по одному с мячами, упражнения подбираются в соответствии с возрастными возможностями учащихся (см. Приложение 1.)
Используя эти упражнения в разных сочетаниях учитель не только подготавливает учащихся к предстоящей работе , но и знакомит их с отдельными техническими приемами или закрепляет уже известные им. Таким образом, разминка естественно переходит в основную часть урока. Владея мячом на 10-12 мин. больше, чем при обычной разминке, учащиеся быстрее овладевают чувством мяча, у них лучше развиваются ловкость и координация движений. Сами упражнения вызывают большой интерес своим разнообразием и сложностью выполнения.
Конечно, не все ученики с одинаковой легкостью усваивают движения, требующие ловкости и координации. Но во - первых, ошибка одного ученика никому не мешает, т.к он работает с мячом самостоятельно. Во-вторых, сложным упражнениям предшествуют более простые - подготовительные. Например, перед обучением вращению мячом вокруг туловища, предлагается выполнить следующие упражнения:
- перебрасывание мяча из руки в руку;
- то же за спиной;
- перекладывание мяча из руки в руку за спиной, с последующим выносом его в сторону.
Кроме того, если предполагается в основной части урока работа по станциям, на одной из станции учащимся предлагают заняться трудными для них упражнениями под руководством учителя или более подготовленных товарищей.
По мере развития утомления в процессе занятия игровое мышление ухудшается, снижается качественность принимаемых решений, увеличивается время, затрачиваемое на выбор действии.
В то же время в подготовительной части занятия ЧСС не превышает 130 - 140 уд/мин. Поэтому именно здесь целесообразно применять подвижные игры, направленные на формирование умений анализировать складывающиеся игровые ситуации, осмысливать действия с мячом, видеть особенности конкретных моментов игры, занимать выгодные позиции, выходить на свободное место, растягивать фронт атаки. Игра, используемая в подготовительной части урока на мой взгляд, должна быть:
- командной;
- средней интенсивности ЧСС 130 - 140 уд/мин;
- развивающей игровое мышление (игрок находится перед выбором правильного решения в игровых ситуациях. )
- подготовительной ( подготовка всех систем организма к работе в основной части урока )
Игры: "Неподвижная цель ", "Поймай мяч партнера ", "Подвижная цель ", "Закати мяч в ворота ", "Баскетбол гусят". (см. Приложение №2 )
Работа по предлагаемой системе в вводной части урока с помощью подвижных игр помогает поддерживать на занятиях высокий эмоциональный настрой, повышает интерес к двигательной деятельности, к повышению уровня физической подготовленности (физических качеств - координации, скоростно-силовых, быстроты, ловкости, выносливости. )
Разученные в водной части урока технические приемы закрепляют в основной части включением их в различные эстафеты при разучивании передач в движении и бросков в корзину. Например, эстафету: ведение мяча - поворот на 360 - ведение между разметками (змейка) - передача партнеру.
Для выработки умения вести мяч на большой скорости и ориентироваться в пространстве использую ряд специальных упражнений (Приложение №3.) Подобные упражнения лучше применять во второй половине основной части урока, закрепляя разученный в ее первой половине материал. Опуская содержание основной части урока (разучивание передач, бросков в корзину с места и после ведения, штрафных бросков и простейших комбинаций ) отмечу, что желательно находить время для специальных индивидуальных общеразвивающих упражнений с мячом. Эти упражнения выполняются фронтальным способом или при работе по станциям , пример:
1 - станция. Повторение неудавшихся упражнений из вводной части урока и жонглирований мячом по выбору учащихся .
2 - станция. Ведение и броски мяча в корзину.
3 - станция. Выполнение штрафных бросков.
4 - станция. Выполнение специальных упражнений (Приложение №4.)
Если предполагается заниматься специальными упражнениями фронтальным способом, на них можно отвести 10 - 12 мин. . При работе по станциям переход от одной станции к другой через каждые 5 мин.. В этом случае работа по станциям будет содержанием основной части урока. Если занятие основной части урока проходит по методу круговой тренировки на станциях ,учащиеся делятся на четверки и пятерки, составленные из ребят, примерно равных по владению двигательными навыками и уровню развития игрового мышления. Организуя занятие по методу круговой тренировки (работы на станциях в четверках и пятерках) позволяет добиться высокой моторной плотности, решать проблемы связанные с нехваткой мячей. В этой части урока пульс ниже 160 уд/ мин не опускается.
