Конспект урока в начальной школе
план-конспект урока по физкультуре на тему

Волков Алексей Сергеевич

Конспект урока

Опасности которые готовит нам природа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шейкина Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ с. Васильевка  Самарской области

     

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ТЕМА:      ОПАСНОСТИ,  КОТОРЫЕ ГОТОВИТ НАМ ПРИРОДА.

ЦЕЛИ    1. Познакомить учащихся с опасными природными явлениями (ураган, смерч, буря, гроза, молния)

           2. Познакомить  учащихся с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера.

              3. Развивать речь, память, логическое мышление.

              4. Воспитывать  ответственное отношение к собственной безопасности.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Компьютер, проектор, презентация к занятию

Х О Д    У Р О К А:

1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, совсем недавно на уроках окружающего мира мы с вами изучали тему   « Почему идёт дождь, и дует ветер?» На этих уроках нам помогали Муравьишка и Мудрая Черепаха. Сегодня они решили напомнить нам о том, что мы с вами уже знаем, и рассказать нам кое-что новенькое. Но для начала давайте отгадаем загадки, которые приготовила нам Мудрая Черепаха.

(Работа по слайду № 2.  Учитель читает загадки, отгадки появляются на слайде «по щелчку»)   

Не пешеход он, а идёт.                      Налетела, нашумела,         Невидимка озорной

Мокнут люди у ворот,                         Всё промыла и ушла.         Всё играет он с травой.

Ловит дворник его в кадку.                 И сады, и огороды              Листья в воздухе кружит

Очень трудная загадка!                      Всей  округи полила.          И куда-то всё спешит.

       -  Молодцы, ребята! Вы отлично справились с загадками Мудрой Черепахи. А теперь давайте посмотрим, что за вопросы приготовил нам Муравьишка. (Работа по слайду №3)

      ( Учащиеся вместе с учителем повторяют пройденный ранее материал)

    - Как мы можем  одним словом назвать дождь и ветер? (Явления природы)

    - Какие явления природы вы ещё знаете? (Выслушиваются ответы учащихся) 

 - Давайте с Вами послушаем небольшой отрывок из одной очень известной песни.

(Слайд №4. Звучит отрывок песни из кинофильма служебный роман» «У природы нет плохой погоды», на экране сменяются фото с изображением природы).

     - Мы  очень часто, ведя разговор о природе, употребляем слова: «Природа - наш друг», но, несмотря на это в повседневной жизни возникают ситуации, которые несут для человека опасность. Сегодня Муравьшка и Мудрая Черепаха хотят Вам рассказать  о тех опасностях, которые готовит нам природа, как вести себя в таких ситуациях.

  1. Основная часть  занятия

- Посмотрите, пожалуйста, что изображено на слайде. (Работа по слайду № 5 )

- Почему эти ситуации Мудрая Черепаха называет опасными? (Выслушиваются ответы учащихся) 

- По – другому, эти ситуации мы называем чрезвычайными.

- Муравьишка хочет Вам рассказать о том, чем может быть опасен ветер, но сначала послушайте стихотворение. (Заранее подготовленный уч-ся читает стихотворение  Ю Ефремова)

Есть ребята, добрый ветер,

Есть, ребята, ветер злой.

Если добрый - солнце светит,

Если злой - спешим домой.

Злой – летит, и сразу слышно-

Надвигается беда:

Градом бьет, срывает крыши,

Обрывает провода.

Злой – песок в глаза швыряет,

Вечер делает из дня.

- Как вы думаете, какой ветер автор этого стихотворения называет «злым»?

(Выслушиваются ответы учащихся)

- Послушайте, что  хочет рассказать Вам Муравьишка. (Работа по слайду № 6)

- Ураган, тайфун, буря, смерч – все эти слова обозначают сильный ветер.

- Бури начинаются внезапно и также быстро оканчиваются, их действие характеризуется огромной разрушительной силой. Ветер налетает неожиданно, на улице становится намного темнее. Бури бывают пыльные (песчаные), беспыльные и снежные.

- Ураган (тайфун) -  ветер, разрушительной силы. Двигается ураган со скоростью  больше чем, 120 км/ч. Ураганы разрушают здания, вырывают с корнем деревья, сносят лёгкие строения, обрывают провода, повреждают мосты и дороги. Ураган может свирепствовать до з-х недель.

- Смерч – это особый и очень опасный ветер. Он может случиться и на суше, и на море. По внешнему виду он напоминает гигантскую воронку.  Смерч столбом, винтом закручивает всё, встречается на его пути. Внутри столба ветер крутится с такой силой, что может, как травинку,  вырвать с корнем огромное дерево, поднять в воздух, как детскую игрушку, тяжёлую грузовую машину, разрушить дома, натворить много бед.

