Конспект урока в начальной школе
план-конспект урока по физкультуре на тему
Конспект урока
Опасности которые готовит нам природа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шейкина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Васильевка Самарской области
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ГОТОВИТ НАМ ПРИРОДА.
ЦЕЛИ 1. Познакомить учащихся с опасными природными явлениями (ураган, смерч, буря, гроза, молния)
2. Познакомить учащихся с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера.
3. Развивать речь, память, логическое мышление.
4. Воспитывать ответственное отношение к собственной безопасности.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, презентация к занятию
Х О Д У Р О К А:
1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.
- Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, совсем недавно на уроках окружающего мира мы с вами изучали тему « Почему идёт дождь, и дует ветер?» На этих уроках нам помогали Муравьишка и Мудрая Черепаха. Сегодня они решили напомнить нам о том, что мы с вами уже знаем, и рассказать нам кое-что новенькое. Но для начала давайте отгадаем загадки, которые приготовила нам Мудрая Черепаха.
(Работа по слайду № 2. Учитель читает загадки, отгадки появляются на слайде «по щелчку»)
Не пешеход он, а идёт. Налетела, нашумела, Невидимка озорной
Мокнут люди у ворот, Всё промыла и ушла. Всё играет он с травой.
Ловит дворник его в кадку. И сады, и огороды Листья в воздухе кружит
Очень трудная загадка! Всей округи полила. И куда-то всё спешит.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с загадками Мудрой Черепахи. А теперь давайте посмотрим, что за вопросы приготовил нам Муравьишка. (Работа по слайду №3)
( Учащиеся вместе с учителем повторяют пройденный ранее материал)
- Как мы можем одним словом назвать дождь и ветер? (Явления природы)
- Какие явления природы вы ещё знаете? (Выслушиваются ответы учащихся)
- Давайте с Вами послушаем небольшой отрывок из одной очень известной песни.
(Слайд №4. Звучит отрывок песни из кинофильма служебный роман» «У природы нет плохой погоды», на экране сменяются фото с изображением природы).
- Мы очень часто, ведя разговор о природе, употребляем слова: «Природа - наш друг», но, несмотря на это в повседневной жизни возникают ситуации, которые несут для человека опасность. Сегодня Муравьшка и Мудрая Черепаха хотят Вам рассказать о тех опасностях, которые готовит нам природа, как вести себя в таких ситуациях.
- Основная часть занятия
- Посмотрите, пожалуйста, что изображено на слайде. (Работа по слайду № 5 )
- Почему эти ситуации Мудрая Черепаха называет опасными? (Выслушиваются ответы учащихся)
- По – другому, эти ситуации мы называем чрезвычайными.
- Муравьишка хочет Вам рассказать о том, чем может быть опасен ветер, но сначала послушайте стихотворение. (Заранее подготовленный уч-ся читает стихотворение Ю Ефремова)
Есть ребята, добрый ветер,
Есть, ребята, ветер злой.
Если добрый - солнце светит,
Если злой - спешим домой.
Злой – летит, и сразу слышно-
Надвигается беда:
Градом бьет, срывает крыши,
Обрывает провода.
Злой – песок в глаза швыряет,
Вечер делает из дня.
- Как вы думаете, какой ветер автор этого стихотворения называет «злым»?
(Выслушиваются ответы учащихся)
- Послушайте, что хочет рассказать Вам Муравьишка. (Работа по слайду № 6)
- Ураган, тайфун, буря, смерч – все эти слова обозначают сильный ветер.
- Бури начинаются внезапно и также быстро оканчиваются, их действие характеризуется огромной разрушительной силой. Ветер налетает неожиданно, на улице становится намного темнее. Бури бывают пыльные (песчаные), беспыльные и снежные.
- Ураган (тайфун) - ветер, разрушительной силы. Двигается ураган со скоростью больше чем, 120 км/ч. Ураганы разрушают здания, вырывают с корнем деревья, сносят лёгкие строения, обрывают провода, повреждают мосты и дороги. Ураган может свирепствовать до з-х недель.
- Смерч – это особый и очень опасный ветер. Он может случиться и на суше, и на море. По внешнему виду он напоминает гигантскую воронку. Смерч столбом, винтом закручивает всё, встречается на его пути. Внутри столба ветер крутится с такой силой, что может, как травинку, вырвать с корнем огромное дерево, поднять в воздух, как детскую игрушку, тяжёлую грузовую машину, разрушить дома, натворить много бед.
- Теперь послушайте советы Мудрой Черепахи о том, как нужно вести вовремя опасных ветров. (Слайд № 7)
- Лучше всего переждать бурю, смерч, ураган в убежище, заранее подготовленном укрытии или в подвале.