Все эти упражнения, развивают различные физические качества (скоростно-силовые, быстрота, ловкость, координация) и позволяет лучше почувствовать мяч, обращаться с ним на ты.
Более сложные упражнения выполняются в колоннах, они пригодны для основной урока: Например:
4-5 колонн выстраиваются на линии штрафного броска лицом к центру зала. У всех учащихся в руках баскетбольные мячи.
1. Первый в колоннах подбрасывают мяч вверх - вперед, делают, ловят его и ведут в противоположный конец зала, делают передачу в стену, ловят мяч в прыжке и поворачиваются к своим колоннам. Когда все ученики выполнят упражнение, оно осуществляется в противоположную сторону. Методические указания: начинать упражнение только после того, как совершивший рывок ученик поймал мяч. Если мячей не хватает организовать встречное ведение, поставив перед колонной на противоположной стороне зала по одному ученику, которому и передают мяч для выполнения упражнения в обратном направлении.
2 . То же, но ловить мяч только после отскока от пола.
3 . То же, но старт разрешается только после отскока мяча от пола.
4 . Подбросить мяч вверх, выполнить рывок вперед на 2-3 шага, возвратится назад, и поймать мяч. Затем ведение мяча с прыжками на обеих ногах в противоположный конец зала.
5 . Прокатить мяч вперед, догнать его и начать ведение.
Используя предлагаемые упражнения в различных сочетаниях, довольно скоро даёт ощутимые результаты: учащиеся начинают уверенно для своего возраста владеть мячом в движении и ориентироваться в игровых ситуациях.
Если в урок включаем подвижные игры, их, конечно же, надо проводить с элементами баскетбола. Использовать можно следующие игры: "Квадрат", "Сторожа", "Добивалочки", "Передача по номерам ", "Быстрый прорыв", "Водное касание". (Приложение №2 ).
Подбираются такие игры, которые помимо развития двигательных навыков ,развития физических качеств, совершенствования действий в парах, тройках помогают решать задачи развития игрового мышления.
Заключительная часть урока. Основная направленность в этой части - закрепление полученных навыков и уровня физической подготовленности, отработка командно-тактических задач, анализ принимаемых решений ( ЧСС -не более 130 уд/мин.) Для этого используем следующие игры "Завладей мячом", "Нападение пятерками", "Массовый баскетбол", " Зонный баскетбол ", " Баскетбольные салочки", " Баскетбол двумя мячами", "Игра с гандикапом", "Нападение пятерками". (Приложение №2) В этой части урока используется так же, карточки-задания - эффективное средство развития игрового мышления (Приложение №5). Они так же, помогают решать тактические задачи и позволяют формировать учебные группы из ребят разных возможностей (например, четверки и пятерки для работы на станциях по методу круговой тренировки). Методика работы с карточками: соответственно степени тренированности и тактической грамотности учащихся следует учитывать не только сложность заданий, но и время решения тактической задачи.
Затем проводится рефлексия.
Результативность опыта
На уроках физической культуры уже седьмой год систематически веду контроль за динамикой физического развития и подготовленностью учащихся с помощью контрольных испытаний по тестам.
Результативность работы можно проследить используя тестовый контроль уровня физической подготовленности. Его проведение предполагается в начале и в конце учебного года. Полнота картины физического развития ученика достигается с помощью результатов выполнения ряда контрольных упражнений, которые я провожу каждую четверть. Фактором развития координационных способностей служит челночный бег (3/10 м.); развития силы -отжимание в упоре лежа (девочки), подтягивание из виса на перекладине (мальчики), скоростно-силовых способностей - прыжки в длину с места. Это позволяет дифференцированно подходить к выбору средств и методов для развития этих качеств, более точно определять дозировку нагрузки, давать индивидуальные задания на уроке и на дом.