- Теперь послушайте советы Мудрой Черепахи о том, как нужно вести вовремя опасных ветров.  (Слайд № 7)

  • Лучше всего переждать бурю, смерч, ураган в убежище, заранее подготовленном укрытии или в подвале.
  • Если вы оказались на улице, держитесь подальше от зданий, столбов, деревьев.
  • Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке, лучше спрятаться под укрытием, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление.
  • Если вы едете на машине по открытому пространству, необходимо остановиться, но нельзя покидать автомобиль. Нужно плотнее закрыть дверцы и окна.
  • Если вы едете в городском транспорте, необходимо покинуть его и найти убежище
  • Когда ветер стих, нельзя  сразу выходить из убежища, так как через несколько минут шквал может повториться. Кроме этого, опасность  представляют  падающие ветки, оборванные провода, нависающие предметы.

  1. Физкультминутка.

  1. Продолжение работы над темой занятия.

- Мы с вами уже вспоминали такое природное явление, как «гроза». Давай те ещё раз вспомним, что такое гроза?     (Выслушиваются ответы учащихся) 

- А Муравьишка продолжает свой рассказ. Обычно гроза бывает в жаркий летний день. Поднялся сильный ветер, хлынул ливень, засверкала молния, загрохотал гром.  В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие, и мужчины, и взрослые. Люди тогда считали, что это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома.

(Далее заранее подготовленные уч-ся читает стихотворение)

Говорила туча туче:

-Прочь с дороги пар летучий!

Ты не видишь – я спешу.

Налечу и сокрушу!

Раскатился смех в ответ:

- Уступить дорогу? Нет!

Гряну саблей громовой –

И простишься с головой!

Не пугай на этот случай

У меня заряд гремучий.

Буду биться я с тобой

Электрической стрелой.

Почернели обе тучи,

Лбы что каменные кручи.

И как в поле два быка,

Сшиблись в небе облака.

Вмиг вокруг все потемнело.

В страхе мир закрыл глаза.

Обе тучи то и дело

Мечут огненные стрелы,

Насмерть саблями разя.

Покатил по небу гром,

Сотрясая всё кругом,

Тут сверкает, блещет там –

Трах! – и небо пополам!

И дрожат леса, поля:

Вдруг расколется Земля?!

- Ребята, а как вы думаете, что опасней, гром или молния? Почему? (Выслушиваются ответы учащихся).

- Совершенно верно. Гроза, прежде всего, опасна молнией. Прямое попадание для человека может закончиться трагически. Опасен и сильный ветер во время грозы, ломающий ветви деревьев и повреждающий различные строения. А как вы думаете, почему?

- Кроме этого опасен для человека и сильный ливень с градом.

- В грозу сначала видишь молнию, а потом слышишь удар грома, потому что свет распространяется быстрее звука. Молния – это гигантская электрическая искра. Электрический разряд может возникать между двумя частями одной тучи, между соседними тучами. Но не только. Если он возникает между тучей и землей, то молния ищет наиболее короткий путь и ударяет в самый высокий предмет на поверхности земли — в высотное здание или дерево, одиноко стоящее в поле. Большинство высотных зданий оборудуют специальными громоотводами, которые отводят электричество в землю, спасая сооружения от попадания молнии. Молнии, как известно, приносят и пользу. Они очищают и освежают воздух. Очень легко и свежо дышится после грозы.

- Ребята, совсем недавно мы с вами читали сказку В.Сутеева «Под грибом», в которой рассказывалось, как животные прятались во время грозы под грибом. Под грибом мы с вами спрятаться, конечно, не сможем. Как вы думаете, можно ли во время грозы спрятаться под деревом?

(Слайд № 8) (Выслушиваются ответы учащихся)

- Молния всегда выбирает самый короткий путь к земле и обычно поражает высокие предметы, поэтому в горах во время грозы нужно избегать гребней и выступов, а в поле, степи — холмов и курганов. Ни в коем случае нельзя прятаться от грозы под деревом, особенно отдельно растущим и высоким. Чаще всего молния попадает в высокие дубы и тополя, реже попадает в ель и сосну.

- Кроме обычной молнии, которую мы с вами привыкли видеть во время грозы, существует шаровая молния, которая ведёт себя очень непредсказуемо. (Слайд № 9)

- Шаровая молния  может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях, проникнув туда через очень маленькие отверстия,  узкие щели. Светящиеся шары голубого, зелёного, жёлтого, красного  цвета могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-либо предметом. Размеры её могут быть от несколько сантиметров до нескольких метров. Она обычно  легко парит или катится над землёй, иногда подскакивает. Шаровая молния  может появиться и исчезнуть, не нанеся вреда человеку и помещению.

- Для того чтобы мы с вами вовремя грозы были в безопасности, Мудрая Черепаха подготовила Памятку.  (Слайды № 10-11)

1.  При признаках приближающейся грозы лучше переждать её дома.

2. Если вы находитесь в помещении во время грозы нужно отключить электрические приборы, телефон, радио, телевизор и закрыть окна и двери.