- Если вы оказались на улице, держитесь подальше от зданий, столбов, деревьев.
- Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке, лучше спрятаться под укрытием, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление.
- Если вы едете на машине по открытому пространству, необходимо остановиться, но нельзя покидать автомобиль. Нужно плотнее закрыть дверцы и окна.
- Если вы едете в городском транспорте, необходимо покинуть его и найти убежище
- Когда ветер стих, нельзя сразу выходить из убежища, так как через несколько минут шквал может повториться. Кроме этого, опасность представляют падающие ветки, оборванные провода, нависающие предметы.
- Физкультминутка.
- Продолжение работы над темой занятия.
- Мы с вами уже вспоминали такое природное явление, как «гроза». Давай те ещё раз вспомним, что такое гроза? (Выслушиваются ответы учащихся)
- А Муравьишка продолжает свой рассказ. Обычно гроза бывает в жаркий летний день. Поднялся сильный ветер, хлынул ливень, засверкала молния, загрохотал гром. В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие, и мужчины, и взрослые. Люди тогда считали, что это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома.
(Далее заранее подготовленные уч-ся читает стихотворение)
Говорила туча туче:
-Прочь с дороги пар летучий!
Ты не видишь – я спешу.
Налечу и сокрушу!
Раскатился смех в ответ:
- Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой –
И простишься с головой!
Не пугай на этот случай
У меня заряд гремучий.
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.
Почернели обе тучи,
Лбы что каменные кручи.
И как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Вмиг вокруг все потемнело.
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.
Покатил по небу гром,
Сотрясая всё кругом,
Тут сверкает, блещет там –
Трах! – и небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется Земля?!
- Ребята, а как вы думаете, что опасней, гром или молния? Почему? (Выслушиваются ответы учащихся).
- Совершенно верно. Гроза, прежде всего, опасна молнией. Прямое попадание для человека может закончиться трагически. Опасен и сильный ветер во время грозы, ломающий ветви деревьев и повреждающий различные строения. А как вы думаете, почему?
- Кроме этого опасен для человека и сильный ливень с градом.
- В грозу сначала видишь молнию, а потом слышишь удар грома, потому что свет распространяется быстрее звука. Молния – это гигантская электрическая искра. Электрический разряд может возникать между двумя частями одной тучи, между соседними тучами. Но не только. Если он возникает между тучей и землей, то молния ищет наиболее короткий путь и ударяет в самый высокий предмет на поверхности земли — в высотное здание или дерево, одиноко стоящее в поле. Большинство высотных зданий оборудуют специальными громоотводами, которые отводят электричество в землю, спасая сооружения от попадания молнии. Молнии, как известно, приносят и пользу. Они очищают и освежают воздух. Очень легко и свежо дышится после грозы.
- Ребята, совсем недавно мы с вами читали сказку В.Сутеева «Под грибом», в которой рассказывалось, как животные прятались во время грозы под грибом. Под грибом мы с вами спрятаться, конечно, не сможем. Как вы думаете, можно ли во время грозы спрятаться под деревом?
(Слайд № 8) (Выслушиваются ответы учащихся)
- Молния всегда выбирает самый короткий путь к земле и обычно поражает высокие предметы, поэтому в горах во время грозы нужно избегать гребней и выступов, а в поле, степи — холмов и курганов. Ни в коем случае нельзя прятаться от грозы под деревом, особенно отдельно растущим и высоким. Чаще всего молния попадает в высокие дубы и тополя, реже попадает в ель и сосну.
- Кроме обычной молнии, которую мы с вами привыкли видеть во время грозы, существует шаровая молния, которая ведёт себя очень непредсказуемо. (Слайд № 9)
- Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях, проникнув туда через очень маленькие отверстия, узкие щели. Светящиеся шары голубого, зелёного, жёлтого, красного цвета могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-либо предметом. Размеры её могут быть от несколько сантиметров до нескольких метров. Она обычно легко парит или катится над землёй, иногда подскакивает. Шаровая молния может появиться и исчезнуть, не нанеся вреда человеку и помещению.
- Для того чтобы мы с вами вовремя грозы были в безопасности, Мудрая Черепаха подготовила Памятку. (Слайды № 10-11)
1. При признаках приближающейся грозы лучше переждать её дома.
2. Если вы находитесь в помещении во время грозы нужно отключить электрические приборы, телефон, радио, телевизор и закрыть окна и двери.
3. Держитесь подальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
4. Если вы вовремя грозы оказались на улице, лучше всего укрыться в здании.
5. Если собирается гроза, а вы находитесь в лесу, на берегу реки или в поле, лучше всего поспешить домой.