Контроль за развитием этих способностей по разделу Баскетбол осуществляю используя комплекс специальных упражнений разработанных мной. Норматив для каждого упражнения определился в процессе индивидуальной работы с учащимися (см. таблицу №1)
Физическое качество | Контрольные упражнения | Класс | Уровень физической подготовленности | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
Скоростно -силовые | 1. Передача двумя от груди в стену на расстоянии 2,5/3 м. за 30 секунд | 6 7 8 9 | 17/16 18/17 18/17 19/18 | 18/17 19/18 19/18 20/19 | 19/18 20/19 21/20 22/21 |
Координация | 1. Броски после ведения и остановки, из 5 | 6 | 1 | 2 | 3 |
2. Броски в движении из 5бросков | 7 8 9 | 1 2 2 | 2 3 3 | 3 4 4 | |
3. Челночный бег с ведением, 3/10 | 6 7 | 9,5/9,7 9,3/9,6 | 9,2/9,4 9,0/9,3 | 8,9/9,2 8,6/9,0 | |
4. Ведение змейкой 2 по 15 м. | 8 9 | 9,8/10,2 9,8/10,0 | 9,4/9,8 9,6/9,8 | 8,9/9,4 8,7/9,6 |
Таблица №1
В течении четырех лет я применяю эти упражнения, по пяти видам упражнений во 2 и 3 четвертях в соответствии с программными требованиями контролируется обучение баскетболу, а так же освоение двигательных навыков. Подводя итоги выше сказанного хотелось отразить результаты которых я добился, работая по данной теме, подводя диагностику уровня физической подготовленности учащихся 5-11 кл. из графика , видно: в 1 четверти низкий уровень 40%, средний 35%, высокий 25%. Следующая была проведена во 2 четверти: низкий уровень 25%, средний 50%, высокий 25%; в 3 четверти низкий 15%, средний 32%, высокий 53%; в 4 четверти низкий 8%, средний 27%, высокий 65%.
Отсюда видно, что происходит развитие физических качеств, прослеживается динамика роста физической подготовленности учащихся.
В результате этой работы значительно активизировалась деятельность учащихся на уроке, школьники легче и быстрее усваивают и овладевают двигательными навыками и умениями. Повысилось качество знаний, а самое главное налицо укрепление здоровья и улучшение работоспособности школьников.
Результативность: 2010-2011 призовые места в районных соревнованиях в разных возрастных группах. 2011-2012 победители зональных и районных соревнований по баскетболу. 2012-2013 победители районных соревнований по КЭС-баскету и баскетболу.
Возможность тиражирования
Данный опыт работы могут использовать учителя физической культуры, руководители спортивных секций, тренера-преподаватели по баскетболу.
Приложение №1
Перечень упражнений для проведения разминки
в подготовительной части урока
1. Разновидность ходьбы: на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы; при этом руки с мячом вперед, вверх, за голову. Затем: руки вниз - вперед - вверх - за голову - опустить.
2. Подбрасывание мяча над собой и ловля его после хлопка руками перед грудью, затем за спиной, сверху, снизу.
3. Руки в стороны, переброска мяча из руки в руку над головой, сжимая освободившуюся кисть в кулак.
4. Мяч над головой, руки прямые. Рывки руками назад на каждый шаг.
5. Ходьба с вращением мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из руки в руку.
6. Ходьба с перекладыванием мяча из руки в руку под вереди стоящей ногой на каждый шаг.
7. Мяч в руках перед грудью. Поворот туловища вправо, мяч отводится правой рукой в сторону. То же в левую сторону.
8. Руки в стороны. Перекладывание мяча из руки в руку над головой.
9. Мяч в руках за головой. Ходьба выпадами.
10.Перекладывание мяча из руки в руку под прямой ногой, выполняющей мах вперед на каждый шаг.
11. Подбросить мяч перед собой до уровня головы и, отбив его правым бедром, поймать обеими руками. То же левым бедром.
12. Мяч в правой руке внизу - сбоку. Легко подбросить мяч вверх и, отбив его сбоку внешней стороной правой стопы, поймать обеими руками. То же левой стопой.
13. Отбивание мяча внутренней стороной стопы, правой, левой поочередно с ловлей мяча.
14. Передвигаясь выпадами, перекатывать мяч руками по полу поочередно правой и левой рукой.
15. В положении приседа перекатывание мяча за спиной.