3. Держитесь подальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если вы вовремя грозы оказались на улице, лучше всего укрыться в здании.

5. Если собирается гроза, а вы находитесь  в лесу, на берегу реки или в поле, лучше всего поспешить домой.

6. Купаться во время грозы очень опасно, так как голова будет самым «возвышенным» предметом на поверхности пруда или озера.

7. Если гроза застала в водоёме, немедленно выбирайтесь и отходите подальше от воды.

8. Если вы оказались в открытом поле во время грозы, остановитесь где-либо в низине, канаве, яме, но не прячьтесь под одиночными деревьями.

9. При отсутствии укрытия необходимо лечь на землю (лучше на сухом песчаном грунте, вдали от водоёма).

10. Если вы находитесь на возвышенном месте, в горах, спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди камней.

11. Если вы едете  в автомобиле, нужно остановиться и оставаться внутри, закрыв окна.

12. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, остановитесь  и переждите грозу вдали от него.

13. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не дотрагивайтесь до неё и не убегайте.

6. Заключительная часть. Подведение итогов. (Слайд № 12) Бывает так, что именно от нас зависит жизнь другого человека, от нашего умения вести себя в чрезвычайной ситуации, от наших знаний или наших действий. Я думаю, что Муравьишка и Мудрая Черепаха помогли нам узнать сегодня много нового.

- Что из их рассказа вам запомнилось больше всего?

- Что интересного узнали?

- Ребята, как вы думаете, что самое основное в рассказе наших помощников?

Используемая литература:

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам  безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (В помощь школьному учителю). 
  2. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1- 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Мастерская  учителя).
  3. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам  безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
  5. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 3 класс. К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» - М.:Экзамен, 2005 – 288 с.
  6. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:Экзамен,2006.
  7.  Тихомирова Н.Ф.   Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3. – М.: Педагогический  Университет «Первое сентября», 2005.

Ресурсы, использованные при оформлении презентации:

Фон

Муравьишка – Сканкопия из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».- М.: Изд-во «Детская литература», 1990 (Рисунки автора)

Мудрая Черепаха – Сканкопия их книги «Сказки о зверятах». – М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003 (Автор рисунков не указан)

Слайд 1      http://www.dialogweb.ru/UserFiles/Image/temp%20novosti2/les2.jpg - лесные пожары

                http://www.zoosaratov.ru/files/dog/ks80413int.jpg  – гроза

                    http://prv-2008-03.photosight.ru/11/pv_2587211.jpg     - паводок

                    http://forum.travelforlife.ru/news/storm1.jpg   - ураган

Слайд 2      http://allday.ru/uploads/posts/thumbs/1209406854_0680_0002.jpg 

Слайд 3      http://img-2004-03.photosight.ru/06/427375.jpg  - дождь

                    http://www.ab.ru/~slava/my_photo/picture/05534_800.jpg    -ветер

Слайд 4      http://foto.irkutsk.ru/photo/77/2709/q1.jpg   – радуга

                    http://www.russianamerica.com/ic/img.lenta.ru/news/2008/05/30/nebraska/picture.jpg - ненастье

                           http://img-2007-06.photosight.ru/13/2143098.jpg - летний дождь

                    http://rabstol.ru/wallpapers/b0a2c3000d7b57ce7d86ae16af0b6244/2786_1.jpg  - зима

                    фото из личного архива

Слайд 5    http://img-2003-05.photosight.ru/19/212190.jpg    - перед грозой

                    http://www.reklama-mama.ru/fototusa/2008/080507143457S170704747.jpg   - пожар

                   http://i015.radikal.ru/0807/5b/aa9ec2d97f17.jpg   - гроза

Слайд 6    http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2008/07/09/003.jpg   - смерч

                    http://forum.travelforlife.ru/news/storm1.jpg   - ураган

                   http://3d.at.ua/_ph/70/2/502867451.jpg  – снежная буря

Слайд 8     http://nous.clan.su/images/lca.jpg - шаровые молнии

                   http://www.kp.ru/upimg/logo/265463.jpg  – шаровая 1

                    http://img-fotki.yandex.ru/get/12/lupuse.0/0_6b97_a3a428b4_L.jpg   -  шаровая молния

Слайд 9     Сканкопия из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».- М.: Изд-во «Детская литература»,                  1990 (Рисунки автора)

Слайд 10  травка - http://www.lenagold.ru/fon/clipart/t/trav/trava01.jpg

http://file026.mylivepage.com – « У природы нет плохой погоды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"

Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...

Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"

Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"...

План-конспект урока в начальной школе на тему: "Рождество"

Материал может быть использован в начальной школе....

Конспекты уроков для начального образования в коррекционной школе VIII вида.

Конспект урока по Чтению.Конспект урока по Русскому языку....

Конспекты уроков в начальной школе

Эти конспекты были использованы мной на преддипломной практике...