6. Купаться во время грозы очень опасно, так как голова будет самым «возвышенным» предметом на поверхности пруда или озера.
7. Если гроза застала в водоёме, немедленно выбирайтесь и отходите подальше от воды.
8. Если вы оказались в открытом поле во время грозы, остановитесь где-либо в низине, канаве, яме, но не прячьтесь под одиночными деревьями.
9. При отсутствии укрытия необходимо лечь на землю (лучше на сухом песчаном грунте, вдали от водоёма).
10. Если вы находитесь на возвышенном месте, в горах, спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди камней.
11. Если вы едете в автомобиле, нужно остановиться и оставаться внутри, закрыв окна.
12. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, остановитесь и переждите грозу вдали от него.
13. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не дотрагивайтесь до неё и не убегайте.
6. Заключительная часть. Подведение итогов. (Слайд № 12) Бывает так, что именно от нас зависит жизнь другого человека, от нашего умения вести себя в чрезвычайной ситуации, от наших знаний или наших действий. Я думаю, что Муравьишка и Мудрая Черепаха помогли нам узнать сегодня много нового.
- Что из их рассказа вам запомнилось больше всего?
- Что интересного узнали?
- Ребята, как вы думаете, что самое основное в рассказе наших помощников?
Используемая литература:
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1- 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Мастерская учителя).
- Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 3 класс. К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» - М.:Экзамен, 2005 – 288 с.
- Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:Экзамен,2006.
- Тихомирова Н.Ф. Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3. – М.: Педагогический Университет «Первое сентября», 2005.
Ресурсы, использованные при оформлении презентации:
Фон
Муравьишка – Сканкопия из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».- М.: Изд-во «Детская литература», 1990 (Рисунки автора)
Мудрая Черепаха – Сканкопия их книги «Сказки о зверятах». – М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003 (Автор рисунков не указан)
Слайд 1 http://www.dialogweb.ru/UserFiles/Image/temp%20novosti2/les2.jpg - лесные пожары
http://www.zoosaratov.ru/files/dog/ks80413int.jpg – гроза
http://prv-2008-03.photosight.ru/11/pv_2587211.jpg - паводок
http://forum.travelforlife.ru/news/storm1.jpg - ураган
Слайд 2 http://allday.ru/uploads/posts/thumbs/1209406854_0680_0002.jpg
Слайд 3 http://img-2004-03.photosight.ru/06/427375.jpg - дождь
http://www.ab.ru/~slava/my_photo/picture/05534_800.jpg -ветер
Слайд 4 http://foto.irkutsk.ru/photo/77/2709/q1.jpg – радуга
http://www.russianamerica.com/ic/img.lenta.ru/news/2008/05/30/nebraska/picture.jpg - ненастье
http://img-2007-06.photosight.ru/13/2143098.jpg - летний дождь
http://rabstol.ru/wallpapers/b0a2c3000d7b57ce7d86ae16af0b6244/2786_1.jpg - зима
фото из личного архива
Слайд 5 http://img-2003-05.photosight.ru/19/212190.jpg - перед грозой
http://www.reklama-mama.ru/fototusa/2008/080507143457S170704747.jpg - пожар
http://i015.radikal.ru/0807/5b/aa9ec2d97f17.jpg - гроза
Слайд 6 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2008/07/09/003.jpg - смерч
http://forum.travelforlife.ru/news/storm1.jpg - ураган
http://3d.at.ua/_ph/70/2/502867451.jpg – снежная буря
Слайд 8 http://nous.clan.su/images/lca.jpg - шаровые молнии
http://www.kp.ru/upimg/logo/265463.jpg – шаровая 1
http://img-fotki.yandex.ru/get/12/lupuse.0/0_6b97_a3a428b4_L.jpg - шаровая молния
Слайд 9 Сканкопия из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».- М.: Изд-во «Детская литература», 1990 (Рисунки автора)
Слайд 10 травка - http://www.lenagold.ru/fon/clipart/t/trav/trava01.jpg
http://file026.mylivepage.com – « У природы нет плохой погоды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"
Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...
Конспект занятия в начальной школе "История о том, как Художник и Кисточка пригласили гостей, и что произошло дальше..."
Представление-игра для учащихся 1-го и 4-го классов....
Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"
Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"...
План-конспект урока в начальной школе на тему: "Рождество"
Материал может быть использован в начальной школе....
Конспекты уроков для начального образования в коррекционной школе VIII вида.
Конспект урока по Чтению.Конспект урока по Русскому языку....
Конспект мероприятия в начальной школе "Дети. Движение.Дорога".
Посвящение первоклассников в пешеходы...
Конспекты уроков в начальной школе
Эти конспекты были использованы мной на преддипломной практике...