16. Мяч держится обеими руками за спиной внизу .Перебросить мяч через голову и поймать его обеими руками перед грудью.
17. Перебрасывание мяча при ходьбе из руки в руку, постепенно разводя руки в стороны и сводя их.
18. То же с подбрасыванием мяча вверх над головой.
19. Подбросить мяч обеими руками над головой и после отскока от пола, слегка приседая, поймать его обеими руками на уровне пояса
20. То же; приседая, поймать мяч на уровне коленей, а затем голени.
21. Подбросить мяч над головой и, после поворота на 360, поймать мяч обеими руками. То же после отскока от пола.
22. Мяч в правой руке в низу. Подняв согнутую правую ногу, переложить мяч под бедром в левую руку. То же в другую сторону.
23. Ведение мяча по прямой перед собой, правым и левым боком вперед по движению, попеременно ведя мяч правой и левой рукой на разной высоте.
24. Ведение мяча, повернувшись спиной вперед.
25. Ведение мяча с высоким поднимание бедра и захлестыванием голени назад.
26. Одна часть класса останавливается и ведет мяч на месте попеременно правой и левой рукой. Другая часть класса ведет мяч между стоящими партнерами змейкой попеременно правой и левой рукой. Стоявших следует обходить, повернувшись к ним спиной, ведя мяч дальней от них рукой.
27. Прыжки на обеих ногах, зажав мяч между коленей.
Приложение № 2
Подвижные игры
Для подготовительной части урока
"Неподвижная цель". Две команды по 4-7 игроков располагаются на уменьшённой площадке. На полу, за линией поля лежит набивной мяч. Задача атакующей команды - попасть в него баскетбольным мячом. После каждого удачного броска команды меняются ролями. Побеждает команда, имеющая большее число попаданий в цель. Варианты: 1) на атаку отводится 20-25 сек.; 2) после результативного броска игроки остаются на прежних местах; 3) атаки проводятся без ведения мяча; 4) за попадание в набивной мяч с расстояния более 6 м. начисляют 2 очка.
"Поймай мяч партнёра". Участвуют две команды по 6-8 человек в каждой. Площадка для каждой команды - половина баскетбольной. По углам площадки кладут баскетбольные мячи. Команды выстраиваются в колонны по одному за направляющим (капитаном). По сигналу (свистку) направляющие начинают движение в обход своей площадки и, подходя к мячу, подбрасывают его в вверх. Задача второго игрока - поймать мяч и так же подбросить его вверх. Ловит мяч третий игрок и т.д. Задача команды - контролировать мяч (не допускать ударов мяча об пол), передвигаясь в обход. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок (ударов мяча об пол) за установленное время. Варианты: команды передвигаются бегом, прыжками на обеих ногах, спиной вперёд.
"Закати мяч в рот". Играют две команды по 5-8 человек на баскетбольной площадке. Задача игры - закатить мяч в ворота соперников. Ворота установлены на лицевых линиях баскетбольной площадки. игрокам разрешается передавать мяч друг другу, перекатывая мяч по полу. Ведение мяча и бег за ним запрещены. Если игрок нарушает правило, то с места нарушения назначается свободный бросок (как в гандболе). Игрокам защищающейся команды разрешается отбить мяч только на своей половине площадки. Побеждает команда, которая закатит больше мячей в ворота соперников в установленное время, Вариант: мяч разрешается передавать только с отскоком об пол.
Для основной части урока
"В одно касание". В квадрате 3х3 м. по углам располагаются 4 игрока - команда. Опорная нога каждого игрока находится на углу квадрата. По сигналу игроки начинают передавать мяч друг другу по воздуху в указанном направлении без задержки в руках. По сигналу направление передач меняется. И так несколько раз. Если мяч направлен неточно или игрок его не удержал, это считается ошибкой. По истечении установленного времени в игру вступает следующая четвёрка. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок. Варианты: 1) передачу выполнять с отскоком об пол; 2) передачу выполнять одной рукой или скрытно за спиной.
"Добивалочки". Играют две команды по два игрока. С линии штрафных бросков игроки одной команды выполняют по 5 бросков в кольцо. Игроки другой команды располагаются под кольцом. Их задача - добить мяч после отскока от щита или кольца в прыжке. За каждое точное попадание в кольцо команда получает 1 очко. После 10 бросков команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая первой наберёт 21 очко.
"Сторожа". В игре участвуют две команды по два игрока, каждый имеет мяч. Игроки одной команды, ведя мяч, защищают установленный на полу за их спинами флажок (кеглю). Задача игроков другой команды - не прекращая ведения, дотронутся свободной рукой до флажка, что приносит 1 очко. При заранее обусловленном счёте команды меняются ролями. Побеждает команда, которая добивается этого счёта быстрее. Варианты: сторожка, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствуют попаданию в обруч мяча игрока другой команды. Игроки атакующей команды, применяя ведение, стараются обмануть сторожей и послать мяч в обруч. Сторожам разрешается отбивать мяч свободной рукой.
Для заключительной части урока
"Массовый баскетбол". Группа делится на две команды. От каждой команды на площадке действуют 5 человек. Остальные участники игры располагаются за её пределами. Игроки в поле играют по правилам обычного баскетбола, но имеют право взаимодействовать передачами мяча со своими партнёрами, находящимися за пределами площадки.
" Нападение пятёрками". Играют три команды по 5 человек. Первая и вторая пятёрки организуют зонную защиту: одна - под одним щитом, другая - под другим, а третья пятёрка атакует то или иное кольцо. После забитого или перехваченного мяча третья и атакованная команды меняются ролями. Вариант: после заброшенного в кольцо или потерянного мяча атакующая и защищающаяся команды меняются ролями, но игра не останавливается, и ставшая теперь защищающейся (бывшая атакующая) команда может снова завладеть мячом. В таком случае она опять становится атакующей командой, а соперничающая с ней - защищающейся
"Зонный баскетбол". Играют две команды - нападающие и защитники. Баскетбольная площадка делится на 8 зон. В каждой зоне действуют по одному игроку от команды. Выбегать из зоны нельзя, а передавать мяч можно только игроку своей команды, находящемуся в соседней зоне. Игра в зоне ведётся по правилам баскетбола. Вариант: в каждой зоне действуют по два игрока от команды. Главное внимание уделяется взаимодействию партнёров. Можно ввести правило: мяч в следующую зону направляют только после передачи между игроками одной зоны.
Приложение №3
1. Упражнение с прямолинейным ведением и произвольной передачей.
Класс делится на четыре группы, стоящие в колоннах по углам зала, лицом к центру. У направляющего одной из колонн - баскетбольный мяч
По сигналу учителя ученик ведет мяч вдоль боковой линии, выполняет передачу первому игроку из второй колонны становится замыкающим в эту же колонну. Получивший мяч передает его без ведения вдоль лицевой линии направляющему третьей колонны и становится в ней замыкающим. Далее мяч ведут вдоль боковой линии в обратном направлении и передают в четвертую колонну и затем без ведения в первую колонну. Когда круг завершен, учитель предупреждает: "В игру вводится второй мяч! " Затем, не дожидаясь завершения круга, вводится третий, четвертый, пятый мячи, о чем предупреждают учащихся. Максимальное количество введенных мячей должно быть на два меньше, чем учеников в колоннах.
2. Упражнение с изменением направления при ведении мяча и произвольной передачей
Ученики, в зависимости от размеров зала, делятся на две или более группы. Каждая группа, в свою очередь, делится на две колонны, стоящие друг от друга примерно на 5 м. Перед колоннами на расстоянии 4 - 8 м становится учитель или наиболее подготовленный ученик. Все ученики одной из колонн, за исключением замыкающего, держат баскетбольные мячи.
Направляющий с места или после короткого ведения делает передачу учителю и в любом месте принимает от него встречную передачу, ведя мяч, обегает учителя и выполняет передачу направляющему другой колонны, становясь в ней замыкающим. Получивший мяч выполняет передачу замыкающему первой колонны и становится в ней замыкающим.
Очередные мячи передают учителю, как только он совершит передачу набегающему на него ученику. Темп упражнения может быть очень высоким и зависит как от расстояния между колоннами, так и от расстояния от колонн до учителя. Упражнение выполняется в обе стороны.
Упражнение вырабатывает реакцию на прием мяча, так как он попадает к ученику от учителя в любом месте и неожиданными способами: встречной прямой, высоким набросом, с отскоком от пола и т.д
Приложение № 4
Специальные упражнения
1. И.п. - сед, ноги прямые, мяч в руках перед грудью. Поднимая ноги до положения угла, перекладывать мяч под ногами из руки в руку справа налево и наоборот, по 6 - 8 раз поочередно.
2 И.п. - лежа на спине, руки вверху, мяч зажат ступнями ног. Приподнимая одновременно туловище и ноги, взять мяч в руки и лечь. Затем снова, приподнимаясь, зажать мяч ступнями и лечь, руки вверху.
3. И.п - сед, упор сзади, мяч зажат между ступнями. Перекат на спину и касание мячом пола за головой.Возвращение в и.п.
4. И.п - сед, ноги врозь, мяч на полу между ног. Наклоняясь вперед, перекладывать мяч руками возможно дальше вперед и обратно.
5. И.п. - сед, ноги врозь, голени отведены назад. Мяч в руках перед грудью внизу. Подбросить мяч вверх, одновременно вставая на колени, поймать и вернутся в и. п.
6. И.п. - сед, ноги скрестно, подбросить мяч вверх , встать, поймать и вернуться и и. п.
7. И.п. - стоя, мяч зажат ступнями. Подпрыгнуть, сведенными внутрь ступнями подбросить мяч и поймать его.
8. И.п. - стоя лицом к стене, мяч над головой. Бросок мяча в стену по навесной траектории и, после отскока мяча от стены, прыжок вверх, ноги врозь, пропустить мяч под ногами, успеть повернуться и поймать мяч после отскока от пола.
Приложение№5
Карточки – задания для решения тактических задач.
Разделяем карточки на три группы соответственно заданиям:
1) простым (для ситуаций, в которых игрок может принять только одно решение);
2) средней сложности (для ситуаций, допускающих 2 решения);
3) большой сложности (для ситуаций, в которых есть 3^4 решения).
В качестве примера приводим 28 карточек с заданиями: 1,3,6, 8, 9, 24, 26, 27 — простыми (для первого года обучения), 2, 4, 20, 21, 22, 23, 25, 28 — средней сложности, 5, 7,10, 11-19 — большой сложности. В карточках приняты следующие условные обозначения: ▲ — защитник; О — нападающий.
1. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 1). Какое следует принять решение: I — бросить мяч в кольцо; II — передать мяч игроку 2; III — подождать игрока 3? Указать вариант ответа.
2. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 2). Какое следует принять решение: I — атаковать кольцо самому; II — передать мяч игроку 2; III —- передать мяч игроку 3? Указать вариант ответа.
3. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 3). Какое следует принять решение: I — передать мяч партнеру; II — атаковать кольцо самому? Указать вариант ответа.
4. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 4) Целесообразно ли ему в данном случае передавать мяч игроку 2? I — да; II — нет. Указать вариант ответа.
5. Игрок 1 ведет мяч на чужой половине площадки (рис. 5) Какое следует принять решение: I — атаковать кольцо самому; II -— передать мяч игроку 2; III — передать мяч игроку 3; IV — передать мяч игроку 4? Указать вариант ответа.
6. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 6). Какое следует принять решение игроку 4 (защитнику): I — пойти на отбор мяча и помочь партнеру; II — держать игрока 3? Указать вариант ответа.
7. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 7). Какому игроку целесообразнее всего передать мяч, чтобы не сорвать атаку: I — игроку 2; II — игроку 3; III — игроку 4; IV — игроку 5? Указать вариант ответа.
8. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 8). Должен ли игрок 1 бросить мяч в кольцо? I — да; II -— нет. Указать вариант ответа.
9. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис, 9). Должен ли игрок 3 поддержать атаку и войти в зону нападения? I — да; II — нет. Указать вариант ответа.
10. Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадки (рис. 10). Какому игроку лучше всего ему передать мяч; I— игроку 2; II —- игроку 3; HJ — игроку 4; IV-— игроку 5? Указать вариант ответа.
11. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 11). В каком из указанных цифрами направлений следует передвигаться защитнику, чтобы помешать реализовать численное превосходство соперника: I — 1; II — 2; III — 3; IV — 4? Указать вариант ответа.
12. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 12 ). В каком направлении следует передвигаться правому защитнику для срыва атаки соперника: I — 1; II — 2; III — 3; IV — 4? Указать вариант ответа.
13. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 13). Кто из игроков защиты должен встретить игрока с мячом:
I — игрок 1; II — игрок 2; III — игрок 3; IV — никто? Указать вариант ответа.
14. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 14). Какое действие ему целесообразнее всего выполнить: I — передать мяч игроку 2; II — передать мяч игроку 3; III — передать мяч игроку 5; IV — самому атаковать кольцо? Указать вариант ответа.
15. Игрок 3 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 15). Какое решение должен принять игрок с мячом: I — выполнить повороты на месте;
II — атаковать самому;
III — передать мяч игроку 4;
IV — передать мяч игроку 5;
V — передать мяч игроку 2? Указать вариант ответа.
16. Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадки (рис. 16). В каком направлении целесообразнее всего передвигаться игроку 4 для развития атаки: 1 — 1; II — 2; III —3; [V—4? Укажите вариант ответа.
17. Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадки (рис. 17). Какое ему следует принять решение: I — передать мяч игроку 2; II — осуществить ведение мяча; III — передать мяч игроку 4; IV — передать мяч игроку 5? Указать вариант ответа.
18. Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 18). Какому игроку целесообразнее всего передать мяч: I — игроку 2; II — игроку 3; III — игроку 4; IV — игроку 5? Указать вариант ответа.
19. Игрок 5 владеет мячом на чужой половине площадки (рис. 19). Какое целесообразнее всего принять решение: I — атаковать кольцо самому; II — передать мяч игроку 4; III'— передать мяч игроку 3; IV — передать мяч игроку 1? Указать вариант ответа.
20. Игрок 1 владеет мячом в зоне нападения. Игроки 2 и 3 меняются местами (рис. 20). Что должны сделать защитники 4 и 5:1 — поменяться местами; II — поменять опекаемых игроков, оставаясь на своих местах? Указать вариант ответа.
21. Игрок 1 владеет мячом в зоне нападения (рис. 21). В каком направлении должен передвигаться игрок 2, чтобы обострить атаку: I — в направлении 2; II — в направлении 1; III — в направлении 3? Указать вариант ответа.
22. Игрок 1 владеет мячом в зоне защиты (рис. 22). В какую позицию лучше открыться игроку 2 для обострения атаки: I — в позицию 1; II — в позицию 2; \\\ — остаться на месте? Указать вариант ответа.
23. Игрок 1 ведет мяч в зоне нападения (рис. 23.). Защитнику под каким номером лучше встретить нападающего: I —под номером 2; II — под номером 3; III — обоим защитникам остаться опекать своих игроков? Указать вариант ответа,
24. Игрок 1 владеет мячом в зоне защиты (рис. 24 ). Что лучше сделать игроку 2:1 — помочь партнеру 3 отобрать мяч у игрока 1; II — остаться на месте и опекать своего игрока 4? Указать вариант ответа.
25. Игрок 1 ведет мяч в зоне нападения (рис. 25). Какой лучше выбрать вариант продолжения атаки: I — вести мяч самому и атаковать кольцо; II — сделать пере-
игроку 2; III — сделать передачу игроку 3? Указать вариант ответа.
26. Игрок 1 владеет мячом в зоне нападения (рис. 26). В каком направлении ему лучше передвигаться
обострения атаки: I — в направлении 1; II — в направлении 2? Указать вариант ответа.
27. Игрок 1 владеет мячом в зоне нападения (рис. 27). Что лучше предпринять ему: I — сделать передачу игроку 2; II — сделать передачу игроку 3; III — оставшись с мячом, подождать, пока партнеры войдут в зону? (Указать вариант ответа
28. Игрок 1 ведет мяч из зоны защиты в зону нападения по левому флангу атаки (рис. 28). Какое решение должен принять защитник 2: I — встретить игрока с мячом, передвигаясь в направлении 1; II— занять полу-позицию между игроками 1 и 3, передвигаясь в направле-2; III — остаться с игроком 3 и плотно его опекать? указать вариант ответа.
Ниже приведены ответы на поставленные в карточках-заданиях вопросы и объяснение причин их выбора. Ответы и пояснения составлены соответственно своему игровому опыту и уровню игрового мышления.
1. Ответ; I. Игрок находится под кольцом, не имея перед собой противоборствующего соперника.
2. Ответ: II. Игрок 2 находится ближе к кольцу, и никто его не опекает.
3. Ответ: II. Проход к кольцу свободен.
4. Ответ: II. При умелой игре защитник мяч перехватит, в случае броска игрок 2 поборется за отскочивший от
Щита мяч.
5. Ответ: III. Игрок 3 открыт, и зона его свободна. В других случаях вероятность потери мяча больше.
6. Ответ: II, Оба игрока находятся на одинаковом расстоянии от кольца. Поэтому игра «каждый с каждым» — более грамотное решение.
7. Ответ: I. Игрок 2 находится без опеки, и левый фланг более свободен, чем правый и центр.
8. Ответ: II. Игрок 2 находится в лучшей позиции.
9. Ответ: I. Центральная зона свободна, а игроки 1 и 2 сходятся под плотной опекой.
10. Ответ: III. Послать игрока 4 в отрыв—значит организовывать атаку команды без противодействия игроков обороны.
11. Ответ: III. Согласно тактике игры в обороне в случае релейного превосходства соперника защитник должен находиться в вершине треугольника между игроками 1 и 2.
12. Ответ: IV. Защитник должен находиться в вершине ^угольника между игроками 2 и 3.
13. Ответ: IV. У каждого игрока защиты есть свой подобный, находящийся к кольцу ближе, чем игрок с мячом. По этому лучше подождать дальнейшего развития атаки
14. Ответ: IV. Правила 3-секундной зоны допускают раку кольца только игроку, владеющему мячом.
15. Ответ: III. Игрок 4 находится в быстром отрыве, противники не успевают ему помешать.
16. Ответ: III. Передвижение на левый фланг расширяет от атаки и создает в центре свободное пространство.
17. Ответ: II, Риск перехвата мяча при его передаче вперед а свободная перед игроком зона создает благоприятные условия для дриблинга.
18. Ответ: II. Игрок 3 находится без опеки и на линии передачи.
19. Ответ: I. Находясь «один в один», игрок 5 должен брать инициативу в свои руки для обострения атаки. Вариант ответа: II — промежуточный пас.
20. Ответ: ||. Игрокам лучше остаться в своих зонах, чтобы не потерять игроков и закрыть позиции вблизи кольца.
21. Ответ: III, Игроки защиты практически не страхуют друг друга, поэтому надо использовать свободную зону под кольцом.
22. Ответ: II. Игрок 1 должен использовать шанс уйти в быстрый отрыв. Варианты I и III — пассивные позиции.
23. Ответ: I. Опекаемый игрок защитника 3 ближе к кольцу, поэтому лучше встретить нападающего игроку 2. Так безопаснее для своего кольца.
24. Ответ: II. Игрок 1 не создает опасности кольцу, поэтому необходимо плотно опекать своего игрока.
25. Ответ: I. Между игроками-защитниками образовался свободный коридор, так как они располагаются в линию. Необходимо использовать этот момент.
26. Ответ: I. Применяя дриблинг, игроку 1 надо использовать свободный левый фланг атаки для обострения ситуации.
27. Ответ: III. Правила средней линии игроку нарушать нельзя.
28. Ответ: II. Игрок 2 должен сдерживать атаку, так как подстраховать его некому, и занять позицию в вершине треугольника между игроками 1 и 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица нормативов по возрастным группам (требования к учащимся по развитию двигательных качеств).
Экспресс-тесты (требования к двигательным способностям учащихся 5-9 классы)....
Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроках ФК
методика организации круговой тренировки на уроках фк в школе...
«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».
Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...
Роль педагога в формировании потребности у учащихся в самостоятельном развитии двигательных качеств.
В данной статье акцентируется внимание на важной роли педагога в формировании у учащихся потребности в занятиях физической культурой и спортом....
Развитие двигательных качеств учащихся
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и люба...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...
Развитие двигательных качеств учащихся 9х классов на уроке физической культуры
Методическая разработка в помощь молодым учителям...